Условное осуждение иностранному гражданину

Условное осуждение иностранному гражданину

Условное осуждение иностранному гражданину

Особенности условно-досрочного освобождения иностранных граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы Российской Федерации

В практике судов имеются решения, согласно которым отказ в удовлетворении ходатайства осужденного в условно-досрочном освобождении мотивируется отсутствием надлежащих документов о возможности осуществления контроля за поведением осужденного на территории другого государства.

Данные решения судов не основаны на законе.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.175 УИК РФ, в ходатайстве об условно-досрочном освобождении должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного.

Никаких особых положений, связанных с гражданством лица, вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания которого рассматривается судом, закон не содержит.
Это утверждение подтверждено Определением Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 N 1715-О-О».

Однако подготовка документов для рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении иностранца имеет некоторые особенности.

Администрация учреждения, исполняющего наказание оформляет в отношении иностранного гражданина, осужденного за совершение умышленного преступления, за 6 месяцев до его освобождения, в том числе возможного условно-досрочного, либо в течение 3 дней после возбуждения ходатайства о досрочном освобождении по иным основаниям, предусмотренным законом, опросный лист, заключение о необходимости принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) на территории России и направляет эти документы в установленном порядке в Федеральную службу исполнения наказаний (далее — ФСИН России) через ее территориальные органы вместе с копиями вводной и резолютивной частей приговора, других судебных решений, а также иных документов, на которые делаются ссылки в заключении.

Администрация знакомит под роспись осужденного иностранного гражданина с распоряжением Минюста России о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации и приобщает копию указанного распоряжения к личному делу осужденного.

Для выхода осужденного иностранца и отбытия на родину из мест лишения свободы по решению суда о условно-досрочном освобождении необходимо свидетельство на возвращение.

При получении информации о направлении осужденным иностранным гражданином или лицом без гражданства в суд ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, в течение одного дня информирует об этом соответствующий территориальный орган ФМС России.

Руководитель территориального органа ФМС России в течение десяти дней с момента получения информации о прибытии в учреждение, исполняющее наказание, иностранного гражданина или лица без гражданства, осужденного за совершение умышленного преступления и не имеющего документов, удостоверяющих личность, либо срок действия которых на момент освобождения истечет, а в случае получения информации о направлении осужденным иностранным гражданином или лицом без гражданства в суд ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания — в течение суток направляет ответственного сотрудника территориального органа ФМС России в учреждение, исполняющее наказание, для ознакомления с личным делом осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства в рамках компетенции ФМС России, а в случае отсутствия в его личном деле документов, подтверждающих гражданство, — проведения с ним беседы.

После получения из учреждения, исполняющего наказание, информации, необходимой для подтверждения гражданской принадлежности и организации оформления документов на осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства, включая свидетельство на возвращение, территориальный орган ФМС России направляет запрос с приложением документов в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности (предполагаемой гражданской принадлежности) иностранного гражданина или постоянного (преимущественного) проживания лица без гражданства с целью оформления документов на указанную категорию лиц, включая свидетельство на возвращение.

Администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за десять дней до момента освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Министерством юстиции Российской Федерации решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, уведомляет о сроке освобождения указанного лица соответствующий территориальный орган ФМС России.

При освобождении иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого вынесено Министерством юстиции Российской Федерации решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, администрация учреждения, исполняющего наказание, выдает ему документ, удостоверяющий личность (при наличии в личном деле осужденного), или свидетельство на возвращение в страну гражданской принадлежности и уведомляет его о необходимости покинуть территорию Российской Федерации в установленный законом Российской Федерации срок.

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: econ2@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Аккредитация

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Подписаться на новости Хабаровского края

Мы производим ежедневную рассылку новостей по электронной почте. Укажите ваш электронный адрес в поле ниже и нажмите «подписаться»

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено 19 часов назад

Возможно ли назначить иностранному гражданину, не имеющему разрешения на временное проживание и работу в Российской Федерации, наказание в виде обязательных либо исправительных работ?

По смыслу ч. 1 ст. 56 Уголовного кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, препятствующих назначению наказания в виде лишения свободы, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а так же лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации, по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, в санкциях которых предусмотрено только лишение свободы и ограничение свободы, следует назначать более мягкое наказание, чем предусмотрено соответствующей статьей.

Поскольку наказание в виде обязательных либо исправительных работ предполагает привлечение иностранного гражданина к труду на территории РФ, поэтому возможность назначения такого наказания имеется только в случае наличия у него основного места работы и постоянного места жительства.

Таким образом, в случае отсутствия у иностранного гражданина разрешения на временное проживание и работу в Российской Федерации, судом не может быть назначено ему наказание в виде обязательных либо исправительных работ. В таком случае имеется альтернативный вид наказания в виде штрафа.

Электронные услуги Хабаровского Края

Подача заявления на зачисление ребенка в ДОУ, запись на прием к врачу

Электронная площадка для сельхоз. производителей Хабаровского края

Электронная газета «Российские лесные вести»

Новости, власть, зеленая зона, фотографии

Экономика без вируса

Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры

Сохранение и популяризация архитектурного и археологического наследия Хабаровского края

Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края

Привлечение иностранных граждан к уголовной и административной ответственности

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждан и лица без гражданства несут в Российской Федерации обязанности наравне с российскими гражданами. Данный принцип нашел отражение в нормах охранительного законодательства. Это означает, что иностранцы привлекаются к административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой ответственности на основании тех же норм, что и граждане России. Равная ответственность объясняется также тем, что ее меры предполагают ограничение ряда личных и имущественных прав, наличие которых не связано с наличием или отсутствием гражданства. Так, Конституционный Суд РФ (по вопросу лишения свободы иностранцев) подчеркнул, что согласно буквальному смыслу ст. ст. 22 и 46 Конституции и смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации (п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П

Исключения из принципа равной ответственности согласно Конституции РФ могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами. Самые известные из них касаются юридической ответственности лиц, обладающих дипломатическими или консульскими иммунитетами. В этом случае действуют нормы Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961), а также Конвенции о консульских сношениях (Вена, 24.04.1963). Так, дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Исключения касаются лишь случаев гражданско-правовой ответственности в отношении деятельности, не относящейся к исполнению дипломатических функций:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Данное правило распространяется на членов семьи дипломатического агента, если у них отсутствует гражданство государства пребывания.

Административно-технический персонал дипломатического представительства, проживающие с ними члены их семей (если они являются иностранцами), пользуются лишь иммунитетом от уголовной юрисдикции. Гражданская и административная юрисдикция государства пребывания распространяется на их действия, совершенные не при исполнении своих должностных обязанностей. Иммунитет от привлечения к юридической ответственности тесно связан с иммунитетом от административного принуждения. Дипломатический агент, сотрудники представительства не могут подвергаться аресту или задержанию «в какой бы то ни было форме». Для консульских должностных лиц и консульских служащих предусмотрен менее льготный правовой режим. Они не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания лишь в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функции. Также и в отношении ограничения свободы консульские должностные лица могут быть подвергнуты аресту на основании судебного акта и только в случае совершения тяжких преступлений. Консульские должностные лица не подлежат любым формам ограничения свободы, «иначе как во исполнение судебных постановлений, вступающих в законную силу». Однако это лишь общее правило, предусмотренное Венской конвенцией. Государства вправе заключать двухсторонние соглашения, расширяя объем иммунитетов от юрисдикции консульских должностных лиц. Поэтому они часто пользуются теми же привилегиями, что и дипломатические агенты.

Нужно учитывать, что равная ответственность иностранных и российских граждан прежде всего означает одинаковые правила привлечения к ответственности. Ее реализация также оформляется идентичными для всех субъектов правонарушения процессуальными документами. В таком контексте следует воспринимать правовую позицию Конституционного Суда РФ, по которой «на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права». При этом ее нормативные основания могут отличаться. Данное утверждение обусловлено тем, что иностранцы обладают собственным правовым статусом. Это значит, что помимо общих с россиянами юридических обязанностей у них имеются и особые обязанности, которые могут быть связаны, к примеру, с необходимостью встать на миграционный учет, получить разрешение на право осуществления трудовой деятельности, покинуть российскую территорию. Кроме этого, для лиц, не обладающих российским гражданством, предусматривается особая мера ответственности — административное выдворение за пределы Российской Федерации. Конституция запрещает высылать лишь собственных граждан, на остальных субъектов данная норма не распространяется.

Проблема юридической ответственности иностранных граждан затрагивает вопросы, связанные с совершением правонарушения за пределами Российской Федерации. По общему правилу иностранцы привлекаются к ответственности за правонарушения, совершенные на российской территории. Этот принцип, безусловно, касается административной, материальной ответственности. Некоторые особенности устанавливаются УК РФ. Постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых российским уголовным законом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с этим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по российским нормам в случаях, если преступление направлено против российских интересов либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в ней лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно на российской территории, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации (ст. 12 УК РФ).

В остальных случаях иностранцы, совершившие преступления за пределами российской территории, могут выдаваться соответствующему иностранному государству. Основания и порядок выдачи предусматриваются международными договорами (ч. 2 ст. 13 УК РФ).

Статья 73 УК РФ. Условное осуждение

1. Если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. Условное осуждение не назначается:

а) осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста;

а.1) осужденным за преступления, предусмотренные, частями первой и второй статьи 205.1, статьей 205.2, частью второй статьи 205.4, частями первой — третьей статьи 206, статьей 360 настоящего Кодекса;

б) при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления в течение испытательного срока при условном осуждении, назначенном за совершение умышленного преступления, либо в течение неотбытой части наказания, назначенного за совершение умышленного преступления, при условно-досрочном освобождении;

в) при опасном или особо опасном рецидиве.

2. При назначении условного осуждения суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства.

3. При назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а в случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года — не менее шести месяцев и не более пяти лет. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.

3.1. В случае назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части условно испытательный срок устанавливается в пределах оставшегося срока военной службы на день провозглашения приговора.

4. При условном осуждении также могут быть назначены дополнительные виды наказаний.

5. Суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательной организации. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.

6. Контроль за поведением условно осужденного осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений.

7. В течение испытательного срока суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности.

Примечание. Для целей настоящей статьи, а также статей 79, 80, 82 и 97 настоящего Кодекса к преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, относятся преступления, предусмотренные статьями 131 — 135, 240, 241, 242.1 и 242.2 настоящего Кодекса, совершенные в отношении несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

Комментарии к ст. 73 УК РФ

1. Название рассматриваемого института неточно отражает его юридическую природу. В этом случае осуждение является не условным, а реальным: подсудимому выносится обвинительный приговор, назначается конкретный вид наказания и определяется его размер. Условным же объявляется лишь исполнение назначенного наказания. Следовательно, по своей юридической природе данный институт представляет собой специфическую форму условного освобождения от реального отбывания назначенного наказания.

2. Действующее законодательство позволяет применять условное осуждение при назначении наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы на срок до 8 лет (ч. 1 ст. 73 УК).

3. Основанием применения условного осуждения служит установленная судом возможность исправления осужденного без реального отбывания назначенного наказания.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 11.01.2007 N 2 подчеркнул, что «назначение условного осуждения должно отвечать целям исправления условно осужденного» (п. 42). Вывод о наличии возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания должен опираться на учет характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание (ч. 2 ст. 73 УК).

4. Обязанность учитывать характер и степень общественной опасности преступления требует от суда особой осторожности при решении вопроса о применении условного осуждения за тяжкие и особо тяжкие преступления, даже если за их совершение назначено наказание в виде лишения свободы на срок менее 8 лет.

Так, отменяя приговор Московского областного суда по делу Б., осужденного к пяти годам лишения свободы условно за участие в групповом изнасиловании несовершеннолетней, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ отметила, что в приговоре не указано, какие именно обстоятельства имел в виду суд, в чем выразились конкретная обстановка, особенности личности и поведение потерпевшей и почему они должны смягчать наказание виновному. «Таким образом, суд не привел в приговоре убедительных доводов о необходимости применения условного осуждения, что могло повлиять на определение меры наказания» .

БВС РФ. 1994. N 9. С. 3.

Условное осуждение возможно по отношению лишь к второстепенным участникам тяжких преступлений, когда данные, характеризующие их личность, и обстоятельства совершения преступления позволяют считать нецелесообразным реальное отбывание назначенного наказания.

5. Хотя закон не ограничивает применение условного осуждения по кругу лиц, судам нужно проявлять особое внимание относительно условного осуждения лиц, которые совершили преступление небольшой или средней тяжести, но при рецидиве преступлений.

Особую осторожность суд должен проявлять и в случаях совершения лицом двух преступлений и более. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что в таких случаях условным должно признаваться наказание не за каждое преступление, а только окончательное наказание, назначенное по совокупности преступлений (абз. 4 п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 N 2).

6. Согласно ч. 6.2 ст. 88 УК в случае, если несовершеннолетний, осужденный условно, в течение испытательного срока совершит новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств его совершения и личности виновного может повторно вынести решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК. Но и в этих случаях условное осуждение должно применяться с большой осторожностью и только при наличии таких фактических данных, которые убедительно указывают на случайный характер повторного преступления и на возможность исправления виновного без реального отбывания назначенного наказания.

7. Специфика данного вида освобождения от отбывания наказания состоит в том, что суд, применяя условное осуждение, указывает в приговоре не один, а два срока: 1) срок назначенного наказания; 2) испытательный срок.

Испытательный срок означает контрольный период времени, в течение которого осужденный своим поведением должен доказать, что исправился. Его продолжительность зависит от вида и срока назначенного наказания. При назначении лишения свободы на срок до 1 года или более мягкого вида наказания испытательный срок назначается в пределах от 6 месяцев до 3 лет. Если же срок лишения свободы превышает 1 год, то продолжительность испытательного срока определяется в пределах от 6 месяцев до 5 лет (ч. 3 ст. 73 УК).

Читайте также  Временная регистрация иностранного гражданина по месту пребывания

«При применении условного осуждения после провозглашения приговора председательствующий разъясняет осужденному значение испытательного срока и предупреждает о последствиях совершения им в течение исполнительного срока нового преступления или систематических нарушений общественного порядка (для военнослужащих — также воинского правопорядка), а также нарушения возложенных на него обязанностей, если таковые возлагались» (п. 45 указанного Постановления).

Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В указанный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.

8. «Учитывая, что в соответствии с частью четвертой статьи 73 УК РФ при условном осуждении могут быть назначены дополнительные наказания, условным может быть признано лишь основное наказание. Дополнительные наказания приводятся в исполнение реально, о чем следует указывать в резолютивной части приговора» (абз. 5 п. 42 указанного Постановления).

9. Принципиально новым элементом института условного осуждения является право суда возложить на условно осужденного две группы обязанностей, способствующих достижению цели его исправления (ч. 5 ст. 73 УК).

Обязанности первой группы прямо перечислены в законе: 1) не менять постоянного места жительства, работы или учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного; 2) не посещать определенных мест; 3) пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; 4) трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательном учреждении. Эти обязанности могут быть возложены на осужденного в полном объеме или частично, причем без особой аргументации.

Суд вправе возложить на осужденного исполнение и других обязанностей, исполнение которых, по мнению суда, будет способствовать исправлению условно осужденного (обязать осужденного сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении характера работы или занимаемой должности; в установленный судом срок загладить вред, причиненный преступлением; с предписанной периодичностью являться в уголовно-исполнительную инспекцию для отчета о своем поведении и т.д.). Возложение обязанностей второй группы суд должен аргументировать в приговоре тем, что их исполнение будет способствовать исправлению условно осужденного.

10. В течение испытательного срока за поведением условно осужденного осуществляется контроль со стороны уголовно-исполнительной инспекции, а в отношении условно осужденных военнослужащих — со стороны командования воинских частей и учреждений, в которых осужденный проходит военную службу (ч. 1 ст. 187 УИК РФ). Поведение условно осужденных несовершеннолетних контролируется также инспекцией по делам несовершеннолетних.

11. В зависимости от поведения условно осужденного во время испытательного срока и его отношения к исполнению возложенных на него обязанностей суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, вправе полностью или частично отменить возложенные на осужденного обязанности либо, наоборот, дополнить их новыми, которые могут повысить эффективность его исправления (ч. 7 ст. 73 УК).

Можно эмигрировать, если в России у меня была судимость?

Я хочу эмигрировать, но у меня судимость. Суд приговорил меня к трем годам и шести месяцам лишения свободы по статье 228 УК РФ «Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков». Два года я отсидел в СИЗО в Москве. Оставшиеся полтора заменили на исправительные работы. Их я тоже уже отбыл.

Не буду углубляться в то, насколько несовершенны наши правоохранительная и судебная системы. Скажу только, что в деле не было ни одной улики против меня.

После освобождения я несколько лет исследовал тему эмиграции и выяснил, что самый реальный способ переехать — это учеба. Как я понял, проще всего поехать учиться в страны Европы. Например, Франция и Италия не требуют справку об отсутствии судимости для оформления долгосрочной студенческой визы. Но если я попробую там закрепиться и подать документы на рабочую визу или вид на жительство, меня наверняка попросят доказать, что я не был судим. Проблема в том, что в России в документах указывают даже давно погашенные судимости.

Возможно, я смогу найти работу в Европе и буду достойным и уважаемым членом общества в условной Франции. Но меня пугает, что все это не будет играть никакой роли на фоне справки о моей прошлой судимости.

Подскажите, как мне быть. Какие страны будут готовы принять меня и что для этого нужно сделать?

Если судимость за нетяжкое преступление погашена или снята, в теории она не должна стать препятствием для эмиграции. На практике бывает по-разному . Расскажу обо всем подробно.

Чтобы получить разрешение на длительное пребывание в другой стране, действительно могут потребоваться документы о бывших судимостях. В англоязычной терминологии это называется criminal record. Некоторые страны, например Канада и США, относятся к мигрантам с уголовным прошлым строго и их обращения могут просто не рассматривать. Другие государства, особенно в Европе, настроены более либерально. Об этом — дальше.

Сначала разберемся, что считается судимостью, какие ограничения она накладывает, когда ее могут снять и что вообще пишут в справке о судимости — там все не так очевидно.

Что такое судимость и можно ли с ней выехать из страны

Судимость у человека появляется, если его признают виновным в совершении преступления. После отбытия наказания судимость автоматически не снимают. Даже на свободе человек продолжает ощущать на себе правовые последствия проступка, который он совершил. Например, ему могут запретить занимать должности на государственной службе, работать адвокатом или с детьми. Еще человеку с судимостью могут отказать в оформлении охотничьего билета и не дадут лицензию на огнестрельное оружие.

п. 3 ст. 86 УК РФ — о погашении судимости

Когда человек выходит на свободу, непогашенная судимость не помешает его выезду за границу. Закон не позволяет выезжать за рубеж только осужденным до отбытия ими наказания, подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу.

Но из-за судимости суд может наложить другие ограничения. Например, ввести административный надзор за человеком, который освободился из тюрьмы. Это мера дополнительного контроля, которая позволяет государству понять, исправился осужденный во время заключения или продолжает быть угрозой для общества. Такого человека могут обязать еженедельно или ежемесячно отмечаться в ближайшем отделении полиции или не покидать место постоянного проживания. Обычно административный надзор устанавливают за людьми, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления.

Кроме того, суд может обязать человека возместить ущерб, который он нанес другим людям. Пока осужденный не компенсирует его полностью, он не сможет выезжать за границу.

Что пишут в справке о судимости

В справке о судимости указывают, когда в отношении человека возбуждали уголовное дело и привлекали ли его к уголовной ответственности. Полностью документ называется «Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».

Даже если судимость уже давно снята или погашена, в справке все равно укажут пункт, часть и статью УК, по которой человеку вынесли приговор. То есть любой получатель справки увидит, за что именно человек был осужден или какие уголовные дела возбуждались в отношении него.

Убрать сведения из базы МВД и справки можно, только если человек будет официально реабилитирован. Для этого придется обжаловать обвинительное заключение и добиться оправдательного приговора. Успех в таком деле маловероятен.

Получить справку можно на портале госуслуг, в ближайшем МФЦ или территориальном органе МВД в регионе проживания. Это стандартная государственная услуга. Справку выдают бесплатно, а на ее подготовку чиновникам дают 30 дней. За границей такой документ можно запросить в российском консульстве.

Как относятся к судимости в России и за границей

В России. Если у иностранца есть неснятая или непогашенная судимость за совершение умышленного преступления, въезд в Россию ему запрещен. Такая законодательная норма есть практически везде: ни одна страна в мире не заинтересована впускать иностранцев с криминальным прошлым. Если на любом этапе оформления документов на визу или вид на жительство выяснится наличие у заявителя судимости, это может стать причиной для отказа во въезде или депортации.

В российском законодательстве есть важная оговорка: действия, за которые человека осудили, должны признаваться преступлением по российским законам. Похожая норма есть и за границей, но там могут быть свои взгляды на то, что считать преступлением. Например, в России за пьяное вождение наложат штраф и лишат прав. В Канаде за это можно сесть.

В Европе нет единого отношения к иностранцам с судимостью. Например, Финляндия, Нидерланды, Италия, Швеция и Норвегия не запрашивают справку о судимости, когда оформляют длительные визы или вид на жительство. Но они проверяют человека по базам, например Интерпола. Франция, Германия и Люксембург просят справку и внимательно изучают прошлое заявителя.

Какие страны ЕС запрашивают справку о судимости — на английскомPDF, 274 КБ

В Европе с пониманием относятся к небольшим преступлениям в досье иностранца, тем более когда судимость давно погашена. Но если в справке написано, что человека осудили по делу, связанному с наркотиками, по которому срок лишения свободы два года и больше, либо за насильственные действия, например вооруженное ограбление, то к нему будут относиться с повышенным вниманием. Например, в Германии власти оставляют за собой право немедленно депортировать человека с такой судимостью со своей территории.

В Канаде иностранец с любым уголовным прошлым признается criminally inadmissible — «уголовно неприемлемым». В США примерно такая же ситуация. Это значит, что человеку с судимостью не разрешат въехать и проживать на территории этих стран на общих основаниях.

Как преодолеть отказ в визе из-за судимости — на сайте правительства Канады, на английском

В то же время есть официальная процедура, которая позволяет обойти эти строгие ограничения. В Канаде процесс называется реабилитацией. Нужно убедить чиновников, что с момента совершения преступления прошло уже много времени и человек исправился, вновь стал ответственным и законопослушным гражданином. Заявление стоит подкрепить справками с работы, выписками с банковских счетов, характеристиками и отчетами о волонтерской или благотворительной деятельности. При принятии решения канадские власти в первую очередь будут смотреть на вид совершенного преступления, срок, прошедший после отбытия наказания, и факты повторных нарушений закона.

В США похожая система называется «вейвер» — от английского waiver, что можно перевести как «снятие запрета». Если у человека есть какая-то редкая или полезная для государства квалификация, это может стать одним из доказательств исправления и добросовестности ранее судимого человека.

Куда идти за помощью

Шанс закрепиться за рубежом даже с уголовным прошлым есть всегда, но насколько он велик, зависит от страны и ситуации конкретного заявителя. Я советую обратиться к местным юристам, которые специализируются на уголовном и миграционном законодательстве конкретной страны.

Поиск таких юристов можно начать с сайта консульства России в нужной стране. Обычно там публикуют контакты местных адвокатов, готовых работать с российскими гражданами.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Спасибо, что всё-таки написали статью! Увы, ничего нового я не узнал, с теорией всё понятно — хотелось бы услышать о реальных успешных случаях из чьей-нибудь практики. Но всё равно спасибо, что не оставили без внимания! И про США не было важного уточнения — если судимость была связана с наркотиками, шансов на waiver нет.
P.S. Всем будущим комментаторам, которые будут желать «торчкам вроде меня» никогда никуда не уехать и ничего не добиться — искренне желаю вам столкнуться с правоохранительной и судебной системами нашей замечательной страны. Во введении к статье эта часть была опущена, но в оригинальном письме я подробно описал, чем сейчас занимаюсь и чего добился со времени освобождения. Уж поверьте, побольше вашего, недоброжелатели. И в качестве туриста в Европу езжу не менее 3 раз в год. А вы продолжайте желать «уголовникам вроде меня» всяческих неудач.

Ultimate, добрый день! Я не поделюсь реальным опытом, но поделюсь планами. Отец моего ребёнка в данный момент отбывает наказание по статье 228.1 ч.4 через 30ст, эта статья считается более тяжелой, чем ваша, срок 6.5 лет. Сама я проживаю в Испании, но в статусе нелегала, у моих родителей ВНЖ Испании, мой ребёнок также проживает нелегально. В Испании существует закон о выдаче ВНЖ по оседлости, это значит, что в стране нужно прожить 3 года нелегально, после чего можно подать документы на ВНЖ. Насколько я знаю, при этом требуется справка об отсутствии судимости. Но, к чему я клоню. А вы уверены, что вам нужно ВНЖ другой страны? Ведь есть ряд стран, где можно проживать хоть всю жизнь нелегально, да с этим связаны некоторые неудобства, но как оказалось они легко решаются. Другой момент — не рассматривали ли вы вариант заключения брака с гражданкой ЕС?

Я в 2017 году выиграл гринкарту. Именно условная судимость в 1994 году стала причиной отказа в выдаче визы в консульстве. Преступление по статье грабеж без причинения вреда здоровью потерпевшему. Такие доказательства как работа в известных компаниях, справки из банков, наличие недвижимости, отсутствие проблем с законом, не помогли. Более того, консульский офицер не рекомендовал подачу формы I-601, выше упомянутой как вэйвер.
Я и на этом не остановился, через знакомых в США сам подал документы на вэйвер. И в один апрельский день, в заклеенном скотче конверте мне пришел ответ. Там было написано:
К сожалению, после тщательного рассмотрения USCIS должна сообщить вам, что мы отклоняем вашу заявку, как описано ниже.
Наши записи показывают, что вы были осуждены за грабеж 9 февраля 1994 года в Российской Федерации и приговорены к трем годам лишения свободы с лишением свободы на два года.
Преступление является преступлением, связанным с моральной непристойностью и не является чисто политическим преступлением. Поэтому вы недопустимы в США. См. INA § 212 (a) (2) (A) (i) (I).
Корректировка процесса определения статуса для победителей разнообразных виз должна быть завершена к 30 сентября финансового года, к которому относится лотерея. Визы не могут быть перенесены на следующий финансовый год. Ваша разнообразная виза была на 2018 финансовый год.
Таким образом, USCIS отклоняет вашу заявку с 30 сентября 2018 года, после того как вы прошли, вы не имеете права подавать заявление или получать визу в рамках этой программы, поскольку теперь она является более поздней, чем дата закрытия заявки на разностороннюю визу 2018 года.

О механизме передачи российских граждан, осужденных к лишению свободы за пределами территории Российской Федерации, для дальнейшего отбывания наказания в Российскую Федерацию

Передача осужденных лиц в государство их гражданства для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы предусмотрена положениями международных договоров Российской Федерации в этой сфере и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Российская Федерация является участником Конвенции Совета Европы о передаче осужденных лиц 1983 года (далее – Конвенция 1983 года), Конвенции Содружества Независимых Государств о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 года (далее – Конвенция 1998 года), а также ряда двусторонних договоров о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы.

Согласно положениям упомянутых международных нормативных правовых актов одним из условий рассмотрения вопроса передачи в государство исполнение приговора является то, что судебное решение должно быть окончательным, т.е. вступить в законную силу.

С ходатайством о передаче для отбывания наказания вправе обратиться сам осужденный либо его адвокат (представитель), а в соответствии с Конвенцией 1998 года – близкий родственник осужденного.

При направлении ходатайства о передаче представителем осужденного либо его близким родственником должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия или родство.

Ходатайство о передаче осужденного может быть направлено в Минюст России, российский суд либо компетентный орган государства, в котором отбывает наказание осужденный (на Украине, например – в Минюст Украины).

В ходатайстве о передаче осужденного в иностранном государстве для отбывания наказания в Российскую Федерацию, помимо уведомления о желании быть переданным в Россию также указываются сведения о дате и месте его рождения, месте проживания на территории Российской Федерации, а также данные документа, удостоверяющего личность и подтверждающего наличие российского гражданства.

После подтверждения российскими компетентными органами наличия у осужденного гражданства Российской Федерации в адрес компетентного органа иностранного государства Минюстом России направляется запрос о предварительном согласии на передачу осужденного и предоставлении предусмотренных положениями Конвенции 1983 года, Конвенции 1998 года и двусторонних договоров материалов, необходимых для рассмотрения российским судом вопроса о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда.

После проверки поступивших из компетентного органа иностранного государства запрошенных документов в Минюсте России на соответствие положений международных договоров, а также на наличие либо отсутствие оснований, препятствующих передаче осужденного, они подлежат направлению во ФСИН России для внесения представления в суд о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда в отношении осужденного в порядке, предусмотренном статьями 469 и 470 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Вступившее в законную силу решение суда по данному вопросу направляется Минюстом России компетентному органу иностранного государства для принятия окончательного решения относительно передачи осужденного в Российскую Федерацию.

При поступлении в Минюст России согласия компетентного органа иностранного государства на передачу осужденного ФСИН России предлагается согласовать с соответствующим органом иностранного государства в сфере исполнения наказаний время, место и порядок фактической передачи осужденного.

После передачи осужденного в Россию он размещается в исправительном учреждении на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживал до убытия в иностранное государство.

При отсутствии на территории субъекта исправительного учреждения соответствующего вида, определенного российским судом, осужденный размещается в исправительном учреждении соответствующего вида, расположенном в близлежащем регионе.

После передачи осужденного в Россию он продолжает отбывать назначенное ему наказание в соответствии с российским законодательством.

Кроме того, осужденный имеет право на применение к нему актов о помиловании и амнистии, как государством вынесения приговора, так и государством исполнения приговора. Пересмотр приговора в отношении осужденного, переданного государству исполнения приговора, может быть осуществлен только компетентным судом государства вынесения приговора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector