Понятие страхования гражданской ответственности в российском законодательстве

Понятие страхования гражданской ответственности в российском законодательстве

Понятие страхования гражданской ответственности в российском законодательстве

Понятие страхования гражданской ответственности в российском законодательстве

Статья 1. Основные понятия

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»);

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

место жительства (место нахождения) потерпевшего — определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими;

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования, и является публичным;

(в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 49-ФЗ, от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

страхователь — лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;

страховщик — страховая организация и иностранная страховая организация, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение;

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

страховые тарифы — ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов;

компенсационные выплаты — платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховое возмещение по договору обязательного страхования или возмещение страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, заключенным в соответствии со статьей 26.1 настоящего Федерального закона, в счет страхового возмещения не могут быть осуществлены;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 223-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее — представитель страховщика) — обособленное подразделение страховщика в субъекте Российской Федерации, выполняющее полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении, прямом возмещении убытков, по организации осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, по организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, а также по осуществлению страхового возмещения, прямого возмещения убытков, или другой страховщик, наделенный всеми или частью указанных полномочий и присоединившийся к соглашению о прямом возмещении убытков;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

прямое возмещение убытков — возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства;

(в ред. Федерального закона от 01.02.2010 N 3-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

направление на ремонт — документ, подтверждающий право потерпевшего на восстановительный ремонт его транспортного средства на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

урегулирование требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования, — рассмотрение требований потерпевших, национальных объединений страховых организаций других стран и иных участников международных систем страхования о страховом возмещении причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий вреда владельцами транспортных средств, ответственность которых застрахована в рамках международных систем страхования, и, если в результате такого рассмотрения не принято решение об отказе, осуществление страховой выплаты, а также возмещение расходов лицу или лицам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом, требованиями международных систем страхования, правилами профессиональной деятельности профессионального объединения страховщиков осуществили данную страховую выплату;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(абзац введен Федеральным законом от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

2. Понятия, указанные в настоящей статье, могут быть уточнены в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(п. 2 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

Страхование ответственности

Страхование гражданской ответственности

Страхование гражданской ответственности – это обязательство одного лица перед другим возместить ущерб при фиксации факта нанесения такого ущерба. Подобные обязательства возникнут при условии определенных упущений или действий, ставших причиной нарушения благ конкретного лица. Страхование гражданской ответственности разрабатывается и применяется с целью максимального возмещения нанесенного ущерба различных видов и степени тяжести. Застрахованная гражданская ответственность делает жизнь среднестатистического жителя развитого государства более спокойной, стабильной и безопасной.

  1. Страхование гражданской ответственности
  2. Обязательное страхование ответственности
  3. Страхование ответственности владельцев транспортных средств
  4. Договор страхования ответственности
  5. Правила страхования ответственности
  6. Закон страхования ответственности
  7. Страхование гражданской ответственности предприятий
  8. Страхование ответственности производителей товаров
  9. Программы страхования
  10. Страхование ответственности работодателя

Обязательное страхование ответственности

Обязательное страхование ответственности появилось сравнительно недавно, немногим более века назад. Основная функция механизма – помочь застрахованному лицу возместить ущерб, нанесенный третьему лицу при неблагоприятном стечении обстоятельств. Благодаря регулярным взносам от клиентов страховая компания получает необходимый финансовый ресурс, позволяющий взять ответственность за возмещение ущерба в отдельных случаях. В свою очередь у застрахованного лица также появляется возможность возмещать нанесенный ущерб пострадавшему лицу без непредвиденных затрат в особо крупных размерах.

Страхование ответственности владельцев транспортных средств

Страхование ответственности владельцев транспортных средств направлено на защиту интересов страхователя в соответствии с законодательством РФ.

Страховым случаем считается любая ситуация, которая требует компенсации убытка из-за вреда, нанесенного в процессе использования транспортного средства третьими лицами.

Благодаря обязательному страхованию ущерб при ДТП в большинстве случаев покрывается за счет страховых компаний. Процесс регламентируется федеральным законодательным актом №40, который вступил в силу 25.04.2002 года.

Договор страхования ответственности

Договор страхования ответственности – основной документ, который регламентирует взаимоотношения страховой компании и застрахованного лица. Основные принципы формирования договорных документов в сфере страхования прописаны в законе «Об организации страхового дела в РФ», а также в главе 48 гражданского кодекса.

Фактически договор страхования – это соглашение универсального характера, которые подписывают страховщик и страхователь. На основании соглашения страховщик обязан выплатить компенсацию при наступлении страхового случая. Страхователь, в свою очередь, обязуется своевременно перечислять в пользу страховой компании взносы установленного размера.

Правила страхования ответственности

Правила страхования ответственности действуют на основании федерального законодательства РФ. Фактически правила – это перечень условий и норм, на основании которых страховщик заключает договор, обеспечивающий погашение ущерба, который застрахованное лицо наносит третьим лицам. По договору страхования допускается выдача полиса не только страхователю, но и другому лицу. В случае страховки профессиональной ответственности конкретного лица, его данные указываются в договоре страхования.

Закон страхования ответственности

В соответствии с федеральным законом, страхование ответственности выделяют, как отдельный сегмент страхования. При этом ГК РФ считает страхование ответственности одной из нескольких отраслей имущественного страхования. Предмет страхования ответственности – возмещение вреда, который причинило виновное физическое или юридическое лицо. В самых распространенных случаях вред причиняют здоровью, жизни, имуществу или окружающей среде. Вред нередко имеет место в процессе производства, а также в ходе других видов деятельности или в результате бездействия.

Страхование гражданской ответственности предприятий

Субъектами страхования гражданской ответственности предприятий считаются компании, которые работают с оборудованием, веществами или другими потенциальными источниками опасности высокого уровня. Как правило, такие организации в процессе деятельности используют яды сильного действия, взрывчатые или легковоспламеняющиеся вещества, атомную или электрическую энергию, а также всевозможные механизмы и оборудование.

За вред, причиненный подобным источником, всегда несет ответственность предприятие. Исключение составляют случаи, когда причинение вреда случилось по преднамеренному умыслу пострадавшей стороны, а также в случаях, когда предотвратить и предвидеть подобные действия не представляется возможным.

Страхование ответственности производителей товаров

Страхование ответственности производителей товаров – считается новшеством на рынке страховых продуктов РФ. Ответственность перед потребителями и другими третьими лицами несут не только изготовители, но и продавцы. Страховым случаем считается вред, причиненный здоровью, жизни, а также имуществу в процессе использования товара, реализованного с браком или другими недостатками. Ответственность предусмотрена также за неисполнение обязанностей, возложенных на потребителей и производителей товара законодательством РФ. В упрощенном варианте этот вид страхования известен как ответственность за качество.

Программы страхования

Ярким примером программы страхования в РФ считается базовая программа ОМС, утвержденная Правительством. Документ разработан в рамках программы, гарантирующей гражданам РФ бесплатную медицинскую помощь. В документе сформулированы основные обязанности и права застрахованных лиц, которые получают бесплатную медицинскую помощь на всей территории РФ. Также в программе перечислены объемы и виды медицинской помощи, которые гражданин имеет право получить на всей территории государства без учета привязки к конкретному субъекту федерации при наступлении заболевания. В документе также прописаны общие требования к программам ОМС, действующим на территориальном уровне.

Страхование ответственности работодателя

Страхование ответственности работодателя — часть добросовестного отношения каждой компании к своим контрагентам и партнерам. Особого внимания заслуживают наемные работники. В обязанности предприятия входит соблюдение каждого пункта договора и создание безопасных условий труда. Зафиксированные нарушения трудового договора нередко приводят к подаче исковых заявлений с последующей выплатой компенсаций за нанесенный вред. Основными причинами появления нового вида страхования считается стремительное развитие бизнеса и формирование сложной корпоративной структуры предприятий.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: отдельные вопросы правоприменения

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО). Кроме того, правовую основу ОСАГО составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты, а также международные договоры Российской Федерации (ст. 2 Закона об ОСАГО). Основным подзаконным актом, регулирующим отношения по ОСАГО, являются Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленные Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П (далее – Правила ОСАГО).

ОСАГО основывается на принципе всеобщности и обязательности страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств (ст. 3 Закона об ОСАГО). В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона об ОСАГО обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств.

Понятие «транспортное средство» используется в ОСАГО в том же смысле, что и в законодательстве о безопасности дорожного движения, и означает устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (абз. 2 ст. 1 Закона об ОСАГО, абз. 9 ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Например, к транспортным средствам, риск ответственности владельцев которых подлежит обязательному страхованию, относятся прицепы (включая полуприцепы и прицепы-роспуски), за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям (пп. «д» п. 3 ст. 4 Закона об ОСАГО, абз. 38 п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090).

2. Порядок заключения договора ОСАГО

Договор ОСАГО является возмездным. Страховщик принимает на себя обязательство осуществить страховое возмещение при наступлении страхового случая за определенную плату, уплачиваемую страхователем — страховую премию.

По общему правилу владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п.п. 1 — 4 ст. 4 Закона об ОСАГО). До истечения указанного срока допускается управление транспортным средством в отсутствие полиса ОСАГО либо без внесения нового владельца в уже имеющийся полис.

Страхование осуществляется владельцем транспортного средства путем заключения со страховщиком соответствующего договора, в котором указывается конкретное транспортное средство, гражданская ответственность владельцев которого застрахована (п. 1 ст. 15 Закона об ОСАГО).

Перечень документов, представляемых страхователем страховщику для заключения договора ОСАГО, и порядок их представления определены п.п. 3 — 5, 10 ст. 15 Закона об ОСАГО, п. 1.6, п. 1.8 Правил ОСАГО. К таким документам относятся:

— заявление о заключении договора обязательного страхования;

— паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

— свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

— документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

— водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

— диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Страховой полис выдается страхователю незамедлительно после представления страхователем всех предусмотренных законодательством документов, необходимых для заключения договора ОСАГО, и уплаты страховой премии (абз. 5 п. 1.4 Правил ОСАГО).

Размер страховой премии определяется на основании страховых тарифов (абз. 12 ст. 1 Закона об ОСАГО). Предельные размеры базовых ставок, коэффициенты к страховым тарифам, а также требования к структуре страховых тарифов и порядок их применения страховщиками установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У. Конкретные размеры базовых ставок страхового тарифа устанавливаются каждым страховщиком самостоятельно в пределах, предусмотренных названным Указанием. Соответствующий документ должен быть размещен страховщиком на его официальном сайте в сети «Интернет» в соответствии с п. 1 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (приложение № 4 к Указанию Банка России от 19.09.2014 № 3384-У).

Страховая премия по конкретному договору ОСАГО рассчитывается как произведение базовой ставки и соответствующих коэффициентов (п. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО). По письменному требованию страхователя страховщик обязан в течение трех рабочих дней представить письменный расчет подлежащей уплате страховой премии (абз. 5 п. 2.1 Правил ОСАГО). Рассчитать примерную стоимость полиса ОСАГО можно с помощью соответствующего сервиса на официальном сайте профессионального объединения страховщиков ОСАГО — Российского союза автостраховщиков (http://www.autoins.ru).

Страховщики и Российский союз автостраховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность функционирования своих официальных сайтов в целях заключения договоров ОСАГО (п. 1.1 ст. 22 Закона об ОСАГО).

Изменение страховых тарифов не влечет за собой изменение страховой премии по договору, уплаченной страхователем в соответствии с действовавшими на момент уплаты тарифами (п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО). Однако в случае изменения условий договора ОСАГО в течение срока его действия размер страховой премии может быть уменьшен или увеличен в зависимости от характера обстоятельств, вызвавших соответствующие изменения. Размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действующим на момент ее уплаты тарифам (п. 3 ст. 16 Закона об ОСАГО, п. 2 ст. 959 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз. 2, 4 п. 2.1 Правил ОСАГО).

При досрочном прекращении договора ОСАГО в случаях, предусмотренных Правилами ОСАГО, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора или неистекший срок сезонного использования транспортного средства (п. 4 ст. 10 Закона об ОСАГО). Из требований к структуре страховых тарифов (приложение № 3 к Указанию Банка России от 19.09.2014 № 3384-У) следует, что доля страховой премии, предназначенной для осуществления страхового возмещения, составляет 77 процентов.

3. Страховой риск и страховой случай по ОСАГО

Страховым риском по ОСАГО, то есть обстоятельством, на случай наступления которого осуществляется страхование, является возникновение гражданской ответственности владельца транспортного средства вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (потерпевших) при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации (п. 1, 2 ст. 6 Закона об ОСАГО).

Реализовавшийся страховой риск именуется страховым случаем (п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», абз. 11 ст. 1 Закона об ОСАГО).

К страховому случаю по ОСАГО могут быть отнесены обстоятельства, имевшие место не только в процессе движения транспортного средства в буквальном смысле слова, но и при его участии в дорожном движении в других формах, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, в том числе не связанных с процессом физического перемещения транспортного средства в пространстве. В частности, страховым случаем может быть признано причинение вреда в период остановки и стоянки транспортного средства (абз. 2 п. 17 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 2).

Действие ОСАГО распространяется на случаи причинения вреда как посредством самого транспортного средства, так и в результате воздействия перевозимого на нем груза, кроме случаев, когда риск ответственности за причинение вреда воздействием груза подлежит обязательному страхованию в соответствии со специальным законом о соответствующем виде обязательного страхования (пп. «д» п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО).

Не является страховым риском по ОСАГО возникновение гражданской ответственности владельца транспортного средства вследствие обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО. Например, при причинении морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды; причинении вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах; загрязнении окружающей среды; возникновении обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику; причинении водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу; причинении вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке. Вред, причиненный при указанных обстоятельствах, возмещается в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством (глава 59 ГК РФ).

По договорам ОСАГО вред, возникший в результате дорожно-транспортного происшествия при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда, считается причиненным посредством одного транспортного средства (тягача), в связи с чем страховое возмещение не может превышать страховую сумму по одному договору страхования, в том числе и в случае, если собственниками тягача и прицепа являются разные лица. Отсутствие в полисе ОСАГО отметки об эксплуатации транспортного средства с прицепом не может служить основанием для отказа в страховом возмещении. Однако в таком случае страховщик приобретает право регресса к причинителю вреда (п. 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 2).

Читайте также  Признание гражданина безвестно отсутствующим

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

Страхование гражданской ответственности: пускаем взносы «в расход»

По договору имущественного страхования, наряду со страхованием имущества, предпринимательских рисков, может быть застрахован и такой вид имущественного интереса, как риск гражданской ответственности. Вправе ли страхователь учесть суммы страхового взноса, выплачиваемые страховщику по такому договору, в составе расходов при исчислении налога на прибыль?

Обязательная основа

В силу того что нормы Налогового кодекса не раскрывают понятие «страхование гражданской ответственности», этот термин необходимо применять в значении, используемом гражданским законодательством. По Гражданскому кодексу, страхование гражданской ответственности выделено в особый вид страхования имущественных интересов (подп. 2 п. 2 ст. 929 ГК) и подразделяется на:

  • страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или, более кратко, страхование ответственности за причинение вреда (ст. 931 ГК);
  • страхование ответственности по договору (ст. 32 ГК).

Следует отличать обязательное страхование гражданской ответственности от добровольного. Статьей 3 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлено, что обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующим федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования. Он должен содержать ряд обязательных положений, указанных в пункте 4 статьи 3 закона № 4015-1, а также иные положения, касающиеся условий и порядка проведения данного вида обязательного страхования.

Согласно пункту 2 статьи 927 Гражданского кодекса, в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами главы 48 Гражданского кодекса («Страхование»). Отметим, что и в данном контексте под законом следует понимать только федеральный закон. На законы субъекта Федерации данное понятие не распространяется (п. «о» ст. 71 Конституции, п. 2 ст. 3 ГК).

Учитывая изложенное, страхование не является обязательным в случаях, когда обязанность страхования не следует из закона, а основана на договоре. Страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору в настоящее время может осуществляться только в добровольной форме в соответствии с правилами страхования, утвержденными страховщиком или объединением страховщиков.

Приведем примеры обязательного страхования гражданской ответственности:

  • статьями 4.1, 17.1, 17.3 Закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» договор страхования ответственности туроператора (либо, по выбору организации, банковская гарантия) рассматривается как обязательное условие осуществления туроператором своей деятельности;
  • согласно Закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 15) организация, которая эксплуатирует опасный производственный объект, обязана заключать договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте;
  • при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора (ст. 13 Закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • в соответствии со статьей 109 Таможенного кодекса (подп. 3 п. 1) владелец склада временного хранения должен обеспечить страхование риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами;
  • обязательное страхование автогражданской ответственности осуществляется согласно положениям Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» собственниками, а также лицами, владеющими транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Примеры обязательного страхования гражданской ответственности
  • Страхование ответственности туроператора
  • Страхование ответственности организации, которая эксплуатирует опасный производственный объект
  • Страхование риска ответственности за нарушение договора
  • Страхование риска гражданской ответственности владельца склада временного хранения
  • Обязательное страхование автогражданской ответственности
Страховка под списание

В соответствии со статьей 253 Налогового кодекса затраты на обязательное и добровольное страхование имущества для целей налогообложения учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией.

Хотя в этом правиле не обошлось без исключений. Согласно порядку налогового учета расходов на страхование, определенного в статье 263 Кодекса («Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества»), затраты на обязательное страхование гражданской ответственности можно учесть в составе прочих расходов только в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством и требованиями международных конвенций. Если же данные тарифы не утверждены, то расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 2 ст. 263 НК).

Но этого еще не достаточно для отнесения затрат на «обязательную страховку» в расходы. Помимо прочего в соответствующем Федеральном законе должны быть определены объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых эти объекты должны быть застрахованы, минимальные размеры страховых сумм. У страховой организации должна быть в наличии лицензия на соответствующий обязательный вид страхования (п. 3 ст. 936 ГК, п. 4 ст. 3, п. 2 ст. 32 закона № 4015-1).

Например, статья 15 закона № 116-ФЗ устанавливает все моменты (включая минимальные размеры страховых сумм), необходимые для признания страхования гражданской ответственности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, обязательными. Соответственно, расходы на данный вид страхования можно учесть в составе расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 5 п. 1 ст. 253, п. 1, п. 2 ст. 263 НК).

То же относится и к обязательному страхованию риска ответственности туроператора, которая может наступить вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (ст. 17.6 закона № 132-ФЗ).

В то же время страховые взносы на страхование ответственности аудиторской организации в целях налогообложения прибыли, по мнению Минфина (письмо от 30 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/470), нельзя списать на расходы, так как условия и порядок такого страхования не определены Федеральным законом (закон № 119-ФЗ).

Аналогичные выводы делает финансовое ведомство в отношении страхования риска гражданской ответственности владельца склада временного хранения (письмо Минфина от 16 июня 2006 г. № 03-03-04/1/522). Кроме того, федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев складов временного хранения и таможенных складов отсутствует. Хотя в Таможенном кодексе (подп. 3 п. 1 ст. 109 ТК) установлены объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм.

Добровольную «гражданку» обделили

Что касается затрат на добровольное страхование гражданской ответственности, то их можно учесть лишь в части риска ответственности за причинение вреда. И то в случае, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами нашей страны или общепринятыми международными требованиями (подп. 8 п. 1 ст. 263 НК).

В соответствии с разъяснениями Минфина (письмо от 7 сентября 2005 г. № 03-03-02/74) под таким условием понимается условие, когда налогоплательщику предоставляется страховая защита не на нашей территории страховой организацией, получившей лицензию на осуществление страховой деятельности на территории России по видам ответственности, без страхования которых на территории иностранного государства наш резидент не сможет осуществлять свою деятельность. Либо если страхователями являются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории нашей страны через постоянные представительства и заключившие вышеуказанные договоры страхования со страховыми организациями на условиях правил делового оборота или законодательства страны постоянного нахождения иностранной организации.

Таким образом, организация не сможет включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты по договору добровольного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Не могут быть учтены в составе расходов и страховые взносы, уплачиваемые по договору страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по гражданско-правовому договору (письмо Минфина от 22 января 2008 г. № 03-03-06/1/28).

Страхование ответственности

Что такое Страхование ответственности?

Термин « страхование ответственности» относится к страховому продукту, который обеспечивает страхователю защиту от претензий, связанных с травмами и повреждением других людей или имущества. Полисы страхования ответственности покрывают любые судебные издержки и выплаты, которые несет ответственность застрахованная сторона, если она будет признана несущей юридическую ответственность. Преднамеренный ущерб и договорные обязательства, как правило, не покрываются полисами страхования ответственности. В отличие от других видов страхования, полисы страхования ответственности платят третьим лицам, а не держателям полисов.

Ключевые моменты

  • Страхование ответственности обеспечивает защиту от претензий, связанных с травмами и повреждением людей и / или имущества.
  • Страхование ответственности покрывает судебные издержки и выплаты, ответственность за которые несет застрахованная сторона.
  • Не охваченные положения включают умышленный ущерб, договорные обязательства и уголовное преследование.
  • Страхование ответственности часто требуется для полисов автомобильного страхования, производителей продукции и всех, кто занимается медициной или юриспруденцией.
  • Личная ответственность, компенсация работникам и коммерческая ответственность являются видами страхования ответственности.

Как работает страхование ответственности

Страхование ответственности имеет решающее значение для тех, кто несет ответственность и виновен в травмах, полученных другими людьми, или в случае, если застрахованная сторона нанесет ущерб чужому имуществу . Таким образом, страхование ответственности также называется страхованием третьих лиц . Страхование ответственности не распространяется на умышленные или преступные действия, даже если застрахованная сторона признана виновной. Политика отменяется любым, кто владеет бизнесом, водит машину, занимается медициной или юридической практикой – в основном, любой, кому может быть предъявлен иск о возмещении ущерба или травм. Полисы защищают как застрахованных, так и третьих лиц, которые могут получить травмы в результате непреднамеренной небрежности страхователя.

Краткая справка

Страхование ответственности также называется страхованием третьих лиц.

Например, в большинстве штатов требуется, чтобы владельцы транспортных средств имели страхование ответственности в рамках своих полисов автомобильного страхования для покрытия травм других людей и имущества в случае несчастных случаев. Производитель продукта может приобрести страховку ответственности за продукт, чтобы покрыть их, если продукт неисправен и причиняет ущерб покупателям или другой третьей стороне . Владельцы бизнеса могут приобрести страхование гражданской ответственности, которое покрывает их, если сотрудник получил травму во время деловой активности. Решения, которые врачи и хирурги принимают на работе, также требуют полиса страхования ответственности.

Полисы страхования личной ответственности приобретаются в основном состоятельными людьми (HNWI) или лицами со значительными активами, но этот тип покрытия рекомендуется всем, чей собственный капитал превышает комбинированные лимиты покрытия других полисов личного страхования, таких как освещение дома и авто. Стоимость дополнительного страхового полиса нравится не всем, хотя большинство перевозчиков предлагают сниженные тарифы на связанные пакеты страхования. Страхование личной ответственности считается второстепенным полисом и может потребовать от страхователей нести определенные ограничения в отношении своего домашнего и автомобильного полиса, что может привести к дополнительным расходам.

По данным Института страховой информации , США являются крупнейшим рынком страхования коммерческой ответственности. Например, в 2014 году по стране было предъявлено исков о возмещении ущерба на 86,6 млрд долларов, а в Соединенном Королевстве – на 10,6 млрд долларов. На мировом рынке страхования ответственности за последние два десятилетия произошли значительные изменения. Statista сообщила, что в 2017 году общий объем рынка достиг 3,3 миллиарда долларов – это самый высокий показатель с 1994 года.

Особые соображения

Хотя коммерческое страхование гражданской ответственности защищает от большинства юридических проблем, оно не защищает директоров и должностных лиц от судебных исков, а также не защищает застрахованных от ошибок и упущений. В таких случаях компаниям требуется особая политика, в том числе:

  • Ошибки и пропуски Страхование ответственности (E & O):ошибки и пропуски ответственности страхование политика охватывает судебные процессы , возникающие в связи с нерадивыми профессиональных услуг или не выполнять профессиональные обязанности. Юристы, бухгалтеры , архитекторы, инженеры или любой другой бизнес, предоставляющий услуги клиенту за определенную плату, должен приобрести эту форму страхования. Политика E&O не распространяется на уголовное преследование, мошеннические или нечестные действия или претензии в отношении телесных повреждений. Застрахованному, однако, покрываются гонорары адвокатов, судебные издержки и любые расчеты в пределах суммы, указанной в договоре страхования.
  • Страхование директоров и должностных лиц (D&O): этот тип политики защищает директоров и должностных лиц крупных компаний от судебных решений и затрат, связанных с незаконными действиями, ошибочными инвестиционными решениями, неспособностью поддерживать имущество, разглашением конфиденциальной информации, решениями о найме и увольнении, конфликтами интересов. , грубая небрежность и другие ошибки. Большинство полисов D&O исключают покрытие мошенничества или других преступных действий. Премии зависят от компании, ее местоположения, типа отрасли и опыта убытков.

Виды страхования ответственности

Владельцы бизнеса несут целый ряд обязательств, любое из которых может привести к существенным претензиям на их активы. Все владельцы бизнеса должны иметь план защиты активов , основанный на доступном страховании ответственности.

Вот основные виды страхования ответственности:

  • Ответственность работодателя и компенсация работникам являются обязательным покрытием для работодателей, которое защищает бизнес от обязательств, возникающих в результате травм или смерти работника.
  • Страхование ответственности за качество продукции предназначено для предприятий, производящих продукцию для продажи на общем рынке . Страхование ответственности за качество продукции защищает от судебных исков, связанных с травмами или смертью, вызванными их продуктами.
  • Страхование возмещения убытков обеспечивает покрытие для защиты бизнеса от претензий по небрежности в связи с финансовым ущербом в результате ошибок или невыполнения обязательств.
  • Страхование ответственности директоров и должностных лиц покрывает ответственность совета директоров или должностных лиц компании в случае судебного преследования компании. Некоторые компании обеспечивают дополнительную защиту своему руководящему составу, хотя корпорации обычно обеспечивают некоторую степень личной защиты своих сотрудников.
  • Политика ответственности Umbrella – это политика личной ответственности, разработанная для защиты от катастрофических убытков. Страхование обычно срабатывает при достижении пределов ответственности другого страхования.
  • Страхование коммерческой ответственности – это стандартная коммерческая политика общей ответственности, также известная как комплексное страхование гражданской ответственности. Он обеспечивает страховое покрытие судебных исков, связанных с травмами сотрудников и населения, материальным ущербом, причиненным работником, а также травмами, полученными в результате халатных действий сотрудников. Политика может также охватывать нарушение прав интеллектуальной собственности, клевету , клевету, договорную ответственность, ответственность арендатора и ответственность за практику найма.
  • Всеобъемлющая политика общей ответственности разработана специально для любого малого или крупного бизнеса, партнерства или совместного предприятия, корпорации или ассоциации, организации или даже недавно приобретенного бизнеса. Страховое покрытие включает телесные повреждения, материальный ущерб, травмы персонала и рекламные травмы, медицинские выплаты, а также ответственность за помещения и операции. Страховщики обеспечивают покрытие компенсационных и общих убытков по судебным искам, но не штрафных убытков.

Особенности страхования гражданской ответственности

Страхование ответственности – распространенная услуга, предлагаемая физ. и юр. лицам. С ее помощью страхуется ответственность перед другими людьми, организациями, предприятиями, государственными органами, которым нанесен материальный ущерб, вред здоровью, имуществу из-за непреднамеренных действий страхователя. Стоимость страховки рассчитывается индивидуально, с учетом суммы покрытия, разновидности страхового продукта, длительности действия полиса и иных факторов.

  1. Что такое страхование гражданской ответственности?
  2. Нужно ли страховать гражданскую ответственность?
  3. Какие существуют виды страхования гражданской ответственности?
  4. ОСАГО
  5. Страхование ответственности автоперевозчика
  6. Нанесение вреда природе
  7. Бракованная продукция
  8. Застройщики
  9. Нарушение обязательств
  10. Профессиональная ответственность
  11. Стоимость страхования
  12. Как оформить страховой полис?
  13. Какие страховщики предлагают полис?
  14. Заявка на оформление и необходимые документы
  15. Срок действия страховки
  16. Что делать при наступлении страхового случая?
  17. Видеофайлы

Что такое страхование гражданской ответственности?

Страхование гражданской ответственности – отрасль, которая включает различные типы страхования, где объект – имущественные интересы. Они связаны с финансовой компенсацией нанесенного вреда личности, имуществу иных лиц. Страхователям можно застраховать ответственность перед клиентами, потребителями услуг и продукции, муниципальными ведомствами и органами, партнерами и иными физ. и юр. лицами.

Важно! В полисе страхования ответственности прописывается максимальная сумма возмещения (размер компенсации, выплачиваемый пострадавшим лицам в результате непреднамеренных действий застрахованного лица). Пострадавшая сторона не сможет получить от страховщика больше прописанной в договоре суммы. Размер страховой суммы определяется страхователем при подписании соглашения (в ряде ситуаций минимальный порог устанавливается законодательно – например, при обязательном страховании ответственности автоперевозчиков).

Объекты страхования – имущественные интересы. Если страхователь непреднамеренными действиями нанесет вред, ущерб личности, здоровью, имуществу, то наступит ответственность страховщика по возмещению полагающейся компенсации, определенной заключенным соглашением.

Страхование ответственности включает в себя следующие категории:

  • Ответственность за нанесение ущерба. Вид страхового продукта, используемый физическими и юридическими лицами, которые своими действиями потенциально могут нанести вред, ущерб другим людям, организациями, предприятиям.
  • Ответственность за несоответствующее регламентам или договоренностям исполнение договора.

Нужно ли страховать гражданскую ответственность?

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на несколько видов страхования, определенных федеральным законодательством и Министерством Финансов РФ. Страховые компании в региональные отделения Минфина должны отправлять отчеты по нескольким видам обязательных страховок.

В России обязательное страхование действует в отношении:

  • пассажиров транспорта (воздушного, железнодорожного, автобусного и т. д.);
  • собственников авто, транспортных средств (с 2002 г. владельцам машин нужно обязательно приобретать ежегодно полисы ОСАГО);
  • владельцев опасных объектов (ОПО);
  • здоровья, жизни военнослужащих и лиц, приравненных к ним в определенных условиях;
  • сотрудников налоговых служб, ведомств.

Любые другие виды страхования гражданской ответственности и имущества обязательными не являются. В отношении оформления страховок по гражданской ответственности действует определенная регламентная и законодательно-нормативная база.

Для разрешения споров, установления сроков, страховых сумм в судебной и административной практике применяются федеральные законы и нормативные акты:

  • «Об организации страхового дела»;
  • «По обязательному гражданскому страхованию ответственности автовладельцев»;
  • гл. 48 ГК РФ «Страхование»;
  • указание Центробанка РФ №5000-У.

Какие существуют виды страхования гражданской ответственности?

Разновидностей страхования гражданской ответственности множество. Страховые фирмы предлагают различные услуги в этом направлении. Наиболее распространенные продукты приведены далее.

ОСАГО

Обязательная страховка, которую должен оформить автовладелец перед использованием транспортного средства. Стоимость ОСАГО варьируется от 3 до 15 тыс. руб. (зависит от марки, мощности и других характеристик автомобиля, коэффициентов водителя). Есть возможность оформления ограниченной (на одного или несколько водителей), неограниченной страховки.

Регламентируется ФЗ «Об обязательном страховании ОСАГО». Страховать машину автовладельцы обязаны ежегодно. Страховщикам запрещено законодательно отказывать в заключении договора на полис ОСАГО при наличии соответствующего обращения от автолюбителя.

Страхование ответственности автоперевозчика

Страховые полисы такого вида обеспечивают страховую защиту имущественных интересов перевозчиков. Интересы в этой ситуации связаны с компенсацией вреда, материального, морального ущерба по потенциальным претензиям о компенсации со стороны заказчиков, с которыми автоперевозчики заключали соглашение о грузоперевозках.

Интересно! Автоперевозчик, после заключения договора о грузоперевозках, отвечает за целостность и сохранность перевозимого груза, материально возмещает его полную, частичную утрату, нанесенный ему ущерб (во внимание принимается период с момента погрузки и заканчивая разгрузкой на объекте клиента).

Нанесение вреда природе

Подобные страховые полисы актуальны для предприятий, организаций, заводов, индивидуальных предпринимателей, профессиональная деятельность которых потенциально можно стать причиной загрязнения, нанесения вреда окружающей среде.

Загрязнение бывает следующих видов:

  • Случайное. Непредвиденное нанесение вреда природе (техногенная авария, катастрофа и т. д.).
  • Постепенное. Характеризуется частичным, замедленным нанесением вреда, что незаметно для предприятия, проверяющих служб, государственным ведомств (к примеру, протечка химикатов из трубы, повреждение септиков и т. д.).
  • Историческое. Загрязнение окружающей среды, осуществленное предыдущими поколениями (старые владельцы завода, использование устаревшего оборудования, систем очистки и т. п.). Гражданская ответственность в этой ситуации страхованию не подлежит, потому что факт загрязнения уже имеет место.
  • Хроническое. Вопрос хронического (постоянного, неотъемлемого) загрязнения рассматривается в качестве неоспоримой данности (превышение содержания углекислого газа или иных химикатов в воздухе, загазованность городской местности и т. д.).

Оформление страхового полиса от нанесения вреда природе предлагается в крупных компаниях – небольшие страховщики подобные услуги не оказывают.

Страхование гражданской ответственности в этой сфере обладает рядом специфических особенностей:

  • Процесс страхования включает в себя несколько страховых полисов. Группировать возможные риски от деятельности конкретного предприятия сложно, поэтому приходится оформлять на каждый возможный страховой случай индивидуальную страховку. Такой подход позволяет точнее рассчитать стоимость страховой премии, нанесенного ущерба, быстрее рассмотреть дело, провести экспертную оценку.
  • Больше, чем в половине случаев, при нанесении вреда окружающей среде ущерб оказывается значительным, поэтому проводится всесторонняя экспертиза, с привлечением ряда специалистов. Выплаты от страховщика также существенны (достигают нескольких десятков, сотен миллионов рублей).
  • Существуют определенные сложности в определении точной причины нанесения вреда природе, времени, когда это произошло. В связи с этим, страхователи и страховщики проходят через многочисленные судебные заседания, но даже подобное не всегда позволяет урегулировать размер ущерба и страховые выплаты.
  • На фоне постоянного изменения правовых, политических, экономических, законодательных условий, в сфере окружающей среды и причинения ей ущерба, крайне сложно найти виновных лиц, привлечь их к административной, уголовной ответственности.

Важно! Большинство крупных страховщиков страхование гражданской ответственности за причинения ущерба природе осуществляют через специальные страховые пулы.

Бракованная продукция

Страховое покрытие при изготовлении и реализации бракованных товаров включает в себя не только стоимость компенсации за купленную некачественную продукцию, не соответствующую заявленным параметрам и свойствам.

Читайте также  Кто является наследниками первой очереди по закону

При наступлении страхового случая по страховке возмещению подлежат (при наличии соответствующих пунктов в договоре):

  • Ущерб покупателя. Потребитель получает его из-за кратковременного, длительного пользования бракованной продукцией по прямому назначению (согласно инструкции производителя).
  • Нанесение физического ущерба потребителю. Здесь подразумевается, что товар из-за наличия брака при непосредственном использовании нанес покупателю физический вред (актуально для бытового оборудования, станков, бойлеров, обогревателей, инженерных систем и т. д.).
  • Нанесение морального вреда. В страховых полисах по бракованной продукции подобные риски прописываются редко (сложно доказать в суде, что из-за пользования некачественным товаром был нанесен моральный вред).
  • Расходы, которые понес потребитель, чтобы устранить последствия пользования бракованным товаром.
  • Расходные, понесенные продавцом из-за продажи некачественной продукции.
  • Затраты на юридические услуги, судебные тяжбы.

Застройщики

Страхование гражданской ответственности застройщиков – услуга сравнительно новая. При оформлении подобной страховки со стороны страховщика подразумевается возмещение, если застройщик не выполнил данные обязательства по передаче недвижимости покупателю в обозначенные сроки. Выплаты производятся на основании судебного решения (если дольщик подавал соответствующий риск).

Важно! Право на оформление страховки имеют застройщики, реализующие свою профессиональную деятельность по федеральному закону №214 для проектов, разрешение на строительство которых оформлялось после 01.01.2014. При соблюдении этих условий, застройщик имеет право на заключение договоров долевого участия и продажу недвижимости в возводимых зданиях только при оформлении соответствующей страховки гражданской ответственности.

Нарушение обязательств

Страхование гражданской ответственности в таких ситуациях рассчитано на то, чтобы защитить интересы одной из сторон договора, если второй стороной будут нарушены, не соблюдены обязательства. Объектами страхования являются имущественные интересы сторон (двух или более), которые принимали участие в заключении договорного соглашения.

Страховать риски за нарушение обязательств допускается только в ситуациях, которые приведены в статье 932 Гражданского кодекса РФ. Если в законодательстве отсутствует прямое указание, застраховать гражданскую ответственность от нарушения обязательств невозможно. Страхование в этом направлении полностью добровольное.

Профессиональная ответственность

Разновидность страхования, рассчитанная на то, чтобы защитить имущественные интересы физ. и юр. лиц. Полисы профессиональной ответственности актуальны для представителей следующих сфер деятельности:

  • нотариальной;
  • медицинской;
  • юридической;
  • медицинской;
  • архитектурно-строительной и многих других.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector