Закон о приватизации земли под частным домом

Закон о приватизации земли под частным домом

Закон о приватизации земли под частным домом

Отдайте сотки даром

Все началось с иска гражданки к комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга. В иске была просьба о бесплатной передаче в собственность ее же земли в садовом некоммерческом товариществе — СНТ. В суде женщина рассказала, что она член этого товарищества. А само СНТ — правопреемник некогда существовавшего огороднического товарищества. Оно родилось еще в 1988 году после решения районного совета депутатов тогда еще Ленинграда. Дачникам подыскали участок «для выращивания плодово-ягодных растений без права возведения строений». Землю работникам крупного предприятия дали в аренду на пять лет под коллективные огороды. Уже в наше время товарищество реорганизовали в СНТ, зарегистрировали новый устав, администрация района заключила с товариществом краткосрочный договор аренды участка. Этот договор считается продленным на неопределенный срок и действует до сегодняшнего дня.

Истица так объяснила в суде свое требование — передать ей, как члену СНТ, эту землю бесплатно. Ее товарищество было образовано до вступления в силу в 1998 году Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Поэтому она «обладает правом на приватизацию» своих соток в соответствии с этим законом. Районный суд ее аргументы признал и иск удовлетворил. Апелляция в городском суде это решение отменила и сама приняла новое — в иске отказать.

Как видно из материалов дела, городской суд заявил, что руководствуется Законом «О садоводческих объединениях». А по нему нет оснований давать дачнице землю бесплатно. По мнению апелляции, ни товариществу, ни его членам земля на праве постоянного и бессрочного пользования не принадлежит. А это необходимое условие для передачи соток бесплатно. Кроме того, «кадастровый учет в отношении предоставляемого товариществу участка не осуществлялся, , топогеодезические работы по отношению границ участка не проводились». И вообще, о каких огородах речь, если на этом месте планируется в неопределенном будущем развитие «улично-дорожной сети».

С выводами городского суда Верховный суд РФ не согласился и объяснил почему.

Начал высокий суд с Конституции. В ее 36-й статье сказано, что у граждан и их объединений есть право иметь землю в частной собственности. По Земельному кодексу (статья 15) собственностью граждан и юридических лиц являются участки, приобретенные людьми и юрлицами на основаниях, предусмотренных законодательством. А еще сказано, что граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению участков земли в собственность. Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены гражданам и юрлицам, за исключением той земли, которая по закону не продается.

В законе о садоводческих объединениях от 1998 года (он действовал на момент возникновения нашего спора) сказано, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по их месту жительства. В нашем случае все так и было. Решением исполкома Красногвардейского районного Совета депутатов Ленинграда в 1988 году было создано объединение и ему дали 16 гектаров под огородничество в аренду. Через месяц, судя по документам в деле, был составлен акт об установлении границ выделенного участка. Через год зарегистрировали устав огороднического товарищества. Через десять лет — в 1999 году зарегистрирована новая редакция устава. Землю в аренду объединению дали на год. В 2002 году администрация города заключила договор аренды участка земли, на котором располагалось товарищество. В этом договоре есть пункт, в котором сказано, что если до конца срока договора одна из сторон не уведомит другую о прекращении договора, то он считается продленным на неопределенный срок.

В итоге договор оказался продленным на неопределенный срок и к моменту суда не был расторгнут.

Истица — член товарищества и на момент ее обращения в суд действовал Закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ». По нему граждане, члены садово-огородных товариществ до 31 декабря 2020 года имеют право приобрести свой земельный участок без торгов, в собственность и бесплатно. Но лишь в том случае, если сотки соответствуют нескольким условиям. Вот список условий: участок должен быть образован из земли, предоставленной товариществу до вступления в силу этого закона. Если по решению собрания членов объединения земля распределена между членами. Если эта земля не изъята из оборота или ограничена в обороте и если ее не зарезервировали для государственных нужд.

В нашем споре, заявил Верховный суд, апелляция ошибочно сослалась на закон о садоводческих объединениях, который применять было нельзя, так как год рождения закона — 2014-й.

То есть городской суд не применил закон, который положено, и применил закон, принятый спустя годы после возникновения спорной ситуации.

«Вследствие неправильного применения норм материального права суд апелляционной инстанции оставил без выяснения имеющие значение по делу обстоятельства, что является грубым нарушением Гражданского процессуального кодекса и повлияло на исход дела».

Решение апелляции отменено и ей велено пересмотреть свое решение.

Особенности приватизации земли под частным домом и МКД. Порядок, сроки и стоимость

Наличие права собственности на домовладение не означает такого же статуса участка, на котором расположена постройка. Земельная территория не всегда принадлежит владельцу строения. Такая ситуация может создать определенные трудности, например, при продаже или передаче по наследству. Лучшим решением такой проблемы будет приватизация земли под домом.

  1. До какого года продлили?
  2. Когда возможно бесплатное проведение?
  3. Можно ли приватизировать ЗУ, если частное жилье в собственности?
  4. Если владельцев несколько
  5. Под МКД
  6. С чего начать?
  7. Когда идти в местный муниципалитет?
  8. Когда посетить отделение Росимущества?
  9. Как приватизировать земельный участок?
  10. Составление и подача заявления
  11. Какие нужны документы?
  12. На жилье
  13. На ЗУ
  14. Заключение договора с администрацией
  15. Обращение в Росреестр
  16. Сколько стоит?
  17. Сроки рассмотрения
  18. Особенности единовременной процедуры
  19. Надо ли проводить процедуру: плюсы и минусы

До какого года продлили?

Ранее срок приватизации частного недвижимого имущества, в том числе и земельных участков продлевался неоднократно, поэтому актуальным остается вопрос, до какого года продлены сроки сейчас. В настоящее время,по правилам пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ определено, что срок оформления земельных участков – неограничен.

Указанное правило касается территорий, предоставленных в постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.

Когда возможно бесплатное проведение?

Статья 39.5 ЗК РФ позволяет приватизировать земельный участок на безвозмездной основе в следующих случаях:

  1. Участок предоставлен семье, в которой воспитывается трое и больше несовершеннолетних детей.
  2. Территория предоставлена в аренду для строительства и или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад.
  3. Участок был получен в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад.
  4. Пользователями земли являются лица, имеющие льготы. К ним отнесены — малоимущие, ветераны боевых действий, инвалиды; герои России и СССР.

Отказ в приватизации будет иметь место в случаях, определенных в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178.

Это правило распространяется на участки, входящие в состав земель:

  • особо охраняемых объектов и территорий природы;
  • водного и лесного фонда;
  • зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
  • общего пользования – площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты;
  • зарезервированные для государственных нужд;
  • предназначенных для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим. Подробнее о том, какие категории земель не подлежат приватизации, можно узнать тут.

Можно ли приватизировать ЗУ, если частное жилье в собственности?

Если владелец дома оформил на него право собственности, он может приватизировать участок под ним. Ограничения, касающиеся количества участий в приватизации в отношении объекта. Если человек не приватизировал участок ранее, он может это сделать и после оформления дома в собственность (как узнать приватизирована ли земля?).

Больше информации о том, как выполнить передачу прав на землю в частную собственность., если дом приватизирован, а земля под ним нет, узнайте в отдельной статье.

Если владельцев несколько

Если дом принадлежит нескольким лицам на правах долевой собственности, то для приватизации потребуется определить границы участка каждого из них. Необходимо изготовить кадастровый паспорт на каждую часть. Участок должен быть разделен поровну между всеми владельцами. Свою долю приватизировать будет каждый в отдельности.

Под МКД

Жильцы многоквартирного дома вправе приватизировать участок, на котором располагается объект недвижимости. Для этого необходимо провести общее собрание и решение оформить протоколом. Приватизация участка под МКД позволяет осуществлять:

  • строительство спортивных и детских площадок, зон отдыха, гаражей для инвалидов и ветеранов;
  • озеленение;
  • создание парковок;
  • сдачу имеющейся автостоянки в аренду.

Подробнее о приватизации земельного участка под многоквартирным домом мы рассказали здесь.

С чего начать?

Для того, чтобы осуществить процедуру приватизации земли, необходимо обратиться в уполномоченные официальные инстанции. Таковыми являются местная администрация и орган Росимущества.

Когда идти в местный муниципалитет?

Обращаться в местную администрацию следует в случаях, когда земельный участок находится в муниципальной собственности. Информацию о принадлежности территории можно получить, обратившись в указанный орган.

Когда посетить отделение Росимущества?

В случае с участком, находящемся в федеральном ведении, обращаться необходимо в территориальное отделение Росимущества. Такие органы расположены в каждом регионе и субъекте РФ.

Как приватизировать земельный участок?

Процесс оформления ЗУ в собственность состоит из нескольких этапов.

  1. Первым из них является подготовка документов заинтересованного лица, на дом и земельный участок.
  2. После этого необходимо оформить заявление и обратиться в уполномоченный государственный орган.
  3. В завершении заключается договор и право собственности регистрируется в Росреестре.

Составление и подача заявления

Основанием для рассмотрения обращения заинтересованного лица является его заявление. Оно составляется в простой письменной форме.

В тексте должно быть указано следующее:

  1. Наименование и адрес государственного органа.
  2. Сведения об инициаторе – фамилия, имя, отчество, место жительства, номер контактного телефона.
  3. Информация об участке – место расположения, общая площадь.
  4. Просьба о приватизации.
  5. Наличие льгот у заявителя.
  6. Перечень прилагаемых документов.
  7. Дата и подпись заявителя.
  • Скачать бланк заявления на приватизацию земли
  • Скачать образец заявления на приватизацию земли

Обращение передается лично, пересылается по почте, через законного представителя или портал Госуслуги.

Какие нужны документы?

К заявлению нужно приложить:

  • паспорт заявителя;
  • доверенность законного представителя, если он участвует в процедуре;
  • нотариально заверенное согласие второго супруга на оформление земли в собственность;
  • документ, подтверждающий наличие у инициатора льгот, например, справка о многодетности семьи заявителя.

Допускается представление заверенных копий документов.

На жилье

В отношении домовладения нужно будет предоставить правоустанавливающие документы – договор купли-продажи, мены, дарения, которые ранее заключал собственник. К такому перечню можно отнести – выписку из ЕГРН, свидетельство о наследовании или праве собственности.

На ЗУ

В отношении земельного участка потребуется представить:

  • договор аренды (как приватизировать ЗУ, взятый в аренду?);
  • права постоянного пользования или пожизненного наследуемое владения;
  • также потребуется кадастровый паспорт;
  • план или выписка.

Подробнее о перечне документов на ЗУ под различные нужны мы писали в этом материале.

Заключение договора с администрацией

После рассмотрения обращения и принятия положительного решения с собственником земли, то есть с государственным органом, заключается договор о приватизации. Он оформляется в трех экземплярах, по одному для каждой из сторон и Росреестра.

В договоре должно быть указано:

  1. Дата и место подписания.
  2. Сведения о сторонах.
  3. Описание предмета сделки. В данном случае это будет земельный участок.
  4. Стоимость договора и порядок расчетов, если заинтересованное лицо не обладает льготами.
  5. Права, обязанности и ответственность сторон.
  6. Срок действия договора.
  7. Порядок разрешения споров.
  8. Реквизиты и подписи сторон.

Документ должен быть заверен печатью государственного органа.

Обращение в Росреестр

После подписания договора с администрацией нужно обратиться в Росреестр для регистрации права собственности. Для этого потребуется подготовить письменное заявление в произвольной форме.

К нему нужно приложить:

  • договор о приватизации;
  • кадастровый паспорт на участок;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины;
  • паспорт инициатора.

После поступления указанных документов право собственности будет зарегистрировано.

Сколько стоит?

Приблизительная стоимость оформления необходимых документов на ЗУ под частным жильем:

Сумма пошлины за регистрацию права собственности указана в пункте 22 статьи 333.33 НК РФ и составляет 2 000 рублей.

Больше нюансов о том, сколько возможно придется заплатить за приватизацию наделов разного назначения, можно ли не тратиться на процедуру, рассказано отдельно.

Сроки рассмотрения

Обращение заинтересованного лица о приватизации в местной администрации рассматривается в течение одного месяца. Регистрация в Росреестре займет не более семи дней. Если обращение в регистрирующий орган поступает через интернет, то процедура не займет более одного дня.

Особенности единовременной процедуры

Одновременная приватизация указанных объектов невозможна. Тем, кому интересно, можно ли получить право собственности на ЗУ, если частная недвижимость не приватизирована, ответим, что если человек намерен приватизировать земельный участок, он должен сначала оформить на себя дом, например, снять с него статус служебного. После этого можно совершать действия с участком.

Надо ли проводить процедуру: плюсы и минусы

Приватизация земельного участка под домом имеет свои плюсы и минусы.

К преимуществам можно отнести:

  1. Возможность совершать любые операции с участком, например, продать или осуществлять коммерческую деятельность.
  2. Землю можно будет завещать или дарить.
  3. Собственник вправе сдавать участок в аренду.

К недостаткам приватизации можно отнести тот факт, что:

  1. Возникает обязанность платить налог на землю.
  2. Также собственник должен будет поддерживать участок в надлежащем состоянии.

Приватизировать участок под собственным домом, может практически каждый владелец, в том числе и жители МКД. Для этого необходимо подготовить ряд обязательных документов и обратиться в уполномоченный орган власти. Процедура повлечет за собой определенные расходы, связанные с оформлением документов и оплатой госпошлины.

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

— приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

— отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

— отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

— приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

— в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Читайте также  Закон о приватизации построек на дачном участке

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Статья 28. Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков

Статья 28. Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков

1. Садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.

2. Приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в следующей последовательности:

1) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) принимает решение о приобретении прав на землю общего пользования (собственность такого объединения как юридического лица, общая совместная собственность членов такого объединения) и создает комиссию по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков;

2) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков организует сбор заявлений от членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков и проводит с привлечением в соответствии с договором специализированной землеустроительной организации или иного имеющего соответствующую лицензию юридического лица инвентаризацию земель такого объединения;

3) член соответствующего объединения в своем заявлении указывает, на каком праве хочет переоформить садовый, огородный или дачный земельный участок (собственность гражданина, общая совместная или общая долевая собственность супругов), фактическую площадь такого участка в квадратных метрах, встречные требования к его границам;

4) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков дает заключение о наличии встречных требований к границам садовых, огородных и дачных земельных участков со стороны соседей, садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и свое предложение об урегулировании спора. Если спор таким образом урегулировать не удается, он рассматривается в судебном порядке;

5) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо правление такого объединения рассматривает подготовленные материалы, итоги инвентаризации земель такого объединения и принимает решение о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о закреплении земель общего пользования за таким объединением, а садовых, огородных и дачных земельных участков — за конкретными гражданами, их супругами;

6) в случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади данных участков, указанной в проекте организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в данный проект вносятся уточнения, которые по согласованию с органами архитектуры и градостроительства и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству утверждаются соответствующим органом местного самоуправления;

7) органы местного самоуправления вправе потребовать у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения протокол общего собрания его членов (собрания уполномоченных), список членов такого объединения, их заявления, паспортные данные, копию решения об отводе земель (государственный акт или свидетельство), копию устава такого объединения, проект организации и застройки территории с внесенными уточнениями и промерами границ;

8) решение органа местного самоуправления о приватизации садового, огородного или дачного земельного участка принимается в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления и является основанием для выдачи гражданину и садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению свидетельств, удостоверяющих их права на землю;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 ноября 2000 г. N 137-ФЗ в подпункт 9 пункта 2 статьи 28 настоящего Закона внесены изменения

9) членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения документы выдает его правление, которое получает их в учреждениях юстиции по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по доверенностям членов такого объединения;

10) за государственную регистрацию прав на садовые, огородные и дачные земельные участки с каждого члена соответствующего объединения взимается регистрационный сбор в размере установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Органы местного самоуправления вправе устанавливать гражданам отдельных категорий льготы по уплате регистрационного сбора.

3. Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.

В случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади таких участков, указанной в ранее принятых решениях, орган местного самоуправления вправе закрепить садовые, огородные и дачные земельные участки в новых границах или потребовать восстановления прежних границ.

Как приватизировать земельный участок под частным домом и с чего начать?

Последние изменения: Октябрь 2021

Как оформляется приватизация земельного участка можно понять из приведенной ниже пошаговой инструкции. Для владения земельным участком на правах собственности фактическому владельцу достаточно обратиться в соответствующие органы для бесплатной приватизации. В случае невозможности данной процедуры (статус участка не позволяет приватизировать или иные обстоятельства), ЗУ можно приобрести по кадастровой стоимости.

Бесплатная приватизация

Вступить в права на землю под частным домом можно лишь имея на руках подтверждающие документы о праве собственности на сам дом (выписку из ЕГРН, соглашение о купле-продаже, дарственная и т.п.).
Процедура приватизации земельного надела под домом может осуществляться несколькими методами:

    после выкупа земли; безвозмездная приватизация по упрощенной системе; по решению судебного органа.

Сколько стоит приватизация земли? Бесплатной (безвозмездной) процедура может быть в следующих ситуациях:

    участок подпадает под дачную амнистию; земля выделена под индивидуальное жилое строительство, либо для ведения ЛПХ (до вступления в силу нового Земельного кодекса (2001г.)); если на ЗУ уже есть дом, который используется владельцем.

Помимо этого, льготной приватизацией могут воспользоваться следующие категории граждан:

    многодетные; ветераны и участники ВОВ; дети, оставшиеся без попечения; и иные категории граждан, относящиеся к социально-незащищенным.

Собираясь оформить участок в собственность, используя приватизацию, необходимо обратить внимание на некоторые нюансы:

    Воспользоваться правом бесплатной приватизации земли под домом, находящимся в долевой собственности, могут все дольщики. Для этого необходимо всеобщее их согласие или отказ одного из них в пользу другого. Бесплатная приватизация земель предоставляет гражданам возможность оформления всего ЗУ или его части. Для приватизации необходимо документальное подтверждение права пользования (не собственности), например, передаточный акт муниципалитета, соглашение об аренде и т.п. При оформлении постройки в собственность до 1991 года способ приватизации будет бесплатным, в противном случае – ЗУ необходимо будет приобретать по рыночной стоимости.

Приватизировать земли, расположенные на территории нашей страны, могут только граждане РФ.

Есть ли платная приватизация

Сам термин «платная» приватизация земельного участка законодательством не регламентируется. Понятие приватизация говорит само за себя – это смена формы «собственности», именно собственности. И как было сказано выше, граждане владеющие, пользующиеся и т.п. землей до вступления в законную силу новой редакции ЗК (до 2001г.), имеют право оформить участки в собственность, воспользовавшись безвозмездной приватизацией.

Начиная с 2001 года приобретение земельного надела в собственность осуществляется согласно новому ЗК при проведении публичных торгов с размещением об этом информации в СМИ.

Какие участки нельзя приватизировать

Согласно пункту 8 статьи 28 ФЗ-178 «О приватизации…» отчуждение земельных наделов запрещено в случае если земля:

    изъята из пользования (заражена опасными химикатами или подверглась техногенному (биогенному) заражению; имеет стратегическое значение, относится к заповедникам (паркам); зарезервирована для государственной необходимости; относится к лесным или водным фондам; является площадью, улицей, проездом, автомобильной дорогой, набережной и т.п.

ФЗ №1541-1 О приватизации (59,3 KiB, 423 hits)

Однако не допустим отказ в использовании некоторых категорий земель, чье отчуждение недопустимо законодательством. Такой заперт на пользование земель лишь носит ограничительный характер (например, запрещается заниматься на таких землях каким-то конкретным видом деятельности).

Как приватизировать земельный участок? Сама процедура, помимо сбора объемного пакета, не является чем-то не осуществимым. Достаточно лишь соблюдать некий порядок оформления.

Как приватизировать землю и перечень требуемых документов

Процедура осуществления приватизации земли по общему порядку проводится на основании земельного законодательства. Однако некоторые категории земель (дачные участки) могут быть оформлены в собственность на основании других нормативных актов.

Как только выбран вид земельного участка и определена его принадлежность, необходимо обратиться в орган, регистрирующий недвижимые объекты – Россреестр.
Вся процедура проводится в несколько этапов:

    В первую очередь необходимо обратиться с заявлением в муниципалитет (территориальный земельный комитет) о вопросе приватизации (в нем должна быть указана следующая информация – будущее назначение использования ЗУ, его квадратура, расположение и т.п.). См. образец заявления ниже. После подачи заявления необходимо обратиться в соответствующий орган для проведения кадастровых работ (межевание, установления границ, закрепление за участком идентификационного номера, оформление кадастрового паспорта и т.д.). Далее, после получения одобрения процедуры приватизации от муниципального органа (постановление главы Администрации), заявитель может собрать все дополнительные документы и обратиться в Россреестр для регистрации права на ЗУ.

Заявление на приватизацию земельного участка. Образец (24,0 KiB, 581 hits)

Документы

Для оформления прав собственности на землю нужно собрать целый ряд требуемых Россреестром документов:

    заполненный формуляр заявления о получении в собственность приватизируемого участка; документ, удостоверяющий личность заявителя; в случае подачи документов представителем, необходима нотариально заверенная доверенность; выписка из ЕГРН (предоставляется вместе с кадастровым паспортом); если заявителями является многодетная семья, нужно представить подтверждающие документы; в случае приобретения земельного надела иной категорией граждан (льготной), прописанной в земельном кодексе, необходимо также подтвердить принадлежность к этой категории (инвалиды, дети-сироты, малоимущие и т.п.).

Количество документов может разниться в зависимости от назначения земель, оснований для обращения в госорган, категории земли и мн.др. Для более подробной информации о необходимых документах стоит предварительно обратиться в регистрационный орган. Документы можно подать и в любое отделение МФЦ, а также непосредственно через офсайт Госуслуг.

По истечении определенного промежутка времени (в среднем от 10 до 20 календарных дней) можно получить готовые документы о зарегистрированном праве на ЗУ.

Дополнительно вы можете посмотреть короткое видео, в котором рассказывается про приватизацию ЗУ.

Как приватизировать земельный участок в СНТ или под домом в 2021 году: подробное руководство от юриста

Пользоваться землей и владеть ею — понятия разные. По закону, частная собственность неприкосновенна, а пользователя могут в любой момент попросить вернуть надел под государственные или муниципальные нужды. Чтобы этого не случилось, сотки под частным домом или в садовом кооперативе нужно приватизировать.

Как это сделать правильно? В каких случаях возможна бесплатная приватизация земельного участка? Какие документы собирать и куда обращаться? На эти вопросы журналисту ФАН ответила адвокат Юлия Лотова.

Что такое приватизация земельного участка

Термин «приватизация» означает переход права собственности на недвижимость от государства к человеку. В случае приватизации земельного участка гражданин становится его владельцем, а значит, его права на землю юридически защищены. Он может продать, подарить, завещать свой участок детям или другим родственникам. Может сдать его в аренду и получать доход. А может, не переживая о будущем, построить дом для постоянного проживания или дачного отдыха. Его земля — это его собственность, и как распоряжаться ею, он решает только сам.

При этом у собственника возникают и обязанности. Он должен платить налог за землю, должен использовать ее по целевому назначению и соблюдать права соседей. Но эти нюансы, как правило, несравнимы с фактом владения землей. Приватизация земельного участка в СНТ или под частным домом — требование нынешнего времени. Если возможность выполнить ее существует, это стоит сделать.

«Отдельного закона о приватизации земельных участков не существует, — отмечает адвокат Юлия Лотова. — Процесс регулируется Земельным кодексом РФ, принятым в 2001 году, с изменениями и поправками вступившими в силу в 2020 году. А также другими законами, в том числе о так называемой дачной амнистии, о приватизации государственного и муниципального имущества. Отвечают за передачу земель в собственность гражданам органы государственной власти: местные администрации, сельские советы».

Кто имеет право на приватизацию земельного участка в СНТ и под домом

Приватизировать свои сотки может любой гражданин России, но с соблюдением ряда условий. Если речь идет об участке под частным домом, в котором человек живет и фактически пользуется этой землей, учитывают период владения недвижимостью. Важно, чтобы право собственности на дом возникло до момента вступления в силу Земельного кодекса РФ, то есть до 2001 года.

Если человек получил дом по наследству, учитывается период владения домом наследодателем. То есть родители или бабушка с дедушкой, которые владели этим домом когда-то и от которых он перешел по наследству к детям, должны были оформить его в собственность до момента введения в действие Земельного кодекса РФ.

Приватизировать можно и дачные участки, которые с 2019 года называются садовыми или огородными. Для таких наделов действует упрощенная процедура регистрации, получившая название «дачной амнистии». Главное условие при этом — наличие границ у садового товарищества. Если формирование границ СНТ выполнено не было, заявлять права на землю рано, нужно дождаться завершения процедуры межевания.

С чего начать приватизацию земельного участка

Для начала важно уточнить тип участка, который планируется получить в собственность. Сделать это не получится, если он расположен на территории государственного заповедника или национального парка. Не разрешают отчуждать делянки на особо охраняемых природных территориях и расположенные на расстоянии менее 500 метров до кромки естественного водоема.

Приватизировать можно участок:

расположенный в СНТ, с полученной на него садовой книжкой;

полученный ранее в бессрочное пользование в качестве дачного надела;

закрепленный за человеком по праву пожизненного наследуемого владения;

где находится жилой дом.

Приватизировать также можно делянку в СНТ, которая давно не обрабатывается и считается брошенной. Но сделать это просто по собственному желанию не получится. Предварительно потребуется согласовать свое намерение с председателем СНТ: запросить документы на «ничейный» надел, озвучить свое намерение закрепить его за собой. Решение об изъятии брошенных соток и их передаче другому садоводу принимают на общем собрании товарищества. Если члены СНТ не против, заявитель получит садовую книжку и сможет инициировать процедуру приватизации.

Как приватизировать участок — процедура

«Для начала необходимо подготовить документы, которые подают в местную администрацию, — уточняет адвокат Юлия Лотова. — Для оформления участка под домом необходимы правоустанавливающие документы на дом. В этом качестве могут быть договор купли-продажи или дарения, по которому недвижимость получена в собственность. Также можно приложить свидетельство о праве на наследство, если дом получен по праву наследования или завещанию. К этим документам прикладывают выписку из ЕГРН — она необходима для подтверждения права собственности».

Документы с заявлением для приватизации земельного участка передают в администрацию лично. Также можно воспользоваться порталом «Госуслуги». На портале нужно выбрать услугу «Предварительное согласование земельных участков, собственность на которые не разграничена», заполнить специальную форму, приложить указанный пакет документов и отправить на рассмотрение.

Через некоторое время заявитель получит ответ о решении администрации. Требование могут удовлетворить, тогда заявителю предоставят соответствующее постановление. Но могут и отказать, тогда он получит решение с мотивированным отказом.

Для садовых участков процедура та же, отличается лишь пакет документов, необходимый для рассмотрения. Если процедура формирования границ СНТ завершена, нужно обратиться к председателю товарищества и запросить:

решение собрания членов СНТ;

К этим бумагам нужно приложить документ, который уточняет основания использования надела. Это может быть садовая книжка или правоустанавливающий документ. Подойдет свидетельство, акт муниципалитета, даже выписка из похозяйственной книги. Если этих документов на руках нет, нужно сходить на прием в администрацию и запросить их (или хотя бы уточнить, где их искать). Собранный пакет документов отправляют на рассмотрение и получают ответ — утвердительный или отрицательный.

«Если администрация выносит решение об отказе, нужно обращаться в суд с иском о признании права собственности в порядке приватизации, — отмечает Юлия Лотова. — К сожалению, как правило, добиваться признания собственности на землю людям приходится через суд».

Сколько стоит приватизация земельного участка

По закону, платить ничего не нужно. Гражданин должен стать владельцем соток, которыми уже давно по праву пользуется, абсолютно бесплатно. Но на практике все может оказаться иначе. Если администрация отказала, заявлять законные требования придется уже в суде. А это расходы не только на подготовку документов, но и на юридическое сопровождение, что и определяет стоимость приватизации земельного участка.

Для судебного заседания адвокат рекомендует подготовить бумаги, при рассмотрении которых у суда не окажется оснований отказать истцу. Кроме правоустанавливающих документов на дом нужны квитанции, подтверждающие оплату земельного налога. Пригодятся документы на прежнего владельца, справки из архива о закреплении земли. Суд может назначить землеустроительную экспертизу, чтобы определить границы территории. И за эту экспертизу тоже придется платить истцу. Только получив полное представление о спорном земельном наделе и решение экспертизы, суд может признать право собственности за гражданином.

«В досудебном порядке приватизация бесплатна, а в судебном стоимость юридической помощи варьируется в пределах 150-200 тысяч рублей», — уточнила адвокат Юлия Лотова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector