Выбор лечащего врача в поликлинике и стационаре

Выбор лечащего врача в поликлинике и стационаре

Выбор лечащего врача в поликлинике и стационаре

Выбор лечащего врача в поликлинике и стационаре

Статья 21. Выбор врача и медицинской организации

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона, а также с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

(часть 8 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Выбор врача и медицинской организации задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьей 26 настоящего Федерального закона.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 131-ФЗ)

9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.

(часть 9 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Как выбрать лечащего врача

Вы имеете право на выбор лечащего врача как в медицинской организации амбулаторно-поликлинического типа, так и в организации стационарного типа, в том числе при пребывании на дневном стационаре (пп. 1 п. 5 ст. 19 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Выбор врача в поликлинике

В поликлинике, к которой вы прикреплены, можно выбрать врача, но не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены поликлиники). Вы можете просить о замене лечащего врача также при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (п. 2 ст. 34, п. 1 ст. 70 Закона N 323-ФЗ).

Можно выбрать (п. 2 ст. 21 Закона N 323-ФЗ):

  • врача-терапевта;
  • врача-терапевта участкового;
  • врача-педиатра;
  • врача-педиатра участкового;
  • врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.

Пока вы не выберете врача, первичную врачебную медико-санитарную помощь вам будут оказывать врачи, за которыми вы закрепляетесь без учета вашего желания ( п. 16 ст. 100 Закона N 323-ФЗ).

Так, например, участковый врач-терапевт формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения ( п. 6 Положения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2005 N 765).

Следовательно, когда вы прикрепляетесь к поликлинике, врач вам назначается «по умолчанию».

Первичные доврачебная и врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу. Это означает, что формируются группы обслуживаемого населения, проживающего (пребывающего) на определенной территории или работающего в определенных организациях ( п. п. 12 , 13 Положения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н). Распределение населения по участкам осуществляется руководителями поликлиник ( п. 14 Положения N 543н).

Чтобы обеспечить право на выбор врача и поликлиники, допустимо прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания поликлиники, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения. Учитывается рекомендуемая численность прикрепленных граждан ( п. 15 Положения N 543н).

Рекомендуемая численность составляет:

на фельдшерском участке — 1 300 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

на терапевтическом участке — 1 700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (для терапевтического участка, расположенного в сельской местности, — 1 300 человек взрослого населения);

на участке врача общей практики — 1 200 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;

на участке семейного врача — 1 500 человек взрослого и детского населения;

на комплексном участке — 2 000 и более человек взрослого и детского населения ( п. 18 Положения N 543н).

Выбор врача в стационаре

Вы вправе отказаться от услуг конкретного врача при получении лечения в стационаре. В этом случае руководитель медицинской организации должен будет подобрать вам другого лечащего врача с учетом согласия врача.

Замена (выбор) лечащего врача

Для того чтобы заменить лечащего врача, вам потребуется:

  1. Написать заявление.
  2. Получить список врачей для замены.
  3. Выбрать подходящего врача.

Рассмотрим каждый шаг более подробно.

Написать заявление

Заявление составляется в письменной произвольной форме на имя руководителя медицинского учреждения или его подразделения. При оказании специализированной медицинской помощи заявление составляется на имя руководителя соответствующего подразделения медицинской организации. В заявлении указываются причины замены лечащего врача (п. п. 2, 5 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 407н).

Подтверждать причины замены не нужно, достаточно просто их назвать.

Получить список врачей для замены

Получив заявление, руководитель медицинской организации в течение трех рабочих дней должен сообщить пациенту:

  • о наличии врачей соответствующей специальности, то есть о наличии самой возможности замены врача;
  • о сроках оказания медицинской помощи этими врачами. В некоторых случаях, когда требуется длительное ожидание, пациенту будет целесообразнее продолжить наблюдение и лечение у того же врача.

Ответ руководителя не обязательно должен быть письменным. Устное сообщение (лично, по телефону) тоже будет законным. В случае, если пациент действует через представителя, информация будет сообщена ему (п. 3 Порядка).

Выбрать врача

После получения информации выберите лечащего врача (п. 4 Порядка).

Учтите, что возложить на выбранного врача функции лечащего врача можно только с учетом его согласия (п. 1 ст. 70 Закона N 323-ФЗ; п. 8 Порядка), поскольку у врача также есть право отказать от лечения пациента. Более подробно о причинах, по которым врач может отказаться от лечения пациента, вы можете узнать в соответствующем материале нашего сайта.

Примечание. При выборе врача вы имеете право получать информацию в доступной форме, в том числе размещенную в сети Интернет, о врачах, об уровне их образования и квалификации ( п. 7 ст. 21 Закона N 323-ФЗ; Информация , утв. Приказом Минздрава России от 30.12.2014 N 956н).

Выбор врача и медицинской организации. Имеет ли пациент право выбора?

Возможность выбора медицинской организации и врача имеет существенное значение в наше время, потому что непосредственно связана с качеством медицинской помощи. Наличие права на выбор стимулирует медиков оказывать медицинскую помощь на высоком уровне. Следовательно, как только уровень оказания медицинской помощи будет везде одинаков, необходимость в таком выборе отпадет сама собой.

В каких случаях пациент имеет право выбора медицинской организации?

Пациент имеет право как выбора, так и замены медицинской организации.

Однако право выбора не является безусловным. Пациент имеет право выбрать только ту медицинскую организацию, которая оказывает медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, т.е. ту медицинскую организацию, у которой есть договор на предоставление медицинских услуг со страховой организацией, где сам пациент выступает в роли застрахованного лица (либо страхователя).

Право на выбор врача пациент имеет только с учетом согласия врача.

Право выбора врача и медицинской организации установлено в статье 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Кроме того, это право регулируется Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

Право на выбор врача и медицинской организации возникает и реализуется независимо от возраста пациента. За несовершеннолетних или недееспособных пациентов такой выбор делает законный представитель.

Что может выбирать пациент?

Пациент имеет право выбрать поликлинику, стационар (в плановом порядке по направлению лечащего врача), скорую медицинскую помощь.

Как можно выбрать медицинскую организацию и врача?

Выбор поликлиники производится путем обращения с письменным заявлением по установленной форме к руководителю поликлиники. К письменному заявлению прикладываются документы по установленному перечню. С формами документов и перечнем документов можно ознакомиться по месту подачи заявления.

Если пациент на дату подачи заявления уже обслуживается в другой медицинской организации, то снятие с обслуживания производится автоматически путем обмена информацией между медицинскими организациями.

Медицинская организация, в которой пациент находится на обслуживании на момент подачи заявления, направляет копии медицинской документации в медицинскую организацию, которая принимает заявление.

Выбор стационара в плановой форме производится путем обращения к лечащему врачу через направление, которое выдает лечащий врач.

Выбор скорой медицинской помощи (медицинской помощи в неотложной или экстренной форме) производится с учетом соблюдения требований к срокам ее оказания. Нормативными актами предусмотрен принцип срочности оказания скорой (неотложной) медицинской помощи и установлено, что время прибытия к больному не должно превышать 20 минут. В случае оказания скорой (неотложной) медицинской помощи в прикреплении на медицинское обслуживание может быть отказано, если время прибытия к больному будет превышать предусмотренный законодательством срок (20 минут).

Отказ в прикреплении на медицинское обслуживание по причине специфики заболевания гражданина, проживания его в другом районе города, признается незаконным.

Выбор врача в поликлинике производится путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Как часто можно выбирать врача и медицинскую организацию?

Для получения медицинской помощи в поликлинике гражданин выбирает медицинскую организацию не чаще чем один раз в год. Исключение составляют случаи, когда гражданин меняет место жительства или место пребывания.

Выбор врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера производится также не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации).

На что имеет право пациент при выборе врача и медицинской организации?

При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в Интернете:

  • о медицинской организации;
  • об осуществляемой ею медицинской деятельности;
  • о врачах, уровне их образования и квалификации.

ФГБУЗ МСЧ № 135 ФМБА России

Версия для слабовидящих

Право пациента на выбор врача и медицинской организации

Одним из основных прав пациента при оказании ему медицинской помощи является его право на выбор врача и медицинской организации. Указанному праву и порядку воплощения его в жизнь посвящена статья 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее — № 323-ФЗ).

Оговоримся сразу, что статья 21 указанного Закона регламентирует порядок выбора врача и медицинской организации только при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Здесь необходимо пояснение к получению “платной” медицинской помощи, оказываемой пациентам в рамках гражданско-правовых договоров оказания платных медицинских услуг: когда мы идем в коммерческие клиники и платим за оказываемую нам медицинскую помощь, врача мы выбираем в силу самого гражданско-правового принципа свободы договора и добровольности его заключения. Таким образом, получается, что право на выбор врача и медицинской организации у пациента есть в любом случае, однако при получении бесплатной медицинской помощи такое его право ограничивается соответствующими нормативами, а именно: статьей 21 ФЗ № 323 и рядом подзаконных нормативных актов, о которых речь пойдет ниже.

Напоследок нам представляется, что все-таки статью 21 ФЗ № 323 следовало бы изложить в другой редакции, предполагающей за пациентом право выбора врача и медицинской организации не только при получении бесплатной медицинской помощи, но и при получении платных медицинских услуг.

Порядок выбора гражданином медицинской организации

Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Порядок) утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2012 г. № 406н.

Однако данный Порядок регулирует отношения, связанные с выбором гражданином медицинской организации для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин.

Порядок выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта РФ, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1342н.
Для выбора медицинской организации (далее – МО), оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе МО, которое содержит следующие сведения:

  • Наименование и фактический адрес МО, фамилия и инициалы ее руководителя;
  • Информация о гражданине (фамилия, имя, отчество (при наличии); пол; дата рождения; место рождения; гражданство; данные документа, подтверждающего личность заявителя или его ребенка; место жительства (адрес для оказания медицинской помощи на дому при вызове медицинского работника); место регистрации; дата регистрации; контактная информация);
  • Номер полиса обязательного медицинского страхования гражданина;
  • Наименование страховой МО, выбранной гражданином;

    Наименование и фактический адрес МО, оказывающей медицинскую помощь, в которой гражданин находится на обслуживании на момент подачи заявления.
    Далее рассмотрим действия МО после получения ею заявления:

    В течение двух рабочих дней направляет письмо посредством почтовой связи, электронной связи о подтверждении информации, указанной в заявлении, в МО, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления.

    В течение двух рабочих дней после подтверждения медицинской организацией, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, информации, указанной в заявлении, руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина (его представителя) в письменной или устной форме (лично или посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о принятии гражданина на медицинское обслуживание.

    В течение трех рабочих дней после информирования гражданина о принятии его на медицинское обслуживание МО, принявшая заявление, направляет в МО, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, и в страховую МО, выбранную гражданином, уведомление о принятии гражданина на медицинское обслуживание.

    После получения указанного выше уведомления, медицинская организация, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, в течение трех рабочих дней снимает гражданина с медицинского обслуживания и направляет заверенную медицинской организацией копию медицинской документации гражданина в медицинскую организацию, принявшую заявление. Таким образом, завершается процесс открепления пациента от одной медицинской организации и прикрепления его к другой.
    Следовательно, гражданин не может обслуживаться одновременно в нескольких медицинских организациях на территории РФ.
    Если он подает заявление о прикреплении к какой-либо медицинской организации за пределами территории субъекта РФ, в котором он проживает гражданин, он будет принудительно откреплен от первичного места прикрепления (обслуживания). Следует отметить, что вышеуказанный Порядок установлен при оказании первичной медико – санитарной помощи. В случае же выбора медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи, выданному лечащим врачом выбранной гражданином медицинской организации, принявшей заявление (пункт 12 Порядка от 21.12.2012 № 1342н), о чем будет подробнее сказано ниже.

    Право пациента на выбор врача

    Право пациента на выбор врача реализуется в соответствии со статьями 21 и 70 Закона № 323-ФЗ.
    Согласно части 1 статьи 70 Закона № 323-ФЗ лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача.
    В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. № 407.
    Согласно указанному приказу пациент в целях замены врача обращается к руководителю медицинской организации (ее подразделения) с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача. Возложение функций лечащего врача на врача соответствующей специальности осуществляется с учетом его согласия. Также отметим, что в соответствии с этой же статьей 70 Закона № 323-ФЗ лечащий врач по согласованию с руководителем организации имеет право отказаться от наблюдения и лечения пациента за исключением ряда случаев.

    Особенности выбора медицинской организации отдельными категориями лиц

    Законом 323-ФЗ установлено, что отдельные категории граждан осуществляют выбор МО в особом порядке. Так, граждане, проживающие в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, выбирают медицинскую организацию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июля 2012 г. № 770.
    Военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляют выбор врача и МО с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьей 25 Закона № 323-ФЗ, а задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста — с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьей 26 Закона № 323-ФЗ.
    Частота выбора медицинской организации
    Частью 2 статьи 21 Закона № 323-ФЗ установлено, что для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).
    Частота выбора врача
    В выбранной медицинской организации пациент осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

    Оказание специализированной медицинской помощи

    Выбор МО при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи. При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.

    Читайте также  Технический план бти на нежилое помещение

    Юрисконсульт ФГБУЗ МСЧ № 135 ФМБА России Н.Л. Рузавина

    Выбор медицинской организации и врача

    В системе ОМС застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организаци и на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное право закреплено ст.16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации».

    Выбор медицинской организации

    • приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2012 № 406н «Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
    • приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012г. N 1342н «Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

    Для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе медицинской организации, которое содержит следующие сведения:

    Информация о медицинской организации:

    • Наименование и фактический адрес медицинской организации, принявшей заявление.
    • ФИО руководителя медицинской организации

    Информация о гражданине:

    • фамилия, имя, отчество (при наличии), пол;
    • дата и место рождения, гражданство;
    • данные документа, необходимые для прикрепления;
    • адрес фактического места проживания и регистрации;
    • контактная информация.

    Информация о представителе гражданина (в том числе законном представителе):

    • фамилия, имя, отчество (при наличии);
    • отношение к гражданину;
    • данные документа, необходимые для прикрепления;
    • контактная информация.

    • Наименование страховой медицинской организации, выбранной гражданином.

    • Номер полиса обязательного медицинского страхования.

    • Наименование и фактический адрес мед. организации, к которой прикреплен гражданин в данный момент
    • свидетельство о рождении;
    • документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;
    • полис обязательного медицинского страхования, выданный ребенку.

    Для граждан Российской Федерации в возрасте четырнадцати лет и старше:

    • паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
    • полис обязательного медицинского страхования.

    Для лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»:

    • удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, или копия жалобы на решение о лишении статуса беженца, поданной в Федеральную миграционную службу, с отметкой о ее приеме к рассмотрению, или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
    • полис обязательного медицинского страхования.

    Для иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации:

    • паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
    • вид на жительство;
    • полис обязательного медицинского страхования.

    Для лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации:

    • документ, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
    • вид на жительство;
    • полис обязательного медицинского страхования.

    Для иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации:

    • паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации;
    • полис обязательного медицинского страхования.

    Для лиц без гражданства, временно проживающих в Российской Федерации:

    • документ, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации либо документ установленной формы, выдаваемый в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;
    • полис обязательного медицинского страхования.

    Для представителя гражданина, в том числе законного:

    • документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий полномочия представителя.

    В случае изменения места жительства:

    • документ, подтверждающий факт изменения места жительства.

    Выбор врача

    • врача-терапевта;
    • врача-терапевта участкового;
    • врача педиатра;
    • врача-педиатра участкового;
    • врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.

    Для осуществления права на выбор медицинской организации Вам необходимо обратиться с письменным заявлением на имя руководителя, выбранной Вами медицинской организации (из реестра медицинских организаций участвующих в реализации территориальной программы ОМС в пределах территории страхования) не чаще, чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания).

    * Первичная медико-санитарная помощь включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок и профилактических осмотров, диспансерному наблюдению женщин в период беременности, здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями, предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.

    ** Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

    Обязанности пациентов и права врачей: тонкости

    В условиях так называемой пациентоориентированности медицинская помощь воспринимается как услуга. А в сфере услуг, как известно, клиент всегда прав. Обилие прав пациентов и одновременно обязанностей врачей в наше время уже данность. Эта асимметричность вызывает вопрос: есть ли у врачей права, а у пациентов — обязанности? Попробуем разобраться.

    Обязанности пациентов: не правом единым жив пациент!

    Средства массовой информации время от времени будоражат разговоры о нарастающей в обществе проблеме «потребительского экстремизма», когда пациенты даже в условиях страховой медицины требуют от больниц сопоставимого с частным сектором уровня сервиса и внимания. Одновременно с этим растет число дискуссий об усилении ответственности пациентов за свое здоровье. Но так ли, что у пациентов нет обязанностей перед врачами?

    Основные обязанности пациентов прописаны в ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья). К ним относятся «общесоциальные» обязанности:

    — необходимость заботиться о сохранении своего здоровья;

    — проходить медицинские осмотры;

    — проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

    Пациентам будет важно узнать, что за нарушение этих обязанностей предусмотрена ответственность, хотя часто и косвенная. Так, равнодушие к своему здоровью (а через него — и к здоровью окружающих) может повлечь за собой дисциплинарную и административную ответственность (например, за курение в неположенном месте согласно нормам Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).

    За отказ от прохождения медицинских осмотров, а равно обследования и лечения может последовать отказ работодателя в допуске работника к работе (или отстранении его от работы) без начисления заработной платы на весь период отстранения. Это предусмотрено нормами ст. 8, 10, 13 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», ст. 9 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

    Лечиться же от заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также от инфекционных заболеваний (ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), настоятельно требует закон. За неисполнение таких требований контролирующие органы могут применить меры вплоть до принудительной госпитализации. Об этом говорит п. 1 ст. 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Такое возможно как по инициативе главных санитарных врачей (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») или на основании решения суда, с привлечением полиции для доставления таких пациентов в стационар (п. 2, 35 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

    Существует целый блок «административных» обязанностей пациентов.

    Так, пациенты должны соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ, в том числе режим работы, правила поведения, не использовать служебные телефоны в личных целях и проч., т.е. действовать добросовестно (ожидаемо). Неисполнение таких требований после ознакомления с ними суды рассматривают как нарушение пациентом обязательств по сделке. Это следует из ст. 153, 307–310, 401 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25.

    Частным случаем таких правил является обязанность пациентов выписаться из больницы в связи с достижением положительного результата лечения. В отношении недееспособных пациентов такая обязанность возлагается на их родственников. При этом ЛПУ вправе обратиться в полицию за содействием в доставки пациента домой (если адрес известен) или в органы соцзащиты для размещения в интернате (если адрес не известен либо по показаниям) и в поликлинику — с сообщением об осуществлении курации (п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции», ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

    Особая обязанность пациентов состоит в том, чтобы соблюдать правила поведения в больнице. Прямой ответственности за нарушение таких правил нет, но медики вправе внести в строку: «Отметки о нарушении режима» листа нетрудоспособности коды с 23 по 28. Величина выплат по такому больничному не будет превышать величину МРОТ на период таких выплат, что следует из требований п. 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н, ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

    Идя вразрез сложившимся стереотипам о потребительских экстремистах, пациенты обязаны соблюдать «медицинские» обязанности.

    Так, после подписания информированного добровольного согласия (ИДС, о нем — ниже) пациенты обязаны сообщать врачу достоверную информацию о себе, об изменении состояния своего здоровья, выполнять предписания врача, т.е. действовать добросовестно (ожидаемо). Нарушение требований ИДС после ознакомления с ними суды рассматривают как нарушение пациентом обязательств по сделке. Об этом говорит ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 153, 307–310, 401 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25.

    Кроме этого, гражданский долг обязывает пациентов проявлять в общении с врачами уважение и такт. За унижение чести и достоинства врача пациента можно привлечь к административной ответственности (ст. 5.61 КоАП РФ).

    Реализуя «организационные» обязанности, пациенты осуществляют выбор ЛПУ для получения помощи, а также участкового врача (врача общей практики, фельдшера), причем (за некоторыми исключениями) не чаще чем один раз в год (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н). Причем выбирать врача/фельдшера пациенты могут только при его на то согласии.

    Такое же согласие требуется для замены пациентом лечащего врача (п. 8 Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н ).

    Также существует обязанность пациентов оплачивать оказанные им (их представляемым) платные медицинские и сервисные услуги (Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006). Это требование распространяется также и на иностранцев (Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 № 186). ЛПУ вправе требовать возмещения пациентом фактически понесенных расходов, что следует из норм ст. 500, п. 1 ст. 782 ГК РФ.

    Все эти обязанности несут совершеннолетние пациенты, а также эмансипированные граждане (т.е. признанные судом дееспособными — ст. 21, 27 ГК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 56Семейного кодекса РФ, п. 16 постановления Пленума Верховного РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8). За неисполнение несовершеннолетними пациентами обязанностей ответственность лежит на их законных представителях (это родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства). Об этом подробнее в ст. 19, 20, 54 Закона об охране здоровья.

    Права врачей: мал золотник, да дорог!

    Права врачей напрямую выходят из обязанностей пациентов.

    Осуществляя медицинскую деятельность, врач наделен рядом прав, в частности, вправе устанавливать диагноз, а также обследовать и вести пациента, причем осуществлять это не только в силу приказа руководителя, но и по просьбе пациента. Это следует из п. 1 ч. 5 ст. 19, ч. 1 ст. 70 Закона об охране здоровья.

    Однако сначала врач должен получить от пациента подписанное им информированное добровольное согласие (ИДС) на медицинское вмешательство (ст. 20 Закона об охране здоровья). Это требование распространимо и на случаи оказания платных медицинских услуг (п. 28 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг). Подписание пациентом ИДС является обязательным началом взаимоотношений врача с пациентом. Если пациент не дал согласие на медицинское вмешательство (т.е. не подписал ИДС), врач вправе не оказывать ему медицинскую помощь (кроме случаев, предусмотренных законом).

    Как пациент вправе отказаться от врача, так и лечащий врач может отказаться от пациента. Но если это не будет угрожать жизни пациента и здоровью окружающих. Об этом говорит Порядок содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача. Перечень таких случаев закон не устанавливает, и требует от руководителя замены пациенту лечащего врача.

    На лечащем враче лежит большая ответственность. Так, он вправе принимать решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина (его законного представителя) по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни совершеннолетнего дееспособного человека (ч. 5, п. 1, 2 ч. 9, ч. 10 ст. 20 Закона об охране здоровья).

    Кроме этого, лечащий врач решает вопрос о медицинском вмешательстве при отказе одного из родителей (законного представителя) от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни (гл. 31.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

    Можно смело утверждать, что такие же права есть и у дежурных врачей, принимающих решения за лечащего врача (руководителя) в его отсутствие.

    У дежурантов есть и специфические права: согласовывать назначенные пациенту лекарственные средства в случае отсутствия заведующего отделением, что следует из требований п. 25 Приложения 1 к Порядку назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденному приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н.

    Принимая во внимание специфику работы дежурантов, они имеют право на сон во время дежурства (за исключением тех, кто оказывает экстренную медицинскую помощь, письмо Минздрава СССР от 11.12.1954 № 02-19/21 «Об упорядочении организации труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях», а также совместное письмо Минздрава РСФСР от 06.09.1965 № 32/735 и Минфина РСФСР от 09.09.1965 № 08/977 «О дополнительных мероприятиях по экономии средств на заработную плату работникам здравоохранения»).

    Есть у лечащего врача, в том числе дежуранта, свои «организационные» права, например, обращаться во врачебную комиссию и получать мнения консилиума врачей (ст. 48 Закона об охране здоровья ), а также оформлять пациентам листки нетрудоспособности сроком до 15 дней (п. 11 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).

    Что из всего этого следует?

    Врачи и пациенты обладают набором взаимных прав и обязанностей.

    Обязанности пациентов не позволяют разрастаться «потребительскому экстремизму», выявляя те сферы деятельности, где наряду с обязанностями у пациентов появляется и ответственность.

    Права врачей хотя и узкие, тем не менее, во многом дублируют обязанности пациентов.

    От сторон взаимоотношений требуется лишь правовая грамотность при реализации своих прав и обязанностей.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector