Приватизация и демонополизация

Приватизация и демонополизация

Приватизация и демонополизация

Вопрос 2. Механизмы изменения форм собственности (приватизация, национализация, интеграция, демонополизация и др.) хозяйственных образований

Приватизация.

Приватизация представляет собой систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». В 1992 г. обсуждались различные программы приватизации, подготовлен­ные комиссиями Верховного Совета и правительством. В середине года под давлением кабинета реформаторов был принят проект, который в теоретичес­ком отношении опирался на идеи радикального либерализма — представления о частной собственности как наиболее эффективной форме организации хозяйственной деятельности, которая лучше всего реализует «естественные» права и интересы человека. Радикализм этой программы заключался в ориен­тации на максимально возможные масштабы и форсированный способ проведения. Конечной целью приватизации объявлялось формирование широкого класса собственников, способных создать социальную базу нового демократи­ческого общества; приоритет отдавался накоплению частного капитала

Другим отражением приватизации экономики является процесс формирования акционерных обществ (АО) как современной коллективной формы частного капитала.

Источники средств для приватизации (соответственно для акционирова­ния предприятий) можно подразделить на внутренние и внешние. К внутрен­ним относятся средства, имевшиеся в распоряжении частного капитала для приобретения приватизируемых государственных предприятий — денежные сбережения наиболее состоятельной и предприимчивой части населения, включая капитализированные доходы теневой экономики, а также капитал, сформированный в период рыночных реформ. К внешним следует отнести дополнительные доходы, образовавшиеся в частном секторе благодаря госуда­рственной политике поддержки приватизации и сокращения расходов част­ного капитала на приобретение приватизируемых объектов.

Национализация
Национализация — переход частных предприятий и отраслей экономики в Собственность государства.

Согласно законопроекту «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации /национализации/» о национализации, подготовленному Минимуществом, под национализацией понимается принудительное обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность РФ для удовлетворения ее потребностей в продукции, непосредственно обеспечивающей обороноспособность и безопасность государства, с предварительным и равноценным возмещением Российской Федерацией стоимости имущества и других убытков, причиняемых собственнику.

Расположенное на территории РФ имущество, находящееся в собственности иностранного физического или юридического лиц, подлежит национализации в соответствии с новым федеральным законом, если другое не установлено международным договором РФ.

В состав национализируемого комплекса могут входить земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье и продукция, необходимая для достижения целей национализации. Национализация имущества для удовлетворения потребностей субъектов РФ и муниципальных образований не допускается. В отношении денег и ценных бумаг решение о национализации не может быть принято.

В случае, если права собственника не оформлены надлежащим образом, такой собственник может быть установлен судом, в том числе по иску федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере национализации. Отказ от права собственности в отношении национализируемого имущества, перемена его собственников, признание собственника – гражданина безвестно отсутствующим, а также реорганизация, ликвидация и несостоятельность юридического лица национализируемого имущества не являются основанием для приостановления процедуры национализации.

Решения о национализации принимаются на основании акта правительства РФ. В решении о национализации должно содержаться наименование национализируемого имущества, наименование лица, являющегося его собственником.

Интеграция

Интеграция представляет собой процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединения национальных хозяйств двух или более государств, форма интернационализации хозяйственной жизни

Зависимость интеграционных и дезинтеграционных процессов определяется влиянием внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов важны мировые тенденции развития экономических отношений, политические и экономические интересы (экономическая потребность в восстановлении или в развитии новых форм интеграции национального хозяйства, а она объективно может реализоваться в том случае, если она дополняется соответствующей политической волей), поиск новых организационных форм в мирохозяйственных отношениях, экономическая политика государств, характеристики экономической системы государства и т. д.

Одним из факторов интеграции является интеграционный потенциал. Разрозненным элементам системы присущи внутренние силы, способствующие стремлению к объединению элементов в целостное образование. На примере России влияние интеграционного потенциала четко прослеживается: после распада СССР на отдельные замкнутые экономические пространства центростремительные силы начали подталкивать бывшие республики к возобновлению старых экономических связей, тем более, что высоко интегрированная экономическая система бывшего Союза определяла и промышленный потенциал каждого субъекта СНГ, и единое экономико-правовое пространство для движения товаров и капиталов.

Демонополизация

В основе процесса развития конкуренции и рыночных отношений лежат следующие основные мероприятия:

1) полный демонтаж административно-командной системы, тех ее звеньев, которые способствуют сохранению и воспроизводству монополистических отношений;

2) изменение производственной структуры на базе разукрупнения и диверсификации существующих производств;

3) формирование организационного и правового механизма выявления и преодоления монополизма в экономике.

Основным нормативным актом является: «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Для проведения государственной политики по развитию конкуренции и ограничению деятельности монополий в 1991 году был создан Антимонопольный комитет РФ, который осуществляет:

Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации предприятий;

Контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению фирм (более 35% рынка);

Предоставление льготных кредитов и налоговых льгот для впервые вступающих на данный товарный рынок предприятий;

Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров;

Привлечение иностранных инвестиций, развитие свободных экономических зон

К основным функциям органа по антимонопольной политике относятся:

· Подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения, других нормативных актов и проектов законов, связанных с функционированием рынка;

· Разработка для органов власти и управления рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

· Осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

· Контроль крупных сделок по купле и продаже акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов;

· Контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Приватизация и демонополизация

Приватизация в России на первом этапе (с I июля 1991 г. по I июля 1994 г.) была сведена в большинстве случаев к формальной смене собственника без технического развития производства и обращения к рыночным методам управления.

Второй этап приватизации (уже реальной) требуется для того, чтобы произошла концентрация акций у немногочисленного слоя лиц, чтобы сформировались конкретные группы, владеющие контрольным пакетом акций.

Сегодня необходимо выработать целостную программу реконструкции российских предприятий. Здесь наиболее важная проблема связана с поиском инвестиций. Только через инвестиции можно всерьез поднять предприятия, тем более, что сама по себе приватизация подготовила их к этому. Таким образом, приватизация может стать действенным инструментом и структурной политики.

Для того, чтобы приватизация стала реальной, нужно время. Тогда будут реализованы и важнейшие цели реформы. Например, цель пополнения доходов государственного бюджета. Для того, чтобы существенно пополнить бюджет, нужно изыскивать иные ресурсы, проводить эффективную фискальную (бюджетно-налоговую) политику.

Другая важная цель — это повышение эффективности производства. Простая смена собственника не приведет автоматически к повышению эффективности. К этому может привести долговременный поиск эффективного собственника. Для большинства предприятий нужен не столько «хороший» собственник, сколько умелый менеджер.

В долгосрочном плане приватизация может способствовать росту эффективности, тогда как на сегодняшний день может оказаться, что затраты нового собственника на приобретение предприятия будут им быстро восполняться, и вместо накопления капитала произойдет его вымывание, сокращение производственных ресурсов предприятия с целью покрытия понесенных затрат.

Постприватизационное развитие предприятий взаимосвязано с развитием экономики в целом и требует создания благоприятного экономического климата в России. Акционерные и частные предприятия, возникшие в процессе приватизации, более чутко реагируют на изменение рыночной ситуации и степени государственного воздействия. Последствия необдуманной государственной экономической политики сказываются на них сильнее.

Приватизация способствует демонополизации производства. В ходе реорганизации, разукрупнения и приватизации действующих предприятий появляются малые и средние предприятия, которые выходят на рынок с различными товарами и услугами. При разделении предприятия вместо одного возникают два или более новых предприятия.

К сожалению, в России резкий переход к акционированию крупных предприятий без их предварительного разделения не позволил увязать задачи приватизации и демонополизации.

В настоящее время более 600 предприятий производят от 35 до 100 % российского выпуска отдельных видов продукции. Так, ПО «Коломенский завод» выпускает 100 % магистральных тепловозов: ПО турбостроения «Ленинградский металлургический завод» — 85 % паровых турбин; Рязанский комбайновый завод — 100 % картофелеуборочных комбайнов; Тихорецкий мясокомбинат — 100 % мясных консервов для детей.

Создание финансово-промышленных групп в форме холдинговых компаний, акционерных обществ, перекрестного владения акциями должно решить важнейшую задачу экономической реформы: не только распределить бывшее государственное имущество между мелкими собственниками, но и стимулировать крупных стратегических собственников. Однако привлечение инвестиций, осуществляемых стратегическими собственниками, не может стать оправданием появления новых монопольных структур.

Холдинги и акционерные общества имеют тысячи мелких акционеров (как это происходит с АО «Газпром»). Вместе с тем они остаются монополистами, фактически руководимыми административным аппаратом. Проблему демонополизации удастся решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Контроль над монополиями является неотъемлемой частью политики демонополизации.

Приватизация в России как притворная «политическая» сделка. Можно ли вернуть ее стороны (государство и народ) в первоначальное положение?

Коллеги на этом ресурсе все чаще затрагивают политические темы, которые имеют правовой контекст. Вот и я хотел бы поделиться своими соображениями насчет одного из ключевых событий в истории новой России – приватизации государственного имущества.

Важность этого вопроса объясняется тем, что приватизация 90-х сформировала основы нынешней социальной структуры общества и политической системы государства, то есть фундамент той реальности, в которой мы существуем сейчас.

На мой взгляд, будет весьма любопытно оценить приватизационные процессы с позиций выявления их реальных целей и действительного смысла, применив тем самым распространенные сейчас методики оценки фактических обстоятельств.

Публично смысл приватизации сводился к справедливому распределению государственной собственности между гражданами страны и созданию класса «эффективных и ответственных» собственников, по факту же целью была передача собственности небольшой группе «инициативных» граждан, причем заведомо без какого-либо возмещения с их стороны и выгоды абсолютного большинства граждан.

Процесс приватизации в России состоял из нескольких связанных между собой последовательных мероприятий, направленных на достижение обозначенной выше цели, тем самым здесь была реализована популярная и ныне схема цепочки технических действий (сделок), которые маскирую конечную цель.

Формальная цель: создание рыночных механизмов регулирования экономики — свободного спроса и предложения.

Действительный смысл: изъятие у населения значительных личных накоплений за счет их обесценивания и ограничение возможности широкого участия граждан в приватизационных процессах.

Формальная цель: пропорциональное распределение национального достояния между гражданами страны.

Действительный смысл: создание механизма, который позволил с минимальными затратами сконцентрировать приватизационные права (ваучеры) и направить их на льготное приобретение акций ограниченной группой «соискателей» (при формальном соблюдении права каждого на долю в национальном достоянии). Задача была решены путем свободного обращения ваучеров и создания чековых инвестиционных фондов, которые собирали ваучеры якобы для целей инвестирования в промышленные активы, фактически же – для скупки акций в пользу заинтересованных лиц.

Приватизация промышленности (или большая приватизация)

Формальная цель: создание эффективной экономики, основанной на частной собственности.

Действительный смысл: формирование условий для концентрации собственности в руках ограниченной группы. Технология здесь была не хитрой: предприятия выкупались «советским» менеджментом (красные директора) с последующей уступкой контроля предпринимательскому сообществу. При этом ни директора, ни предприниматели не несли реальных расходов на приобретение акций – средства были получены за счет трансфертного ценообразования при реализации продукции самих предприятий.

Формальная цель: привлечение государством частного финансирования для покрытия бюджетных расходов под залог акций крупных промышленных предприятий.

Действительный смысл: передача государственных активов в руки заинтересованных лиц. Как и в случае с «большой» приватизацией, покупатели не понесли реальных расходов – цена акций была значительно ниже рыночного уровня, а оплата производилась за счет государственных средств, размещенных на счетах банков, связанных с покупателями.

На мой взгляд, власть не имела злонамеренной и корыстной цели в реализации фактического плана приватизации, она всего лишь использовала ясный ей сценарий, когда активы передаются под контроль ограниченной и персонально понятной группы лиц, а не абстрактной массе миноритарных собственников-акционеров.

Но, как быто ни было, абсолютное большинство граждан страны было введено в заблуждение в отношении реальных целей приватизации, а сам процесс передачи государственных активов в частные руки носил притворный характер: формальный смысл приватизационных мероприятий не совпадал с действительным.

Проводя аналогии с гражданским законодательством, можно утверждать, что политическая сделка приватизации государственного имущества, которая была реализована в период с 1992 по 1997 году, ничтожна как притворная (ст. 170 ГК РФ).

Можно ли в этой ситуации добиваться если не реституции, то хотя бы компенсации в пользу «населения» со стороны государства и/или бенефициаров приватизационных процессов?

Вопрос, конечно, риторический. В оценке приватизации, как ни странно, между разными политическими силами сформирован относительный консенсус.

Президент еще в 2003 году (на фоне истории с ЮКОСОМ) заявил, что результаты приватизации священны и пересматриваться не будут. Надо сказать, что слово свое он сдержал – тренда на оспаривание приватизационных сделок не возникло ни в государственной политике, ни в судебной практике.

Со своей стороны «ключевой» оппонент власти (борец с коррупцией, берлинский пациент и просто Блогер), по поводу ревизии итогов приватизации высказался довольно туманно, предложив выборочно обложить некоторых владельцев бизнеса разовым налогом, компенсируя, таким образом, потери бюджета при передаче соответствующих производственных активов.

Однако ставить точку в этом вопросе все-таки рано. Масштабные манипуляции в ущерб интересам абсолютного большинства, чем бы они не объяснялись, в нынешнем мире не проходят бесследно и полагаю, что на первых же выборах, которые будут предполагать конкуренцию (не партий, а — идей и подходов) эта тема, безусловно, всплывет.

Все это означает, что российский бизнес, который владеет приватизированными в 90-е годы предприятиями (или их правопреемниками), будет продолжать нести соответствующие риски, пока не этот «первородный грех» не будет искуплен тем или иным способом.

Демонополизация и приватизация

Министерство информационных технологий и связи РФ подготовило для утверждения в аппарате Правительства 33 подзаконных акта к закону «О связи». Некоторые из них могут радикально изменить правовой ландшафт и условия ведения бизнеса на рынке телекоммуникаций

Обжалованию не подлежит

В начале февраля, на встрече с журналистами директор департамента государственной политики в области ИКТ Мининформсвязи Виталий Слизень сообщил, что четыре из 33 подготовленных нормативно-правовых актов уже приняты. В последний день прошлого года Михаил Фрадков утвердил Положение о приоритетном использовании сетей и средств связи при чрезвычайных ситуациях, перечень экстренных служб, которые должны быть обеспечены операторами связи для их абонентов, а также перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации. Два первых документа требуют принятия нормативно-правовых актов более низкого (ведомственного) уровня и имеют сугубо технологический характер. Например, постановление об утверждении перечня экстренных служб предусматривает введение к 2008 году на всей территории страны единого «чрезвычайного» телефонного номера 112.

Виталий Слизень наглядно показывает, в чем состоит разница «нас?то?ящей» и «гиб?ридной» IP-телефонии

Новый список оборудования, подлежащего обязательной сертификации, практически полностью охватывает номенклатуру современных средств связи. Вместе с тем второй пункт этого документа реализует определенные послабления для участников рынка. Средства связи, включенные в перечень, подлежат сертификации только в тех случаях, если они используются в сетях связи общего пользования (ССОП) либо в присоединенных к ССОП специальных и технологических сетях. Оборудование специальных и технологических сетей, посредством которого обеспечивается их сопряжение с ССОП, также подлежит сертификации. Остальные системы связи «внутреннего применения» теперь сертифицировать не обязательно. Как заявил Слизень, практическое применение нового перечня позволит сократить число сертифицируемых видов телекоммуникационного оборудования на 85%.

Еще один важный подзаконный акт Правительство РФ утвердило 4 января 2005 года. Документ юридически закрепил фактически устоявшийся порядок ввоза в Россию некоторых видов оборудования связи. Речь идет об устройствах, транспортировка которых через таможенную границу Российской Федерации осуществляется без получения специального разрешения на ввоз, и о порядке их использования. С принятием этого документа таможенная служба России, импортеры, да и простые граждане получили, наконец, ясные правила ввоза сотовых телефонов, спутниковых приемных антенн, факсимильных аппаратов, видеофонов и еще 12 видов потребительских устройств связи. Теперь процедура их ввоза в страну ограничивается обычным декларированием.

В ожидании реформ

Еще 17 проектов постановлений, подготовленных в Мининформсвязи, отправлены на согласование в аппарат Правительства в январе 2005 года. Два из них имеют поистине революционный характер. Первый документ устанавливает новый регламент лицензирования услуг связи. Проект соответствующего постановления сейчас направлен на окончательное визирование руководителю министерства Леониду Рейману, после чего должен лечь на стол премьер-министра. Как заявил Слизень, новый порядок лицензирования в отрасли может быть утвержден в любой день, но не позднее середины февраля.

Другой проект постановления, способного определить пути развития отрасли на многие годы, — Положение о порядке присоединения и взаимодействия сетей связи. Его планировалось отправить на подпись Рейману 10 февраля, а к 17 февраля, как утверждал Слизень, аппарат Правительства должен был завершить его рассмотрение. В этой связи мы даже попытались задержать выход публикации об изменениях в отраслевом законодательстве, рассчитывая детально проанализировать их и проинформировать читателей о фактическом положении дел.

Увы, до 17 февраля ни тот, ни другой документ не были утверждены главой российского кабинета министров. Единственным источником информации, способным прояснить характер готовящихся в отрасли реформ, остается сам Виталий Слизень. На пресс-конференции он вкратце обрисовал будущие правила лицензирования услуг и порядок межсетевого взаимодействия.

Сколько стоит революция

С точки зрения авторов реформы, новые правила взаимодействия и присоединения сетей направлены на либерализацию рынка дальней связи и создают условия для появления конкурентов у естественного монополиста — «Ростелекома». Пункт 48 новых правил устанавливает, что если в сети связи общего пользования действуют более одного оператора дальней связи, транзитные узлы зоновой связи должны быть присоединены к каждой международной и междугородной телефонной сети. В результате пользователи получают возможность выбора оператора международной и междугородной телефонной связи (при каждом вызове) путем набора соответствующего префикса (кода доступа).

Эта либеральная норма уравновешена «реакционными» требованиями пунктов 53-55 новых правил. Они, наоборот, ограничивают выбор абонентов, ставя вне закона так называемую «гибридную» IP-телефонию. «Настоящая IP-телефония подразумевает передачу голосовой информации между абонентскими устройствами, непосредственно включенными в IP-сеть, а «псевдоуслуги» IP-телефонии, которую сегодня предоставляют множество карточных операторов, терминируются на телефонных аппаратах сети общего пользования. Новые правила запрещают доступ к узлам IP-телефонии из телефонных сетей общего пользования. Они призваны сделать рынок более цивилизованным», — заявил Слизень.

Схожие цели преследует новый порядок лицензирования услуг связи. В проекте соответствующего Положения упоминаются 20 типов сервисов, подлежащих лицензированию. Но это не означает, что какие-то услуги можно оказывать без надлежащего разрешения. Поскольку Федеральный закон «О связи» предписывает лицензировать любые возмездные услуги, подконтрольная государству сфера не уменьшится, просто диапазон действия лицензий будет шире.

Проект постановления содержит и перечень условий оказания услуг связи. Он состоит из десяти пунктов, которые в основном содержат ссылки на другие нормативные акты, в том числе на Положение о порядке взаимодействия и присоединения сетей. Прежний (и пока еще действующий) порядок лицензирования обязывал операторов IP-телефонии иметь лицензию на телематические услуги и не накладывал ограничений на взаимодействие с ТфОП. В соответствии с новым порядком необходимо лицензирование сервиса под названием «Услуги связи сети передачи данных по передаче голосовой информации». Эта путаная формулировка предусматривает передачу голоса только между устройствами, имеющими собственные IP-адреса. А если услуга будет предоставляться абонентам ТфОП, новое положение обязывает рыночных игроков получить лицензии и на услуги местной, зоновой или междугородной связи.

В качестве альтернативы операторам «гибридной» IP-телефонии предлагается заключить агентские соглашения с компаниями, имеющими такие лицензии (например, с «Ростелекомом»). Хотя рассматриваемые нормативные акты еще не приняты, первый тревожный «звонок» для операторов IP-телефонии уже прозвенел. МГТС, в декабре 2004 года внедрившая услуги телематической передачи голоса, в январе 2005 года объявила о прекращении действия этого сервиса, хотя необходимые лицензии на услуги местной телефонной связи у фирмы имеются. В прессу просочилась информация и о готовящейся продаже одного из крупнейших игроков рынка IP-телефонии — «Зебра Телеком».

Так что до ожидаемого появления действующих конкурентов на рынке дальней связи позиции «Ростелекома» только усилятся. Виталий Слизень признает это, но утверждает, что «несколько месяцев монополии «Ростелекома» на дальнюю связь — вполне разумная плата за ту революцию в отрасли, которую проводит Мининформсвязи».

Деньги не пахнут

Департамент экономической политики и финансов Мининформсвязи РФ направил в аппарат Правительства еще пять подзаконных актов. Разработанные совместно с МЭРТ, они регламентируют механизмы запуска «универсальной» услуги и порядок взаиморасчетов между операторами связи. Как сообщила директор департамента Любовь Тимошенко, к 25 февраля эти документы должны быть утверждены, а с марта — вступить в законную силу.

Читайте также  Виды приватизации земельных участков

«Никто не скрывает, что в России действует механизм перекрестного субсидирования местной и дальней связи, но этот механизм не формализован, и операторы строят свои взаимоотношения «по понятиям». Если соответствующие постановления будут приняты, к 2007 году с кросс-финансированием в связной отрасли будет покончено», — заявил Слизень. Впрочем, пока Федеральная антимонопольная служба отказалась согласовать эти документы, заявив, что в случае их принятия стоимость услуг местной связи для абонентов сразу же вырастет на 20%.

Параллельно департамент Тимошенко разрабатывает Положение о порядке взимания платы за использование радиочастотного спектра. Оно должно быть принято уже в I квартале текущего года и вступить в силу в 2006 году. Это Положение обяжет радиооператоров производить ежегодные отчисления в федеральный бюджет и внести разовую плату за разрешение на использование национального эфира. Средства, собранные «из воздуха», будут направлены на конверсию радиочастотного спектра и развитие технической базы контролирующих органов. Тарифы на использование радиочастот еще не известны, поскольку Мининформсвязи только недавно приступило к разработке методик расчета платежей.

О независимости и регуляторе

Проинформировав прессу о предстоящих переменах, Слизень сделал либеральный реверанс. Он заявил, что через несколько лет Мининформсвязи, возможно, перестанет существовать, а полномочия управления отраслью будут переданы независимому регулятору, как это произошло во многих развитых странах мира. Приказом по министерству уже создается специальная рабочая группа. Во взаимодействии с представителями Всемирного банка российские чиновники начнут подготовку к новому этапу реформирования национальной администрации связи. Он стартует с приватизации 75% акций национального холдинга «Связьинвест».

На фоне предстоящих торгов за право обладания крупнейшими телекоммуникационными активами страны, сегодняшние действия Мининформсвязи вписываются в канву долгосрочной подуманной бизнес-стратегии. Цель — создать режим наибольшего благоприятствования будущим покупателям «Связьинвеста», максимально оградив от конкуренции «Ростелеком» на завершающем этапе приватизации.

«Революция сверху» всегда оправдывается ее зачинателями благими намерениями в отношении тех, кто затем вынужден испытывать на себе последствия этих преобразований. История учит нас, что бывшие «революционеры» довольно скоро пересаживаются в кресла руководителей крупнейших бизнес-структур. Возможно, через несколько лет, когда остатки государственной собственности в сфере электросвязи перейдут в руки новых частных владельцев, надобность в государственном регуляторе полностью отпадет. Да и зачем, действительно, он будет нужен, если с другими временами придут иные «понятия».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Понятие приватизации, цели, задачи приватизации и разграничение со смежными понятиями.

Конец 1980-х – отказ от административных методов, реформирование экономики, перевод на самоокупаемость и хозрасчёт – но предприятия были государственные => нужна приватизация.

Разгосударствление и приватизация

Основное отличие указанных понятий основывалось на правовом статусе лица, приобретающего государственное имущество(коллективные и частные предприятия).

Законодательство этого периода широко использовало экономические термины, особо выделяя коллективные формы собственности. Преобразование государственной собственности в коллективную, основанную на существовании “коллективных” (арендных) предприятий традиционно рассматривалось как “разгосударствление”.

Приватизация понималась как один из способов разгосударствления, направленный на преобразование государственной собственности в частную. То есть суть приватизации заключается в изменении формы собственности и субъекта права собственности на имущество.

Понятие “приватизация” в качестве юридического термина появилось в Законе РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации”.

Под приватизацией понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства в частную собственность предприятий как имущественных комплексов, а также иных объектов: цехов, производств, участков, оборудования, зданий, сооружений, материальных и нематериальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства в капитале акционерных обществ (товариществ) и др.

Таким образом, приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность)в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по управлению и содержанию частью имущества (неэффективное производство и др.)

Действующее законодательство под приватизацией государственного и муниципального имущества понимает возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

От приватизации следует отличать иные отношения, возникающие при отчуждении в частную собственность государственного и муниципального имущества, в том числе при распоряжении ГУПами и МУПами закрепленным за ними государственным имуществом.

Цели и задачи из закона 1992 года:

· Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию ориентированной рыночной экономики;

· Повышение эффективности деятельности предприятий, т. к. приватизация создает интерес людей не только к текущим доходам, но и к воспроизводственным процессам, росту технического уровня производства, росту издержек, росту прибыли;

· Социальная защита населения и развитие и объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

· Стабилизация финансового положения РФ. Продажа имущества — возможный источник государственных доходов для покрытия дефицита бюджета, а также валютной выручки для расчетов по внешнему долгу;

· Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

· Привлечение иностранных инвесторов;

· Передача подавляющего большинства функций управления собственнику, что освободит государство от несвойственных ему задач и будет способствовать росту качества управления производством.

Законодательство о приватизации: структура, функции, особенности.

Правовое регулирование приватизации осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Законодательство о приватизации имеет определенную специфику, регулируя отношения в которых, государство играет главенствующую роль. Это проявляется также и в том, что нормы законодательства о приватизации, как правило, императивны и имеют преобладающее значение по отношению к нормам гражданского права при регулировании соответствующих отношений.

В целом законодательство о приватизации характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполнявших пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов.

Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков.

Закон РФ от 03.07.1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» (возмездный характер, исключение – приватизационные чеки, нахождение имущества в государственной собственности и принадлежность покупателя к частной собственности);

ФЗ от 21.07.1997 N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» (отменен предыдущий)

· обязательная возмездность приватизации;

· законодательное определение способов приватизации;

· принятие государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации в форме федерального закона;

· существенное изменение некоторых способов приватизации. Так, приватизация путем приобретения государственных и муниципальных предприятий по конкурсу изменена на продажу государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

· ужесточение правовых последствий несоблюдения законодательства о приватизации покупателями государственного имущества, в том числе ограничение прав победителя коммерческого конкурса, изменение момента перехода права собственности на приватизируемое имущество.

ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (отменен предыдущий):

· только возмездная приватизация,

· изменил порядок и способы приватизации (исключен выкуп арендованного имущества, добавлены продажа акций ОАО, продажа посредством публичного предложения, продажа без объявления цены),

· отграничил приватизацию от других способов передачи имущества из публичной в частную,

· программы теперь утверждается Правительством РФ;

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1445 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Приватизация госсобственности в России: результаты, особенности и проблемы — общие черты и концепция

Содержание:

  1. Общие черты экономической реформы «Приватизация»
  2. Концепция приватизации
  3. Результаты, особенности и проблемы приватизации в России
  4. Приватизация в России

Проблема изменения отношений и структур собственности является одним из ключевых вопросов в реформах, проводимых во всех странах с переходной экономикой. Разумеется, политика и практика приватизации являются основой реформы собственности в странах с переходной экономикой. Однако в России этот процесс начался не сразу, ему предшествовал целый ряд подготовительных мероприятий идеологического и правового характера. Точно так же, с завершением программ приватизации, реформа собственности в широком смысле в переходной экономике не завершается, а только получает сильное начало.

Волна приватизации, захлестнувшая мир в 1980-х годах, достигла России к началу 1990-х годов. Если в 80-е годы тема приватизации представляла реальный интерес только для узкого круга ученых в академическом мире и только по отношению к западным странам и развивающимся странам, то где-то с осени 1990 года в России развернулась активная дискуссия о приемлемой модели приватизации для внутренних нужд.

Анализ теории и практики приватизации занимает важное место в экономической науке. Это связано с тремя причинами. Во-первых, необходимость понимания изменений в экономиках разных стран при переходе от административной к рыночной экономике; во-вторых, постоянное внимание российских исследователей к проблемам развития собственности; в-третьих, вовлечение всего населения в процесс обсуждения процесса и результатов приватизации.

Завершение первого этапа приватизации в России (так называемой «ваучерной приватизации») требует оценки ее результатов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации требует прогнозирования развития предприятий после приватизации.

Общие черты экономической реформы «Приватизация»

Приватизация — это система экономических отношений, созданная изменением формы собственности на средства производства: от «государственной» к «частной» собственности. Она подразумевает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубоких изменений. В диалектике приватизации и разгосударствления говорится, что приватизация — это разгосударствление собственности.

Объективными причинами развития процесса приватизации являются как макроэкономические, так и микроэкономические. Необходимость постоянной нерыночной координации производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие плановые и координационные издержки. При этом рыночный механизм выполняет такую координацию с гораздо меньшими затратами. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом всей страны от «административно-командной» системы к «социальной рыночной экономике», но и положительным стремлением предприятий к снижению издержек.

Приватизация имела две функции. С одной стороны, он должен стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой — инструментом долгосрочного государственного регулирования. Ближайшие цели приватизации: Формирование слоя малых и средних собственников, сокращение доли собственности в государственной и муниципальной собственности и перераспределение экономической базы власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, увеличение доходов государственного бюджета не являются реальными целями приватизации. Она может способствовать развитию этих процессов только в долгосрочной перспективе.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, прибыльность предприятия, привлекательность для инвестиций. Вышеуказанные критерии определяли следующие основные методы приватизации: акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческим или инвестиционным конкурсам (на аукционах); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, внедрение системы приватизационного контроля; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая рентабельность приватизации.

Концепция приватизации

Приватизация является инструментом государственной власти по легализации передачи государственной собственности в частную собственность.

Этот процесс представляет собой полную или частичную передачу муниципальной или государственной собственности в частные руки. Для проведения приватизации необходимы две партии, одна из которых — государство. Стоит различать денационализацию и приватизацию.

Под денационализацией понимается процесс устранения монополии власти. Это необходимо для формирования многофункциональной экономической системы. Приватизация является одним из инструментов разгосударствления, позволяющим законно передавать права собственности в частные руки. Противоположным процессом денационализации является национализация.

Приватизация не является гарантией экономического прогресса. Это необходимо для появления конкуренции и усиления соперничества между субъектами экономики. Но на экономический рост влияет эффективность управления, а не вид собственности. В России, например, переход к рыночным отношениям и частной собственности не привел к ожидаемому результату. Это было вызвано тем, что экономические агенты не обладали управленческими навыками в принципиально новых экономических условиях.

Экономический спад в мире в середине 70-х годов показал, что прежняя система экономических отношений была неэффективна. Многие страны с высокоразвитой экономикой, такие как Великобритания, начали приватизировать. Она разработала программу постепенного перевода предприятий государственного сектора в частный. Переход осуществлялся путем продажи акций, долей, паев. В России приватизация была стихийной, поэтому она не могла принести ожидаемого результата. Процесс передачи государственной собственности в частные руки в России еще не завершен. Сегодня большинство крупных предприятий работают по принципу совмещения частной и государственной собственности.

Результаты, особенности и проблемы приватизации в России

Главная задача денационализации — переход к модели рыночной экономики — выполнена. Приватизация в России выразилась в следующих результатах:

  • Переход от социализма к капитализму через формирование частной экономики и частной собственности.
  • Появление сверхбогатых, в руках которых сосредоточено главное богатство страны.
  • Снижение доверия к правительству до минимума.
  • Общественное мнение показало, что более половины россиян до сих пор считают приватизацию несправедливой.

Эксперты считают, что приватизация нанесла серьезный удар по российской экономике. Многие активы перешли в частные руки по сниженным ценам, а это означало, что госбюджет не получал желаемых доходов. Препятствия для выхода на рынок были очень низкими, что вызвало недостаточное внимание к перспективам экономического развития. Низкая стоимость продажи недвижимости сделала инвестиции в бизнес убыточными. В результате за последние двадцать лет не было построено ни одного промышленного завода как такового. Приток иностранных инвестиций также был ограничен, так как большинство заводов было продано отечественным покупателям.

Сегодня в России больше миллиардеров, чем в любой другой стране. В то же время по темпам роста и объемам производства производство значительно отстает даже от развивающихся стран. Главной проблемой является отсутствие стратегии со стороны государства. Текущая ситуация также показывает, что государство мало заинтересовано в управлении своими активами. Когда произошла приватизация, государство ушло из экономической жизни в надежде, что частный сектор сам по себе будет влиять на экономическое развитие.

Но есть и положительные результаты приватизации, в том числе:

  • Ликвидация абсолютной монополии государственной власти и собственности.
  • Создание нового класса собственников с политическим и социальным влиянием.
  • Возникновение фондового рынка
  • Создание условий для привлечения иностранных инвестиций.
  • Перераспределение собственности без крупных социальных дислокаций.

Таким образом, приватизация в России привела к обогащению небольшой группы людей. Из-за отсутствия стратегии приватизации государство потеряло значительные доходы. Население по-прежнему недовольно результатами разгосударствления, что снизило доверие к политической власти.

Приватизация в России

В начале 1990-х годов, после распада СССР, в странах «бывшего социалистического лагеря» начался процесс приватизации. Приватизация в Восточной и Центральной Европе привела к массовой безработице, снижению доходов и росту коррупции. В России приватизация проводилась по заранее определенному плану. Она проводилась с 1992 по 1995 год. Западные эксперты считают, что российская денационализация была варварской и проводилась в интересах небольшой группы людей.

Согласно программе, разработанной в СССР, приватизация должна была пройти следующие этапы:

  • Продажа малых предприятий на аукционах или непосредственно частным лицам.
  • Преобразование крупных предприятий в акционерные общества с последующей продажей их акций.

Приватизация была запрещена в стратегически важных отраслях экономики. Но предприятия легкой промышленности и сферы услуг были подвергнуты принудительной приватизации. К концу 1994 года две трети малых предприятий были приватизированы. Часть имущества крупных предприятий была продана населению в обмен на ваучеры. Чеки на покупку ваучеров продавались через Сбербанк. С помощью ваучеров можно было купить пакет акций, но стоимость такого пакета могла колебаться в очень широком диапазоне. Результатом ваучерной приватизации стало быстрое обогащение небольшой группы людей. Это выгодно директорам крупных компаний, которые приобрели акции у своих сотрудников с минимальными затратами.

В 1995 году были проведены аукционы по пополнению собственных средств за счет кредитов, выданных под существующие пакеты акций. Эти аукционы привели к появлению группы олигархов. Аукционы привели к продаже государственной собственности по сниженным ценам, что спровоцировало растущее недовольство населения.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector