Временный кадастровый учет нежилого помещения

Временный кадастровый учет нежилого помещения

Временный кадастровый учет нежилого помещения

Временный кадастровый учет нежилого помещения

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 октября 2017 г. N Д23и-4942 «Относительно кадастрового учета части здания в целях регистрации долгосрочного договора аренды»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также не уполномочено на ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), рассмотрение документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятие решений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав.

Росреестр руководит деятельностью своих территориальных органов, контролирует и анализирует их деятельность и разрабатывает меры по ее совершенствованию в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, кроме того Росреестр в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет полномочия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведению ЕГРН и предоставлению сведений, содержащихся в нем (пункты 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.15).

При этом также отметим, что решение об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, приостановлении или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав принимается органом регистрации прав в каждом конкретном случае на основании представленных для такого учета документов.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом N 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке. В частности, в отношении объектов капитального строительства и их частей одним из таких документов является технический план.

Технический план согласно части 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте или об объекте незавершенного строительства, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения либо новые необходимые для внесения в ЕГРН об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

В случае, если установленное (устанавливаемое) ограничение прав (обременение) распространяется на часть здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, в целях определения пределов действия установленного (устанавливаемого) ограничения (обременения) прав заполняется раздел «Сведения о части (частях) объекта недвижимости» технического плана (пункт 45 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 (далее — Требования N 953). При этом в графической части технического плана специальными условными знаками обозначаются границы установленного (устанавливаемого) ограничения (обременения) прав (границы части объекта недвижимости). В представленном техническом плане образуемые части здания, расположенные на одном (первом) этаже здания в границах одной комнаты, описаны в соответствующих разделах технического плана и в виде контура части здания, и в ином виде. Согласно сведениям публичной кадастровой карты в данном здании 8 этажей, в связи с чем границы образуемых частей здания в соответствующих разделах технического плана не могут быть отражены в виде контура части здания.

Обращаем внимание, что, по мнению Департамента недвижимости, положение подпункта 34 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ применяется при осуществлении государственного кадастрового учета исключительно в отношении помещения, если оно не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).

Требования к обособленности или изолированности части здания, сооружения, помещения Законом N 218-ФЗ, Требованиями N 953 не установлены.

Таким образом, при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием или прекращением существования части здания, сооружения, помещения, на которую распространяются ограничения (обременения) прав, за исключением случая, если одновременно выполнялись кадастровые работы в связи с созданием либо образованием помещения, положение пункта 34 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ не применяется.

В соответствии с частью 5 статьи 44 Закона N 218-ФЗ, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в ЕГРН, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.

Исходя из положений пункта 34 части 1 статьи 26 и части 5 статьи 44 Закона N 218-ФЗ, при оценке правомерности приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации ограничения прав в случае предоставления в аренду недвижимого имущества существенное значение имеет предмет такого договора аренды, который может представлять собой как часть здания (если объектом вещных прав является здание, в том числе в случае если такая часть здания не представляет собой комнату или совокупность комнат, учтенных в качестве помещения), так и помещение в здании (если объектом вещных прав является помещение). Из информации, изложенной в обращении и приложенных к обращению копиях документов, не представляется возможным сделать однозначный вывод относительно того, какой объект является предметом описываемого договора аренды — части здания или помещение. В частности, как следует из заключения кадастрового инженера, включенного в состав технического плана, технический план подготовлен в связи с образованием двух частей здания, расположенного по адресу: г. Москва, п. Московский, Киевское ш., 22 км, домовл. 6, стр. 1.

Однако в уведомлении о приостановлении государственной регистрации договора аренды от 26 января 2017 г. указывается, что согласно представленному договору аренды нежилых помещений в аренду передается именно нежилое помещение.

Учитывая вышеуказанные противоречия в представленных документах, а также принимая во внимание описанные особенности осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации в зависимости от предмета договора аренды (часть здания или помещение) подготовка обоснованной правовой позиции Департамента недвижимости по затронутому в Вашем обращении вопросу не представляется возможной.

Дополнительно полагаем существенным отметить, что в целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации в отношении частей объектов недвижимости, требования о необходимости приложения к техническому плану такого объекта заключения о состоянии несущих конструкций Законом N 218-ФЗ не предусмотрено.

А.В. Нуприенкова

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу кадастрового учета части здания в целях регистрации долгосрочного договора аренды. В частности, указано следующее.

Если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в ЕГРН, в частности, блок-секция, подъезд, помещение, в т. ч. в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), то кадастровый учет такой части здания или сооружения совершается одновременно с госрегистрацией договора аренды без соответствующего заявления.

При передаче в аренду части здания или сооружения госрегистрация прекращения права на них и снятия объектов с кадастрового учета не проводится.

При оценке правомерности приостановления кадастрового учета и (или) госрегистрации ограничения прав в случае предоставления в аренду недвижимого имущества существенное значение имеет предмет договора, который может представлять собой как часть здания, так и помещение в нем.

Временный кадастровый учет и кадастровый номер в 2020 году

Временный кадастровый учет может проводиться по заявлению заинтересованных лиц при выделении части помещения или здания для сдачи во временное пользование (например, при оформлении арендных отношений). Эта процедура должна соответствовать нормам Федерального закона № 218-ФЗ, а на период временного учета службой Росреестра в отношении части объекта недвижимости присваивается временный кадастровый номер.

Временный кадастровый учет, временный кадастровый номер

Статья 609 ГК РФ предусматривает обязанность по регистрации арендных договоров, если их срок превышает один год. Если предметом договора выступает самостоятельный объект недвижимого имущества (помещение или здание), регистрационные действия будут осуществляться по общим правилам – представление в службу Росреестра договора, его регистрация с внесением сведений в ЕГРН.

С января 2017 года порядок учета и регистрации объектов и договоров в кадастровых органах Росреестра регламентируется Федеральным законом № 218-ФЗ. При этом допускается кадастровый учет и регистрация части объекта недвижимости, не обладающего признаками обособленности и изолированности. Для этого необходимо учитывать следующие нюансы:

  • временный учет будет проводиться на основании договора о передаче в аренду части помещения или здания;
  • срок временного учета будет совпадать с продолжительностью договора;
  • для временного учета в кадастровых органах необходимо представить технический план на часть помещения или здания;
  • по итогам учетных мероприятий арендуемой части объекта присваивается временный кадастровый номер, который будет зафиксирован в реестре ЕГРН.

Общие правила кадастрового учета части объекта зафиксированы в статье 44 Федерального закона № 218-ФЗ.

Поскольку постановка объекта на временный кадастровый учет возможна только путем изготовления технического плана, от правильности его составления будет зависеть итог рассмотрения документов в службе Росреестра. Чтобы избежать сложностей при обращении в кадастровые органы, обратитесь за помощью к профессиональным специалистам компании Кадастровая Москва, которые предоставят полный комплекс услуг для проведения учета части здания или нежилого помещения. Подробнее по телефону +7 499 490-45-04 или электронной почте [email protected]технический-план.москва.

Как это выглядит в выписках ЕГРН

Все сведения о характеристиках объектов недвижимости, а также их правовом статусе, зафиксированы в реестре ЕГРН. Предоставление сведений из ЕГРН осуществляется путем выдачи заинтересованным лицам одной из форм выписок из указанного реестра.

По итогам временного кадастрового учета эти сведения также подлежат внесению в госреестр ЕГРН, в том числе указывается и временный кадастровый номер. Содержание выписки ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости регламентировано Приказом Минэкономразвития № 378 и, помимо прочего, включает в себя:

  • статус записи об объекте недвижимости – указывается о временном характере записи, а также о сроках временного учета части объекта;
  • характеристики временного объекта недвижимости, определенные в соответствии с техническим планом;
  • временный кадастровый номер, который будет аннулирован после истечения срока временного учета.

Указанную выписку получат стороны арендных отношений при обращении в службу Росреестра. Также заказать данную выписку может любое заинтересованное лицо путем направления соответствующего запроса.

Как это выглядит в выписке из ЕГРН

Технический план для временного кадастрового учета

Чтобы поставить часть помещения или здания на временный учет в кадастровых органах, необходимо представить в службу Росреестра технический план. При оформлении этого документа должны быть учтены правила, зафиксированные в статьях 24 и 44 Федерального закона № 218-ФЗ:

  • при оформлении технического плана на часть помещения за основу должны быть приняты кадастровые сведения ЕГРН на помещение;
  • для изготовления техплана на часть здания, соответственно, используются кадастровые данные на зарегистрированное в ЕГРН здание;
  • части помещения или здания, передаваемые во временное пользование, должны быть отражены на общем техническом плане.

Изготовление техплана входит в компетенцию профессионального специалиста – кадастрового инженера. Чтобы соблюсти все требования законодательства для временного учета необходимо тщательно отнестись к выбору кадастрового инженера.

Штат специалистов компании Кадастровая Москва обладает необходимыми допусками профильной саморегулируемой организации и квалификационными аттестатами. Наличие опыта успешной работы на рынке кадастровых работ позволяет решать вопросы любой сложности, поэтому заказчику технического плана на часть помещения или здания все документы будут оформлены в кратчайшие сроки с доскональным соблюдением правил Федерального закона № 218-ФЗ. Подробнее по телефону +7 499 490-45-04 или электронной почте [email protected]технический-план.москва.

Стоимость и сроки проведения временного учета

По правилам Федерального закона № 218-ФЗ регламентированный срок для постановки части объекта на временный кадастровый учет составляет 5 рабочих дней. Если подача документов осуществляется через учреждение Многофункционального центра, указанный срок будет увеличен еще на 2 рабочих дня, которые потребуются на направления бланков и форм в службу Росреестра по каналам межведомственного обмена.

Если осуществляется только постановка части объекта на временный учет в кадастровых органах, заявителю не придется уплачивать госпошлину. Однако при одновременной регистрации арендного договора заявителю потребуется представить платежное поручение об оплате госпошлины (для физических лиц она составит 2000 рублей, для организаций – 22000 рублей).

Чтобы избежать сложностей при проведении учетных и регистрационных действиях целесообразно воспользоваться услугами профессиональных специалистов в указанной сфере. Эксперты компании Кадастровая Москва обладают возможность направлять документы в службу Росреестра по каналам электронного взаимодействия, что существенно упростит указанную процедуру и сократит сроки внесения данных в ЕГРН. Подробнее по телефону +7 499 490-45-04 или электронной почте [email protected]технический-план.москва.

Договор аренды для временного кадастрового номера

Чтобы на легальном основании поставить часть объекта на временный учет в кадастровых органах, необходимо представить не только технический план, но и договор аренды. Для его оформления необходимо учитывать нюансы, регламентированные главой 34 ГК РФ:

  • учет и регистрация потребуются только при оформлении арендных отношений на срок более одного года (если часть помещения или здания передана на условиях краткосрочной аренды, обращение в службу Росреестра не требуется);
  • необходимо детально описать часть объекта, передаваемую на условиях временного пользования арендатору, поскольку на основании этих данных будет оформляться технический план;
  • срок арендных отношений не может превышать пять лет, соответственно продолжительность временного учета также не будет превышать пяти лет;
  • для временного учета части объекта потребуется также зарегистрировать оформленный договор аренды.

Эксперты компании Кадастровая Москва окажут содействие в подготовке и регистрации арендного договора при одновременной постановке части здания или помещения на временный учет. Квалификация наших специалистов позволяет учесть все сложности и нюансы, которые могут возникнуть на этапе обращения в службу Росреестра, и своевременно предусмотреть их при оформлении документов.

Заказать временный кадастровый учет

Наиболее оптимальным вариантом будет являться обращение за услугой «временный кадастровый учет и регистрация под ключ», в рамках которой будет выполнен полный комплекс услуг по оформлению необходимых документов. В этом случае заказчик получит гарантию проведения всех мероприятий в точном соответствии с требованиями Федерального закона № 218-ФЗ и Гражданского кодекса РФ.

Специалисты компании Кадастровая Москва оказывают услуги «под ключ» с оформлением всех необходимых документов – договора аренды, передаточного акта и технического плана. Итогом оказания услуг станет получение выписки из реестра ЕГРН со сведениями о постановке части объекта на временный учет и присвоении временного кадастрового номера. Подробнее по телефону +7 499 490-45-04 или электронной почте [email protected]технический-план.москва.

Аналитика Публикации

Спорные вопросы кадастрового учета части здания, сооружения, помещения, передаваемой в аренду

Екатерина Иванушкина, Старший юрист Практики «Недвижимость. Земля. Строительство»

Споры о порядке и условиях регистрации договора аренды части здания, сооружения, помещения (далее также – объект недвижимости) ведутся не первый год, и с каждой новой поправкой и изменением действующего законодательства в данной сфере споры возобновляются с новой силой.

В частности, возникают вопросы:

о порядке и основаниях осуществления кадастрового учета части здания, сооружения, помещения, предоставляемых в аренду, и о документах, необходимых и достаточных для такого учета;

о возможности осуществления кадастрового учета части помещения, которая не обладает признаками обособленности и изолированности.

Прежде чем перейти к анализу вышеперечисленных вопросов, попробуем разобраться в причинах возникновения споров и в том, какие именно положения об аренде породили дискуссию.

Как нам видится, основной причиной возникновения споров является различная трактовка Росреестром, Минэкономразвития России и судами положений статьи 607 Гражданского кодекса РФ (об указании в договоре аренды данных, позволяющих определенно установить передаваемое имущество), и норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о государственной регистрации недвижимости) касательно государственного кадастрового учета части объекта недвижимости, а также отсутствие законодательно определенного понятия части объекта недвижимости, в том числе части помещения.

Вполне обоснованное требование закона в отношении необходимости определить в договоре аренды, что именно является объектом аренды, породило вопрос о том, как обеспечить его соблюдение при предоставлении в аренду не всего объекта недвижимости, а его части (частей), не являющихся самостоятельным объектом недвижимости. При этом Закон о государственной регистрации недвижимости выделяет следующие виды объектов недвижимости: земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс (перечень не является закрытым).

1. Позиции Росреестра и судов по вопросам о соблюдении требований закона к определению предмета договора аренды, о порядке и основаниях осуществления кадастрового учета части передаваемого в аренду объекта недвижимости

В вопросе о том, как надлежащим образом описать предмет договора аренды части объекта недвижимости, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) изначально заняла позицию, согласно которой предмет договор аренды части здания, сооружения, помещения определяется, в том числе, посредством составления технического плана в отношении арендуемой части объекта недвижимости, который и будет являться основанием для осуществления кадастрового учета части объекта недвижимости.

При этом Высшим арбитражным судом Российской Федерации в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» была высказана более демократичная, и на наш взгляд, в большей степени соответствующая потребностям хозяйственного оборота позиция, согласно которой сторонам договора аренды достаточно для определения его предмета составить и представить документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором.

Стоит отметить, что и после вступления в силу 1 января 2017 года Закона о государственной регистрации недвижимости, суды не перестали применять подход, изложенный Высшим арбитражным судом РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73, в том числе в случаях рассмотрения спора, связанного с соблюдением положений указанного закона (см., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.12.2017 по делу № А24-1588/2017; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2018 по делу № А40-126660/17-1-887; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по делу № А40-61471/17, оставленное в силе Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2018 № Ф05-269/2018; Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 по делу № А41-19485/17, оставленное в силе Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.12.2017 № Ф05-17206/2017).

Однако с учетом позиции судов о необязательности предоставления технического плана части объекта недвижимости при регистрации договора аренды такой части объекта, возникает вопрос, какой документ будет являться основанием для осуществления кадастрового учета части объекта недвижимости, поскольку в соответствии пунктом 5 статьи 44 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет части передаваемого в аренду здания, сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды.

По мнению Росреестра, основанием для кадастрового учета части объекта недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости является технический план на соответствующую часть здания. При этом его отсутствие трактуется Росреестром как основание для отказа в осуществлении кадастрового учета, предусмотренное пунктом 5 части 1 статьи 26 указанного закона (не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета).

В свою очередь, ряд судов признает незаконным отказ Росреестра в регистрации договора аренды части объекта недвижимости на том основании, что для осуществления государственного кадастрового учета передаваемой в аренду части объекта не представлен технический план данной части объекта. При этом основанием для государственного кадастрового учета части объекта недвижимости, по мнению судов, является договор аренды при условии, что в отношении объекта недвижимости, часть которого передается в аренду, осуществлен государственный кадастровый учет и регистрация права (см., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.12.2017 по делу № А24-1588/2017, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по делу № А40-46387/2017, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по делу № А40-61471/17, оставленное в силе Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2018 № Ф05-269/2018).

2. Позиции Росреестра и судов по вопросам осуществления кадастрового учета части помещения, которая не обладает признаками обособленности и изолированности. Документы-основания учета такой части помещения

Читайте также  Каковы виды ответственности за нарушение санитарного законодательства

Переходя к рассмотрению вопроса о кадастровом учете части помещения, которая не обладает признаками обособленности и изолированности, необходимо отметить, что на текущий момент судебная практика по данному вопросу пока не сформирована.

При этом Росреестр не только предъявляет требование о предоставлении технического плана в отношении части помещения для осуществления государственного кадастрового учета при передаче такой части помещения в аренду, но и распространяет на часть помещения требование о ее изолированности и (или) обособленности, ссылаясь на пункт 34 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости.

Применение требований об изолированности и (или) обособленности, установленных для помещений, являющихся объектами недвижимости (при условии осуществления в отношении них государственного кадастрового учета, как следует из абзаца 3 статьи 130 Гражданского кодекса РФ), к частям помещения, которые формально объектами недвижимости не являются, представляется избыточным и ведущим к существенному затруднению хозяйственного оборота частей помещений в рамках арендных правоотношений.

Указанное мнение разделяет также Минэкономразвития России, позиция которого по вопросам об осуществлении кадастрового учета части передаваемого в аренду объекта недвижимости, в том числе части помещения, и об основаниях для осуществления такого учета будет рассмотрена ниже.

3. Позиция Минэкономразвития России по вопросам соблюдения требований закона к определению предмета договора аренды, о порядке и основаниях осуществления кадастрового учета части передаваемого в аренду объекта недвижимости

В письме от 04.04.2017 № Д23и-1881 Минэкономразвития России указывает, что если предметом договора аренды будет являться не поставленная на кадастровый учет часть поставленного на кадастровый учет помещения, то необходимо одновременное осуществление государственного кадастрового учета такой части и государственной регистрации ее аренды. При этом для осуществления кадастрового учета части помещения необходима подготовка технического плана помещения, содержащего сведения об образуемой части.

Таким образом, Минэкономразвития России разделяет мнение Росреестра о необходимости осуществления кадастрового учета в отношении части передаваемого в аренду объекта недвижимости. При этом документом-основанием для учета государственный орган считает технический план.

Данная позиция согласуется с утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 Требованиями к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, а также с формой технического плана, позволяющей отобразить часть объекта недвижимости, которая будет обременена правом аренды.

В то же время, Минэкономразвития России не разделяет точку зрения Росреестра о том, что часть помещения, передаваемая в аренду, должна соответствовать критериям изолированности и (или) обособленности для целей ее государственного кадастрового учета.

Так, в письме от 24.08.2017 № Д23и-4942 Минэкономразвития России отмечает следующее:

Положения пункта 34 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости касательно изолированности и обособленности применяется при осуществлении государственного кадастрового учета исключительно в отношении помещения.

Требования к обособленности или изолированности части здания, части сооружения, части помещения указанным Законом и приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 не предусмотрены.

Таким образом, при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием или прекращением существования части здания, сооружения, помещения, на которую распространяются ограничения (обременения) прав, за исключением случая, если одновременно выполнялись кадастровые работы в связи с созданием либо образованием помещения, положение пункта 34 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости не применяется.

В дополнение к вышесказанному, необходимо отметить, что во избежание приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и в регистрации договора аренды необходимо обеспечить соответствие описания объекта в договоре аренды и в техническом плане, употребляя единую терминологию в отношении передаваемой в аренду части объекта недвижимости (например, часть здания, часть помещения, часть сооружения).

Как следует из проведенного анализа, на настоящий момент органами государственной власти и судами не сформирован единообразный подход к решению вопросов, связанных с регистрацией договора аренды части объекта недвижимости (части помещения) с учетом норм действующего законодательства. Такая ситуация, с одной стороны, негативно отражается на хозяйствующих субъектах, создавая неопределенность. Вместе с тем, изложенная выше аргументация может быть использован арендаторами и арендодателями для формирования судебной практики, которая в наибольшей степени отвечает потребностям хозяйственного оборота, используя, в том числе, уже имеющиеся в настоящий момент позиции отдельных судов и Минэкономразвития России.

Временный кадастровый учет нежилого помещения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

от 23 апреля 2013 года N 08-0271-ВБ

О направлении разъяснений

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (далее — ФГБУ «ФКП Росреестра»), рассмотрев обращение от 31.01.2013 N 01402/01-8@ (вх. 01993/ЦА от 31.01.2013), сообщает.

1. В соответствии с п.55 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, временный статус сведений не присваивается в отношении созданных зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и помещений.

Понятие преобразования земельного участка дано в Федеральном законе от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре). Согласно п.2 ч.2 ст.7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости в том числе кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее в Законе о кадастре — преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости.

Таким образом, всем созданным зданиям, сооружениям, объектам незавершенного строительства и помещениям в государственном кадастре недвижимости временный статус не присваивается, временный статус будут носить в государственном кадастре недвижимости только преобразуемые объекты недвижимости.

В соответствии с ч.4 ст.24 Закона о кадастре внесенные в ГКН сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Согласно п.78 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Порядок учета в переходный период), утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14.10.2011 N 577, сведения об объектах учета, государственный учет которых осуществлен в соответствии с Порядком учета в переходный период, с учетом предусмотренного ст.7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих эти сведения документов, включаются в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости» (далее — Порядок включения). Сведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее — ЕГРОКС), носящие временный характер, включаются в ГКН как сведения ГКН, носящие временный характер.

В соответствии с п.33 Порядка включения сведения об объекте технического учета и содержащие их документы на бумажных и электронных носителях, включенные в ЕГРОКС после вступления в силу Порядка включения при осуществлении государственного технического учета или государственного учета в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, считаются включенными в ГКН со дня включения в ЕГРОКС сведений о таком объекте технического учета.

Вместе с тем, согласно ч.4 ст.24 Закона о кадастре, если по истечении одного года со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН.

Таким образом, сведения об образованных зданиях, сооружениях, помещениях или объектах незавершенного строительства, государственный кадастровый учет которых осуществлен в соответствии с Порядком учета в переходный период (в период с 01.01.2012 по 01.01.2013), по истечении года с момента постановки их на ГКН, аннулируются и исключаются из ГКН, в соответствии с ч.4 ст.24 Закона о кадастре.

2. В соответствии с ч.1 ст.16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется, в том числе, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.

Исходя из смысла положений п.2 ч.2 ст.7 Закона о кадастре образованный объект недвижимости — объект недвижимости, образованный в результате раздела, выдела, реконструкции или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с преобразуемым объектом недвижимости.

В соответствии со ст.219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно с ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Возникновение права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме неразрывно связано с возникновением права собственности на жилое помещение в этом доме, и является производным от него (ст.290 Гражданского кодекса РФ, ст.36-38 Жилищного кодекса РФ).

Как предусмотрено Жилищным кодексом РФ (ч.2 ст.37), Гражданским кодексом РФ (ч.2 ст.290), доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме следует судьбе права собственности на расположенное в нем жилое помещение, и не может существовать отдельно от него.

Учитывая изложенное, право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на объекты недвижимости, входящие в состав общего имущества в таком многоквартирном доме, возникает в силу закона при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, при постановке на учет образованного здания с назначением «многоквартирный дом» осуществлять присвоение сведениям о здании статуса «учтенный», а не «временный» в соответствии с ч.4 ст.24 Закона о кадастре, указав в качестве нормы федерального закона, устанавливающей момент возникновения права ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ не представляется возможным, если отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на какое-либо жилое или нежилое помещение в данном многоквартирном доме.

Вместе с тем, по мнению ФГБУ «ФКП Росреестра», в случае наличия сведений о зарегистрированных правах на какое-либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме осуществлять присвоение сведениям о здании статуса «учтенный», а не «временный», в соответствии с ч.4 ст.24 Закона о кадастре, указав в качестве нормы федерального закона, устанавливающей момент возникновения права ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ возможно, в том числе независимо от наличия или отсутствия в заявлении о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии с ч.5 ст.21 Закона о кадастре указания нормы федерального закона, устанавливающей момент возникновения права, а также наличия или отсутствия в ГКН сведений о земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом.

Дополнительно сообщаем, что в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации на рассмотрении во втором чтении находится проект федерального закона N 54480-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости», к которому Минэкономразвития России подготовлены поправки, а именно: статью 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предложено дополнить частью 4.1, согласно которой орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).

И.о. заместителя директора
В.И.Боргард

Приложение

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 31 января 2013 года N 01402/01-8@

О временном статусе сведений об объектах недвижимости

В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости (далее — ГКН).

Просим высказать позицию учреждения по реализации указанной нормы Закона о кадастре в отношении следующего.

1. В соответствии с пунктом 78 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577 (далее — Порядок N 577), сведения об объектах учета, государственный учет которых осуществлен в соответствии с Порядком N 577. включаются в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости» (далее — Порядок N 1). В соответствии с пунктом 33 Порядка N 1 сведения об объекте технического учета, включенные в Единый государственный реестр объектов капитального строительства (далее — ЕГРОКО после вступления в силу Порядка N 1 (т.е. после 01.06.2011) при осуществлении государственного технического учета или государственного учета в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, считаются включенными в ГКН со дня включения в ЕГРОКС сведений о таком объекте технического учета. Кроме этого, в соответствии пунктом 78 Порядка N 577, сведения ЕГРОКС», носящие временный характер, включаются в ГКН как сведения государственного кадастра недвижимости, носящие временный характер.

Означает ли это, что если в период с 01.01.2012 до 01.01.2013 был осуществлен государственный учет образованного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства в соответствии с Порядком N 577, и сведениям об объекте недвижимости в установленном порядке был присвоен статус временных сведений, то к ним в 2013 году (по истечении одного года со дня постановки на государственный учет) уже должны применяться нормы части 4 статьи 24 Закона о кадастре и при отсутствии сведений о зарегистрированных правах сведения должны быть аннулированы?

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам, помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Во избежание аннулирования и исключения из ГКН сведений о зданиях с назначением «многоквартирный дом» и соответственно невозможности в дальнейшем постановки на учет помещений (квартир), расположенных в таких зданиях (часть 4 статьи 25 Закона о кадастре), возможно ли при постановке на учет образованного здания с назначением «многоквартирный дом» осуществлять присвоение сведениям о здании статуса «учтенный» (а не «временный») в соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о кадастре, указав в качестве нормы федерального закона, устанавливающей момент возникновения права, пункт 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от:

наличия или отсутствия в заявлении о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии с частью 5 статьи 21 Закона о кадастре указания нормы федерального закона, устанавливающей момент возникновения права;

— наличия или отсутствия в ГКН сведений о земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом;

— наличия или отсутствия в ГКН сведений о зарегистрированных правах на какое-либо жилое или нежилое помещение в данном многоквартирном доме?

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

Временный кадастровый учет нежилого помещения

Управление Росреестра по Краснодарскому краю информирует заявителей, что 30.04.2021 вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, законодатель более подробно урегулировал порядок государственной регистрации договора аренды, предметом которого является часть земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Статьёй 607 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что:
в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования;
в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, при отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон 218-ФЗ) государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости (пункт 4 части 3 статьи 14 Закона 218-ФЗ).
При этом основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является в том числе технический план (часть 2 статьи 14 Закона 218-ФЗ).
Однако Федеральным законом от 30.04.2021 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены следующие изменения в статью 44 Закона 218-ФЗ.
В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) содержатся сведения обо всех помещениях, расположенных в здании, сооружении, и на государственную регистрацию прав представлен договор аренды здания, сооружения, предусматривающий право пользования (владения и пользования) частью здания, сооружения, представляющей собой одно или несколько помещений, имеющих общие строительные конструкции (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), здания, сооружения, орган регистрации прав обеспечивает государственный кадастровый учет части здания, сооружения без представления соответствующего технического плана (часть 2 статьи 44 Закона 218-ФЗ).
Таким образом, законодатель закрепил положения о том, что для государственной регистрации договора аренды части здания (сооружения), представление технического плана не требуется, при условии наличия в ЕГРН сведений о помещениях, передаваемых в аренду.
Кроме того, если в аренду передается часть земельного участка, здания, сооружения, помещения или машино-места и вместе с заявлением о государственной регистрации прав и прилагаемыми к нему документами не представлен межевой план, технический план в отношении части таких объектов недвижимости, государственный кадастровый учет данной части земельного участка, здания, сооружения, помещения или машино-места, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, не осуществляется, договор аренды на такие объекты регистрируется как обременение соответствующего объекта недвижимости (часть 5 статьи 44 Закона 218-ФЗ).

Материал подготовила главный специалист-эксперт,
государственный регистратор отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Краснодарскому краю
Третьякова Надежда Сергеевна

Как зарегистрировать договор аренды в Росреестре

Склады, офисы или магазины обычно сдают на несколько лет. Так арендодатель получает постоянный доход, а арендатор спокойно работает и знает, что его никто не выселит.

Длительные договоры аренды, на срок от двенадцати месяцев, обязательно регистрировать в Росреестре. Без регистрации договор не защищает арендатора, и в один момент он может оказаться на улице. Рассказываем, как зарегистрировать договор и что будет, если этого не сделать.

Зачем регистрировать договор аренды

По закону договоры аренды со сроком больше двенадцати месяцев нужно регистрировать в Росреестре. Но нигде не прописаны сроки, в которые нужно уложиться с регистрацией. Можно прийти в Росреестр даже через год после заключения договора, и никто за это не оштрафует.

Но не стоит думать, что раз сроков нет, то можно тянуть с регистрацией. Незарегистрированный договор описывает права и обязанности для арендатора и арендодателя. Если у них воникнет спор, суд рассмотрит такой договор. Но стоит в деле появиться третьим лицам, договор не поможет.

Третьи лица — это не кто-то абстрактный. Это новый собственник помещения, налоговая и лицензирующие органы. Если снять помещение по незарегистрированному договору:

налоговая не разрешит арендатору учесть арендные платежи в расходах и уменьшить налоговую базу при расчете налога на прибыль;

лицензирующий орган не выдаст лицензию на работу в чужом помещении. Не получится открыть салон красоты или магазин с алкогольным отделом.

Собственник может продать помещение или умереть. С юридической точки зрения для нового владельца — покупателя или наследника — незарегистрированный договор аренды не существует. Раз о договоре нет записи в Едином государственном реестре недвижимости и права арендатора нигде не отражены, то и соблюдать такой договор новому собственнику не нужно.

Читайте также  Что влияет на размер страховой пенсии по старости?

Новый собственник может попросить арендатора съехать или предложить новый договор с другими условиями. Например, поднять цену в десять раз.

Предприниматель снял у государства склад на несколько лет. Он заключил долгосрочный договор с городскими властями, но не зарегистрировал его. Через три года это помещение выкупил другой предприниматель, который ничего не знал об арендаторе.

Новый собственник обратился в суд, чтобы освободить свое помещение. Суд встал на его сторону: новый владелец ничего не знал об аренде при покупке склада, значит не обязан соблюдать этот договор. Арендатора выселили.

Не получится сказать новому владельцу или налоговой: «Мы не успели зарегистрировать договор». Это никого не волнует.

Документы для регистрации

Заявление о регистрации договора аренды может подать и арендатор, и арендодатель. Главное — предоставить в Росреестр необходимый пакет документов.

Точно понадобится паспорт того, кто подает заявление, договор аренды, акт передачи помещения арендатору и документ об оплате госпошлины. Остальное — зависит от того, кто участвует в сделке.

От юрлица действует представитель. Поэтому кроме паспорта ему понадобится документ, который подтверждает его полномочия. Для генерального директора — это приказ о назначении на должность, для рядового сотрудника — нотариальная доверенность.

На регистрацию отправляют несколько экземпляров договора аренды: по одному на каждую сторону сделки и один для Росреестра. К договору прикладывают акт приема-передачи недвижимости, по которому арендатор принял помещение.

Как проверить договор аренды

Пошлину оплачивает тот, кто подает заявление на регистрацию. Подавать может любая сторона — арендодатель или арендатор. Размер пошлины разный для ИП и юрлиц:

  • 2 000 ₽ — для ИП;
  • 22 000 ₽ — для юридического лица.

ИП может оплатить пошлину через расчетный счет или по квитанции в банке, а юридическое лицо — только через расчетный счет. Оплату подтверждает квитанция или платежное поручение.

Проверка законности сделки

Перед регистрацией договора Росреестр проверяет не только то, что арендодатель и арендатор заключили договор, но и законность сделки. Вот ситуации, в которых заявителю придется предоставить дополнительные документы:

  • договор аренды подписал представитель, а не арендатор или арендодатель лично;
  • арендодатель сдает часть помещения или здания;
  • арендодатель ИП сдает недвижимость, которую купил в браке;
  • сделка аренды для компании считается крупной;
  • объект аренды в залоге.

Договор аренды подписал представитель. Подписать договор аренды может кто угодно: брат предпринимателя или главбух. Главное, чтобы у него была нотариально заверенная доверенность. Росреестр будет проверять доверенность. Если она не действует — откажут в регистрации.

Лучше на всякий случай проверить доверенность на сайте Нотариальной палаты:

Сдается часть помещения. Бывает, что сдают не целое помещение, а часть, например, три комнаты. У этих трех комнат должен быть отдельный кадастровый номер. Если его нет, в Росреестр подают технический план.

ИП Калабушев хочет снять три кабинета в большом офисном здании. Росреестр не может зарегистрировать такой договор: офисное здание целиком в реестре недвижимости есть, а трех кабинетов с отдельным кадастровым номером — нет.

В этом случае арендодатель должен заказать технический план на часть помещения у кадастрового инженера. Такого специалиста можно найти через интернет. Главное — проверить, чтобы он был в официальном реестре кадастровых инженеров.

Инженер возьмет документы на помещение и договор. В договоре часть помещения должна быть описана текстом и показана на плане. Инженер готовит технический план, а Росреестр бесплатно ставит часть помещения на временный кадастровый учет одновременно с регистрацией аренды. Обычно на подготовку технического плана уходит от пяти до пятнадцати дней.

Арендатор сдает недвижимость, которую купил в браке. Если помещение купили в браке, оно считается общей собственностью супругов. Чтобы сдать его в аренду, придется получить согласие супруга. Такой документ оформляет нотариус.

Не надо делать согласие, если по брачному договору недвижимость принадлежит арендодателю. Если арендодатель купил недвижимость до брака, ему нужно указать это в примечании к заявлению на регистрацию договора.

Сделка аренды считается крупной для компании. Если платежи за весь срок аренды больше 25% от cтoимocти имyщecтвa юрлица, сделка считается крупной. Ее должны одобрить участники на общем собрании или заседании совета директоров компании.

ООО «Калейдоскоп» сдает часть помещения ООО «Терпсихора». Всё имущество «Терпсихоры» стоит 750 000 ₽.

Срок аренды — 24 месяца, ежемесячный платеж — десять тысяч ₽.

Всего «Терпсихора» заплатит 240 000 ₽.

240 000 ₽ — это 32% от стоимости всего имущества компании.

Значит, для аренды офиса участники «Терпсихоры» должны провести общее собрание или совет директоров, принять решение и описать его в протоколе. Вот тогда снимать помещение можно.

Если крупную сделку не одобрит совет директоров или заседание участников, любой участник ООО сможет обратиться в суд, чтобы договор аренды признали недействительным.

Помещение в залоге. Если арендодатель купил помещение в ипотеку или взял кредит под залог этого помещения, необходимо получить письменное согласие банка на сделку.

Как подать заявление на регистрацию договора

Арендодатель или арендатор может подать заявление на регистрацию любым удобным способом: прийти в МФЦ или отправить документы сразу в Росреестр — через сайт или по почте.

Срок регистрации договора — 9 рабочих дней. Если перед регистрацией часть помещения ставят на кадастровый учёт — 12 рабочих дней.

В МФЦ нужно взять оригиналы всех документов и одписанные договоры: по одному для каждой стороны и один экземпляр для Росреестра. МФЦ можно выбрать любой, главное, чтобы отделение было в одном регионе с помещением.

Если помещение находится не в том районе, где арендатор и арендодатель, заявление подают в Росреестр. Например, арендатор из Москвы арендует помещение под кафе в Туле. Чтобы не ехать в Тулу, нужно выбрать отделение Росреестра, которое регистрирует сделки независимо от расположения помещения. На языке Росреестра это называется «отделение с экстерриториальным приемом».

Найти отделение можно на сайте Росреестра:

Чтобы подать заявление через сайт Росреестра, арендодателю и арендатору нужны электронные подписи. Каждый должен подписать свои документы сам: воспользоваться одной подписью для обоих нельзя.

Первый шаг на сайте выглядит так:

Дальше потребуется ввести информацию об объекте и заявителе, загрузить и подписать электронные версии или сканы документов.

Заявление и нотариально заверенные копии можно отправить через Почту России. Бумаги нужно пересылать ценным заказным письмом с описью вложений. Получатель — отделение Росреестра по району, где находится помещение, или центральное отделение.

Если подает заявление ветеран Великой Отечественной войны, инвалид I и II групп, сотрудник Росреестра приедет сам. Это бесплатно. Чтобы договориться о выездном приеме заявления, нужно подать заявку в Росреестр по телефону или электронной почте. Официальный запрос не нужен.

Росреестр приостанавливает регистрацию

Бывают случаи, когда Росреестр отказывается принимать документы или приостанавливает регистрацию. Вот почему так бывает:

Проблема
Что делать

Росреестр приостанавливает регистрацию, потому что арендодатель запретил регистрацию действий с его имуществом без своего личного участия.

Собственник отзывает заявление о невозможности регистрации. Для этого ему нужно подать заявление в Росреестр.

Росреестр прислал уведомление о приостановке государственной регистрации.

Ознакомиться с причинами приостановки. Устранить недочеты в трехмесячный срок.

Не получается исправить недочеты в документах за три месяца.

Подать заявление о приостановке регистрации на шесть месяцев и спокойно исправлять недочеты.

Если Росреестр приостановит регистрацию или откажет, сотрудники ведомства соощат электронным письмом, позвонят или отправят смс. Какой способ выберет Росреест, предугадать сложно, в разных регионах сотрудники действуют по-разному. Поэтому лучше сходить за бумажным уведомлением с причинами отказа или приостановки, его в МФЦ.

Что делать после регистрации

После регистрации Росреестр возвращает заявителю договор, на котором есть запись с номером и датой регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. С этого момента стороны должны сообщать в Росреестр, если захотят разорвать сделку раньше срока или изменить условия.

Чтобы изменить условия договора или расторгнуть его, арендатор и арендодатель оформляют дополнительное соглашение и регистрируют его в Росреестре. Пошлина в этом случае меньше: для ИП — 350 рублей, для юрлица — 1000 рублей.

Когда срок аренды истечет, арендатору нужно зарегистрировать прекращение договора — на языке Росреестра «погасить запись об обременении». Для этого подают заявление, документ, который подтверждает прекращение договора аренды, и акт приема-передачи, по которому арендатор передал помещение арендодателю.

Защита от блокировок в Модульбанке

Оценим риски, следим за показателями и проверяем контрагентов

Короче

Что проверить перед регистрацией

в договоре аренды указаны существенные условия;

доверенность представителя действует;

супруг арендодателя разрешает сделку;

банк разрешает сделку, если помещение в залоге;

совет директоров или общее собрание участников юрлица одобряют крупную сделку.

Когда сообщать в Росреестр

изменились условия договора;

арендодатель и арендатор хотят досрочно расторгнуть договор;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector