Законодательство регулирующее торговую деятельность

Законодательство регулирующее торговую деятельность

Законодательство регулирующее торговую деятельность

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2010 г., 21 ноября 2011 г., 30 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 29, 31 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 29 июля, 28 ноября, 25 декабря 2018 г., 30 декабря 2020 г., 11 июня, 2 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Об оценке положений настоящего Федерального закона см. заключение Министерства экономического развития РФ от 30 июня 2012 г.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
28 декабря 2009 г.
N 381-ФЗ

Закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.

Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом не разрешается приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров. Не могут навязываться положения об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

Не допускаются запрет на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственность за несоблюдение этого правила.

В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Нельзя включать в цену договора иные виды вознаграждения.

Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней — до 30 календарных дней, для остальных продуктов, в том числе алкоголя, — до 45 календарных дней.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование региональных торговых реестров.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2009 г. N 253, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2010 г. N 1 ст. 2

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 493-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 369-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Новые правила розничной торговли

1 января 2021 года вступили в силу новые правила розничной торговли. Во многом они похожи на правила, действовавшие ранее, однако есть и нововведения. Разберемся, какие требования теперь будут обязательными для розничных продавцов, а от каких обязанностей их освободили.

Вместе с вступлением в силу новых правил розничной торговли утратили силу действовавшие ранее правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

Новые правила расширяют перечень обязанностей продавцов. Теперь наряду с обязанностью выдавать покупателю кассовый чек, предоставлять исчерпывающую информацию о себе и о товаре продавец должен:

отвечать на любую претензию покупателя по требованиям, которые он заявил в своем обращении;

при продаже товара дистанционным способом направлять покупателю подтверждение покупки с номером заказа сразу после оформления заказа (например, по электронной почте при оформлении заказа на сайте интернет-магазина);

при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и агрегатов предоставлять покупателю информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, поддержания его в пригодном для эксплуатации состоянии;

выдавать товар, приобретенный дистанционным способом, любому лицу, сообщившему продавцу номер заказа или предъявившему подтверждение о заключении договора о дистанционной продаже (в том числе электронное, например, СМС-сообщение с подтверждением заказа);

если товар продается через вендинговый аппарат, покупателю должна быть предоставлена следующая информация: наименование продавца, его государственный регистрационный номер, его местонахождение, режим работы, контактные данные, порядок возврата денег за неполученный товар, а также правила использования вендингового аппарата;

предоставить по требованию покупателя товарный чек, если в кассовом чеке не указаны индивидуализирующие признаки товара (наименование, модель, артикул). Это касается технически сложных товаров, животных и растений, стройматериалов и изделий, мебели, ткани, одежды, меховых товаров и обуви.

Кроме того, теперь можно продавать вразнос продовольственные товары в потребительской упаковке, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, компьютерные программы.

Вместе с тем продавцов избавили от исполнения некоторых обязанностей. Теперь продавец не должен:

обеспечивать наличие Книги жалоб и предложений (раньше ее нужно было не только иметь в наличии, но и передавать покупателю по его требованию). При этом в точках общепита (кафе, рестораны и т. д.) книга по-прежнему должна быть;

оказывать покупателю бесплатную помощь по погрузке крупногабаритного товара на транспортное средство покупателя;

знакомить покупателя с товарно-сопроводительной документацией на товар по его требованию;

обменивать технически сложные товары бытового назначения, гарантия на которые составляет год и более (раньше поводом для отказа в обмене таких товаров был сам факт наличия гарантии, а ее срок указан не был);

при разносной торговле больше не нужно обеспечивать наличие у представителя продавца личной карточки с фотографией и Ф. И. О., прейскуранта, а также передавать покупателю товарный чек;

передавать покупателю товарный чек при продаже ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

указывать номер фасовщика на расфасованных продовольственных товарах.

Прав у покупателей стало больше. Покупатель может свободно делать фотографии и снимать видео на территории магазина, включая съемку нарушений со стороны продавца. Продавец не вправе этому препятствовать.

По новым правилам приобретенные дистанционным способом технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней покупатель может вернуть продавцу, даже если они надлежащего качества. Ранее эти товары входили в перечень товаров, не подлежащих возврату. Для возврата необходимо, чтобы были сохранены потребительские свойства и товарный вид. Кроме того, у покупателя должен быть документ или другие доказательства, подтверждающие факт покупки товара у этого конкретного продавца.

Если раньше расходы на возврат продавцу товара надлежащего качества нес потребитель, теперь это не так. В договор купли-продажи можно включить условие, согласно которому потребитель освобождается от оплаты доставки такого товара к продавцу. При этом возврат некачественного товара в любом случае будет производиться за счет продавца.

Вместе с правилами розничной продажи товаров утверждены:

  • перечень товаров, которые не подлежат безвозмездной передаче по требованию потребителя на период ремонта или замены аналогичного товара (в него добавили газовые и газоэлектрические бытовые приборы для приготовления пищи, ювелирные изделия и другие изделия из драгоценных металлов и камней и ограненные драгоценными камнями);
  • перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463

Информация об изданных нормативно-правовых актах, регулирующих торговую деятельность на территории муниципального образования город Краснодар

Уважаемые руководители торговых предприятий!

В соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.05.2011 № 708 «Об утверждении, размещаемой в системе государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации, перечня товаров, в отношении которых размещается информация о среднем уровне цен и форм предоставления уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления министерству промышленности и торговли Российской Федерации информации о состоянии торговли и тенденциях её развития в соответствующих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, об издании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности» доводим до Вашего сведения изданные нормативно-правовые акты, регулирующие торговую деятельность на территории муниципального образования город Краснодар.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ:

  • Федеральный Закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
  • Федеральный Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный Закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»;
  • Федеральный Закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный Закон от 21.07.2011 № 253-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции»;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

  • Постановление Правительства РФ от 11.11.2010 № 887 «О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;
  • Постановление правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»;
  • Постановление Правительства РФ от 24.09.2010 № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.07.2012 № 775 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов».

АКТЫ МИНПРОМТОРГА РФ

  • Приказ министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.07.2010 № 602 «Об утверждении формы торгового реестра и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре».

ЗАКОНЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ:

  • Закон Краснодарского края от 31.05.2005 № 879-КЗ «О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности»;
  • Закон Краснодарского края от 25.07.2007 № 1290-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, содержащих тонизирующие компоненты на территории Краснодарского края»;
  • Закон Краснодарского края от 21.07.2008 № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»;
  • Закон Краснодарского края от 01.03.2011 № 2195-КЗ «Об организации деятельности розничных рынков и ярмарок на территории Краснодарского края»;
  • Закон Краснодарского края от 04.06.2012 № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков»;
  • Закон Краснодарского края от 11.01.2006 № 981-КЗ «О государственном регулировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Краснодарского края».

АКТЫ ГЛАВЫ АДМИНИСРАЦИИ (ГУБЕРНАТОРА) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

  • Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.06.2010 № 433 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Качество» на 2011-2015 годы»;
  • Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 17.10.2007 № 900-р «О стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания в Краснодарском крае»;
  • Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.02.2011 № 81 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края»;
  • Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.05.2011 № 533 «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Краснодарского края»;
  • Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.07.2011 № 725 «О развитии сферы бытовых услуг в Краснодарском крае на 2011 — 2015 годы»;
  • Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.02.2011 № 232-р «О формировании торгового реестра Краснодарского края»;
  • Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 17.10.2007 № 900-р «О стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания в Краснодарском крае»;
  • Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.03.2013 № 208 «Об установлении требований к организации выставок-ярмарок, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках, выставках-ярмарках на территории Краснодарского края».

АКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОД КРАСНОДАР:

  • Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 24.02.2011 № 1269 «О мерах, направленных на обеспечение функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности»;
  • Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 01.06.2010 № 3974 «О создании межведомственной комиссии при администрации муниципального образования город Краснодар по организации взаимодействия в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории муниципального образования город Краснодар»;
  • Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 01.07.2009 № 2256 «Об определении прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории муниципального образования город Краснодар»;
  • Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 23.11.2010 № 9548 «О реализации долгосрочной краевой целевой программы «Качество» на 2011-2015 годы на территории муниципального образования город Краснодар»;
  • Постановление главы муниципального образования город Краснодар от 23.05.2007 № 446 «О выдаче разрешений на право организации розничного рынка на территории муниципального образования город Краснодар» (с изменениями);
  • Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 20.01.2012 № 437 «О проведении ярмарок на территории муниципального образования город Краснодар в 2012 году»;
  • Постановление главы муниципального образования город Краснодар
    от 28.02.2007 № 182 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар» (с изменениями);
  • Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 05.09.2012 № 7693 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории муниципального образования город Краснодар»;
  • Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 01.04.2013 № 2289 «Об утверждении Порядка проведения мониторинга состояния потребительского рынка муниципального образования город Краснодар».

Внесены изменения в торговое законодательство

Традиционно в августовском номере журнала размещаются комментарии к самым значимым федеральным законам. Начнем с Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ, которым внесены поправки в Закон о торговле [1] .

Отметим, что изменения, вносимые в торговое законодательство, длительное время обсуждались между участниками рынка и большинство из них были «проверены» Кодексом добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров.

На кого распространяются требования торгового законодательства?

Группой лиц признается совокупность физических и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков (п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции):

  • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если таковое имеет более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества;
  • юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица юридическое (физическое) лицо;
  • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если таковое на основании учредительных документов хозяйственного общества или заключенного с ним договора вправе давать хозяйственному обществу обязательные для исполнения указания;
  • юридические лица, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;
  • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если по предложению последнего назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;
  • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если по предложению последнего избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
  • физическое лицо, его супруг, родители, полнородные и неполнородные братья и сестры;
  • лица, каждое из которых по какому-либо из указанных выше признаков входит в группу с одним и тем же лицом;
  • хозяйственное общество, физические и (или) юридические лица, которые по какому-либо из названных выше признаков входят в группу лиц, если такие лица имеют более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества.

Понятия, термины, определения

Совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации

Кроме прочего, введено новое понятие – «услуги по продвижению товаров». Под ними понимаются услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем (п. 10 ст. 2 Закона о торговле):

  • рекламирования продовольственных товаров;
  • осуществления их специальной выкладки;
  • исследования потребительского спроса;
  • подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах;
  • осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.

Обязанности торговой сети и поставщиков продовольственных товаров

[1] Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Читайте также  Понятие страховой пенсии и ее виды

Разъяснения Закона о торговле

Один из недавних Всероссийских онлайн-семинаров, регулярно проводимых компанией «Гарант», был посвящен вопросам применения Закона о торговле 1 . Перед аудиторией выступила Ольга Анатольевна Бондаренко, к. ю. н., аттестованный аудитор и консультант по налогам и сборам, член Научно-экспертного и Учебно-методического совета Палаты налоговых консультантов, аттестованный преподаватель Палаты налоговых консультантов России и ИПБ России.

В конце 2009 года законодатели приняли Закон о торговле. Его основные положения вступили в силу с 1 февраля 2010 года. До 30 июля 2010 года включительно организации, занимающиеся торговой деятельностью, должны привести свои отношения с контрагентами в соответствие с нормами этого закона. Вопросов по применению Закона о торговле много, поэтому первая часть семинара была посвящена их подробному изучению. Особое внимание лектор уделила терминам и определениям, указанным в законе, правам и обязанностям субъектов торговой деятельности, порядку заключения договоров и выплате вознаграждения.

Цели и сфера применения Закона о торговле

Закон о торговле регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности 2 .

Ольга Бондаренко:

— Положения комментируемого закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

  • внешнеторговой деятельности;
  • торговли на товарных биржах;
  • деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
  • купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов 3 .

Также в сферу его применения не входят вопросы, регулируемые законодательством о защите прав потребителей 4 .
Основными целями принятия Закона о торговле являются 5 :

  • развитие торговой деятельности и формирование конкурентной среды, поддержка российских производителей товаров;
  • обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, осуществляющих торговую деятельность, и лиц, совершающих поставки производимых или закупаемых товаров.

Отметим, что данным документом прописаны только отношения производителей (поставщиков) с торговыми сетями. Однако поставщики зачастую работают не напрямую с сетями, а с переработчиками. Как будут выстраиваться отношения в этом случае, в Законе о торговле не сказано.

Основные понятия и термины, используемые в законе

Статья 2 Закона о торговле посвящена раскрытию ряда определений, используемых в нем.

Ольга Бондаренко:

— В начале документа законодатели расшифровали термин «торговая деятельность», под которой понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Далее даны определения оптовой и розничной торговли. Причем они соответствуют положениям Гражданского кодекса 6 . Так, под оптовой торговлей понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в т. ч. для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Розничная же торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Данный термин можно найти также в главе 26.3 Налогового кодекса, посвященной ЕНВД.

Закон о торговле содержит также определения торгового объекта и его площади.

Торговые объекты делятся на стационарные и нестационарные. Так, к первому виду относятся объекты, прочно связанные с землей, фундаментом здания и присоединенные к сетям инженерного технического обеспечения. Нестационарными считаются объекты, представляющие собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Обратите внимание, что при подсчете площади торгового объекта берется площадь помещений, отведенных не только для торговли, но и для размещения покупателей товаров. Ключевым понятием данного закона является термин «торговая сеть». Это совокупность 2 и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность 2 и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Также чиновники дали определение понятию «продовольственные товары». Так, под ними следует понимать продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в т. ч. продукты детского, диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки.

Права и обязанности субъектов торговой деятельности

В Законе о торговле определены основные права и обязанности субъектов торговой деятельности 7 .

Ольга Бондаренко:

— В законе установлен прямой запрет на заключение между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров договоров комиссии, а также иных смешанных договоров, которые содержат элементы договора комиссии.

На практике зачастую возникают ситуации, когда поставщики напрямую не работают с торговыми сетями, а выстраивают отношения с ними через посредников. Законом о торговле этот момент не запрещен. Главное, чтобы между поставщиком и торговой сетью не был заключен договор комиссии.

Торговые сети, поставщики несут обоюдную обязанность информировать об условиях отбора потенциальных контрагентов для заключения договоров поставки и существенных условий такого договора. Реализовать такую обязанность можно либо путем размещения соответствующей информации на своем сайте в Интернете, либо путем безвозмездного предоставления запрашиваемой информации. В последнем случае на исполнение такого запроса законодатель отвел 14 дней 8 .

Какие условия договора являются существенными? В Законе о торговле ответа на этот вопрос нет. Следует обратиться к пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса.

Кроме того, к существенным условиям договора относится информация о наименовании и количестве товара и сроке его поставки 9 . Иные же условия можно определить только после заключения договора. К ним могут относиться, например, сведения о цене и сроках расчета с контрагентом.

Подробную информацию о том, какие условия договора считаются существенными, можно посмотреть на сайте www.fas.gov.ru в протоколах заседания Экспертного совета. Так, в Протоколе заседания ФАС России N 1 10 указано, что к сведениям об условиях отбора контрагентов для поставки товара и о существенных условиях такого договора будет относиться информация о необходимом количестве поставляемого товара, которое предварительно известно покупателю и определяется по согласованию с поставщиком.

Отметим также, что договор может быть заключен без ссылки на цену. Ее величина будет урегулирована дополнительным соглашением при конкретной поставке товара. Цена может стать существенным условием договора только по заявлению одной из сторон 11 . Если между сторонами договора возникнут разногласия по ее размеру и они не придут к соглашению, то договор считается незаключенным.
Стоит ли компаниям вывешивать цены на товары на своих сайтах в Интернете? Это целесообразно делать, указывая только ту, которая актуальна на сегодняшний момент — без динамик, прогнозов, так как раскрытие подобной информации может обернуться поводом для внимания Федеральной антимонопольной службы. Так, Законом о защите конкуренции 12 установлен запрет на согласованные действия, которые могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок и т. д. О согласованности действий может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными организациями относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин и были заведомо известны каждому из конкурентов 13 .

Обратите внимание также на то, что теперь условия договора поставки продовольственных товаров должны устанавливаться с учетом их срока годности. Так, если он меньше 10 дней, то отсрочка платежа за такую поставку не может превышать 10 рабочих дней (со дня приемки их покупателем). При колебании срока годности в интервале от 10 до 30 дней отсрочка предоставляется максимум на 30 календарных дней со дня их приемки. Если же срок годности превышает 30 дней, покупатель должен оплатить продовольственные товары не позднее чем через 45 календарных дней со дня их приемки.

Антимонопольные правила

Закон о торговле ограничивает торговые сети и их поставщиков в совершении определенных действий, которые являются следствием выполнения условий хозяйственных договоров между ними.

Ольга Бондаренко:

— Сетям и поставщикам запрещено создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам и нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Кроме того, они не могут навязывать контрагентам условия:

  • о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами;
  • об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше условий для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
  • о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
  • о внесении платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту и изменение ассортимента продовольственных товаров;
  • о снижении поставщиком продовольственных товаров их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их стоимости не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
  • о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары (исключение — утрата или повреждение произошли по вине поставщика);
  • о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
  • о возврате поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации 14 .

За нарушение данных правил предусмотрена административная ответственность.

Вознаграждение и скидки

В цену договора может быть включено вознаграждение. Его размер подлежит согласованию сторонами. Вознаграждение предоставляется покупателю за то, что он приобретает у поставщика определенное количество продовольственных товаров. Предельная его величина — 10 процентов от цены 15 .

Ольга Бондаренко:

— Если вознаграждение превышает 10 процентов, то стороны должны изменить это условие согласно указанному ограничению 16 .

Отметим, что устанавливать его за приобретение не определенного количества продовольственных товаров, а, например, за сумму поставки стороны договора не могут, поскольку выплата вознаграждения по иным основаниям законом не предусмотрена. Данное вознаграждение включается в цену договора, а иные выплаты в нее не входят.

Кроме того, поставщик не может выплачивать вознаграждения, если приобретаются отдельные виды социально значимых продовольственных товаров. Их перечень определяется Правительством РФ.

Законом о торговле не урегулированы такие вопросы, как:

— сколько вознаграждений можно выплачивать одному покупателю в рамках одного договора поставки, потому что стороны могут предусмотреть в нем выплату, например, ежемесячных, квартальных и годовых вознаграждений;

— какой период брать в расчет при нахождении определенного количества продовольственных товаров, за которое предусмотрена начисление вознаграждения. Поскольку барьер такой выплаты, например, за месяц и квартал будет отличаться.

Подготовила
Е.Н. Подлипалина,
эксперт журнала

1 Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (далее — Закон о торговле)
2 п. 3 ст. 1 Закона о торговле
3 п. 4 ст. 1 Закона о торговле
4 письмо Роспотребнадзора от 04.02.2010 N 01/1475-10-32
5 п. 2 ст. 1 Закона о торговле
6 ст. 492, 506 ГК РФ
7 ст. 8, 9 Закона о торговле
8 п. 2 ст. 9 Закона о торговле
9 ст. 454 и 455 ГК РФ
10 п. 3 Протокола заседания ФАС России от 17.02.2010 N 1
11 пост. Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 8
12 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
13 п. 2 пост. Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30
14 п. 1 ст. 13 Закона о торговле
15 п. 4 ст. 9 Закона о торговле
16 п. 17 Протокола 17.02.2010 N 1 и п. 2 Протокола от 13.04.2010 N 3

Государственное регулирование торговой деятельности в России

Сфера внутренней торговли является одной из важнейших составляющих экономики нашего государства. При этом она во многом является саморегулируемой. Однако рыночные механизмы регулирования торговли не способны полностью обеспечить соответствие интересов бизнеса и потребителей. В связи с этим возрастает роль государственного регулирования в области торговой деятельности. Справляются ли госорганы с этой задачей?

  • Главная ›
  • Пресс-центр
  • Комментарии в СМИ ›

Законодательная база

П роблема государственного регулирования торговой деятельности стала актуальной в последние годы в связи с необходимостью упорядочения отношений по ее организации и устранению излишних административных барьеров в торговле, формирования конкурентной среды, рыночной и недискриминационной системы реализации товаров.

Функция государства по регулированию торговой деятельности реализуется с помощью различных экономических и административных методов, которые получают юридическое оформление в нормативно-правовых актах, образующих правовую основу ее осуществления.

Особенностью нормативно правового регулирования торговой деятельности в России является формирование правовой базы регулирования в рамках гражданского законодательства. Отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права. К законодательным актам общего регулирования относится ГК РФ, который регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет их гражданско-правовой статус, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства.

Однако ГК РФ, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публичноправовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. Торговая деятельность нуждается в развитии собственного торгового законодательства.

В настоящее время основной задачей, как представляется, направленной на повышение эффективности правового регулирования торговых отношений, является проведение кодификации торгового законодательства. Принятие торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство. Так, правовой статус многих субъектов оптовой торговли, реально существующих на рынке, вообще ничем не урегулирован. Это касается дилеров, дистрибьютеров, торговых домов Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет государственную торговую политику, но не решает существующих проблем в области договорного регулирования торговых отношений. Необходимо законодательное закрепление договорных форм, отражающих специфику торговли, таких как дистрибьюторская, маркетинг, в области электронной торговли, а также иных правил, отражающих особенности заключения, изменения и расторжения торговых договоров, исполнения договорных обязательств.

Электронная торговля

Электронная торговля — это сложное явление современного этапа глобализации. Эта торговля имеет ряд преимуществ: она позволяет даже самым маленьким фирмам выходить на рынки разного уровня независимо от местоположения, повышает конкурентоспособность, от этого эластичность спроса выше, чем на традиционных рынках.

Как известно, потребители тоже получают ряд преимуществ: покупатель независимо от его местоположения может выбрать товар, который пожелает; может заказать товар в удобное для него время, доставку товара в любое время и место.

Однако кроме вышеперечисленных преимуществ электронная торговля обладает рядом недостатков: проблемы, связанные с правовым регулированием, невозможность непосредственного контакта с предметом, недоверие к электронным платежам и др.

С одной стороны, электронная торговля — это предпринимательская деятельность, отвечающая определенным в гражданском законодательстве признакам предпринимательской деятельности, а с другой — это использование информационно-телекоммуникационных сетей в целях осуществления торговой деятельности специфичным способом.

В связи с этим «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» целесообразно дать понятие электронной торговли. Электронную торговлю следует признать формой торговой деятельности.

Безопасность потребителя

В связи с актуальностью проблемы фальсификации товаров необходимо перейти к разработке и, как следствие, принятию программ на федеральном и региональном уровне по обеспечению безопасности, защите потребителя, созданию нормативно-технической документации, подготовке специалистов нового уровня, широкой пропаганде простейших методов обнаружения фальсификации на предприятии и в домашних условиях. В Законе « О защите прав потребителей» ничего не сказано о фальсификации и наносимом ею ущербе, поэтому необходимо в срочном порядке принять закон о фальсификации продуктов потребления. Отсутствуют четкие критерии, позволяющие должным образом идентифицировать товары, обнаруживать по результатам идентификации подделки. Поэтому появился рынок сбыта фальсифицированных товаров как отечественного, так и импортного производства .

В сентябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий введение запрета на использование при производстве продуктов пальмового масла, ГМО и ряда пищевых добавок. Однако Правительство подготовило отрицательный отзыв на законопроект, в котором говорится, что по договору о Евразийском экономическом союзе требования к продуктам устанавливаются на уровне союза и Россия не может ввести дополнительные обязательные требования на своей территории.

Есть очень серьезная проблема, связанная с фальсификацией продуктов пальмовым маслом. Вреда для здоровья от употребления качественного

пальмового масла не будет. Другой вопрос в том, что неизвестно, какого качества и какие именно заменители молочного жира используют недобросовестные производители. Ведь существует как пищевое, так и техническое пальмовое масло. Если это техническое, плохо очищенное пальмовое масло, то оно может содержать вредные для здоровья продукты перекис- ного окисления жира. При этом фальсификат ( то есть продукт, в который внесено неуказанное на этикетке пальмовое масло) можно распознать только по итогам лабораторных исследований. А простой потребитель никогда сам не сможет определить присутствие в продукте заменителя молочного жира. Необходимо также отметить, что помимо фальсифицированных товаров рынки сбыта заполняют еще товары — заменители натуральных продуктов ( суррогаты). Из-за отсутствия действующих законов, в которых бы устанавливалась административная и уголовная ответственность за фальсификацию товаров, из-за несогласованности деятельности органов государственного контроля, а порой и его отсутствия потребитель остается не защищенным от обмана.

Контроль ценообразования

Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду злоупотреблений в вопросах ценообразования. Цены не регулируются государством, за исключением отдельных видов товаров, на которые федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок к ценам на них, в том числе установление их предельных ( максимального и/или минимального) уровней. Устанавливать цены на свою продукцию, которые обеспечивают достойную прибыль, — это естественное стремление предпринимателя, более того, это смысл его деятельности в соответствии с ГК РФ. Однако потребитель нередко сталкивается со случаями неоправданного завышения цен на товар недобросовестными участниками торгового оборота.

Часть магазинной стоимости продукта оседает в кошельках людей, не имеющих прямого отношения к его изготовлению, упаковке, рекламе и транспортировке, поскольку в ходе производства изготовителей попросту принуждают заключать кулуарные сделки с регулирующими все вокруг органами и местными властями. Нетрудно догадаться, кто в финале компенсирует производителю те самые внеплановые расходы.

Наиболее актуальной и неразрешенной является проблема качества товара и качества торгового обслуживания населения. Существующий Федеральный закон « О качестве и безопасности пищевых продуктов» нормирует, но не определяет четкого

механизма управления данным явлением. Российские потребители имеют минимальную степень защищенности собственных прав в области обеспечения качества товаров и услуг по причине отсутствия реально работающих государственных контролирующих организаций в данном направлении.

Некачественное питание — это мина замедленного действия. Задача государства — оберегать здоровье людей.

Введение Россией продуктового эмбарго на ряд товаров из стран Запада в ответ на санкции ЕС еще больше ухудшило ситуацию, поскольку возникший на полках магазинов дефицит пришлось спешно закрывать. При этом государственные контрольные органы оказались не в силах справиться с потоком новой продукции.

В условиях сложной современной ситуации в экономике нашей страны в целом и в отрасли торговли в частности возрастает потребление товаров отечественного производства. В связи с этим повышается роль ярмарочной торговли и торговли на рынках. Традиционная проблема — это проблема взаимоотношений поставщиков и розничных сетей. Чтобы пробиться на прилавки магазинов, изготовителю приходится платить продавцу. И чем крупнее оборот магазина или сети, тем крупнее так называемая плата за вход на полку. Немалых денег стоит и правильное местонахождение товара на полке, чтобы мерчандайзер сети поместил его на особо проходном месте или на нужной высоте, а не над потолком или на нижней полке.

Именно отсутствие доступа к конечному потребителю препятствует развитию российских мелких и средних хозяйств и ухудшает положение с продовольственной безопасностью страны, а также приводит к увеличению зависимости России от импортных поставок продуктов питания и лишает население нашей страны возможности приобретать качественные продукты российского производства. Таким образом, хотелось бы сказать, что существует острая необходимость в контроле за продовольственным рынком. Законы, такие как « О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», «О техническом регулировании», должны работать более эффективно.

Впрочем, установление требований к субъектам торговой деятельности при отсутствии эффективной системы государственного контроля не имеет смысла. Что касается государственного контроля ( надзора) в области торговой деятельности как метода государственного регулирования, то основные принципы его реализации изложены в ст. 16 Федерального закона « Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Поскольку нормы названной статьи содержат отсылки к законодательству РФ, государственный контроль ( надзор) в области торговой деятельности организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля» и другими федеральными законами, входящими в состав законодательства о государственном контроле ( надзоре).

Государственный контроль реализуется посредством различных мероприятий по контролю, представляющих собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля ( надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований ( испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Читайте также  Как делится совместно нажитое имущество в гражданском браке

Проблема создания эффективного механизма государственного контроля ( надзора) в сфере торговой деятельности представляет собой важную задачу государства. В то же время попытки ее решения не носят системного характера. Так, остались неразрешенными проблемы малой эффективности системы контроля ( надзора). Как показывает анализ правоприменительной практики, при осуществлении

контрольно-надзорных мероприятий нередко нарушаются права субъектов предпринимательства со стороны публичных органов власти, что влечет за собой неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов. Среди наиболее распространенных нарушений прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) можно назвать нарушение сроков проведения контроля, нарушение порядка привлечения к ответственности, осуществление проверок без соответствующего правового основания

Таким образом, характеризуя деятельность органов государственного регулирования вторговле, можно считать ее слабовыраженной и не имеющей точных стратегических целей развития.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector