Виды приватизации земельных участков

Виды приватизации земельных участков

Виды приватизации земельных участков

Виды приватизации земельных участков

Статья 28. Отчуждение земельных участков

1. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением следующих земельных участков:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Абзац утратил силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

(в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4. При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.

Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.

Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

5. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 — 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 18.07.2011 N 214-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.

Исключения из данного правила возможны при установлении на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

7. Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:

лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. При внесении земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ не применяется ограничение, установленное пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

1. Приватизация земельных участков

Правовой центр «Гражданин», предлагает квалифицированные юридические услуги физическим лицам. Возможна поэтапная оплата по ходу ведения дела. Нужна консультация или срочная помощь? Звоните по тел.: 8 (920) 103-94-58 ; 8 (4852) 92-23-62.

— Что такое приватизация земельных участков?

Одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок является приватизация.

Приватизация земельных участков представляет собой передачу государственными или муниципальными образованиями принадлежащего км имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

В результате приватизации граждане и юридические лица приобретают право собственности на земельные участки, которые были ранее им предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.

Приватизация земельных участков осуществляется на основании различных нормативных актов, которые применяются в зависимости от того, какое именно имущество подлежит приватизации.

Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем строений (объектов недвижимости).

В Земельном кодексе РФ термин «приватизация» используется только в некоторых статьях. Например, в статьях о земельном участке, на котором расположены объекты недвижимости, особо охраняемых природных территориях и сельскохозяйственных угодьях (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

— Каковы правовые основания приватизации земельных участков?

Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.

Нормы Земельного кодекса и ФЗ № 178-ФЗ применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).

Приватизация незастроенных (свободных) земельных участков осуществляется в соответствии со статьями Земельного кодекса РФ. В определенных случаях применяются Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также другие нормативные акты.

— Какие основные нормативные акты регулируют приватизацию земельного участка?

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись:

1. Указ Президента РФ от 25.03.1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий».

2. Указ Президента РФ от 14.06.1992 г № 631 «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности».

3. Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.1994 г, утвержденные Указом Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1535.

4. Указ Президента РФ от 14.03.1996 г № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности».

5. Указ Президента РФ от 16.05.1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».

С 27.04.2002 г. приватизация земельных участков; на которых расположены объекты недвижимости, в тоги числе имущественные комплексы, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществляется с 1991 г. бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

✓ Какие земельные участки не могут быть приватизированы?

Приватизации, в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не подлежат земельные участки в составе земель:

— лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;

— зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

— общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.);

— транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах, а также отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральным законом;

— зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Данный перечень земельных участков, которые не под- лежат приватизации, не является исчерпывающим.

В соответствии со ст. 129 и 209 Гражданского кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в той мере, в которой он допускается земельным законодательством. Если в иных федеральных законах содержится запрет на передачу земельных участков в частную собственность, то это свидетельствует и о запрете на приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.

Например, как указано в п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, могут включаться в состав различных территориальных зон земель населенных пунктов и не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами; проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.

Приватизации не подлежат также земельные участки, которые были изъяты из оборота, и земельные участки, ограниченные в обороте, если федеральными законами не установлено иное.

— Какие способы приватизации земельных участков существуют?

Способы приватизации земельных участков перечислены в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В соответствии с данной нормой приватизация земельных участков может производиться путем продажи их на аукционе или конкурсе, продажи посредством публичного предложения или без объявления цены, путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, а также в качестве способа приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости следует признать выкуп соответствующих земельных участков.

Особенности отчуждения земельных участков определены в ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, за исключением следующих случаев:

— отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;

— отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.

В последнем случае с покупателями частей зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, заключаются договоры аренды этого участка со множественностью лиц на стороне арендатора.После приватизации всех частей зданий, строений, сооружений, расположенных на таком земельном участке, собственники этих объектов недвижимости вправе одновременно приобрести (приватизировать) земельные участки в общую долевую собственность.

Размер доли в праве собственности на земельный участок будет определяться пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения, сооружения.

Приватизация земельных участков, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, осуществляется бесплатно.

Вопрос. Собираюсь приватизировать земельный участок. Кадастровый план дачи уже был сделан, но теперь сказали, что он неполный. Неужели нужно делать новый кадастровый план и опять платить?

Такая проблема действительно есть. Дело в том, что сведения об около 90% участков, в том числе предоставлявшихся в советские годы, уже содержатся в кадастре, но описания их границ неоднозначны. При предоставлении такого кадастрового плана, как правило, указывается, что содержащиеся в нем сведения недостаточны для государственной регистрации прав (либо площадь требует уточнения и т п.). В соответствии со сложившейся практикой во многих регионах (в частности, с учетом писем Росрегистрации и Росземкадастра) государственная регистрация прав при предоставлении таких «дефектных» кадастровых планов не проводится (хотя закон специально это не оговаривает). По закону о «дачной амнистии», если в кадастровом плане, который был сделан ранее, содержатся недостаточные сведения о границах участка или о категории участка, гражданину предоставляется справка. В этой справке должен содержаться перечень документов, необходимых для уточнения сведений в кадастровом плане. Далее гражданин для уточнения сведений предоставляет именно эти документы, т. е. не нужно заново проходить кадастровый учет по полной программе, а только в части необходимых сведений; при этом исключается возможная «разводка» граждан землеустроительными организациями относительно работ, в проведении которых отсутствует необходимость.

Вопрос. У меня есть земельный участок, полученный еще в 70-е годы. Я владел им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Зачем нужна приватизация земельного участка? Можно ли оставить все как есть?

После вступления в силу нового Земельного кодекса РФ права граждан на земельные участки, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, требуется переоформить, так как подобные права не предусмотрены новым законодательством.

Каждый гражданин РФ может в соответствии со ст. 20 и 21 Земельного кодекса РФ однократно и бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или собственности до 01.01.2008 г. Что же касается обычных граждан, то ограничений нет. Так что никаких отрицательных последствий от того, что вы не переоформите свои права, якобы нет.

Так как число граждан, имеющих право переоформить свой земельный участок очень много, ограничения по времени нет. Несмотря на то, что у многих людей возникают проблемы со сбором нужных документов для переоформления, все-таки лучше землю переоформить.

Только когда вы обладаете участком на праве собственности, вы можете в полном объеме осуществлять сделки, распоряжаться им по своему усмотрению. Следует иметь в виду, что с 2001 г. с момента вступления в силу Земельного Кодекса РФ, решения, принимаемые руководителями или общим собранием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих кооперативов, направленные на раздел, передачу, продажу земельных участков, находящихся в их владении, незаконно.

Также стоит отметить, что наследование дачных, садовых, огороднических участков запрещено. Поэтому может возникнуть ситуация, когда право на собственность, расположенные на участке строения перейдет по наследству одному человеку, а право пожизненного наследования участка — к другому.

Вопрос. У меня есть два земельных участка. Могу ли я оба их приватизировать?

Бесплатное приобретение (приватизация) земельных участков возможно лишь один раз.

Если же у вас есть еще один участок, то вы можете:

Отдайте сотки даром

Все началось с иска гражданки к комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга. В иске была просьба о бесплатной передаче в собственность ее же земли в садовом некоммерческом товариществе — СНТ. В суде женщина рассказала, что она член этого товарищества. А само СНТ — правопреемник некогда существовавшего огороднического товарищества. Оно родилось еще в 1988 году после решения районного совета депутатов тогда еще Ленинграда. Дачникам подыскали участок «для выращивания плодово-ягодных растений без права возведения строений». Землю работникам крупного предприятия дали в аренду на пять лет под коллективные огороды. Уже в наше время товарищество реорганизовали в СНТ, зарегистрировали новый устав, администрация района заключила с товариществом краткосрочный договор аренды участка. Этот договор считается продленным на неопределенный срок и действует до сегодняшнего дня.

Истица так объяснила в суде свое требование — передать ей, как члену СНТ, эту землю бесплатно. Ее товарищество было образовано до вступления в силу в 1998 году Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Поэтому она «обладает правом на приватизацию» своих соток в соответствии с этим законом. Районный суд ее аргументы признал и иск удовлетворил. Апелляция в городском суде это решение отменила и сама приняла новое — в иске отказать.

Как видно из материалов дела, городской суд заявил, что руководствуется Законом «О садоводческих объединениях». А по нему нет оснований давать дачнице землю бесплатно. По мнению апелляции, ни товариществу, ни его членам земля на праве постоянного и бессрочного пользования не принадлежит. А это необходимое условие для передачи соток бесплатно. Кроме того, «кадастровый учет в отношении предоставляемого товариществу участка не осуществлялся, , топогеодезические работы по отношению границ участка не проводились». И вообще, о каких огородах речь, если на этом месте планируется в неопределенном будущем развитие «улично-дорожной сети».

С выводами городского суда Верховный суд РФ не согласился и объяснил почему.

Начал высокий суд с Конституции. В ее 36-й статье сказано, что у граждан и их объединений есть право иметь землю в частной собственности. По Земельному кодексу (статья 15) собственностью граждан и юридических лиц являются участки, приобретенные людьми и юрлицами на основаниях, предусмотренных законодательством. А еще сказано, что граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению участков земли в собственность. Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены гражданам и юрлицам, за исключением той земли, которая по закону не продается.

В законе о садоводческих объединениях от 1998 года (он действовал на момент возникновения нашего спора) сказано, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по их месту жительства. В нашем случае все так и было. Решением исполкома Красногвардейского районного Совета депутатов Ленинграда в 1988 году было создано объединение и ему дали 16 гектаров под огородничество в аренду. Через месяц, судя по документам в деле, был составлен акт об установлении границ выделенного участка. Через год зарегистрировали устав огороднического товарищества. Через десять лет — в 1999 году зарегистрирована новая редакция устава. Землю в аренду объединению дали на год. В 2002 году администрация города заключила договор аренды участка земли, на котором располагалось товарищество. В этом договоре есть пункт, в котором сказано, что если до конца срока договора одна из сторон не уведомит другую о прекращении договора, то он считается продленным на неопределенный срок.

В итоге договор оказался продленным на неопределенный срок и к моменту суда не был расторгнут.

Истица — член товарищества и на момент ее обращения в суд действовал Закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ». По нему граждане, члены садово-огородных товариществ до 31 декабря 2020 года имеют право приобрести свой земельный участок без торгов, в собственность и бесплатно. Но лишь в том случае, если сотки соответствуют нескольким условиям. Вот список условий: участок должен быть образован из земли, предоставленной товариществу до вступления в силу этого закона. Если по решению собрания членов объединения земля распределена между членами. Если эта земля не изъята из оборота или ограничена в обороте и если ее не зарезервировали для государственных нужд.

В нашем споре, заявил Верховный суд, апелляция ошибочно сослалась на закон о садоводческих объединениях, который применять было нельзя, так как год рождения закона — 2014-й.

То есть городской суд не применил закон, который положено, и применил закон, принятый спустя годы после возникновения спорной ситуации.

«Вследствие неправильного применения норм материального права суд апелляционной инстанции оставил без выяснения имеющие значение по делу обстоятельства, что является грубым нарушением Гражданского процессуального кодекса и повлияло на исход дела».

Решение апелляции отменено и ей велено пересмотреть свое решение.

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Читайте также  Какие документы нужны для приватизации дачного участка

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

— приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

— отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

— отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

— приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

— в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Приватизация земельного участка: все тонкости процедуры оформления

Уже давно вопрос, что такое приватизация земельного участка не ставит никого в тупик. Процесс передачи государственной собственности в частную, начатый еще в 90-х гг. плотно вошел в нашу жизнь. Тем не менее, современным гражданам важно знать все тонкости и особенности процедуры оформления документов, устанавливающих право собственности на участок земли.

Приватизация земельного участка, общее понятие

Приватизация дает возможность оформить земельный участок в частную собственность

Приватизация земельных участков – это возможность приобрести в частную собственность надел земли, принадлежащий государству или муниципалитету.

Прописанные в законодательстве РФ правила определяют классификацию земельных участков по группам, исходя из категорий и видов разрешенного использования.

В зависимости от того, к какому типу или к какой категории относится земельный надел, есть возможность рассчитывать в одних случаях на платную, в других – на бесплатную приватизацию.

В качестве объектов приватизации могут выступать как участки земли, так и их части. Передача земли в собственность может быть осуществлена на определенных правах:

  1. в единоличную собственность (предполагает только единого собственника надела земли);
  2. в долевую собственность (в этом случае каждый из владельцев обладает равным правом на долю земельного надела);
  3. в совместную собственность (к подобному виду относится собственность, которая ведется совместно супругами или фермерские хозяйства).

Особенности приватизационного процесса

Приватизация земельного участка — недешевый процесс

Оформление приватизации земельного участка удовольствие не из дешевых, да и времени на оформление требуется достаточно много.

Даже в том случае, когда ваша земля предполагает бесплатное оформление, все равно определенную сумму выложить придется. Многие задаются вопросом – а нужна ли она вообще – приватизация?

К примеру, в свое время была приобретена земля на правах пожизненного наследуемого владения. Однако, такое право ограниченное и распоряжаться таким наделом нельзя. На этом участке был построен дом, который впоследствии хозяева приватизировали.

В таком случае судьбу земли тоже нужно решить. При необходимости можно будет продать дом вместе с участком земли как собственник. Такое понятие, как «бесплатная приватизация» характерно для случаев, когда надел предоставлялся государством до 2001 года и право собственности не было оформлено.

Помимо этого, на бесплатную приватизацию могут рассчитывать желающие приобрести право собственности на дачный участок. Платную приватизацию проводят для категории граждан, получивших право пользования или владения на земли после 2001 года.

Какие документы понадобятся

Для приватизации земельного участка потребуется целый пакет документов

Оформление прав собственности на участок земли требует подготовки целого пакета документов:

  • заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного надела, принадлежащего государству или муниципалитету;
  • документ, подтверждающий личность обратившегося;
  • в том случае, когда необходимые бумаги подаются не самим заявителем, а его доверенным лицом, необходимо предоставить документ, подтверждающий полномочия представителя.
    документ, определяющий права заявителя на испрашиваемый им участок;
  • кадастровый паспорт данного участка, либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке;
  • выписка из ЕРГП о правах заявителя на интересующий его земельный участок, а также расположенных на нем объекты недвижимости. Если запрашиваемые сведения в ЕГРП отсутствуют, то нужно предоставить соответствующее уведомление;
  • приказ о приеме на работу, выписка из трудовой книжки, либо трудовой договор тем гражданам, которые трудятся по основному месту работы в муниципальных образованиях по специальностям, обозначенным в законе субъекта РФ;
  • документ, свидетельствующий об условии предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей;
  • документы, свидетельствующие о праве на приобретение земельного участка отдельными категориями граждан, прописанные ЗК РФ.

Важно! Выписки или уведомления из ЕГРП, а также сведения из кадастра недвижимости можно не предоставлять. Орган, который рассматривает ваше заявление в случае необходимости сам сделать запрос в соответствующие инстанции.

Самостоятельно собрать эти документы можно в том случае, если гражданин желает, как можно быстрее оформить приватизацию. В зависимости от того, каковы основания обращения, могут потребоваться и другие документы. Поэтому имеет смысл заранее уточнить список необходимых бумаг в уполномоченных органах.

Документы можно предоставить лично, воспользоваться услугами многофункционального центра, предъявить в электронной форме или направить по почте. Если вы не располагаете ни временем, ни желанием оббивать пороги инстанций, можно обратиться к посреднику – физическому или юридическому лицу, который оказывает услуги по оформлению приватизации земель. Но за подобную услугу придется заплатить. Предоставляете ему необходимые документы и доверенность, заверенную нотариально, и ждете готовый результат.

Порядок проведения приватизации подобного типа

Приватизация земельного участка проходит в несколько этапов

Общий порядок проведения приватизации наделов земли установлен Земельным Кодексом РФ. Тем не менее, для каждого вида участка предполагаются свои тонкости подобного процесса.

Земельные участки, принадлежащие государству или муниципальным органам, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц за определенную плату.

Однако, за каждым гражданином закреплено право однократного бесплатного приобретения в собственность земельного надела, который находится в его постоянном (бессрочном) пользовании. При этом взимание дополнительных денежных сумм, помимо тех сборов, которые определены федеральным законом, не допускается.

Как только вопрос о платности или безвозмездности приватизационного процесса решен, нужно обратиться в орган по оформлению прав на землю – Росреестр. Порядок оформления приватизации включает в себя несколько этапов:

  • Первый этап предполагает обращение с заявлением о приватизации вашего земельного надела. В том случае, когда речь идет о бесплатной приватизации, подобное заявление должно исходить от гражданина, который этим правом наделялся. Если обращение после 2001 года инициируют наследники, то за процедуру приватизации придется уже платить. В поданном заявлении должны быть обозначены следующие моменты:
  1. цель использования земельного надела;
  2. его размеры (предположительно);
  3. где участок расположен;
  4. испрашиваемое право на землю.
  • После того, как заявление принято, необходимо заняться прохождением кадастрового учета земли. Для этого будут осуществлены межевание земельного участка, определение площади, присвоение ему номера. По итогам подобной процедуры получается индивидуализированный участок земли с кадастровым паспортом.
  • После того, как от органов местного самоуправления получено одобрение в виде постановления главы администрации о переоформлении бесплатно в собственность, нужно отправляться в росреестр, для осуществления государственной регистрации прав собственности.

Через 18 дней можно получить свидетельство о праве собственности на землю. С этого самого момента вы являетесь собственником земельного участка.

Какие земельные участки приватизировать нельзя

Не все земельные участки можно приватизировать!

Однако, не все наделы можно приватизировать. В Земельном Кодексе Российской Федерации прописаны земли, оформить право собственности на которые нельзя:

  • Не подлежат приватизации те земли, которые были изъяты из оборота. К таковым относятся наделы с государственными заповедниками и парками, земли стратегического назначения, участки, используемые под воинские и гражданские захоронения и иные виды наделов, обладающих особым значением для безопасности государства.
  • Также нельзя получить в частную собственность те земли, которые ограничены в обороте (исключение составляют те случаи, которые установлены Федеральным законом). К таковым относятся наделы, в зонах природных территорий, охраняемых особым образом участки земли водного и лесного фонда, земли в границах закрытых административно-территориальных образований, участки, предоставленные для нужд транспортных организаций, учреждений связи и т.п.

Тем не менее, не допускается отказывать в предоставлении прав собственности гражданам и юридическим лицам на земельные наделы, ограниченные в обороте и принадлежащие государству или муниципалитету в том случае, если Федеральный закон разрешает это делать.

Например, Земельным Кодексом РФ установлено, что участки, занятые под объекты промышленности, энергетики, транспорта, космической промышленности и т.п. могут быть в собственности граждан. Однако, на данных территориях допускается введение особого режима их использования, который будет ограничивать или вовсе запрещать ту разновидность деятельности, которая идет вразрез с целями установления зон.

Оформить приватизацию земельного участка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Ели учитывать все советы и тонкости, описанные выше, то можно сделать это максимально быстро и эффективно.

Еще необходимо учитывать, что приватизация земельного участка не дает право на получение в собственность участка, которым вы в настоящее время не владеете. Это совершенно другая ситуация, при которой некоторые категории граждан имеют право на получение в собственность земельного участка бесплатно. К ним, например, относятся многодетные семьи.

Для реализации права на приватизацию земельного участка, его необходимо уже иметь в собственности. Правом на приватизацию можно воспользоваться только один раз в жизни.

Тема консультации — «Приватизация земельного участка». О том, как приватизировать земельный участок, рассказывает юрист:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Приватизация земель (порядок, условия, виды).

Специального закона или иного единого нормативного акта о приватизации земель нет.

ФЗ от 21 декабря 2011 года «о приватизации государственного и муниципального имущества» на приватизацию земли и других природных ресурсов не распространяется, кроме 2х случаев:

1. приватизация участков под зданиями, строениями, сооружениями;

2. приватизация земельного участка в составе предприятия как имущественного комплекса.

Приватизацию нельзя путать с новым приобретением (предоставлением) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности гражданином, либо юридическим лицом.

Приватизация земель – передача государственных или муниципальных земель в частную собственность граждан или юридических лиц, у которых земельные участки находились в пользовании на иных правовых титулах на момент принятия законодательства о приватизации земель, как правило, за плату.

Отличие приватизации от нового приобретения:

-по условиям: условия касаются субъекта, могут касаться объекта (участка), а самое главное цены;

-по порядку приобретения

При приватизации есть определенные гарантии и льготы.

Новое приобретение осуществляется на торгах и по рыночной стоимости.

Виды приватизации (учитывают условия и порядок приватизации):

1. Приватизация земельных участков с/х назначения, ранее предоставленных в пользование сельхозам и совхозам (данная приватизация к настоящему времени завершена).

Субъекты приватизации: работники данных организаций, пенсионеры хозяйств, временно отсутствующие (армия, учуба), работники социальной сферы (врачи, учителя, торговые).

Объекты: с/х угодья, в составе участка, используемого сельхозами и совхозами.

Порядок приватизации: в порядке реорганизации колхоза или совхоза и определения размера земельной доли в праве общей долевой собственности на участок, котором должен был быть наделен каждый из субъектов приватизации.

Общая собственность – собственность на имущество двух или более лиц, которая при ее создании является долевой, то есть с определением доли каждого с собственника в праве общей собственности.

Общая совместная собственность – без определения доли в праве общей собственности, которая создается в случаях установленных ФЗ (собственность супругов, но при этом супруги могут создать и долевую собственность, заключив брачный контракт, собственность крестьянского и фермерского хозяйства).

Земельная доля в этой приватизации была одинаковой для всех и не зависела от вклада, стажа или иного участия каждого из субъектов приватизации.

— необходимость решить вопрос о невостребованных долях;

— активная скупка земельных долей и их монополизация в руках отдельных лиц, с целью выделения в дальнейшем земельных участков, их перевода в другие категории и использовании в строительстве.

— не использование земель по назначению.

2. Приватизация земель гражданами в упрощенном порядке:

Субъект приватизации – гражданин, у которого возникло право на земельный участок до вступления в силу Земельного кодекса (до 30.10.2001 года).

Объект приватизации – земельный участок, предоставленный гражданину для целей не связанных с предпринимательской деятельностью, а именно для целей индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства/огородничества, индивидуального гаражного строительства.

Данный участок предоставлялся гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и иных правах.

Порядок приватизации: гражданин обращается в РосРеестр (федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, либо территориальные органы) с заявлением о регистрации права собственности на участок, к которому прилагаются документы:

— правоустанавливающий (постановления городской администрации) или правоудостоверяющий (свидетельства, акты) на земельный участок

— кадастровый паспорт на земельный участок – документ, в котором в графической и текстовой формах содержится информация об уникальных характеристиках земельного участка (адрес, площадь, целевое назначение).

— документ (квитанция) об уплате государственной пошлины.

Данная приватизация является бесплатной (10000 рублей стоимость межевания).

3. Приватизация земель под зданиями строениями (ФЗ о «приватизации государственного и муниципального имущества»).

Субъект – собственник здания или сооружения.

Объект – участок под зданием и сооружением в том числе необходимый для его эксплуатации.

Здание – объект капитального строительства, предназначенный для постоянного нахождения в нем людей.

Порядок общий, т.е. необходимо обратится к представителю собственника земельного участка (уполномоченный орган государственной власти, либо орган местного самоуправления) с документами (квитанция об уплате государственной пошлины, кадастровый паспорт, правоустанавливающий и правоутверждающий документы + документ, удостоверяющий право собственности на здание, сооружение), в случае не разграниченной – орган местного самоуправления.

Читайте также  Приватизация долевой собственности на землю

Орган рассматривает документы 2 недели и принимает решение о приватизации .

Отказать в приватизации могут только в случаях: если участок изъят или ограничен в обороте (ст.28 п.4 ЗК РФ).

На основании решения заключается договор купли – продажи, который предусматривает существенные условия (предмет-участок и цена-рыночная).

Договор купли –продажи – основание для государственной регистрации права частной собственности здания или сооружения.

Данные правила являются общими, но имеются исключения:

а) религиозные организации приватизируют земельные участки под объекты религиозного назначения бесплатно;

б) приватизация земельных участков под многоквартирными домами существующей застройки, то есть, которая существовала до вступления в силу ЖК РФ (до 01.03 2005 года) (субъекты – собственники помещений в доме). Приватизация бесплатная.

Если участок не поставлен на кадастровый учет и границы не установлены, то установление границ осуществляется за счет местного бюджета.

С заявлением может обратиться любой представитель собственника помещений, решение о приватизации земельного участка под домом которых, принято на общем собрании.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1057 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector