Российское законодательство в области предпринимательства

Российское законодательство в области предпринимательства

Российское законодательство в области предпринимательства

Предпринимательская деятельность гражданина: что это и кто может ее осуществлять

Предпринимательская деятельность гражданина (то есть физического лица) — это самостоятельная, со всеми рисками работа, направленная на получение прибыли, оформленная в соответствии с законом, но без образования юрлица.

Что такое предпринимательство

Предпринимательство — это самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Источники дохода — имущество, продажа товаров, труд (свой и/или наемных работников). Самостоятельность подразумевает риски как ключевое отличие свободного «коммерческого творчества» от работы «на хозяина» или «на государство» за зарплату.

По законодательству участие граждан в предпринимательской деятельности требует оформления с образованием юридического лица или без такового — в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) — статья 23 ГК РФ.

С 2020 года по всей стране действует новый закон о специальном налоговом режиме — «Налог на профессиональный доход» (НПД) (ФЗ № 422 от 27.11.2018) — то, что в народе называют «самозанятостью». То есть работа на себя, реализация товаров и услуг, но без образования ИП.

Кто вправе заниматься предпринимательством

Или другими словами, что такое предпринимательская способность гражданина — это совокупность обстоятельств, при которых он вправе зарегистрировать свое дело, никого не спрашивая.

Проще перечислить, кому это запрещено:

  • государственным служащим (с некоторыми исключениями, прописанными в законе о госслужбе);
  • недееспособным гражданам по возрасту (несовершеннолетним — до 18 лет или до вступления в брак) или по решению суда;
  • индивидуальным предпринимателям, признанным банкротами (5 лет по завершении процедуры банкротства);
  • гражданам, дисквалифицированным по соответствующему судебному решению.

Какие виды предпринимательства разрешены в РФ

  • производство;
  • услуги;
  • розничная и оптовая торговля;
  • финансы;
  • страхование и т.д.

Кроме «внешнеотраслевых» признаков виды хозяйствования делятся на те, что требуют оформления специальных разрешений (лицензий), и на простые, где лицензия не нужна.

Важно понимать: индивидуальная предпринимательская деятельность гражданина (ИП) как форма государственного оформления далеко не всегда подходит для конкретного вида производства, торговли и т.д. Есть и такие сферы, которые доступны только организациям. Например, изготовление и продажа крепкого алкоголя.

Где узнать конкретнее? В нашей стране существует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) — список всех существующих работ и услуг, обозначенных специальными кодами.

С какого момента гражданин становится предпринимателем

Общее правило: гражданин вправе заниматься предпринимательством с момента регистрации в Налоговой (статья 23.1 Гражданского кодекса РФ).

Подача документов доступна как в традиционном бумажном, так и в электронном формате, например, на сайте ФНС:

  • выбрать код по ОКВЭД и систему налогообложения;
  • заполнить заявление;
  • оплатить госпошлину;
  • подать документы (их обязаны рассмотреть за 3 рабочих дня);
  • гражданин признается предпринимателем с момента принятия ФНС решения о регистрации ИП.

Ответственность за отсутствие регистрации

Незаконная предпринимательская деятельность граждан в РФ (вообще без регистрации или без лицензии на деятельность, требующую специального разрешения) грозит налоговыми и административными штрафами, а в особо тяжелых случаях — уголовным наказанием.

Налоговые санкции — это НДФЛ на доказанные доходы + пени + штрафы (ст. 116 НК РФ).

По КоАП — штрафы с возможностью конфискации продукции или оборудования (ст. 14.1 КоАП).

Если поймали с нелегальными доходами, нанесшими ущерб государству в крупном и особо крупном размере, работает Уголовный кодекс.

Главные законы для предпринимателей

В России действуют пять тысяч федеральных законов и бесконечное число нормативных актов. Можно обложиться книжками и завести вместо семьи команду юристов, а можно начать с основного — законов, с которыми бизнес сталкивается каждый день.

Незаконное предпринимательство

В уголовном кодексе есть фраза «незаконное предпринимательство» — это когда человек занимается бизнесом без регистрации или лицензии. Что считается бизнесом, а что нет — зависит от регулярности. Один раз продать шубу на Авито — не бизнес, а постоянно возить шубы из Турции и продавать в инстаграме — уже бизнес.

За незаконное предпринимательство штрафуют, размер штрафа зависит от того, сколько успели заработать. Если прибыль больше девяти миллионов, штраф до 500 000 рублей, а может быть и лишение свободы до пяти лет. Если успели продать только десять шуб, можно отделаться штрафом до двух тысяч рублей. Кроме штрафа придется заплатить налог в 13% как физлицо со всего, что заработали.

Конечно, в полиции нет отдела, который ловит незаконных предпринимателей, зато есть налоговая. Она заметит, если на карту постоянно падают похожие суммы от разных людей или человек вдруг пошел и купил машину за наличные. А еще налоговая любит устраивать контрольные закупки — например, заказать торт у кондитера в инстаграме, а при получении попросить документики. Конкуренты также могут нажаловаться в налоговую, как и соседи.

Кажется, что если человек печет торты на заказ или учит детей грамоте, — это не бизнес, а подработка. Но и это незаконное предпринимательство, правда, статус ИП тут необязателен, можно оформиться самозанятым.

Зато если масштабы бизнеса больше десяти шуб, возможно, лучше зарегистрировать организацию.

Веду бизнес без ИП. Как меня вычислит налоговая?

Самозанятые

Год назад в России появились первые самозанятые — это почти предприниматели, но без статуса ИП, сдачи ежегодной декларации, страховых взносов и других прелестей предпринимательской жизни.

Самозанятыми могут стать репетиторы, сантехники, мастера по маникюру и кондитеры с тортиками в инстаграме — все те, кто работает сам на себя, без сотрудников и многомиллионных оборотов. Вот какие условия у самозанятых:

  • налог 4% или 6%;
  • взносов и отчетности нет;
  • доход до 2,4 млн рублей в год.

Изначально закон действовал только в четырех регионах России, но с 2020 года к ним добавились еще девятнадцать.

Этот закон для всех тех, кто не готов регистрироваться как ИП, но переживает, что его поймают на незаконном предпринимательстве. Почти все сферы услуг подходят для самозанятости, но есть и ограничения: нельзя перепродавать товары, продавать табак и алкоголь, сдавать нежилые помещения.

Системы налогообложения

В России существует несколько систем налогообложения:

  • общая, или ОСНО;
  • упрощенная 6%, или УСН Доходы;
  • упрощенная 15%, или УСН Доходы минус расходы;
  • патент, или ПСН;
  • единый налог на вмененный доход, или ЕНВД;
  • единый сельхозналог, или ЕСХН.

Основной считается общая, она назначается сразу при регистрации, а остальные — это спецрежимы, на них можно перейти, если подать заявление в налоговую.

Чтобы пользоваться спецрежимом, нужно ему соответствовать. Например, работать на упрощенке может компания с доходами до 150 млн рублей — если она зарабатывает больше, добро пожаловать на общую систему налогообложения. А патент не подходит компаниям со штатом больше пятнадцати человек.

Какую систему выбрать, зависит от сферы деятельности и оборотов. Всегда лучше считать:

Компания купила товар за 70 000 рублей, а продала за 100 000 рублей. На УСН 6% она заплатит 6000 рублей, на УСН 15% — 4500 рублей.

Чтобы не просчитывать всё вручную, можно воспользоваться калькулятором налоговой.

Лицензирование деятельности

Чтобы заниматься определенной работой, нужна лицензия. Ее получают частные детективы, производители оружия и лекарств, владельцы детских центров и страховых компаний. Список длинный — посмотреть весь можно в законе о лицензировании.

Если вы нашли себя в этом списке, вам нужна лицензия: работать без нее незаконно, и за это наказывают по административной или уголовной статье. В зависимости от масштабов деятельности можно получить штраф от 50 000 до 500 000 рублей, попасть под арест, исправительные работы или лишиться свободы до пяти лет.

Что бывает за работу без лицензии

Персональные данные

Если у компании есть сайт, а на нем форма для регистрации — значит, она собирает персональные данные и по закону должна уведомить об этом Роскомнадзор. То же самое, если у компании есть сотрудники и зарплатный проект в банке.

Персональные данные — это любая информация о человеке, например имя, фамилия, номер телефона или электронная почта. Если компания берет эту информацию у клиента или сотрудника, она становится оператором персональных данных.

Кроме уведомления Роскомнадзора потребуется разместить на сайте политику конфиденциальности и запрашивать у пользователей согласие на обработку персональных данных.

Блокировка счетов

Речь о том самом 115 ФЗ — законе, который помогает бороться с незаконным обналичиванием денег. Закон касается банков и предпринимателей: первые следят, чтобы вторые не совершали серых операций. Например:

  • не переводили деньги подставным компаниям и тем самым не уходили от налогов;
  • не получали на счет деньги от взяток, мошеннических схем, торговли оружием;
  • не выводили слишком много наличных.

Если действия предпринимателя кажутся банку подозрительными, он блокирует интернет-переводы и просит рассказать, что за деньги и куда идут. А критерии, по которым определяют подозрительные операции, и сформулированы в 115 ФЗ.

Этот закон вызвал негодование в бизнес-сообществе: люди не понимали, почему они должны отчитываться перед банком за свои же деньги и с чего вдруг их блокируют. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, стоит помнить об этом законе.

Как банки проверяют компании

Онлайн-кассы

Закон об онлайн-кассах действует с февраля 2017 года, но до сих пор в нем постоянно что-то меняется. Если кратко, предприниматель должен поставить кассу с фискальным накопителем, которая выдает чек покупателю и отправляет информацию о продаже оператору фискальных данных.

С июля 2019 года все-все компании и предприниматели, которые работают с физлицами, должны поставить онлайн-кассу. Отсрочку до 2021 года получили немногие — ИП без сотрудников, которые что-то производят сами или выполняют услуги, например вяжут шапки, делают сыр, ремонтируют обувь.

Онлайн-кассы нужны и интернет-магазинам, но иногда предприниматели думают, что если они в интернете, налоговая их не достанет. Но вместе с Роспотребнадзором и прокуратурой налоговая проводит контрольную закупку — под видом обычного покупателя заказывает товар. Интернет-магазин не узнает об этом, пока не получит акт.

Плановые и внеплановые проверки

Вокруг проверок контролирующих органов много мифов: например, что компании не могут проверять три года. Отчасти это правда, но только в рамках плановых проверок, а бывают еще внеплановые — обо всём этом написано во второй главе закона о государственном контроле. Итак, проверки:

  • плановые — не чаще чем раз в три года. На сайте контролирующего органа можно заранее посмотреть, будут ли проверять компанию в этом году;
  • внеплановые — в любое время по жалобе клиента или даже конкурента. Часто о внеплановых не предупреждают.

Выездные проверки налоговой к этому закону не относятся — налоговая может прийти в любое время без предупреждений. Правда, опытные бухгалтеры замечают, что перед этим налоговики начинают усиленно запрашивать разные документы, и это как бы маячок перед проверкой.

Реклама себя

В законе о рекламе есть всё: что рекламировать, когда и как, при каких обстоятельствах. Перед тем, как заниматься рекламой компании, товаров и услуг, лучше изучить этот закон. Например, нельзя:

  • рекламировать услугу, если нет лицензии;
  • говорить, что одобрено правительством;
  • использовать образ врача в немедицинской рекламе.

Если нарушить закон, антимонопольная служба заставит платить штраф от 4000 рублей до 800 000 рублей, а еще придется избавиться от рекламного ролика, билборда или партии листовок.

Что нельзя рекламировать

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Законы РФ о предпринимательской деятельности

Единого закона о предпринимателях в России до сих пор не принято, хотя попытки у законодателей были уже несколько раз. Поэтому действующие и начинающие бизнесмены сталкиваются с тем, что им приходится изучать несколько нормативно-правовых актов, которые регулируют эту сферу.

Бробанк разобрался, какие законы о предпринимательской деятельности действуют в настоящее время, и чем руководствуются ИП при разрешении спорных моментов.

Основные документы, регулирующие деятельность ИП

Все нормативные акты, которые издают и принимают законодатели, должны основываться на главном документе страны — Конституции России. Если определенный нюанс не регламентирован каким-то положением или законодательным актом, то предприниматели вправе обратиться к Конституции и руководствоваться ею.

Каждый гражданин России может стать предпринимателем. Такое право закреплено за россиянами в ст.34 Конституции. В ней гарантировано право на использование своих способностей, имущества при осуществлении предпринимательской деятельности. Единственное прописанное ограничение в запрете деятельности, которая приведет к монополизации и недобросовестной конкуренции.

Пояснение сути предпринимательской деятельности дано в Гражданском Кодексе России. Большое число юристов считают этот документ вторым по значению после Конституции. В статье 23 ГК РФ прописано, что ИП вправе осуществлять свою деятельность с созданием юридического лица или без этого. Отдельные виды бизнеса могут проводиться вообще без госрегистрации гражданина в качестве предпринимателя. Например, производство в сфере сельского хозяйства при создании фермерского или крестьянского хозяйства.

Основные признаки предпринимательства:

  • деятельность самостоятельная и добровольная;
  • все риски, достигнутые результаты и последствия предпринимательства лежат на ИП;
  • главная цель — получение постоянного дохода;
  • способы извлечения прибыли — реализация произведенных товаров, перепродажа готовых изделий, использование имущества, проведение работ или услуг;
  • госрегистрация ИП или предпринимательство без регистрации в законодательно установленных случаях.

На ведения бизнеса предпринимателями распространяются те же законодательные акты, что и на деятельность юрлиц — коммерческих компаний.

Регистрация бизнесмена происходит в соответствии с Законом №129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП». Для консолидации сведений обо всех российских предпринимателях создан Единый госреестр ИП.

Обязанности регистрации предпринимателей возложены на налоговую. Гражданин, который хочет начать малый или средний бизнес обязан обратиться в территориальную ФНС для открытия ИП.

Налоговое законодательство

Налоговая не только регистрирует предпринимателей, но и занимается своей ключевой деятельностью: контролирует налоги, сборы в бюджеты всех уровней. Правила налогообложения бизнесменов прописаны в едином документе — Налоговом кодексе.

ИП самостоятельно направление деятельности, чтобы выбрать систему налогообложения. Допустимые варианты приведены по 2 части НК РФ, это:

  • УСН;
  • ЕНВД;
  • единый сельхозналог;
  • общий режим;
  • патентная система.

Муниципальные налоги и коэффициенты уточняют в местной налоговой службе. При смене типа налогообложения ИП подает письменное заявление в ту территориальную ФНС, где он ведет бизнес.

В 2019 года, произошло изменение, которое коснулось ИП. Введение экспериментального проекта с налогом на профессиональную деятельность — НПД. Его вправе выбрать как ИП, так и самозанятые россияне. Для регулирования был утвержден ФЗ №422 «О проведении эксперимента».

Проект действует в 4-х регионах РФ: Москве и области, Татарстане и Калужской области до 2028 года. Это наиболее привлекательный режим налогообложения, который составляет от 4 до 6 %. Если эксперимент окажется удачным, то его внедрят по всей территории РФ. И бизнесмены, которым по виду деятельности подходит НПД, смогут выбрать такую систему уплаты налогов.

Лицензированная деятельность

Будущий бизнесмен обязан ознакомиться еще с одним российским законом №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Часть требований ФЗ трудновыполнима, поэтому следует заранее выяснить, каких сфер он касается.

В статье 12 ФЗ №99 представлен список лицензируемых видов деятельности. В нем перечислено 57 пунктов, три из которых утратили свою силу на текущий момент. При переменах в законодательстве бизнесмену предстоит настроиться на то, что придется заменять лицензию или полностью прекращать тот вид деятельности, который будет упразднен. Но и гарантировать, что та сфера бизнеса, которой ИП занимается в данный момент, не станет со временем лицензированной, также никто не сможет.

Предприниматель обязательно руководствуется ФЗ №99, когда принимает решение работать в лицензируемом бизнесе. В документе перечислен порядок действий ИП, и в какие инстанции ему обращаться. В том же законе описано: как получить лицензию, где ее оформить и продлить, по истечении срока.

Проверки деятельности бизнесменов

Местные и государственные надзорные органы контролируют деятельность малого и среднего бизнеса. Проверки проводятся с законодательно разрешенной периодичностью. Для бизнесменов и компаний разработан ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и ИП», чтобы контролирующие службы не выходили за рамки своих полномочий в ходе проверок. Знание общих аспектов закона поможет ориентироваться в собственных правах и обязанностях, и понимать разрешенные правила проверок.

Закон устанавливает 2 типа контроля — плановые и внеочередные проверки:

  1. Плановые разрешены не чаще одного раза за 3 календарных года. Накануне года, когда предстоит плановая проверка бизнесмена, информацию о нем контролирующие органы передают в прокуратуру. Данные о ИП включат в сводный план проверок на будущий год. Информацию разместят в интернете. Бизнесмен или юридическая компания могут найти сведения о грядущей плановой проверке самостоятельно. Сведения доступны на сайте Генпрокуратуры в своем субъекте федерации по ФИО, ОРГН, ИНН предпринимателя или наименованию юридического лица.
  2. Внеплановые проверки надзорные органы согласовывают с Генпрокуратурой в индивидуальном порядке. Информация о предстоящей проверке становится доступна ИП незадолго до ее начала.

Федеральный закон №480 пролонгировал ранее введенный запрет на проверки у малого бизнеса на период с 01.01.2019 года до 31.12.2020 года. В ФЗ №294 добавлена ст.26.2, по которой предусмотрено, что к предпринимателям малого бизнеса не будут применяться плановые проверки. Главное условие ИП должны быть внесены в Единый реестр субъектов МБ, который размещен на сайте ФСН.

Частота контроля ИП

Срок выездных проверок ИП контролирующим органами не может быть дольше, чем 20 рабочих дней. Такое ограничение прописано в статье 13 ФЗ №294, и об этом обязан знать бизнесмен, чтобы не были нарушены его права. Для субъектов малого бизнеса ограничения проверок в часах на год такие:

  • 50 часов проверок для малого предприятия;
  • 15 часов — для микропредприятия.

В РФ всего 3 вида объектов подлежат постоянному государственному надзору:

  • производства I класса опасности;
  • гидротехнические сооружения I класса из утвержденного государством перечня;
  • определенные объекты использования атомной энергии.

В отношении остальных ИП и юридических лиц надзорные и контролирующие органы обязаны соблюдать периодичность проверок и максимальный срок их проведения.

Содействие развитию ИП

ФЗ №209 был разработан для развития малого и среднего бизнеса в России. В его статьях прописаны взаимоотношения между:

  • предпринимателями и юридическими компаниями;
  • органами госвласти, которые работают в области развития малого и среднего бизнеса на уровне муниципалитетов, и между субъектами РФ.

Статья 3 ФЗ вводит термин «субъектов предпринимательства», а также разъясняет, что такое финансовая организация, социальное предпринимательство и социальное предприятие.

Для улучшения работы ИП в России муниципалитетами реализовывается специальная государственная политика. Для достижения наилучших результатов содействия бизнесу в ФЗ прописаны главные цели, принципы и направления поддержки бизнесменов:

ЦелиНаправления поддержкиПринципы
Содействие предпринимательству для улучшения конкурентной среды.ФинансовоеРазграничение полномочий и ответственности между разными уровнями госвласти: федеральными, государственными и местными.
Создание условий для роста.ИмущественноеРеализация одинакового доступа малого и среднего бизнеса к господдержке, предусмотренной различными программами и подпрограммами.
Повышение конкурентных качеств товаров, произведенных предпринимателями малого и среднего звена.ИнформационноеУчастие представителей от малого и среднего бизнеса в реализации госполитики, и в экспертизе правовых актов и нормативов в сфере ИП.
Помощь в продвижении произведенных ИП товаров.Консультационное
Содействие росту количества субъектов мелкого и среднего бизнеса.Образовательное
Содействие занятости и популяризация самозанятости.Инновационное
Рост количества товаров и услуг, создаваемых предпринимателями в ВВП.Внешнеэкономическое
Увеличение суммы налогов и сборов, внесенных предпринимателями в бюджета.

Последняя редакция закона №209 утверждена июле 2007 года. Вступил в силу с начала 2008 года.

Целесообразность разработки закона об ИП

Бизнесмены, которые работают без создания юридического лица, в России приравнены в правах и обязанностях к юридическим компаниям. Главное отличие этих экономических агентов — в гражданско-правовом статусе. Например, предприниматель с образованием юрлица, на которого возложены обязанности учредителя, вправе не отвечать по долгам при получении отрицательных результатов хоздеятельности.

Как полагает большинство экспертов, отдельного закона для регламентирования деятельности индивидуальных предпринимателей в России не требуется. Достаточно грамотно оперировать ранее принятыми нормативно-правовыми актами, а также знать свои права и обязанности при ведении бизнеса.

Клавдия Трескова — высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. treskova@brobank.ru

Комментарии: 0

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Читайте также  Процедура бракосочетания с гражданином греции

С изменениями и дополнениями от:

18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г., 5 июля 2010 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 26 июля, 27 ноября, 31 декабря 2017 г., 3 июля, 3 августа, 28 ноября, 25, 27 декабря 2018 г., 18, 26 июля, 2 августа, 27 декабря 2019 г., 1 апреля, 8 июня, 27 октября, 30 декабря 2020 г., 2 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 6 июля 2007 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Федеральным законом создаются новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации.

Установлены основные критерии отнесения субъектов МСП к категориям в зависимости от численности работников (микропредприятие — численность до 15 человек; малое предприятие — до 100 человек; среднее предприятие — от 100 до 250 человек), а также от объемов выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период и балансовой стоимости активов, которые не должны превышать предельные размеры, устанавливаемые Правительством РФ. К категории субъекта МСП также отнесены коммерческие организации, акции которых составляющие активы паевых инвестиционных фондов — фондов венчурных инвестиций, не превышают 25% уставного капитала.

Определяются основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов МСП, особенности правового регулирования в данной сфере. Устанавливаются виды поддержки субъектов МСП: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка внешнеэкономической деятельности, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в области инноваций и промышленного производства и др.

В числе основных целей и принципов государственной политики по развитию субъектов МСП можно выделить введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Установлен исчерпывающий перечень субъектов МСП, которым не предоставляется государственная поддержка: кредитные организации, страховые организации, за исключением потребительских кооперативов, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, участники соглашений о разделе продукции, предприятия и предприниматели в сфере игорного бизнеса, а также предприятия и предприниматели, являющиеся в соответствие с НК РФ нерезидентами РФ, за исключением случаев, установленных международными договорами.

Вводится система статистического наблюдения за деятельностью субъектов МСП путем проведения сплошных (один раз в пять лет) и выборочных статистических наблюдений (в режиме ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных обследований в зависимости от вида субъекта МСП). Порядок проведения выборочных статистических обследований будет определяться Правительством РФ.

Признан утратившим силу Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г., за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов субъектов МСП, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г., за исключением части 2 статьи 4 и части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона

Часть 2 статьи 4 и часть 2 статьи 5 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 июля 2007 г. N 164, в «Парламентской газете» от 9 августа 2007 г. N 99-101, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31 ст. 4006

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 335-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2021 г.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2021 г.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2021 г.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 ноября 2020 г.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июня 2020 г.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июня 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 апреля 2020 г., за исключением подпункта «в» пункта 3, пункта 6 и подпункта «б» пункта 8 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 474-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 293-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 279-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 245-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2019 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 537-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу 3 августа 2018 г. и с 1 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 356-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г., за исключением изменений в части 3 и 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закон

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Законодательство в сфере предпринимательской деятельности и оказания поддержки СМП

Государственная программа Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика (Подпрограмма — «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области»)

Нормативно-правовые акты ОБЛАСТНОГО уровня, регламентирующие вопросы предпринимательской деятельности и оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства:

Областные законы:

№ 20-ЗС от 13 мая 2008 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области»

№ 151-ЗС от 1 октября 2004 г. «Об инвестициях в Ростовской области»

Постановления Правительства Ростовской области:

№ 132 от 18.11.2011 «О совете по предпринимательству при Правительстве Ростовской области».

№ 284 от 23.12.2011 «Об организации и проведении регионального профессионального конкурса «Лидеры туриндустрии Дона».

№ 131 от 02.03.2012 «Об областной межведомственной комиссии по снижению административных барьеров».

№ 179 от 11.03.2012 «О порядке оказания государственной поддержки субъектам инновационной деятельности из областного бюджета».

№ 187 от 15.03.2012 «О некоторых вопросах предоставления государственных гарантий Ростовской области».

№ 196 от 15.03.2012 «О порядке предоставления средств областного бюджета на внедрение обучающих программ, проведение повышения квалификации, включая дистанционный формат, руководителей и специалистов микрофинансовых организаций».

№ 503 от 14.06.2012 «Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на содействие созданию и развитию информационно-аналитического центра (Ростовского регионального Евро Инфо Корреспондентского Центра)».

№ 615 от 12.07.2012 «О порядке определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Ростовской области».

№ 655 от 19.07.2012 «О Перечне отдаленных и труднодоступных местностей в Ростовской области, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

№ 6 от 10.01.2013 «О Перечне государственного имущества Ростовской области, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

№ 493 от 09.08.2013 «О предоставлении имущественного взноса Автономной некоммерческой организации – микрофинансовой компании «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» на развитие программы микрофинансирования».

№ 258 от 17.04.2014 «О порядке предоставления средств областного бюджета на внедрение обучающих программ, проведение тематического повышения квалификации».

№ 260 от 17.04.2014 «О порядке предоставления средств областного бюджета для обучения в бизнес-школе молодого предпринимателя».

№ 263 от 17.04.2014 » Об утверждении Губернаторской программы подготовки управленческих кадров для сферы малого и среднего предпринимательства».

№ 226 от 30.03.2016 «Об организации проведения конкурса в сфере предпринимательства «Бизнес Дона».

№ 445 от 29.06.2016 «О порядке предоставления субсидии Микрофинансовой организации – ассоциации «Некоммерческое партнерство Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» на создание и (или) развитие центра поддержки предпринимательства для оказания комплекса информационно-консультационных услуг, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства».

Нормативно-правовые акты ФЕДЕРАЛЬНОГО уровня, регламентирующие вопросы предпринимательской деятельности и оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства:

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25.12.1993 г. – ст. 9, 36,72.

Кодексы:

Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ;

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ);

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ;

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ;

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ;

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;

Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ.

Федеральные законы:

№ 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

№ 54-ФЗ от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

№ 2300-I от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»;

№ 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

№ 159-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

№ 101-ФЗ от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

№ 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

№ 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

№ 271-ФЗ от 30 декабря 2006г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ»;

№ 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»;

№ 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. «О рекламе»;

№ 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

№ 3-ФЗ 07.02.2011 «О полиции»;

№ 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»;

№ 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»;

№ 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»;

№ 29-ФЗ от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

№ 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»;

№ 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

№ 14-ФЗ от 8 февраля 1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

№ 41-ФЗ от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах»;

№ 74-ФЗ от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

№ 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»;

№ 190-ФЗ от 18.07.2009»О кредитной кооперации»;

№ 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации»;

№ 3085 — I от 19 июня 1992 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

№ 5340-I от 7 июля 1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;

№ 943-I от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах Российской Федерации»;

№ 1738-1 от 11 октября 1991 г. «О плате за землю»;

№ 5003-I от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»;

№ 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»;

№ 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

№ 169-ФЗ от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»;

№ 1032-1 от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»;

№ 326-ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Указы Президента РФ:

№ 797 от 15 мая 2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»;

№ 1139 от 27 июля 1993 г. «О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов».

Постановления:

Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»;

Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов»;

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в РФ»;

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;

Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 927 «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве».

Предпринимательская деятельность без регистрации в 2021 году

Для ведения любой предпринимательской деятельности нужно зарегистрироваться в налоговой. Без открытия ИП или регистрации в качестве самозанятого коммерческая деятельность будет нелегальной. За нарушение правил регистрации и ведение незаконной предпринимательской деятельности установлена ответственность вплоть до уголовной.

1. Что такое предпринимательская деятельность

Предпринимателькая деятельность это — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Чтобы разобраться, относится ли ваша деятельность к предпринимательской, оцените следующие признаки:

  • Самостоятельная. Это значит, что торговля, оказание услуг и иные сделки по поручению, например, работодателя предпринимательской деятельностью не считаются;
  • Осуществляемая на свой риск. То есть, ответственность, риски материальных потерь и прочего несете именно вы;
  • Систематическая. Этот критерий отсекает разовые сделки, например, продажу вашего личного автомобиля или переоформление на другое лицо авиабилетов, если у вас отменилась поездка;
  • Направленная на получение прибыли. Важно именно намерение получить доход, а не фактическое наличие прибыли.

Сослаться на то, что вы не открывали ИП, а значит, ваша деятельность не является предпринимательской, не получится. В ст. 23 ГК РФ установлено, что при фактическом ведении коммерческой деятельности к физлицу применяются те же требования, что и к зарегистрированным индивидуальным предпринимателям.

2. Какая деятельность считается незаконной

Если вы определились, что ваша деятельность считается предпринимательской, убедитесь, что ведете ее легально. Незаконной коммерческая деятельность признается в следующих случаях:

  • Вы не встали на налоговый учет;
  • Нарушены правила регистрации, в том числе срок постановки на учет;
  • При регистрации были предоставлены заведомо ложные сведения;
  • Для ведения деятельности не получены необходимые лицензии и разрешения;
  • После регистрации в качестве ИП утрачено право работать в таком статусе, но с учета предприниматель не снялся. Это может произойти, если, например, вы поступили на государственную службу.

3. Какая ответственность может грозить в 2021 году

Ответственность предусмотрена именно за отсутствие регистрации в качестве ИП, для не вставших на учет самозанятых она не установлена. Но учтите, что если вы работаете на себя в сфере, в которой по закону можно стать самозанятым, и не зарегистрировались ни в каком качестве, вас ждет наказание как за отсутсвие регистрации как предпринимателя.

За такие нарушения существует ответственность следующих видов:

  • Налоговая. За нарушение сроков регистрации — штраф 10 000 руб., за работу без регистрации — 10% от полученных доходов (но не менее 40 000 руб.);
  • Административная: штраф от 500 до 2000 руб.;
  • Уголовная: штраф, исполнительные работы или арест. К уголовной ответственности могут привлечь, если полученный доход превысил 2 250 000 руб. или ущерб на эту сумму был причинен иным образом (это считается крупным ущербом). В таком случае штраф составит до 300 000 руб. (или сумму дохода за два года), также суд может назначить исправительные работы (до 480 часов) и даже арест на срок до 6 месяцев. В случае особо крупного ущерба (от 9 000 000 руб.) или совершения преступления организованной группой, штраф вырастет до 500 000 руб., а вместо ареста могут присудить лишение свободы на срок до 5 лет.
Читайте также  Как вывезти ребенка за границу?

4. Кто может зарегистрироваться в качестве самозанятого

Самозанятые — это физлица, получающие доходы напрямую от заказчика (без работодателя) и не имеющие наемного персонала. Они регистрируются в налоговой в упрощенном порядке, не ведут налоговую отчетность, а профессиональный налог платят по ставкам: 4% с дохода от работы с физлицами и 6% при получении выручки от организаций и ИП. Кроме того, самозанятые освобождены от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.

Самозанятые могут вести лишт определённые виды деятельности. Единого перечня нет, но есть ограничения. НПД не применяется в следующих областях:

  • Перепродажа товаров и имущественных прав;
  • Торговля подакцизными товарами;
  • Добыча и реализация полезных ископаемых;
  • Торговля товарами с обязательной маркировкой;
  • Деятельность в рамках простого товарищества или доверительного управления;
  • Курьерские и аналогичные услуги;
  • Деятельность в рамках агентских, комиссионных и т.п. договоров.

Кроме того, самозанятыми не могут стать следующие категории лиц:

  • Арбитражные управляющие
  • Государственные и муниципальные служащие
  • Адвокаты
  • Нотариусы
  • Оценщики

Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно при соблюдении следующих условий:

  • Ваш доход не превышает 2 400 000 руб. в год;
  • У вас нет наёмных сотрудников;
  • Ваш вид деятельности не запрещен для самозанятых.

Закон не запрещает зарегистрированным ИП по отдельным видам деятельности также вставать на учет в качестве самозанятых.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector