Понятие и признаки монополистической деятельности

Понятие и признаки монополистической деятельности

Понятие и признаки монополистической деятельности

Понятие и виды монополистической деятельности

Тема 16 Правовое регулирование монополистической деятельности

16.1. Понятие и виды монополистической деятельности.

16.2. Правовые средства антимонопольного регулирования.

16.3. Понятие и роль конкуренции. Недобросовестная конкуренция и ответственность за неё.

16.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Монополистическая деятельность – противоречащие закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей. При монополии на рынке один продавец имеет дело со многими покупателями и является монополистом. Он вне конкуренции и поэтому сам определяет цену и количество продаваемых товаров. В условиях монополии и доминирующего положения субъекта хозяйствования он может навязывать покупателю монопольно высокую цену.

Признаки монополистической деятельности:

· противоправность, так как она в любой форме запрещена законодательством под угрозой применения различных видов юридической ответственности;

· проявляется как в активной форме (действия), так и путем бездействия;

· антиконкурентный характер, проявляющийся в ограничении, устранении или недопущении конкуренции на товарном рынке;

· наличие специфического субъектного состава (субъекты хозяйствования);

· наносит вред другим субъектам хозяйствования и потребителям.

Правомерная монополия – государственная, естественная или чрезвычайная монополии.

Государственная монополия система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права.

Чрезвычайная монополия – система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена.

Естественная монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции
в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

К ним относятся:

· услуги связи и т.д.

Законодательство защищает такие монополии от конкуренции, исходя из того, что их функционирование эффективнее при отсутствии конкуренции.

Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

· ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

· определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Основные меры государственного антимонопольного регулирования:

– осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов; за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

– принятие в установленном порядке мер по реорганизации
и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

– оказание содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; принятия иных мер.

Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом –
Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, управлениями ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкомаи иными уполномоченными органами в пределах своей компетенции. В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.

Антимонопольный орган вправе в целях развития конкуренции принять в установленном законодательством порядке решение о принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке.

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках в Республике Беларусь осуществляется государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести
к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.

Государственная регистрация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляется регистрирующим органом только после получения согласия антимонопольного органа.

В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам, хозяйствующим субъектам и иным субъектам права предложения об (о):

– изменении сфер применения свободных или регулируемых цен товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;

– создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;

– привлечении иностранных инвестиций;

– финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на товарном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и других мер экономического протекционирования;

– лицензировании экспортно-импортных операций;

– внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;

– принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкуренции.

Общественные организации(объединения) потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, могут осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и вправе:

– подавать в антимонопольный орган заявления о фактах нарушения антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению;

– обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство;

– проводить собственную экспертизу принятия и осуществления решений о создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов на соответствие этих действий требованиям антимонопольного законодательства и информировать общественность о результатах экспертизы; осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству.

ЛЕКЦИЯ № 39. Монополистическая деятельность и ее виды

ЛЕКЦИЯ № 39. Монополистическая деятельность и ее виды

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Доминирующее положение на рынке – положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйственных субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»). Доминирующее положение на рынке занимает хозяйствующий субъект в случаях, если:

1) доля его на рынке определенного товара превышает 50 %, если не установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля его на рынке определенного товара составляет менее чем 50 %, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом (ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции»);

3) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50 %, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70 % (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции») (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8 %);

4) в течение длительного периода времени относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

5) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц (ч. 3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.

Опасность доминирующего положения на рынке для торговли состоит в том, что доминирующее положение на рынке зачастую приводит к монополизму. Злоупотребление доминирующим положением может быть признано только в суде. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливает антимонопольный орган при нарушении антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) не обоснованные экономически или технологически сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

По своим видам монополистическая деятельность делится на:

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на рынке определенного вида товаров. Коллективная монополистическая деятельность проявляется в заключении соглашений. Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Допускаются соглашения:

1) в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии;

2) между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20 %.

Федеральный закон «О защите конкуренции» допускает действия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами и организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такое соглашение или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Вопрос 12. Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность».Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.Гарантии независимости адвоката. Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность»

Вопрос 12. Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность».Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.Гарантии независимости адвоката. Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность» Адвокатом является лицо, получившее в установленном Законом об адвокатуре

5. Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды

5. Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды Тесная взаимосвязь между различными видами контроля и надзора в организационном плане используется государством двояким образом: во-первых, в форме целевого объединения различных видов контроля и надзора для

ЛЕКЦИЯ № 12. Понятие товара. Виды товаров

ЛЕКЦИЯ № 12. Понятие товара. Виды товаров 1. Понятие товара Товар – это продукт труда, удовлетворяющий потребность человека посредством купли-продажи. Данное определение товара рассмотрено с экономической точки зрения. В ГК РФ с понятием товара отождествляется понятие

ЛЕКЦИЯ № 19. Правовое регулирование ценообразования. Виды цен

ЛЕКЦИЯ № 19. Правовое регулирование ценообразования. Виды цен 1. Правовое регулирование ценообразования Цена – одна из ключевых характеристик товара. Цена – количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Прежде всего, цена – это

ЛЕКЦИЯ № 20. Деятельность оптовых ярмарок. Выставки

ЛЕКЦИЯ № 20. Деятельность оптовых ярмарок. Выставки 1. Деятельность оптовых ярмарок Оптовая ярмарка – самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех производителей-продавцов и покупателей. Ярмарка организуется в установленном месте и на определенный срок с

ЛЕКЦИЯ № 21. Дилерская деятельность

ЛЕКЦИЯ № 21. Дилерская деятельность Дилерская деятельность представляет собой совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или)

ЛЕКЦИЯ № 24. Биржевая торговля. Виды бирж

ЛЕКЦИЯ № 24. Биржевая торговля. Виды бирж 1. Биржевая торговля Биржа – это объединение продавцов, покупателей и посредников с целью создания условий для торговли, увеличения, удешевления торговой операции; она является организатором торгов. Биржа позволяет

ЛЕКЦИЯ № 50. Виды коммерческих договоров

ЛЕКЦИЯ № 50. Виды коммерческих договоров Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор является основным видом сделок. Значение договоров:1) это одно из оснований возникновения

«О ПРОХОЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ РАБОТНИКАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННУЮ С ИСТОЧНИКАМИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ (С ВЛИЯНИЕМ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ), А ТАКЖЕ РАБОТАЮЩИМИ В УСЛОВИЯХ П

«О ПРОХОЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ РАБОТНИКАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННУЮ С ИСТОЧНИКАМИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ (С ВЛИЯНИЕМ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ЛЕКЦИЯ № 3. Адвокат и его профессиональная деятельность

ЛЕКЦИЯ № 3. Адвокат и его профессиональная деятельность 1. Статус адвокатаАдвокат – это лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. При этом порядок получения статуса адвоката должен соответствовать Федеральному закону «Об

ЛЕКЦИЯ № 10. Деятельность защитника в стадии исполнительного производства

ЛЕКЦИЯ № 10. Деятельность защитника в стадии исполнительного производства 1. Условия участия адвоката в обжаловании решений по гражданским деламРешение, вынесенное мировым судьей, может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в

ЛЕКЦИЯ № 11. Деятельность адвоката в арбитражном процессе

ЛЕКЦИЯ № 11. Деятельность адвоката в арбитражном процессе 1. Участие адвоката в арбитражном процессе в суде первой инстанцииПри рассмотрении дел в арбитражном суде своих представителей могут иметь все лица, участвующие в деле, в соответствии со ст. 40 Арбитражного

ЛЕКЦИЯ № 12. Деятельность адвоката в конституционном производстве

ЛЕКЦИЯ № 12. Деятельность адвоката в конституционном производстве 1. Участие адвоката в конституционном производствеКонституционный суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством

ЛЕКЦИЯ № 13. Деятельность адвоката в административном производстве

ЛЕКЦИЯ № 13. Деятельность адвоката в административном производстве 1. Основные направления деятельности адвоката в административном производствеПравовая основа участия адвоката в процессе производства по делам об административном правонарушении приведена в

ЛЕКЦИЯ № 17. Нотариат: понятие, и деятельность

ЛЕКЦИЯ № 17. Нотариат: понятие, и деятельность 1. Понятие нотариатаТермин «нотариат» многозначен, его можно рассматривать как:1) систему органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий;2) отрасль законодательства

Тема 16. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках

16.2. Понятие и виды монополистической деятельности на товарных рынках

Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от характера злоупотребления могут проявляться в следующих формах:

— установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

— изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

— навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

— экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

— экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

— экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

— установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

— создание дискриминационных условий;

— создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

— нарушение установленного законодательством порядка ценообразования;

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

— установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

— повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

— разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

— экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

— навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

— экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

Читайте также  Использование чужого имущества без разрешения собственника

— сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

— созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

— установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Кроме того, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, если иное не установлено законом.

Монополия

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

спекуляция ценными бумагами.

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

субъект монополии (монополиста);

товарные границы монопольного рынка;

формы контроля и регулирования его деятельности;

компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.

Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.

Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.

Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

отсутствию стимула развивать новые технологии;

не эффективному расходованию ресурсов;

не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

следят за уровнем конкуренции на рынке.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Понятие и виды монополистической деятельности.

Монополистическая деятельность – противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Законодательством предусмотрены правомерные виды моно­полистической деятельности:

1)Государственная монополия – это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществ­лять отдельные виды деятельности имеет государство в лице определенных государственных органов или иных полно­мочных субъектов.

2)Естественная монополия – система общественных от­ношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особен­ностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары 5 .

3)Чрезвычайная монополия – система общественных отно­шений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени.

Виды монополистической деятельности хозяйству­ющих субъектов:

1.Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доми­нирующим положением на рынке.

Доминирующее положение на товарном рынке (доминирующее положение) – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

2.Соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции. Этот вид монополистической деятельности субъекты хозяйствования – конкуренты могут осуществлять в формах вступления в объединения или их создания, заключения соглашений.

3.Стандартные условия сделок. Это любые заранее сформулированные условия, предназначенные для многократного использования, которые одна договаривающаяся сторона (сторона, предлагающая условия) устанавливает для другой договаривающейся стороны при заключении договора и которые в деталях не согласовывались сторонами договора независимо от того, изложены ли эти условия во внешне обособленной составной части договора или в основном тексте договора, а также от их числа, способа оформления самого договора (в простой письменной или нотариальной форме) и соответствующих его условий.

Отдельным видом монополистической деятельности яв­ляется деятельность государственных органов и иных орга­нов местного управления. В зависимости от количества участников она может быть:

1)индивидуальной. Она выражается в принятии (издании) актов, совершении иных действий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов; создают дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан

2) коллективной. Формами ее проявления являются соглашения (согласованные действия) государственного органа с другим государственным органом либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан. Целями заключения таких соглашений (согласованных действий) выступают: раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей; исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на торгах

Понятие и виды монополистической деятельности

В соответствии со ст. 1 Закона о противодействии монополистической деятельности м о н о п о л и с т и ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь представляет собой противоречащие законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Виды монополистической деятельности субъектов хозяйствования:

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.

Согласно постановлению Министерства экономики от 17 октября 2002 г. № 229 «Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь» доминирующим положением на товарном рынке признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Запрещается и признается в установленном порядке неправомерной деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:

– создания препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

– изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

– установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

– заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;

– заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;

– заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

– применения к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

– согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

– осуществления иных действий (бездействия), приводящих к указанным результатам.

2. Соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом:

– раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

– исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

– необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;

– необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;

– осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;

– отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

– иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).

Хозяйствующие субъекты, намеревающиеся заключить соглашения, в которых имеются признаки, указанные выше, вправе запросить заключение антимонопольного органа о соответствии положений этих соглашений антимонопольному законодательству.

3. Стандартные условия сделок.

С т а н д а р т н ы е у с л о в и я с д е л о к представляют собой любые заранее сформулированные условия, предназначенные для многократного использования, которые одна договаривающаяся сторона устанавливает для другой договаривающейся стороны при заключении договора и которые в деталях не согласовывались сторонами договора независимо от того, изложены ли эти условия во внешне обособленной составной части договора или в основном тексте договора, а также от их числа, способа оформления самого договора (в простой письменной или нотариальной форме) и соответствующих условий его.

Использование стандартных условий сделок может быть запрещено полностью или частично в соответствии с законодательством. Законодательством также могут устанавливаться запреты и ограничения на отнесение отдельных условий сделок к числу стандартных.

Условия сделок, выработанные непосредственно сторонами договора или детально ими согласованные и содержащиеся в договорах, имеющих стандартные условия сделок, являются обязательными для выполнения сторонами, если иное не установлено законодательством или договором.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 166 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector