Предметы роскоши по законодательству рф

Предметы роскоши по законодательству рф

Предметы роскоши по законодательству рф

Глава 25.4. Налог на объекты роскоши

«Глава 25.4. Налог на объекты роскоши

Статья 333.43. Налогоплательщики налога на объекты роскоши

1. Налогоплательщиками налога на объекты роскоши (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие имуществом, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.44 настоящего Кодекса, на праве собственности.

2. Не признаются налогоплательщиками:

инвалиды Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий;

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

лауреаты государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий, в области литературы и искусства, за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности;

лауреаты Нобелевской премии.

Статья 333.44. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше жилые дома, части жилого дома, квартиры, части квартир;

2) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки, земельные участки (доли в них), выделенные под индивидуальное жилищное строительство;

3) расположенные на территории Российской Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства;

4) приобретенные на территории Российской Федерации или впервые зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации на нового собственника стоимостью от 3 млн. рублей и выше автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

2) общее имущество в многоквартирном доме

3) земельные участки (доли в них), отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования для сельскохозяйственного производства;

4) находящиеся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей земельные участки (доли в них), строения, помещения и сооружения, которые используются ими для осуществления основного вида деятельности;

5) транспортные средства, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, организаций или индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

6) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), и другая сельскохозяйственная техника;

7) самолеты и вертолеты санитарной авиации, медицинской и пожарной службы;

8) строительная техника.

Статья 333.45. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как стоимость указанного в статье 333.44 настоящего Кодекса имущества, исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых с учетом принципов, указанных в статье 333.46 настоящей главы, по состоянию на 1 число первого месяца налогового периода.

2. Оценку имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, для целей обложения налогом на объекты роскоши проводят органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Правительства РФ, с учетом положений настоящей главы.

Статья 333.46. Принципы формирования методики оценки

1. Оценка объектов налогообложения, указанных в статье 333.44 настоящего Кодекса осуществляется в порядке, определяемом актами Правительства РФ, исходя из оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.

2. Для целей налогообложения имущества, указанного в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса.

3. Оценка рыночной стоимости объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, определяется на основе применения методов массовой оценки с учетом:

сбора и анализа рыночных данных (цен сделок, предложений к продаже, оценок рыночной стоимости объектов недвижимости);

установления статистически достоверной зависимости цен от учетных характеристик объектов недвижимости;

проведения массовой оценки всех объектов, подлежащих налогообложению, на основе учетных характеристик объектов на дату переоценки;

проведения регулярного мониторинга качества оценки и переоценки недвижимости для целей налогообложения не реже одного раза в год.

4. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создают реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.

5. Сведения, указанные в пункте 4 настоящей статьи, представляются органами, ведущими реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Факт нахождения имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, в долевой или совместной собственности разных лиц не может рассматриваться в качестве фактора, понижающего стоимость земельного участка или расположенного на нем объекта недвижимости.

7. Неотделимые улучшения объекта недвижимости и земельного участка не могут являться основанием для снижения оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.

Статья 333.47. Налоговый период

1. Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

2. В отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог на объекты роскоши уплачивается налогоплательщиками один раз при приобретении налогоплательщиком права собственности на объект налогообложения и постановке на учет в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов.

Статья 333.48. Налоговые ставки

Устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости имущества, являющегося объектом налогообложения:

1) в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 30 млн. рублей до 50 млн. рублей

От 50 млн. рублей до 100 млн. рублей

От 100 млн. рублей до 150 млн. руб.

Свыше 150 млн. руб. 0,3 процента

2) в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, находившихся в собственности у физического лица на праве безвозмездного срочного пользования, либо на праве бессрочного пользования, или которые были переданы ему по безвозмездному договору аренды в период до 1991 года, и приватизировавшего указанное имущество:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 30 млн. рублей до 150 млн. руб.

Свыше 150 млн. руб. 0 процентов

3) в отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:

Стоимость объекта налогообложения Ставка налога

От 3 млн. рублей до 5 млн. рублей

От 5 млн. рублей до 20 млн. рублей

От 20 млн. рублей до 60 млн. рублей

Свыше 60 млн. рублей 1 процент

Статья 333.49. Порядок исчисления и уплаты налогов.

1. Исчисление налога на объекты роскоши производится налоговыми органами.

Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

2. За имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких налогоплательщиков, налог уплачивается каждым из налогоплательщиков соразмерно их доле в этом имуществе.

За имущество, находящиеся в общей совместной собственности нескольких налогоплательщиков без определения долей, налог уплачивается одним из указанных налогоплательщиков по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из налогоплательщиков в равных долях.

3. Органы, ведущие реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган реестр объектов налогообложения по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным.

Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения о регистрации имущества, являющегося объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным, по форме, утверждаемой органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговая база для каждого налогоплательщика определяется налоговыми органами на основании реестров, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, пассажирских морских, речных и воздушных судов.

5. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых указанное имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

6. За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктом 3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, в котором оценочная стоимость указанного имущества превысила 30 млн. рублей.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлено приобретение или регистрация права собственности на него.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. Исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

В случае уничтожения (утраты) имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором оно было уничтожено (утрачено), на основании документов, подтверждающих уничтожение (утрату) имущества, выданных уполномоченными органами. Документы, подтверждающие уничтожение (утрату) имущества, предоставляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика, а также в органы, ведущие реестр объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.

7. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Предметы роскоши по 44-ФЗ: как их опознать

Поскольку все госзакупки финансируются за счет госбюджета, государство строго следит, чтобы они не были избыточными. Так, не допускаются заказы с завышенными потребительскими свойствами или предметов роскоши. Разберемся, что относится к последним и какова ответственность за приобретение таких товаров.

Принципы нормирования

Ст. 19 44-ФЗ устанавливает нормирование в сфере госзакупок — процесса установления предельно допустимых и оптимальных нормативных значений приобретаемых товаров, работ, услуг при реализации отношений контрактной системы. Это должно исключить в закупках предметы роскоши по законодательству РФ.

Нормирование подразумевает следующие требования к закупаемым товарам, работам, услугам:

  • количество, качество, потребительские свойства;
  • предельная цена;
  • нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.

На федеральном уровне установлены основные требования, которые должны на практике реализовать органы субъектов РФ и местные администрации. Правительством изданы следующие Постановления:

  1. От 18.05.2015 № 476, от 19.05.2015 № 479 — общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании.
  2. От 13.10.2014 № 1047, от 20.10.2014 № 1084 — к определению нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков.
  3. От 02.09.2015 № 926, от 02.09.2015 № 927 — общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены).

На сегодняшний день на федеральном уровне ограничена стоимость приобретения автомобилей до 2,5 млн руб., стоимость годового владения мобильным телефоном — не более 15 000 руб. Установлены предельные качественные характеристики обивочного материала при приобретении мебели — натуральная кожа только для группы должностей «руководители» и др.

Что относится к предметам роскоши

Хотя требования к нормированию законом о контрактной системе установлены, однако понятие «роскошь» в законе не содержится. Разобраться, что же считается предметом роскоши, помогут примеры.

К данной категории может относиться как количественная, так и качественная характеристика:

  • использование большего количества предметов, чем это необходимо (например, на 50 сотрудников закупают 70 компьютеров);
  • использование несоизмеримо более качественных товаров, по сравнению с тем, что достаточно для деятельности (например, заказ автомобиля Мерседес, когда с задачами справится и Лада Гранта, или выбор в качестве корпоративного смартфона iPhone последней модели вместо бюджетной марки).

Для большей наглядности приведем несколько заказов, где фигурируют предметы роскоши, примеры: покупка 100 часов стоимостью по 11 000 руб. расценили как расточительность, приобретение 690 карт в магазин косметики по 6000 руб. каждая — покупка ненужных товаров.

Пример закупки предметов роскоши

17.04.2018 ОНФ «За честные закупки» заинтересовалось торгами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации». С 2015 года ведомство четырежды арендовало у единственного поставщика квартиры в Москве и Московской области по цене более 250 000 руб., а также автомобиль Merсedes-Benz S 350 Bluetec 4Matic по цене более 400 000 руб. в месяц. В общей сложности на жилплощадь от 100 до 150 кв. м и машину представительского класса предприятие до ноября 2020 г. планирует потратить более 29 млн руб.

Такая стоимость найма квартиры оправдана предъявляемыми к квартире характеристиками:

  • панорамное остекление;
  • окна на обе стороны;
  • бытовая техника «высокого качества от европейских производителей»;
  • новая мебель из натуральных материалов;
  • обязательное наличие трех санузлов;
  • ванная комната должна быть оборудована душевой кабиной и биде.

В настоящее время активисты ОНФ отправили в Министерство запрос с просьбой дать разъяснения о целесообразности подобных расходов.

Ответственность за закупку роскоши

Отдельной нормы, указывающей на ответственность за приобретение предметов роскоши, в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) не имеется. Однако ст. 7.29.3 КоАП указывает на ответственность при закупках предметов, не соответствующих целям осуществления закупок и установленным нормативным затратам, а также цены, в отношении которой обоснование не соответствует требованиям законодательства, — штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб.

Одновременно с этим в Уголовном кодексе закреплены санкции за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1).

Закончила факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. С 2016 года пишет про бухгалтерский и кадровый учет, госзакупки.

Современные новеллы в российском законодательстве о предметах роскоши Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гафурова Альфия Хасибулловна

В статье проведен анализ современного российского законодательства на предмет наличия упоминания, признаков, понятия предметов роскоши . Проведенный анализ нормативных актов свидетельствует об отсутствии понятия предметов роскоши в источниках права. Между тем упоминание предметов роскоши в нормативных актах, в том числе недавно принятых, свидетельствует о попытках законодателя ввести понятие » предметы роскоши «.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гафурова Альфия Хасибулловна

NOVELS IN THE RUSSIAN LEGISLATION ON LUXURY GOODS

The article analyzes the modern Russian legislation regarding existence of references, signs, and concepts of luxury goods. The carried-out analysis of regulations testifies to absence of concept of luxury goods in the sources of law. Meanwhile the mention of luxury goods in the regulations including the recently adopted acts, testifies to the efforts of the legislator to introduce the concept of » luxury goods».

Текст научной работы на тему «Современные новеллы в российском законодательстве о предметах роскоши»

Дискуссионная трибуна соискателей ученых степеней и званий

Альфия Хасибулловна ГАФУРОВА,

аспирант 3 курса кафедры частного права Юридического факультета Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва)

СОВРЕМЕННЫЕ НОВЕЛЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

О ПРЕДМЕТАХ РОСКОШИ

NOVELS IN THE RUSSIAN LEGISLATION ON LUXURY GOODS

В статье проведен анализ современного российского законодательства на предмет наличия упоминания, признаков, понятия предметов роскоши. Проведенный анализ нормативных актов свидетельствует об отсутствии понятия предметов роскоши в источниках права. Между тем упоминание предметов роскоши в нормативных актах, в том числе недавно принятых, свидетельствует о попытках законодателя ввести понятие «предметы роскоши».

The article analyzes the modern Russian legislation regarding existence of references, signs, and concepts of luxury goods. The carried-out analysis of regulations testifies to absence of concept of luxury goods in the sources of law. Meanwhile the mention of luxury goods in the regulations including the recently adopted acts, testifies to the efforts of the legislator to introduce the concept of «luxury goods».

Ключевые слова: роскошь, предметы роскоши, банкротство, контрактная система, избыточные потребительские свойства, количественные и качественные критерии оценки, законодательство Российской Федерации.

Keywords: luxury, luxury goods, bankruptcy, contract system, consumer surplus properties, quantitative and qualitative evaluation criteria, the legislation of the Russian Federation.

Так что же такое роскошь? За этим словом не стоит точного значения, это почти то же самое, что восток и запад: в действительности же нет ни востока, ни запада; не существует такой определенной точки, где земля встает и куда заходит; или, если вам будет угодно: каждая точка есть восток или запад. То же самое и с роскошью: она либо в определенной точке, либо везде.

Вольтер. Заметки господ Жана Ласа, Мелона и Дюто о коммерции, роскоши, денежной системе и налогах (1738 г.)

Несомненно, огромное расстояние отделяет комфортабельный автомобиль от золотой кареты, отапливаемую квартиру от ледяного замка. Такая сложная смесь, когда эйфория от новейших промышленных технологий соединяется с ностальгией по эстетике прежних времен. Эти перевоплощения роскоши на протяже-

нии столетий свидетельствуют, разумеется, о невиданных изменениях, произошедших на всех уровнях. [4, с. 9]

Очевидно, что понятие роскоши изменяется в зависимости от времени, пространства, того или иного общества и составляющих его групп. Это понятие также включает в себя такие не менее изменчи-

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— —

вые компоненты, как мораль, эстетика, политика, оно охватывает самые разнородные объекты, порой необычные и всегда показательные. Именно об этих разнородных объектах, составляющих предметы роскоши, упоминается в современном российском законодательстве. Использование этого понятия требует исследования законодательной базы на предмет выявления всего диапазона материальной культуры и общественной жизни, аспекта «нравов» и поведенческих стереотипов, вкусов и предпочтений.

В конце декабря 2014 г. Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» [1], в ч. 3 ст. 213.25 которого упоминается о драгоценностях и других предметах роскоши гражданина-должника в разрезе реализации их на открытых торгах. При этом установлена стоимость драгоценностей и других предметов роскоши, которая составляет более ста тысяч рублей.

Таким образом, указанным федеральным законом, вступившим в силу с 1 июля 2015 г., установлены особенности реализации имущества гражданина, признанного банкротом, в частности, в отношении драгоценностей и других предметов роскоши, стоимость которых превышает 100 тысяч рублей. Данное упоминание предметов роскоши в российском законодательстве свидетельствует об интересе к данному понятию и, по мнению автора, позволяет говорить, что законодатель продолжает «делать шаги» к приближению установления понятия «предметы роскоши» на законодательном уровне, в данном случае посредством соотношения предметов роскоши с ценовой градацией.

В Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2] (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ), вступившем в силу 1 января 2014 г., также упоминается о предметах роскоши. Данный закон определил требования к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам, уста-

навливаемые в рамках нормирования в сфере закупок. Так, в частности, определено, что эти требования сводятся к количеству и качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющим обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящим к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ).

Таким образом, законодателем установлены определенные ограничения, касающиеся предмета закупки, в частности, содержащего избыточные потребительские свойства или являющегося предметами роскоши.

Вместе с тем Федеральный закон № 44-ФЗ, заявляя о предметах роскоши, отсылает к законодательству Российской Федерации. Однако, как известно, российское законодательство не содержит данного определения.

Следует отметить, понятие «предметы роскоши» встречается в ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Семейного кодекса Российской Федерации. Законодатель одновременно использует в различных источниках это понятие, но не дает ему определения. Также ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации регулирует, что взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши. Однако пояснения того, что относится к предметам роскоши, отсутствуют.

Читайте также  Как оформить нежилое строение на земельном участке

Один лишь источник, раскрывающий это понятие, который нам удалось разыскать, — Указ Президента Российской Федерации «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 г.» [3]. Данный Указ устанав-

Дискуссионная трибуна соискателей — ученых степеней и званий

ливает перечень предметов роскоши, которые с 14 октября 2006 г. и впредь до особого распоряжения запрещено перемещать транзитом через территорию Российской Федерации (в том числе воздушным транспортом), вывозить с территории Российской Федерации в КНДР, а также передавать КНДР вне пределов Российской Федерации с использованием морских и воздушных судов под флагом Российской Федерации. В данный перечень входят драгоценности, ювелирные изделия с жемчугом, необработанные ценные материалы, драгоценные и полудрагоценные камни, ювелирные изделия из драгоценного материала или металла, средства транспорта (яхты, автомобили и другие транспортные средства класса «люкс», гоночные автомобили).

Следует заметить, что законодатель при введении в России так называемого налога на роскошь, а тем самым все-таки решив установить современные признаки роскоши, долго не мог определить, что же в России должно считаться излишеством. Изначально предлагалось, что «налог на роскошь» затронет покупку огромных домов, колоссальных земельных участков,

самолетов, яхт и суперавтомобилей. Однако после многогранных обсуждений в течение нескольких лет налог на роскошь, исчисляемый с учетом повышающего коэффициента, ввели в 2013 г. для автомобилей стоимостью свыше 3 миллионов рублей.

Таким образом, анализ различных нормативных правовых актов на предмет наличия в них понятия предметов роскоши свидетельствует об отсутствии признаков, определения понятия «предметы роскоши», однако по результатам рассмотрения данного вопроса можно сделать вывод о наличии предпосылок введения данного определения в законодательстве, а также о перспективах дальнейшего развития данного объекта права. В связи с этим необходимо на законодательном уровне раскрыть понятие, признаки предметов роскоши, их количественные и качественные характеристики, а также примерный перечень предметов роскоши с квалификацией на основе отнесения предметов к той или иной категории. Такое совершенствование юридической техники позволит систематизировать применение понятия и предмета роскоши в законодательстве Российской Федерации. [5, с. 23]

1. О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника : Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2015. -№ 1 (часть I). — Ст. 29.

2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 14. — Ст. 1652.

3. О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2094 от 7 марта 2013 г. : Указ Президента РФ от 02 декабря 2013 г. № 871 // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 49 (часть VII). — Ст. 6395.

4. Перро, Ф. Роскошь: богатство между пышностью и комфортом в XVIII-XIX веках / Ф. Перро ; пер. с фр. А.Н. Смирновой. — Спб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2014.

5. Тютюнник, И.Г. Понятие и предметы роскоши в российской контрактной системе и их законодательное обеспечение / И.Г. Тютюнник // Юридический мир. — 2014. — № 9.

Что относится к предметам роскоши по 44-ФЗ

Предметы роскоши — это дорогие товары с избыточными потребительскими свойствами, не нужными для обеспечения госнужд в каждом конкретном случае. Прямого запрета на их закупку в 44-ФЗ нет. Но органы власти, учитывая отраслевую и территориальную специфику, вправе устанавливать критерии, по которым госзаказчики определяют избыточность характеристик и возможность покупки.

Что относят к предметам роскоши

Несмотря на то, что требования к нормированию в 44-ФЗ есть, сами предметы роскоши по законодательству РФ не определены, четкого перечня нет. К этой категории относят как количественные, так и качественные характеристики:

  • закупку большего числа предметов, чем надо (например, на 40 работников приобретают 60 компьютеров);
  • закупку несоизмеримо более качественных ТРУ, чем необходимо для решения задач (например, автомобиля БМВ, когда ту же проблему решает и Лада Гранта).

Вот еще несколько заказов, в которых присутствуют предметы роскоши: закупается 100 часов по цене 11 000 руб. каждые — это расточительность; приобретены 690 подарочных карт по 6000 руб. каждая — это закупка ненужных благ.

На сайте ОНФ «За честные закупки» есть пример закупки предметов роскоши Министерством строительства и архитектуры Амурской области. Оно планировало приобрести в форме малой закупки iPad Pro и комплектующие для него за 154 000 рублей. В комплект новой техники Apple входили: планшет за 121 000 рублей, чехол за 18 900 рублей и стилус за 14 000 рублей. Техзадание содержало характеристики, которые указывают на конкретную марку, а документ с техзаданием назвали «Техзадание Айпад3».

Принципы нормирования в госзакупках

Как нормировать закупки, устанавливает правительство РФ, правительства субъектов и администрации на местах для применения структурами власти на каждом уровне. Все эти нормы установлены, учитывая общие требования, зафиксированные правительством.

Федеральные органы, госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом», некоторые учреждения науки, культуры, образования и здравоохранения, указанные в ч. 4.1 ст. 19 44-ФЗ, подчиняются основным правилам нормирования:

  1. Требования к ТРУ, включая предельные цены, фиксируются в формате ведомственных перечней. Их форма стандартна по закону. В эти перечни включаются ТРУ из обязательного перечня, который утверждает правительство РФ. Есть возможность прописать характеристики, которые отличаются от тех, что заложены в главном перечне, для этого в ведомственный перечень включается их обоснование. В ведомственный перечень разрешено добавлять и иные блага (п. 2, 6 правил определения требований № 927, изложенных в письме Минфина России от 13.08.2019 № 24-01-06/61190).
  2. Для определения нормативных затрат есть утвержденная методика. В ней приведены формулы для расчета по различным видам затрат (на содержание имущества, услуги связи и т. п.). Для затрат, которых нет в методике, органы прописывают правила расчета сами (п. 3 правил, утвержденных ПП № 1084).
  3. На портале ЕИС размещаются проекты актов, утверждающих новые требования и нормативы затрат, для общественного обсуждения. Сроки обсуждений — минимум 5 рабочих дней с момента размещения (указано в п. 5, 6 требований из ПП РФ № 479).
  4. После утверждения ведомственные перечни и нормативные затраты публикуют в течение 7 дней на сайте ЕИС. За их неразмещение предусмотрены штрафные санкции по ч. 3 ст. 7.30 КоАП, ч. 6 ст. 19 44-ФЗ и п. 16 требований из ПП № 479.

Правительство каждого субъекта определяет, что относится к предметам роскоши в конкретном регионе. Например, для Московской области нормы закреплены в ПП МО № 1411/49 от 29.12.2015.

Муниципальные закупщики подчиняются правилам, утвержденным местными администрациями (например, постановлением администрации городского округа Электросталь МО № 632/9 от 08.09.2017).

Структура системы нормирования

Система нормирования условно состоит из трех уровней.

Уровень № 1. Правительство установило общие правила нормирования госзакупок. Они обязательны для всех субъектов нормирования. Эти положения зафиксированы в 3 документах:

  • общий порядок публикации НПА в сфере нормирования (ПП № 476 от 18.05.2015);
  • общие правила формирования требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (ПП № 926 от 02.09.2015);
  • общие правила формирования нормативных затрат на обеспечение госорганов (ПП № 1047 от 13.10.2014).

На базе этих документов формируются остальные правила, в том числе и о предметах роскоши (ч. 3 ст. 19 44-ФЗ).

Уровень № 2 включает:

  • правила составления НПА о нормировании;
  • правила утверждения требований к продукции в формате ведомственных перечней;
  • способы определения нормативных затрат.

Эти правила созданы для федеральных, региональных и местных органов власти (ч. 4 ст. 19 44-ФЗ).

Уровень № 3. По отраслям фиксируют нормы и требования к ТРУ, нормативные затраты, которые закупщики должны учитывать. Правила утверждают государственные, муниципальные структуры и ГРБС из сферы науки, образования, здравоохранения, культуры (ч. 5 ст. 19 44-ФЗ) для подведомственных заказчиков. Главное — учесть акты, которые приняты на первых двух уровнях.

Ответственность за приобретение предметов роскоши

Исключение из закупок товаров, работ, услуг, имеющих избыточные потребительские свойства или являющихся предметами роскоши, обеспечивается законом о контрактной системе 44-ФЗ.

В КоАП отдельной нормы, в которой прописывается ответственность за закупку предметов роскоши, ​​нет. Но в ст. 7.29.3 КоАП предусмотрен штраф в размере от 20 000 до 50 000 рублей при госзакупках благ, не соответствующих целям осуществления покупки и применяемым нормативным затратам, и цен, в отношении которых обоснование противоречит требованиям закона.

В ст. 285.1 Уголовного кодекса прописаны санкции, применяемые при нецелевом расходовании средств бюджета (заказ предметов роскоши — тот самый случай), — тюремный срок 5 лет.

Налог на роскошь в РФ — не только для богатых! Правовые ловушки

Право.Ru рассказывало ранее (полный текст смотрите здесь), что Госдума, рассмотрев в первом чтении так называемый законопроект о налоге на роскошь, отклонила его. Из бурных депутатских дебатов, разгоревшихся во время обсуждения, следовало: законопроект действительно вызывает много вопросов и выглядит недоработанным.

Иначе говоря, это тот самый случай, когда решение депутатов отклонить законопроект выглядит вполне логичным и отвечающим здравому смыслу. Ибо в своем сегодняшнем виде он таков, что может заставить платить налог и тех, кто на самом деле совсем не богат. Более того, из-за высокого размера налог обернется для некоторых большой (иногда неразрешимой) проблемой, и роскошь не просто перестанет быть желанной и притягательной, а превратится в тяжелое бремя, от которого будут стремиться избавиться…

Однако законопроект может быть доработан, и разработчики снова представят его Госдуме. Опыт показывает, что авторы проектов учитывают далеко не все замечания и пожелания, прозвучавшие во время обсуждения. Очень часто разработчики вносят лишь косметические, мало принципиальные поправки, и «сделав несколько заходов» (то есть снова и снова внося законопроект на рассмотрение депутатов) продвигают-таки его, добиваются его принятия.

Именно поэтому есть смысл уже сейчас присмотреться к законопроекту о налоге на роскошь, так как велик шанс, что основные его положения со временем все же обретут статус законных норм. Проанализировать законопроект, оценить его возможные последствия и вскрыть противоречия (если таковые имеются), мы попросили нашего коллегу из Юридического бюро «Падва и Эпштейн» юриста-аналитика Сергея Хаванского.

Попутно заметим: законопроект предполагает, что в Налоговом кодексе появится новая глава — 25.4 «Налог на предметы роскоши». О том, что это за предметы, также рассказывает Сергей Хаванский ниже.

Что именно можно считать предметами роскоши?

Как следует из текста, который был представлен депутатам, к таким предметам относятся:

1) жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки (доли в них) стоимостью от 15 млн. рублей и выше;

2) автомобили, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, стоимостью от 2 млн. рублей и выше;

3) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей и выше.

Предлагаемый перечень предметов роскоши неполный и неконкретизирован

Действительно, перечень небезупречен. И не столько по составу самих предметов, сколько по их происхождению и оценке их стоимости. К примеру, у бабушки есть ценная старинная икона, которая досталась ей еще от дедов. Кто будет заниматься ее оценкой, чтобы выяснить, подпадает икона под понятие «предмет роскоши». А если даже и оценят и признают роскошью, откуда бабушка возьмет деньги, чтобы заплатить налог?

Кроме того, сдается, что этот перечень неполный. Непонятно, почему к роскоши отнесены только названные объекты. А дорогостоящие антикварные книги в шкафу из красного дерева или редкое холодное оружие, развешанное по стенам на фоне узорчатого персидского ковра?

Роскошь — очень относительное понятие, скорее морально-нравственное, чем правовое. Введение такого концепта в российскую законодательную практику, основным пороком которой является трактовка норм, правоприменение — более чем спорный шаг, который может породить массу конфликтов.

Введение налога может привести к тому, что предметы роскоши перестанут регистрировать в России

Чтобы взимать налог, к примеру, за обладание транспортными средствами, указанными в проекте закона, они должны быть зарегистрированы в России так, как требует наше законодательство. Но даже сейчас, когда налога на роскошь нет, многие собственники регистрируют свои дорогостоящие транспортные средства в иных юрисдикциях. А если налог на роскошь введут, то эта тенденция, скорее всего, лишь усугубится. Заставить обеспеченных соотечественников регистрировать транспорт в России будет сложно, число подобных объектов роскоши, зарегистрированных в РФ, может сократиться до числа, близкого к нулю. А это означает, что налоговые поступления сократятся.

Будет ли устранен феномен двойного налогообложения?

Этот феномен возникнет из-за того, что указанные в проекте предметы роскоши по действующему налоговому законодательству уже являются объектами налогообложения — с их стоимости исчисляется и уплачивается либо налог на имущество физических лиц или организаций, либо транспортный или земельный налог.

Если после принятия законопроекта в Налоговый кодекс РФ добавят новую главу о налоге на роскошь, будут ли скорректированы другие главы — о порядке исчисления и уплаты других «старых» налогов (на имущество, транспортный, земельный). Если нет, то налоговая нагрузка превысит все разумные границы. Что бывает в таких случаях, нам известно — владельцы предметов роскоши сделают все, чтобы налог не платить вовсе.

Возникнут проблемы с оценкой имущества

Оценить стоимость имущество необходимо, как мы уже отмечали, для того, чтобы понять, является ли оно предметом роскоши. Но как оценить? Разработчики законопроекта поступили просто: сделали отсылку к статье 40 НК РФ. Однако эта статья обладает репутацией одной из самых нечетких и дающих основания для многочисленных споров (в статье говорится, что стоимость товара, услуги, работы определяется исходя из рыночной цены аналогичного имущества, но что значит аналогичное и как установить, рыночная цена или нет, не прописано).

Видимо, отсылая к статье 40 НК РФ, разработчики законопроекта пытались уйти от формальных цен (например, кадастровых — для земельных участков). Но не стоит сомневаться: механизмы статьи 40 вряд ли облегчат практику взимания налога и поспособствуют социальной справедливости при его взимании.

Нарушение конституции: взимание налога с имущества, доставшегося по наследству

Под понятие «предмет роскоши» (что автоматически означает обязанность по уплате налога) может попасть имущество, полученное гражданином от родственников и близких, то есть безвозмездно. Причем такое имущество может быть не развлечением, а жизненно необходимым, например, квартира в «сталинском» доме в центре Москвы. Высокий налог на роскошь сделает содержание квартиры для собственников очень проблематичным. В некоторых случаях, граждане просто не смогут его заплатить. Как тогда быть? Продавать квартиру, чтобы заплатить за нее налог? Это нарушает конституционные права граждан.

Почему вдруг такой срок давности для налога на роскошь

В законопроекте говорится, что решения о правильности уплаты налога могут быть пересмотрены в течение пяти лет. Но откуда взялась такая норма? Ведь срок давности для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также период, проверяемый в ходе налоговых проверок, составляют три года.

Таким образом, многочисленные недоработки законопроекта не позволяют его принять в том виде, в котором он представлен сейчас. Хотя, как мы уже отмечали выше, не исключено, что через некоторое время этот или подобный ему проект снова будет вынесен на рассмотрение депутатами Госдумы.

Предметы роскоши: нужно ли платить на них налог и как делить при разводе

Современный экономический словарь поясняет, что такое предметы роскоши. Это вещи и товары изысканного вкуса, без которых можно обойтись в повседневной жизни. Однако не совсем понятно, о чем идет речь. 5-комнатную квартиру в центре Москвы считать роскошью? А если это единственное жилье собственника? И войдет ли в перечень автомобиль премиум-класса стоимостью десятки миллионов рублей, когда у владельца нет других средств передвижения? Разберемся в статье детально. Рассмотрим, что относится к роскоши, нужно ли платить за нее налог и как делить при разводе.

Предметы роскоши: список

В России к предметам роскоши относят:

  • Ювелирные украшения с драгоценными и полудрагоценными камнями из серебра, золота, платины. Сюда же включены монеты и столовые приборы из благородных металлов.
  • Произведения искусства (картины, скульптуры, представляющие историческую и художественную ценность).
  • Антиквариат, старинная мебель, раритетные, коллекционные предметы домашнего обихода.
  • Изделия из натурального меха ценных пород.
  • Эксклюзивные дорогостоящие вещи (яхты, автомобили класса «люкс», золотые слитки).

Депутаты фракции «Справедливая Россия» регулярно предлагают ввести налог на роскошь. По их мнению, повышенные взносы должны платить владельцы недвижимости и земельных участков стоимостью от 50 млн рублей, обладатели машин ценой от 8 млн рублей и собственники личных яхт, самолетов и вертолетов. Но законопроект не утвержден для рассмотрения в правительстве. Причина в том, что 1 января 2021 года в России ввели налог «для богатых». Люди, зарабатывающие более 5 млн рублей в год, теперь платят НДФЛ не 13%, а 15% от суммы дохода. Кроме того, уже действует повышенный транспортный налог на дорогие автомобили стоимостью от 3 млн рублей.

Как делят драгоценности и предметы роскоши при разводе

Согласно Семейному кодексу, предметы роскоши относят к совместно нажитому имуществу и делят при разводе поровну. Однако есть исключения, разделу не подлежат:

  • Вещи куплены одним из супругов до регистрации отношений.
  • Драгоценности, предметы старины, автомобили подаренные либо оставленные в наследство мужу или жене.
  • Имущество приобретенное на деньги, полученные в дар или по завещанию.

Есть три варианта, как разделить товары роскоши при расторжении брака:

  • В соответствии с брачным договором.
  • По обоюдному согласию, мирным путем.
  • В судебном порядке. Суд также решает, какое именно имущество отнести к особо ценным предметам.

Что делать, когда вещью нельзя владеть одновременно, но закон требует разделить ее поровну между супругами? Например, речь идет о золотом украшении или шубе из натурального меха. На практике ценность переходит к одному из супругов. Но он обязан выплатить партнеру половину ее стоимости.

Как декларировать предметы роскоши при пересечении границы

Вы купили за рубежом дорогое колье или везете американским родственникам в подарок старинную картину, доставшуюся от прабабушки? Не забудьте задекларировать имущество — этого требует закон.

Что из предметов роскоши подлежит обязательному декларированию на таможне:

  • Изделия и коллекции, имеющие художественную, историческую, культурную ценность.
  • Антикварное оружие.
  • Произведения живописи и скульптуры.
  • Старинные монеты, банкноты, ценные бумаги.

Сравним, что можно перевезти через границу без декларации, а что нельзя:

Разрешено

Запрещено

Картина, нарисованная собственноручно

Работа известного мастера

Золото, серебро, самоцветы стоимостью до €25 тыс.

Драгметаллы и камни дороже €25 тыс.

Любая сумма на карте

Свыше $10 тыс. наличными

Декларацию заполните от руки или на компьютере. Перечислите все предметы, которые ввозите или вывозите. При необходимости укажите реквизиты разрешительных бумаг. Подробные правила составления документа указаны на официальном сайте Федеральной таможенной службы.

У российских инвесторов есть доступ не только к отечественным, но и к зарубежным фондовым рынкам, в частности, к биржевым площадкам США. Расскажем, как покупать американские акции и почему ценные бумаги заграничных компаний привлекают наших сограждан. Зачем покупать акции предприятий США Apple, Twitter, Microsoft, Google названия американских корпораций у всех на слуху. За годы присутствия на фондовом рынке активы упомянутых компаний подорожали в несколько раз. Поэтому некоторые инвесторы хотят вложить деньги именно в эти ценные бумаги. Люди уверены: крупные эмитенты не обанкротятся, а стоимость активов продолжит расти. Назовем еще несколько причин, по которым частных инвесторов привлекает фондовый рынок США: Дивиденды по акциям выплачивают в долларах. Вариант подходит для долгосрочных вложений. Активы на иностранных брокерских счетах застрахованы. Если в России защищены только банковские депозиты, то за границей страховку распространяют и на ценные бумаги (максимальная сумма компенсации $250 тыс). Исключение опционы и фьючерсы. Американские эмитенты больше стремятся к росту капитализации и действуют в интересах акционеров: выплачивают хорошие дивиденды и регулярно выкупают свои ценные бумаги. Еще один важный фактор диверсификация портфеля. Когда деньги распределены по разным направлениям, инвестор знает: что бы ни случилось в экономике, часть средств удастся сохранить. Как покупать американские акции До 2020 года ценные бумаги иностранных компаний торговались исключительно на Санкт-Петербургской бирже. Но в августе 2020 года зарубежные активы появились и на Московской площадке (здесь их разрешено покупать за рубли, а прибыль все равно будут начислять в долларах). Акции доступны неквалифицированным инвесторам, единственное условие нужно работать через брокера. Предлагаем пошаговую инструкцию, как купить американские акции: Выберите агента (отечественного или иностранного). Заключите с ним договор. Откройте брокерский счет и пополните его (у одних посредников есть минимальный порог входа, другие разрешают инвестировать с любой суммы). Купите акции через личный кабинет Начинайте следить за котировками, продавать активы или пополнять портфель новыми ценными бумагами. Российские агенты автоматически высчитывают и удерживают налог со сделок, которые принесли прибыль. Работаете с иностранными брокерами напрямую? Не забывайте ежегодно подавать декларацию и самостоятельно отчитываться о полученной выручке. Условия сотрудничества с американским брокером Не все зарубежные посредники обеспечивают русскоязычную поддержку, уточните этот момент перед началом работы. Помните: если у вас возникнут разногласия с брокером, свои интересы придется защищать в американском суде. Уже были прецеденты, когда брокерские счета российских инвесторов блокировали без предупреждения и даже не разрешали вывести средства. Эксперты Банкирофф.ру дают рекомендации, как выбрать американского брокера: компания зарегистрирована на территории США; ее работу регулирует SEC (государственная комиссия по ценным бумагам); организация участвует в программе SIPC (страховой корпорации, защищающей интересы инвесторов). При заполнении анкеты будьте готовы представить максимальный пакет документов: паспорт, ИНН, выписку с банковского счета. Не забудьте уведомить налоговую инспекцию об открытии брокерского счета за рубежом. За несвоевременную подачу информации предусмотрен штраф от 1000 до 5000 рублей.

Читайте также  Учитывается ли мнение ребенка при разводе

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector