Реализация прав безработных граждан

Реализация прав безработных граждан

Реализация прав безработных граждан

О праве граждан на защиту от вынужденной безработицы в период действия на территории их проживания либо местонахождения специальных режимов

Стремительный рост в России заболеваемости коронавирусом (COVID 19) весной 2020 года вынудил государство на принятие ряда мер, направленных на борьбу с его распространением, которых по своему характеру можно отнести к разряду чрезвычайных.

Так, 25 марта 2020 года, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, президентом Российской Федерации был издан Указ об объявлении с 30 марта по 3 апреля 2020 года нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы[i]. Впоследствии, Указом от 02 апреля 2020 года период нерабочих дней был продлён до 30 апреля 2020 года включительно[ii].

Практически одновременно, во многих регионах страны был введён режим повышенной готовности, установлен запрет, за исключением некоторых случаев, покидать места проживания/местонахождения граждан, ограничена предпринимательская деятельность[iii] и предусмотрена административная ответственность за нарушение указанных предписаний[iv].

Данные меры, преследуя цель по остановке распространения коронавирусной инфекции, фактически послужили основанием для введения в отношении большей части населения страны режима «вынужденной домашней самоизоляции».

Вместе с тем, принятие таких решений выявило ряд проблем, требующих внесения изменений в действующее законодательство.

Речь, в частности, идёт о социальных гарантиях индивидуальных предпринимателей, не имеющих наёмных работников, учредителей хозяйственных обществ, одновременно являющихся их единственными участниками, так называемых «самозанятых»[v], а также гражданах, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения в период их вынуждённой самоизоляции. В отличие, например, от работников бюджетной сферы, заработную плату этим категориям лиц выплачивать попросту некому, что при отсутствии в сложившихся условиях возможности заработка, способно оставить их без каких-либо средств к существованию[vi].

К небольшому числу исключений можно отнести лишь названных выше индивидуальных предпринимателей, учредителей хозяйственных обществ, и «самозанятых», застрахованных в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и подпадающих под действие ряда нормативных правовых актов[vii].

Между тем, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст. 7), определив права и свободы человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является прямой обязанностью государства (ст. 2), Российская Федерация добровольно приняла на себя обязательства, в том числе, по обеспечению реализации таких прав, как право на труд и защиту от безработицы (ч.1 и 2 ст. 37), а также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) без какой-либо дискриминации на основании принципа всеобщего равенства (ч. 1 и 2 ст. 19).

Несмотря на то, что ограничение этих и других прав, при определённых условиях допускается (ст. 55 и 56 Конституции РФ), такие действия, в силу приоритета прав человека, определяющих смысл и содержание российских законов, априори не должны приводить к умалению их права на достойный уровень жизни.

Это означает, что государство, вынуждая людей не покидать места своего проживания, как минимум обязано обеспечить тем из них, кто будет лишён возможности осуществлять трудовую деятельность в период действия ограничений, выплату пособий по безработице.

Однако в настоящий момент безработными в России признаются лишь трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка и зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней[viii].

Порядок их регистрации и иные, связанные с этим вопросы, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 891[ix], но, в силу сложившейся обстановки многие центры занятости населения в период действия ограничений весной 2020 года перешли на работу в дистанционном режиме, осуществляя постановку граждан на учёт на основании предоставленного заявления и фотографий необходимых документов по электронной почте[x].

Таким образом, лица, лишённые возможности осуществлять трудовую деятельность, получили возможность обратиться с соответствующими заявлениями о признании их безработными, в порядке, описанном в предыдущем абзаце и претендовать на получение пособия, гарантированного ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации, в том числе, в период их временной нетрудоспособности.

Однако, многие из упомянутых в настоящей статье категорий лиц, за исключением граждан, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения, согласно действующему законодательству относятся к числу «занятых», и не являются ищущими работу и готовыми к ней приступить, поскольку работа или заработок у них уже есть (во всяком случае, были), что, по смыслу ст. 2 и 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 в действующей редакции, возможность признания их безработными без прекращения соответствующей деятельности полностью исключает.

Решение проблемы видится во внесении в ст. 3 вышеназванного закона изменений, позволяющих признавать безработными индивидуальных предпринимателей, не имеющих наёмных работников, учредителей хозяйственных обществ, одновременно являющихся их единственными участниками, так называемых «самозанятых», а также граждан, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения, лишённых работы, заработка и/или возможности трудоустройства в период действия на территории их проживания либо местонахождения режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности, введённого в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[xi], а также режима чрезвычайного положения[xii] без обязательного прекращения ими своей деятельности.

Кроме того, исходя из требований разумности и справедливости, следует установить, что размер пособий в такой ситуации должен выплачиваться в максимальном размере, предусмотренном действующим законодательством[xiii].

Такое предложение видится вполне обоснованным и позволяющим гражданам, не имеющим возможности осуществлять трудовую (предпринимательскую) деятельность, а, следовательно, лишённых возможности реализовать свои, гарантированные Конституцией РФ права на труд (ст. 37), на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34) и достойный уровень жизни (ст. 7), получать хоть какую-то компенсацию за вынужденную безработицу от государства.

Кроме того, возможность признания граждан безработными на основании заявления и документов, поданных им дистанционно, должна быть закреплена законодательно. Отсутствие в действующей редакции Постановления Правительства РФ такого порядка, как показала практика, является его существенным недостатком, нуждающимся в скорейшем исправлении[xiv].

Особую актуальность данный вопрос в настоящее время приобретает в связи с тем, что в последнее время в России наблюдается регулярный прирост заболевших коронавирусом, что вполне может привести к возобновлению, введённых весной 2020 года ограничений.

[i] Указ Президента РФ от 25.03.2020 N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»//»Российская газета», N 66, 27.03.2020.

[ii] Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»//URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения – 02 апреля 2020 г.).

[iii] См., например, Указ губернатора Нижегородской области от 30 марта 2020 года № 43 «О внесении изменений в Указ губернатора Нижегородской области от 13 марта 2020 года № 27»//URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5200202003300004?index=1&rangeSize=1 (дата обращения 02 апреля 2020 г.).

[v] Под термином «самозанятые» в настоящей статье понимаются граждане и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в соответствии с Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 N 422-ФЗ// «Российская газета», N 270, 30.11.2018.

[vi] Сказанное подтверждается опросом, проведённым по заказу СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие», согласно которому более 60% россиян не имеют никаких сбережений, а большинство тех, кто все-таки имеет накопления, истратят их в случае потери работы максимум за полгода//URL: https://www.rbc.ru/economics/31/03/2020/5e7dd7c59a7947c7f63c1e66 (дата обращения 04 апреля 2020 г.).

[vii] Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»// «Российская газета», N 297, 31.12.2006.

Постановление Правительства РФ от 18.03.2020 N 294 «Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина»// «Российская газета», N 61, 23.03.2020.

Постановление Правительства РФ от 01.04.2020 N 402 «Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.04.2020

[viii] Ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»// «Российская газета», N 84, 06.05.1996.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1167-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фазыловой Разиды Николаевны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации».

[ix] Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан»)// «Собрание законодательства РФ», 17.09.2012, N 38, ст. 5103.

[x] Подобного рода информация, например, размещена на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга//URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/kom_zan/news/185788/ (дата обращения – 04 апреля 2020 г.).

[xi] Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»// «Российская газета», N 250, 24.12.1994.

[xii] Вопросы, связанные с введением режима чрезвычайного положения урегулированы Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»//»Российская газета», N 105, 02.06.2001.

[xiii] Размеры пособий в настоящий момент предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 27.03.2020 N 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год»//»Российская газета», N 71, 02.04.2020.

КС представил сборник о реализации права на защиту от безработицы

Конституционный Суд РФ опубликовал сборник по реализации права на защиту от безработицы, в который вошли шесть постановлений – начиная с октября 2009 г. по июль 2020 г.

Так, документ включает Постановление от 22 октября 2009 г. № 15-П/2009, в котором Суд ранее выявил, что возможность досрочного выхода на пенсию предоставлялась только тем безработным лицам, которые были уволены из организаций. Граждане, работодателями которых являлись индивидуальные предприниматели, при прочих равных условиях были лишены такой возможности. Соответственно, получение пенсии до достижения установленного законом возраста в качестве меры социальной защиты от безработицы зависело от того, у какого работодателя трудился гражданин непосредственно перед увольнением. Такое законодательное регулирование, отметил КС, необоснованно снижает уровень социальной защиты безработных граждан, работодателями которых являлись предприниматели, по сравнению с гражданами, уволенными из организаций.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян согласилась, что установление критериев, по которым происходит ранжирование мер соцподдержки в зависимости от статуса работодателя, является неоправданным. «Работники, числящиеся у ИП, не имеют никаких льгот в части налоговых отчислений, а также отчислений в фонды. Одновременно с этим ставить работников, занятых у ИП, при увольнении в худшее положение по сравнению с работниками организаций считаю необоснованным. Работники вне зависимости от формы деятельности работодателей должны быть поставлены в равные условия в части не только пособий по безработице, но и начисления пенсионных выплат», – полагает она.

В Постановлении от 25 мая 2010 г. № 11-П/2010 Конституционный Суд отметил, что при регулировании отношений в сфере занятости населения федеральный законодатель вправе руководствоваться для отнесения граждан к категории занятых таким критерием, как наличие у них статуса участника хозяйственного общества, не учитывая факт получения ими дохода в виде части прибыли от деятельности этой организации, а также размер их фактического дохода при решении вопроса о возможности признания безработными и выплате соответствующего пособия.

Иное правовое регулирование, допускающее признание участников ООО безработными и, как следствие, наделение их правом получения пособия по безработице, подчеркивается в постановлении, приводило бы к предоставлению таким гражданам неоправданных материальных преимуществ по сравнению с участниками других хозобществ с достаточным для их достойного существования доходом, а также с лицами, потерявшими оплачиваемую работу и лишенными дополнительного источника средств к существованию.

Как следует из Постановления от 23 апреля 2012 г. № 10-П/2012, ранее федеральный законодатель создал препятствия для признания в установленном порядке безработными потерявших работу и заработок членов ТСЖ. Это обстоятельство, в свою очередь, необоснованно лишало таких лиц права на получение гарантий соцподдержки (включая пособие по безработице).

В сборник также вошло Постановление от 6 октября 2015 г. № 24-П/2015, согласно которому содействие в подборе подходящей работы бывшим ИП и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, а также назначение пособия по безработице или стипендии на период профессионального обучения и получения дополнительного профобразования не требуют от органов службы занятости обязательного установления размера среднего заработка этих граждан по последнему месту работы.

Дело в том, разъяснил КС, что от этого показателя не зависят ни допустимость предлагаемой таким лицам оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни размеры соцвыплат. Кроме того, отсутствие сведений о размере среднего заработка по последнему месту работы не может препятствовать предоставлению иных мер господдержки в области содействия занятости и защиты от безработицы таким лицам.

Нарине Айрапетян считает, что размер пособий, стипендий и иных мер господдержки предпринимателя, прекратившего деятельность, совершенно справедливо не должен зависеть от размера его дохода по последнему месту работы. «К примеру, ранее ИП уплачивал ЕНВД, поэтому фиксированные налоги, зависящие от выбранных показателей, очевидно не соответствовали реальному объему заработка. В отсутствие обязанности вести строгую отчетность отследить реальный заработок не представляется возможным, одновременно с чем и отсутствует объективная необходимость в этом», – убеждена она.

В свою очередь, в Постановлении от 11 октября 2016 г. № 19-П/2016 Суд пояснил, что граждане, которые имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), но были вынуждены уволиться в связи со службой в армии, при обеспечении пособием по безработице не могут ставиться в худшее положение по сравнению с теми, кто имел оплачиваемую работу той же продолжительности и в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, уволился по иным основаниям, также не связанным с их виновными действиями.

Наконец, в Постановлении от 8 октября 2019 г. № 31-П/2019 Суд пояснил, что содействие в подборе работы бывшим ИП и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, не требует от органов службы занятости обязательного установления наличия у работника определенного уровня образования и (или) квалификации, поскольку от этого не зависит допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей.

Соответственно, непредставление относящимися к указанным категориям гражданами, зарегистрированными в качестве ищущих работу, документов об образовании и (или) о квалификации не препятствует не только надлежащему осуществлению органами службы занятости содействия таким гражданам в подборе подходящей работы, но и предоставлению им полагающихся мер соцподдержки в период безработицы. В таких случаях орган занятости не вправе уклониться от принятия в отношении указанных лиц правоприменительного решения, ссылаясь лишь на отсутствие документов, удостоверяющих их квалификацию, необходимость предоставления которых предусмотрена п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения.

По мнению адвоката МКА «СЕД ЛЕКС», старшего партнера «Альтависта» Валерии Аршиновой, данный сборник представляет собой список теоретических принципов организации занятости населения, не имеющий практического значения. «Пандемия, начавшаяся весной, выявила проблемы, связанные с трудоустройством граждан и постановкой на учет в качестве безработных. Основная – копеечные пособия (минимальный размер – 1500 руб. в месяц (!)). Только в режиме повышенной готовности размер пособий был увеличен, но и на эти деньги выжить практически невозможно. Кроме того, у государства зачастую отсутствует реальная работа, соответствующая компетенциям и уровню образования людей, потерявших работу. Поэтому громкие постулаты Конституции и указания Конституционного Суда остаются, к сожалению, только “на бумаге”», – резюмировала она.

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ БЕЗРАБОТНЫХ Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутаева Маххабат Кудайбергеновна

Статья посвящена рассмотрению национальных нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты граждан от безработицы . Особое внимание уделяется проблемам реализации конституционного права на защиту от безработицы .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бутаева Маххабат Кудайбергеновна

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ БЕЗРАБОТНЫХ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ БЕЗРАБОТНЫХ

Бутаева Маххабат Кудайбергеновна, Сибирский юридический университет, г. Омск

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению национальных нормативно-правовых актов в сфере социальной защиты граждан от безработицы. Особое внимание уделяется проблемам реализации конституционного права на защиту от безработицы.

Ключевые слова: право граждан, безработица, безработный гражданин, социальная защита, пособие по безработице, социальные гарантии и компенсации.

В настоящее время, безработица стала основной проблемой общества и государства в целом. Ежегодно уровень незанятых в экономике населения повышается. По данным Росстата на 1 января 2020 года в Российской Федерации зарегистрировано 3464,821 тыс. человек. Причиной безработицы, в основном, является отсутствие рабочих мест. За последний месяц, в связи со сложившейся ситуации в России, а также во всем мире, количество безработных с каждым днем увеличивается. Закрытие производств, отсутствие товарооборота, способствует сокращению численности штата, что вызывает увеличение безработных граждан.

Безработные граждане имеют определенные права, которые закрепляются в Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актах. Безработные граждане требуют особой поддержки со стороны государства. Гарантии осуществления прав безработных закреплены в Конституции РФ и Федеральном законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации является Основным законом страны, которая провозглашает права и свободы человека и гражданина, а также гарантирует их защиту. В ст. 37 Конституции РФ закрепляется, что каждый гражданин имеет право на труд, на оплату труда, а также право на защиту от безработицы [1]. Данное право закрепляется и во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. В ст. 23, данного международного нормативно-правового

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

акта закрепляется, что каждый имеет право на защиту от безработицы [2]. Таким образом, правовая гарантия защиты прав безработных исходит из норм международного права.

Правовые гарантии реализации прав безработных закреплены и в таких международных нормативно — правовых актах, как Конвенция № 122 МОТ «О политике в области занятости» 1964 г. [3]. Данный нормативно-правовой акт вступил в силу для СССР 22 сентября 1968 года. В ст. 1 Конвенции № 122 МОТ закреплено, что главная цель политики в сфере занятости направлена на ликвидацию безработицы.

На международном уровне действует и Конвенция № 168 МОТ «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г [4]. К сожалению, в настоящий момент, Россия не является участником данной Конвенции. На наш взгляд, это большой минус, так как именно участие в данной Конвенции поможет прогрессировать в области занятости населения и защите от безработицы.

Право на защиту от безработицы реализуется через признание гражданина безработным и выплаты ему пособия по безработице. Таким образом, государство берет на себя обязанность по содержанию безработного гражданина и его трудоустройства, путем выявления подходящей для него работы.

Безработные граждане, после признания их таковыми, имеют свой правовой статус, который состоит из определенных прав и обязанностей, которыми наделяется безработный после получения статуса такового. Правовое положение безработного гражданина сводится к исполнению обязанностей, которые предусмотрены специально для гражданина, признанного безработным, а также наличие определенных прав, которые также присущи именно безработному.

Основным нормативно-правовым актом, который содержит положения относительно реализации права гражданина на защиту от безработицы является Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Данным нормативно-правовым актом закрепляется не только понятие занятости, понятие безработного, условия и порядок признания гражданина безработным, полномочия органов государственной власти в сфере регулирования правоотношений при признании гражданина безработным, но и нормы, которые имеют отношение к гарантии реализации гражданина права на защиту от безработицы. Данные гарантии закреплены в ст. 12 и ст. 28 ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В норме ст. 12 ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гарантируется социальная поддержка со стороны государства, гарантируется оказание услуг, как по профессиональному обучению, переквалификации, так и услуги психологической поддержки безработных граждан.

В норме ст. 28 ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации», государством гарантируется выплата пособия по безработице, выплату

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

стипендии в период профессионального обучения в случае, если на данное обучение безработный был направлен службой занятости, возможность участия в оплачиваемых общественных работах [5].

Читайте также  Как правильно встать на биржу труда

Стоит отметить, что данный нормативно-правовой акт полностью реализовал себя, так как ежегодно количество безработных граждан увеличивается, все они состоят на учете в органах занятости населения. В настоящее время в органах занятости населения действует достаточно много программ, которые помогают гражданам реализовать себя и найти подходящую себе работу.

В сфере регулирования правоотношений по признанию граждан безработными важное значение имеет и такой нормативно-правовой акт, как Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» [6]. Данным нормативно-правовым актом утверждаются Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

На уровне субъектов Российской Федерации действуют свои нормативно-правовые акты в области занятости населения, но все они приняты в соответствии с нормами федерального законодательства в сфере занятости населения и защиты граждан от безработицы, поэтому можно сказать, что они просто дублируют нормы, закрепленные в федеральном законодательстве.

Таким образом, правовые гарантии осуществления прав безработными являются как нормы международных нормативно-правовых актов, так и нормы внутреннего законодательства страны.

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.1995.

2. Конвенция N 122 Международной организации труда «О политике в области занятости» [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 09.07.1964) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXV. — М., 1972. — С. 320-322.

3. Конвенция N 168 Международной организации труда «О содействии занятости и защите от безработицы» (Заключена в г. Женеве 21.06.1988, Россия не является участником данной Конвенции) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. — Т. II. — Женева: Международное бюро труда, 1991. — С. 2171-2184.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

5. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 07.04.2020) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета, N 84, 06.05.1996.

6. Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан») // Собрание законодательства РФ, 17.09.2012, N 38, ст. 5103.

Реализация прав безработных граждан

Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет

В соответствии с правилами, утверждёнными Правительством РФ, программа направлена на содействие занятости следующих категорий граждан России:

  • граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных;
  • граждан в возрасте 50 лет и старше;
  • граждан предпенсионного возраста;
  • женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до 3 лет;
  • женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста.

Документ о квалификации зависит от выбранного Вами направления и специализации.

Вам могут быть выданы:

  • удостоверение о повышении квалификации;
  • диплом о профессиональной переподготовке;
  • свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

Уточнить информацию вы можете по электронной почте info@system-ranepa.ru

Трудоустроенные граждане имеют право участвовать в проекте «Содействие занятости» (трудоустроенные граждане 50+ участвуют по своей категории), так как они относятся к категории «А — граждане, ищущие работу и обратившиеся в органы службы занятости, включая безработных граждан». Работающим гражданам требуется встать в Центре занятости на учёт с целью поиска подходящей работы и получить справку о регистрации гражданина в качестве лица, ищущего работу.

Ищущий работу — это общее определение, оно подразумевает всех работающих граждан, рассматривающих другие варианты работы, смену деятельности, самозанятость, индивидуальное предпринимательство, изменение должности/занятости на текущем рабочем месте, а также находящихся под угрозой увольнения, сокращения, ликвидации предприятия и т. д.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации — крупнейший в России и Европе университет социально-экономического и гуманитарного профиля. Он объединяет классический вуз, национальную школу государственного управления, ведущую бизнес-школу страны, научно-исследовательский комплекс. Здесь преподают лучшие профессора России, ученые с мировым именем.

По качеству образования Президентская академия — в числе лидеров — в рейтинге журнала Forbes РАНХиГС занимает второе место среди всех вузов России, входит в ТОП-15 высших учебных заведений, дипломы которых наиболее востребованы работодателями.

Согласно постановлению Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 369 Академия является оператором федерального проекта «Содействие занятости». На базе РАНХиГС проводится бесплатное обучение граждан в рамках программ профессиональной переподготовки и помощи в трудоустройстве. Это возможность получить современную востребованную специальность, освоить новые цифровые технологии, добиться успеха в самых перспективных отраслях.

Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.

Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.

Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.

Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.

Вы ищете работу, но никак не можете найти? Эта программа — для Вас.

Рынок труда стремительно меняется. Возможно, Ваша профессия уже устарела. Это не страшно. Проблема решаема, и чем быстрее, тем лучше. Мы предлагаем обучение по самым востребованным сегодня специальностям.

Обучение ведут лучшие преподаватели РАНХиГС. Курс займёт всего несколько недель. Материал даётся в сжатой и практичной форме. По окончании основного блока — поддерживающие консультации и семинары.

Программа доступна для граждан со средним профессиональным или высшим образованием. Заявку Вы можете отправить прямо сейчас, наши консультанты на связи и готовы помочь.

Для прохождения регистрации на обучение Вам понадобятся следующие документы:

  • Выписка из электронной трудовой книжки (Государственная услуга «Предоставление сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, содержащихся в его индивидуальном лицевом счёте» — запрашивается онлайн через Госуслуги) или копия трудовой книжки (обязательно для безработных граждан).
  • Справка о регистрации гражданина в качестве лица, ищущего работу (для ищущих работу), или выписка из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения о регистрации гражданина в качестве безработного (данные справки получаются лично в центре занятости).

Далее для формирования личного дела слушателя Вам потребуются следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Диплом.
  • Документ о смене фамилии.
  • Копия СНИЛС.

Наши специалисты помогут Вам оформить заявку.

Если Вам больше 50 лет, то Вы точно знаете, что такое «скрытая дискриминация по возрасту» при трудоустройстве. Лучший способ не столкнуться с ней — обеспечить себе безусловные преимущества на рынке труда. К Вашему большому опыту курсы в РАНХиГС помогут добавить знание новых цифровых инструментов и технологий, способность легко ориентироваться в новой реальности. Вы сможете освоить смежные специальности и восполнить пробелы в своих знаниях.

Целый блок специальностей рассчитан на тех, кто открывает своё дело, начинает новые бизнес-проекты. Научиться быть успешным никогда не поздно.

Для прохождения регистрации на обучение Вам понадобятся следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ

Далее для формирования личного дела слушателя Вам потребуются следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Диплом.
  • Документ о смене фамилии.
  • Копия СНИЛС.

Наши специалисты помогут Вам оформить заявку.

У Вас маленький ребёнок, но в декретном отпуске Вы не собираетесь просто «сидеть»? Это прекрасное время для того, чтобы оглядеться вокруг и решить, чем Вы хотите заниматься дальше. Многие новые специальности позволяют совмещать работу и уход за малышом, иметь гибкий график, уйти от рутины и реализовать свои таланты.

Выберите среди программ в РАНХиГС самые перспективные направления. Не упустите уникальный шанс: бесплатно учиться в одном из самых престижных вузов страны в удобное для Вас время. Получите простор для творчества и найдите работу, которая Вам по душе!

Для прохождения регистрации на обучение Вам понадобятся следующие документы:

  • Выписка из электронной трудовой книжки (Государственная услуга «Предоставление сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, содержащихся в его индивидуальном лицевом счёте» — запрашивается онлайн через Госуслуги) или копия трудовой книжки.
  • Копия документа (справка или приказ), подтверждающего нахождение заявителя в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет.
  • Свидетельство о рождении/усыновлении ребёнка

Далее для формирования личного дела слушателя Вам потребуются следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Диплом.
  • Документ о смене фамилии.
  • Копия СНИЛС.

Наши специалисты помогут Вам оформить заявку.

Вам обидно, когда Вас называют «домохозяйкой». Жизнь не должна замыкаться только в домашних стенах. Дети немного подросли, и у Вас появилось время вернуться в свою профессию. Или освоить новую, более интересную и нужную.

У Вас есть время, силы и желание добиться успеха — а мы на Вашей стороне. Подайте заявку на участие в программе, и наши консультанты помогут Вам выбрать самое перспективное направление. Лучшие преподаватели Академии дадут Вам знания, которые станут Вашим безусловным и неоспоримым преимуществом в глазах работодателей, помогут найти хорошую работу с перспективой дальнейшего роста.

Лучшие преподаватели Академии дадут вам знания, которые станут вашим безусловным и неоспоримым преимуществом в глазах работодателей, помогут найти хорошую работу с перспективой дальнейшего роста.

Для прохождения регистрации на обучение Вам понадобятся следующие документы:

  • Справка об отсутствии статуса ИП из ФНС (можно получить онлайн по номеру ИНН на сайте https://egrul.nalog.ru).
  • ИНН.
  • Справка о состоянии лицевого счёта из Пенсионного фонда РФ (можно получить онлайн через Госуслуги).
  • Выписка из электронной трудовой книжки (Государственная услуга «Предоставление сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, содержащихся в его индивидуальном лицевом счёте» — запрашивается онлайн через Госуслуги) или копия трудовой книжки.
  • Свидетельство о рождении/усыновлении ребенка.

Далее для формирования личного дела слушателя Вам потребуются следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Диплом.
  • Документ о смене фамилии.
  • Копия СНИЛС.

Наши специалисты помогут Вам оформить заявку.

Права и социальные гарантии безработных

С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права на труд и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы.

Как справедливо отмечает С. Смирнов, право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного, закрепленные в Законе о занятости:

  • право на получение подходящей работы (ст. 4);
  • право на выбор места работы (ст. 8), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10);
  • право на бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст.ст. 9, 23);
  • право на участие в общественных оплачиваемых работах (ст. 24).
  • право на социальную поддержку и материальную помощь в период поиска работы (ст. 28), где предусмотрен широкий перечень мер социальной защиты и социальных гарантий безработным гражданам, а именно:

1). Государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Пособие по безработице – гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Размер пособия зависит от категории безработного, основания его увольнения, заработка и других показателей. Закон выделяет три категории граждан, выплата пособия по безработице которым осуществляется в различных размерах и различным порядком.

К первой категории безработных относятся лица, уволенные из организаций по любым основаниям за исключением увольнения за виновные действия и по собственному желанию без уважительных причин, имевшие в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, работу не менее 26 недель. К этой же категории относятся граждане, уволенные хотя и по собственному желанию, но при наличии уважительных причин.

Если же гражданин уволен по собственному желанию без уважительных причин, то пособие по безработице начисляется ему в следующем размере. В первом (12-месячном) периоде выплаты:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца — в размере 60%;
  • в дальнейшем (пять месяцев) — в размере 45%.

Во всех случаях размер пособия не может превышать максимальной величины пособия по безработице и не может быть ниже минимальной величины пособия (при этом учитываются районные коэффициенты).

Во втором (12-месячном) периоде выплаты размер пособия по безработице равен минимальной величине. Размер минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяется Правительством РФ. Так, например, Постановлением Правительства РФ № 194 минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 781 руб., а максимальная величина – в размере 3124 руб.

Ко второй категории получателей пособия по безработице закон относит:

  • впервые ищущим работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.

Таким гражданам пособие по безработице будет выплачиваться:

  • в первом (шестимесячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице;
  • во втором (шестимесячном) периоде выплаты — также в размере минимальной величины пособия по безработице.

К третьей категории безработных относятся граждане, уволенные по собственному желанию (за исключением увольнения по уважительным причинам), которым пособие по безработице начисляется:

  • в первом периоде – в размере полукратной минимальной величины
  • во втором периоде – в размере минимальной величины пособия.

Законодательством установлены различного рода доплаты к пособию по безработице: лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате. Если они в течение последних 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, средняя заработная плата для начисления пособия рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях. Кроме того, установленная законодательством максимальная и минимальная величина пособия по безработице применяется в отношении указанных граждан с учетом соответствующего районного коэффициента.

2). Безработному гарантируется выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности. Условия выплаты стипендий и их размеры
определяются по правилам, установленным в ст. 29 Закона о занятости

3). В целях оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности, при переезде безработных граждан для трудоустройства на неопределенный срок органы по вопросам занятости возмещают расходы, связанные с переездом членов семьи безработного, находящихся на его иждивении.

4). Кроме того, в ст. 36 Закона о занятости предусмотрена возможность оказания безработному материальной помощи. Так, например, В.И. Власов и О.М. Крапивин определяют материальную помощь как одну из форм социальной поддержки безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного Законом о занятости периода его выплаты.

Однако, как представляется, фактически закон не обязывает органы занятости, закрепляя лишь возможность такой выплаты. По нашему мнению, материальная помощь может оказываться безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Размеры материальной помощи, оказываемой органами службы занятости, не должны превышать минимального месячного размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного законодательством.

5). Законом предусмотрена возможность участия безработного в оплачиваемых общественных работах. Оплата труда за выполнение общественных работ в данном случае не лишает безработного права на получение пособия по безработице. Положение об организации общественных работ утверждено специальным постановлением Правительства РФ.

Так, под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность, которая имеет своей целью дополнительную социальную поддержку безработных граждан. Оплата труда граждан производится в соответствие с законодательством, т.е. не ниже МРОТ.

На практике общественные работы, как правило, организуются с целью благоустройства территории соответствующего муниципального образования: уборка улиц, расчистка снега, озеленение и т.п. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. С лицами заключается срочный (до шести месяцев) трудовой договор с правом продления по заявлению сторон или досрочного прекращения.

Нельзя не сказать, что Положением об организации общественных работ предусмотрено, что основным источником их финансирования являются «средства предприятий, для которых выполняется эта работа». В том же нормативном акте отмечается, что «при выделении предприятием на организацию проведения общественных работ средств из местного бюджета или фонда занятости населения необходимо предусматривать возврат вложенных средств». Такой порядок финансирования, по нашему мнению, противоречит самой идее проведения общественных работ, которые заключаются в том, чтобы создать дополнительные временные рабочие места с целью смягчения проблем безработицы.

Таковы основные гарантии социальной поддержки безработных, обеспечиваемые государством в нашей стране. Важно отметить, что это отражает в первую очередь правовое положение (статус) безработного, наличие у него не только основных, неотъемлемых прав, но и предусмотренных законом материальных и социальных гарантий, что особо необходимо гражданам, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.

Безработный гражданин: статус, права и обязанности

Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.

Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.

  • Статус безработного в трудовом законодательстве
    • Является трудоспособным
    • Не имеет заработка и работы
    • Ищет подходящую работу и готов приступить к ней
    • Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства
  • Права безработного гражданина
  • Обязанности безработного
  • Государственные гарантии

Статус безработного в трудовом законодательстве

Основной законодательный акт, регулирующий вопросы занятости и безработицы — это ФЗ «О занятости населения в РФ». В ст. 3 этого закона подробно определен статус безработного. Так, им признается гражданин, который одновременно соответствует таким характеристикам:

Является трудоспособным

Очевидно, что лица младше 16 лет или достигшие пенсионного возраста (по старости или выслуге лет), таковыми считаться не могут.

Не имеет заработка и работы

Заработком считаются любые официальные выплаты, связанные с трудовой деятельностью, кроме:

  • выходного пособия;
  • сохраняемого среднего заработка от прежнего работодателя.

Получать эти выплаты и зарегистрироваться в службе занятости бывший работник может в том случае, если произошло увольнение в связи с ликвидацией предприятия или в порядке сокращения численности или штатов. При этом форма собственности бывшего работодателя значения не имеет.

Ищет подходящую работу и готов приступить к ней

Подходящей считается работа, которая соответствует профессиональным навыкам соискателя, состоянию его здоровья и условиям прежней работы (например, по уровню заработной платы). Причем такая работа может носить не только постоянный, но и временный характер.

Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства

Для регистрации требуется предоставить определенные документы с прежнего места работы.

Права безработного гражданина

После регистрации в службе занятости гражданин вправе:

  1. Выбирать новое место работы такими способами:
    • посредством обращения к работодателю напрямую;
    • путем посредничества в этом вопросе государственных органов занятости (на бесплатной основе);
    • при помощи других организаций, которые содействуют поиску работы.
  2. Бесплатно получать в органах занятости информацию (например, об имеющихся вакансиях или действующих курсах обучения).
  3. Принимать добровольное участие в оплачиваемых работах общественного характера.
  4. Получать бесплатную консультацию или услуги по профессиональной ориентации с целью выбора сферы деятельности или дальнейшего трудоустройства.
  5. Использовать возможность профессионального обучения.
  6. Бесплатно получать по направлению от службы занятости следующие услуги:
    • профподготовка;
    • психологическая поддержка;
    • повышение квалификации;
    • переподготовка.
  7. Получать содействие на организацию собственного дела. В этом случае речь идет о единовременном получении всей суммы пособия для организации бизнеса. Для этого необходимо составить и предоставить комиссии на рассмотрение бизнес-план, отображающий главные идеи планируемого дела.
Читайте также  Вправе ли работодатель использовать полиграф?

Воспользоваться этими правами могут как ранее не работавшие граждане (например, бывшие студенты), так и соискатели с определенным стажем.

Обязанности безработного

Возникновение прав всегда порождает и наличие некоторых обязанностей. Состоящие на учете в центре занятости граждане должны выполнять следующие требования:

  1. Являться в установленный срок и время в органы занятости для процедуры перерегистрации. При себе нужно иметь определенные документы, а делать это необходимо дважды в месяц.
  2. Совершать активные действия для трудоустройства. Это требование включает в себя обязанность не только рассмотрения предложений от службы занятости, но и самостоятельного поиска работы.
  3. Оформлять в случае заболевания листок нетрудоспособности или справку, если речь идет о другом члене семьи.
  4. Вовремя информировать органы занятости о наступлении событий, вследствие которых теряется право на получение пособия. Это может быть трудоустройство, выход на пенсию, переезд. В противном случае одновременное получение заработка и выплат по безработице считается мошенничеством, за что гражданина могу привлечь к ответственности.
  5. Своевременно являться на переговоры с работодателем по направлению от центра занятости. На это безработному отводится три дня.

В случае невыполнения этих обязательств гражданин может быть привлечен к определенной ответственности или лишен статуса безработного.

Полезная информация для многих матерей, как получить декретные если не работаешь.

Важная информация для беременных — это, безусловно, сведения о сроке выплаты пособий. Узнайте их в нашей статье!

На какой размер пенсии может рассчитывать бывший госслужащий, вы узнаете тут!

Государственные гарантии

Тесную связь с правами безработного образуют и гарантии, которые носят материальный характер и являются мерами социальной помощи государства. Полный перечень таких гарантий и выплат, которые предоставляются безработному, приведен в ст. 28 Закона. К ним относятся:

  1. Пособие по безработице. Это основная выплата, размер которой зависит от прежнего заработка безработного и величины его трудового стажа.
  2. Стипендия, выплачиваемая в течение периода обучения (если направление было выдано службой занятости). Это может быть как профессиональная подготовка, так и переподготовка или повышение квалификации.
  3. Оплата за участие в добровольных общественных работах. Получать такую оплату гражданин может одновременно с пособием.
  4. Бесплатное медицинское освидетельствование, которое необходимо при направлении на учебу.
  5. Материальная помощь безработным, а также членам их семей.
  6. Возмещение расходов, которые связаны с переездом в другую местность для трудоустройства (только для случаев, когда направление на работу было получено в органах занятости).
  7. Возмещение некоторых расходов, которые могут возникнуть во время обучения безработного в другой местности по направлению от службы занятости. Это могут быть расходы на проживание и проезд.

При этом имеет значение труд любого характера: временный, сезонный, на неполный рабочий день, по гражданско-правовому договору. В этом случае перестает выполняться одно из требований к безработному — отсутствие заработка, поэтому данный статус с гражданина снимается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector