Приватизация земли на которой находится собственный магазин

Приватизация земли на которой находится собственный магазин

Приватизация земли на которой находится собственный магазин

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

— приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

— отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

— отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

— приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

— в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Приватизация земли на которой находится собственный магазин

О размещении нестационарных торговых объектов на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута

С 1 марта 2015 года главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) закреплены положения, касающиеся размещения нестационарных торговых объектов (далее — НТО) на условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ основанием для такого размещения НТО на землях или земельных участках, находящихся в публичной собственности, является схема размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 381-ФЗ).

Таким образом, в настоящее время наличие информации об НТО в схеме размещения НТО, утвержденной в установленном порядке, является достаточным основанием для размещения такого НТО на земельном участке, находящемся в публичной собственности. Принятие дополнительных актов (в том числе органами местного самоуправления) о разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения НТО в указанном порядке, ЗК РФ не предусмотрено.

Позиция Департамента недвижимости Минэкономразвития России по вопросу платности использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления в отношении них сервитута изложена в письме от 14 октября 2016 г. N Д23и-4886 (размещено на официальном сайте Минэкономразвития России, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс»), и исходит из того, что без взимания платы осуществляется непосредственно использование земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ, при наличии на это законных оснований.

Таким образом, если НТО включен в схему размещения НТО, в порядке, установленном Законом N 381-ФЗ, то плата за его нахождение на земельном участке, т.е. за использование такого земельного участка в целях его размещения, не взимается.

При этом определение условий размещения НТО (в том числе наличие/отсутствие преимущественного права на заключение нового договора о размещении НТО на новый срок; предоставление права на размещение НТО по результатам торгов; установление платы за такое размещение и пр.) выходит за рамки регулирования отношений, возникающих в области использования земель или земельных участков.

Так, в силу части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В этой связи, в настоящее время порядок предоставления мест под размещение НТО, в том числе условия размещения таких объектов, определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

При этом утверждение схемы размещения НТО (внесение в нее изменений) не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).

Что касается вопроса предоставления земельных участков на праве аренды для размещения НТО, то диспозитивный характер статьи 39.33 ЗК РФ позволяет использовать земельные участки без их представления и без установления в отношении них сервитутов, в случаях, если иное не предусмотрено законом. Таким образом, предоставление земельных участков на праве аренды для размещения НТО осуществляется исключительно в случаях, прямо предусмотренных законом.

Поскольку действующей редакцией Закона N 381-ФЗ данное условие не установлено, размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на праве аренды в настоящее время не должно осуществляться.

Относительно ранее заключенных договоров аренды земельных участков, предоставленных в целях размещения НТО, срок действия которых истек, в силу пунктов 3 и 4 статьи 39.6 ЗК РФ в указанном случае оснований для заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов не предусматривается.

В случае если срок договора аренды земельного участка, предоставленного для размещения НТО, не истек, то в таком случае могут быть применены правила пункта 1 статьи 46 ЗК РФ, пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность расторжения договора по соглашению сторон.

В свою очередь истечение срока договора аренды земельного участка, либо расторжение такого договора не препятствуют дальнейшему использованию этого земельного участка для размещения НТО по правилам главы V.6 ЗК РФ при наличии законных оснований.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, является Минпромторг России (Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438).

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации в целях развития всех торговых форматов и каналов сбыта, а также защиты прав предпринимателей Минпромторгом России при участии Минэкономразвития России и ФАС России подготовлен проект федерального закона, направленный на совершенствование правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли. Указанный законопроект предусматривает определение прозрачных правил предоставления мест для нестационарных и мобильных объектов, в том числе компенсационных мест, а также длительные сроки действия разрешающих документов с их последующим продлением с добросовестными хозяйствующими субъектами без проведения торгов.

Приватизация земельного участка

Бесплатная приватизация земельного участка для граждан РФ доступна только один раз в жизни. Далее подробнее.

Стать владельцем участка земли можно либо путем его покупки, либо путем приватизации. Приватизировать можно землю муниципалитета или государственную, как указано в Земельном кодексе РФ, ФЗ № 137 от 25.10.2001 г. и ФЗ №171 от 23.06.2015 г.

Закон позволяет приватизировать участок земли на безвозмездной основе:

  • Тем, кто оформил в свое время договор о бесплатном пользовании на 6 лет или больше, через 5 лет могут приватизировать эту землю (ст. 39.10 ЗК РФ);
  • Тем, кто получил землю бесплатно для строительства дома или подсобного хозяйства на 6 лет, спустя 5 лет могут приватизировать этот участок (ст. 39.10 ЗК РФ);
  • Многодетным семьям (ст. 39.5 ЗК РФ, ст. 39.19 ЗК РФ);
  • Собственникам объектов, находящихся на данном участке и полученных путем покупки, наследования, дарения или иной сделки до 25.10.2001 г.;
  • Арендаторам земли по договору, заключенному ранее 25.10.2001 г.;
  • Тем, кто получил землю бессрочно (либо зарегистрировал пожизненное наследуемое владение), и на нем построил жилье, уже оформленное в собственность.

Бесплатно приватизировать землю вправе все граждане РФ, но только 1 раз в жизни. Во всех остальных случаях земля может быть только выкуплена у муниципалитета по ее кадастровой стоимости, вычисляемой по ставке земельного налога для данной категории землепользования.

Отказ в приватизации можно получить только тогда, когда:

  • Участок зарезервирован для госнужд или изъят из обращения (парк, заповедник, заказник и т.д.) – ст. 27 ФЗ №178 от 21.12.2001 г.;
  • Участок запрещен к приватизации по ст. 28 ФЗ №178;
  • Земля расположена на берегу водоема, пруда или береговой полосы общего использования;
  • Земля относится к территории общего пользования (автотрасса, улица, площадь и т.д.).

Отказ выдается заявителю в письменной форме, причем мотивировать его муниципалитет вправе только соответствующими положениями федерального законодательства, но не нормативными актами местного значения.

Приватизация земли: пошаговая инструкция

В общем виде процесс приватизации любого земельного участка состоит из 5 ключевых этапов:

Этап 1: укомплектовать пакет документов

Поскольку 12.01.2016 г. был опубликован Приказ Минэкономразвития РФ №1, то перечень необходимой для приватизации земли был откорректирован, и теперь он такой:

  1. Заявление, в котором содержится просьба безвозмездно предоставить конкретный участок земли в частную собственность, или проводится согласование передачи земли под приватизацию (границ пока нет, требуется произвести межевание и присвоить кадастровый номер) — ст. 39.15 ЗК РФ;
  2. Если участок получен бесплатно на 6 лет, то пишут заявление с просьбой прекратить это право.
  3. Паспорт заявителя, а если документы подает доверенное лицо – дополнительно доверенность, заверенная нотариально.
  4. Если заявитель состоит в законном браке, то подается документальное согласие супруга (заверенное в нотариате);
  5. Документ, служащий доказательством права заявителя пользоваться этой землей;
  6. Кадастровый паспорт и выписку из ЕГРП для этого участка, а если кадастрового номера нет – то соответствующее подтверждение его отсутствия;
  7. Для работников муниципальных органов, чьи должности входят в перечень, утвержденный законом субъекта РФ, подается бумага, подтверждающая факт трудоустройства.
  8. Если документы подает многодетная семья, то подается документ о наличии условий для выделения земли (ст. 39.5 ЗК РФ);
  9. Для особых категорий граждан утвержден специальный документ, для подтверждения права на приватизацию (ст. 39.5 ЗК РФ).

Поскольку в каждом случае имеет значение, какой участок приватизируется, и на каком основании, общий перечень может быть дополнен документами, список которых предоставляет регистрирующий орган.

Этап 2: подача документов

Вся подготовленная документация тщательно проверяется: не должно быть расхождений в датах, ошибок и опечаток. Подавать пакет документов следует в:

  1. Администрацию муниципалитета.
  2. Территориальное управление Росимущества.

В первом случае документы подаются на земли, находящиеся в собственности муниципалитета, а во втором – в собственности государства. Выяснить это просто: собственник указан в выписке из ЕГРП. Документы принимаются по описи, а потом в течение 30 дней проверяются. После этого можно переходить к следующему этапу, либо, при получении отказа, доукомплектовать пакет документов, устранить препятствие, либо выбрать иной участок для приватизации.

Этап 3. Постановка на кадастровый учет

Этот этап выполняется теми, кто приватизирует землю, не имеющую границ, либо приватизируемую с уточнением границ. Уточняются границы за счет заявителя, путем заключения договора подряда с кадастровым инженером. В процессе границы либо уточняются, либо вновь образуются. По завершении всей процедуры можно обращаться в Росреестр с заявлением о постановке данного участка на учет в кадастре.

Этап 4. Решение уполномоченного органа

Если границы участка известны, он поставлен соответствующим образом на кадастровый учет, у вас на руках есть кадастровый паспорт и выписка из ЕГРП, можно обращаться в муниципалитет за решением о выделении указанного участка в собственность заявителю на безвозмездной основе. Именно решение муниципалитета, оформленное в письменном виде и надлежащим образом заверенное, станет юридическим основанием для осуществления регистрации права собственности (ст. 39.15 ФЗ №178).

Этап 5. Регистрация права собственности

В Росреестр по адресу приватизируемого участка подаются документы:

  1. Заявление.
  2. Паспорт заявителя.
  3. Решение муниципалитета о предоставлении земли для приватизации.
  4. Квитанция об оплате госпошлины (350 руб.).

Если у регистрирующего органа нет претензий к предоставленной документации, то через 10 дней заявителю будет предоставлена выписка из ЕГРП, подтверждающая завершение регистрации. С этого момента владелец будет регулярно получать уведомления о необходимости оплатить земельный налог (0,3% от цены земли, определенной кадастром).

Как приватизировать земельный участок, находящийся в аренде: пошаговая инструкция

Приватизация арендованной земли, пожалуй, самый волнующий вопрос любого нанимателя. Многие граждане, пользуясь землей, не знают о том, имеют ли они на это право, какие документы нужно собрать, и как проходит разгосударствление участков.

Что нужно знать

Оформляя арендованную землю в собственность, необходимо знать важную информацию, касающуюся самой процедуры, какие участки можно приватизировать и кто имеет на это право.

Понятие аренды и приватизации земельных участков

Государство часто дает гражданам земли для пользования. Это участки для строительства дома, дачи или для коммерческих целей. Но полностью распоряжаться землей они не имеют права, т. к. она является арендованной.

Читайте также  Отказ от приватизации несовершеннолетнего ребенка

Аренда земельного участка – временное владение и пользование землей за оговоренную плату, при этом все, что было получено от пользования землей, принадлежат арендатору. Аренда земли осуществляется на основе договора, в котором закреплены сроки, условия пользования, а также права и обязанности сторон. Ст. 606 ГК РФ дает определение договора аренды.

А согласно ФЗ N 178-ФЗ в ст. 1 приватизация:

Другими словами, передача государством своей земли в собственность гражданам и юридическим лицам.

Опираясь на определение договора аренды, РФ или субъект РФ выступают в роли арендодателя, а гражданин – в роли арендатора.

Законы, регламентирующие приватизацию

С приватизацией Россия познакомилась еще в начале 90-х лет. До этого времени все земли принадлежали только СССР. С принятием Конституции в 1993 г. у граждан появилось право на частную собственность земли. Законодательная база потерпела немало изменений в области земельного права. Сейчас принято немало норм, регулирующих приватизацию земельных участков.

Некоторые положения ГК РФ также содержат нормы, регулирующие приватизацию.

Законодательная база, регламентирующая эту процедуру, до сих пор терпит некоторые изменения: меняются условия, сроки, стоимость приватизации.

Сейчас НПА предусмотрена возможность проведения приватизации платно и бесплатно, условия и сроки последней мы рассмотрим ниже. Что касается платной приватизации, то стоимость зависит от вида государственной собственности (федеральная или муниципальная), но в любом случае цена не превышает кадастровой стоимости земли.

Условия и сроки бесплатной приватизации

Благодаря принятому в 2006 г. Закону «О дачной амнистии» – такое название он получил в народе, стала доступна бесплатная приватизация арендованной земли некоторым категориям граждан (подробнее о дачной амнистии). Последним изменением в законе стал срок бесплатной приватизации – теперь до 31.01.2020 г. можно приватизировать участки, принадлежащие к оной из категорий земель, на безвозмездной основе.

Условия для бесплатной приватизации:

  • участок относится к одной из категорий земель (ИЖС, СНТ, ИГС, ПХ);
  • участок получен в аренду до 25.10.2001 г.;
  • арендатор должен относиться к одной из категорий граждан, имеющих право на бесплатную приватизацию;
  • если участок предоставлен в безвозмездное пользование на срок более 6 лет для ИЖС или ЛПХ, и прошло уже 5 лет.

Категории граждан, которые могут приватизировать землю

Законом предусмотрена возможность бесплатной приватизации 1 раз в жизни. Провести повторную процедуру можно только на платной основе, внеся полную стоимость земли. Исключение составляют лица, участвовавшие в приватизации в несовершеннолетнем возрасте.

Земельный кодекс в ст. 39.5 закрепил перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатную приватизацию. К ним относятся:

Преимущества и недостатки приватизированной земли для собственника

Пользуясь арендованной землей, тяжело строить планы на будущее. Ведь арендатор не уверен, сможет ли он завтра владеть этим участком. Приватизация дает уверенность в «завтрашнем дне». После перехода земли в частную собственность владелец сможет распоряжаться участком уже по своему усмотрению – продать, подарить, или самому сдать его в аренду. Это первое преимущество. Вторым будет уверенность, что его землей никто не воспользуется и не передаст другому человеку или организации.

Однако существуют и минусы приватизированной земли. Сама процедура длится до 9 месяцев, и сбор документов, как и постановка на учет в Росреестр влекут за собой дополнительные расходы. Также, согласно п. 1 ст. 388 НК РФ и ст. 65 ЗК РФ, собственник участка становится плательщиком земельного налога. Но это уже носит индивидуальный характер, возможно, что эти минусы намного выгоднее, чем арендная плата.

Категории земель, которые нельзя приватизировать

Земельный кодекс в ст. 27 содержит перечень земель, не подлежащих приватизации. Это земли, изъятые из оборота, граничащие с береговой полосой, и участки, на которых находятся пруды и водные карьеры общего пользования. В п. 8 ст. 28 ФЗ от 21.01.01 N 178-ФЗ указаны категории земель, не подлежащие приватизации:

Приватизация арендованной земли под частным домом

На многих арендованных участках построены дома, на которые граждане оформили право собственности. В этом случае арендатор имеет приоритетное право на приватизацию земли. Основанием для приватизации послужит построенный частный дом.

Пошаговая инструкция приватизации:

Шаг 1. Сбор документов

Необходимо подготовить соответствующий пакет документов, провести межевание и составить кадастровый план участка.

  • договор аренды;
  • документы на дом;
  • выписка из ЕГРН;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление.

Шаг 2. Подача заявления

В зависимости от типа участка (федеральный или муниципальный), документы подаются в отделение Росимущества или администрацию, согласно ст. 39.2 ЗК РФ.

Рассмотрение заявления уполномоченным органом занимает максимум 45 дней.

Шаг 3. Получаем ответ уполномоченного органа

Рассмотрев заявление арендатора и документы, администрация или отдел Росимущества выносит решение о предоставлении земли.

Шаг 4. Постановка земли на учет и регистрация права собственности

На этом этапе кадастровым инженером проводятся межевание участка и определение границ (читайте: как устанавливаются границы).

Кадастровый учет может длиться до 2 недель, но бывают случаи, когда процедура может затянуться.

После этого в Росреестр представляются собранные документы и заявление. Если все было верно оформлено, то через 10 – 12 дней Росреестр в электронном виде выдает выписку из ЕГРН.

С этого момента считается, что процедура приватизации окончена, и собственник вправе полностью распоряжаться землей.

Стоимость приватизации складывается из:

  • кадастровой цены участка (в случае платной приватизации);
  • оплаты госпошлины – 350 руб.;
  • выписки из ЕГРН – от 10 тыс. руб.;
  • услуг нотариуса – от 200 руб.;
  • прочих расходов.

Приватизация арендованной земли в СНТ

Согласно ФЗ от 15.04.98г. N 66-ФЗ, земли в СНТ принадлежат товариществу на безвозмездной основе после регистрации. Участникам садоводства предоставляется возможность бесплатно приватизировать свой участок. Сделать это можно 2 способами: коллективно и индивидуально.

Коллективное принятие решения:

Шаг 1. Собрание членов СНТ, на котором будет принято решение о приватизации.

Шаг 2. На основании решения представители товарищества обращаются в администрацию с заявлением о передаче садоводства в собственность.

Шаг 3. Оформление документов, межевание земли, кадастровый учет.

Шаг 4. Уполномоченный член собрания обращается в местные органы с заявлением и пакетом документов.

Шаг 5. Получение решения.

После получения заявления и документов администрация выносит решение в течение 2 недель.

Шаг 1. Собрать пакет документов:

  • справка о принадлежности участка заявителю;
  • членская книжка;
  • выкопировка ген. плана СНТ;
  • копия протокола/решения о том, что заявитель принят в СНТ.

Шаг 2. Обращение в администрацию с заявлением и пакетом документов.

Заявление рассматривается в течение 2 недель, после чего заявитель получит решение

Шаг 3. Утверждаются границы участка, и проводится межевание.

Шаг 4. Подача документов в Росреестр.

Шаг 5. Заключается договор о передаче участка в собственность.

Стоимость приватизации складывается из:

  • кадастровой цены участка (в случае платной приватизации);
  • оплаты госпошлины – 350 руб.;
  • выписки из ЕГРН – от 10 тыс. руб.;
  • услуг нотариуса – от 200 руб.;
  • прочих расходов.

Приватизация арендованной земли под ИЖС

Категория земель под ИЖС предполагает право на строительство жилых и хозяйственных помещений.

Шаг 1. Сбор документов:

  • договор аренды;
  • документы на дом;
  • выписка из ЕГРН;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление.

Шаг 2. Подача заявления.

В зависимости от типа участка (федеральный или муниципальный), документы подаются в отделение Росимущества или администрацию, согласно ст. 39.2 ЗК РФ. В заявлении необходимо указать имеющиеся сведения о постройке (тип помещения, этажность, площадь и т. д.).

Шаг 3. Постановка земли на учет и регистрация права собственности.

На этом этапе кадастровым инженером проводятся межевание участка и определение границ.

Кадастровый учет может длиться до 2 недель, но бывают случаи, когда процедура может затянуться.

После этого в Росреестр представляются собранные документы и заявление. Если все было верно оформлено, то через 10 – 12 дней Росреестр в электронном виде выдает выписку из ЕГРН.

С этого момента считается, что процедура приватизации окончена, и собственник вправе полностью распоряжаться землей.

Стоимость приватизации складывается из:

  • 2,5% от кадастровой цены участка (в случае платной приватизации);
  • оплаты госпошлины – 350 руб.;
  • выписки из ЕГРН – от 10 тыс. руб.;
  • услуг нотариуса – от 200 руб.;
  • прочих расходов.

Отказ в приватизации арендованной земли

Бывают случаи, когда уполномоченный орган отказывает в приватизации. Для этого есть основания, указанные в законодательстве:

  • земли относятся к списку запрещенных для приватизации;
  • территория зарезервирована муниципальными и федеральными органами для собственных нужд;
  • нарушение арендатором условий пользования землей.

Любой отказ в приватизации арендованной земли должен быть обоснованным и подлежит обжалованию. Можно решить вопрос в досудебном порядке в местной администрации или в судебном порядке.

В первом варианте заявление рассматривается в течение 15 дней, и заявителю направляется письменный ответ, который также может быть обжалован уже в судебном порядке.

Порядок действий при отказе в приватизации:

  • получить отказ в письменном виде;
  • собрать дополнительный пакет документов (список зависит от ситуации);
  • подать иск;
  • оплатить госпошлину;
  • дождаться решения суда в течение 2 – 3 месяцев.

Как показывает практика, большинство заявлений подлежит удовлетворению.

Оформление земли в собственность

Проблемы с поиском?

Загрузка данных с сервера Росреестра.

Произошла ошибка при обмене данными

Сообщение о ошибке будет направлено администрации портала.

Вы можете воспользоваться ручной формой заказа: Отправить запрос специалисту

По вашему запросу ничего не найдено

Уточните запрос, укажите полностью ваш адрес и проверьте ошибки.
Если найти объект все равно не получается, вы можете воспользоваться ручной формой заказа и наш оператор сам найдет нужный Вам объект: Отправить запрос оператору

Найдено объектов

Кадастровый номерАдрес объекта
Выбрать

Собственник земельного участка может передавать надел по наследству, в аренду, продавать его, но возможно это при наличии справок, подтверждающих прохождение регистрации. Как оформить землю в собственность, в какие органы обращаться, какие бумаги подготовить подскажет представленный материал.

Законодательная база Российской Федерации не стоит на месте, развивается, предлагая гражданам выгодные условия пользования имуществом. Земельные участки, перешедшие в собственность до 2001 года, оформлялись в одном порядке, начиная с 2001 года, процедура изменила характер, теперь действуют нововведения, ознакомиться с которыми рекомендуется каждому.

Оформление земли в собственность в 2021 году носит упрощенный порядок. В этом порядке можно зарегистрировать:

  1. Надел, на который право собственности получено до 2001 года.
  2. Участок с жилым объектом недвижимости (если земля получена до 1990 года).
  3. Земли, предназначенные для сада/огорода, на которых построены дома без разрешения на строительные работы.

Упрощенный порядок оформления предусмотрен для садовых сообществ, кооперативов. Если субъект давно владеет ЗУ, в книге хозяйственного учета есть записи, документы, подтверждающие право собственности старого образца, процедура оформления участка земли в собственность носит упрощенный характер.

Пошаговая инструкция

Владелец земли для эксплуатации надела в рамках закона должен пройти процедуру регистрации. Если этого не сделать, права в пользовании, действиях будут ограничены, сделки признаны незаконными.

Пошаговая инструкция оформления земли в собственность в 2021 году поможет сделать все правильно, в нужной последовательности. Действия субъекта:

  1. Сбор документов.
  2. Обращение в Росреестр.
  3. Подача заявления.
  4. Выписка из ЕГРН

Подать обращение можно не только в Росреестр, но и в МФЦ. Обращение рассматривается на протяжении двух недель с момента приема.

Это процедура, если земля имеет установленные приделы. Если нет, нужно пригласить специалиста для проведения межевания. Если сроки не горят, воспользуйтесь услугой бесплатно, но нужно ждать. Если хотите решить вопрос в короткие сроки, придется заплатить. План межевания нужен для составления акта границ, который можно находится в справке из ЕГРН.

Для проведения разного рода манипуляций с землей, участок должен стоять на учете. Делается это в Кадастровой палате или МФЦ.

Следующий шаг – обращение в администрацию местного поселения. После можно регистрировать право собственности.

Тонкости оформления при купле-продаже

Закон об оформлении земли в собственность предусматривает прохождение процедуры через нотариальную контору. В присутствии адвоката стороны дают согласие на проведение сделки (согласие формируется в письменной форме).

После покупатель обращается в регистрационный орган ля закрепления прав собственности на надел.

Документы для оформления земли в собственность:

  1. Выписку из ЕГРН, отображаемую кадастровый план.
  2. Квитанцию, подтверждающую оплату всех расходов (государственной пошлины).
  3. Договор купли-продажи.
  4. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

Если заявитель не может лично обратиться в регистрационный орган, этим правом обладает лицо, имеющее нотариально заверенную доверенность. Доверенный субъект должен иметь при себе документ, удостоверяющий его личность, подтверждение права управления личными делами.

Рекомендуется предварительно уточнять у представителей регистрационного органа перечень документации. Обстоятельства перехода права земли от одного субъекта к другому разные, в зависимости от них может меняться перечень справок.

После приема пакета документации, представитель регистрационного органа выдает заявителю на руки расписку. Информация о готовности справки передается в телефонном режиме.

Для регистрации собственности можно обратиться в регистрационные органы лично, подать обращение в МФО, зайти на сайт Госуслуг, отправить форму в электронном виде.

Получение разрешения снимает ограничения права распоряжаться недвижимым имуществом, если разрешения нет, права собственника ограничены (актив нельзя продавать, передавать в аренду, по наследству, дарить).

Внимание! Обязательный после регистрации права земельного участка, обязательно закажите выписку из ЕГРН на официальном сайте: https://rosreestor.com/ для того, чтобы убедиться в правильности данных.

Приватизация земельного участка

Приняв решение приватизировать земельного участка, будьте готовы к сложному длительному процессу. Жители города подают документы в городскую администрацию, жители района в поселковый совет. Решение выносится на протяжении 14 дней с момента принятия пакета.

При положительном решении последующие действия зависят от ситуации – надел передается платно или бесплатно. Платно – договор купли-продажи, бесплатно – по наследству.

Независимо от способа приема ЗУ, следующий шаг – обращение в Росреестр. На момент обращения в регистрационный орган, субъект должен иметь на руках такие документы:

  1. Удостоверение личности.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Решение государственной администрации.

Дополнительно прикладывается квитанция об оплате налогового сбора, выписка из кадастрового плана, заявление с просьбой зарегистрировать земельный актив. Вместе с землей можно оформить стоящие на ней строения, оформление в собственности земли и дома носит упрощенный характер.

Важно! Если стоящая на участке конструкция является собственностью поселкового совета, рекомендуется не приватизировать ее, а оформить выкуп.

Переход права по дачной амнистии

Упрощенную форму регистрации права собственности на надел имеет дачная амнистия (новое в оформлении земли в собственность). Это временная программа, сроки продлены до конца 2021 года. Эксперты рекомендуют каждому, кто хочет получить право собственности на недвижимый актив, воспользоваться дачной амнистией.

Категория граждан, имеющая право воспользоваться дачной амнистией:

  1. Особы, имеющие право на надел, оспорить которое не возможно (бесспорное право).
  2. Владелец надела (земля принадлежит товарищескому сообществу).
  3. Лица, начавшие, но не закончившие регистрацию.

Справки, бумаги передаются представителям Росреестра или МФЦ. Примите во внимание: представители государственных органов могут потребовать кадастровый паспорт или план межевания.

Решение выносится на протяжении 10-30 дней, процедура действует до конца декабря 2021 года, по окончанию этого срока оформление переводится на стандартный режим.

Если земля в собственности, обязательно нужно заказать выписку из ЕГРН!

Оформление права после аренды

Собственник ЗУ может распоряжаться наделом на свое усмотрение, дарить его, продавать, передавать во временное пользование по договору аренды.

Пользователь активом, взятым в аренду, может выразить желание купить участок. Передача ЗУ в собственность происходит одним из способов:

  1. Приватизация.
  2. Купля-продажа (перед договоров нужно купить выписку из ЕГРН).

Приняв решение выкупить надел, первое, что должен сделать будущий владелец – получить разрешение. Недвижимый объект может иметь собственника в виде частного лица или в виде муниципалитета, сельского совета. Без разрешения дальнейшие манипуляции невозможны.

Получив разрешение, можно обращаться к нотариусу для заключения и удостоверения сделки. Заключается сделка в письменном виде, после документация передается в Росреестр или МФЦ .

Если арендатор планирует на земле возвести здание (сарай, гараж, складское помещение) для занятия сельскохозяйственной деятельностью, рекомендуется ЗУ приватизировать.

Обязательно во время оформления нужно предъявить договор-основание. Если такого нет, будьте готовы к сбору большого дополнительных справок, подтверждающих факт передачи земельной площадки в аренду.

Как приватизировать земельный участок в СНТ или под домом в 2021 году: подробное руководство от юриста

Пользоваться землей и владеть ею — понятия разные. По закону, частная собственность неприкосновенна, а пользователя могут в любой момент попросить вернуть надел под государственные или муниципальные нужды. Чтобы этого не случилось, сотки под частным домом или в садовом кооперативе нужно приватизировать.

Как это сделать правильно? В каких случаях возможна бесплатная приватизация земельного участка? Какие документы собирать и куда обращаться? На эти вопросы журналисту ФАН ответила адвокат Юлия Лотова.

Что такое приватизация земельного участка

Термин «приватизация» означает переход права собственности на недвижимость от государства к человеку. В случае приватизации земельного участка гражданин становится его владельцем, а значит, его права на землю юридически защищены. Он может продать, подарить, завещать свой участок детям или другим родственникам. Может сдать его в аренду и получать доход. А может, не переживая о будущем, построить дом для постоянного проживания или дачного отдыха. Его земля — это его собственность, и как распоряжаться ею, он решает только сам.

При этом у собственника возникают и обязанности. Он должен платить налог за землю, должен использовать ее по целевому назначению и соблюдать права соседей. Но эти нюансы, как правило, несравнимы с фактом владения землей. Приватизация земельного участка в СНТ или под частным домом — требование нынешнего времени. Если возможность выполнить ее существует, это стоит сделать.

«Отдельного закона о приватизации земельных участков не существует, — отмечает адвокат Юлия Лотова. — Процесс регулируется Земельным кодексом РФ, принятым в 2001 году, с изменениями и поправками вступившими в силу в 2020 году. А также другими законами, в том числе о так называемой дачной амнистии, о приватизации государственного и муниципального имущества. Отвечают за передачу земель в собственность гражданам органы государственной власти: местные администрации, сельские советы».

Кто имеет право на приватизацию земельного участка в СНТ и под домом

Приватизировать свои сотки может любой гражданин России, но с соблюдением ряда условий. Если речь идет об участке под частным домом, в котором человек живет и фактически пользуется этой землей, учитывают период владения недвижимостью. Важно, чтобы право собственности на дом возникло до момента вступления в силу Земельного кодекса РФ, то есть до 2001 года.

Если человек получил дом по наследству, учитывается период владения домом наследодателем. То есть родители или бабушка с дедушкой, которые владели этим домом когда-то и от которых он перешел по наследству к детям, должны были оформить его в собственность до момента введения в действие Земельного кодекса РФ.

Приватизировать можно и дачные участки, которые с 2019 года называются садовыми или огородными. Для таких наделов действует упрощенная процедура регистрации, получившая название «дачной амнистии». Главное условие при этом — наличие границ у садового товарищества. Если формирование границ СНТ выполнено не было, заявлять права на землю рано, нужно дождаться завершения процедуры межевания.

С чего начать приватизацию земельного участка

Для начала важно уточнить тип участка, который планируется получить в собственность. Сделать это не получится, если он расположен на территории государственного заповедника или национального парка. Не разрешают отчуждать делянки на особо охраняемых природных территориях и расположенные на расстоянии менее 500 метров до кромки естественного водоема.

Приватизировать можно участок:

расположенный в СНТ, с полученной на него садовой книжкой;

полученный ранее в бессрочное пользование в качестве дачного надела;

закрепленный за человеком по праву пожизненного наследуемого владения;

где находится жилой дом.

Приватизировать также можно делянку в СНТ, которая давно не обрабатывается и считается брошенной. Но сделать это просто по собственному желанию не получится. Предварительно потребуется согласовать свое намерение с председателем СНТ: запросить документы на «ничейный» надел, озвучить свое намерение закрепить его за собой. Решение об изъятии брошенных соток и их передаче другому садоводу принимают на общем собрании товарищества. Если члены СНТ не против, заявитель получит садовую книжку и сможет инициировать процедуру приватизации.

Как приватизировать участок — процедура

«Для начала необходимо подготовить документы, которые подают в местную администрацию, — уточняет адвокат Юлия Лотова. — Для оформления участка под домом необходимы правоустанавливающие документы на дом. В этом качестве могут быть договор купли-продажи или дарения, по которому недвижимость получена в собственность. Также можно приложить свидетельство о праве на наследство, если дом получен по праву наследования или завещанию. К этим документам прикладывают выписку из ЕГРН — она необходима для подтверждения права собственности».

Документы с заявлением для приватизации земельного участка передают в администрацию лично. Также можно воспользоваться порталом «Госуслуги». На портале нужно выбрать услугу «Предварительное согласование земельных участков, собственность на которые не разграничена», заполнить специальную форму, приложить указанный пакет документов и отправить на рассмотрение.

Читайте также  Обязательна ли приватизация дачного участка

Через некоторое время заявитель получит ответ о решении администрации. Требование могут удовлетворить, тогда заявителю предоставят соответствующее постановление. Но могут и отказать, тогда он получит решение с мотивированным отказом.

Для садовых участков процедура та же, отличается лишь пакет документов, необходимый для рассмотрения. Если процедура формирования границ СНТ завершена, нужно обратиться к председателю товарищества и запросить:

решение собрания членов СНТ;

К этим бумагам нужно приложить документ, который уточняет основания использования надела. Это может быть садовая книжка или правоустанавливающий документ. Подойдет свидетельство, акт муниципалитета, даже выписка из похозяйственной книги. Если этих документов на руках нет, нужно сходить на прием в администрацию и запросить их (или хотя бы уточнить, где их искать). Собранный пакет документов отправляют на рассмотрение и получают ответ — утвердительный или отрицательный.

«Если администрация выносит решение об отказе, нужно обращаться в суд с иском о признании права собственности в порядке приватизации, — отмечает Юлия Лотова. — К сожалению, как правило, добиваться признания собственности на землю людям приходится через суд».

Сколько стоит приватизация земельного участка

По закону, платить ничего не нужно. Гражданин должен стать владельцем соток, которыми уже давно по праву пользуется, абсолютно бесплатно. Но на практике все может оказаться иначе. Если администрация отказала, заявлять законные требования придется уже в суде. А это расходы не только на подготовку документов, но и на юридическое сопровождение, что и определяет стоимость приватизации земельного участка.

Для судебного заседания адвокат рекомендует подготовить бумаги, при рассмотрении которых у суда не окажется оснований отказать истцу. Кроме правоустанавливающих документов на дом нужны квитанции, подтверждающие оплату земельного налога. Пригодятся документы на прежнего владельца, справки из архива о закреплении земли. Суд может назначить землеустроительную экспертизу, чтобы определить границы территории. И за эту экспертизу тоже придется платить истцу. Только получив полное представление о спорном земельном наделе и решение экспертизы, суд может признать право собственности за гражданином.

«В досудебном порядке приватизация бесплатна, а в судебном стоимость юридической помощи варьируется в пределах 150-200 тысяч рублей», — уточнила адвокат Юлия Лотова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector