Виды обращений в конституционный суд рф

Виды обращений в конституционный суд рф

Виды обращений в конституционный суд рф

Как подавать жалобы в Конституционный Суд по новым правилам

18 декабря юрист Ольга Подоплелова рассказала о новых правилах обращения в КС РФ. Вебинар «Жалоба в Конституционный Суд России. Как изменились правила» прошел на площадке медиагруппы Актион-МЦФЭР.

Напомним, большая часть масштабных поправок в Закон о КС, принятых по инициативе президента, вступила в силу 9 ноября 2020 г.

По словам Ольги Подоплеловой, ст. 96 Закона о КС, регулирующая право на обращение в этот суд, в части надлежащих заявителей существенно не изменилась. Субъекты, которые сейчас прямо указаны в ней, и ранее могли обращаться в КС, пояснила юрист. «Появились некоторые изменения, касающиеся тех лиц, которые могут действовать не в защиту своих прав, а в защиту прав других граждан или их объединений. В первую очередь это коснулось института уполномоченных по различным группам прав», – добавила она.

Юрист напомнила, что ранее ст. 96 Закона о КС указывала на возможность граждан обжаловать закон, а какие именно акты подпадают под понятие закона, Суд решал самостоятельно. Теперь в этой норме закреплен исчерпывающий перечень нормативных актов, о конституционности которых можно поспорить:

  • федеральные конституционные и федеральные законы;
  • нормативные акты президента, Совета Федерации, Госдумы и правительства;
  • конституции, уставы, законы и другие нормативные акты субъекта РФ, если они изданы по вопросам совместного с Федерацией ведения или в рамках компетенции РФ.

Ольга Подоплелова также отметила, что прежняя редакция п. 2 ст. 97 Закона о КС была сформулирована предельно общим образом: жалоба признавалась допустимой, если закон применялся в конкретном деле, рассмотрение которого уже завершено в суде, а сама жалоба была подана в течение года «после рассмотрения дела в суде». Каждое из слов этого пункта, по словам юриста, КС толковал в своей практике. «Существовала достаточно жесткая позиция о том, что такое “применение закона”, что такое “конкретное дело”. И в разных ситуациях Конституционный Суд подходил по-разному к тем случаям, когда считать дело завершенным и, соответственно, откуда отсчитывать год», – рассказала юрист.

Сейчас эти требования стали более конкретными. «Но, на мой взгляд, в новой редакции ст. 97 федерального конституционного закона остались некоторые лакуны, некоторые пробелы, которые, опять же, могут быть восполнены в последующем практикой Конституционного Суда», – считает Ольга Подоплелова.

Она выделила четыре ключевых критерия допустимости жалоб. Во-первых, наличие признаков нарушения прав – «конституционно-правовая несправедливость». Во-вторых, такие признаки должны быть связаны с применением закона в конкретном деле. Ранее под применением закона КС понимал решение судом вопроса о правах и обязанностях лица на основании закона, а под конкретным делом – дело, в котором на основании закона решался вопрос о правах и обязанностях лица, указала спикер. «То есть в эту категорию дел не попадали, по практике Конституционного Суда, дела, связанные с оспариванием нормативных правовых актов. Это связано в целом с тем, как сформулированы нормы Кодекса административного судопроизводства о том, в каком порядке рассматриваются эти дела, исследуются ли там фактические обстоятельства дела конкретного заявителя и какое они имеют значение для итогового вывода», – отметила она.

В-третьих, теперь потребуется исчерпать все другие внутригосударственные средства судебной защиты. «Конституционный Суд, в принципе, и раньше себя позиционировал как экстраординарное средство судебной защиты, которое “включается” только тогда, когда суды общей юрисдикции или арбитражные суды не справились с восстановлением нарушенных прав граждан или их объединений. Сейчас эта тенденция получила свое нормативное закрепление, и, действительно, Конституционный Суд станет, на мой взгляд, менее доступен гражданам», – полагает Ольга Подоплелова.

В-четвертых, иначе урегулирован срок, в течение которого можно обратиться в КС. «Если раньше речь шла о завершении дела в суде – и под этим могло пониматься, в том числе, например, вступление в законную силу какого-либо судебного акта, то теперь жалоба подается в течение года с момента исчерпания [иных внутригосударственных средств правовой защиты]», – пояснила юрист.

Само исчерпание, по ее словам, можно характеризовать еще тремя правилами. Первое – необходимо подать кассационную жалобу в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции. «Предполагается, что это будет кассация в Верховном Суде, поскольку в статье четко прописано исключение из этого правила: если судебные акты подлежат обжалованию только в надзорной инстанции, необходимо подать надзорную жалобу», – указала Ольга Подоплелова.

Таких ситуаций, по ее словам, не очень много: «Ряд уголовных дел рассматривается в первой инстанции таким образом, что обжалование в кассации для них невозможно. Там первая инстанция “завязана” на суд субъекта РФ, далее апелляция в Верховном Суде, и, соответственно, кассация по этого рода делам не предусмотрена. Есть отдельные категории дел в сфере избирательного права и процесса , там тоже нет кассации в классическом смысле этого слова», – пояснила юрист.

Второе – жалоба должна касаться применения нормативного акта, который будет предметом обращения в КС. «Фактически Конституционный Суд теперь призывает всех своих потенциальных заявителей изначально, с самого начала дела, ставить тот конституционно-правовой вопрос, который впоследствии может стать предметом обращения в Конституционный Суд. То есть недостаточно будет в Конституционном Суде заявить о том, что ваши права нарушаются законом, если вы ранее не поднимали этот вопрос, не пытались добиться того, чтобы суд, рассматривающий ваше дело, каким-то образом отреагировал, отрефлексировал те самые доводы, которые впоследствии должен будет рассмотреть Конституционный Суд», – отметила Ольга Подоплелова.

По ее словам, этот подход КС применял и ранее. Так, он не стал рассматривать жалобу Игоря Граженского, оспаривавшего невозможность рассмотрения в суде присяжных уголовного дела подсудимого, которому не могут быть назначены пожизненное лишение свободы и смертная казнь (Определение № 62-О/2017). Отказ КС обосновал в том числе тем, что мужчина не заявлял ходатайство о рассмотрении его дела с участием присяжных.

Третье правило исчерпания связано со сроком обращения в КС. «Если раньше годичный срок был достаточно плавающим требованием , [то] сейчас в законе прописано очень четкое правило: один год с момента принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты», – указала спикер. Однако, добавила она, из этого правила есть исключение, которое также указано в ст. 97 Закона о КС: «Если в высшей [кассационной] инстанции вам было отказано в связи с пропуском срока, год отсчитывается от последнего акта, в котором применен обжалуемый закон».

Ольга Подоплелова напомнила, что до 9 мая 2021 г. действует переходный период: для обращения в КС достаточно любой кассационной жалобы. Если же вступившие в силу судебные акты могут обжаловаться только в надзорном порядке, достаточно их вступления в силу.

Однако и в ряде других случаев не всегда нужно соблюдать стандартное правило об исчерпании. В частности, КС может посчитать все иные внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает такие средства по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого нормативного акта из разъяснений по вопросам судебной практики свидетельствуют о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта не предполагается. «Если сложившаяся практика или официальное толкование предполагают какую-либо интерпретацию закона и у человека нет надежды на то, что закон в свете постановлений Пленума [ВС] или практики, например, Судебных коллегий [ВС] будет применен другим образом, то, соответственно, можно не обращаться в Верховный Суд. Но, подав жалобу в Суд Конституционный, обосновать, почему Конституционный Суд должен применить это правило и посчитать средства судебной защиты исчерпанными», – пояснила юрист.

При этом, заметила она, из закона неясно, что считать сложившейся практикой. Вероятно, по этому вопросу придется высказаться Конституционному Суду, предположила Ольга Подоплелова. «Если раньше мы считали сложившейся практикой, например, постановления Пленума Верховного Суда, Президиума, обзоры судебной практики, то сейчас формально эти акты судебного толкования относятся ко второму моменту – к официальному толкованию . То есть первый пункт остается достаточно неопределенным», – указала спикер.

Часть выступления Ольга Подоплелова посвятила типам конституционных вопросов в уголовно-правовой сфере. По ее словам, наиболее часто КС рассматривает проблемы равенства и пропорциональности ограничения прав, а также вопрос о том, можно ли понять, что именно запрещено УК. Гораздо реже в Суд попадают дела об обратной силе уголовного закона и запрете наказывать дважды за одно и то же.

В заключительной части вебинара юрист обозначила типичные ошибки заявителей при подготовке жалоб в КС: обжалование не закона, а судебных ошибок или действий госорганов, и постановка перед Судом проблемы, по которой он уже высказывался. Если КС последовательно отклоняет жалобы на норму, не нужно идти в него снова и снова, подчеркнула Ольга Подоплелова. Недавние поправки в Закон о КС, по ее мнению, максимально сужают пространство для использования этого Суда не по назначению.

Особенности обращения в Конституционный суд РФ: когда и по каким вопросам возможно?

Многие, если поговорить со своими знакомыми и родными, не понимают в полной мере, зачем существует Конституционный суд России и по какому поводу туда можно обращаться. Точнее, сопоставить слова Конституция и Конституционный суд они могут.

Тут же выстраивается и логика, что это суд, который защищает основные свободы и права каждого гражданина страны с учетом главного документа России. Но как именно выглядят обращения в суд и кто может туда посылать запросы?

Когда обращаются в Конституционный суд?

Законодательство на этот счет довольно однозначно. Поводом для того, чтобы написать заявление, адресованное судьям СК РФ, становятся следующие пункты:

  • Неоднозначность и неточность в трактовке законодательной базы как подходящей или несоответствующей Конституции страны.
  • То же самое относительно прочих актов, договоров и т.д.
  • Договор международного характера, который не вступил в силу.
  • Имеющиеся споры и разногласия о компетенциях и навыках в позициях сторон.
  • Неопределенность в трактовке положений Конституции.
  • Предъявление обвинений президенту в гос. измене или ином тяжком преступлении со стороны Госдумы

В этом случае можно и нужно писать обращение в КС России. Правда, следует его правильно оформлять, чтобы оно достигло адресата и могло быть рассмотрено.

Как отмечают юристы, в Конституционный суд могут быть поданы следующие виды обращений:

  • в виде запросов;
  • в качестве ходатайств;
  • в вариантах жалоб.

Виды обращений в КС страны строго очерчены в ст. 36 Закона про деятельность КС в стране. Правда, отмечают специалисты по праву, жесткая трактовка правил не исключает возможности помимо этих вариантов просигнализировать о некорректностях и неточностях в работе соответствующих госслужащих.

Также, как вариант, можно предоставить свои соображения по оптимизации работы госоргана.

По количеству людей, обозначившихся в обращении, запросы в КС делятся на:

  • Личные, или индивидуальные.
  • Коллективные – обычно здесь понимаются петиции.

По поводу последних долгое время было немало споров. Представители Конституционного суда то разрешали подавать коллективные запросы, то отказывали. Сегодня такая функция доступна гражданам.

Обращения в высший суд страны делятся также и по форме написания на:

  • Устные.
  • Письменные.
  • Электронные.

Но, согласно статье 37 Закона о КС, считаться юридически весомым будет только письменное обращение, которое написано от руки или передано в электронной форме. Это требуется, чтобы был документ, на который можно ссылаться при начале какого-либо дела.

Требования к обращениям

Если обращение оформляется письменно от руки, оно должно быть обязательно завизировано тем, кто обращается. Если это группа лиц, то подписи должны быть собраны со всех. В случае, если речь идет об электронном варианте, обращение надо заполнять на сайте ведомства в специально предоставленных для этого полях. Потребуется и электронная подпись.

В обращении следует указать:

  1. Конституционный суд РФ, в который направляется обращение.
  2. Имя и наименование заявителя, его адрес и контактные данные.
  3. Данные о представителе и его полномочия.
  4. Наименование органа, в отношении которого готовится жалоба.
  5. Нормы главного документа – Конституции и закона, которые дают право на обращение в КС.
  6. Точные данные по документу – дата публикации, источник, прочая информация, которые подлежат толкованию.
  7. Конкретные основания к рассмотрению заявления.
  8. Точка зрения заявителя по вопросу и обоснование ее с точки зрения права.
  9. Требование, которое выдвигает заявитель.
  10. Перечень документов, которые прилагаются к обращению.

Чтобы суд рассмотрел и в полной мере мог удовлетворить обращение, надо следовать всем правилам его оформления.

Документы, которые требуют к обращению

В список документов входят:

  • Задокументированный текст акта, который следует проверить, или положение Конституции, которое нуждается в разъяснении.
  • Доверенность или документ, с помощью которых можно подтвердить личность и полномочия человека, подающего обращение, должны быть приложены и копии документов, которые подтверждают возможность и право представителей на выступление в суде.
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины (квитанция).
  • Перевод на русский язык всех документов, если таковые изложены на другом языке.

Кроме того, к обращению допускается прикладывать списки свидетельствующих лиц, экспертов, которых рекомендуется вызывать для более полного рассмотрения вопроса, и прочие документы и материалы относительно дела.

Все они должны быть представлены с одной копией. Электронная подача заявления подразумевает предоставление всех бумаг в электронном виде, приложение же копий в бумажном виде в такой ситуации не требуется.

Какой должна быть госпошлина

Многих интересует вопрос: каким должен быть размер госпошлины при обращении в КС РФ. Ее размер и порядок уплаты определены законом страны. Но при этом Конституционный суд способен своим определением допустить вариант, когда человеку не придется оплачивать пошлину в виду его бедственного материального положения.

Также предусмотрена опция снижения размера пошлины по тем же причинам.

Правом обращения в высший суд страны обладают люди, которые подверглись нарушению конституционных прав и свобод.

Итоги

Обращение в Конституционный суд возможно, но должно иметь под собой обоснования.

  1. Подавать жалобу можно как индивидуально, так и группой лиц.
  2. Обращение допускается тогда, когда какие-то действия или документы третьих лиц привели к нарушению конституционных основ и угрожают конституционным свободам и правам граждан.
  3. Обязательно надо подавать обращение по определенной форме.
  4. К обращению требуется приложить список документов, подтверждающий необходимость обращения.

Если проиграли суд: что делать? Обратиться в Конституционный Суд РФ

Проиграв дело во всех судебных инстанциях арбитражных судов или судов общей юрисдикции (вплоть до Верховного Суда РФ), проигравшая сторона зачастую полагает, что иных способов защитить свои права в судебном порядке у нее не осталось.

Между тем в некоторых случаях это не так.

Конституционный Суд РФ рассматривает дела по жалобам граждан и организаций на нарушение их конституционных прав законом (конкретной нормой закона), примененным в конкретном судебном деле.

Следует сразу сказать, что Конституционной Суд РФ не занимается рассмотрением дел по существу, оценкой имеющихся в деле доказательств, фактических обстоятельств дела, а он рассматривает исключительно вопрос о том, соответствует ли Конституции РФ сама норма права, которую применили арбитражные суды или суды общей юрисдикции в деле лица, обратившегося в Конституционный Суд, или не соответствует. В связи с этим обращаться в Конституционный Суд РФ имеет смысл не по всем категориям дел, а только по тем делам, в которых камнем преткновения явилась определенная норма закона.

Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о том, что норма закона не соответствует Конституции РФ, то дело лица, обратившегося в Конституционный Суд РФ, будет подлежать пересмотру.

При этом важно отметить, что в Конституционном Суде РФ можно оспаривать не только буквальный текст закона, но и норму закона с учетом смысла, придаваемого ей судебной (правоприменительной) практикой.

Конституционный Суд РФ может признать саму норму закона (текст закона), примененную в конкретном деле, не противоречащей Конституции РФ, но применение (толкование) нормы судами в этом деле будет противоречить толкованию, данному Конституционным Судом РФ, в результате чего дело лица, обратившегося в Конституционный Суд РФ, также будет подлежать пересмотру.

Приведем примеры некоторых дел по жалобам организаций, рассмотренных Конституционным Судом РФ (далее – КС РФ) в 2020 году.

1. Постановление КС РФ от 12.05.2020 г. № 23-П.

ООО «Лысьва-теплоэнерго» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованием о взыскании задолженности Муниципального бюджетного учреждения «Лысьвенский сельский водоканал» (ликвидировано учредителем) с учредителя данного бюджетного учреждения (т.е. за счет средств муниципальной казны).

Арбитражный суд отказал ООО «Лысьва-теплоэнерго» в удовлетворении требований, указав на то, что нормы гражданского законодательства (пункт 5 статьи 123.22 ГК РФ) не предоставляют кредиторам ликвидированного бюджетного учреждения право обратиться к собственнику его имущества в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения, вытекающим из гражданско-правовых договоров, за исключением обязательств, связанных с причинением вреда гражданам.

По мнению ООО «Лысьва-теплоэнерго», оспариваемая норма гражданского законодательства противоречит Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ вынес постановление в пользу ООО «Лысьва-теплоэнерго».

КС РФ признал пункт 5 статьи 123.22 ГК РФ не соответствующим статьям 2, 8, 17 (часть 3), 19 (часть 1) и 35 (части 1-3) Конституции РФ (во взаимосвязи с ее статьями 34 и 55 (часть 3)), поскольку в системе действующего правового регулирования он исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения).

Решение арбитражного суда по делу ООО «Лысьва-теплоэнерго», принятое на основании пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ, подлежит пересмотру.

2. Постановление КС РФ от 07.04.2020 г. № 15-П.

АО «РСК» было привлечено к административной ответственности по статье 8.25 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

Суды общей юрисдикции пришли к выводу о том, что назначенное АО «РСК» административное наказание является справедливым и соразмерным. При этом, отклоняя довод АО «РСК» о наличии оснований для снижения размера административного штрафа в соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации (т.е. менее минимального размера), заместитель председателя Московского городского суда указал, что такая возможность предусмотрена за совершение административных правонарушений, ответственность за которые установлена разделом II «Особенная часть» КоАП Российской Федерации.

АО «РСК» полагало, что части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации не соответствуют Конституции РФ, поскольку не позволяют назначать юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта РФ.

Конституционный Суд РФ, рассмотрев жалобу АО «РСК», признал части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они исключают возможность назначения юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта РФ за совершение конкретного административного правонарушения.

Судебные акты судов общей юрисдикции по делу АО «РСК» подлежат пересмотру.

3. Постановление КС РФ от 15.10.2020 г. № 41-П.

Иностранная компания «Majena Shipping Company Limited» (собственник судна) оспаривала в Ростовском областном суде конфискацию судна. Конфискация была произведена по постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному в отношении другого юридического лица.

Постановлением заместителя председателя Ростовского областного суда производство по жалобе «Majena Shipping Company Limited» было прекращено на том основании, что компания не относится к лицам, которые вправе обжаловать такое постановление по делу об административном правонарушении.

По мнению «Majena Shipping Company Limited», положения законодательства, не позволяющие собственнику имущества, конфискованного на основании вынесенного в отношении другого лица постановления по делу об административном правонарушении, обжаловать это постановление, не соответствуют Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ вынес постановление в пользу «Majena Shipping Company Limited».

КС РФ признал часть 4 статьи 3.7 и часть 1 статьи 30.12 КоАП Российской Федерации не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 35 (части 1 и 3), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования, допуская по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения — товаров и (или) транспортных средств у лиц, не являющихся собственниками соответствующего имущества, не предусматривают права собственника имущества обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в части конфискации имущества в случае, когда товар или транспортное средство законно перемещены через таможенную границу и находятся на таможенной территории ЕАЭС, где таможенные органы и суды Российской Федерации имеют эффективные средства контроля и законного принуждения, в том числе процессуального, при достоверно известном составе участников таможенных и связанных с ними правоотношений, включая собственника имущества, который не уклоняется от осуществления своих прав и обязанностей под российской юрисдикцией.

Читайте также  Как обратиться в конституционный суд за разъяснением

Постановление заместителя председателя Ростовского областного суда, которым было прекращено производство по жалобе иностранной компании «Majena Shipping Company Limited», подлежит пересмотру.

4. Постановление КС РФ от 12.11.2020 г. № 46-П.

ОАО «Московская шерстопрядильная фабрика» оспаривало в Конституционном Суде РФ конституционность подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. В силу этого законоположения для целей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций с учетом кадастровой стоимости имущества торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В судах общей юрисдикции ОАО «Московская шерстопрядильная фабрика» указывало, что фактически здания, расположенные на арендованном им земельном участке с указанным выше видом разрешенного использования, используются под производственные и образовательные цели, а не для размещения офисов или торговых объектов.

Суды общей юрисдикции указали, что для отнесения объекта недвижимого имущества к торговым объектам и объектам для размещения офисов достаточно соответствия одному из перечисленных в статье 378.2 НК РФ условий, и в случае ОАО «Московская шерстопрядильная фабрика» таким условием выступает один из видов разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания. Критерий фактического использования зданий, по мнению судов, не имеет правового значения.

Конституционный Суд РФ, признав подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ не противоречащим Конституции РФ, тем не менее указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

Правоприменительные решения судов общей юрисдикции, принятые по делу ОАО «Московская шерстопрядильная фабрика» на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным КС РФ, подлежат пересмотру.

Примером дела, рассмотренного Конституционным Судом РФ по жалобе, подготовленной Адвокатским бюро «Адвокатская фирма «ЮСТИНА» в защиту своего доверителя, является дело бухгалтера Ахмадеевой Г.Г. (https://zakon.ru/blog/2017/11/03/tezisy_vystupleniya_advokata_shubina_da_po_delu_ahmadeevoj_gg_v_konstitucionnom_sude_rf_delo_budet_r).

Ахмадеева Г.Г. оспаривала в Конституционном Суде РФ нормы законодательства, на основании которых судами общей юрисдикции с нее были взысканы налоги, пени и штрафы, доначисленные организации, бухгалтерский учет в которой вела Ахмадеева Г.Г.

В указанном деле (постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 г. № 39-П) Конституционный Суд РФ, признав нормы законодательства не противоречащими Конституции РФ, тем не менее определил ряд положений, которые не могут быть нарушены при взыскании с физических лиц налоговых недоимок организаций (налоги и пени организации не могут быть взысканы с физического лица до тех пор, пока существует возможность взыскания их с организации; штрафы организаций не подлежат взысканию с физических лиц; факт вынесения обвинительного приговора или прекращения уголовного дела в отношении физического лица не может расцениваться судом как безусловно подтверждающий виновность физического лица в причинении имущественного вреда бюджету; и др.).

Судебные акты судов общей юрисдикции по делу Ахмадеевой Г.Г. с толкованием норм, расходящимся с толкованием КС РФ, подлежат пересмотру.

Следует отметить, что процент дел, «отправленных» Конституционным Судом РФ на пересмотр, невелик. В том числе это связано с неправильным составлением жалоб заявителями (зачастую жалоба в Конституционный Суд РФ дублирует апелляционную или кассационную жалобу, а это неверно).

Между тем в ряде случаев обращение в Конституционный Суд РФ может дать шанс на пересмотр дела, проигранного ранее во всех судебных инстанциях арбитражных судов или судов общей юрисдикции.

Порядок обращения в Конституционный суд РФ

  • Обращение в Конституционный суд РФ: общие положения
    • Содержание обращения в КС РФ
  • Виды обращений в Конституционный суд РФ
  • Отзыв на жалобу в Конституционный суд РФ
  • Правила обращения в Конституционный суд РФ

Обращение в Конституционный суд РФ: общие положения

Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции в РФ установлено 4 вида судопроизводства:

  1. Конституционное.
  2. Гражданское.
  3. Уголовное.
  4. Административное.

Общие правила обращения в суд раскрыты в нашей статье по ссылке: «Как подать исковое заявление в суд — порядок и сроки?».

Обращение в Конституционный суд РФ (далее — КС РФ) регулируется законом «О КС РФ» № 1-ФКЗ (далее — закон № 1-ФКЗ). Непосредственно обращению посвящена гл. 5 указанного нормативного акта.

Согласно ст. 36 закона № 1-ФКЗ при обращении в КС РФ отличаются поводы и основания обращения:

  • повод — само обращение, направленное в соответствии с установленными требованиями;
  • основание — это неопределенность в вопросе о том, соответствует ли конкретный закон или другой акт положениям Конституции, или другое событие, требующее задействования полномочий КС РФ.

В соответствии со ст. 37 закона № 1-ФКЗ обращение:

  • подается письменно или в электронной форме;
  • подписывается уполномоченным лицом.

Содержание обращения в КС РФ

Согласно указанной статье обращение содержит:

  1. Указание на КС РФ.
  2. Сведения о заявителе.
  3. Сведения о представителе заявителя.
  4. Наименование госоргана, акты или полномочия которого проверяются.
  5. Ссылку на нормативные акты, управомочивающие на обращение.
  6. Данные проверяемого акта.
  7. Основания.
  8. Позицию заявителя.
  9. Требования.
  10. Приложения.

Виды обращений в Конституционный суд РФ

Согласно ст. 36 закона № 1-ФКЗ можно выделить следующие виды обращений в Конституционный суд РФ:

  1. Запрос.
  2. Ходатайство.
  3. Жалоба.

Также, исходя из этой статьи, выделяются следующие виды обращений:

  • поданные в бумажном виде;
  • поданные в электронном виде.

Обращения могут быть подразделены исходя из полномочий КС РФ. Согласно ст. 125 Конституции КС РФ наделен следующими полномочиями:

  1. Проверять по запросам госорганов соответствие основному закону:
  • федерального законодательства;
  • регионального законодательства;
  • международных договоров до их вступления в силу.
  1. Разрешать споры:
  • между федеральными органами;
  • федеральными и региональными органами;
  • региональными органами.
  1. Проверять конституционность закона:
  • по жалобам о неконституционности;
  • запросам судов.
  1. Толковать основной закон по запросам госорганов.
  2. Давать заключение о законности процедуры импичмента.

Отзыв на жалобу в Конституционный суд РФ

Отзыв на жалобу в Конституционный суд может быть представлен стороной по делу согласно ст. 53 закона № 1-ФКЗ. Согласно указанной норме стороны могут знакомиться с отзывами другой стороны, а сам отзыв приобщается к делу.

Важно! Представителями в КС РФ могут быть лица по должности, адвокаты или граждане с ученой степенью (ч. 2 ст. 53 закона № 1-ФКЗ).

Согласно ст. 51 закона № 1-ФКЗ обращения и отзывы направляются другим лицам для ознакомления не позднее чем за 10 дней до начала заседания. Однако для отзывов указанное правило действует, только если они поступили в суд не позднее чем за 2 недели до заседания.

Особые правила о направлении отзывов применяются, если дело будет рассмотрено без проведения слушаний. Согласно ст. 47.1 закона № 1-ФКЗ такое возможно, если КС РФ посчитает, что дело может быть рассмотрено исходя из ранних позиций КС РФ и вызов сторон необязателен. В этом случае госорган, принявший оспариваемый акт, получает копию обращения и направляет в КС РФ свой письменный отзыв. Отзыв направляется подателю жалобы, после чего он вправе направить в суд свои возражения на отзыв.

Правила обращения в Конституционный суд РФ

Порядок обращения в Конституционный суд предполагает следующие правила:

  • как было отмечено выше, обращение может быть подано в бумажном или электронном виде (для подачи электронного заявления в КС РФ необходимо зарегистрироваться в личном кабинете по ссылке: КС РФ. Личный кабинет заявителя);
  • помимо подачи заявления через личный кабинет, возможна электронная подача документа, подписанного усиленной электронной подписью (ст. 37 закона № 1-ФКЗ);
  • детали электронного документооборота в КС РФ определены Регламентом КС РФ в ред. от 10.10.2017 (далее — Регламент);
  • обращение регистрируется секретариатом суда (ч. 1 ст. 40 закона № 1-ФКЗ);
  • секретариат уведомляет лицо, обратившееся в КС РФ, о несоответствии обращения законодательству, если оно явно неподведомственно суду, нарушена форма подачи, не уплачена пошлина, обращение подано неуполномоченным субъектом или истекли сроки для возможной подачи обращения (ч. 2 ст. 40 закона № 1-ФКЗ);
  • устранение замечаний секретариата позволяет снова обратиться в КС РФ, при этом в случае явной неподведомственности секретариат также может перенаправить обращение в органы, уполномоченные на его рассмотрение (чч. 3, 4 ст. 40 закона № 1-ФКЗ);
  • предварительно изученные судьями обращения вносятся в повестку заседаний КС РФ, который не реже 1 раза в месяц проводит заседание о принятии обращений к рассмотрению (п. 1 § 28 Регламента).

Итак, порядок обращения в КС РФ предполагает возможность направления бумажного обращения или электронной подачи жалобы. При этом должны быть соблюдены установленные законодательством требования к обращению, несоблюдение которых исключает движение дела. Специфика полномочий КС РФ также определяет необходимость соблюдения требований к лицу, подающему жалобу, и предмету спора.

Обращение в Конституционный Суд РФ

Следует различать поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Поводом к рассмотрению дела является сам факт обращения в Конституционный Суд РФ, основанием – обнаружившаяся неопределенность в вопросах о конституционности оспариваемого акта или толковании Конституции РФ, противоречие в позициях сторон при возникновении спора о компетенции либо выдвижение обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Приведем ряд примеров. Группа граждан обращается в Конституционный Суд РФ с жалобами о проверке конституционности норм уголовно-процессуального законодательства. Лицам, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, отказано в ряде процессуальных прав (на ознакомление с материалами, участие в деле, заявление ходатайств и т.д.). На практике это выглядело следующим образом: с момента приобщения к материалам уголовного дела заключения судебно-психиатрической экспертизы, все процессуальные права фактически переходили к законным представителям или защитникам. В данном случае основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие эти общественные отношения[13].

Основанием к рассмотрению дела может служить не только неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемого акта, но и неопределенность в понимании положений Конституции РФ. Одним из первых вопросов, поставленных перед Конституционным Судом РФ после принятия Конституции РФ в 1993 году, был запрос Государственной Думы о толковании термина «общее число» членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. 3 ст. 117, ч. 2 ст. 135 Конституции РФ). Термин «общее число» может быть интерпретирован в самых различных значениях, отсюда – неопределенность в толковании норм. Под «общим числом» членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы можно понимать, во-первых, установленную численность, во-вторых, количество фактически избранных депутатов, в-третьих, число депутатов, присутствующих на конкретном заседании. Кроме того, употребление в Конституции РФ словосочетания «общее число» перед словосочетанием «членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы» может быть понято как допускающее суммирование голосов парламентариев обеих палат Федерального Собрания при недостатке голосов в одной из них[14].

Еще один пример. Между Президентом РФ, Советом Федерации и Государственной Думой возникает спор о компетенции: обязан ли Президент РФ подписать федеральный закон после преодоления его вето палатами Федерального Собрания, если в парламенте были нарушены правила законодательной процедуры? При подобных обстоятельствах наблюдается противоречие в позициях сторон. Президент РФ считает, что он должен возвратить закон в Федеральное Собрание без рассмотрения, а Совет Федерации и Государственная Дума полагают, что Конституция РФ обязывает главу государства подписать и обнародовать принятый закон[15].

Законодатель устанавливает три формы обращения в Конституционный Суд РФ: запросы, ходатайства и жалобы.

Наиболее распространенной формой обращения является запрос. С запросом обращаются уполномоченные государственные органы и депутаты в целях рассмотрения дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, не вступивших в силу международных договоров России. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды, придя к выводу о неконституционности закона, подлежащего применению в рассматриваемом ими деле, обязаны приостановить производство и направить запрос в Конституционный Суд РФ. Именно запрос является допустимой формой обращения при необходимости нормативного толкования Конституции РФ, при выдвижении обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

В случае возникновения споров о компетенции обращение в Конституционный Суд РФ осуществляется в форме ходатайства. В отличие от государственных органов, должностных лиц и депутатов, граждане и их объединения обращаются в Конституционный Суд РФ с жалобами.

Вне зависимости от формы обращений, закон предъявляет к ним ряд общих требований (ст. 37 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). В обращении должны быть указаны определенные данные. В их числе информация о: 1) Конституционном Суде РФ в качестве органа, в который направляется обращение; 2) заявителе; 3) представителе заявителя, если представительство не осуществляется по должности; 4) государственном органе, который издал оспариваемый акт или участвует в споре о компетенции; 5) нормах, дающих право на обращение в Конституционный Суд РФ; 6) подлежащем проверке акте или положении Конституции РФ, которое нуждается в толковании. Кроме указания данных, заявитель формулирует основание к рассмотрению обращения, свою позицию и дает ее правовое обоснование со ссылками на конкретные нормы права. Запрос, ходатайство или жалоба завершается требованием заявителя, обращенным в адрес Конституционного Суда РФ.

К обращению прилагается ряд документов. Часть из них должна быть приложена в обязательном порядке (текст проверяемого акта или положения Конституции РФ, подлежащие толкованию; документы, подтверждающие полномочия представителя и об уплате государственной пошлины; перевод на русский язык материалов, изложенных на другом языке). Остальные документы (например, списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание) прилагаются по усмотрению заявителя.

По общему правилу обращение в Конституционный Суд РФ и прилагаемые документы представляются с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане их представляют в количестве трех экземпляров.

Обращение в Конституционный Суд РФ оплачивается государственной пошлиной. Конституционный Суд РФ с учетом материального положения гражданина может освободить его от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Государственной пошлиной не оплачиваются: запросы судов; запросы о толковании Конституции РФ; ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной; запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Государственная пошлина возвращается, если обращение не было принято к рассмотрению, а также в случае прекращения производства по делу.

Обращение в Конституционный Суд РФ и предварительное рассмотрение обращений

Обращение в Конституционный Суд РФ регламентировано главой 5 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределённость в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределённость в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). Обращение может быть направлено в Конституционный Суд РФ в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда РФ, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда РФ.

В обращении должны быть указаны:

  • Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;
    наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
  • необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
  • наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
  • нормы Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;
  • точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;
  • конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ;
  • позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;
  • требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду РФ;
  • перечень прилагаемых к обращению документов.

В соответствии со ст. 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» к направляемому в Конституционный Суд РФ обращению прилагаются:

  • текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию;
  • доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ, а также другие документы и материалы. Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с ч. 1 ст. 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд РФ с одной копией. В случае направления обращения в электронном виде прилагаемые к нему документы и иные материалы также представляются в электронном виде, при этом приложения копий обращения, документов и иных материалов не требуется.

Основания и порядок уплаты государственной пошлины при обращении в Конституционный Суд РФ, возврата или зачёта государственной пошлины и предоставления льгот по уплате государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах с учётом особенностей, предусмотренных ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Конституционный Суд РФ своим решением может освободить гражданина, с учётом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить её размер.

Запросы судов, запросы о толковании Конституции РФ, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного прядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной не оплачиваются. Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.

Предварительное рассмотрение обращений регламентировано главой 6 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»Обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации.

В случаях, если обращение:

  • явно не подведомственно Конституционному Суду РФ;
  • по форме не отвечает требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;
  • исходит от ненадлежащего органа или лица;
  • не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;
  • не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод предусмотренного ст. 97 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (допустимость жалобы) срока со дня завершения рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применен оспариваемый закон.

Секретариат Конституционного Суда РФ уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом РФ решения по этому вопросу. Заявитель после устранения недостатков вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд РФ.

В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду РФ, Секретариат Конституционного Суда РФ может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нём вопросы. Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленном Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Предварительное изучение обращения судьёй (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде РФ.

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда РФ по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда РФ. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в заседании не позднее трёх месяцев с момента регистрации обращения. О принятом Конституционным Судом РФ решении уведомляются стороны. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом РФ.

Читайте также  Подача иска в суд в электронном виде

Конституционный Суд РФ принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

  • разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ;
  • обращение в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» не является допустимым;
  • по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, когда обращение направлено в соответствии с ч. 1 ст. 85 (допустимость запроса) или ч. 2 ст. 101 (обращение в Конституционный Суд РФ) ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» в связи с принятием решения межгосударственным органом по защите прав и свобод человека;
  • акт, конституционность которого оспаривается, был отменён или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.

Обращение в Конституционный Суд РФ может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда РФ. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector