Понятие интеллектуальной собственности в таможенном деле

Понятие интеллектуальной собственности в таможенном деле

Понятие интеллектуальной собственности в таможенном деле

Понятие интеллектуальной собственности в таможенном деле

1. Таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности в порядке, установленном настоящей главой.

2. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров перемещаемых через таможенную границу:

1) физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;

2) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального и личного пользования.

3. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

4. Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется данными таможенными органами в государстве – члене Таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза, а в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры.

Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности устанавливается при включении объектов интеллектуальной собственности в таможенные реестры, которые ведутся таможенными органами в государствах – членах Таможенного союза, и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более 2 (двух) лет со дня включения в такие реестры.

Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на 2 (два) года, при условии соблюдения требований, предусмотренных настоящей главой.Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности не может превышать срока действия прав правообладателя на соответствующий объект интеллектуальной собственности.

1. На основании заявлений правообладателей объекты интеллектуальной собственности включаются таможенными органами в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства – члена Таможенного союза в порядке и на условиях, установленных законодательством государств – членов Таможенного союза.

2. Таможенный орган включает в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства – члена Таможенного союза, объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат защите на территории государства – члена Таможенного союза, в соответствии с законодательством этого государства.

3. Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза и порядок его ведения, определяются международным договором государств – членов Таможенного союза.

1. Если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр, который ведется таможенным органом государства – члена Таможенного союза, или в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 (десять) рабочих дней.

По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, этот срок может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 (десять) рабочих дней, если указанные лица обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

Решения о приостановлении выпуска товаров и о продлении срока приостановления выпуска товаров принимаются в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.

2. Таможенный орган не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, уведомляет декларанта и правообладателя или лиц, представляющих их интересы, о таком приостановлении, причинах и сроках приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) правообладателя и (или) лица, представляющего его интересы, а правообладателю или лицу, представляющему его интересы, – наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) декларанта.

(п.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

3. По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

4. Таможенные органы вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства – члена Таможенного союза, и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза, без заявления правообладателя в порядке, определенном законодательством государств – членов Таможенного союза.

5. Правообладатель в соответствии с гражданским законодательством государств – членов Таможенного союза несет ответственность за имущественный вред (ущерб), причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, если не будет установлено нарушение прав правообладателя.

1. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:

1) в таможенный орган поступило заявление правообладателя или лица, представляющего его интересы, об отмене такого решения;

2) объект интеллектуальной собственности исключен из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства – члена Таможенного союза и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза;

(пп.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

3) иные случаи определены законодательством государств – членов Таможенного союза.

2. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров оформляется в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом.

3. После отмены решения о приостановлении выпуска товаров выпуск таких товаров возобновляется и производится в соответствии с настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено законодательством государств – членов Таможенного союза.

1. Таможенный орган представляет декларанту, правообладателю или лицу, представляющему его интересы, информацию о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска.

2. Информация, полученная декларантом, правообладателем или лицом, представляющим его интересы, в соответствии с настоящей статьей, является конфиденциальной и не должна ими разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов Таможенного союза.

3. С письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении их выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.

Понятие интеллектуальной собственности в таможенном деле

ГОСТ Р 56826-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Intellectual property. Customs protection

Дата введения 2016-06-01

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности» (РНИИИС)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 481 «Интеллектуальная собственность»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Регулирование отношений в области таможенной защиты интеллектуальной собственности носит сложный и многоуровневый характер. В условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) сформировалась многоуровневая система таможенной защиты интеллектуальной собственности.

На международном уровне эти отношения регулируются нормами конвенций и соглашений, где одним из основных является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее — ТРИПС), где разработаны нормы, принципы, касающиеся наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности, а также процедур и средств обеспечения этих прав в отношениях, связанных с торговлей.

При этом, если к целям ЕАЭС отнесены «стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза», то в рамках функционирования Таможенного союза регулируется только рынок товаров. При этом рынок интеллектуальной собственности не заявлен в качестве самостоятельного сегмента рыночных отношений во внешней торговле, а область интеллектуальной собственности не отнесена к перечню исключений из порядка функционирования единого внутреннего рынка товаров.

На национальном уровне каждое государство — член ЕАЭС имеет право применять свои правила при условии, что они не противоречат нормам ЕАЭС. В России основные нормы в области таможенной защиты закреплены в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» N 311-ФЗ (ст.306, 307, 308).

Между тем существующие механизмы защиты интеллектуальной собственности не позволяют обеспечить ее на должном уровне, что приводит к потерям национального бюджета, снижению конкурентоспособности отечественных предприятий, сокращению количества рабочих мест, нанесению вреда жизни и здоровью населения, перемещению части сделок в теневой сектор, снижению инвестиционной привлекательности стран ЕАЭС. При наличии на рынке высокого уровня контрафактных товаров производители теряют не только часть прибыли, но и репутацию компаний, что впоследствии выражается также в экономических потерях.

В этих условиях меры, принимаемые таможенными органами по пресечению ввоза/вывоза контрафактной продукции, являются дополнительным барьером и основным инструментом защиты прав авторов, правообладателей, потребителей и государства при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, через таможенную границу ЕАЭС.

1 Область применения

Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется пересечением двух самостоятельных областей общественных отношений, связанных с:

1) интеллектуальной собственностью;

2) таможенной защитой.

В рамках рассмотрения области интеллектуальной собственности во внимание должны быть приняты только охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права на которые подпадают под режим таможенной защиты с точки зрения международного права (объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров), а также процедуры, обеспечивающие управление рисками при таможенной защите соответствующих прав (исключительные права, личные неимущественные права, иные права) на такие объекты. Кроме того, в части указанных процедур требуются механизмы, обеспечивающие защиту от недобросовестной конкуренции.

Вторую область отношений — таможенную защиту — характеризуют:

— несоответствие между формой таможенной защиты как разновидностью правовой защиты и ее содержанием, которое сводится в основном к таможенному контролю;

— различие правовых основ и методологических подходов к организации таможенной защиты на международном, межгосударственном и национальном уровнях в этой сфере, в т.ч. при признании таких товаров контрафактными;

— отсутствие единых процедур и правил участия в таможенной защите организаций, представляющих авторские и смежные права на коллективной основе;

— отсутствие единых процедур и правил ценообразования при таможенном декларировании перемещаемых через таможенную границу товаров, содержащих охраняемые объекты интеллектуальной собственности.

Целью таможенной защиты интеллектуальной собственности является противодействие перемещению через таможенную границу контрафактных товаров в целях содействия развитию рынка интеллектуальной собственности как условия инновационного развития. Для достижения вышеуказанной цели необходимо решать следующие задачи:

— ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности на основании заявлений правообладателей;

— проведение таможенного контроля и контроля после выпуска товара в целях выявления нарушения таможенного и иного законодательства;

— мониторинг перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС);

— взаимодействие с правообладателями по вопросам определения контрафактности товара и защиты их прав;

— взаимодействие с другими органами исполнительной власти и специализированными организациями по вопросам защиты интеллектуальной собственности.

Согласно статье 6 ТК ТС [1] обеспечение защиты интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза является одной из основных задач таможенных органов.

Настоящий стандарт устанавливает единые требования к системе управления таможенной защиты в отношении интеллектуальной собственности, содержащейся в товарах, ввоз которых на территорию ЕАЭС и вывоз с территории ЕАЭС либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем влечет нарушение прав правообладателей в соответствии с таможенным законодательством.

Настоящий стандарт может использоваться также при применении требований технических регламентов Таможенного союза, принятых в целях «предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции» (ТР ТС 007/2011, ТР ТС 017/2011, ТР ТС 020/2011).

Целью разработки настоящего стандарта является совершенствование таможенной защиты интеллектуальной собственности на основе урегулирования выявленных противоречий и коллизий в рамках его области применения.

Основными задачами настоящего стандарта являются:

— формирование единообразного понятийного аппарата, относящегося к таможенной защите интеллектуальной собственности;

— выявление специфических рисков, относящихся к данной сфере;

— выработка процедур и правил, позволяющих выявить возможные риски, предупредить их появление, минимизировать последствия от возникших рисков и обеспечить создание условий формирования системы эффективного управления рисками в указанной сфере в целом.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55385-2012 «Интеллектуальная собственность. Научные произведения»

ГОСТ Р 55386-2012 «Интеллектуальная собственность. Термины и определения»

ГОСТ Р «Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ»

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55386, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 декларант: Физическое или юридическое лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, права на которые подлежат таможенной защите.

3.2 заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности: Документ, направляемый в таможенный орган правообладателем, имеющим достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его исключительных прав на охраняемые в соответствии с национальным законодательством объекты интеллектуальной собственности и подлежащих таможенной защите в связи с ввозом товаров в страну или их вывозом из страны либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

3.3 информация о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска: Уведомления, направляемые должностным лицом таможенного органа правообладателю (его представителю) и декларанту.

3.4 ответственность за имущественный вред (ущерб): Ответственность, которую несет правообладатель, если по его вине декларант понес убытки.

3.5 таможенная защита интеллектуальной собственности: Совокупность мер, реализуемых таможенными органами в целях предупреждения, выявления нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров и привлечения к ответственности лиц, виновных в этом.

таможенное декларирование: Заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и/или иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

3.7 таможенные органы: Органы исполнительной власти государств — членов ЕАЭС, уполномоченные в области таможенного дела, в рамках своей компетенции принимающие меры по защите прав на ОИС при трансграничном перемещении товаров.

таможенный контроль: Совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в т.ч. с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств — членов ЕАЭС.

Примечание — Иные понятия, используемые в настоящем стандарте, понимаются в значениях, приведенных в соответствующих разделах настоящего стандарта.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ВТО — Всемирная торговая организация;

ВЭД — внешнеэкономическая деятельность;

ДТ — декларация на товары;

ЕАЭС — Евразийский экономический союз;

ЕТРОИС — Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

ЕЭК — Евразийская экономическая комиссия;

НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

ОИС — объект интеллектуальной собственности;

РИД — результаты интеллектуальной деятельности;

РФ — Российская Федерация;

ТК ТС — Таможенный кодекс Таможенного союза;

Понятие интеллектуальной собственности в таможенном деле

Одной из основных функций таможенных органов государств-членов Евразийского экономического союза является обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции.

Таможенные органы каждого государства-члена Евразийского экономического союза ведут свои национальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза.

ГТК Республики Беларусь ведет национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – национальный реестр) в соответствии с главой 44 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон). Для включения товарного знака или иного объекта интеллектуальной собственности (см. пункт 2 статьи 251 Закона) в национальный реестр правообладателю (его представителю) необходимо подать в ГТК Республики Беларусь заявление о принятии таможенными органами мер по защите прав на объект интеллектуальной собственности (далее – заявление).

Требования к заявлению и порядок его рассмотрения определены в статье 252 Закона.

В соответствии с пунктом 42 Указа Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 года № 490 «О таможенном регулировании» срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности устанавливается ГТК Республики Беларусь при включении объектов интеллектуальной собственности в национальный реестр с учетом:

срока, указанного правообладателем или лицом, представляющим интересы правообладателя, в заявлении;

сроков действия прилагаемых к заявлению документов и договора страхования гражданской ответственности правообладателя за причинение имущественного вреда (ущерба) в пользу декларанта, собственника и получателя товаров.

Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности не может превышать двух лет со дня включения объекта интеллектуальной собственности в национальный реестр и может продлеваться неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на два года.

В случае если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в национальный реестр, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, срок выпуска таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней.

Таможенный орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, уведомляет декларанта и правообладателя или лицо, представляющее его интересы или интересы нескольких правообладателей, о таком приостановлении, причинах и сроках приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество (при наличии)) и место нахождения (адрес) правообладателя и (или) лица, представляющего его интересы или интересы нескольких правообладателей, а правообладателю или лицу, представляющему его интересы или интересы нескольких правообладателей, — наименование (фамилию, имя, отчество (при наличии)) и место нахождения (адрес) декларанта.

В силу положений статьи 124 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) правообладателю или лицу, представляющему его интересы, предоставлены следующие возможности.

В течение установленного срока приостановления срока выпуска товаров (10 рабочих дней) правообладатель (его представитель) может обратиться в уполномоченные органы (таможенные органы, органы внутренних дел, судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь и др.) за защитой своих прав в соответствии с законодательством.

По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, установленный срок приостановления срока выпуска товаров (10 рабочих дней) может быть продлен таможенным органом, но не более чем на 10 рабочих дней, если указанные лица обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством.

В качестве запроса, указанного в пункте 2 статьи 124 ТК ЕАЭС, можно рассматривать письменное обращение, содержащее, помимо просьбы о продлении срока приостановления срока выпуска товаров, сведения об имеющем месте факте обращения правообладателя (его представителя) за защитой своих прав в уполномоченные органы в соответствии с законодательством.

По истечении срока приостановления срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном ТК ЕАЭС, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы,подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством.

Читайте также  Что делать при утрате пенсионного страхового свидетельства?

Если таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, срок выпуска таких товаров не возобновляется и таможенный орган отказывает в выпуске на основании подпункта 6) пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС.

До истечения установленного срока приостановления срока выпуска товаров правообладатель или лицо, представляющее его интересы,может обратиться в таможенный орган с заявлением об отмене решения о приостановлении срока выпуска товаров.

После отмены решения о приостановлении срока выпуска товаров выпуск таких товаров возобновляется (часть первая пункта 11 статьи 124 ТК ЕАЭС).

Следует отметить, что обращение правообладателя (его представителя),полученное таможней в ответ на уведомление о приостановлении срока выпуска товаров, содержащее волеизъявление, отличное от отмены решения о приостановлении срока выпуска товаров (например, выражающее возражение против ввоза либо помещения под таможенную процедуру, отказ в выпуске), не предусмотрено положениями статьи 124 ТК ЕАЭС. В связи с этим такое обращение не является основанием для изменения срока приостановления срока выпуска товаров либо отказа в выпуске товаров.

Интеллектуальная собственность: таможенный контроль

Заключая договор поставки с иностранной организацией, мало кто задумывается о том, что, при ввозе товаров на территорию РФ он еще и автоматически становится пользователем объекта интеллектуальной собственности, относящегося к приобретенному товару.

Так, ввоз на территорию РФ товара, обозначенного товарным знаком, признается использованием такого товарного знака как средства индивидуализации товара. Поэтому при расчете таможенной стоимости ввозимых товаров в таком случае вы должны учитывать и стоимость лицензионных платежей за использование товарного знака, как и любого другого объекта интеллектуальной собственности.

Не всегда сам импортер знает, использует ли он объекты интеллектуальной собственности при ввозе товаров на территорию РФ. Получить такую информацию в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, объектов промышленной собственности он может из официальных источников, поскольку такие объекты подлежат обязательной регистрации в Роспатенте. В отношении объектов, регистрация которых не предусмотрена, информацию можно получить у поставщика. Но поскольку доказать факт использования незарегистрированного объекта затруднительно, отсутствие упоминания о его использовании при расчете таможенной стоимости вопросов у таможенных органов не вызовет.

Таким образом, при заключении договора поставки в рамках внешнеэкономической деятельности необходимо выяснить, будет ли сопряжена поставка товара с использованием объекта интеллектуальной собственности — товарного знака, знака обслуживания, объектов промышленной собственности. Получить такие сведения можно, в том числе, из Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. В случае наличия в этом реестре товарного знака, которым промаркированы ввозимые Вами товары, таможенные органы потребуют подтвердить правомерность его использования.

В случае непредоставления таких документов таможенные органы вправе приостановить выпуск товаров на срок до 10 дней, запросив подтверждение правомерности использования объекта интеллектуальной собственности у импортера и правообладателя. При отсутствии такого подтверждения и признания факта незаконности такого использования импортера могут привлечь к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП, предусматривающую конфискацию контрафактного товара.

При отсутствии сведений в таможенном реестре таможенные органы также вправе приостановить выпуск товара, если у них есть информация о правообладателе. Информацию о зарегистрированных объектах ИС таможенные органы запрашивают в Роспатенте, ведущем реестры зарегистрированных объектов.

Поэтому в договоре поставки в случаях, когда лицензионный договор не заключается и платежи за использование товарного знака правообладателю не перечисляются, рекомендуем прямо об этом написать либо указать на безвозмездный характер использования товарного знака импортером, чтобы избежать лишних споров с таможенными органами и риска конфискации товара.

При наличии заключенного лицензионного договора/договора франчайзинга зачастую возникают проблемы с подтверждением достоверности заявленного размера лицензионных платежей в связи со сложностью расчета вознаграждения по такому договору, подтверждения его относимости к данной партии товаров, отсутствия упоминания в расчете таможенной стоимости о наличии такого договора. В результате Вас могут ждать долгие разбирательства с таможенными органами и доначисление таможенных пошлин.

В отношении лицензионных договоров, в первую очередь, следует отметить, что скрыть наличие заключенного договора от таможенных органов не удастся, поскольку такой договор, как и договор франчайзинга, подлежит регистрации в Роспатенте. Поэтому отсутствие в декларации по расчету таможенной стоимости товара упоминания о факте заключения лицензионного договора автоматически приведет к пересчету таможенной стоимости и, соответственно, доначислению таможенных пошлин за ввоз товара. В интересах импортера в таких случаях самостоятельно предоставить таможенным органам информацию о наличии лицензионного соглашения, иного договора, предусматривающего перечисление платежей за использование объектов интеллектуальной собственности. Информация об условиях лицензионного соглашения, бухгалтерские справки с приведением расчета лицензионных платежей помогут избежать лишних расходов, так как при отсутствии подробного расчета со стороны импортера таможенный орган произведет расчет самостоятельно.

В письме ФТС России от 22.09.2008 г. № 05-33/39045 указано, что не представляется возможным выработать универсальные способы расчета лицензионных платежей, такой расчет должен производиться применительно к конкретным обстоятельствам и условиям лицензионного договора, в зависимости от имеющихся у декларанта документов. Таким образом, в интересах декларанта сделать расчет лицензионных платежей простым и понятным, подготовить пакет документов и свою методику расчета лицензионных платежей, исходя из конкретных обстоятельств сделки.

Мы рекомендуем задуматься о перспективе включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров уже на стадии согласования условий лицензионного соглашения и детально проработать механизм расчета лицензионных платежей, для того, чтобы впоследствии была возможность включения минимальной доли от всей их суммы в таможенную стоимость товара.

Исходя из анализа судебной практики по делам об обжаловании решений таможенных органов о пересчете таможенной стоимости в связи с неправильным расчетом включаемых в нее лицензионных платежей можно выделить следующие важные моменты:

— суды, руководствуясь позицией Конституционного суда РФ (Определение № 287-О от 20.01.2001 г.), признают ввоз и предложение товара, обозначенного товарным знаком, к продаже на территории РФ использованием такого товарного знака. Поэтому доводы импортирующих организаций о том, что ввозимые на территорию РФ товары уже промаркированы товарным знаком, самостоятельно организация индивидуализацией товаров не занимается и, соответственно, товарный знак не использует, признаются судами необоснованными (Постановление ФАС Центрального округа от 13.01.2012 г. по делу № А23-1556/10А);

— указание в лицензионных договорах права использовать товарный знак не только непосредственно на товаре, но и на упаковке, в рекламе, заключение комплексных франчайзинговых договоров обязывает таможенные органы при перерасчете таможенной стоимости доказывать правомерность отнесения лицензионных платежей к ввезенным товарам, проводить анализ вопроса об использовании организацией других полномочий в рамках данных договоров и проводить достоверный расчет лицензионных платежей, относимых именно к ввезенным товарам (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2011 по делу № А44-3558/2010). Соответственно, при неподтвержденности таможенными органами достоверности произведенного расчета — суд может удовлетворить требование организации об отмене решения таможенного органа о пересчете таможенной стоимости товаров.

— отсутствие в договоре поставки ссылок на обязанность уплаты лицензионных платежей, как условие поставки товаров, при наличии лицензионного договора, не является основанием для невключения размера лицензионных платежей в стоимость товара (Постановление ФАС МО от 03.11.2011 по делу № А40-13977/2010).

— при наличии договора об использовании объекта интеллектуальной собственности, прямо не связанного с ввозимыми товарами, например, коммерческого обозначения, если расчет платежей за такое использование зависит от объема проданных товаров, суды признают, что в таком случае используемые объекты интеллектуальной собственности влияют на формирование стоимости товаров (Постановление ФАС МО от 08.09.2011 по делу № А40-13376/10).

Как видим из приведенных решений, в части ввозимых товаров лучше прописывать удобный для расчета таможенной стоимости порядок уплаты лицензионных платежей. При этом делая такой платеж минимальным, а всю оставшуюся сумму вознаграждения, планируемого к уплате, связывать с использованием средства индивидуализации, без привязки к ввозимым товарам, что возможно в рамках еще одного отдельно заключаемого договора. Широкие возможности в этом плане дает договор франчайзинга, в котором наряду с правом использования товарного знака, объекта промышленной собственности, иного результата интеллектуальной деятельности могут быть предусмотрены условия использования деловой репутации, коммерческого опыта и т.д., что максимально затрудняет перерасчет заявленной таможенной стоимости и определение факта использования объекта интеллектуальной собственности именно в контексте конкретной партии товаров.

Акцентируя внимание на таможенном аспекте в регулировании отношений по использованию объектов интеллектуальной собственности, нельзя не отметить широкие возможности применения таких объектов и в налоговом планировании. Сложность и специфика правого регулирования объектов интеллектуальной собственности приводят к недооцененности этого эффективного инструмента построения налоговой и имущественной безопасности. Попытаться осветить все нюансы использования интеллектуальной собственности мы собираемся в ходе обсуждения на XIX Уральском налоговом форуме «Архитектура налоговой безопасности — 2012». Предлагаем присоединиться к обсуждению и вместе с экспертами разобраться, как именно Вам эффективнее и лучше применить результаты интеллектуальной деятельности в налоговом планировании.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Интеллектуальная собственность

Основания принятия мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами

Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности принимаются в отношении товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара (далее — объект интеллектуальной собственности), включенные по заявлению правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Подача заявления правообладателем и порядок его рассмотрения:

Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию или их вывозом из Российской Федерации либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заявление о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Заявлени е о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности должно содержать сведения:

  1. о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем, также о представителе;
  2. об объекте интеллектуальной собственности;
  3. о товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию или их вывоз из Российской Федерации или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечет нарушение его прав, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары;
  4. о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор об отчуждении исключительного права, договор о предоставлении исключительной лицензии, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объекты интеллектуальной собственности), а если заявление подается представителем, к указанному заявлению прилагается также доверенность, выданная правообладателем такому лицу. Правообладатель может приложить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, факта нарушения прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности.

Порядок подачи заявления, требования к заявляемым сведениям и представляемым документам в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

К заявлению прилагается обязательство правообладателя в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления, и принимает решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

В целях проверки достоверности представленных правообладателем сведений федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе запрашивать у правообладателя (его представителя), третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. Запрашиваемые документы должны быть представлены в течение 10 дней со дня получения запроса. При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на один месяц.

Рассмотрение заявления может быть приостановлено при непредставлении правообладателем (его представителем) запрошенных документов, имеющих существенное значение для принятия решения. При этом общий срок рассмотрения заявления не может быть более трех месяцев. При не поступлении от правообладателя (его представителя) запрошенных документов заявление считается отозванным и дальнейшему рассмотрению не подлежит, о чем правообладатель (его представитель) уведомляется в письменной или электронной форме.

Решение об отказе в принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и во включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности принимается в случае, если представленные документы не подтверждают принадлежность заявителю прав на объект интеллектуальной собственности или в случае представления заявителем недостоверных сведений.

О принятом решении правообладатель уведомляется в письменной или электронной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

В случае изменения сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах, правообладатель обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности

  1. В таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности включаются объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров. За включение в реестр плата не взимается. Реестр ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в порядке, установленном этим органом.
  2. Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, включаются в реестр при условии, что правообладателем застрахован риск ответственности за причинение вреда в пользу лиц, указанных в части 5 статьи 306 Федерального закона. При этом страховая сумма должна быть не менее 300 000 рублей.
  3. При непредставлении правообладателем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, договора страхования (страхового полиса) риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, указанных в части 5 статьи 306 Федерального закона, в течение одного месяца со дня направления уведомления о принятом решении о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, указанный федеральный орган принимает решение об отказе во включении объекта интеллектуальной собственности в реестр.
  4. Объект интеллектуальной собственности исключается из реестра при наличии хотя бы одного из следующих основании:
  • подача правообладателем заявления об исключении объекта интеллектуальной собственности из реестра;
  • прекращение правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в установленном порядке;
  • выявление недостоверных сведений, представленных при подаче заявления о включении объекта интеллектуальной собственности в реестр.

В реестр могут быть внесены изменения на основании информации, поступившей:

  1. от правообладателя об изменении сведений, указанных в заявлении о включении объекта интеллектуальной собственности в реестр либо в прилагаемых к нему документах;
  2. от правоохранительных или иных государственных органов, а также от физических или юридических лиц о том, что лица, указанные в реестре в качестве правообладателя, лишены прав или ограничены в правах на объект интеллектуальной собственности.

Внесение изменений в реестр осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

Внесению изменений в реестр может предшествовать проверка поступившей информации на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, о чем правообладатель и таможенные органы уведомляются не позднее одного рабочего дня после принятия соответствующего решения. В период проведения проверки принятие мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих такой объект интеллектуальной собственности, таможенными органами не осуществляется.

В течение срока, на который объект интеллектуальной собственности внесен в реестр, запись в реестре может быть приостановлена на время, необходимое для проверки, но не более чем на два месяца.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает опубликование данных реестра в своих официальных изданиях и их размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в установленном им порядке.

Приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр

Таможенные органы вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе (его представителе) на территории Российской Федерации. Таможенные органы вправе запрашивать у правообладателя информацию, необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных настоящей статьей. При приостановлении выпуска товаров в соответствии с настоящей статьей таможенные органы не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров информируют об этом правообладателя и декларанта.

Решения таможенных органов о приостановлении выпуска товаров, о продлении срока приостановления выпуска товаров, об отмене решения о приостановлении выпуска товаров, а также о предоставлении права на информацию и взятие проб и образцов принимаются таможенным органом не позднее следующего рабочего дня со дня обнаружения признаков нарушения прав интеллектуальной собственности, поступления соответствующего письменного обращения либо совершения иного действия, являющегося основанием для принятия соответствующего решения.

Помещение товаров, выпуск которых приостановлен, под таможенную процедуру уничтожения.

В течение срока приостановления выпуска товаров в соответствии со статьей 331 Таможенного кодекса Таможенного союза или статьей 308 Федерального закона декларант при наличии письменного согласия правообладателя на уничтожение товаров может заявить таможенную процедуру уничтожения товаров, выпуск которых приостановлен. В этом случае решение таможенного органа о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене.

Защита интеллектуальной собственности таможенным органами

527

  • Рубрика: Аналитика
  • Всё, что окружает нас с Вами, является результатом трудов и идей разных людей, но, к сожалению, желающих воспользоваться чужими идеями, а в особенности выдать чужое за своё, также немало. Именно поэтому в современном мире все новшества подлежат защите во избежание несанкционированного использования и называются они объектами интеллектуальной собственности (далее – ОИС).

    В рамках данной статьи мы с Вами поговорим о защите интеллектуальной собственности (далее – ИС) применительно к внешнеэкономической деятельности и таможенному делу. Итак, что же такое объекты интеллектуальной собственности? Таможенный кодекс ЕАЭС говорит нам о том, что под ОИС понимаются товары, содержащие объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки (знаки обслуживания) и наименования мест происхождения товара. Правообладателями являются компании или физические лица, которые обладают исключительными правами на ОИС.

    Защита интеллектуальной собственности является одной из функций Федеральной таможенной службы России. Если правообладатель ОИС имеет основания полагать, что кто-либо может перемещать товары, содержащие его ОИС, через таможенную границу ЕАЭС, то он имеет право подать заявление в ФТС России о включении его ОИС в таможенный реестр. Заявление сопровождается внушительным пакетом документов, подтверждающих статус правообладателя и его права на ОИС.

    Интересно, что среди прочих документов правообладатель должен приложить к заявлению договор страхования гражданской ответственности за причинение имущественного вреда декларанту в случае приостановки выпуска товара. Сумма страхового покрытие при этом составляет 500 тыс. руб. Но это, конечно, при условии того, что не будет установлено нарушение прав правообладателя.

    Законодательство также предусматривает случаи отказа в регистрации заявления правообладателя, а также основания для исключения его ОИС из таможенного реестра, и я советую обязательно ознакомиться с ними, прежде чем запускать процедуру защиты Вашей интеллектуальной собственности таможенными органами.

    Рассмотрение заявления правообладателя осуществляется в течение одного месяца со дня его поступления в ФТС России. Объекты интеллектуальной собственности (ОИС), в отношении которых таможенными органами принято решение о принятия защитных мер, вносятся в таможенный Реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Срок действия защиты ИС таможенными органами составляет 3 года.

    Отмечу также, что защищать свои ОИС в ФТС России могут и иностранные правообладатели. Правда, такие организации и физические лица, которые не являются резидентами РФ, могут взаимодействовать с ФТС РФ только при содействии представителя в России.

    По окончании трех лет с даты включения ОИС в таможенный реестр правообладатель может подать заявление о продлении срока защиты, причём закон разрешает подавать такое заявление неограниченное количество раз.

    Рассмотрим, как же происходит защита ОИС на деле? Одной из типичных ошибок импортёра в процессе подготовки к таможенному оформлению является отсутствие проверки товара на принадлежность к ИС того или иного производителя. В соответствии с таможенным законодательством России, в обязанности декларанта входит обязательное предоставление сведений о товаре, необходимых для выполнения таможенными органами функций по защите прав на интеллектуальную собственность. Товарный знак, марка, место происхождения – всё это должно быть указано в графе 31 таможенной декларации. Также вместе с декларацией в таможенный орган направляются и документы, подтверждающие сведения об ОИС.

    Читайте также  Что входит в понятие коммунальные услуги

    В случае если импортёр направил таможенную декларацию с товарами, содержащими ОИС, но без указания сведений о таких объектах и без предоставления подтверждающих право их использования документов, таможенный орган имеет право приостановить выпуск товаров. Далее выпуск товаров осуществляется только при наличии соответствующего подтверждения от правообладателя.

    В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, срок выпуска товаров, содержащих ОИС, приостанавливается на 10 рабочих дней. Это происходит при наличии признака правонарушения: как уже было сказано выше, это отсутствие сведений об ОИС в таможенной декларации и документов-разрешений правообладателя. После приостановления срока выпуска таможенники ставят в известность правообладателя, который за это время должен оценить ситуацию и заявить либо не заявить о нарушении своих исключительных прав.

    Приведу показательный пример: Вы закупили оборудование у официального иностранного поставщика. Но к оборудованию прилагается набор строительных инструментов известной торговой марки, не имеющей отношения к Вашему контракту с поставщиком. При досмотре сотрудники таможни обнаруживают среди прочих товаров наличие этих инструментов и приостанавливают выпуск товара. Как поступить в такой ситуации декларанту? Я бы посоветовала незамедлительно обратиться к производителю или к российскому дилеру с просьбой дать разрешение на таможенное оформление данного товара. Конечно, в своём письме-обращении стоит указать факты получения данных товаров. Как правило, если товары получены легальным образом, то правообладатели не отказывают в помощи декларанту.

    Примерно тоже самое происходит при любой попытке пересечения контрафактными товарами таможенной границы ЕАЭС: срабатывают автоматизированные алгоритмы, которые регламентируют действия должностных лиц таможенных органов по защите конкретного товарного знака. Здесь могут возникнуть проблемы также и у международных перевозчиков: неверное заполнение транзитной декларации или задержание товаров и транспортных средств. К сожалению, перевозчики редко углубляются в описание груза в страхе причинить неудобство клиенту или показаться некомпетентным. Но, полагаю, в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе и в международных перевозках, лучше лишний раз задать вопрос, чем позже оказаться в неприятной истории, связанной с нарушением таможенного законодательства.

    В завершении своей статьи хотелось бы сказать о том, что региональные таможенные управления регулярно проводят рабочие встречи, семинары и «круглые столы» по вопросам, связанным с защитой прав на ИС. Я бы рекомендовала правообладателям или лицам, претендующим на включение своих ОИС в таможенный реестр, присутствовать на таких мероприятиях. Также подобные встречи будут полезны декларантам, планирующим оформлять товары, содержащие ОИС. План-график подобных событий всегда можно найти на сайте ФТС России.

    Конечно, всё вышесказанное относится к общим случаям. В действительности довольно часто возникают спорные с таможенными органами вопросы касательно защиты интеллектуальных прав в ходе таможенного оформления. Включение ОИС в таможенный реестр – дело непростое, и без должного опыта взаимодействия с таможенными органами завершить этот процесс без задержек и дополнительных расходов нелегко. Поэтому для решения конкретных задач в сфере защиты ИС стоит привлекать опытных специалистов по таможенному делу.

    Будьте внимательны к тому, что везёте!

    Автор материала — Алена Хотмирова

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector