Понятие и сущность прокурорского надзора за орд

Понятие и сущность прокурорского надзора за орд

Понятие и сущность прокурорского надзора за орд

Понятие, задачи и пределы прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Понятие прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную дея­тельность, обязаны принимать в пределах своих полномо­чий необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства и ре­шать другие предусмотренные законом задачи. Деятель­ность, осуществляемая этими органами, неизбежно сопро­вождается ограничением прав и свобод человека, попавшего в сферу их интересов. При­чем в процессе оперативно-розыскной деятельности может происходить вмешательство в личную жизнь значительного круга лиц. И не всегда такое вмешательство осуществляет­ся в соответствии с требованиями закона. В связи с этим надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной де­ятельности имеет большое значение.

Специфика оперативно-розыскной деятельности, заключающаяся, прежде всего, в ее негласном осуществле­нии, привлечении к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий лиц, конфиденциально сотруднича­ющих с органами, осуществляющими эту деятельность, а также в широком применении специальных технических средств требует от прокуроров осуще­ствления надзора за исполнением законов в оперативно-ро­зыскной деятельности в соответствии с потребностя­ми общества, действительного обеспечения прав и свобод личности.

Ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определяет, что предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение:

    1. прав и свобод человека и гражданина;
    2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
    3. установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования;
    4. законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Целью надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является обеспечение соблюдения :

    • прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач оперативно-розыскной деятельности;
    • прав и законных интересов юридических лиц;
    • установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
    • порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов.

Согласно приказу Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся:

    1. по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
    2. по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;
    3. в плановом порядке , в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
    4. в других случаях , с учетом состояния законности в этой сфере деятельности.

Задачи прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Согласно приказу Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» к задачам данной подотрасли надзора можно отнести:

  • проверку соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности;
  • проверку соблюдения законности, обоснованности и установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законности принимаемых по ним решений;
  • проверку соблюдения законности и обоснованности проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения;
  • проверку соблюдения законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных;
  • проверку соблюдения законности представления результатов оперативно-розыскной деятельности;;
  • проверку наличия полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения в процессе оперативно-розыскных мероприятий;
  • проверку соблюдения определенного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий;
  • проверку соблюдения установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов;
  • проверку соответствия оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдения требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
  • проверку своевременности уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина (на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища); наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях.

Пределы прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» устанавливает следующие пределы надзора.

Проверки по обращениям о нарушениях ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся уполномоченными прокурорами той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Исключение составляют обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц органов федеральной службы безопасности , связанные с оперативным сопровождением уголовных дел. Проверки по таким обращениям проводить уполномоченным прокурорам по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности с учетом установленного Генеральным прокурором Российской Федерации разграничения компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур.

Оперативно-служебные документы об осуществлении органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности проверять в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации.

В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проверять только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверять исключительно при наличии жалоб граждан.

При осуществлении надзора учитывать, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы , о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц , за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Таким образом, в предмет прокурорского надзора не входят:

    • сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности;
    • проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (напр., прослушивание телефонных переговоров);
    • сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе (только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности);
    • сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности;
    • исполнение предписаний подзаконных актов (приказов, распоряжений, инструкций,указаний).

31. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

31. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сущность прокурорского надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является составной частью прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоятельного направления деятельности обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, закрепленные в Конституции РФ. Ограничение прав и свобод возможно только по основаниям, установленным законом.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью – это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории РФ законов всеми оперативно-розыскными органами.

Прокурорский надзор нацелен:

74) способствовать выполнению органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений; изобличению виновных; розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда либо уклоняющихся от уголовного наказания;

75) содействовать комплексному и активному осуществлению оперативными подразделениями всего объема оперативно-розыскных мероприятий, разрешенных Законом об оперативно-розыскной деятельности;

76) содействовать надлежащему документированию результатов оперативно-розыскной деятельности и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность:

• охрана и защита прав и свобод личности;

• обеспечение верховенства закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

• обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности;

• предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Правовую основу прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, составляют: Закон о прокуратуре; ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; постановление Правительства РФ «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне»; приказ Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением ФЗ „Об оперативно-розыскной деятельности“» и др.

Читайте также

Надзор прокурорский

Надзор прокурорский НАДЗОР ПРОКУРОРСКИЙ — один из важнейших видов правоохранительной деятельности государства; устанавливается в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР — осуществляемый органами прокуратуры надзор:— за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного

4. ПРАВОВАЯ ОСНОВА КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»

4. ПРАВОВАЯ ОСНОВА КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР» Правовая основа курса состоит из источников правового регулирования организации и деятельности прокуратуры, к числу которых относятся следующие.Общепризнанные принципы и нормы права и международные договоры РФ: нормы

12. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ, В СУБЪЕКТАХ РФ

12. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ, В СУБЪЕКТАХ РФ Обеспечение прокурорского надзора в федеральных округах приказом Генпрокурора РФ «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах» возложено на образованные управления

32. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД

32. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, сформулирован в Законе о прокуратуре:77) соблюдение прав и свобод человека и

33. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В ХОДЕ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД

33. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В ХОДЕ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД Пределы полномочий органов прокуратуры. Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов.Исполнению подлежат только законные

34. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

34. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ, ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ Сущность прокурорского надзора заключается в организации непрерывного надзора за законностью производства

35. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

35. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ Предмет прокурорского надзора включает:94) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;95) соблюдение установленного порядка разрешения

36. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ

36. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, обладают характерной чертой, носят властно-распорядительный характер.В

37. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

37. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ Прокурор при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, в ходе

38. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

38. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Сущность прокурорского надзора. В учреждениях пенитенциарной системы РФ продолжает оставаться кризисная ситуация, характеризующаяся нарастанием социально-психологической

СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОРД

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении ОРД – это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности в ра­боте органов, осуществляющих ОРД и их должностных лиц по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыску лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вес­ти пропавших.

Предмет надзора за исполнением законодательства при осуществлении ОРД — соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих ОРД и их должностных лиц.

Таким образом, предметом прокурорского надзора в этой отрасли являются:

1)Акты выносимые органами, осуществляющими ОРД и их должностными лицами;

2)Действия должностных лиц этих органов.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении ОРД вытекают из общих задач деятельности прокуратуры, предусмотренных ст. 4 Закона РБ от 08.05.2007 года № 220-З и заключаются в обеспечении:

1)Защиты личности, государства и юридических лиц от преступных посягательств;

2)Соблюдения предусмотренного законом порядка вы­полнения ОРД;

3)Строгого соблюдения прав и законных интересов
граждан при осуществлении ОРМ.

Указанные задачи конкретизированы в Законе Рес­публики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», УПК, приказах и инструкциях Генерального прокурора.

ВОПРОС № 29.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОРД.

В соответствии со ст. 29 Закона РБ от 08.05.2007 года № 220-З при осуществлении надзора за исполнением законодательства органами осуществляющими ОРД и их должностными лицами Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:

1)Проверять дела оперативного учета, другие материалы связанные с ОРД за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках, а также о лицах оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам уполномоченным законом осуществлять ОРД, об организации и тактике проведения ОРМ;

2)Давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение ОРМ;

3)Продлевать сроки проведения ОРМ;

4)Давать письменные указания о проведении ОРМ по уголовным делам, а также о прекращении их проведения;

5)требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

6)Знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, а также о лицах оказывающих или оказывавших содействие конфиденциальной основе органам уполномоченным законом осуществлять ОРД, в случае обращения указанных лиц с письменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих ОРД или привлечения этих лиц к уголовной ответственности;

7)Принимать меры по отмене незаконных постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий путем внесения соответствующих актов прокурорского надзора;

8) Требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении ОРД. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.

ВОПРОС № 30.

СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ.

Надзор исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительных следственных действий и дознания – это отрасль прокурорского надзора , в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности в работе органов предварительного следствия и дознания при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел ускоренного производства.

Правовую основу данной отрасли прокурорского надзора составляет: Конституция РБ;Закон РБ от 08.05.2007 года № 220-З; УПК РБ;приказы Генерального прокурора.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 6 УПК досудебным производством является:

1)Ускоренное производство;

2)Производство со дня поступления заявления, сообщения о преступлении до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд для рассмотрения по существу либо прекращении производства по делу;

3)Подготовка материалов по уголовному делу частным обвинителем и стороной защиты.

Задачи прокурорского надзора вытекают из общих задач надзора, установленных ст. 4 Закона РБ от 08.05.2207 года № 220-З и ст. 7 УПК РБ призваны обеспечить:соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных интересов;соблюдение предусмотренного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждения уголовных дел, расследования преступлений, прекращения производства по уголовным делам; соблюдение сроков расследование и содержания под стражей в порядке меры пресечения; недопущения незаконных привлечений граждан и уголовной ответственности; осуществление мер по предупреждении преступлений, устранения причин и условий, способствующих их совершению.

ВОПРОС № 31.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 390 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Лекция 5. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

5.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В реализации политики государства, направленной на борьбу с преступностью, существенная роль принадлежит государственным органам, наделенным в силу закона правом осуществлять ОРД. Данная деятельность позволяет эффективно выявлять, раскрывать и пресекать преступления. По оценкам специалистов, правоохранительные органы, используя оперативно-розыскной потенциал, раскрывают до 70% всех совершенных преступлений.

Особое значение ОРД приобретает в условиях продолжающегося в России роста преступности. Преступники используют современные методы как совершения преступлений, так и противодействия правоохранительным структурам в их обнаружении и раскрытии. Особую озабоченность вызывают новые виды преступлений, в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии которых органы, осуществляющие ОРД, не имеют достаточного опыта. Указанные обстоятельства требуют повышения качества и результативности проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

Являясь эффективным средством борьбы с преступлениями, ОРД вместе с тем неизбежно сопровождается ограничением прав и свобод человека, которые закреплены и охраняются Конституцией и иными федеральными законами. Проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, как снятие информации с технических каналов связи или прослушивание телефонных переговоров (п. 10, 11ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД), затрагивает конституционное право лица, в отношении которого оно осуществляется, на неприкосновенность и тайну его личной жизни. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности (п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) ограничивает конституционное право гражданина на неприкосновенность жилища.

В связи с этим важен баланс между, с одной стороны, активной и целенаправленной деятельностью по реализации оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обнаружение, выявление и пресечение преступлений, а с другой — всемерным соблюдением прав, свобод и законных интересов личности, в отношении которой осуществляются ОРД. Гарантией этого будут правовая регламентация ОРД, а также неуклонное и скрупулезное соблюдение требований законов и подзаконных нормативных актов. По сути, названные аспекты деятельности означают реализацию принципа законности при осуществлении ОРД.

Следует отметить, что в области развития нормативного регулирования ОРД в последнее десятилетие наблюдаются положительные тенденции.

До 1992 г. ОРД регулировалась исключительно закрытыми, носящими ведомственный характер нормативными актами.

Принятый 17 января 1992 г. Закон о прокуратуре, еще до появления федерального законодательства об оперативно-розыскной деятельности, закрепил в качестве одного из основных направлений реализации прокуратурой своих полномочий надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. В принятом позднее Законе об ОРД был и определены субъекты, имеющие право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, порядок их проведения, а также нормы, предусматривающие, что надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные ему прокуроры.

Рассматриваемое направление деятельности органов прокуратуры имеет свою специфику, которая определяется, с одной стороны, обязанностью прокурора от имени Российской Федерации осуществлять уголовное преследование (ч. 1 ст. 37 УПК РФ), а также координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 8 Закона о прокуратуре), а с другой — обязанностью осуществлять надзор за законностью уголовного преследования и деятельности правоохранительных органов, способствовать охране прав и свобод личности.

В соответствии с Законом об ОРД последняя представляет собой специфический вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то федеральным законодательством оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. В приведенном законодательном определении четко указаны цели, для достижения которых проводится ОРД.

Вместе с тем в законе закреплено выполнение и задач частного характера, решение которых способствует достижению целей ОРД. К ним относятся:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Читайте также  Какой штраф за просроченную регистрацию иностранного гражданина

Таким образом, сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается, с одной стороны, в надзоре за соблюдением должностными лицами соответствующих подразделений законов, что должно способствовать результативности в борьбе с преступностью, а с другой — в охране конституционных прав и свобод личности, вовлеченной в сферу этой борьбы.

Деятельность уполномоченных прокуроров должна способствовать успешному проведению ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел (общая часть)

Электронное учебное издание

§ 1. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью

Прокурорский надзор за органами внутренних дел, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является одной из гарантий, обеспечивающих точное и единообразное исполнение законов на территории Российской Федерации. Следует отметить, что это весьма специфический вид деятельности органов прокуратуры, поскольку его осуществляет строго очерченный законом круг субъектов — уполномоченные прокуроры, а объект и предмет надзора отнесены законом к разряду государственной тайны.

Правовой основой определения предмета прокурорского надзора в сфере ОРД являются законодательные, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты, к которым прежде всего следует отнести Закон об ОРД и Закон о прокуратуре.

В законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах используется несколько понятий:

— надзор за оперативно-розыскной деятельностью (название статьи 21 Закона об ОРД );

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность ( ст. 30 Закона о прокуратуре ).

Чтобы определиться с исходной терминологией и предметом прокурорского надзора в рассматриваемой сфере, обратимся к Закону о прокуратуре. Согласно ст. 1 данного закона прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Именно надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов выступает базовой посылкой при определении предмета прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Говоря о прокурорском надзоре за оперативно-розыскной деятельностью, имеем в виду, прежде всего, надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением Закона об ОРД и других законов, регулирующих данный вид деятельности. Таким образом, надзор за оперативно-розыскной деятельностью является лишь видом надзора за исполнением законов.

Возникает вопрос о том, входит ли в предмет прокурорского надзора соблюдение должностными лицами оперативных подразделений положений ведомственных нормативных правовых актов. Они, как известно, законом не являются. Прокурорские работники, осуществляя надзор за оперативно-розыскной деятельностью, склонны расширительно понимать термин «закон». Так, в протестах и представлениях прокурора часто можно встретить указания о нарушении или невыполнении какого-либо пункта ведомственного нормативного акта МВД России. Между тем под законом применительно к прокурорскому надзору за оперативно-розыскной деятельностью следует понимать федеральные конституционные и федеральные законы. Иное противоречило бы пункту «о» ст. 71 Конституции РФ . Таким образом, надзор за исполнением ведомственных нормативных правовых актов МВД России в предмет прокурорского надзора не входит. Этот вывод касается формально юридической стороны прокурорского надзора за ОРД.

Уясняя содержательную сторону прокурорской проверки, следует отметить, что вопросы, касающиеся организации, тактики, методов и средств осуществления оперативно-розыскной деятельности, в предмет прокурорского надзора не входят. Камнем преткновения служат понятия организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, которые прокурорами если и не игнорируются, то трактуются весьма вольно. В частности, прокуроры считают вправе в представлениях и протестах давать оценку количеству и содержанию версий, выдвигаемых по делам оперативного учета, высказывать суждения о полноте планирования, требовать проведения конкретных мероприятий. Между тем эти компоненты являются составляющими организации и тактики оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, вопросы планирования не могут быть предметом прокурорского надзора.

Не входят в предмет прокурорского надзора и вопросы работы с лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Согласно ч. 3 ст. 21 Закона ор ОРД сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих привлечения их к уголовной ответственности.

Под сведениями о данных лицах следует понимать любые оперативно-служебные документы (учетно-регистрационная документация, сообщения, записки, дела и др.), посредством анализа которых можно раскрыть установочные данные лиц, оказывающих конфиденциально содействие полиции.

В заключении раздела сформулируем следующие выводы.

1. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью является лишь видом надзора за исполнением законов.

2. В предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью не входит проверка соблюдения требований ведомственных нормативных правовых актов (это предмет ведомственного контроля).

3. Организация, тактика, методы и средства осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.

4. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурорам только с письменного согласия указанных лиц.

Понятие, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В научной и учебной литературе прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность (ОРД), обычно рассматривается в качестве единой отрасли надзора. Такому пониманию способствует законодательное объединение различных по юридической природе элементов предмета прокурорского надзора, использованное в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Однако следует учитывать, что ОРД проводится не только для решения задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также по выявлению и изобличению преступников, но и иных задач, определенных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, прямо не связанных с уголовно-процессуальной деятельностью государственных органов. Совокупность общих задач, поставленных перед органами, осуществляющими ОРД, носит более широкий характер, нежели задач, возложенных на органы дознания и предварительного следствия (например, оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) могут производиться для обеспечения государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации). Это позволяет говорить о необходимости выделения самостоятельной отрасли прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

Полагаем целесообразным в научных, учебных и методических целях указать специальные задачи органов прокуратуры, вычленить и проанализировать элементы предмета прокурорского надзора в этой отрасли.

К специальным задачам прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, относятся:

-обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРМ;

-обеспечение законности при проведении ОРД;

-выявление нарушений законности в деятельности органов, осуществляющих ОРД, причин и условий, которые им способствуют;

-установление должностных лиц, допустивших такие нарушения;

-устранение выявленных нарушений законности, причин и условий, которые им способствовали, средствами прокурорского надзора;

-обеспечение привлечения виновных должностных лиц к различным видам юридической ответственности.

До 90-х годов прошлого столетия порядок осуществления ОРД не был законодательно урегулирован. Правовые основания реализации задач ОРД в СССР составляли различные подзаконные, в том числе ведомственные, нормативно-правовые акты, которые носили закрытый характер. Принятие первого Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992 г.), а затем и второго, ныне действующего Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» позволило обозначить правовые границы деятельности органов, осуществляющих ОРД, установить перечень оснований, перечислить условия, определить порядок проведения ОРМ, ввести различные формы надзора и контроля за законностью в этой сфере общественных отношений. Базовые несекретные положения теории ОРД, изучаемые в ведомственных высших учебных заведениях правоохранительных органов, позволяют понять сущность ОРД и раскрываются в специальной учебной литературе.

На территории Российской Федерации право на осуществление ОРД предоставлено специальным оперативным подразделениям, указанным в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

К должностным лицам, за законностью действий и решений которых осуществляется прокурорский надзор, можно отнести руководителей оперативно-розыскных органов и оперативных подразделений, штатных (кадровых) и внештатных оперативных сотрудников.

Предмет прокурорского надзора в данной отраслисоставляют:

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

2) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Некоторые права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, могут затрагиваться в процессе проведения ОРМ: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции Российской Федерации), а также другие права и свободы.

Уполномоченный прокурор осуществляет постоянный надзор за соблюдением установленного порядка производства ОРМ. Общий порядок их проведения основывается на законодательно закрепленных принципах ОРД и определяется нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В данном случае порядок проведения ОРМ подразумевает, во-первых, наличие законных оснований их проведения, во-вторых, соответствие ОРМ целям и задачам ОРД, в-третьих, соблюдение условий проведения отдельных ОРМ, в-четвертых, обязательное надлежащее документирование ОРД. Неукоснительное соблюдение установленных правил проведения ОРМ способствует достижению задач органов, осуществляющих ОРД.

На прокурора также возложены обязанности по проверке законности решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД. При этом особое внимание он должен обращать на законность решений: о заведении, приостановлении, прекращении дел оперативного учета; о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий; о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, суду; о рассекречивании сведений о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД; об уничтожении материалов, отражающих результаты ОРД.

При этом уполномоченный прокурор осуществляет надзор за исполнением не только Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», но и всей совокупности норм оперативно-розыскного законодательства, а также изданных в его развитие различных ведомственных нормативных актов оперативно-розыскных органов, детализирующих и конкретизирующих требования закона. Следовательно, нормы ведомственных нормативных актов оперативно-розыскных органов, которые нельзя отнести к нормам, детализирующим и конкретизирующим требования закона, в предмет прокурорского надзора не входят.

Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, определены законодательно.

Так, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Прокурору не следует вторгаться в оценку правильности используемых в ОРД приемов и методов, если они не приводят к нарушениям определенных требований, установленных законом, решения, которые носят тактический характер, не относятся к предмету прокурорского надзора за законностью ОРД. Однако если применение тактических приемов противоречит закону или может привести к его нарушению, прокурор обязан вмешаться и принять меры в соответствии со своими полномочиями.

Осуществляя надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, помимо выявления нарушений законности при проведении и документировании ОРМ, предупреждения и устранения таких нарушений, уполномоченный прокурор обязан обеспечить законность решения задач оперативно-розыскной деятельности. При этом прокурор должен отвечать только за соблюдение и исполнение законов, не подменяя в своей деятельности органы ведомственного контроля, а применением средств прокурорского надзора — способствовать решению задач ОРД.

Помимо прокурорского надзора законодателем предусмотрены и иные виды государственного контроля за законностью ОРД. Во-первых, это судебный контроль за законностью действий и решений органов, осуществляющих ОРД. Во-вторых, контроль за оперативно-розыскной деятельностью, осуществляемый Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. В-третьих, существует внутриведомственный контроль за производством ОРМ. При этом руководители органов, осуществляющих ОРД, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector