Запросы финансового управляющего при банкротстве гражданина

Запросы финансового управляющего при банкротстве гражданина

Запросы финансового управляющего при банкротстве гражданина

Запросы финансового управляющего при банкротстве гражданина

Статья 213.9. Финансовый управляющий

(введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 213.9

1. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.

2. Финансовый управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина.

Арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном статьей 45 настоящего Федерального закона, с учетом положений статьи 213.4 настоящего Федерального закона и настоящей статьи.

3. Вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов, установленных статьей 20.6 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, независимо от срока, на который была введена каждая процедура.

4. Выплата фиксированной суммы вознаграждения финансовому управляющему осуществляется за счет средств гражданина, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Выплата суммы процентов, установленных статьей 20.6 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет денежных средств, полученных в результате исполнения плана реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

При наличии разногласий, возникающих между финансовым управляющим, гражданином и кредиторами по вопросу оплаты услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, данные разногласия разрешаются в порядке, установленном пунктом 5 статьи 20.7 и пунктом 1 статьи 60 настоящего Федерального закона.

5. Требование о заключении финансовым управляющим дополнительного договора обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве гражданина, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на финансового управляющего обязанностей в деле о банкротстве гражданина, не применяется.

6. Финансовый управляющий вправе привлекать за счет имущества должника других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Арбитражный суд выносит определение о привлечении других лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству финансового управляющего при условии, что финансовым управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг, а также при согласии гражданина.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ходатайство финансового управляющего должно быть рассмотрено арбитражным судом в десятидневный срок с даты его поступления.

О дате и месте судебного заседания арбитражный суд уведомляет лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, в порядке, установленном процессуальным законодательством. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению ходатайства финансового управляющего.

При согласии конкурсного кредитора, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченного органа на оплату за их счет услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим, рассмотрение указанного вопроса арбитражным судом не требуется. Финансовый управляющий не вправе давать такое согласие от своего имени.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

7. Финансовый управляющий вправе:

Сделки граждан, не являющихся ИП, заключенные до 01.10.2015 с целью причинить вред кредиторам, оспариваются на основании ст. 10 ГК РФ в рамках дела о банкротстве гражданина (ФЗ от 29.06.2015 N 154-ФЗ).

подавать в арбитражный суд от имени гражданина заявления о признании недействительными сделок по основаниям, предусмотренным статьями 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, а также сделок, совершенных с нарушением настоящего Федерального закона;

заявлять возражения относительно требований кредиторов;

участвовать в ходе процедуры реструктуризации долгов в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне гражданина во всех делах в судах по спорам, касающимся имущества (в том числе о взыскании денег с гражданина или в пользу гражданина, об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина);

получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления;

требовать от гражданина информацию о его деятельности по исполнению плана реструктуризации долгов гражданина;

созывать собрание кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений гражданина в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии мер по обеспечению сохранности имущества гражданина, а также об отмене таких мер;

заявлять отказ от исполнения сделок гражданина в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

получать информацию из бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй в порядке, установленном федеральным законом;

привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, на договорной основе в порядке, установленном настоящей главой;

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Финансовый управляющий обязан:

принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества;

проводить анализ финансового состояния гражданина;

выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;

вести реестр требований кредиторов;

уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов в соответствии с пунктом 5 статьи 213.8 настоящего Федерального закона;

созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Федеральным законом;

уведомлять кредиторов, а также кредитные организации, в которых у гражданина-должника имеются банковский счет и (или) банковский вклад, включая счета по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня, когда финансовый управляющий узнал о наличии кредитора или дебитора;

рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;

осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;

осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов;

направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов;

исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности.

9. Гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений о размере имущества, месте его нахождения или иных сведений об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение другим лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а также незаконное воспрепятствование деятельности финансового управляющего, в том числе уклонение или отказ от предоставления финансовому управляющему сведений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, передачи финансовому управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну и полученные финансовым управляющим при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

За разглашение сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, финансовый управляющий несет гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Финансовый управляющий обязан возместить вред, причиненный в результате разглашения финансовым управляющим сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну.

11. Отказ от исполнения договоров и иных сделок гражданина может быть заявлен финансовым управляющим по основаниям, предусмотренным статьей 102 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев с даты введения реструктуризации долгов гражданина.

12. Финансовый управляющий может быть освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 83 настоящего Федерального закона в отношении административного управляющего.

В случае освобождения или отстранения финансового управляющего арбитражный суд утверждает нового финансового управляющего в порядке, установленном настоящей статьей.

Сведения о вынесении арбитражным судом судебного акта о признании действий финансового управляющего незаконными, о взыскании с финансового управляющего убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты вступления соответствующего судебного акта в силу.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

В сообщении, подлежащем включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим пунктом в связи со взысканием с финансового управляющего убытков в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, должен быть указан размер убытков, взысканный с финансового управляющего в соответствии с судебным актом.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

Возмещение расходов, связанных с опубликованием сведений об освобождении или отстранении финансового управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, признанием его действий (бездействия) незаконными, взысканием с финансового управляющего убытков и включением этих сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, осуществляется за счет средств такого арбитражного управляющего.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

13. Абзацы первый — двенадцатый утратили силу с 1 сентября 2020 года. — Федеральный закон от 31.07.2020 N 289-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

С даты вынесения арбитражным судом определения о завершении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина полномочия финансового управляющего прекращаются.

(п. 13 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

Какие сведения запрашивает финансовый управляющий в деле о банкротстве физического лица

Владимир 9687

Содержание:

  • Какую информацию запрашивает финансовый управляющий?
  • Регион
  • Цель запросов
  • Виды запросов и предмет запрашиваемой информации

После объявления резолютивной части судебного акта о введении процедуры в деле о банкротстве физического лица финансовый управляющий приступает к работе по направлению запросов в государственные органы, юридическим лицам, муниципальным образованиям, банки, МФО, физическим лицам.

Какую информацию запрашивает финансовый управляющий?

Количество и объем запрашиваемых сведений финансовый управляющий определяет самостоятельно (основываясь на известных сведениях о должнике). Финансовый управляющий вправе запросить практически любую информацию от банального права должника на транспортные средства до информации о покупке билетов в РЖД, но только в отношении информации, которая так или иначе затрагивает права и обязанности самого должника (включая совместную собственность, нажитую в браке).

Рассмотрим примерный перечень запросов на примере следующей ситуации — процедура возбуждена по заявлению должника, задолженность состоит из 2 кредитов и одного займа у физического лица, должник является учредителем ООО (которая не осуществляет деятельность), должник состоит в браке, имущество не имеет, сделки за последние 10 лет не совершались.

Необходимо понимать, что в ходе самой процедуры кредитные учреждения направляют (руководствуясь ст. 213.24 Закона о банкротстве) в адрес финансового управляющего сведения о наличии счетов должника в кредитном учреждении. На основе полученных сведений финансовый управляющий запрашивает выписку по счетам.

Регион

Управляющий вправе запросить информацию в любом регионе, но как правило запрашиваемая информация ограничивается регионом проживания, регистрации и прилагающимися регионами. Например, при регистрации и проживании должника в городе Санкт-Петербурге управляющий запросит информацию по данному городу и Ленинградской области. Осуществлять рассылку писем во все субъекты РФ — недобросовестно растрачивать конкурсную массу должника.

Цель запросов

Финансовому управляющему для составления заключения о наличии признаков преднамеренного банкротства, заключения о наличии признаков фиктивного банкротства, составления финансового анализа, заключения на предмет оспаривания сделок необходимо собрать всю информацию о причинах возникновения задолженности и активах должника, совершенных сделках. Кредиторам должника подобная информация поможет составить картину о добросовестности должника.

Виды запросов и предмет запрашиваемой информации

Рассмотрим на вышеописанном примере (должник зарегистрирован в городе Санкт-Петербурге). Информация запрашивается с даты возникновения признаков неплатежеспособности, а о совместно нажитом имуществе с даты регистрации брака.

  1. УГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области — запрашивается информация о транспортных средствах и прицепов к ним, сведения о совершенных сделках.
  2. Управление Ленинградской области по государственному техническому надзору и контролю — сведения о тракторах, самоходных машинах, иной технике, зарегистрированной за должником, сведения о совершенных сделках.
  3. Государственная техническая инспекция Санкт-Петербурга — аналогично п.2.
  4. Районный отдел Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, информация о местожительства, копия паспорта, копия заграничного паспорта, о наличии вида на жительство и двойного гражданства.
  5. Межрайонная инспекция ФНС России, сведения о наличии зарегистрированных за должником объектах налогообложения, о доходах (Декларации для ПФР по форме КНД, Справки по форме 2-НДФЛ, о налоговых агентах), сведения об открытых в кредитных организациях счетах, о наличие задолженности по налогам и обязательным платежам, о наличии переплат или ошибочно уплаченных взносов и налогов.
  6. Межрайонная ИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу — сведения об участии в качестве учредителя или генерального директора/директора (прекращённые и действующие) в юридических лицах с указанием размера доли(ей), сведения о наличии статуса индивидуального предпринимателя и/или статуса главы крестьянского хозяйства (прекращённые и действующие).
  7. Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (РО ФСФР в СЗФО) (191023 г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д.15), сведения о зарегистрированных правах (действующие и прекращенные) на ценные бумаги, о заявках на регистрацию прав на ценные бумаги.
  8. ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по г. Санкт-Петербург» — сведения о катерах и иных маломерных судах, сведения о совершенных сделках.
  9. ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ленинградской области» — аналогично п.8.
  10. Федеральная служба по интеллектуальной собственности — сведения об объектах интеллектуальной собственности, о поступивших заявках на регистрацию объектов ИС и находящихся на рассмотрении; сведения об объектах интеллектуальной собственности, в отношении которых прекращена регистрация / действие патентов / правовая охрана товарных знаков, с указанием оснований прекращения; сведения о договорах, об отчуждении исключительного права на объекты ИС должника; иные известные сведения о должнике, о правах аффинированных лиц, о контрагентах и об обязательствах должника.
  11. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга — сведения о наличии арендуемого государственного имущества и государственных земельных участков; сведения о прекращении права аренды государственного имущества и государственных земельных участков, сведения о любых иных договорах (контрактах) с должником.
  12. Районный отдел лицензионно-разрешительной работы управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, информация о зарегистрированном об огнестрельном, охотничьем, спортивном и ином оружие; сведения о наличии арестов, залогов, иных обременений огнестрельного, охотничьего, спортивного и иного оружия.
  13. Судебный участок и районный суд, информация о судебных приказах, уголовных и гражданских делах, связанных с должником по дату получения запроса (уголовные дела за весь период жизни должника); информация о наличии судебных решениях о расторжении брака, разделе совместно нажитого имущества, взыскании алиментов и иных правоотношений, регулируемых семейным законодательством, связанных с должником (за весь период жизни должника).
  14. Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области — сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, начисленных застрахованному лицу (должнику); сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета; сведения об льготных основаниях назначения пенсии, а также основаниях назначения пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет в отношении должника и размер соответствующих выплат; информацию о всех местах получения периодического дохода или периодических выплатах должнику, в том числе и пенсионных выплатах по старости, а также пенсионных выплатах за инвалидность; сведения о накопительной части пенсии должника; информация о страхователе, производящем выплаты и иные вознаграждения в пользу должника; о застрахованных лицах, в отношении которых должник является страхователем; сведения о переплатах и сумме переплаты в отношении налогов и обязательных платежей (в отношение должника).
  15. Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге — Сведения о наличии арендуемого на территории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области должником государственного имущества и государственных земельных участков; сведения о наличии арендуемого на остальной части Российской Федерации должником государственного имущества и государственных земельных участков; сведения о прекращении права аренды государственного имущества и государственных земельных участков.
  16. В Федеральное бюджетное учреждение Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей — сведения и документы о судах, зарегистрированных за должником и снятых с учета должником; копии документов, предоставленных для совершения регистрационных действий, в том числе договоров и иных документов, удостоверяющих право собственности на суда; копии документов, предоставленных для снятия судов с учета; сведения о наличии арестов, залогов и иных обременений зарегистрированных за должником судов; иные сведения о должнике, о лицах, аффинированных с должником, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника.
  17. Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу — районный отдел, приостановить или окончить исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям; сообщить информацию о всех возбуждённых и оконченных производствах в отношение должника; предоставить список арестованного имущества, представить заверенные копии постановлений о наложении ареста; сообщить сведения о возбужденных исполнительных производствах по которым должник проходит в качестве взыскателя; сообщить сведения об имущественных правах должника выявленном в результате проведения мероприятий в рамках исполнительных производств, по которым должник проходит в качестве взыскателя (арест имущества у других должников).
  18. Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования РФ, сведения и документы о наличии (отсутствии) граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью работников; сведения о наличии (отсутствии) у должника задолженности перед ФСС РФ; сведения о наличии (отсутствии) у должника переплат по налогам и обязательным платежам (взносы, гос пошлины и пр.) ФСС РФ.
  19. Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу — сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с ними.
  20. Запрос должнику.
  21. Запрос супруге должника.
  22. Нотариальная палата Санкт-Петербурга — запрос в нотариальную палату об открытии наследственного дела должника.
  23. Кредитное учреждение, сведения о движении денежных средств и выписки по расчетным/лицевым (открытым/закрытым) счетам на имя супруг и должниказа период с 06.12.2014 г. по дату получения запроса г.с расшифровкой контрагентов; — сведения о состоянии счетов в отношении супруги должника и об остатках денежных средств на их для дальнейшего использования;- Сведения о заключенных кредитных договорах, с приложением копий договоров, анкет, графика платежей, закладных, договоров поручительств, дополнительные соглашения, сведения о судебных актах;- Сведения о выданных банковских картах
  24. Федеральная агентство воздушного транспорта — сведения о правах должника на воздушные суда и совершенные сделки с ними.
  25. При наличии у должника доли в юридических лицах, финансовый управляющий запрашивает всю необходимую информацию по юридическому лицу, аналогично по супруге.

Суд тоже по своей инициативе вправе запрашивать информацию о должнике, например, по делу А56-79545/2018 судья запросила информацию о должнике и супруге.

Статья 213.9. Финансовый управляющий

Статья 213.9. Финансовый управляющий

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 213.9 настоящего Федерального закона

1. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.

2. Финансовый управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина.

Арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном статьей 45 настоящего Федерального закона, с учетом положений статьи 213.4 настоящего Федерального закона и настоящей статьи.

3. Вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов, установленных статьей 20.6 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, независимо от срока, на который была введена каждая процедура.

4. Выплата фиксированной суммы вознаграждения финансовому управляющему осуществляется за счет средств гражданина, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Читайте также  Можно ли завещать долги?

Выплата суммы процентов, установленных статьей 20.6 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет денежных средств, полученных в результате исполнения плана реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

При наличии разногласий, возникающих между финансовым управляющим, гражданином и кредиторами по вопросу оплаты услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, данные разногласия разрешаются в порядке, установленном пунктом 5 статьи 20.7 и пунктом 1 статьи 60 настоящего Федерального закона.

5. Требование о заключении финансовым управляющим дополнительного договора обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве гражданина, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на финансового управляющего обязанностей в деле о банкротстве гражданина, не применяется.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ в пункт 6 статьи 213.9 внесены изменения

ГАРАНТ:

Положения пункта 6 статьи 213.9 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ) применяются при рассмотрении арбитражным судом дел о банкротстве независимо от даты возбуждения производства по делу о банкротстве, если иное не предусмотрено статьей 23 названного Федерального закона

6. Финансовый управляющий вправе привлекать за счет имущества должника других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина.

Арбитражный суд выносит определение о привлечении других лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству финансового управляющего при условии, что финансовым управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг, а также при согласии гражданина.

Ходатайство финансового управляющего должно быть рассмотрено арбитражным судом в десятидневный срок с даты его поступления.

О дате и месте судебного заседания арбитражный суд уведомляет лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, в порядке, установленном процессуальным законодательством. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению ходатайства финансового управляющего.

При согласии конкурсного кредитора, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченного органа на оплату за их счет услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим, рассмотрение указанного вопроса арбитражным судом не требуется. Финансовый управляющий не вправе давать такое согласие от своего имени.

7. Финансовый управляющий вправе:

ГАРАНТ:

Абзац 2 пункта 7 (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ) применяется к совершенным с 1 октября 2015 г. сделкам граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Сделки указанных граждан, совершенные до 1 октября 2015 г. с целью причинить вред кредиторам, могут быть признаны недействительными на основании статьи 10 ГК РФ по требованию финансового управляющего или конкурсного кредитора (уполномоченного органа) в порядке, предусмотренном пунктами 3 — 5 статьи 213.32 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ)

подавать в арбитражный суд от имени гражданина заявления о признании недействительными сделок по основаниям, предусмотренным статьями 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, а также сделок, совершенных с нарушением настоящего Федерального закона;

заявлять возражения относительно требований кредиторов;

участвовать в ходе процедуры реструктуризации долгов в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне гражданина во всех делах в судах по спорам, касающимся имущества (в том числе о взыскании денег с гражданина или в пользу гражданина, об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина);

получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления;

требовать от гражданина информацию о его деятельности по исполнению плана реструктуризации долгов гражданина;

созывать собрание кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений гражданина в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии мер по обеспечению сохранности имущества гражданина, а также об отмене таких мер;

заявлять отказ от исполнения сделок гражданина в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

получать информацию из бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй в порядке, установленном федеральным законом;

привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, на договорной основе в порядке, установленном настоящей главой;

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Финансовый управляющий обязан:

принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества;

проводить анализ финансового состояния гражданина;

выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;

вести реестр требований кредиторов;

уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов в соответствии с пунктом 5 статьи 213.8 настоящего Федерального закона;

созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Федеральным законом;

уведомлять кредиторов, а также кредитные организации, в которых у гражданина-должника имеются банковский счет и (или) банковский вклад, включая счета по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня, когда финансовый управляющий узнал о наличии кредитора или дебитора;

рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;

осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;

осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов;

направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов;

исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности.

9. Гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений о размере имущества, месте его нахождения или иных сведений об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение другим лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а также незаконное воспрепятствование деятельности финансового управляющего, в том числе уклонение или отказ от предоставления финансовому управляющему сведений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, передачи финансовому управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну и полученные финансовым управляющим при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

За разглашение сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, финансовый управляющий несет гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Финансовый управляющий обязан возместить вред, причиненный в результате разглашения финансовым управляющим сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну.

11. Отказ от исполнения договоров и иных сделок гражданина может быть заявлен финансовым управляющим по основаниям, предусмотренным статьей 102 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев с даты введения реструктуризации долгов гражданина.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ в пункт 12 статьи 213.9 внесены изменения

ГАРАНТ:

Положения пункта 12 статьи 213.9 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ) применяются в отношении заявлений, поданных в арбитражный суд после дня вступления в силу названного Федерального закона

12. Финансовый управляющий может быть освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 83 настоящего Федерального закона в отношении административного управляющего.

В случае освобождения или отстранения финансового управляющего арбитражный суд утверждает нового финансового управляющего в порядке, установленном настоящей статьей.

Сведения о вынесении арбитражным судом судебного акта о признании действий финансового управляющего незаконными, о взыскании с финансового управляющего убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты вступления соответствующего судебного акта в силу.

В сообщении, подлежащем включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим пунктом в связи со взысканием с финансового управляющего убытков в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, должен быть указан размер убытков, взысканный с финансового управляющего в соответствии с судебным актом.

Возмещение расходов, связанных с опубликованием сведений об освобождении или отстранении финансового управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, признанием его действий (бездействия) незаконными, взысканием с финансового управляющего убытков и включением этих сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, осуществляется за счет средств такого арбитражного управляющего.

13. Абзацы 1 — 12 утратили силу с 1 сентября 2020 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 289-ФЗ

Информация об изменениях:

С даты вынесения арбитражным судом определения о завершении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина полномочия финансового управляющего прекращаются.

Статья 213.9. Финансовый управляющий

Статья 213.9. Финансовый управляющий

1. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.

2. Финансовый управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина.

Арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном статьей 45 настоящего Федерального закона, с учетом положений статьи 213.4 настоящего Федерального закона и настоящей статьи.

3. Вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов, установленных статьей 20.6 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, независимо от срока, на который была введена каждая процедура.

4. Выплата фиксированной суммы вознаграждения финансовому управляющему осуществляется за счет средств гражданина, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Выплата суммы процентов, установленных статьей 20.6 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет денежных средств, полученных в результате исполнения плана реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

При наличии разногласий, возникающих между финансовым управляющим, гражданином и кредиторами по вопросу оплаты услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, данные разногласия разрешаются в порядке, установленном пунктом 5 статьи 20.7 и пунктом 1 статьи 60 настоящего Федерального закона.

5. Требование о заключении финансовым управляющим дополнительного договора обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве гражданина, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на финансового управляющего обязанностей в деле о банкротстве гражданина, не применяется.

6. Финансовый управляющий вправе привлекать за счет имущества должника других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина.

Арбитражный суд выносит определение о привлечении других лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству финансового управляющего при условии, что финансовым управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг, а также при согласии гражданина.

Ходатайство финансового управляющего должно быть рассмотрено арбитражным судом в десятидневный срок с даты его поступления.

О дате и месте судебного заседания арбитражный суд уведомляет лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, в порядке, установленном процессуальным законодательством. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению ходатайства финансового управляющего.

При согласии конкурсного кредитора, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченного органа на оплату за их счет услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим, рассмотрение указанного вопроса арбитражным судом не требуется. Финансовый управляющий не вправе давать такое согласие от своего имени.

7. Финансовый управляющий вправе:

подавать в арбитражный суд от имени гражданина заявления о признании недействительными сделок по основаниям, предусмотренным статьями 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, а также сделок, совершенных с нарушением настоящего Федерального закона;

заявлять возражения относительно требований кредиторов;

участвовать в ходе процедуры реструктуризации долгов в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне гражданина во всех делах в судах по спорам, касающимся имущества (в том числе о взыскании денег с гражданина или в пользу гражданина, об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина);

получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления;

требовать от гражданина информацию о его деятельности по исполнению плана реструктуризации долгов гражданина;

созывать собрание кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений гражданина в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии мер по обеспечению сохранности имущества гражданина, а также об отмене таких мер;

заявлять отказ от исполнения сделок гражданина в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

получать информацию из бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй в порядке, установленном федеральным законом;

привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, на договорной основе в порядке, установленном настоящей главой;

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Финансовый управляющий обязан:

принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества;

проводить анализ финансового состояния гражданина;

выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;

вести реестр требований кредиторов;

уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов в соответствии с пунктом 5 статьи 213.8 настоящего Федерального закона;

созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Федеральным законом;

уведомлять кредиторов, а также кредитные организации, в которых у гражданина-должника имеются банковский счет и (или) банковский вклад, включая счета по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня, когда финансовый управляющий узнал о наличии кредитора или дебитора;

рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;

осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;

осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов;

направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов;

исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности.

9. Гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений о размере имущества, месте его нахождения или иных сведений об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение другим лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а также незаконное воспрепятствование деятельности финансового управляющего, в том числе уклонение или отказ от предоставления финансовому управляющему сведений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, передачи финансовому управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну и полученные финансовым управляющим при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

За разглашение сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, финансовый управляющий несет гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Финансовый управляющий обязан возместить вред, причиненный в результате разглашения финансовым управляющим сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну.

11. Отказ от исполнения договоров и иных сделок гражданина может быть заявлен финансовым управляющим по основаниям, предусмотренным статьей 102 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев с даты введения реструктуризации долгов гражданина.

12. Финансовый управляющий может быть освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 83 настоящего Федерального закона в отношении административного управляющего.

В случае освобождения или отстранения финансового управляющего арбитражный суд утверждает нового финансового управляющего в порядке, установленном настоящей статьей.

Сведения о вынесении арбитражным судом судебного акта о признании действий финансового управляющего незаконными, о взыскании с финансового управляющего убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты вступления соответствующего судебного акта в силу.

В сообщении, подлежащем включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим пунктом в связи со взысканием с финансового управляющего убытков в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, должен быть указан размер убытков, взысканный с финансового управляющего в соответствии с судебным актом.

Возмещение расходов, связанных с опубликованием сведений об освобождении или отстранении финансового управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, признанием его действий (бездействия) незаконными, взысканием с финансового управляющего убытков и включением этих сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, осуществляется за счет средств такого арбитражного управляющего.

13. Абзацы первый — двенадцатый утратили силу с 1 сентября 2020 года. — Федеральный закон от 31.07.2020 N 289-ФЗ.

С даты вынесения арбитражным судом определения о завершении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина полномочия финансового управляющего прекращаются.

Финансовый управляющий

В соответствии с Законом №127-ФЗ, более известным как Закон о банкротстве, в процессе признания неплатежеспособности физлица обязательно должен участвовать финансовый управляющий. На время проведения процедуры он контролирует все вопросы, связанные с распоряжением имуществом и деньгами, которое принадлежит должнику.

При этом следует учитывать, что финансовый управляющий при банкротстве физических лиц обеспечивает защиту законных прав и интересов обеих сторон конфликта. С одной стороны, он обеспечивает использование получаемых должником средств на погашение его задолженностей.

В то же время управляющий — это своеобразный гарант защиты от самоуправства и нарушения прав потенциального банкрота. Другими словами, управляющий здесь выступает в роли связующего звена между сторонами спора.

Более того, во многих ситуациях от действий финансового управляющего зависит весь исход дела: будет ли погашена вся сумма задолженности или же какая-то ее часть будет списана, или платёжеспособность должника будет восстановлена. Поэтому к выбору этого участника процесса нужно подходить с максимальным вниманием и ответственностью.

Кто такой финансовый управляющий?

Прежде всего, нужно разобраться, что это за специалисты и в чем заключаются их функции. Без этого невозможно правильно и в полной мере осознать важность его участия в процессе личного банкротства. в соответствии с позицией законодательства, финансовым управляющим в деле о личном банкротстве гражданина может являться арбитражный управляющий, являющийся действующем членом отраслевой СРО.

Читайте также  Правила оказания бесплатной экстренной помощи в частной клинике

В каждом отдельном деле финансовый управляющий утверждается арбитражным судом. Предоставить подходящую кандидатуру обязана саморегулируемая организация, в которой состоит арбитражный управляющий, если у участников процесса не будет заявлено отводов, то кандидатура будет утверждена. И это будет значительным шагом к успешному разрешению возникшей ситуации.

Ведь управляющий обязан действовать беспристрастно и обеспечивать соблюдение интересов всех сторон процесса — однако если его привлек потенциальный банкрот, то при возникновении спорных ситуаций финуправляющий с большей вероятностью примет его сторону, а не кредитора. Это дополнительно подтверждает важность правильного выбора такого специалиста.

Список задач, которые выполняет финансовый управляющий при банкротстве физических лиц, обширен:

  • он уведомляет всех выявленных кредиторов о начале процедуры личного банкротства должника;
  • после рассмотрения заявления требований кредиторов к должнику управляющий организует их собрание;
  • если кредиторы и должник не смогли достигнуть мирового соглашения, этот специалист контролирует ход реструктуризации задолженности;
  • при признании гражданина банкротом и открытии процедуры реализации его имущества на торгах финансовый управляющий контролирует весь процесс, распоряжается выставленным на продажу имуществом, финансами, поступающими на счета, участвует в судебных разбирательствах относительно прав на то или иное имущество;
  • оспаривает сделки должника или формирует заключение об отсутствии признаков оспоримой сделки;
  • выделяет долю супруга – банкрота в совместно нажитом имуществе.

Более того, большинство разрешенных операций с деньгами и имуществом банкрот может проводить только через финансового управляющего. Это необходимо для защиты интересов кредиторов и предотвращения попыток избавиться от активов, которые могут использоваться для погашения задолженности перед кредиторами.

Смена финансового управляющего — возможна ли?

Несмотря на то, что кандидатура этого участника процесса утверждается арбитражным судом, потенциальный банкрот может подать ходатайство о его отстранении и назначении другого арбитражного управляющего. Для этого нужны веские основания — однако это возможно по закону.

Замена управляющего в зависимости от ситуации может защитить от причинения ущерба, нарушения прав должника и т.д. Например, при большом доходе должника он может специально затягивать процедуру банкротства для длительного и большего ежемесячного удержания заработной платы в конкурсную массу.

Для смены финансового управляющего необходимо направить в арбитражный суд жалобу на неправомерные действия или бездействие арбитражного управляющего с подробным обоснованием претензии к деятельности текущего специалиста. Согласно законодательству, основанием для назначения нового управляющего могут быть:

  • неисполнение возложенных обязанностей;
  • исполнение обязательств перед той или иной стороной процесса в ненадлежащем качестве.

Не являются основаниями для смены ФУ нарушения, не ставшие причиной существенного материального ущерба, не повлекшие значительных нарушений прав должника и кредиторов.

Однако если финуправляющий нарушает Ваши права или действует в интересах одной из сторон ущемляя в правах другую сторону, то Закон дает вам потенциальную возможность сменить его. Чтобы добиться требуемого результата, следует заручиться квалифицированной юридической поддержкой, такую помощь вы найдете в Юридическом бюро №1.

Наши юристы специализируются именно на вопросах личного банкротства — и поэтому точно знаем, что и как должен делать управляющий. Обратитесь к нам — и мы постараемся помочь вам получить услуги специалиста, для которого основной целью будет эффективное решение проблемы клиента.

В отдельных ситуациях подать ходатайство о смене может сам финансовый управляющий либо СРО, в которое он входит. Разобраться в этой ситуации, определить особенности дальнейших действий и предотвратить возможные ошибки должнику в этой ситуации также поможет обращение за юридической помощью к квалифицированным специалистам.

Особенности привлечения сторонних лиц

П.9 ст. 213 Закона о банкротстве предоставляет финансовому управляющему для исполнения своих функций привлекать сторонних субъектов профессиональной деятельности. Теоретически это должно помочь им более эффективно выполнять свою деятельность. Однако для должника это, прежде всего, дополнительные расходы, поскольку оплата деятельности таких лиц ложится на имущество должника.

В то же время Законом установлены определенные правила привлечения сторонней помощи, что призвано защитить должника от необоснованных трат. Вот основные особенности использования посторонней помощи при банкротстве физлица:

  • управляющему необходимо согласовать с кредиторами должника расходы, превышающие лимит, установленный законом, на таких специалистов;
  • подать в суд ходатайство об утверждении лимита на таких специалистов;
  • судом также определяется размер оплаты услуг сторонних субъектов;
  • необходимость привлечения таких лиц к проведению процесса личного банкротства, а также предлагаемая стоимость их труда должны быть обоснованы действующим финансовым управляющим;
  • направленное в арбитражный суд ходатайство может рассматриваться до 10 рабочих дней, после чего организуется заседание, в котором принимают участие все стороны процесса;
  • привлечение управляющим сторонних лиц возможно только с соглашения должника.

Если кредиторы не возражают против привлечения специалистов, а более того – просят о их привлечении, то они и несут расходы по оплате услуг таких специалистов, в таком случае можно обойтись без судебного заседания.

Издержки финансового управляющего

К таким специалистам предъявляется множество серьезных требований — и это обусловливает дороговизну самого процесса становления управляющим. Вот лишь некоторые расходы, которые ложатся на его плечи:

  • получение профильного высшего образования — несколько сотен тысяч руб.;
  • прохождение курсов профессиональной переподготовки — примерно 50 тысяч руб.;
  • прохождение стажировки в Саморегулируемой организации — не менее 15 тысяч руб.;
  • вступление в отраслевую СРО — около 200 тысяч руб.;
  • регулярные членские взносы в СРО — в среднем 50 тысяч руб.;
  • страхование ответственности — приблизительно 60 тысяч руб.

Таким образом, даже без оплаты образования юристу, планирующему стать финансовым управляющим уже на начальном этапе карьеры придется потратить порядка 300 тысяч рублей. Плюс сюда добавляются платежи в СРО каждый квартал, взносы в Пенсионный фонд при ведении частной практики, плата за подключение электронно-цифровой подписи и другие расходы.

И ввиду такой затратности начала собственного дела на поприще арбитражного управления услуги специалиста данного профиля не могут быть чрезмерно дешевыми. Даже при попытке демпинга такой юрист должен учитывать объемы собственных издержек. В то же время нужно учитывать и законы рынка, где доступная цена является одним из наиболее значимых факторов выбора. Поэтому Юридическое бюро №1 большое значение придает ценообразованию своих услуг.

Мы анализируем рыночные предложения — и стараемся обеспечить своим клиентам доступную цену наших услуг без потери их качества или собственной прибыли.

Разрешение споров и жалоб

Действия финансового управляющего при банкротстве физических лиц может становиться предметом претензий со стороны любых лиц, принимающих участие в рассмотрении конкретного дела.

Основными причинами для такого оспаривания являются исполнение обязанностей в неполном объеме, злоупотребление полномочиями, ущемление прав и интересов той или иной стороны разбирательства.

Чтобы обжаловать действия или бездействие управляющего, необходимо подать соответствующее заявление, жалобу либо ходатайство. Причем направлять свои претензии можно в одну из нижеприведенных инстанций:

  • арбитражный суд;
  • СРО арбитражных управляющих;
  • органы полиции или прокуратура;
  • Росреестр;
  • Минфин и другие ведомства.

Направлять жалобу следует в арбитражный суд – рассматривающий дело о банкротстве должника. По результатам ее рассмотрения, если будет принято положительное решение и нарушения посчитают значительными, финансовый управляющий будет отстранен от выполнения своих обязанностей.

Обязанности банкрота

При проведении процедуры личного банкротства должнику необходимо помнить, что определенные задачи здесь имеются не только у финансового управляющего, но и у него самого. Вот лишь некоторое из того, что должен делать потенциальный банкрот:

  • Распоряжаться имуществом и деньгами только с согласия арбитражного управляющего;
  • предоставлять по требованию ФУ любую информацию, необходимую последнему для выполнения своих функций.

Подробный перечень обязанностей должника закреплен в Законе ”О банкротстве”. И только при их неукоснительном соблюдении можно рассчитывать на максимально эффективное разрешение сложившейся ситуации.

Рекомендации по выбору финансового управляющего для банкротства физлиц

Чтобы выбрать действительно квалифицированного и ответственного специалиста, который будет заинтересован в урегулировании сложившейся у вас проблемы, следует учитывать ряд практических рекомендаций:

  • Перечень ФУ представлен в реестрах СРО, на сайте Росреестра. Также выбрать подходящего именно вам специалиста способны помочь специалисты юридических компаний, сотрудничающих с теми или иными управляющими.
  • При выборе следует обращать внимание в первую очередь на дату регистрации, наличие/отсутствие фактов дисквалификации, количество не доведенных до конца дел (чем меньше — тем лучше).
  • Обращайте внимание на среднюю длительность дел, в которых участвовал тот или иной финуправляющий, — чем быстрее он урегулирует вашу проблему, тем меньше вам придется ему заплатить.

Чтобы не ошибиться с выбором и заручиться поддержкой по-настоящему опытного, умелого и непредвзятого специалиста, можно пойти различными путями. Одним из наиболее удобных будет обращение в Юридическое бюро №1. Мы предложим вам услуги квалифицированных управляющих, которые специализируются именно на вопросах банкротства физических лиц.

Чтобы узнать, как мы работаем, просто позвоните нам по телефону, указанному на сайте. В ходе такой консультации мы постараемся ответить на все ваши вопросы. Если же что-то останется для вас непонятным, то мы сможем продолжить консультацию при личной встрече.

Полномочия финансового управляющего при банкротстве физического лица

  • Статьи
    • Банкротство физлиц
      • Стоимость банкротства
      • Финансовый арбитражный управляющий
        • О роли финансового управляющего в процедуре банкротства физического лица
        • Девятый этап банкротства. Что необходимо знать о финансовом управляющем?
        • Кто следит за соблюдением интересов всех сторон при проведении процедуры банкротства?
        • Полномочия финансового управляющего при банкротстве физического лица
        • Почему происходит торможение банкротства физических лиц?
        • О банкротстве физлиц в Барнауле: о расходах, ограничениях, юридической помощи
      • Практика банкротства в регионах
      • Имущество и финансы банкротов
      • Этапы и процедура банкротства
      • Интересные факты о банкротстве
      • Мнения экспертов о законе
      • Часто задаваемые вопросы о банкротстве физических лиц
    • Банкротство юрлиц
    • Законодательство в области банковской сферы
    • Автокредиты
    • Банковская деятельность
    • Валюта
    • Виды кредитов
    • Вклады
    • Кредитные должники
    • Залоговое имущество
    • Интернет-банкинг
    • Ипотечные кредиты
    • Кредитные карты
    • Коллекторы
    • Кредитная история
    • Микрозаймы и микрокредиты
    • Мошенничество в сфере кредитования
    • Платежные системы
    • Судебные приставы
    • Страхование
    • Судебная система
    • Антиколлекторы
    • Общие вопросы кредитования
  • Видео
  • Содержание

    Процедуру несостоятельности физлиц часто прекращают вследствие не предоставления саморегулируемой организацией (СРО) подходящего кандидата для выполнения обязанностей арбитражного управляющего (АУ). По какой причине специалисты отказываются начинать процесс несостоятельности физлиц. Ответ очевиден. Никто не хочет тратить время на процесс, за который получит всего 25 000 р. Намного выгоднее начать один процесс для юрилица, чем 30 для физлиц. Давайте рассмотрим, насколько объемная работа ФУ, какие присутствуют полномочия финансового управляющего при банкротстве физического лица, какие выдвигаются требования для получения статуса специалиста подобного уровня.

    Требования, предъявляемые финансовому управляющему

    Стать сотрудником СРО непросто. Изначально необходимо получить высшее образование. Допускается даже не юридическое. Требуется обучение, которое осуществляется дополнительно. Ведется оно согласно программе подготовки ФУ. Курсы эти платные. На их оплату потребуется примерно 50 тыс. р. Заканчивается обучение сдачей экзамена спецкомиссии, включающей членов Росреестра. Этот орган отвечает за осуществление надзора за трудом ФУ, СРО.

    Чтобы начать самостоятельную работу, необходимо пройти стажировку, как помощник ФУ. При отсутствии рабочего стажа на значимых должностях, наличие стажа меньше 1 г., требуется стажировка на протяжении 24 мес. При наличии стажа от 1 г. на значимой должности, стажировка будет длиться 6 мес.

    У кандидата обязательным условием считается отсутствие судимости за умышленное преступление. У него должны отсутствовать дисквалификации при деятельности АУ, руководителем компании. Эти условия объясняются тем, что специалист при ведении процесса несостоятельности юрлиц считается фактически руководителем фирмы. По окончании процесса банкротства, физлица не имеют права 3 г. занимать руководящие должности.

    Учитывая все вышесказанное, обанкротившийся человек не сможет стать арбитражным управляющим на протяжении 3 лет. В указанный период в СРО отсутствуют бесплатные стажировки. А на данную услугу установлена средняя рыночная цена — 15 тыс. р. Чтобы стать членом СРО, потребуется внести деньги для оплаты определенных взносов. Среди них недешевым считается взнос к компенсационному фонду. Размер оплаты составляет от 50 тыс. р., а также страховка ответственности. Подсчитав основные расходы, укажем, что стоимость подготовки ФУ доходит 150 — 200 тыс. р.

    Ежегодно, ежеквартально арбитражные управляющие обязаны оплачивать членские взносы к саморегулируемой организации. Величина указанных взносов зависит от различных факторов, которые устанавливают решения организации.

    Описание рабочих процессов

    Перейдем к рассмотрению особенностей процедуры несостоятельности физлица. К СРО идет запрос от АС, в котором указано, что требуется финансовый управляющий. Когда один из специалистов решается заработать 25 тыс. р., ему их выплатят только в конце процесса.

    Важно: Из вышесказанного вытекает, что арбитражный управляющий будет работать все время в долг до конца процесса.

    Опишем поэтапно весь алгоритм работы АУ, ведущего дело несостоятельности:

    1. Полномочия финансового управляющего при банкротстве физического лица предполагают размещение публикации на страницах «Коммерсанта». В ней отмечено, что задолжавший (ФИО) признан обанкротившимся, осуществляется реализация его собственности. Стоимость указанной публикации около 10 тыс. р. В лучшем случае, задолжавший предоставляет такую сумму АУ, если нет, управляющему придется платить самому, а затем ждать, что собственные затраты будут компенсированы в итоге.
    2. Подобную публикацию необходимо разместить к ЕФРСБ. Ее делают на сайте http://bankrot.fedresurs.ru. Каждому событию при ведении процесса несостоятельности отводится определенный период. Обычно он составляет 3 дн. Если специалист не вкладывается в отведенный срок, Росреестр привлекает его к ответственности административного характера. Штрафы довольно серьезные. АС вправе вынести штраф, размер которого колеблется в пределах 25 — 50 тыс. р. Допущение нарушения повторно грозит дисквалификацией, которая может длиться полных 3 года. Это представляется ФУ серьезными убытками. Из этого вытекает, что рассматриваемая в статье профессия отличается высокой ответственностью, серьезными рисками.
    3. Осуществление оценки финансового положения задолжавшего. С этой целью юрист выполняет нижеприведенные действия:
      • Выполнение запроса к Росреестру, ГИБДД. Процедура нужна для обнаружения собственности задолжавшего. Так проверяется наличие сделок с владениями, которые могли иметь место за последние 3 г.;
      • Выполнение запросов к Бюро кредитных историй;
      • Проверка присутствия признаков фиктивного банкротства. Ее осуществляют правоохранительные органы. Проводимый анализ должен ФУ отразить посредством публикации к ЕФРСБ.
    4. Открытие счета. Прим наличии у обанкротившегося других счетов, их закрывают автоматом.
    5. Предоставление работодателю обанкротившегося человека реквизитов. Это необходимо для перечисления его зарплаты, ведь после признания гражданина обанкротившимся, платежи от третьих лиц могут проходить только на определенный счет, находящийся в распоряжении ФУ.
    6. Ведение бухгалтерии обанкротившегося. Он обязан выдавать физлицу прожиточный минимум. Это может быть любая другая сумма, утвержденная судом. Обязанностью ФУ становится выплата коммунальных расходов, алиментов. Учет при этом ведется строжайший.
    7. Требуется проведение проверки на правдивость всех сделок, которые задолжавший заключал за 3 г. Результаты выполненной проверки могут оспаривать. Также может понадобиться подготовка мотивированного заключения, почему им не оспаривается указанная сделка.
    8. Составление, направление АС отзывов по поводу требований одалживающих лиц, касающихся включения к реестру кредиторов. О получении указанных требований специалист обязан упоминать в публикации к ЕФРСБ, а они платные (за одну нужно отдать 356, 48 р.).
    9. После включения требований от лиц, предоставляющих кредиты, к реестру, ФУ готовит собрание кредиторов. Довольно удобным выступает выполнение заочного голосования. Дату предстоящего собрания ФУ оглашает кредиторам посредством почты РФ, публикации данных к ЕФРСБ. Бюллетени, предназначенные для предстоящего голосования рассылают почтой. Состоявшимся обычно признают собрание при наличии кворума (50% голосов). Процент голосов рассчитывают пропорционально сумме предъявленных одалживающим лицом требований к суммарному долгу. Отсутствие кворума на собрании является поводом для повторного проведения собрания. На нем кворум должен составлять 30%.
    10. Выполнение описи, личной оценки имущественного положения обанкротившегося. Идеальным считается наличие фотоотчета от ФУ, который подкрепляют подписи третьих лиц. Такой подход обеспечивает снижение вероятности жалоб со стороны кредиторов по поводу наличия сговора с физлицом, наплевательского отношения к ведению процесса.
    11. Когда у обанкротившегося присутствует собственность, благодаря своим полномочиям при банкротстве физического лица финансовый управляющий проводит действия по торгам для реализации владений обанкротившегося. Продаже, в качестве лотов распродажи, подлежат машины, жилые помещения. В список для реализации включают доли в СРО, по которым на протяжении длительного периода отсутствует любая деятельность. Процесс ведения торгов, конечный результат подлежит обязательной фиксации ФУ посредством выполнения публикации к ЕФРСБ.
    12. У банкротов бывают свои должники. В таких случаях ФУ пытается осуществить взыскание, продажу имеющегося долга. Естественно, подобный процесс занимает много времени.
    13. Денежную сумму, которую ФУ получает после осуществления реализации собственности задолжавшего физлица, из его доходов, специалист делит пропорционально между всеми кредиторами. Процедуру деления он выполняет соответственно очередности, которую установил Закон.
    14. Перед завершением процедуры реализации собственности обанкротившегося, арбитражный управляющий направляет АС отчет, касающийся всей выполненной работы.
    15. Арбитражный суд уделяет время рассмотрению направленной управляющим отчетности. Затем он закрывает процедуру по реализации владений задолжавшего (при условии отсутствия у него вопросов к ФУ). Об этом управляющий уведомляет посредством ЕФРСБ.

    «Кто в деле, тот и в ответе»

    Мы максимально подробно описали ведущие моменты в работе, которую выполняет арбитражный управляющий. Это сделано для того, чтобы отразить приблизительный фронт работы этого специалиста при ведении процесса о несостоятельности физлиц.

    Каждому делу сотрудник СРО обязан уделять достаточно внимания. Ему следует тщательно рассматривать все нюансы. Любое действие должно подкрепляться документально. Ответственность работников при выполнении прямых обязанностей максимальная.

    Важно: Допущение малейшей ошибки грозит привлечением к ответственности административного характера. А это принесет существенный убыток для специалиста.

    Убыток проявляется в нижеприведенных моментах:

    • штраф, размер которого находится в пределах 25 — 50 тыс. р.;
    • дисквалификация, которая может длиться до трех лет. Если рассматривать эту меру наказания в денежном эквиваленте, она представляет колоссальные убытки.

    Как видим, полномочия, которыми наделен финансовый управляющий, при ведении процесса по банкротству физического лица, не настолько велики, как обязанности.

    И что мы получаем в итоге? Если процедура несостоятельности физлица проходит гладко, ее завершение несет арбитражному управляющему прибыль в 25 000 рублей. Из оглашенной суммы ему необходимо будет оплатить нижеприведенные расходы:

    • подоходный налог. Он составляет 13%, а это 1300 р.;
    • членские взносы саморегулируемой организации;
    • другие отчисления, которые являются обязательными.

    После выплаты описанных расходов специалист получает всего 21 700 рублей. Теперь подумайте сами, взялись бы вы за описанный выше объем юридических работ при подобной оплате? Сомневаюсь, что ответил на заданный вопрос утвердительно.

    Если у вас есть вопросы относительно проведения процедуры несостоятельности, работы арбитражного управляющего, обращайтесь за консультацией к нашим юристам. Связаться с нами можете, заказав обратный звонок (услуга бесплатная) или отправив нам сообщение по электронной почте. Наши юристы берутся за ведение дел несостоятельности физлиц при наличии задолженности от 100 000 р. Мы поможем решить ваш вопрос.

    Ответы на свои вопросы по осуществлению процедуры банкротства и работы финансового управляющего Вы можете получить на консультации у юристов «ФИНЭКСПЕРТЪ 24»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector