Уважительные причины неявки в военкомат

Уважительные причины неявки в военкомат

Уважительные причины неявки в военкомат

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Хакасия

Прокурор разъясняет

  • 25 февраля 2016, 00:00

Военный комиссариат вызывает гражданина в военкомат повесткой. При этом явка по повестке является прямой обязанностью гражданина.

За неявку гражданина по вызову военкомата в установленные время и место без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 500 руб. (статья 21.5 КоАП РФ). Кроме того, пункт 1 статьи 328 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее.

Вместе с тем, Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определен перечень уважительных причин неявки гражданина по повестке при условии ее документального подтверждения:

1) Заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности.

В этом случае нужно представить в соответствующий отдел военного комиссариата один из документов:

медицинскую справку о нахождении на стационарном лечении;

иной документ, подтверждающий данные обстоятельства.

2) Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц.

В военкомат надо предъявить документы, подтверждающие заболевание или смерть близкого родственника.

3) Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина (например, стихийное бедствие).

В такой ситуации необходимо представить документальное подтверждение, полученное, например, в органе местного самоуправления по месту жительства о причинах неявки.

4) Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

По окончании действия срока уважительной причины для неявки по повестке гражданин обязан незамедлительно без дополнительного вызова явиться в соответствующий отдел военного комиссариата.

Прокуратура
Республики Хакасия

Прокуратура Республики Хакасия

25 февраля 2016, 00:00

Является ли заболевание уважительной причиной для неявки по повестке в военный комиссариат? Должен ли призывник после излечения самостоятельно явиться в военкомат или может подождать повторного вызова?

Военный комиссариат вызывает гражданина в военкомат повесткой. При этом явка по повестке является прямой обязанностью гражданина.

За неявку гражданина по вызову военкомата в установленные время и место без уважительной причины предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 500 руб. (статья 21.5 КоАП РФ). Кроме того, пункт 1 статьи 328 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее.

Вместе с тем, Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определен перечень уважительных причин неявки гражданина по повестке при условии ее документального подтверждения:

1) Заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности.

В этом случае нужно представить в соответствующий отдел военного комиссариата один из документов:

медицинскую справку о нахождении на стационарном лечении;

иной документ, подтверждающий данные обстоятельства.

2) Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц.

В военкомат надо предъявить документы, подтверждающие заболевание или смерть близкого родственника.

3) Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина (например, стихийное бедствие).

В такой ситуации необходимо представить документальное подтверждение, полученное, например, в органе местного самоуправления по месту жительства о причинах неявки.

4) Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

По окончании действия срока уважительной причины для неявки по повестке гражданин обязан незамедлительно без дополнительного вызова явиться в соответствующий отдел военного комиссариата.

ВС разобрался, является ли повестка единственным документом о призыве в армию

Верховный Суд вынес Определение № 48-КАД20-6-К7, в котором разобрался, может ли лицо быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась, а материалы дела свидетельствуют о том, что данные о регистрации призывника по месту жительства у военкомата имелись.

Решением призывной комиссии от 26 июня 2009 г. Евгению Денисюку была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе до 1 июля 2013 г. в связи с очным обучением в вузе. В апреле 2015 г. ему вновь была предоставлена отсрочка до 29 августа 2017 г. в связи с обучением в аспирантуре по очной форме.

В августе 2016 г. отдел военного комиссариата по г. Златоусту и Кусинскому району Челябинской области получил письмо от вуза, в котором указывалось на отчисление Денисюка в связи с завершением обучения с 29 августа того же года. Отмечалось также, что он подлежит призыву на военную службу.

10 апреля 2019 г. Денисюк обратился в военкомат с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением 6 июня 2018 г. возраста 27 лет. По итогам заседания призывной комиссии было принято решение о признании Евгения Денисюка не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислении в запас.

Молодой человек обратился в Златоустовский городской суд Челябинской области с административным исковым заявлением о признании заключения призывной комиссии Златоустовского городского округа Челябинской области от 9 апреля 2019 г. незаконным и возложении на нее обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении истца в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву в связи с достижением возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 28 и абз. 6 п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности, а также о выдаче военного билета.

Истец пояснил, что от призыва не уклонялся, его место проживания и регистрации военкомату было известно, мероприятия по организации призыва в отношении него не осуществлялись, повесток о явке на заседание призывной комиссии он не получал. Поскольку, по мнению истца, он не прошел военную службу по призыву по независящим от него основаниям, решение призывной комиссии является незаконным и нарушает его права.

Суд установил, что сведения о направлении административным ответчиком повесток призывнику после апреля 2015 г. отсутствуют. Кроме того, участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН ОП «Новозлатоустовский» ОМВД по ЗГО Челябинской области сообщил, что с 2016 по 2018 г. запросов на установление местонахождения Денисюка из военкомата не поступало, начальник отдела МВД России по Златоустовскому городскому округу Челябинской области указал на отсутствие обращений военкомата по вопросу установления местонахождения данного призывника.

Златоустовский городской суд Челябинской области удовлетворил иск частично: признал заключение призывной комиссии незаконным и обязал ее принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Отменяя судебный акт первой инстанции в данной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, Челябинский областной суд исходил из того, что Денисюк, являясь призывником, действовал вопреки ст. 10 Закона о воинской обязанности и не уведомил военкомат в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства, временного пребывания, а также не сообщил об окончании обучения в аспирантуре и соответствующем отчислении.

Кроме того, апелляционная инстанция, сочтя указание в удостоверении подлежащего призыву на военную службу гражданина о явке в военный комиссариат вызовом в орган, осуществляющий воинский учет, пришла к выводу, что Евгений Денисюк был уведомлен о необходимости явки в военкомат после прекращения срока действия отсрочки, но не явился в установленный срок для осуществления подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом, что привело к тому, что он не прошел военную службу по призыву без законных оснований. У районного суда, по мнению апелляции, также не имелось оснований для принятия в качестве надлежащего доказательства предоставленного административным ответчиком письма вуза об отчислении призывника из учебного заведения в связи с отсутствием сведений о получении данной справки военным комиссариатом. Вторая инстанция заключила, что призывной комиссией принято законное и обоснованное решение о признании Денисюка не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции оставил апелляционное определение в силе.

Не согласившись с решением кассации, Евгений Денисюк обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой. Изучив материалы дела, ВС заметил, что установленные судом первой инстанции обстоятельства свидетельствуют о том, что призывник не прошел военную службу по независящим от него причинам.

В свою очередь, указал ВС, суд апелляционной инстанции сделал необоснованное заключение о надлежащем исполнении военкоматом возложенной на него законом обязанности по оповещению гражданина о необходимости явки для прохождения призывных мероприятий, вопреки положениям Закона о воинской обязанности и принятых в соответствии с ним подзаконных актов, посчитав наличие в удостоверении подлежащего призыву гражданина записи от 2015 г. о необходимости явки «с 1 по 5 сентября 2017 г.» правомерным и достаточным извещением призывника.

Кроме того, подчеркнула высшая инстанция, ошибочным является утверждение апелляционного суда о том, что первой инстанцией неправомерно принято во внимание письмо вуза об отчислении заявителя в связи с отсутствием сведений о получении данного письма военным комиссариатом, поскольку оно было представлено суду вместе с иными документами личного дела призывника самим административным ответчиком, не отрицающим факт ее получения адресатом.

«При таком положении оснований для отмены решения суда первой инстанции в указанной части и признания оспариваемого заключения призывной комиссии законным у судов апелляционной и кассационной инстанций не имелось», – заключил Верховный Суд.

Таким образом, ВС отменил судебные акты апелляции и кассации в части отказа в удовлетворении административного искового заявления о признании заключения призывной комиссии незаконным и возложении на нее обязанности принять решение в соответствии с законодательством РФ и оставил в силе решение первой инстанции. В остальной части апелляционное и кассационное определения были оставлены без изменения.

В комментарии «АГ» председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин посчитал, что позиция ВС в этом деле соответствует последним тенденциям судебной практики по данной категории дел: судебный орган не терпит формального подхода к вопросу ограничения прав человека, тем более когда санкция, налагаемая в такой ситуации на основании заключения призывной комиссии, препятствует замещению гражданином должностей государственной гражданской или муниципальной службы на протяжении 10 лет. Эксперт заметил, что военкоматы, организуя призывные мероприятия, зачастую не используют вверенные законом полномочия (не вручают надлежащим образом повестки, не направляют обращения в органы внутренних дел и т.д.), и именно на этот недостаток обратил внимание Верховный Суд.

«Апелляция по-своему оценила доказательства, представленные ответчиком, – в частности, указание на необходимость явки в военкомат в документе воинского учета. Однако она не учла, что обязанность явки на мероприятия, связанные с призывом, налагается в соответствии с законом специальным документом – повесткой, и вынесла апелляционное определение без учета разъяснений вышестоящих судебных органов (п. 54 Обзора практики ВС № 3 от 14 ноября 2018 г.), что и привело к нарушению норм материального права», – отметил Владимир Тригнин.

Адвокат добавил, что такие ситуации возникают на практике довольно часто: военкоматы пытаются переложить на граждан обязанность следить за наличием оснований для отсрочки, хотя в силу требований п. 18 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, контроль наличия оснований для отсрочки или освобождения от призыва возложен на военного комиссара. Судебные органы, в свою очередь, исправляют ошибки как призывных комиссий, так и нижестоящих судебных инстанций, подчеркнул эксперт.

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин отметил, что законодательство РФ, регулирующее порядок призыва на военную службу и примененное в данном деле, не может быть истолковано двояко. «Суд первой инстанции, а впоследствии и Верховный Суд применили его именно так, как было заложено законодателем», – подчеркнул он.

Константин Маркин предположил, что судья апелляционной инстанции иначе истолковал доказательства, имеющиеся в материалах дела, а также подлежащий применению закон. «Возможно, судья либо недостаточно знаком с законодательством РФ в этой сфере, либо имелись внешние факторы, повлиявшие на решение, – считает он. – Предположу, что суд кассационной инстанции (первой кассации) просто не стал утруждать себя разбором данного дела, ведь проще согласиться с уже имеющимися выводами апелляционной инстанции, чем формулировать новые».

По мнению адвоката, при принятии решений апелляционной и кассационной (первой кассацией) инстанциями на судей могло оказывать определенное давление распространенное представление о прохождении военной службы по призыву – якобы призывники сами должны являться в военкомат с требованием о призыве, в противном случае они уклоняются от военной службы.

В заключение Константин Маркин назвал случаи, подобные данному делу, единичными.

Призыв военкома

В нашем случае главный вопрос, который решал суд одного из районов Московской области, звучит на обывательском языке примерно так: призывник должен бегать за военным комиссариатом или комиссариат за призывником?

С одной стороны, вроде все предельно ясно: служить — обязанность молодых людей. Так что логично, не ждать специального приглашения в виде повестки, а самому идти в военкомат. Но именно такое рассуждение с точки зрения закона оказалось неверным.

На такой вопрос Верховный суд РФ ответил однозначно: у призывника нет обязанности по собственному почину, без повестки являться в комиссариат. Тем более если официально призыв еще не объявлен или же закончился, как это произошло в нашем случае.

Верховный суд РФ на конкретном примере детально объяснил, в каких случаях призывник вправе получить на руки военный билет вместо справки, что он уклонился от исполнения своего долга.

Все началось с того, что в суд пришел молодой человек с иском. Ответчиком в нем значилась призывная комиссия военного комиссариата. Молодой человек просил суд признать незаконным решение этой самой призывной комиссии о зачислении его в запас как не прошедшего военную службу по призыву.

Подобному иску предшествовала такая история. Молодой человек состоял на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства. Но он сначала был студентом, потом пошел учиться дальше. Было это в подмосковном Щелкове. В мае призывная комиссия его муниципального района предоставила будущему истцу очередную отсрочку от призыва на время обучения в аспирантуре до 1 октября того же года. Эта дата прошла, никакой повестки аспирант не получал и продолжал жить дальше на гражданке.

Но потом молодому человеку исполнилось 27 лет. Оказалось, что военкомат о нем не забыл. И призывная комиссия в декабре уже следующего года зачислила его в запас как гражданина, не прошедшего военную службу по призыву. Выглядело это так — вместо вызывающего уважение военного билета гражданину выдали на руки справку, которую даже близким показывать, в общем, стыдно. Гражданина такое решение — выдать не военный билет, а справку, не устроило, и он пошел в суд с административным иском. В суде он заявил, что и не думал уклоняться от службы в армии. А зачисление его в запас как не прошедшего военную службу считает неправомерным. Городской суд Щелково с этим согласился и признал решение призывной комиссии незаконным. Суд подчеркнул — после того, как 1 октября закончилась отсрочка, никто вчерашнего аспиранта на службу не призывал. Военные такое решение обжаловали.

Областной суд его отменил и принял новое. Апелляция молодому человеку в иске отказала. По мнению областного суда, гражданин вполне мог послужить, так что призывная комиссия поступила с уклонистом правильно. Тот факт, что после окончания отсрочки и до 27 лет его не призвали, по мнению апелляции, роли не играет. Кстати, апелляция еще и признала ошибкой отсрочку аспиранту до 1 октября. В передаче кассационной жалобы Мособлсуд отказал.

Верховный суд, пересматривая жалобу, напомнил: у призывника нет обязанности самостоятельно, без повестки являться в военный комиссариат. Члены призывной комиссии должны были всесторонне изучить имеющиеся у них документы и коллегиально вынести свое заключение насчет гражданина, но не сделали этого.

В материалах дела, по мнению Верховного суда, нет доказательств направления аспиранту повестки. Поэтому суд Щелково рассудил спор правильно и принял законное решение. А вот вывод апелляции о незаконности предоставления ему отсрочки вообще нельзя признать правильным. Ведь таких требований никто не заявлял. Так что Верховный суд отменил решение апелляции и оставил в силе решение суда первой инстанции

Главная мысль, которую после проверки спора высказал Верховный суд, звучит так: инициатива должна исходить от военного комиссариата. Гражданин, который не получал повестки и именно поэтому не приходил в комиссариат, не несет ответственности в связи с неявкой.

Поэтому Верховным судом решение облсуда отменено и оставлено в силе решение суда первой инстанции.

Тема: Освобождение работника от работы в связи с привлечением к выполнению государственных и общественных обязанностей

Ситуация:

Работника по телефону вызвали в полицию на допрос в качестве свидетеля. В отсутствие документа о вызове работодатель отказался освободить работника от работы. По возвращении работника из полиции работодателю была предъявлена повестка, оформленная надлежащим образом. Однако за самовольный уход с работы в день допроса к работнику было применено дисциплинарное взыскание.

Анализируем ситуацию

Анализ ситуации

Свидетель вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин (ст. 188 УПК РФ). Согласно п. 6 ст. 56 УПК РФ свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд.
В соответствии со ст. 165 ТК РФ работникам в случае исполнения государственных или общественных обязанностей предоставляются гарантии и компенсации. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ст. 170 ТК РФ).
Свидетель вызывается на допрос повесткой, однако на момент вызова таковой у работника не было. Тем не менее после допроса работник предъявил работодателю документ, подтверждающий его привлечение к расследованию в качестве свидетеля.
В отсутствие повестки явка на допрос относилась к усмотрению работника. Он мог отказаться, потребовав оформить вызов повесткой. Приняв решение явиться на допрос без повестки, работник имел право отсутствовать на рабочем месте, поскольку трудовое законодательство предусматривает освобождение от работы на время исполнения работником государственных обязанностей.
Работнику не требуется получение предварительного согласия работодателя на отсутствие на работе в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей. Работодатель не вправе каким-либо образом препятствовать участию работника в исполнении государственных или общественных обязанностей.
У работника нет обязательств по предъявлению работодателю документа, подтверждающего факт выполнения им государственной обязанности (ни до, ни после допроса), и тем более обязательств по предоставлению повестки работодателю. Повестка оформляется на имя работника, и наименование работодателя, в отличие от листка нетрудоспособности, в ней не указывается. Тем не менее в интересах работника такой документ работодателю предъявить.

По предъявлении работником повестки работодатель должен освободить работника от работы, предоставив ему возможность для получения необходимых гарантий и компенсаций. При этом повестка остается на руках у работника, поскольку основанием для освобождения от работы является не повестка как таковая, а факт привлечения работника к исполнению государственных обязанностей.
Кроме того, работодатель не должен оплачивать время, в течение которого вызванный на допрос работник отсутствовал на рабочем месте. Обязанность по такой оплате возложена на соответствующий государственный орган (см. Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации»). В связи с этим подлинник повестки – один из документов, позволяющих работнику реализовать свое право на получение государственных гарантий за пределами отношений работник-работодатель.
Право работодателя знать о причинах отсутствия работника на рабочем месте не подкреплено обязанностью последнего предъявлять ему повестку. Поэтому работник информирует работодателя о вызове на допрос не во исполнение своих трудовых обязанностей, а во избежание возможности наступления негативных последствий – привлечения к ответственности за нарушение трудовой дисциплины и связанных с этим затрат, в том числе по обжалованию взыскания.

Читайте также  Как получить удостоверение личности гражданина рф

В рассматриваемом случае работник фактически привлечен к ответственности за непредъявление работодателю повестки, что неправомерно, во-первых, потому, что у работника ее не было, во-вторых, потому, что такая обязанность на работника законом не возложена.
Вместе с тем работодатель вправе в предварительном порядке, а не постфактум получать информацию о предстоящем отсутствии работника. Поэтому в рамках исполнения функции по учету рабочего времени он может локальным актом возложить на работника дополнительную нагрузку, конкретизирующую его обязанность в части соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины, оговорив особенности отсутствия на рабочем месте в связи с исполнением государственной обязанности.
Только при наличии такого локального акта работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, но не за отсутствие на рабочем месте (прогул) в связи с исполнением государственной обязанности, а за нарушение, к примеру, порядка извещения работодателя о необходимости своего отсутствия в связи с допросом. В любом случае препятствовать работнику в исполнении государственной обязанности в части дачи свидетельских показаний работодатель не вправе.

Таким образом, отказ работодателя на основании только устного заявления работника освободить последнего от работы, чтобы тот получил возможность дать показания в качестве свидетеля, является нарушением трудового законодательства.
Работодатель не имел права применять к работнику дисциплинарное взыскание, поскольку работник не совершал дисциплинарного проступка, следовательно, работодатель в описанной ситуации обязан издать приказ об отмене дисциплинарного взыскания работнику.
Если приказ о применении дисциплинарного взыскания не будет отменен в добровольном порядке, работник имеет право требовать от работодателя отмены дисциплинарного взыскания в связи с неправомерностью его применения. Если работодатель все же отказывается отменить незаконное дисциплинарное взыскание, работник имеет право обратиться в суд или направить жалобу в государственную инспекцию труда того субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован работодатель.

В случае нарушения трудового законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
Согласно ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
1) на должностное лицо в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
2) на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
3) на юридическое лицо – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В судебном порядке с работодателя может быть взыскана компенсация в счет возмещения морального вреда (ст. 237 ТК РФ).

Правильный порядок действий в данной ситуации:

1. Работнику, получившему вызов на допрос, следует проинформировать об этом работодателя. Работник может предоставить работодателю копию повестки (если таковая имеется), приложив ее к своему письменному заявлению. Подлинник повестки в любом случае остается на руках у работника, поскольку следователь или лицо, проводящее дознание, должны будут сделать на ней отметку о фактической явке работника на допрос.

В случае отсутствия повестки на момент вызова работник вправе направить работодателю ее копию постфактум, т.е. при возвращении на рабочее место после допроса.

2. Работодатель должен внести сведения в табель учета рабочего времени работника, целесообразно издать приказ о его освобождении от работы.

Выборгский район

Что будет за неявку в военкомат?

Военный комиссариат Выборгского района осуществляет призыв на военную службу граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, проживающих на территории района, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете в военном комиссариате Выборгского района.

Повестка с указанием даты и времени прибытия на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии вручается сотрудниками военного комиссариата по месту жительства или месту работы (учебы) призывника.

В случае невозможности вручения повестки призывнику, на основании письменного обращения военного комиссара в УМВД России по Выборгскому району, розыском данного призывника занимаются сотрудники полиции.

Гражданин считается уклоняющимся от военной службы в случае неявки без уважительных причин по повестке военного комиссариата Выборгского района Санкт‑Петербурга в связи с призывом на военную службу.

Ответственность призывника

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета

Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей

Статья 21.6. Уклонение от медицинского обследования

Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета

Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ

Статья 328. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Военный комиссариат Выборгского района

Адрес: Лесной пр., д. 39 корп. 4, 1-й этаж, каб. № 5.

Уважительные причины неявки в военкомат

  • Воинский учет
  • Призыв
  • Оповещение граждан
  • Отсрочки
  • Полезные советы

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны являться в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата (обособленного подразделения) по месту жительства или иного органа, осуществляющего воинский учет.

Оповещение граждан об их явке на призыв проводится в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов. Сроки явки граждан на мероприятия по призыву указываются в повестках.

Вручение повесток гражданам под расписку не позднее чем за 2 дня до назначенного срока явки на мероприятия по призыву (в военный комиссариат, на призывной (сборный) пункт) возлагается на организации, местные исполнительные и распорядительные органы, в которых ведется персонально-первичный учет призывников, учреждения образования, а также они вручаются по месту работы граждан.

Вручение гражданам повесток работниками военных комиссариатов (обособленных подразделений военных комиссариатов) осуществляется независимо от срока явки на мероприятия по призыву (в военный комиссариат (обособленное подразделение военного комиссариата)).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, обязаны:

явиться по повесткам или направлениям военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, в военный комиссариат (обособленное подразделение), на медицинское освидетельствование, медицинское обследование, заседание призывной комиссии (к военному комиссару), для отправки в воинские части для прохождения военной службы, службы в резерве (получения предписания для убытия к месту военной службы), получения направления в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства, а также находиться в военном комиссариате (обособленном подразделении), на призывном (сборном) пункте до отправки их к месту военной службы, службы в резерве, получения направления в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства;

получить повестки или направления военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, под расписку.

Оповещение граждан, подлежащих призыву на военную службу, службу в резерве, не получивших повесток или направлений военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, о необходимости их явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве, осуществляется заказным письмом по их месту жительства с уведомлением о его вручении и считается надлежащим.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, не явившиеся на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве по повесткам или направлениям военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, обязаны в течение пяти рабочих дней со дня окончания обстоятельств, препятствовавших их явке на указанные мероприятия, прибыть в военный комиссариат (обособленное подразделение), в котором состоят на воинском учете, и представить документы, подтверждающие причины неявки.

Граждане, не явившиеся без уважительных причин в место и срок, указанные в повестках или направлениях военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, нарушившие обязанности по воинскому учету, уклоняющиеся от мероприятий по призыву на воинскую службу, либо от явки на сборы или занятия и учебные сборы, либо от воинского учета или отказавшиеся от получения повесток или направлений военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке или направлению военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, являются:

увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание гражданина, связанные с утратой им трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром, руководителем обособленного подразделения)) или судом.

Причины неявки должны быть подтверждены документами соответствующих органов.

Вам надлежит к _______ часам ______________________ прибыть в ___________________________________________,
(дата) (наименование военного комиссариата (обособленного подразделения военного комиссариата)
кабинет № ________ по адресу: ____________________________________________________________________________
для ____________________________________________________________________________________________________
При себе необходимо иметь удостоверение призывника, документ, удостоверяющий личность, настоящую повестку, а также ___________________________________________
Вы обязаны выполнить требования, указанные на обороте повестки. При невозможности явки в указанный срок прошу сообщить об этом по телефону _____________________

_____________________________________________________________________________
(Наименование должности военного комиссара
(руководителя обособленного подразделения военного комиссариата)
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
(воинское звание, подпись, инициалы, фамилия)

Повестку на ________________________________ о явке в ______________________________________________
(фамилия, инициалы) (наименование военного комиссариата
____________________________________ для призыва к ______ часам ____________________
(обособленного подразделения) (дата)
получил в _____ часов ______________________ ______________________________
(дата) (подпись, инициалы, фамилия)

1. Прибыть точно в срок, указанный в повестке, для прохождения мероприятий по призыву на срочную военную службу, службу в резерве.

2. Иметь при себе указанные в повестке документы.

3. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке являются:

увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание, связанное с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от его воли;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром) или судом.

Причины неявки должны быть подтверждены документами, выданными соответствующими органами.

4. В случае неявки без уважительных причин Вы будете привлечены к уголовной ответственности согласно статье 435 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Место для отметки о времени пребывания в военном комиссариате

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector