Правовое регулирование права собственников земельных участков

Правовое регулирование права собственников земельных участков

Правовое регулирование права собственников земельных участков

Правовое регулирование права собственников земельных участков

Данная статья адресована собственникам индивидуальных жилых домов, чьи права на земельные участки еще не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Федеральном законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

Сразу следует отметить, что для государственной регистрации прав на земельные участки существенное значение имеют: период предоставления земельного участка, а именно, до или после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), вступившего в действие 25.10.2001г., вид разрешенного использования земельного участка, вид объекта недвижимости, находящегося на земельном участке.

Так, право собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования может быть зарегистрировано в порядке, установленном ст.25.2. Закона о регистрации. Данный порядок известен всем как «Дачная амнистия», он освободил правообладателей земельных участков от необходимости обращения в уполномоченные органы по вопросу принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности. Государственная регистрация права собственности проводится на основании ранее выданных документов, как правило, это государственные акты или свидетельства на землю, выданные местными администрациями.

В данном порядке право собственности на земельный участок могут оформить и граждане, имеющие любые выданные до введения в действие ЗК РФ документы, устанавливающие или удостоверяющие право на земельный участок, в которых не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Упрощенный порядок оформления права собственности на земельный участок в силу п.7 ст.25.3. Закона о регистрации распространяется также и на собственников объектов недвижимости (например, индивидуальных жилых домов, садовых домиков, гаражей и др.), находящихся на земельных участках с вышеназванными видами разрешенного использования, при приобретении права в порядке наследования или по иным основаниям, например, на основании договора об отчуждении. В этом случае право собственности актуального собственника индивидуального жилого дома, садового домика или другого объекта недвижимости на земельный участок регистрируется в ЕГРП на основании документа, устанавливающего или удостоверяющего право любого прежнего собственника объекта недвижимости на земельный участок. Есть еще одна особенность по данной категории дел: правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ на земельный участок предыдущего собственника подлежит обязательному представлению на государственную регистрацию только в том случае, если право данного лица на земельный участок ранее не было зарегистрировано в ЕГРП. При наличии в ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности (права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования) предыдущего собственника объекта недвижимости актуальному собственнику достаточно обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

В случае отсутствия у гражданина каких-либо документов на земельный участок, находящийся в его фактическом пользовании, на котором расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ, такой гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность бесплатно. Данное право предусмотрено п.4 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В целях приобретения прав на земельный участок собственнику жилого дома необходимо обратиться в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее – Департамент), являющийся исполнительным органом государственной власти, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области, а также распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу Закона Ульяновской области от 03.07.2015г. № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области».

В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение Департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Собственник индивидуального жилого дома, созданного до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. №1305-1 «О собственности в СССР», в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает не менее пятнадцати лет и который является для гражданина единственным имеющимся у него жилым помещением, может приобрести земельный участок, находящийся под таким домом, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа. В этом случае необходимо, чтобы жилой дом являлся пригодным для проживания. Данное право предусмотрено Законом Ульяновской области от 03.06.2015г. №59-ЗО «О предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, в собственность бесплатно» и может быть реализовано только при отсутствии возможности получения земельного участка в собственность по иным основаниям и иному порядку, установленным законодательством Российской Федерации.

Органом, уполномоченным на принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является Департамент, в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, уполномоченный орган – администрации соответствующего муниципального образования.

В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение соответствующего уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Положения Закона Ульяновской области от 03.06.2015г. №59-ЗО «О предоставлении гражданам земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, в собственность бесплатно» действуют только до 31.12.2016г.

Во всех других случаях земельный участок, находящийся под индивидуальным жилым домом, может быть оформлен в собственность или в аренду в порядке, установленном ст.39.20. ЗК РФ.

В соответствии со ст.39.3. ЗК РФ земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, предоставляется в собственность за плату без проведения торгов. Основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок в данном случае будет являться договор купли-продажи, заключенный с Департаментом, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, — с администрацией соответствующего муниципального образования.

Договор аренды земельного участка также заключается без проведения торгов (ст.39.6. ЗК РФ). В силу п.8 ст.39.8. ЗК РФ земельный участок предоставляется собственнику индивидуального жилого дома может быть в аренду на срок до 49 лет.

Согласно п.2 ст.26 ЗК РФ договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года и правовые последствия договора аренды наступают только после его государственной регистрации (п.1 ст.164 ГК РФ).

Решение о наличии или отсутствии оснований для проведения государственной регистрации принимается по результатам правовой экспертизы, проводимой государственным регистратором в порядке, установленном ст.13 Закона о регистрации. Необходимым условием государственной регистрации является уплата государственной пошлины, ее размер установлен ст.333.33. Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, составляет 350 рублей (пп.24 п.1 ст.333.33. НК РФ). Государственная пошлина за государственную регистрацию договора аренды земельного участка – 2000 рублей (пп.22 п.1 ст.333.33. НК РФ).

Заявитель вправе по собственной инициативе представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. В случае отсутствия такого документа, факт уплаты государственной пошлины будет проверен государственным регистратором самостоятельно. При этом следует отметить, что в силу п.4 ст.16 Закона о регистрации в случае непредставления документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть приняты к рассмотрению только после установления государственным регистратором факта ее уплаты.

Другим необходимым условием государственной регистрации права собственности или договора аренды земельного участка является наличие сведений о таком земельном участке в Государственном кадастре недвижимости, поскольку п.1.2. ст.20 Закона о регистрации установлен прямой запрет на осуществление государственной прав на объект недвижимости, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Срок государственной регистрации права собственности на земельный участок или договора аренды составляет 10 рабочих дней.

В заключение хочется отметить, что использование земельного участка не по целевому назначению или без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка является одним из оснований возбуждения административного производства и привлечения к административной ответственности на основании ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

отдела правового обеспечения

Управления Росреестра по Ульяновской области

Начальник Межмуниципального отдела

по Чердаклинскому и Старомайнскому районам

Управления Росреестра по Ульяновской области

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

Прокурор разъясняет

  • Противодействие коррупции
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Противодействие незаконному обороту наркотических средств
  • Защита предпринимателей
  • Обращения граждан
  • Трудовые правоотношения
  • Жилищные правоотношения
  • Служба судебных приставов
  • Охрана природы
  • Права несовершеннолетних
  • Защита прав потребителей
  • Здравоохранение
  • Иное
  • 31 октября 2020, 12:17

Правовые основания для оформления земли под многоквартирными домами.

В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Так, согласно ст.16 Жилищного Кодекса РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В какой момент возникает право собственности на землю под МКД?

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, реализованы в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предписания Конституции РФ. А именно, с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в МКД, законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в МКД земельного участка под этим домом как элемента общего имущества такого МКД. Следовательно, право собственников помещений многоквартирного дома на земельный участок вытекает напрямую из права собственности на жилое или нежилое помещение в таком доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (МКД).

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Как оформить земельный участок под МКД?

Для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также проведения его государственного кадастрового учета. При том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРН) с ним не требуется.

Основные проблемы собственников, равно как и их домоуправляющих организаций, сводятся к тому, что на момент приобретения общедолевого права собственности на земельный участок собственники радуются, что им предоставляют землю бесплатно, а вот о последствиях, в т.ч. финансовых, такой собственности они, к сожалению, не задумываются.

В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (далее – МКД), с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.

Информация об образовании и учете участка под многоквартирным домом размещена на публичной кадастровой карте на сайте Росреестра. При отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и другие объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, возникает правовая неопределенность по вопросу о том, какой именно земельный участок принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе после ввода его в эксплуатацию, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором дом расположен. Образование земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Для постановки земельного участка на кадастровый необходим межевой план, который подготавливается кадастровым инженером.

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ, земельные участки, входящие в состав общего имущества МКД, не облагаются земельным налогом.

Отдел по надзору за исполнением земельного

и природоохранного законодательства прокуратуры края

ВС разъяснил тонкости разграничения государственной собственности на землю

17 декабря Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-13722 по спору о регистрации права государственной собственности на земельный участок, переданный в бессрочное пользование учреждению МЧС России в 2010 г.

Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок

В декабре 2010 г. администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области предоставила ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» земельный участок в селе Горицы для размещения спасательного поста. При этом право государственной собственности на указанный участок земли не было разграничено. Учреждение МЧС зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на полученный участок в установленном порядке, получив соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.

Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.

21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок. Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости. Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок. По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.

Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества

Впоследствии заявитель оспорил в арбитражном суде решение о приостановлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок, обосновав требования тем, что такое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства.

Арбитражный суд удовлетворил заявление, впоследствии апелляция поддержала это решение. Обе инстанции сочли, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не была разграничена, был предоставлен учреждению МЧС России на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п. 1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, он относится к федеральной собственности.

Суды указали, что из содержания норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к отношениям, возникшим до 1 июля 2006 г. (с момента вступления в силу статьи 3.1 закона). Иное толкование, отметили они, означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех участков, которые на момент введения в действие вышеуказанной нормы не подпали под установленные ею критерии, что противоречит самому принципу разграничения госсобственности на землю.

Обе инстанции добавили, что Управление Росимущества уполномочено представлять интересы РФ при проведении государственной регистрации прав в отношении имущества учреждения МЧС России, зарегистрированного на территории Мурманской области, независимо от места нахождения соответствующего имущества, в том числе на территории Вологодской области. Поскольку заявитель представил все необходимые документы, у регистрирующего органа не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации права.

Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований

В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя. При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено. Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.

Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.

ВС РФ не согласился с выводами окружного суда

Со ссылкой на ряд нарушений норм материального права заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, изучив материалы дела № А13-8951/2018, отменил постановление окружного суда и оставил в силе судебные акты первой и второй инстанций.

ВС напомнил, что по смыслу ст. 17–19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю. При этом закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли прежде всего касаются участков земли, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также поименованным в законе лицам в целях выполнения ими своих функций.

Верховный Суд пояснил, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляет соответствующий участок госоргану, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. «Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования. При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования», – отмечено в определении.

Читайте также  Правовые последствия признания гражданина банкротом

В этой связи ВС согласился с выводом судов первой и второй инстанций о том, что предоставление администрацией в 2010 г. земельного участка учреждению МЧС России, которое находится в компетенции органа госвласти, повлекло разграничение государственной собственности на данный участок по правилам ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права РФ. При этом Суд добавил, что для государственной регистрации права собственности РФ, ее субъекта или муниципального образования в отношении участка земли правоустанавливающие документы не понадобятся, если соответствующе право было зарегистрировано в ЕГРН.

Верховный Суд отметил, что поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке и с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на него Управление Росимущества представило все необходимые документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось предусмотренных законом оснований для приостановления государственной регистрации права.

Эксперты «АГ» прокомментировали определение Суда

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин полагает, что определение ВС представляет определенный интерес в сфере разграничения госсобственности на землю. «Суды всех инстанций верно определили, что поскольку земельный участок был передан Учреждению, созданному федеральным органом, правомочия собственника такого земельного участка переходят к Управлению Росимущества, – отметил он. – Вместе с тем суд кассационной инстанции ошибочно отметил, что подлежащая применению ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ распространяется на земельные участки и объекты недвижимости, имущественные отношения на которые оформлены по состоянию на дату введения указанной нормы».

Эксперт отметил, что указанная статья распространяется и на отношения, которые возникли после ее введения. «Основной сложностью при разрешении спора, на мой взгляд, явилось то, что правоприменительная практика практически не имеет прецедентов разграничения права собственности между муниципальным и федеральным уровнем на основании предоставления земельного участка администрацией. Однако исходя из норм действующего законодательства следует, что поскольку земельный участок передан учреждению МЧС России, созданному и полностью подконтрольному федеральному органу, то полномочия по распоряжению таким земельным участком переходят к Росимуществу как специальному органу, уполномоченному на управление имуществом, относящимся к ведению федеральных органов», – пояснил Никита Семякин.

Он добавил, что несмотря на то, что администрация не была уполномочена на издание актов о разграничении госсобственности на землю, при текущих обстоятельствах разграничение происходит на основании передачи земельного участка фактически федеральному органу государственной власти. «Возможно, после этого определения ВС РФ сформируется судебная и правоприменительная практика разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти», – предположил юрист.

Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков пояснил, что по логике кассации, если на момент вступления в законную силу нормы ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, земельный участок не обладал признаками, необходимыми для разграничения права государственной собственности, то появление этих признаков после вступления в силу указанной нормы не изменит статус земельного участка. «Суд округа посчитал, что заявителем в регистрирующий орган должны были быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий для разграничения права государственной собственности до вступления вышеуказанной нормы права. Очевидно, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению, о чем и говорит Верховный Суд», – отметил эксперт.

По его мнению, как правило, подобные оговорки содержатся в тексте закона. «Закрепляя признаки, свидетельствующие о наличии того или иного правового статуса, законодатель автоматически распространяет их действие на все отношения, в том числе будущие. Оговорка о невозможности применения нормы должна быть описана в норме аналогично обратной силе закона или ультраактивности закона, так как она не является правовой конструкцией», – подытожил Виктор Глушаков.

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере имущества и земельных ресурсов

Законы Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации

Гражданский кодекс Российской Федерации

Земельный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимости имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законы Тюменской области

Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 307 «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области»

Закон Тюменской области от 05.10.2001 N 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области»

Закон Тюменской области от 03.11.2003 N 170 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования»

Закон Тюменской области от 05.07.2001 N 354 «О регулировании торговой деятельности в Тюменской области»

Закон Тюменской области от 16.02.2004 N 204 «О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области»

Закон Тюменской области от 05.10.2011 N 64 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей»

Закон Тюменской области от 21.06.2018 N 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно»

Закон Тюменской области от 07.04.2003 N 131 «О размерах земельных участков»

Закон Тюменской области от 26.12.2014 N 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области»

Закон Тюменской области от 22.06.2021 № 57 «Об отдельных вопросах, связанных с предоставлением гражданам для собственных нужд земельных участков для размещения гаражей»

Постановления Правительства Тюменской области

Постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2012 N 578-п «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг»

Постановление Правительства Тюменской области от 27.10.2016 N 468-п «О порядке постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, предоставления их копий и содержащихся в них сведений»

Постановление Правительства Тюменской области от 27.10.2016 N 469-п «О порядке взимания и возврата платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации и содержащихся в них сведений, и размерах такой платы»

Постановление Правительства Тюменской области от 27.05.2016 N 214-п «Об утверждении порядка организации работы по заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций»

Постановление Правительства Тюменской области от 02.11.2015 N 500-п «Об утверждении Порядка принятия решения о реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью или предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию»

Постановление Правительства Тюменской области от 03.06.2015 N 238-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута»

Постановление Правительства Тюменской области от 20.04.2015 N 163-п «Об утверждении порядка определения платы по соглашению об установлении сервитута»

Постановление Правительства Тюменской области от 20.07.2015 N 341-п «Об утверждении Положения о порядке установления льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к государственной собственности Тюменской области»

Постановление Правительства Тюменской области от 16.02.2015 N 62-п «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля»

Постановление Правительства Тюменской области от 24.11.2008 N 334-п «О порядке принятия решения о передаче в аренду (безвозмездное пользование) государственного имущества Тюменской области»

Постановление Правительства Тюменской области от 21.09.2011 N 317-п «Об утверждении Положения о приватизации государственного имущества Тюменской области и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Тюменской области»

Постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2017 N 692-п «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций»

Постановление Правительства Тюменской области от 07.12.2012 N 512-п «Об установлении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, оснований включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены такого кооператива, и правил формирования таких списков»

Постановление Правительства Тюменской области от 09.07.2007 N 148-п «Об утверждении Положения об аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности»

Постановление Правительства Тюменской области от 30.04.2015 N 180-п «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения»

Постановление Правительства Тюменской области от 23.05.2005 N 36-п «О процедуре перевода земель или земельных участков из одной категории в другую»

Постановление Правительства Тюменской области от 20.03.2017 N 100-п «Об утверждении порядка действий исполнительных органов государственной власти Тюменской области при оформлении прав на землю, земельный участок или часть земельного участка в целях размещения инженерных коммуникаций»

Постановление Правительства Тюменской области от 06.04.2015 N 132-п «Об установлении порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи без проведения торгов»

Постановление Правительства Тюменской области от 26.11.2014 N 595-п «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения»

Постановление Правительства Тюменской области от 01.12.2008 N 340-п «О порядке формирования, ведения и опубликования перечня государственного имущества, предоставляемого во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядке и условиях предоставления в аренду (безвозмездное пользование) включенного в него государственного имущества»

Постановление Правительства Тюменской области от 09.10.2006 N 230-п «Об утверждении Положения о порядке установления льготной арендной платы и ее размеров юридическим и физическим лицам, владеющим на праве аренды находящимися в собственности Тюменской области объектами культурного наследия, вложившим свои средства в работы по их сохранению и обеспечившим выполнение этих работ»

Постановление Правительства Тюменской области от 08.12.2008 N 345-п «Об утверждении Положения о публичных сервитутах в отношении земельных участков в Тюменской области»

Постановление Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п «Об утверждении Положения об управлении и распоряжении земельными участками»

Постановление Правительства Тюменской области от 04.04.2006 N 89-п «О доверительном управлении имуществом Тюменской области»

Постановление Правительства Тюменской области от 17.08.2015 N 389-п «Об утверждении Порядка согласования заключения соглашений об установлении сервитута, заключаемых государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями Тюменской области»

Постановление Правительства Тюменской области от 31.01.2020 N 35-п «О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения и об утрате силы некоторых нормативных правовых актов»

Постановление Правительства Тюменской области от 25.07.2013 N 300-п «О сроках, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы»

Постановление Правительства Тюменской области от 31.08.2015 N 408-п «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд Тюменской области»

Постановление Правительства Тюменской области от 16.07.2007 N 158-п «Об утверждении Положения о совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам»

Постановление Правительства Тюменской области от 29.09.2006 N 222-п «О Департаменте имущественных отношений Тюменской области»

Постановление Правительства Тюменской области от 26.06.2018 N 243-п «Об утверждении Положения о перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, и требованиях к ним»

Постановление Правительства Тюменской области от 10.10.2011 N 340-п «Об утверждении Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей»

Постановление Правительства Тюменской области от 30.01.2018 N 25-п «Об установлении даты перехода к проведению в Тюменской области государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»

Постановление Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 511-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы» и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов»

Постановление Правительства Тюменской области от 19.07.2019 N 240-п «Об утверждении порядка осуществления контроля за исполнением условий эксплуатационных обязательств в отношении приватизированных объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем»

Постановление Правительства Тюменской области от 23.05.2019 N 150-п «Об утверждении порядка приобретения имущества общего пользования, расположенного в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в государственную собственность Тюменской области или в муниципальную собственность муниципальных образований Тюменской области»

Постановление Правительства Тюменской области от 21.05.2021 № 286-п «Об утверждении Порядка заключения договора о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей без проведения торгов»

Постановление Правительства Тюменской области от 11.08.2021 № 454-п «Об утверждении Положения о порядке использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства»

Постановление Правительства Тюменской области от 10.09.2021 № 556-п «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда руководителя, его заместителя, главного бухгалтера и заключающего трудовой договор члена коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которого находится в государственной собственности Тюменской области»

Земельное право. Краткий курc

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Земельное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет, метод и система правового регулирования
  • 2. История развития земельного права
  • 3. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 4. Принципы земельного законодательства
  • 5. Понятия и виды земельных правоотношений

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Краткий курc предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2015

1. Земельное право: понятие, предмет, метод и система правового регулирования

Земля — поверхностный слой земной коры, расположенный над недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией, на которой осуществляется суверенитет России.

В качестве отрасли права земельное право следует рассматривать как совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта, так и недвижимого имущества. Земельное право является самостоятельной отраслью права.

К предмету правового регулирования земельного права относятся земельные отношения, которые регулируются нормами права, возникают при использовании земельных участков, управлении земельными ресурсами, регулируют в целях сохранения и восстановления земельных свойств, охраны прав и законных интересов землеобладателей. Предмет земельного права — это способ регулирования земельных отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодательством.

Земельные отношения — это особый вид имущественных отношений. Особый вид имущественных отношений по поводу земли обусловлен особенностями земельных отношений. Природа земельных отношений определяет публично-правовой характер их регулирования.

Методом правового регулирования называется способ воздействия правовых норм на участников (субъектов) общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официальном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепляющей модели поведения участников общественных отношений. Метод земельного права — способ регулирования общественных отношений, непосредственно связанных с землей.

Земельное право регулируется двумя методами:

1) императивный метод, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и запретов (для ведения Государственного земельного кадастра собственники земли обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству). При осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, давать предписания устранения нарушений земельного законодательства;

2) диспозитивный метод — это способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода выбора своих действий. Собственник вправе распоряжаться своим земельным участком: продавать его, дарить, сдавать в аренду или закладывать. Собственники земли имеют возможность сами в определенных пределах регулировать взаимоотношения друг с другом (например, путем установления сервитутов, т. е. применяя методы частноправового регулирования земельных отношений).

Система земельного права — совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, включает:

♦ общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, правовые;

♦ особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются:

• институт права собственности на землю;

• иные виды прав на землю;

• управление в области землепользования;

• государственный земельный кадастр;

• контроль за использованием земли;

• правовая охрана земель;

• юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются: группы правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим.

Помимо земельного права как отрасли права выделяется земельное право как наука. Как отрасль науки земельное право изучает общественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений. Как научная отрасль земельное право призвано обеспечить повышение эффективности земельно-правовых норм, а также способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель.

Наука земельного права:

♦ выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тенденции в регулировании земельных отношений правовыми нормами;

♦ предлагает меры по совершенствованию действующего законодательства;

♦ разрабатывает научные основы его классификации и систематизации;

♦ исследует закономерности развития действующего российского законодательства;

♦ исследует земельное законодательство досоветского периода;

♦ проводит сравнительный анализ правового регулирования земельных отношений и выявление тенденций развития его в зарубежных странах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector