Распространение листовок законодательство

Распространение листовок законодательство

Распространение листовок законодательство

Распространение листовок законодательство

Статья 5. Общие требования к рекламе

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 5

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

11) о результатах исследований и испытаний;

12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

15) о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

4. Реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;

5) содержать информацию порнографического характера.

(п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)

5. В рекламе не допускаются:

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) указание на то, что объект рекламирования может быть использован в целях искажения показаний приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии.

(п. 7 введен Федеральным законом от 08.12.2020 N 415-ФЗ)

6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

7.1. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 12.04.2007 N 48-ФЗ)

8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)

10.2. Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций.

(часть 10.2 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.3. Не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

(часть 10.3 введена Федеральным законом от 03.04.2018 N 61-ФЗ)

10.4. Не допускается распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на информационном ресурсе иностранного лица в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете на распространение рекламы на таком информационном ресурсе и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации».

(часть 10.4 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 347-ФЗ)

11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

(часть 11 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. В случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями (организацией), уполномоченными (уполномоченной) на проведение указанных исследований федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 281-ФЗ)

Изменения в законе о рекламе — 2021: запрет громких сообщений, маркировка

В 2021 году законодательство о рекламе в очередной раз дополнилось новыми ограничениями и нюансами: за громкую рекламу могут выписать штраф, для проверки больше не нужны заявления, а владельцев популярных сайтов стали регулировать жестче.

Рассказываем обо всех новшествах с пояснениями.

Что такое реклама и за что придется отвечать

Не каждое сообщение, которое предприниматель пытается донести до потребителя, считать рекламой. В ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ дается такое определение:

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

То есть рекламой считаются сообщения, которыми бизнесмен мотивирует покупателей, в том числе потенциальных, к какому-то действию, или продвигает интерес к своему продукту или бренду.

Рекламой не считается:

  • Информация, которую бизнесмены должны раскрывать по закону. Например, сообщение о годовой выручке публичной организации не является рекламой, потому что она обязана раскрывать эти данные.
  • Справочно-информационные и аналитические материалы, у которых нет цели продвижения товаров.
  • Вывески и указатели, в которых нет сведений рекламного характера.
  • Информация о товаре, его изготовителе, другие элементы оформления без рекламной информации, которые размещены на упаковке товара.

Когда мы говорим о каких-то ограничениях в распространении рекламы, речь идет не обо всей информации, а только о той, которая попадает под формулировки из закона.

Проверка законности рекламы без заявлений

Контролем соблюдения законодательства о рекламе занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она выявляет нарушения, проводит внеплановые выездные и документарные проверки, привлекает экспертов в спорных ситуациях.

До начала этого года ФАС, как и большинство контролирующих органов, имела право проводить проверки по заявлениям. Например, если кто-то из граждан жаловался на рекламный баннер, служба организовывала проверку и принимала решение.

С 1 января 2021 году ФАС получила право систематически проверять рекламу, размещенную юридическими лицами и предпринимателями. Жалобы или обращения для этого больше не нужны (Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922).

Если ФАС обнаружит нарушение, то бизнес могут привлечь к административной ответственности, в частности, по ст. 14.3 КоАП РФ: для ИП размер штрафа составит от 4 000 до 20 000 руб., а для организаций – от 100 000 до 500 000 руб. Либо ФАС может вынести предостережение. Санкций можно избежать, если сразу исправить нарушение.

Отвечать за проблемы с рекламой будут не только подрядчики или заказчики — за нарушения штрафуют всех, кто участвовал в создании и размещении рекламы. Например, если бизнес заказал у рекламного агентства баннер, на котором разместили незаконную рекламу, могут оштрафовать и заказчика, и исполнителя. Поэтому не стоит полностью полагаться на контрагента. Заказывая рекламу, проверяйте ее самостоятельно или советуйтесь с экспертами.

Как понять, что за рекламу оштрафуют

Прежде чем распространять рекламу, убедитесь, что она не нарушает закон.

В ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ перечислены товары и услуги, которые точно нельзя рекламировать:

  • любые товары, которые нельзя продавать и производить в России;
  • наркотические средства и психотропные вещества, табачные изделия и вейпы;
  • взрывчатые вещества, за исключением пиротехнических изделий;
  • медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности;
  • услуги по написанию рефератов и других научных работ.

Есть запреты, которые указаны в других законах – например, в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей».

Еще есть четкие критерии, по которым ФАС выписывает штрафы. Например, нельзя использовать иностранные слова без перевода, не указывать точную информацию о правилах и сроках проведения акции.

Проблемы обычно возникают в ситуациях, когда нет четкой терминологии. Например, в ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ указано, что нельзя распространять неэтичную рекламу, то есть рекламу, которая порочит физическое или юридическое лицо, объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние, или содержит информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали. Является ли конкретный случай нарушением таких норм, будет решать экспертная комиссия ФАС.

Перед размещением рекламы изучите весь профильный закон, потому что различные запреты и нюансы содержатся в разных статьях. Еще можно прочесть комментарии ФАС к закону.

Запрет громкой рекламы

С 25 августа 2021 года действует Федеральный закон от 26.05.2021 N 150-ФЗ, ограничивающий такой формат продвижения, как звуковое оборудование на стенах и крышах зданий. Причем неважно, коммерческое это здание или жилое.

Также в законе указано, что под ограничение попадает распространение рекламы через оборудование, которое размещается на «иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений».

Общего запрета на звуковую рекламу в законодательстве нет. Например, за распространение сообщений через громкоговоритель в руках промоутера штрафовать не должны. Исключение, если будет нарушен какой-то другой закон, например, уровень шума будет превышать принятый в регионе санитарный максимум.

Точно штрафовать за нарушения будут распространителей рекламы, которые разместят оборудование и будут передавать через него сообщения. Претензии могут предъявить и бизнесу, который закажет распространение такой информации.

Маркировка рекламных сообщений

Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ внес изменения в правила размещения рекламы в интернете. Согласно ст. 16 Закона о рекламе, реклама, распространяемая в интернете, должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя и сайт с информацией о нем. Что конкретно должно быть указано о рекламодателе, не уточняется.

Прежде чем размещать сообщения в интернете, убедитесь, что Роскомнадзор не запретил распространять рекламу конкретному ресурсу. Штрафа за размещение быть не должно — законом устанавливается ответственность рекламораспространителя, а не рекламодателя. Но могут возникнуть финансовые проблемы: бизнес оплатит размещение, а сайт не сможет выполнить обязательства.

Крупные сайты обяжут размещать социальную рекламу

В апреле вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2021 № 124-ФЗ об обязательной квоте в размере 5 % на размещение социальной рекламы в интернете. Пока он распространяется только на крупные сайты с ежедневной посещаемостью более 100 000 пользователей.

Правительство наделило функциями оператора социальной рекламы АНО «Институт развития интернета» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 № 1907-р). Некоммерческая организация будет регулировать распространение соцрекламы, отбирать контент для размещения и взаимодействовать с интернет-площадками.

С 1 сентября 2022 года Роскомнадзор займется созданием и ведением единой системы учета интернет-рекламы. В нее войдет информация о рекламодателях и их сообщениях. Передавать данные будут рекламодатели, агентства или другие посредники.

Копирование и любая переработка материалов Контур.Журнала запрещены

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Реклама, за которую пришлось судиться

Подлинные истории о российской рекламе

Вы повесили баннер в центре города с рекламой своей фирмы, слоган кому-то не понравился, и вам выписали штраф в полмиллиона.

Я работаю юристом девять лет и знаю: такое часто бывает. Вот подборка историй о том, как штрафовали предпринимателей за обидные и безобидные шалости в рекламе.

Должна сразу предупредить: эта статья о людях, начисто лишенных чувства юмора.

Что такое реклама

Реклама — это любая информация, которая сподвигает человека что-то сделать: купить товар, куда-то сходить и так далее. При этом не важно, где эту рекламу разместили — в телевизоре, на двери подъезда, на сайте или в газете. Комментарий к посту в соцсети вроде «Приходите, у нас в магазине завтра скидки» — тоже реклама.

Государство жестко регулирует, какую рекламу размещать можно, а какую нельзя. За этим следит Федеральная антимонопольная служба. Обычно сначала нарушителя не штрафуют, а предупреждают и просят удалить запрещенную рекламу — убрать объявление с сайта или демонтировать щит.

Если же штрафуют, то сразу по-крупному: санкции достигают полумиллиона рублей. А еще бывает, что реклама просто кому-то не понравилась. Например, прохожий посчитал, что слоган на плакате причинил ему моральные страдания, — могут оштрафовать и за это.

Бывает, что на рекламу обижаются конкуренты и тоже идут в суд. В российской судебной практике полно случаев, которые показывают, что с рекламой надо быть осторожным — оказывается, много чего делать нельзя.

Призывы к насилию

Реклама не должна призывать к насилию и жестокости или оправдывать их.

В 2015 году сеть книжных магазинов в Самарской области запустила рекламу товаров для школы: учебников, тетрадей, канцтоваров, ранцев. Кроме всего прочего рекламировали и розги. В Самаре, Тольятти и Сызрани развесили плакаты с провокационным слоганом «Розги ученические 99,9 Р : внедряем знания!». А городские радиостанции транслировали аудиоролик книжного магазина, завершающийся звуком удара розгами.

Хотя реклама носила шуточный характер и даже заняла второе место в номинации «Лучшее решение в наружной и печатной рекламе» премии «Волга-бренд-2016», антимонопольщики посчитали, что реклама «призывает к физическому насилию в отношении детей». Не зашел юморок.

Что грозило. Компании — штраф от 100 000 до 500 000 рублей, а ее директору — от 4000 до 20 000.

В итоге. Суд оштрафовал книжный магазин на 200 тысяч рублей, а директора — на 8 тысяч. Антимонопольная служба обжаловала решение, посчитав, что магазин должен заплатить больше, но вышестоящие инстанции оставили решение в силе.

Реклама сигарет

В 2013 году Россия присоединилась к Женевской конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Появился целый ряд законов о защите россиян от табачного дыма, в том числе запретили и рекламу сигарет.

В 2015 году один продуктовый магазин в Москве повесил около кассы листовку с рекламой сигарет. Покупатель сфотографировал ее и отправил снимок в антимонопольную службу.

Что грозило. Штраф от 150 000 до 600 000 рублей магазину и от 10 000 до 25 000 — директору.

В итоге. Антимонопольщики оштрафовали магазин на 150 000 рублей. Владельцы пытались оспорить штраф в суде, доказывая, что листовка была наклеена со стороны кассира и в ней была приписка «Только для служебного использования». Но владельцам отказали и в первой, и в апелляционной инстанции — листовка была видна и покупателям, а не только продавцам.

Некорректные сравнения

В рекламе нельзя употреблять слова «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и другие, в которых есть превосходная степень, если это нельзя доказать. Когда компания говорит, что она «самая лучшая», надо перечислить конкретные параметры и сослаться на исследования.

Читайте также  Что такое реструктуризация долгов гражданина при банкротстве

В 2017 году Московский государственный университет повесил на здании физического факультета плакат «МГУ — лучший вуз России».

Что грозило. Если бы кто-то пожаловался — штраф 100 000—500 000 рублей университету и 12 000—20 000 — ректору. А так пронесло.

В итоге. Так как жалоб не было, но нарушение было, антимонопольная служба обязала университет просто снять баннер. Вуз через суд отстаивал право вернуть плакат, ссылаясь на российские и международные рейтинги. Но доказать правоту не удалось ни в первой, ни во второй инстанции. Рейтинги, на которые ссылался университет, признавали вместе с МГУ ведущим классическим университетом еще и СПбГУ, а в области специальной подготовки — МИФИ . То есть Московский госуниверситет не был самым лучшим.

Обман потребителей

Информация в рекламе должна соответствовать действительности.

В 2016 году предпринимательница из Вологды организовала в Оренбурге ярмарку одежды и в рекламе пообещала продавать ее за копейки. В управление антимонопольной службы поступило несколько жалоб от местных жителей: в буквальном смысле за копейки они не смогли ничего купить.

Что грозило. Штраф от 2000 до 2500 рублей. Если бы ярмарку организовывал не индивидуальный предприниматель, а юридическое лицо, штраф составил бы уже 100 000—500 000 рублей .

В итоге. Антимонопольная служба посчитала, что реклама вводит покупателей в заблуждение — куртки, пальто и пуховики должны были стоить меньше рубля. Сама предпринимательница рассказала, что на рекламе хотела сэкономить, текст придумала сама, а при изготовлении растяжки просто потерялись кавычки у слова «копейки».

Полуправда

Нельзя упускать важную информацию, если из-за этого искажается общий смысл. Например, если какая-то акция действует только при определенных условиях, про них обязательно надо сказать.

В 2015 году в московских аэроэкспрессах появилась реклама «Яндекс-такси» , где было написано, что клиент получит скидку 500 Р , если оплатит поездку картой и введет промокод. На деле же скидку получали не все пассажиры. Оказалось, что она действовала только при первом использовании сервиса и не работала даже в тех случаях, когда люди удаляли приложение и устанавливали его заново.

заплатила компания «Яндекс-такси» в качестве штрафа за некорректную рекламу

Что грозило. Отсутствие существенной информации об услуге и условиях ее получения — тоже нарушение закона «О рекламе», за это грозит штраф 100 000—500 000 рублей .

В итоге. «Яндекс-такси» оштрафовали на 200 тысяч рублей. При этом учли, что компанию уже дважды ловили на подобных нарушениях. Посчитали, что за все время, пока реклама висела в поездах, ее могли увидеть 650 тысяч человек — каждый потенциально обманутый пассажир обошелся сервису в 300 Р .

Непристойные изображения

Реклама не должна содержать информацию порнографического характера. Причем не важно, какая это реклама — видео, картинки или текст.

В 2017 году самарская кондиционерная компания разместила баннеры с изображением мужчины и женщины в откровенных позах и текстом, что с кондиционером секс комфортнее. Местные антимонопольщики вынесли предписание рекламу убрать.

Что грозило. Штраф за каждый баннер от 100 000 до 500 000 рублей для компании и от 4000 до 20 000 — для директора.

заплатила в качестве штрафа самарская кондиционерная компания за непристойную рекламу

В итоге. По мнению антимонопольной службы, «размещение в общественных местах сексуальных образов неприемлемо и неэтично, это противоречит морально-нравственным устоям значимой доли общества и наносит непоправимый вред нравственному воспитанию несовершеннолетних». Экспертный совет при областном УФАС посчитал, что «реклама имеет двусмысленный характер и предлагает купить одновременно и кондиционер, и женщину для секса, что оскорбляет последних».

Пока шло разбирательство, компания сама демонтировала несколько баннеров, но за каждый неснятый щит рекламодателей оштрафовали на 300 тысяч. Суммарно пришлось заплатить 2 млн рублей. Плюс на 12 тысяч оштрафовали директора.

Иностранные слова без перевода

В рекламе запрещены иностранные слова без перевода. Причем он должен быть написан так, чтобы клиент однозначно понимал, что это — значение иностранного слова. Например, придраться могут к мелкому шрифту.

В 2017 году саратовская мебельная компания объявила о сезонной распродаже, разместив у входа в свои выставочные салоны плакаты с надписью «STOP лучшая цена SALE только в марте! СМЕНА КОЛЛЕКЦИЙ! *Стоп. Распродажа». Федеральная антимонопольная служба сочла нарушением, что слово «SALE» было написано гораздо крупнее, чем русский перевод «распродажа». Причем из-за расположения слов в разных частях плаката не было понятно, что это именно перевод. Рили? Рили, гайз?

Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей мебельной компании и от 4000 до 20 000 рублей — директору.

В итоге. Судья в решении указал, что «sale» может означать самые разные вещи: на итальянском — «соль» или «остроумие», на испанском — «солить» или «засаливать», а на французском это прилагательное «грязный» или «гнусный». Мебельную компанию оштрафовали на 200 тысяч рублей. Позже она оспорила штраф и снизила его до 100 тысяч.

Расизм

В рекламе нельзя говорить о неравенстве людей по полу, национальности, религии, возрасту и так далее.

В 2013 году на одной из улиц Челябинска появился рекламный баннер, на нем был изображен белокожий мужчина, жена которого — тоже белокожая — родила темнокожего ребенка. Федеральная антимонопольная служба посчитала, что реклама не уважает семейные ценности и унижает людей с темным цветом кожи.

Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей центру стоматологии как юрлицу и от 4000 до 20 000 рублей — директору.

В итоге. Антимонопольная служба оштрафовала стоматологию на 100 тысяч рублей, но наказания удалось избежать, потому что челябинский арбитраж решил, что в нашей многонациональной стране следует аккуратнее говорить о стереотипах. Вот что написано в решении суда:

«Миграция населения растет, в России появляются лица иных национальностей, в том числе с темной кожей. Отношение к появлению детей иного цвета как нарушение общепринятой нормы может быть оскорбительным для данной расы и порождать воспитание у российских граждан нетерпимости к лицам иного пола, расы и национальности. Стереотип о супружеской неверности может быть оскорбительным для определенной категории лиц. Отец испытывает нормальный стресс, связанный с рождением ребенка, но ничего непристойного и оскорбительного здесь нет».

Добро пожаловать в постмодернизм. Пожалуйста, следуйте за мной. Штраф отменили, но спорную рекламу все равно сняли.

Оскорбление других людей

В рекламе запрещено оскорблять других людей, использовать бранные слова или осуждать тех, кто обращается к конкурентам.

В 2016 году на улицах Барнаула, Брянска, Дзержинска и Ульяновска разместили баннеры с рекламой квартир-студий. На щитах были изображены девушки с небольшой грудью, а ниже стояла подпись «Маленькая, зато своя». Чуть позже такая реклама появилась в Оренбурге. Одновременно с этим на улицах прохожие могли увидеть другие рекламные щиты — на них было фото женщины с большой грудью и слоган «Своя должна быть большой».

В этом же городе местный предприниматель аналогичным образом продвигал натяжные потолки. На плакатах был изображен мужчина, заглядывающий к себе в штаны. Ниже располагалась надпись «Маленький, зато свой. Натяжной потолок».

Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей для компании и от 4000 до 20 000 — для руководства, от 2000 до 2500 рублей — индивидуальному предпринимателю.

В итоге. Эксперты регионального управления антимонопольной службы вместе с филологами сочли рекламу оскорбительной и непристойной, компанию и предпринимателя обязали снять баннеры. И застройщики, и бизнесмен-потолочник предписание быстро исполнили, поэтому штраф назначать не стали.

Унижение конкурентов

Недовольными рекламой могут быть не только потребители или антимонопольщики, но и конкуренты.

Почти 40 лет по всему миру идет рекламная война американских брендов фастфуда «Макдональдс» и «Бургер-кинг». В России «Бургер-кинг» постоянно размещает свои баннеры рядом с рекламой конкурента, передразнивая ее.

Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей для компании — налицо некорректное сравнение товаров. Кроме того, «Макдональдс» имел право потребовать компенсировать упущенную выгоду, ведь «Бургер-кинг», не стесняясь, переманивал потенциальных клиентов.

В итоге. На взаимные подколки компаний никто из клиентов не жаловался. Несмотря на то что в своей рекламе «Бургер-кинг» часто позволяет себе откровенно непристойные выпады в адрес конкурента, «Макдональдс» тоже ни разу не обращался ни в суд, ни в антимонопольную службу. Видимо, оба бренда считают скандалы дополнительной рекламой.

Размещение рекламы самозанятым

Являюсь самозанятым. Могу ли я повесить свою рекламу на фасаде здания, где арендую помещение?

Распространение рекламы должно соответствовать требованиям Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 5 ст. 3 рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, нет каких-либо запретов на распространение рекламы физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход (самозанятый).

Однако Закон о рекламе предъявляет ряд весьма серьезных требований к рекламе, за нарушение которых могут привлечь к административной ответственности и назначить штраф. По общему правилу, нарушение законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 4 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 до 500 тыс. руб.

Для размещения рекламы необходимо согласие собственника здания, на котором она будет размещаться, а также согласие органов местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществлять установку рекламной конструкции (ст. 19 Закона о рекламе).

Также необходимо соблюдение общих требований о добросовестности и достоверности рекламы. К рекламе отдельных видов товаров и услуг могут предъявляться иные требования.

Следует отличать рекламу от вывески.

Согласно п. 2, 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе его действие не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно п.3 ст. 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Из разъяснений Федеральной антимонопольной службы, содержащихся в письме от 27.12.2017 № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама», следует, что рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.

Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

Не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует цели, отличные от цели рекламы, – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке и не может рассматриваться как реклама.

Конструкция признается размещенной в месте нахождения организации (в данном случае самозанятого лица) в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация (самозанятый).

Таким образом, исходя из целей, которые вы преследуете, вы можете с соблюдением требований Закона о рекламе, а также с согласия собственника здания и органов местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществлять установку рекламной конструкции, разместить рекламу своих товаров или услуг либо просто разместить вывеску непосредственно вблизи дверей, окон или фасада здания, являющегося внешней стеной арендуемого помещения в здании.

Распространение рекламных листовок своими силами

Многие организации для рекламы своих товаров (работ, услуг) используют листовки (флаерсы и т.п.). Нередко их распространением компании занимаются самостоятельно. Как в таком случае нужно учитывать в налоговых расходах зарплату распространителей и начисленные на нее страховые взносы? Такой вопрос поступил к нам в рамках интернет-конференции по налогу на прибыль.

Затраты на изготовление листовок

«Зарплатные» расходы на распространение листовок

ВАРИАНТ 1. «Зарплатные» расходы на распространение = рекламные расходы

Этот вариант учета «зарплатных» расходов на распространение листовок может оказаться невыгодным для вас. Объясним причину возможной невыгодности. К ненормируемым рекламным расходам относятся затраты на изготовление листовок. Расходы же на их распространение в п. 4 ст. 264 НК РФ не указаны. И никаких «расширительных» писем Минфин на этот счет не выпускал.

Поэтому, если вы приняли решение учитывать зарплату распространителя и начисленные взносы как расходы на рекламу, их придется нормировать. При налогообложении прибыли они могут быть учтены в размере, не превышающем 1% выручки от реализации 5 .

Пожалуй, единственная ситуация, когда можно будет обойтись без нормирования, — это распространение листовок на выставке. Ведь затраты на участие в выставках, являющиеся ненормируемыми, не конкретизированы 6 . В этом случае из ваших документов, касающихся проведения выставки (в частности, приказов, отчетов), должно быть четко видно, что листовки в определенном количестве были распространены именно на выставке.

Кстати, этот вариант учета «зарплатных» расходов на распространение листовок в силу его возможной невыгодности можно считать безопасным. Ведь, согласитесь, сложно представить инспектора, который будет настаивать на пересчете налоговой базы в сторону увеличения расходов.

ВАРИАНТ 2. «Зарплатные» расходы на распространение = оплата труда + страховые взносы

В такой ситуации не исключен спор с проверяющими. Поводом для него может быть то, что сумма, которую можно отнести на налоговые расходы, в случае классификации «зарплатных» затрат на распространение листовок как рекламных была бы меньше.

Инспектор также может усомниться в «равности оснований». «Зарплатные» расходы на распространение листовок могут, например, представлять собой:

  • или зарплату и страховые взносы, начисленные именно за распространение листовок, скажем, как доплата к основному заработку;
  • или часть обычной зарплаты сотрудника (которому было поручено распространение листовок), рассчитанную, например, пропорционально затраченному на это времени. И приходящуюся на эту часть зарплаты сумму страховых взносов.

Согласитесь, в последнем случае «равность оснований» более очевидна: если бы рекламной акции не было, сумма затрат не изменилась бы. Однако, даже если зарплата за распространение была начислена сверх основного заработка, это все равно зарплата. И с точки зрения п. 4 ст. 252 НК РФ вы все равно вправе учитывать такие затраты как расходы на оплату труда. А начисленные на эту сумму страховые взносы — именно как взносы.

Вот что думают об этом в Минфине.

Из авторитетных источников

Буланцева Валентина Александровна — Государственный советник РФ 2 класса, заслуженный экономист России

«В случае распространения рекламных листовок своими силами организация имеет право учитывать для целей налогообложения прибыли заработную плату распространителя и начисленные на нее страховые взносы не в качестве рекламных расходов, а как собственно оплату труда и страховые взносы 7 . Возможность применения такого варианта учета не зависит от того, каким именно образом была оплачена работа по распространению рекламных листовок».

Минфин никакой проблемы не видит. Да и какая-либо судебная практика по этому вопросу нам не известна. Все это можно рассматривать как косвенное свидетельство того, что вероятность возникновения спора невелика.

В заключение скажем пару слов о НДС. Как разъяснил ВАС, распространение рекламных материалов, которые не отвечают признакам товара, объектом налогообложения не является 8 . Это в полной мере относится к листовкам. Поэтому, независимо от их стоимости, обязанность платить НДС при их распространении не возникает 9 . Но вместе с тем организация не вправе принять к вычету входной НДС, предъявленный изготовителем листовок, налог нужно включать в их стоимость 10 . К тому же возникает обязанность вести раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций и входного налога 11 .

Спасти НДС-вычет и не вести раздельный учет входного НДС поможет правило «пяти процентов». Напомним, оно действует в том случае, когда за квартал доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС (то есть расходов не только на изготовление листовок, но и на другие необлагаемые операции, если они были), не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров, работ, услуг, имущественных прав 12 . При выполнении этого условия весь входной НДС можно принять к вычету. Напомним, возможность применения правила «пяти процентов» должна быть предусмотрена вашей учетной политикой.

  1. абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ
  2. Письма Минфина от 20.10.2011 N 03-03-06/2/157, от 12.10.2012 N 03-03-06/1/544
  3. ст. 255, подп. 1, 28 п. 1 ст. 264 НК РФ
  4. п. 4 ст. 252 НК РФ
  5. подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ
  6. п. 4 ст. 264 НК РФ
  7. ст. 255, подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ
  8. п. 12 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 N 33
  9. Письмо Минфина от 23.10.2014 N 03-07-11/53626
  10. п. 2 ст. 170 НК РФ
  11. п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ
  12. п. 4 ст. 170 НК РФ

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Подпадают ли под действие закона о рекламе объявления на стендах МКД

Несанкционированная реклама на стенах и в подъездах МКД – распространённое явление, которое часто наносит ущерб дому. Чтобы уберечь общее имущество от этого, УО устанавливают у подъездов специальные доски объявлений. Рассказываем, являются ли они рекламными конструкциями и может ли ФАС РФ наказать распространителей несогласованной рекламы в подъездах.

Реклама размещается на общем имуществе собственников в МКД с разрешения общего собрания

Собственники помещений в МКД несут бремя содержания общего имущества в таком доме, внося плату за жилое помещение. При этом жители дома могут зарабатывать, грамотно используя такое имущество. О способах получения дополнительных средств домом мы рассказывали ранее: это сдача площадей в аренду, размещение оборудования операторов связи, предоставление в возмездное пользование части придомовой территории.

Один из способов заработать на общем имуществе – размещение в доме или на фасаде МКД рекламы. Делать это можно только с согласия ОСС, что подтверждается многочисленными примерами из судебной практики. В основном она касается размещения на доме рекламы и вывесок информационного характера.

Сегодня мы поговорим об информации на стендах, которые по ПП РФ № 416 управляющая организация обязана установить в каждом подъезде многоквартирного дома. Некоторые компании размещают их и во дворах, на придомовой территории, в том числе дополнительно возле подъездов, чтобы рекламу и объявления не клеили на стены дома и не портили фасад и двери.

Читайте также  Как вернуть переплату по налогу?

Если реклама размещена на стенде, то он должен быть смонтирован в соответствии с нормами ст. 19 № 38-ФЗ

На вопрос о том, является ли информационный стенд, размещённый на придомовой территории, у подъезда, рекламной конструкцией и, соответственно, подпадает ли он под действие Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответила Федеральная антимонопольная служба в письме от 24.09.2020 № дф/82787/20.

Согласноч. 1 ст. 3 № 38-ФЗ, реклама – это информация,

  • распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
  • адресованная неопределённому кругу лиц;
  • направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Требования к наружной рекламе, в том числе размещаемой на фасаде МКД и придомовой территории, установке рекламных конструкций закреплены в ст. 19 № 38-ФЗ.

Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий или вне их, выполняется владельцем рекламной конструкции с соблюдением требований ст. 19 № 38-ФЗ.

При этом, как отмечает ФАС РФ, перечень рекламных конструкций не является закрытым. В ч. 1 ст. 19 № 38-ФЗ сказано об «иных технических средствах стабильного территориального размещения», к которым ведомство относит любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые

  • размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями
  • не предназначены для перемещения.

При этом в № 38-ФЗ нет определения понятию «прочная связь конструкции с объектом». ФАС РФ поясняет, что речь идёт о связи, которая делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств. Если на ней размещена реклама, то это рекламная конструкция.

Если информационный стенд у входа в подъезды МКД используется для распространения рекламы, его перемещение невозможно без использования инструментов, то он относится к рекламным конструкциям. Поэтому такие стенды должны соответствовать положениям ст. 19 № 38-ФЗ.

Это значит, что для монтажа информационной доски у входа в подъезд, если на ней будет реклама, нужно разрешение органа местного самоуправления на установку и эксплуатацию, а также необходимо внести её в муниципальную схему размещения рекламных конструкций (ч. 5.8 ст. 19 № 38-ФЗ).

Стенд для нерекламной информации размещается в соответствии с правилами благоустройства территории

В письме от 24.09.2020 № дф/82787/20 ФАС РФ отдельно оговаривает вопрос о том, какая информация не относится к рекламе. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 2 № 38-ФЗ, действие этого закона не распространяется на сообщения органов власти и муниципалитетов, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой. Также к рекламе не относятся объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, если информационный стенд у подъезда содержит объявления об отключениях воды или «отдам котёнка», то они не являются рекламными. Тогда требования ст. 19 № 38-ФЗ на них не распространяется. При этом ведомство указывает, что такие конструкции должны соответствовать нормам локальных актов, устанавливающих правила благоустройства территорий (ч. 2 ст. 1, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Именно ОМС в рамках своих полномочий определяет порядок и возможность размещения конструкций, порядок установки и эксплуатации которых не регулируется № 38-ФЗ, в соответствующем нормативном акте.

Нормы ст. 19 № 38-ФЗ не распространяются на рекламу внутри подъезда

Также в письме ФАС РФ говорит и о рекламе внутри подъездов многоквартирного дома: на стендах или, например, в лифтах. Ведомство отмечает, что № 38-ФЗ не запрещает такую рекламу и не содержит специальных требований к ней. То есть требования ст. 19 № 38-ФЗ не распространяются на рекламу, размещаемую внутри подъездов многоквартирных домов посредством использования технических средств.

Это подтверждается и практикой дел, которые разбирают в региональных управлениях ВАС РФ. Например, решение Омского УФАС России от 02.04.2020 по делу № 055/05/5-233/2020.

В адрес управления поступила жалоба жителя многоквартирного дома. Ему не понравилось, что в подъездах дома, где он живет, были расклеены рекламные листовки. По мнению заявителя, информация была размещена в непредназначенных для этого местах – на информационных стендах управляющей организации, на дверях электрощитов.

Рассматривая дело, УФАС отметил, что информация, на которую жаловался житель МКД, подпадает под понятие «реклама» и обладает всеми её признаками: распространена печатным способом, направлена на привлечение внимания неопределённого круга лиц к объекту рекламы и предлагаемым им услугам – подключению интернета.

Управление по результатам проверки возбудило дело по признакам нарушения ч. 11 ст. 5 № 38-ФЗ: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ. При этом в силу ч. 4 ст. 36 ЖК РФ по решению ОСС объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Поскольку реклама была размещена без согласия собственников, без учёта требований ч. 11 ст. 5 № 38-ФЗ, комиссия Омского УФАС России сделала вывод о том, что рекламораспространитель нарушил нормы законодательства в сфере рекламы. При этом ст. 38 № 38-ФЗ не устанавливает административной ответственности субъектов рекламной деятельности за нарушение требований ч. 11 ст. 5 № 38-ФЗ. Поэтому омский УФАС России не стал выдавать рекламораспространителю предписание о прекращении нарушения законодательства РФ.

Запомнить

Управляющая организация, решая установить у подъездов многоквартирного дома стенды, чтобы на них, а не на стенах и дверях, размещались объявления третьих лиц, должна учитывать, что:

  1. Стенд может быть отнесён к рекламным конструкциям, и в таком случае для него нужно разрешение на монтаж.
  2. Если на доске размещаются только информационные сообщения, то монтаж доски должен производиться с учётом правил благоустройства территорий.
  3. Реклама внутри подъезда также должна отвечать нормам № 38-ФЗ, однако, административная ответственность за это не предусмотрена.

Незаконную рекламу, которая наклеена в местах общего пользования домом, УО снимает/закрашивает в рамках исполнения обязанностей по договору управления. Если наклеенная незаконно, без разрешения ОСС, реклама причинила ущерб общему имуществу собственников, то УО вправе обратиться в суд и взыскать ущерб. О том, как это сделать, мы рассказывали на одном из онлайн-семинаров, материалы с которого вы найдёте под этим материалом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector