Понятие упрощенного производства в гражданском процессе

Понятие упрощенного производства в гражданском процессе

Понятие упрощенного производства в гражданском процессе

Статья 232.1 ГПК РФ. Порядок упрощенного производства (действующая редакция)

1. Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными настоящей главой.

2. При рассмотрении в порядке упрощенного производства дел с участием иностранных лиц применяются также особенности, установленные разделом V настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.

3. Гражданские дела в порядке упрощенного производства рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 232.1 ГПК РФ

1. Упрощенное производство является новым для гражданского судопроизводства, оно введено Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации». Ранее нововведения такого уровня, направленные на упрощение гражданского процесса, были предприняты в 1995 году, когда в ГПК РСФСР появились приказное производство и заочное производство, в дальнейшем перенесенные в ГПК РФ 2002 года.

Дополнение гражданского судопроизводства упрощенным производством было вызвано целями увеличения дифференцированных упрощенных процедур, а также унификации гражданского и арбитражного процессов в период подготовки к принятию Единого гражданского процессуального кодекса РФ.

В арбитражном судопроизводстве упрощенное производство введено АПК РФ 2002 года. Первоначально предполагалась возможность рассмотрения дел в порядке упрощенного производства только в случае, если требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком или иск заявлен на незначительную сумму. Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 86-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства» в главу 29 АПК РФ внесены существенные изменения, направленные на расширение сферы действия упрощенного производства. Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ было принято Постановление от 8 октября 2012 г. N 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» (утратило силу в 2017 году в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 апреля 2017 г. N 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»).

В результате количество дел, рассматриваемых арбитражными судами в порядке упрощенного производства, существенно выросло. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2016 году арбитражными судами рассмотрено в порядке упрощенного производства 663 864 дела, то есть более 40% всех рассмотренных экономических споров и других дел, возникающих из гражданских, а также из административных и иных публичных правоотношений (см. www.cdep.ru).

С 2015 года упрощенное производство действует в административном судопроизводстве (глава 33 «Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства» раздела V КАС РФ).

Несмотря на активное многолетнее использование в арбитражном процессе упрощенного производства, его внедрение в гражданский процесс вызвало негативное отношение со стороны правоприменителей, которое выразилось как в достаточно осторожном использовании новых норм в судебной деятельности, так и в активной критике новых положений. Так, Ю.Ф. Беспалов и О.А. Егорова пишут: «Представляется, что правила, изложенные в ст. ст. 232.2, 232.3 ГПК РФ, напротив, свидетельствуют об усложнении производства по делу. Правильно понять и выполнить данные правила способен лишь судья, имеющий опыт работы и высокий уровень профессиональных знаний. Правила упрощенного производства возлагают на судью многочисленные обязанности по определению категории дел, которые можно рассмотреть в упрощенном порядке, предмета доказывания, доказательств, которые должны представить стороны в суд и друг другу, и по совершению ряда других процессуальных действий. Установлено множество запретов для рассмотрения дела в упрощенном порядке. В положениях содержатся условия, установление которых уже в ходе упрощенного производства влечет переход к рассмотрению дела в общем исковом порядке. Эти правила значительно увеличивают занятость судьи, его нагрузку. Сроки рассмотрения дел в упрощенном порядке также несокращенные. Сложные правила упрощенного производства создают больше возможностей для судебной ошибки» .

Беспалов Ю.Ф., Егорова О.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.Ф. Беспалова. М., 2017.

2. Глава 21.1 ГПК РФ входит в состав подраздела II «Исковое производство» и регламентирует не отдельный вид судопроизводства (как, например, приказное производство), а особый порядок рассмотрения гражданского дела в рамках искового судопроизводства (аналогично особому порядку заочного производства). Следовательно, рассмотрение дела в порядке упрощенного производства осуществляется по общим правилам искового производства с отдельными особенностями, указанными в главе 21.1 ГПК РФ.

В отличие от приказного производства, упрощенное производство не исключает возможности рассмотрения и разрешения спора о праве.

К особенностям упрощенного производства можно отнести ограничение категорий дел, которые рассматриваются в указанном порядке (ст. 232.2), существенно иные правила рассмотрения дел на основании преимущественно письменных материалов без устного судебного разбирательства (ст. 232.3) и специфику составления судебных постановлений (ст. 232.4).

3. ГПК РФ устанавливает упрощенное производство только в отношении дел искового характера, в то время как АПК РФ предусматривает такой порядок как для дел искового производства, так и для дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (административное судопроизводство в судах общей юрисдикции регламентирует КАС РФ, содержащий несколько иной порядок упрощенного (письменного) производства).

4. В порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены дела с участием иностранных граждан. В этом случае наряду с общими правилами искового производства и особенностями, установленными главой 21.1 ГПК РФ, применяются также особенности, установленные для рассмотрения дел с участием иностранных лиц (раздел V ГПК РФ).

5. Разъяснения по вопросам применения норм главы 21.1 ГПК РФ даны Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 18 апреля 2017 г. N 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» (далее по тексту — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 апреля 2017 г. N 10).

Упрощенное судопроизводство

В чем смысл и особенности упрощенного судопроизводства? Какие дела подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства? Когда дело не может быть рассмотрено в упрощенном порядке?

Ответ на вопрос содержится в самом названии такого судопроизводства, которое предполагает более упрощенный, по сравнению с обычным, порядок рассмотрения дел.

В гражданском процессуальном законодательстве положения об упрощенном судопроизводстве действуют с 1 июня 2016 г.

Особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства регулируются ст. 232.3 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Исковое заявление по делу, указанному в ч. 1 ст. 232.2 ГПК РФ, и прилагаемые к такому заявлению документы подаются в суд по общим правилам подсудности, установленным ГПК РФ.

Суд выносит определение о принятии искового заявления к производству, в котором указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, или определение о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства и устанавливает срок для представления сторонами в суд, рассматривающий дело, и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее 15 дней со дня вынесения соответствующего определения. В определениях суд может предложить сторонам урегулировать спор самостоятельно, указав на возможность примирения.

В определениях, указанных в ч. 2 ст. 232.3 ГПК РФ, суд устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее 30 дней со дня вынесения соответствующего определения. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее 15 дней.

Если доказательства и иные документы поступили в суд до принятия решения по делу, но по истечении установленных судом сроков, суд принимает эти доказательства и иные документы при условии, что сроки их представления пропущены по уважительным причинам.

Суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом в соответствии с ч. 3 ст. 232.3 ГПК РФ.

Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства не применяются правила о ведении протокола и об отложении разбирательства дела. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится.

Относительно дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, правила содержатся в ст. 232.2 ГПК РФ

В порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:

  1. по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает 100 тыс. руб., кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства (ст. 122 и ч. 3 ст. 125 ГПК РФ);
  2. по исковым заявлениям о признании права собственности, если цена иска не превышает 100 тыс. руб.;
  3. по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.

По ходатайству стороны при согласии другой стороны или по инициативе суда при согласии сторон судья при подготовке дела к рассмотрению может вынести определение о рассмотрении в порядке упрощенного производства иных дел, если не имеется обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. ст. 232.2 ГПК РФ.

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела:

  1. возникающие из административных правоотношений;
  2. связанные с государственной тайной;
  3. по спорам, затрагивающим права детей;
  4. особого производства.

Согласно ч. 4 ст. 232.2 ГПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства установлено, что дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным гл. 21 ГПК РФ, либо суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:

  1. необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также произвести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
  2. заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.

В определении о рассмотрении дела по общим правилам искового производства указываются действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий. После вынесения определения рассмотрение дела производится с самого начала, за исключением случаев, если переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства вызван необходимостью произвести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания.

В случае если заявлено несколько требований, одно из которых носит имущественный характер, а другие требования носят неимущественный характер и суд не выделит эти требования в отдельное производство на основании ч. 2 ст. 151 ГПК РФ, такие требования рассматриваются в порядке упрощенного производства.

Особенности касаются и решений суда, порядка обжалования (ст. 232.4 ГПК РФ).

Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается путем вынесения судом резолютивной части решения, копия которого высылается лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его принятия и которое размещается на официальном сайте суда в Интернете.

По заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей или в случае подачи апелляционных жалобы, представления по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения суда может быть подано в течение пяти дней со дня подписания резолютивной части решения суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства. В этом случае решение принимается по правилам, установленным гл. 16 ГПК РФ, если иное не вытекает из особенностей, установленных гл. 21 ГПК РФ.

Мотивированное решение суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, его представителя соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

Решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, вступает в законную силу по истечении 15 дней со дня его принятия, если не поданы апелляционные жалоба, представление.

В случае составления мотивированного решения суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы в ч. 8 с. 232.4 ГПК РФ.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия определения судом апелляционной инстанции.

Согласно ч. 8 смт. 232.4 ГПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение 15 дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения суда по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей — со дня принятия решения в окончательной форме.

Особенности рассмотрения апелляционных , кассационных жалоб на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, указаны в ст. 335.1, 386.1 ГПК РФ.

Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства в арбитражном процессе регулируется гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Особенности рассмотрения апелляционных, кассационных жалоб на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, указаны в ст. 272.1, 288.2, 291.12 АПК РФ.

Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства регулируется гл. 33 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Упрощенное производство в гражданском процессе

2 марта 2016 г. был опубликован Федеральный закон № 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее – ФЗ «О внесении изменений в ГПК РФ и АПК РФ», в соответствии с которым в ГПК РФ появилась новая глава – упрощенное производство.

При этом необходимо отметить, что до этого способ рассмотрения дел в порядке упрощенного производства применялся только в арбитражном процессе. Автором законопроекта выступил Верховный Суд Российской Федерации, который пояснил, что для сближения систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов также необходима и унификация процедур правосудия, применяемых судами в ходе рассмотрения и разрешения дел. Так, институты судопроизводства, которые доказали свою состоятельность и эффективность в рамках арбитражного процесса, также должны по аналогичной схеме применяться и в гражданском процессе. Это напрямую относится и к порядку упрощенного производства, которое применяется арбитражными судами с 24 сентября 2012 г. Безусловно, такая модель рассмотрения дел доказала свою эффективность и состоятельность. И с каждым годом процент рассмотрения дел с использованием упрощенного производства только возрастает.

Так что же собой будет представлять упрощенное производство, которое появится в гражданском процессе уже 1 июня 2016 г.?

В соответствии со ст. 232-1 ФЗ «О внесении изменений в ГПК РФ и АПК РФ» дела в порядке упрощенного производства будут рассматриваться судом по общим правилам искового производства, однако с рядом предусмотренных особенностей. Так, в порядке упрощенного производства будут рассматриваться дела:

1. по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает сто тысяч рублей (кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства);

2. по исковым заявлениям о признании права собственности, если цена иска не превышает сто тысяч рублей;

3. по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются.

При этом ФЗ «О внесении изменений в ГПК РФ и АПК РФ» устанавливает целый перечень дел, которые не могут быть рассмотрены в упрощенном производстве, среди которых:

1. дела, возникающие из административных правоотношений;

2. дела, связанные с государственной тайной;

3. дела по спорам, затрагивающим права детей;

4. дела особого производства.

Если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам упрощенного производства, либо же суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, вдруг придет к выводу о том, что необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также произвести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания или же заявленное требование связано с иными требованиями, то в таком случае суд должен будет вынести определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

Согласно ст. 232-3 ФЗ «О внесении изменений в ГПК РФ и АПК РФ» исковое заявление должно будет быть подано в суд по общим правилам подсудности. После чего суд должен будет вынести определение о принятии искового заявления к производству, в котором укажет на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. Кроме того, судом будет установлен срок для представления сторонами в суд, рассматривающий дело, и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований. Такой срок должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения. В определении суд также сможет предложить сторонам урегулировать спор самостоятельно, указав на возможность примирения. При этом срок, в течение которого стороны вправе представить в суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения. Если доказательства и иные документы поступили в суд до принятия решения по делу, но по истечении установленных судом сроков, суд будет принимать доказательства при условии, что сроки их представления были пропущены по уважительным причинам.

После представления доказательств и возражений на них суд первой инстанции будет приступать к рассмотрению дела. Так, он произведет исследование изложенных объяснений, возражений и доказательств, после чего примет решение на основании доказательств, представленных сторонами в течение установленных законом сроков. При этом необходимо отметить, что в ходе принятия решения по существу не применяются такие процессуальные процедуры, как протоколирование судебного заседания, предварительное судебное заседание, а также отложение рассмотрения дела.

Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, будет приниматься путем вынесения судом резолютивной части решения, копия которого будет выслана лицам, участвующим в деле. По заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей или в случае подачи апелляционных жалобы, представления по делу суд составит мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения суда сможет быть подано в суд в течение пяти дней со дня подписания резолютивной части решения суда по делу. Срок изготовления мотивированного решения составляет 5 дней с момента подачи соответствующего заявления. Решение суда вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не поданы апелляционные жалоба, представление. В случае подачи апелляционной жалобы оно вступает в законную силу со дня принятия определения судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства сможет быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения суда по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей – со дня принятия решения в окончательной форме. При этом апелляционная жалоба будет рассмотрена судьей единолично, без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам. Однако с учетом характера и сложности разрешаемого вопроса, а также доводов апелляционных жалобы и возражений суд будет иметь право вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание. Аналогичный порядок рассмотрения дел в порядке упрощенного производства будет также предусмотрен и для кассационной инстанции.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо констатировать целый ряд преимуществ упрощенного производства, которое появится в гражданском процессе уже 1 июня 2016 года.

Во-первых, рассмотрение гражданских дел в порядке упрощенного судопроизводства по представленным документам и доказательствам позволит существенно сократить временные и финансовые затраты лиц, участвующих в деле.

Во-вторых, решение суда, принимаемое на основе доказательств, представленных сторонами в строго установленный законом срок, позволит существенно сократить количество случаев несвоевременного представления в суд доказательств, что в большинстве случаев ведет к затягиванию судебного процесса.

В-третьих, введение упрощенного судопроизводства позволит не только снизить судебную нагрузку, но и увеличить эффективность отечественного правосудия.

Читайте также  Реестр собственников через госуслуги

Кроме того, необходимо также отметить такие важнейшие достоинства процедуры упрощенного производства, как повышение доступности правосудия, минимизацию судебных издержек, ускоренное получение судебной защиты, а также сокращенные сроки для рассмотрения дела.

Таким образом, процедура упрощенного производства, несомненно, будет способствовать реализации не только важнейших задач судопроизводства, в частности процессуальной экономии, но и оптимизации рассмотрения и разрешения гражданских дел, что в свою очередь положительным образом скажется на эффективности и качестве отечественного гражданского правосудия.

Особенности упрощённого производства по административным делам

Эксперт-юрист «Что делать Консалт»

В недавно вышедшем Постановлении Пленума ВС РФ № 42 рассмотрены многие спорные вопросы упрощённого производства по административным делам. В каких случаях дело может быть рассмотрено в упрощённом порядке, можно ли обжаловать решение и какие обязанности есть у участников дела — рассказал эксперт-юрист «Что делать Консалт» Александр Новиков.

На практике при рассмотрении дел в упрощённом порядке могут возникать сложности, связанные с применением норм Кодекса административного судопроизводства в связи с недостаточным урегулированием. Некоторые спорные вопросы упрощённого производства по административным делам получили разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 № 42 «О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощённого (письменного) производства» (далее – Постановление).

Что такое упрощённое производство?

Упрощённое (письменное) производство – это специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора[1].

Когда дело может быть рассмотрено в порядке упрощённого производства?

С учётом приведённых Верховным Судом разъяснений административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощённого производства при наличии одного из следующих условий:

  • всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
  • ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
  • указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей (в частности, в порядке упрощённого (письменного) производства подлежат рассмотрению административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме, не превышающей двадцати тысяч рублей, в случае если в принятии заявления о вынесении судебного приказа по данным требованиям отказано или судебный приказ отменён) ( ч. 1 ст. 291 КАС РФ);
  • в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц ( ч. 7 ст. 150 КАС РФ);
  • заявлено требование территориального органа федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов о взыскании расходов на привод ( ч. 1 ст. 120 КАС РФ);
  • при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта имеются основания, предусмотренные частью 5 статьи 216 КАС РФ.

Помимо указанных выше ситуаций, могут быть рассмотрены в порядке упрощённого производства также дела об оспаривании нормативно-правовых актов. Разъяснения по категории нормативно-правовых актов, которые могут рассматриваться в порядке упрощённого производства, даны в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» .

Так, в порядке упрощённого производства могут быть рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правовых актов, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативно-правового акта, признанного судом не действующим полностью или в части, либо на нём основаны и из него вытекают.

Кроме того, в этом же порядке могут быть рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правового акта, повторно принятого в целях преодоления решения суда о признании нормативно-правового акта не действующим полностью или в части, либо требования об оспаривании положений нормативно-правового акта, содержащих правовое регулирование, тождественное по смыслу ранее признанному недействующим[2].

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства административные дела, указанные в главах 24 , 28 — 31.1 КАС РФ ( ч. 2 ст. 291 КАС РФ). Также по правилам упрощённого (письменного) производства не могут быть рассмотрены административные дела в апелляционной и кассационной инстанциях (абз. 3 п.1 Постановления).

Права и обязанности участников дела, рассматриваемого в порядке производства

При наличии оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощённого производства суд выносит определение. В определении суда должны быть указаны сведения о наличии оснований, дающих возможность применения правил упрощённого производства по рассматриваемому административному делу, а также разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощённого производства представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения[3]. Определение должно быть направлено лицам, участвующим в рассмотрении дела не позднее следующего дня, за днём вынесения определения[4].

Отказ административного ответчика от получения копии определения либо неполучение по обстоятельствам, зависящим от него, не препятствуют рассмотрению административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства (абз. 5 п. 4. Постановления).

В ситуации, когда на рассмотрение административного дела в порядке упрощённого производства не явились все участники дела, надлежащим образом извещённые о его рассмотрении (есть доказательства надлежащего извещения), и их явка не является обязательной или не признана судом обязательной, в том числе представители таких лиц, дело может быть рассмотрено в упрощённом порядке при выполнении всех условий, указанных ниже[5]:

  • рассматриваемое административное дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства (ч. 2 ст. 291 КАС РФ);
  • отсутствуют ходатайства об отложении судебного разбирательства, подтверждённые доказательствами, свидетельствующими о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание.

Помимо прав и обязанностей, предусмотренных статьёй 45 КАС РФ, участники дела, рассматриваемого в упрощённом порядке, вправе подавать документы в электронном виде, в том числе письменные заявления, возражения, объяснения и доказательства[6].

Сроки для представления решения

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, должно быть вынесено судом в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) , в любой из дней в пределах данного срока.

Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

Упрощённый порядок рассмотрения дела не предполагает вызова сторон. В связи с этим, лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте принятия решения по делу. После вынесения решения по административному делу, не позднее следующего рабочего дня, копия решения направляется лицам, участвующим в деле[7].

При этом вправе составить решение в форме электронного документа[8].

Обжалование решения

Если после принятия решения в порядке упрощённого производства в суд будут поданы возражения от заинтересованного лица, считающего неправомерным рассмотрение дела в упрощённом порядке, или представлены новые доказательства по делу, направленные в установленный законом срок (в том числе доказательства, содержащие уважительность причин неявки в судебное заседание, в котором разрешён вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощённого производства), суд выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощённого производства, и одновременно о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства. Также к обстоятельствам, влекущим отмену решения по делу, будет являться возражение лица, не привлечённого к участию в административном деле, но принятое судом решение затрагивает его права и обязанности, при условии подачи такого возражения в течение двух месяцев после принятия решения.

При необходимости заявление об отмене решения, принятого в порядке упрощённого производства, может быть рассмотрено с вызовом лиц, участвующих в деле. Такая необходимость определяется по усмотрению суда. В случае отсутствия такой необходимости решение может быть отменено определением соответствующего суда, вынесенным без проведения судебного заседания и получения дополнительных объяснений (возражений) лиц, участвующих в деле.

Определение об отмене решения принявшим его судом выносится в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления возражений (заявления или доказательств) в суд. Об этом сказано в пункте 9 Постановления.

На наш взгляд, такие действия оправданы. Это связано с тем, что упрощённое производство позволяет сократить время от подачи заявления в суд до момента вынесения решения по делу, тем самым оптимизируется деятельность судов и нагрузка непосредственно на судей. Сама же процедура облегчена тем, что явка лиц, участвующих в деле, не требуется, судебные заседания по делу не проводятся, предусмотрена возможность как направления документов и доказательств в электронном виде, так и вынесение решения в форме электронного документа.

Устраняя пробелы регулирования административного производства по упрощённым делам, Пленум Верховного Суда тем самым минимизирует процессуальные проволочки как от участников процесса, так и у судов, которые смогут руководствоваться позицией Верховного Суда, а не формулировать собственные выводы. Тем более отступление от принципа единообразия в толковании и применении судами норм права предоставляет сторонам дела повод для его обжалования (ст. 341 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) ).

Публикации

Разъяснение упрощенного производства

По мнению экспертов, такие разъяснения ВС РФ являются своевременными и необходимыми, однако их нужно будет уточнять на практике.

23 марта состоялось заседание Пленума ВС РФ, на котором обсуждался проект постановления «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».

Выступая с основным докладом по проекту, судья ВС РФ Анатолий Першутов пояснил: необходимость принятия документа обусловлена тем, что после введения в 2016 г. главы об упрощенном производстве в ГПК РФ у судов общей юрисдикции появилось много вопросов по применению нового для них порядка рассмотрения дел. Кроме того, в прошлом году и в АПК РФ были внесены изменения, касающиеся упрощенного производства, которые вызвали затруднения и у опытных судей арбитражных судов, где такой порядок применяется довольно давно.

Анатолий Першутов отметил, что так как у арбитражных судов накоплен богатый опыт рассмотрения дел в порядке упрощенного производства, а четырехлетний опыт применения Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» показал его эффективность, то многие положения документа сохранены в проекте, а некоторые получили дальнейшее развитие. В процессе подготовки разъяснений также учитывались практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов и поступившие от них вопросы, заключения и предложения научного сообщества, Министерства юстиции РФ, Генеральной прокуратуры РФ, бизнес-сообщества.

В проекте постановления содержится в общей сложности 57 детальных разъяснений о том, какие дела подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства и об особенностях их рассмотрения, об особенностях подготовки судебных актов по таким делам и о порядке их обжалования, а также о порядке перехода к рассмотрению дел по общим правилам искового производства или правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Несмотря на то что все участники заседания поддержали проект постановления, некоторые указали на возможности для дополнения текста документа. Так, заместитель председателя Калининградского областного суда Владимир Мухарычин отметил необходимость дополнительного разъяснения вопроса об изготовлении мотивированного решения суда в случаях обращения с кассационной жалобой лицами, не привлекавшимися к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, если судебным постановлением разрешен вопрос об их правах или обязанностях (в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ 11 декабря 2012 г.).

А судья Арбитражного суда Калужской области Марина Носова отметила отсутствие разъяснения по встречающимся в практике ситуациям, когда после окончания подготовки дела, рассматриваемого по общим правилам искового производства, к разбирательству суд приходит к выводу о целесообразности выделения части требований в порядке ст. 130 АПК РФ и при этом по формальному признаку они подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства. В этой связи возникает вопрос: обязан ли суд рассматривать эти требования именно в упрощенном порядке или же это остается на его усмотрение?

По итогам заседания принято решение собрать редакционную комиссию, которая займется доработкой проекта постановления, а его рассмотрение продолжится на другом заседании Пленума ВС РФ.

Руководитель арбитражной практики юридической фирмы VEGAS LEX Виктор Петров отметил, что предложенный проект, в частности, определяет порядок изготовления полного текста судебного акта арбитражным судом при подаче апелляционной жалобы на его резолютивную часть. «Применение этой нормы наверняка будет вызывать значительные вопросы у практикующих юристов, которым для обоснованной апелляционной жалобы потребуется изучить решение именно в полном виде, что потребует времени», – пояснил он.

Также проектом определяется порядок предоставления сторонами дополнительных доказательств для принятия судом обоснованного решения. На практике, как отметил эксперт, возникают вопросы о том, как каждая из сторон сможет реализовать свое право на представление возражений на доказательства другой стороны с учетом сокращенных сроков рассмотрения дела.

«Принятие такого постановления является своевременным и необходимым, но, возможно, понадобится дальнейшее уточнение его положений правоприменительной практикой», – заключил Виктор Петров.

Новые правила упрощенного производства

Важным фактором, который влияет на практику применения упрощенного производства, является обязательность его использования. При наличии обязательных условий суду не требуется согласие сторон. Они не могут отказаться от рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. Мы расскажем, что нужно сделать, чтобы исковое заявление не было рассмотрено без вашего участия в порядке упрощенного производства помимо вашей воли. Важно не упустить срок для отказа в рассмотрении спора в упрощенном производстве и вовремя оспорить неожиданное решение.

Шаг 1. Выберите исковое заявление или заявление о выдаче судебного приказа

Перед обращением с иском необходимо проверить, не относится ли спор к категориям дел, которые суд рассматривает в приказном порядке (они указаны в ст. 122 ГПК РФ). Суд вернет иск, если требование подпадает под приказное производство (п. 1.1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ). В таких случаях нужно подавать заявление о выдаче судебного приказа (ст. 123–124 ГПК РФ).

В упрощенном производстве нет судебного заседания и его протокола. Все происходит достаточно быстро и без участия сторон. В итоге выносится полноценное решение суда, которое подлежит немедленному исполнению и имеет сокращенные сроки обжалования. Жесткие правила раскрытия доказательств и активное использование электронного документооборота характеризуют упрощенное производство.

Упрощенный порядок рассмотрения требований заявителя наиболее быстрый и бюджетный:

  • минимальный срок производства составляет 30 дней (ч. 2, 3, 5 ст. 232.3 ГПК РФ). Процесс обжалования упрощен. Апелляционный суд будет рассматривать дела только по документам, без вызова сторон (ст. 335.1 ГПК РФ);
  • отсутствие заседаний минимизирует расходы сторон на юридические услуги.

В АПК РФ с 1 июня в порядок упрощенного производства внесены изменения:

  • расширился круг споров, которые суды будут рассматривать в упрощенном порядке;
  • для того, чтобы получить мотивированное решение по делу, нужно будет писать отдельное ходатайство;
  • увеличились сроки на обжалование с 10 до 15 рабочих дней;
  • рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб по упрощенным делам будет проходить без вызова сторон.

Шаг 2. Подайте заявление

В порядке упрощенного производства будут рассматриваться все гражданские дела:

  • с ценой иска до 500 тыс. руб. для организаций и до 250 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей (п. 1 ч. 1 ст. 227 АПК РФ);
  • о взыскании обязательных платежей и санкций, если общий размер взыскиваемой суммы составляет от 100 до 200 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 227 АПК РФ). Если размер требований составляет меньше 100 тыс. руб., такие дела суды будут рассматривать в порядке приказного производства или гл. 26 АПК РФ.

При получении заявления суд проверяет основания для рассмотрения дела в упрощенном порядке (ч. 1 и 2 ст. 227 АПК РФ) и обстоятельства, препятствующие этому (ч. 4 ст. 227 АПК РФ). Для рассмотрения требований в упрощенном порядке необходимо наличие определенных в законе условий.

Требования о взыскании денежных средств. Если у истца нет документов о признании долга ответчиком (ответа на претензию, акта сверки и т. п.), суд будет разрешать спор в упрощенном порядке при условии, если требование:

  • не больше 500 тыс. руб., когда ответчиком выступает организация;
  • не больше 250 тыс. руб., когда ответчиком выступает предприниматель.

При большем размере требований суд рассматривает спор в исковом порядке (п. 1 ч. 1 ст. 227 АПК РФ, п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 62, далее — постановление № 62).

Если у истца есть документы о признании долга ответчиком, цена иска должна быть больше 400 тыс. руб. При меньшем размере требований суд рассматривает дело в приказном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 227 АПК РФ). В таком случае верхний предел взыскания не ограничен (п. 1 ч. 2 ст. 227, п. 1 ст. 229.2 АПК РФ, п. 12 постановления № 62). Цена иска включает в себя все требования — сумму долга, неустойку, проценты и др. (абз. 2 п. 6 постановления № 62).

Требования об оспаривании ненормативных правовых актов, решений госорганов и должностных лиц. В данном случае это могут быть требования о признании недействительным решения госоргана о привлечении заявителя к ответственности в виде штрафа за административное правонарушение.

Решения должностных лиц службы судебных приставов оспорить в упрощенном порядке нельзя (абз. 3 п. 8 постановления № 62).

Суд будет рассматривать в упрощенном порядке заявление с таким требованием, если:

  • в акте или решении есть требование об уплате или взыскании средств;
  • заявитель оспаривает акты и решения в части требования об уплате или взыскании средств;
  • оспариваемая сумма не больше 100 тыс. руб.

Требования о привлечении к административной ответственности. Данные требования будут рассматриваться судом в упрощенном производстве в случае, если:

  • за нарушение назначено наказание в виде штрафа и (или) предупреждения (абз. 2 п. 10 постановления № 62);
  • максимальный размер штрафа не больше 100 тыс. руб.

Условия аналогичны и при рассмотрении требований об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности и оспаривании решений об отказе в привлечении к ответственности, о прекращении производства по делу.

В заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций общий размер взыскиваемой суммы должен быть от 100 до 200 тыс. руб. Требования о взыскании платежей и санкций размером до 100 тыс. руб. рассматриваются в приказном производстве.

Требования, основанные на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта. Размер требования должен быть больше 400 тыс. руб. При меньшем размере суд рассматривает дело в приказном порядке (п. 2 ч. 2 ст. 227, п. 2 ст. 229.2 АПК РФ). Верхний предел взыскания не ограничен (п. 1 ч. 2 ст. 227 АПК РФ, п. 12 постановления № 62).

Обратите внимание, для рассмотрения спора в упрощенном порядке не должно быть:

  • вступивших в дело третьих лиц;
  • встречного иска;
  • особых обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 227 АПК РФ.

Упрощенный порядок не применяется для корпоративных споров, в делах о банкротстве, в делах о защите прав группы лиц (ч. 3, 4 ст. 227 АПК РФ, п. 1.1 постановления № 62).

Как получить судебный приказ

Взыскатель подает в суд заявление о выдаче судебного приказа и документы в обоснование требования (ст. 124 ГПК РФ). Судья рассматривает его в течение пяти дней без вызова сторон и выносит приказ (ч. 2 ст. 126 ГПК РФ). Его копию суд направляет должнику. В течение 10 дней с даты получения он сможет подать возражения. Основанием для отмены приказа станут возражения, поданные в установленный срок, — должник не должен обосновывать их, суд просто отменяет судебный приказ. Далее взыскатель может обращаться в общем порядке с иском (ст. 129 ГПК РФ). Если должник не успеет заявить возражения, судья выдаст взыскателю судебный приказ. Он заменяет собой решение и исполнительный лист (ст. 130 ГПК РФ).

Шаг 3. Дайте ответ суду о готовности или отказе в рассмотрении заявления в упрощенном порядке

При наличии всех условий и обстоятельств для рассмотрения заявления в упрощенном порядке суд принимает заявление к производству.

Если в заявлении не все необходимые условия и требования присутствуют и требование можно рассмотреть в упрощенном порядке (нет обстоятельств из ч. 4 ст. 227 АПК РФ), то суд принимает заявление к производству, но предлагает сторонам рассмотреть дело в упрощенном порядке (ч. 3 ст. 227 АПК РФ). Основанием для упрощенного порядка будет согласие обеих сторон.

Читайте также  Что будет за неоплату или просрочку оплаты коммунальных услуг?

Если стороны согласны, дело рассмотрят упрощенно. Суд перейдет к общему порядку, только если для этого появятся основания (ч. 5 ст. 227 АПК РФ). Если стороны откажутся, дело рассмотрят в исковом порядке. Если же в дело вступает третье лицо, суд переходит к исковому порядку (ч. 3 и 4 ст. 232.2 ГПК РФ).

Основания для возвращения заявления применяются по общим правилам ст. 129 АПК РФ:

  • дело неподсудно данному арбитражному суду;
  • от истца поступило ходатайство о возвращении заявления;
  • не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения;
  • если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера;
  • не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если такой порядок является обязательным в силу закона.

Шаг 4. Представьте все необходимые суду документы

Суд выносит определение о принятии искового заявления или о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства. В определении указывается срок, в который стороны вправе представить в суд доказательства и возражения. Срок не может составлять менее пятнадцати дней со дня вынесения определения.

Документы не будут рассматриваться судом, если они поступили в суд по истечении срока, указанного судом. Эти документы будут возвращены обратно. Исключение: лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них.

В течение трех дней с момента поступления в суд документы размещаются на официальном сайте суда в режиме ограниченного доступа. После истечения сроков для предоставления документов судья рассматривает дело. Дело рассматривается без вызова сторон. Предварительное судебное заседание не проводится. Протокол не ведется. Суд принимает решение на основании представленных документов.

Требования, которые суд рассматривает в приказном порядке

С 1 июня внесены два изменения в нормы о приказном производстве. Верхний предел суммы ограничили до 500 тыс. руб. За взысканием более 500 тыс. руб. обращайтесь с обычным заявлением. Перечень дел приказного производства дополнили спорами о взыскании: задолженности по ЖКХ и коммунальным услугам, а также услугам телефонной связи; обязательных платежей, взносов с членов ТСЖ или строительного кооператива.

С заявлением о выдаче судебного приказа нужно обращаться по следующим требованиям (плюс два, указанных выше):

Шаг 5. Получите решение и обжалуйте в случае необходимости

Судебный акт по итогам рассмотрения дела принимается, когда истечет срок, установленный судом для представления доказательств и дополнительных пояснений (до двух месяцев).

Правила и условия вынесения решения изменились. Теперь суд может не изготавливать мотивированное решение. Судья размещает только резолютивную часть решения. Стороны получают судебный акт в кратчайшие сроки.

Решение суда подлежит немедленному исполнению (ч. 3 ст. 229 АПК РФ). Истец может сразу обратиться за выдачей исполнительного листа (абз. 2 п. 23 постановления № 62).

Для получения мотивированного текста решения подайте заявление об этом в течение 5 дней после размещения резолютивной части решения в картотеке дел (абз. 2 ч. 2 ст. 229 АПК РФ) на официальном сайте. Обжаловать решение в апелляции можно в течение 15 дней после принятия решения.

При составлении мотивированного решения срок исчисляется со дня принятия решения в полном объеме. Срок обжалования судебного акта увеличили с 10 до 15 рабочих дней (ч. 3 ст. 229 АПК РФ). В кассации решение суда можно обжаловать только по исключительным основаниям. Например, если рассмотрение дела судом проводилось в незаконном составе (ч. 4 ст. 229, ч. 4 ст. 288 АПК РФ).

С 1 июня 2016 года апелляционные и кассационные жалобы суд рассматривает также без вызова сторон. Он может вызвать их, только если посчитает это нужным с учетом сложности дела. Это прямо указано в ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса. Ранее дела в апелляции рассматривали в судебном заседании (п. 26 постановления № 62). Рассматривает дело в апелляции не коллегия, а один судья, как и прежде.

Основные отличия приказного и упрощенного порядка

Перечень дел, которые суд может рассматривать в упрощенном производстве, открытый, но имеет ограничения. В приказном производстве перечень дел закрытый. В упрощенном порядке производство носит состязательный характер, и в итоге суд выносит решение. В приказном состязательности нет, и в результате суд выносит приказ, который имеет силу исполнительного листа.

С 1 июня 2016 года в приказном производстве произошли следующие изменения:

  • приказное производство стало обязательным;
  • расширили перечень требований, с которыми нужно обращаться не в исковом, а в приказном порядке.

Если вы подаете заявление о выдаче судебного приказа, а не иск (ч. 2 ст. 123 ГПК РФ), госпошлина вдвое меньше обычного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector