Порядок оплаты коммунальных услуг по законодательству

Порядок оплаты коммунальных услуг по законодательству

Порядок оплаты коммунальных услуг по законодательству

Коммунальные услуги

Какие есть и что в входит ЖКУ

В коммунальные услуги входит передача коммунальных ресурсов потребителям в жилых и нежилых помещениях, в том числе на земельных участках.

Коммунальные ресурсы — это холодная и горячая вода, электричество и отопление, тепловая энергия, газ, твердое топливо для печного отопления, если оно есть. Еще в перечень коммунальных услуг входит отведение сточных вод и вывоз мусора.

Рассказываем подробно про коммунальные услуги.

Что вы узнаете

  • Нормативы
  • Исполнители коммунальных услуг
  • Кто является обязательным плательщиком
  • Перечень КУ для физических лиц
  • Перечень КУ для юридических лиц
  • Квитанция на оплату коммунальных услуг
  • Частые вопросы

Есть два документа, которые регулируют правила предоставления и оплаты КУ:

  1. Постановление Правительства РФ о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
  2. Жилищный кодекс РФ.

Коммунальные и жилищные услуги — не одно и то же. Важно помнить, что в коммунальные услуги входит передача ресурсов. В жилищные услуги входит управление многоквартирным домом, а также содержание и ремонт общего имущества жильцов.

Платежи за коммунальные услуги можно вносить управляющей компании или ТСЖ, а можно напрямую поставщику.

Нормативы

Норматив — это количество ресурса на потребителя. Нормативы помогают рассчитать плату за ЖКУ, если в помещении нет специального прибора учета или потребитель забыл передать показания прибора.

Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Ищите нормативы в местных законодательных актах или на сайтах поставщиков, региональных порталах вроде mos.ru или gov.spb.ru.

Исполнители коммунальных услуг

Исполнитель КУ — это организация, которая предоставляет их потребителям.

В многоквартирном доме исполнителем может быть управляющая организация, товарищество, кооператив или ресурсоснабжающая организация — поставщик определенного ресурса.

В жилом доме исполнителем еще может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

  1. Предоставлять потребителям коммунальные услуги, которые входят в договор, круглосуточно и в полном объеме.
  2. Заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку ресурсов.
  3. Обслуживать инженерные системы.
  4. Ежемесячно снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета — воды, газа, электричества — потребителей. Учитывать показания для расчета размера платы пользователей.
  5. Рассчитывать размер платы и производить перерасчет, если нужно.
  6. Принимать жалобы от жильцов и сообщать им об авариях и работах, которые могут помешать подаче КУ.

Исполнителями в одном доме могут быть сразу несколько организаций: управляющая компания и поставщики ресурсов.

Кто является обязательным плательщиком

Граждане и организации обязаны оплачивать КУ за помещение, которое они занимают.

Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать КУ с момента подписания акта.

Что входит в перечень коммунальных услуг для физических лиц

Вот что входит в список коммунальных услуг, которые предоставляют жильцам:

  1. Холодная вода.
  2. Горячая вода.
  3. Тепловая энергия.
  4. Водоотведение.
  5. Электроснабжение.
  6. Газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах.
  7. Отопление.
  8. Твердое топливо при наличии печного отопления.
  9. Содержание и ремонт общего имущества.
  10. Вывоз мусора.

У потребителя может быть одна коммунальная услуга или несколько, но не обязательно все, которые входят в перечень.

Если в многоквартирном доме нет общего прибора учета (ОДПУ), плата за его установку ложится на плечи собственников помещений. Оплатить ОДПУ собственник квартиры может единовременно или в рассрочку до пяти лет, нежилого помещения — только единовременно.

КУ должны предоставлять круглосуточно. Если произошла авария или проводятся профилактические работы, исполнитель может приостановить подачу определенного ресурса, например горячей или холодной воды, на несколько часов до устранения причины аварии или окончания работ.

Что входит в перечень коммунальных услуг для юридических лиц

В коммунальные услуги для юрлиц входит тот же набор, что и для физических. Но юридические лица должны заключить договор на поставку КУ непосредственно с поставщиком.

Собственники жилых помещений напрямую договор не заключают — этот вопрос входит в полномочия управляющей организации.

Квитанция на оплату коммунальных услуг

Квитанция на оплату — платежный документ, на основании которого потребитель оплачивает предоставленные КУ.

Структура квитанции

Утвержденной формы квитанции нет, но есть примерная форма платежного документа. Квитанцию формирует управляющая организация. В ней есть список коммунальных и жилищных услуг, указано, что входит в прочие услуги, если они есть.

Квитанция на оплату коммунальных услуг состоит из нескольких разделов:

  1. Данные о плательщике и исполнителе.
  2. Расчет размера платы за жилищные, коммунальные и прочие услуги.
  3. Справочные данные — сюда входят показания общих приборов учета и общий объем потребления КУ многоквартирным домом.

Еще в квитанции пишут тарифы, объем потребления и цены за каждый вид ресурса. Если есть данные о задолженности, переплате и перерасчете, их тоже указывают.

Потребитель обязан оплатить КУ до десятого числа месяца, следующего за расчетным периодом. А исполнитель должен прислать квитанцию до первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом.

Квитанция на оплату жилищных, коммунальных и прочих услуг в многоквартирном доме от УК

Как формируется счет

Счет формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.

Если в помещении установлены приборы учета, размер платы за коммунальный ресурс рассчитывается по формуле: объем потребленного ресурса умножают на тариф.

Если прибора учета нет, размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по другой формуле: количество проживающих в квартире или доме умножается на норматив потребления и цену КУ.

Если техническая возможность установить прибор существует, а прибора учета нет, у формулы расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.

Частые вопросы

Разберемся, входит ли капитальный ремонт в коммунальные платежи, а коммунальные услуги — в арендную плату и можно ли от них отказаться.

Входит ли капитальный ремонт в коммунальные услуги

Капитальный ремонт входит в плату за жилое помещение и коммунальные услуги только для собственника помещения в многоквартирном доме. Наниматель помещения не оплачивает капитальный ремонт.

Входят ли коммунальные услуги в арендную плату

Нет, не входят: арендная плата не связана с коммунальными услугами — это отдельный платеж за пользование помещением.

Можно ли отказаться от отдельных видов услуг

Отказаться от ЖКУ нельзя, но можно отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: от радио или телевидения, диспетчера, охраны и прочих навязанных управляющей компанией услуг. Для решения этого вопроса нужно обратиться к поставщику и написать заявление об отказе.

Обратитесь в управляющую организацию и уточните, как отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: через нее или через поставщика. Вам может понадобиться справка от поставщика об отсутствии задолженности.

Порядок оплаты коммунальных услуг по законодательству

Настройки отображения

  • Общая информация
    • О руководителе
    • Адрес и схема проезда
    • Порядок и время приема граждан
    • Наши информационные системы
    • Структура
    • Полномочия, задачи, функции
  • Деятельность
    • Оцените качество предоставления ЖКУ!
    • Конкурсы
    • Планы работ
    • Перечень обязательных требований
    • Энергоэффективность и энергосбережение
    • Административные наказания за нарушение установленных требований к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде
    • ГИС ЖКХ
    • Доска почёта
    • Статистические данные и показатели
    • Капитальный ремонт МКД
    • Лицензирование
    • Результаты деятельности
    • Контрольно-надзорная деятельность
  • Приемная
    • Контакты
    • Подать электронное обращение
    • Порядок и время приема граждан
    • Прием глав муниципальных образований
    • Личный приём начальника государственной жилищной инспекции Новосибирской области
  • Уголок потребителя
  • Обращения граждан
    • Порядок обращений
    • Порядок и время приема граждан
    • Правовая база
    • Отчеты
    • Электронное обращение
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Методические материалы
    • Формы, бланки
    • Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Карта коррупционных рисков
    • Опрос общественного мнения по оценке уровня коррупции
    • Международный молодежный конкурс «Вместе против коррупции!»
    • Социальные видеоролики
  • Документы
    • Документы по организации работы с персональными данными
    • Информация о размещении заказов
    • Положение об органе власти
    • Правовое обеспечение деятельности
    • Проекты нормативных правовых актов
    • Административные регламенты
    • Муниципальный жилищный контроль
  • Телефон «горячей линии»
  • Председателю ТСЖ
  • Владельцам специальных счетов
  • Общественный совет
    • Общественный совет 2016 — 2018
    • Общественный совет 2019 — 2022
    • Информационные материалы общественного совета
  • Контрольно-надзорная деятельность
    • Положение о виде регионального государственного контроля (надзора)
    • Административные регламенты
    • Перечень НПА (обязательных требований)
    • Критерии отнесения к категории риска/классу опасности
    • Профилактика рисков причинения вреда
    • Публичные обсуждения правоприменительной практики
    • Мероприятия по контролю без взаимодействия с юр. лицами, ИП
    • Методика оценки эффективности и результативности КНД
    • Антимонопольный комплаенс
    • Реестр подконтрольных субъектов
    • Информатизация КНД
    • Реквизиты для оплаты административных штрафов
    • Чек-листы для самопроверки
  • Обеспечение доступной среды для инвалидов
  • Информация для управляющих организаций
    • Информация о возможности проведения голосования собственников помещений в многоквартирных домах в ГИС ЖКХ
    • Информация о порядке взаимодействия при проведении контрольно-надзорных мероприятий с использованием ГИС ЖКХ
    • О предоставлении выписки из реестра лицензий Новосибирской области
    • Об ответственности управляющих организаций за очистку кровли от снега и наледи
    • Поддержка организаций, осуществляющих управление МКД, в получении дезинфицирующих средств для проведения работ по дезинфекции мест общего пользования
    • Рекомендации работодателям по предоставлению работникам, проходящим вакцинацию против новой коронавирусной инфекции, двух оплачиваемых дополнительных дней отдыха
    • Соблюдение лицензионных требований к надлежащему содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома (далее – МКД) в части содержания и ремонта внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО), вентиляции в газифицированных МКД
    • Содержание управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ТСН кровель многоквартирных домов в зимний период
    • О размещении информации в ГИС ЖКХ
    • О проведении проверок протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
    • О сроке приостановления рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Новосибирской области
    • О порядке вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
    • Выдача лицензий на управление многоквартирными домами в электронном виде

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.06.2018 № 27125-ОГ/04 Департамент ЖКХ Минстроя РФ разъясняет состав платы за жилищные и коммунальные услуги и требования к платежному документу за ЖКУ.

В соответствии положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

— плату за содержание жилого помещения (плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества и коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества);

— взнос на капитальный ремонт;

— плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ (ЖСК, ЖК).

Согласно пункту 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 в платежном документе указываются:

— почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов ‑ сведения о нанимателе жилого помещения;

— наименование исполнителя (наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и иные банковские реквизиты, адрес, номера контактных телефонов и факса, адрес электронной почты, адрес сайта в сети Интернет;

— указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, ‑ величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

— объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг;

— размер повышающего коэффициента, в случае его применения при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, и размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;

— объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг,

— общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения);

— сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями, предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном приборами учета или уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

— сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

— сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

— сведения о рассрочке или отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю;

— штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом ТСЖ (ЖСК, ЖК) или при непосредственном управлении, решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

— другие сведения, предусмотренные Правилами № 354, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Требования ЖК РФ и Правил № 354 обязательны к исполнению. Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» новая примерная форма платежного документа.

Объем информации, предусмотренный Правилами № 354, Приказом № 43/пр, к отображению в платежном документе обязателен. При этом исполнитель вправе указывать в платежном документе дополнительную информацию.

В случае нарушения исполнителем коммунальной услуги требований жилищного законодательства к платежному документу, Минстрой России рекомендует гражданам обращаться в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ.

Обращаем Ваше внимание, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией ведомства и не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Условия оплаты коммунальных услуг

Условия и порядок оплаты предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) регламентирует Жилищный Кодекс РФ и дополняющие его Постановления российского Правительства. Плату обязаны осуществлять не только владельцы квартир, но и арендаторы принадлежащего муниципалитету жилья, а также организации, взявшие в аренду различные жилые помещения. Размер платежей формируется из:

  1. Частичная оплата коммунальных услуг
  2. Установленный срок оплаты коммунальных услуг
  3. Узнать задолженность по оплате коммунальных услуг
  4. Справка об оплате коммунальных услуг
  • оплаты за содержание и ремонт жилья (согласно прилагаемому расчету);
  • оплаты за ЖКУ (по тарифам, которые каждый год согласовываются коммунальными службами и государственными органами).

Оплата ЖКУ включает в себя:

  • оплату горячей и холодной воды;
  • оплату электрической энергии;
  • оплату отопления;
  • оплату за природный газ.

Кроме того, на владельцах жилых помещений многоэтажных и многоквартирных домов лежит обязанность по оплате текущего ремонта дома, капитального ремонта, а также расходов на общедомовые нужды.

В случае если помещение построено, но не заселено, то содержат его и оплачивают предоставляемые ЖКУ:

  • если помещения относятся к муниципальному или иному государственному жилому фонду – государственные органы или органы самоуправления;
  • если помещения представляют собой новые частные постройки – непосредственно застройщики.

Частичная оплата коммунальных услуг

Действующим в жилищной сфере законодательством предусматривается возможность погашения части коммунальных платежей за счет предоставления государственных субсидий. Она предоставляется тем категориям граждан, которые не имеют возможности оплачивать услуги ЖКХ в полном объеме или доля жилищно-коммунальных платежей в общем доходе составляет величину, превышающую установленную для конкретного региона. Для оформления возможности получения государственной субсидии необходимым условием является оплата текущих платежей по предоставленным ЖКУ.

Правом на получение субсидии обладают только российские граждане, которые при этом являются:

  • владельцами жилых помещений;
  • нанимателями муниципального или других видов государственного жилья;
  • членами ЖСК;
  • нанимателями жилья по договору найма в частном жилом секторе.

Субсидия в соответствии с действующим в жилищной сфере законодательством предоставляется на полгода.

Фото №1. Схема получения субсидии для жителей Москвы

По согласованию с поставщиком ЖКУ собственник или арендатор жилых помещений имеет право на другой вариант, являющийся, по сути, также частичной оплатой ЖКУ – выполнение платежей с рассрочкой. Для этого необходимо составить соответствующий договор, где четко прописать все необходимые условия, включая сроки, величину и регулярность платежей, а также процент за предоставление рассрочки.

Установленный срок оплаты коммунальных услуг

Выполнение оплаты за ЖКУ производится до 10 – го числа месяца, который следует за отчетным. В ЖК РФ оговорено, что срок может быть изменен либо решением собрания собственников – членов ТСЖ, либо по договору с предоставляющей ЖКУ управляющей организацией.

Плата производится в соответствии с платежными документами, которые должны быть предоставлены не позднее 1–го числа месяца, который следует за отчетным. Этому правилу необходимо следовать в том случае, если сроки не были изменены по одному из двух указанных выше вариантов.

В ст. 155 ЖК РФ сказано, что за неполную или несвоевременную оплату ЖКУ начисляется пени. Размер штрафных санкций при продолжительности просрочки от 31 до 90 дней равен 1/300 установленной Центробанком России ставки рефинансирования, действующей на момент расчета пеней, от невыплаченной в срок суммы за каждый просроченный день. При просрочке более 90 дней устанавливается повышенный размер санкций – 1/130 от установленной ЦБ РФ ставки.

Фото №2. Штрафные санкции за просрочку оплаты ЖКУ

В случае если долг за коммунальные платежи образовался по уважительной причине (потеря кормильца, потеря работы и т.д.), то можно воспользоваться рассрочкой или отсрочкой платежа, основные условия предоставления которой были описаны в предыдущем разделе.

Узнать задолженность по оплате коммунальных услуг

Действующим в жилищной сфере законодательством предусмотрена обязанность каждого гражданина своевременно производить оплату коммунальных услуг. Но непростые экономические условия и финансовый кризис, затронувший большинство россиян, привели к практически повсеместному росту размера задолженностей по оплате ЖКУ. Подобная ситуация является характерной для многих отечественных регионов.

В связи с этим крайне актуальным становится получение оперативной информации об имеющейся у гражданина задолженности по оплате ЖКУ. В настоящее время существует несколько вариантов:

  • личное посещение поставщика коммунальных услуг. Подходит тем, кто располагает свободным временем;
  • по телефону. В этом случае необходимо позвонить оператору, назвав при этом адрес или лицевой счет. Контактные телефоны всегда указываются на платежных документах;
  • в онлайн-системах. При посещении личного кабинета на сайте компании, поставляющей услуги. Минус данного способа в том, что не у всех компаний есть свои сайты. Тогда можно узнать задолженность через банк, создав личный кабинет. На официальном сайте Сбербанка размещено видеопособие о том, как создать личный кабинет и как его использовать;

  • посещение банка, который оказывает услуги по приему коммунальных платежей. Для того чтобы узнать задолженность, необходимо продиктовать номер лицевого счета кассиру;
  • через платежные терминалы банков. Для того чтобы получить информацию об имеющейся задолженности достаточно просто следовать инструкциям банкомата.
Читайте также  Мобильная связь и интернет

Справка об оплате коммунальных услуг

Справка об оплате ЖКУ может понадобиться юридическим или физическим лицам. Ее предоставление, как правило, требуют:

  • финансово – кредитные организации, которые решаю вопрос о возможности сотрудничества с тем или иным клиентом;
  • физические и юридические лица, которые планируют провести какую-либо сделку, например, покупку или продажу квартиры.

Справку можно получить в Едином Расчетном центре. Зачастую на практике, даже в крупных городах, такие Расчетные центры отсутствуют. Поэтому предстоит обратиться отдельно к каждому поставщику услуг. Например, за информацией об оплате поставки газа следует связаться с соответствующей службой регионального отделения Межрегионгаза и т.д.

Для получения справки об отсутствии задолженности, необходимо предъявить:

  • платежный документ, подтверждающий, что все начисленные платежи оплачены в полном объеме;
  • документ, подтверждающий личность гражданина;
  • документ, подтверждающий право владения собственностью либо договор социального найма;
  • данные приборов учета, снятые непосредственно в день обращения гражданина за справкой.

Справка оформляется в свободной форме, так как нет единого образца бланка. Главное, чтобы в справке были указаны данные физического или юридического лица, обратившегося за справкой, а также реквизиты поставщика услуг, подписи ответственных лиц и печать организации.

Срок действия справки 10 дней с момента выдачи на руки.

Почему собственник должен платить за ЖКУ даже в отсутствие счёта

Согласно жилищному законодательству, потребители жилищно-коммунальных услуг обязаны вносить за них плату на основании выставленных исполнителем платёжных документов. ВС РФ поставил точку в вопросе, может ли собственник не платить за содержание общего имущества, если не получает квитанции, а УО – начислять на долг пени.

Собственник имеет право обратиться в УО для получения платёжных документов

Одна из управляющих организаций Хабаровска обратилась с иском к муниципалитету в суд. УО требовала взыскать с одного из департаментов городской администрации свыше 510 тыс.руб. долга за жилищные услуги и 75,6 тыс. руб. пени, поскольку администрация является собственником нежилого помещения в многоквартирном доме и не оплачивает ЖУ.

Муниципалитет возражал против претензий управляющей организации. Представители администрации города указали, что в договоре, заключённом с УО, значится, что оплата ЖКУ производится на основании счетов-фактур, которые подтверждают факт оказания услуг. Но счета муниципалитет не получал.

Управляющая организация в суде настаивала на том, что не выставление счетов не освобождает собственников помещений в доме от обязанности нести расходы на содержание общего имущества. Жители МКД имеют возможность самостоятельно получить платёжные документы в УО.

Также истец указал на то, что администрации была направлена досудебная претензия, к которой УО приложила квитанции и подробную информацию о расчётах за период неоплаты услуг муниципалитетом.

Собственник помещения в МКД обязан нести расходы по содержанию общего имущества

Суд первой инстанции внимательно рассмотрел условия договора, заключённого между истцом и ответчиком, а также требования ЖК РФ к содержанию общего имущества в доме.

  1. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
  2. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).

Поскольку муниципалитет является собственником нежилого помещения в МКД, то он обязан вносить плату за жилищные услуги, которые оказывает организация по договору управления с собственниками в указанном доме. Расчёт долга в 510 тыс. рублей, который был сделан управляющей организацией, суд проверил и признал правильным, обязав администрацию оплатить задолженность.

При этом судья подробно рассмотрел вопрос правомерности начисления на долг пени в отсутствие платёжных документов, направленных собственнику. Согласно договору управления, УО была обязана выставлять счета на оплату своих услуг в адрес всех собственников, но не делала этого.

Поскольку должник не обязан платить процент за время просрочки выполнения своих обязанностей кредитора, то УО имела право взыскивать пени только через 10 дней с момента направления в адрес муниципалитета досудебной претензии и расчётов платы за жилищные услуги в спорном периоде (ч. 3 ст. 406 ГК РФ). Сумма пени, которую муниципалитет должен был заплатить в адрес УО, составила 3,8 тыс.руб. вместо 75 тыс.руб.

Собственник имеет возможность самостоятельно рассчитать плату за жилищные услуги

Муниципалитет обратился в суд с апелляционной жалобой. Представители администрации обращали внимание суда на то, что их, как собственников помещения, не ознакомили с протоколом ОСС, на котором был установлен размер платы за содержание имущества. При этом счета на оплату услуг УО в адрес муниципалитета не направляла.

Суд отклонил довод собственника помещения о том, что в отсутствие счетов администрация не могла внести плату за услуги УО. Обязанность оплаты возникает из требований ЖК РФ и условий договора управления. Последним днём для внесения платы собственником за ЖКУ является 10 число месяца включительно (ст.ст. 190 – 192 ГК РФ).

Не выставление платёжных документов не освобождает собственника помещения в МКД от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и от ответственности за неисполнение данной обязанности. Плата за указанные услуги УО является фиксированной: определяется исходя из площади помещения и установленного размера платы за содержание 1 кв.м. помещения.

Поскольку муниципалитет знал о сроках внесения платежей, установленных договором управления, об утверждённом размере платы за содержание 1 кв.м. площади помещения, он должен был самостоятельно рассчитать сумму платежа и вносить его ежемесячно. Также у собственника была возможность обратиться непосредственно в УО для получения платёжных документов (определение ВС РФ от 13.07.2017 по делу № 34-3853/2016).

При этом ЖК РФ не требует, чтобы протоколы ОСС были направлены инициатором собрания в адрес каждого собственника в доме. А ответчик не был ограничен в праве ознакомиться с соответствующими документами, обратившись в управляющую компанию самостоятельно.

Решение суда первой инстанции было оставлено в силе, а жалоба городской администрации отклонена.

Отсутствие квитанций не освобождает собственника от обязанности платить за содержание ОИ МКД

Муниципалитет попытался оспорить данные выводы, подав кассационную жалобу в окружной арбитражный суд, а затем – в Верховный суд РФ. Однако и арбитражный суд, и ВС РФ подтвердили правильность выводов самого первого суда.

ВС РФ в определении по делу отметил:

  1. Муниципалитет, как собственник помещения в доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (ст.ст. 125, 210, 249, 290 ГК РФ, ст.ст. 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ).
  2. Расчёт задолженности, произведённый УО на основании утверждённого протоколом ОСС размера платы пропорционально доле собственника в общем имуществе жилого дома, выполнен правильно, и суды правомерно взыскали её с муниципалитета.
  3. Обязанность собственника по внесению платежей, сроки их внесения прямо установлены законом. Отсутствие платёжных документов не освобождает его от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и от ответственности за неисполнение данной обязанности.
  4. Внесение собственником помещения платы за содержание общего имущества предусмотрена законом, в связи с чем он, действуя добросовестно, может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи или обратиться к истцу за соответствующими платёжными документами.

Поэтому ВС РФ отклонил кассационную жалобу городской администрации Хабаровска и оставил в силе решение суда первой инстанции о взыскании с муниципалитета всей суммы задолженности за услуги УО за спорный период.

Запомнить

Несмотря на то, что нормами ЖК РФ и ПП РФ № 354 предусмотрено, что плата за жилищно-коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов, которые должен выставлять исполнитель услуг, собственник или наниматель помещений в многоквартирном доме может самостоятельно рассчитать плату и обязан своевременно её внести.

При этом плательщик может обратиться к исполнителю услуг и получить платёжные документы и иную информацию, в том числе протоколы общих собраний собственников помещений в доме.

Однако если УО не направляет собственнику квитанции на оплату, она не имеет права начислять пени на сумму долга. Суд рассматривает это как ненадлежащее исполнение обязанностей кредитора, просрочку именно со стороны управляющей организации и отклоняет требования о взыскании пени до момента, когда УО предоставила должнику информацию о долге и платёжные документы.

10 изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2021 г.

С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Ничего нового, но есть нюансы, согласно Правилам запрещено:

  • использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектом (п. 8);
  • хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы (пп. «а» п. 16);
  • использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16);
  • размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы (пп. «в» п. 16);
  • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (пп. «г» п. 16);
  • снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пп. «д» п. 16);
  • проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода) (пп. «е» п. 16);
  • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (пп. «ж» п. 16);
  • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам (пп. «и» п. 16);
  • устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (пп. «к» п. 16);
  • размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров (пп. «м» п. 16);
  • устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение в квартирах (п. 85).

С 1 января истёк срок моратория на взыскание неустойки за просрочку внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капремонт, введённый постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424.

Между тем, неустойка подлежит начислению и взысканию за весь период просрочки, за исключением периода действия моратория. На это указал Верховный суд РФ в обзоре № 2, утв. Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 года.

ТСЖ могут продолжить работу по взысканию задолженности в судебном порядке в отсутствии документов-идентификаторов (ИНН, СНИЛС и т.п.), к которым у них нет законного доступа. Федеральным законом от 29.12.2020 № 468-ФЗ

С 1 января 2021 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424 в отношении ИПУ не прошедших поверку. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку. Показания такого счётчика более приниматься не будут.

Новые правила поверки приборов учета: Знак поверки – это оттиск, наклейка, изображение в электронном документе, которое содержит условный шифр и две последние цифры года нанесения знака поверки.

С 1 января 2021 года, определяется новый порядок поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о такой процедуре. Приказ Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510.

Показания любого счётчика можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от выполнения своих обязанностей.

Внесены изменения в Правила № 354. Так, в пункте 81(2) уточнены даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию, если исполнитель не явился для проведения этой процедуры. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней. В течение всего 2021 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи.

На внеплановые проверки ограничения не продлены, т.е. для их проведения граждане могут писать жалобы в жилищные инспекции.

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с ртутьсодержащими отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314. За сбор и хранение отработавших ртутьсодержащих осветительных приборов в многоквартирных домах до момента вывоза отвечают управляющие домами.

1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2020 № 950. Этим документом ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.

С 1 января 2022 года у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учёта. Однако закон не запрещает устанавливать интеллектуальные приборы учёта ранее установленного срока.

С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.

Теперь органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).

Кузьмин Денис Николаевич (Юрист по вопросам ЖКХ)

Специально для телеграм-канала ЖКХ-24: https://t.me/gkhlaw

Не забывайте подписаться на мой YouTube канал

Проблемные вопросы, связанные с ЕПД и оплатой ЖКУ

Формирование (начисление) и доставка ЕПД

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с ЖК РФ» функции начисления платы за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги, формирование единых платежных документов (далее — ЕПД) и ведение базы данных учета платежей, отнесены к компетенции Многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ). Расчет начислений платы за ЖКУ производится Автоматизированной системой управления «Информационное обеспечение деятельности Единого информационно-расчетного центра» (АСУ ЕИРЦ) в соответствии с нормативными и правовыми актами, а также нормами действующего законодательства, с учетом занимаемой площади, вида собственности жилого помещения, количества проживающих, наличия льгот и объема потребленных услуг. С 01.01.2015 года приемом доставленного тиража ЕПД с последующей передачей в специализированную организацию, осуществляющую доставку ЕПД, занимается ГКУ «Дирекция ЖКХ и Б ЗелАО».

Начисление пени за несвоевременную оплату

В соответствии с ч. 1,5,6,11 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. В соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.

При этом, в соответствии с п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 в случае, если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. Несоблюдение порядка внесения платежей либо выделения из ЕПД отдельных платежей является нарушением действующего законодательства и свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательства.

Основания для перерасчета платы за ЖКУ

Гл. 8 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, которое не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.

При временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении, которое не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы.

В силу положения п. 92, 93 постановления, к заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

Рост тарифов на ЖКУ

Расчеты с населением за ЖКУ, за содержание жилых помещений, тарифы на холодную и горячую воду, тепловую энергию и др, установлены постановлением Правительства Москвы от 13.12.2016 № 848-ПП от 13.12.2016 «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения», в редакции постановления Правительства Москвы от 03.12.2019 № 1596-ПП.

Погашение задолженности за ЖКУ

В силу ч. 1, 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с ч. 1,5,6,11 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Cписание задолженности за ЖКУ на основании заявления жителя без достаточных оснований противоречит требованиям распоряжения Правительства Москвы от 25.10.2016 № 558-РП «Об утверждении порядка организации работы с дебиторской задолженностью». Перечень оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списанию является исчерпывающим (и не предусматривает списание только по заявлению должника в связи с наступлением срока исковой давности). В силу положения п. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Ограничение коммунальных услуг

Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пп. «а» п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя в сроки и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Ненадлежащее исполнение нанимателями (собственниками) и членами их семьи обязанности по оплате коммунальной услуги может служить основанием для приостановления или ограничения предоставления этой коммунальной услуги.

В соответствии с п. 121(1) вышеуказанных Правил расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия, в размере, не превышающем 3 тыс. рублей в совокупности.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в пп. а, б, д и п. 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения (приостановления) или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента (п. 120 Правил).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector