Понятие гранта в бюджетном кодексе

Понятие гранта в бюджетном кодексе

Понятие гранта в бюджетном кодексе

Энциклопедия решений. Гранты, предоставляемые учреждениям (для бюджетной сферы)

Гранты, предоставляемые госучреждениям

ГАРАНТ:

Решение может применяться в казенных, бюджетных и автономных учреждениях

В последние годы все более актуальной становится задача привлечения государственными (муниципальными) учреждениями дополнительных денежных средств из внебюджетных источников, а также перераспределение бюджетных средств в целях стимулирования развития ключевых отраслей государственного сектора и российской экономики в целом.

Один из наиболее эффективных инструментов для решения подобных задач — гранты.

Действующие нормативные правовые акты не содержат универсального определения понятия «грант»*(1). Как правило, под грантами понимаются денежные средства, которые предоставляются:

— по итогам проведения конкурсных процедур (с применением иных специальных механизмов отбора грантополучателей);

— на основании соглашения, договора или иного документа, который определяет цель (цели) и условия предоставления гранта;

— безвозмездно и безвозвратно ;

— с условием предоставления отчетности по итогам расходования средств гранта, а в отдельных случаях и по отдельным этапам реализации соответствующего проекта.

Внимание

Часть гранта может предоставляться не в виде денежных средств — грантополучателю может передаваться иное имущество (например, научное оборудование). При этом грантодатели в отдельных случаях оговаривают в соглашениях о предоставлении грантов порядок использования переданного грантополучателю или приобретенного на средства гранта имущества (на определенный период или на весь срок эксплуатации имущества).

В настоящее время не существует закрепленного законодательно закрытого перечня целей, на которые могут выделяться гранты. В то же время практика показывает, что обычно их предоставляют на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта, охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Гранты могут предоставляться:

— иностранными и международными организациями, объединениями;

— российскими и иностранными физическими лицами;

— уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Внимание

Поступающий в учреждение грант может быть предназначен для реализации проекта самим учреждением, которое выступает в качестве грантополучателя .

Однако в отдельных случаях бюджетное (автономное) учреждение может выступать только в качестве организации, обслуживающей проект , на реализацию которого предоставляется грант. Такие гранты выделяются на основании трехсторонних соглашений, заключаемых между руководителем проекта, грантодателем и учреждением. При этом грантополучателями являются физические лица : руководитель проекта и исполнители проекта.

Как правило, гранты предоставляются по итогам проведения конкурса. Тем самым решается задача эффективного распределения средств — финансовое обеспечение получают самые эффективные, конкурентоспособные и актуальные проекты.

Казенные, бюджетные и автономные учреждения могут участвовать в конкурсах на право получения грантов наравне с иными организациями, физическими лицами. В то же время государственному (муниципальному) учреждению желательно согласовывать свое участие в любых конкурсах на получение грантов с вышестоящей организацией:

— с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (если речь идет о казенном учреждении);

— с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (если речь идет о бюджетном или автономном учреждении).

Согласие оформляется на бланке уполномоченного органа. Его наличие поможет исключить разногласия с различными должностными лицами при внесении изменений в Бюджетную смету, План ФХД — необходимость в таких изменениях обязательно возникнет при получении гранта.

На практике часто возникает вопрос: кому будут принадлежать права на результаты интеллектуальной деятельности, которая финансировалась за счет средств гранта?

По общему правилу исключительное право на результат интеллектуальной деятельности первоначально возникает у его автора, которым может быть только физическое лицо (см., например, ст.ст. 1257, 1347 ГК РФ). Специальные правила установлены для тех объектов, которые были созданы работниками организации в пределах установленных для них трудовых обязанностей. Такие объекты (произведения, изобретения и т.п.) являются служебными (см., в частности, ст. 1295, п. 1 ст. 1370 ГК РФ). Право авторства в отношении объектов интеллектуальной собственности, созданных работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, принадлежит работнику (п. 2 ст. 1370, п. 1 ст. 1295). Исключительное же право на служебный объект интеллектуальной собственности по общему правилу возникает именно у работодателя (п. 2 ст. 1295, п. 3 ст. 1370 ГК РФ).

*(1) Определение понятия «грант» содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», однако оно может использоваться только в целях применения положений данного закона. В письме от 08.07.2014 N 02-05-11/33097 специалисты финансового ведомства к выплатам, осуществляемым по результатам ежегодного конкурса юридическим лицам, применяют положения БК РФ и Указаний N 65н, относящиеся к грантам.

Как я получила грант на 100 000 ₽

На развитие своего дела как самозанятая

В августе 2020 года я получила от государства грант на развитие своего дела. Все получилось довольно просто, достаточно было выполнить минимальные требования.

Грант — это безвозмездная выплата фонда, которую получают люди или компании для определенной цели. Выплату дают деньгами или в натуральной форме, например в виде сертификата на обучение, и в дальнейшем получатель должен отчитаться, как использовал грант.

У меня на все ушел месяц: я собрала документы, отправила заявку и после решения жюри получила грант в 100 000 Р . Расскажу подробно, как все получилось.

Как я узнала о конкурсе

У меня есть основная работа с 40-часовой рабочей неделей, я заместитель директора в школе. Еще я самозанятый репетитор — обучаю детей биологии и химии, помогаю осваивать темы и решать задачи, готовлю к поступлению в вузы по химической специальности.

Репетиторством занимаюсь примерно 20 часов в неделю, это дополнительный доход, в месяц я могу заработать до 40 000 Р . В летние месяцы доходов от репетиторства нет, потому что дети на каникулах.

В апреле 2019 года я стала самозанятой. Поначалу хотела стать ИП, чтобы спокойно работать и не ждать проблем с налоговой, но приняли закон о плательщиках НПД, и я зарегистрировалась в приложении «Мой налог».

В июне 2020 года я стояла в автомобильной пробке и увидела рекламу гранта для самозанятых на билборде. Там было написано: «Грант для самозанятых от мэрии», сумму гранта не указывали, ее я узнала из положения конкурса.

Сначала я подумала, что конкурс проводят для своих и деньги получат нужные люди. Но когда открыла положение о проведении конкурса и внимательно прочитала все требования к соискателям, поняла, что они несложные, и у меня появилась надежда получить грант.

Конкурс для самозанятых проводила мэрия Казани. Чтобы принять в нем участие, нужно было отвечать нескольким критериям. Я подходила под все условия.

Зачем мне был нужен грант

Я хочу развивать свое дело, со временем полностью перейти на работу только на себя в онлайн-репетиторстве. Планирую записывать вебинары и продавать комплект готовых уроков, а лично консультировать только тех детей, у которых возникают проблемы с пониманием определенной темы и решением задач. До этого основная масса моих занятий была очной, только с одним учеником мы занимались дистанционно.

Для всего этого мне нужен хорошо функционирующий компьютер, потому что мой уже устарел, флипчарт — доска, чтобы показывать ученикам решения задач по химии, и оснащение для онлайн-обучения. Ко всему прочему я готовлю и распечатываю много заданий, довольно много денег уходит на бумагу и картриджи для принтера. Например, одна пачка бумаги стоит 270 Р , и ее не хватает даже на месяц занятий.

Еще я постоянно покупаю книги и пособия по предметам, ведь каждый год требования к знаниям и критерии их оценки меняются. На пять пособий по химии ушло 1750 Р , в целом на пособия для подготовки 11-классников к ЕГЭ может уйти от 5000 до 7000 Р за сезон.

Кроме того, я хотела освежить свои знания, изучить новые технологии для работы — пройти курсы повышения квалификации.

Я посчитала, сколько всего смогу купить на деньги гранта, и подала заявку на участие в конкурсе.

Как я планировала потратить деньги

Вид расходаCумма
Компьютер55 000 Р
МФУ11 300 Р
Курсы повышения квалификации10 000 Р
Электронная книга для хранения учебных пособий и справочников8490 Р
Флипчарт4760 Р
Наушники2990 Р
Тетради и пособия2261 Р
Веб-камера2180 Р
Другие канцтовары1820 Р
Бумага А4, 4 блока1000 Р
Маркеры199 Р

Как победить выгорание

Какие документы нужно было подать для участия в конкурсе

Для участия в конкурсе нужно было подготовить документы:

  1. Заявку по форме, размещенной на сайте мэрии.
  2. Копию паспорта, ИНН, СНИЛС.
  3. Согласие на обработку персональных данных с сайта мэрии Казани.
  4. Справку о постановке на учет физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход.
  5. Справку о состоянии расчетов по налогу на профессиональный доход — из нее видно, сколько налога было уплачено.
  6. Портфолио самозанятого.

Справки о постановке на учет и о состоянии расчетов по налогу я скачала из приложения «Мой налог»PDF, 754 КБ

Портфолио — это описание и фотографии продукции, сертификаты о прохождении образовательных курсов в прошлом, фотографии с ярмарок и прочих мероприятий, в которых самозанятый принимал участие, договоры на выполнение работ или оказание услуг.

Я репетитор, поэтому в качестве портфолио предоставила учебные пособия, которые я написала, а также сертификаты с курсов повышения квалификации, которые я проходила.

Заявку и прилагаемые к ней документы нужно было подготовить в бумажном виде и в электронном. Еще там надо было написать дату, когда я стала самозанятой, чем занимаюсь и на что собираюсь потратить грант — в моем случае это были компьютер, канцтовары и образовательные курсы.

Бумажные документы надо было распечатать, заполнить, потом отсканировать и залить на флешку. Распечатанные экземпляры и флешку я отдала работнику мэрии.

После сдачи документов я узнала, что некоторые самозанятые не смогли подать заявку на грант, так как у них не было регистрации в Казани, хотя они работали здесь. Скорее всего, это были те, кто прописан в городе Зеленодольске или те, кто купил квартиру в пригороде, но каждый день приезжают в Казань на работу.

Как проходил конкурс и как оценивали самозанятых

Мэрия проводила два отдельных этапа с набором участников. Можно было подать заявку для участия только в один из этапов. Первый проходил с 4 июня по 3 июля 2020 года, второй — с 11 июня до 10 июля 2020 года. Я участвовала в первом этапе.

Заявки самозанятых оценивали по пяти критериям, баллы начисляли 10 членов жюри. В составе комиссии были работники мэрии Казани, руководитель Центра поддержки самозанятых и несколько привлеченных самозанятых.

Каждый член жюри давал свою оценку, например, один член жюри мог дать 5 баллов, а другой 0 баллов. При подсчете результатов суммировали оценки всех 10 членов жюри.

Вот сколько я получила баллов по всем критериям.

Сфера деятельности самозанятого — критерий, по которому от каждого члена жюри можно получить одну из двух оценок:

  • бизнес относится к производственной сфере деятельности — 10 баллов;
  • к услугам — 5 баллов.

Я репетитор, моя деятельность относится к сфере услуг, поэтому все члены жюри дали мне по 5 баллов. В сумме я получила 50 баллов.

Соответствие заявки приоритетным направлениям развития Казани. Эти направления прописаны в стратегии социально-экономического развития города до 2030 года:

  1. Образование, повышение квалификации.
  2. Физическая культура, спорт и забота о здоровье.
  3. Культура и народные традиции.
  4. Деятельность в сфере туристической индустрии.
  5. Деятельность в сфере ИТ.

Вот какие оценки могут дать по этому критерию:

  • заявка соответствует приоритетным направлениям — 3 балла;
  • не соответствует — 0 баллов.

Я занимаюсь репетиторством, мое направление подходит под образование — приоритетную сферу, поэтому все 10 членов жюри дали мне максимальный балл, и я получила 30 баллов по этому критерию.

Экономическое обоснование финансовых затрат на реализацию гранта:

  • человек обосновывает траты — 5 баллов;
  • не обосновывает — 0 баллов.

Я указала, что мне нужен компьютер, микрофон и наушники, чтобы я смогла взять учеников на дистанционные занятия. За это экономическое обоснование мне присудили 50 баллов.

Сколько времени человек ведет деятельность в статусе самозанятого:

  • более 1 года — 10 баллов;
  • от 6 месяцев до 1 года — 8 баллов;
  • от 3 до 6 месяцев — 6 баллов.

Стартом тут считается момент регистрации налогоплательщика НПД. Я получила 100 баллов, так как на момент подачи заявки уже больше года была самозанятой.

Оценка портфолио: до 10 баллов.

В последнем критерии каждый член жюри выставлял свою оценку, в среднем мне давали по 8 и 9 баллов. В общей сумме получилось 83 балла.

Максимальная сумма гранта была 100 000 Р . Если участнику конкурса нужно было оборудование на 95 000 Р , а указать другие нужные вещи он не мог, то в заявке он писал только 95 000 Р .

Помимо техники и комплектующих я планировала еще пройти курсы повышения квалификации, поэтому в заявке на грант указала расходы и на них — 10 000 Р . В общей сумме получилось как раз 100 000 Р .

В первом этапе, в котором я участвовала, заявку подали 47 участников. Отказали только одному, все остальные получили гранты на разные суммы — 85 000 Р , 93 000 Р . Я получила максимальные 100 000 Р .

Весь процесс обработки заявки занял около месяца. Я каждый день заходила на сайт мэрии, чтобы узнать результаты конкурса, нам обещали сообщить их до 15 июля. Результаты на сайте появились 24 июля. 27 июля мне позвонили из муниципалитета и поздравили с получением гранта.

На что я потратила полученный грант

Деньги от гранта — целевые, их нельзя тратить на что угодно, можно пускать только на развитие своего дела.

По условиям конкурса грант можно было потратить на:

  1. Покупку оборудования и техники для деятельности самозанятых.
  2. Арендную плату за пользование недвижимым имуществом, необходимым для деятельности самозанятых.
  3. Оплату комплектующих и сырья, нужных для производства продукции или оказания услуг.
  4. Обучение по образовательным курсам.
  5. Приобретение программного обеспечения.
  6. Оплату услуг на рекламу деятельности самозанятых, в том числе продвижение в социальных сетях.
  7. Оплату услуг по разработке персонального сайта, необходимого для профессиональной деятельности самозанятых.

На деньги гранта я купила компьютер, камеру, наушники, флипчарт, МФУ, канцтовары, бумагу, электронную книгу, а также прошла образовательные курсы для повышения квалификации.

Профессиональные навыки педагога устанавливаются в первые три года работы, а потом их надо укреплять и совершенствовать. Я работаю с учениками 5—11 классов , в начальных классах биологии и химии нет, но какие-то базовые знания младшеклассникам дают. Я хотела понять, с какими знаниями приходят ребята в 5 класс и как с ними работать, поэтому выбрала курсы для начальной школы.

Кроме того, как заместителю директора, курсы мне пригодились, чтобы лучше оценивать компетенции учителей начальных классов. Еще на курсах повышения квалификации можно обмениваться знаниями с другими преподавателями и уточнять положения новых законов в сфере образования.

Курсы я выбрала у образовательной организации, у которой была лицензия — это нужно для оформления возврата НДФЛ за обучение, в налоговую надо сдать копию лицензии. Плюс они выдают сертификат о повышении квалификации, который можно прикрепить в профиле на сайте учителя, чтобы родители видели, что репетитор не стоит на месте, а занимается саморазвитием, совершенствует навыки.

Курсы были разные — длительностью от недели до полугода. Я сначала хотела выбрать шестимесячные, но так как мне нужно было отчитаться о гранте раньше, то прошла ускоренный вариант обучения за 3 месяца. Обучение велось дистанционно — доступ к записям лекций и семинаров был открыт 24 часа. В рабочие часы можно было задавать вопросы куратору, если что-то было непонятно.

После того как у меня появилась нужная техника, я стала больше работать с дистанционными учениками и меньше — с очными. В дальнейшем я планирую оставить только дистанционные занятия.

Указ Президента РФ от 30.01.2019 N 30 (ред. от 20.05.2021) «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества» (вместе с «Положением о грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества»)

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ

НА РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В целях обеспечения государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества.

2. Предоставлять ежегодно Фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества субсидию в размере бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Управлению делами Президента Российской Федерации на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества.

3. Управлению делами Президента Российской Федерации при разработке порядка предоставления субсидии, названной в пункте 2 настоящего Указа, предусмотреть порядок предоставления за счет этой субсидии грантов некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, на реализацию социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина (в том числе осуществляемых с 2018 года), срок реализации которых составляет не более трех лет.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

30 января 2019 года

Указом Президента Российской Федерации

от 30 января 2019 г. N 30

О ГРАНТАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ

НА РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

1. Целью предоставления грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества (далее — гранты) является обеспечение государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества (далее — некоммерческие неправительственные организации).

2. Гранты предоставляются некоммерческим неправительственным организациям, реализующим социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляющим деятельность по следующим направлениям:

а) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

б) охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни;

в) поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

г) поддержка молодежных проектов, реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

д) поддержка проектов в области науки, образования, просвещения;

е) поддержка проектов в области культуры и искусства;

ж) выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства;

з) сохранение исторической памяти;

и) защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных;

к) охрана окружающей среды и защита животных;

л) укрепление межнационального и межрелигиозного согласия;

м) развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников;

н) развитие институтов гражданского общества.

3. Гранты, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, предоставляются некоммерческим неправительственным организациям по результатам конкурсов, которые проводятся Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества (далее — Фонд) с участием Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества (далее — Координационный комитет).

3.1. По решению Президента Российской Федерации гранты могут предоставляться Фондом некоммерческим неправительственным организациям, учредителем которых является Фонд, без проведения конкурса.

4. Конкурсы на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества (далее — конкурсы) проводятся не реже двух раз в год.

5. В связи с подготовкой и проведением конкурсов Фонд осуществляет следующие виды деятельности:

а) определяет по согласованию с Координационным комитетом сроки проведения конкурсов;

б) утверждает по согласованию с Координационным комитетом положения о конкурсах, определяющие условия и порядок проведения конкурсов;

в) обеспечивает прозрачность и открытость проведения конкурсов;

г) обеспечивает информационное сопровождение конкурсов;

д) организует в соответствии с решениями объединенного экспертного совета, созданного Координационным комитетом, проведение независимой экспертизы представленных на конкурсы проектов;

е) определяет по согласованию с Координационным комитетом с учетом результатов независимой экспертизы представленных на конкурсы проектов (в том числе проектов, срок реализации которых составляет не более трех лет) объем средств, необходимых для проведения каждого конкурса, и утверждает перечни некоммерческих неправительственных организаций — победителей конкурсов;

ж) предоставляет гранты некоммерческим неправительственным организациям — победителям конкурсов;

з) организует мониторинг реализации социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляет оценку их результатов, в том числе социального эффекта;

и) оказывает информационную, консультационную и методическую поддержку некоммерческим неправительственным организациям при разработке и реализации ими социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;

к) обеспечивает формирование информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности и механизмах поддержки некоммерческих неправительственных организаций.

5.1. В целях софинансирования расходов на оказание на конкурсной основе поддержки некоммерческим неправительственным организациям в субъектах Российской Федерации, осуществляющим виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», гранты могут быть предоставлены:

а) некоммерческим организациям, получающим из бюджетов субъектов Российской Федерации субсидии для последующего их распределения между указанными некоммерческими неправительственными организациями;

б) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющимся главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на оказание поддержки указанным некоммерческим неправительственным организациям.

5.2. Гранты, предусмотренные пунктом 5.1 настоящего Положения, предоставляются Фондом в установленном им по согласованию с Координационным комитетом порядке.

5.3. В связи с предоставлением грантов, предусмотренных пунктом 5.1 настоящего Положения, Фонд осуществляет мониторинг деятельности некоммерческих организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по оказанию финансовой поддержки некоммерческим неправительственным организациям, а также обеспечивает информационное, консультационное, методическое и организационное сопровождение указанной деятельности.

6. Гранты предоставляются за счет субсидии, предусматриваемой в федеральном бюджете на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, а также за счет средств, привлекаемых Фондом из внебюджетных источников.

6.1. На предоставление грантов, предусмотренных пунктом 5.1 настоящего Положения, может быть направлено не более 30 процентов объема субсидии, указанной в пункте 6 настоящего Положения.

7. Фонд имеет право расходовать на подготовку и проведение конкурсов, а также на организацию предоставления грантов, предусмотренных пунктами 3.1 и 5.1 настоящего Положения, не более 4,6 процента объема предоставляемой ему субсидии.

8. Фонд обеспечивает целевое расходование субсидии и представляет в Управление делами Президента Российской Федерации соответствующий отчет.

Что лучше получать: грант или субсидию

Грант и субсидия — это формы государственной поддержки бизнеса. У них есть отличия, если говорить просто: грант — это когда государство дает деньги на развитие бизнеса, а субсидия — когда государство компенсирует те расходы, что бизнес уже понес.

То есть грант — сначала деньги, потом расходы, а субсидия — сначала расходы, потом деньги. Подробнее о том, какие гранты и субсидии для предпринимателей существуют, мы рассказывали в других статьях: Гранты для предпринимателей и Поддержка предпринимателей государством.

В этой статье рассказали, что выгоднее получать: грант или субсидию.

Выбор есть у начинающих предпринимателей

Грант может получить только начинающий предприниматель — тот, чьему бизнесу на момент подачи заявки на грант не исполнился год. Например, подойдет бизнес, которому 11 месяцев и 20 дней. Остальные могут рассчитывать только на субсидии. Поэтому выбор между грантом и субсидией появляется в двух случаях:

  • когда начинающий предприниматель уже поработал, что-то купил из оборудования, но бизнес еще младше года;
  • предприниматель работает дольше года, но есть возможность открыть новое предприятие, чтобы получить грант. Например, родственник согласен открыть ИП и подать заявку на грант.

Гранты и субсидии может получить только малый или средний бизнес. Поэтому перед подачей заявки стоит проверить себя в реестре МСП:

Самозанятые не могут получить ни грант, ни субсидию, потому что самозанятость — это не субъект бизнеса, а статус физического лица. Сейчас есть тенденция переводить ИП на налог на профессиональный доход. Это когда предприниматель сохраняет статус ИП, но налоги платит как самозанятый. Пока непонятно, может ли он в этом случае претендовать на гранты и субсидии, поэтому надежнее работать на УСН или патенте.

Чтобы понять, что выгоднее, разберемся с особенностями грантов и субсидий.

Грант начинающим — до 500 000 рублей

Размер гранта зависит от региона, обычно дают 300 000 — 500 000 рублей. Работает так: получаешь деньги, покупаешь, отчитываешься.

Грант не нужно возвращать или платить по нему проценты, но есть другие условия:

  • предприниматель начинающий — до одного календарного года;
  • грант нужно потратить на основные средства — это обычно оборудование, оргтехника, мебель, инвентарь. К основным средствам относятся те, у которых срок использования больше трех лет или цена выше 40 000 рублей. Комплектующие, расходники, аренда, зарплаты не считаются основными средствами;
  • нельзя закрываться в течение трех лет после того, как предприниматель получил грант. Иначе придется его возвращать.

Чтобы получить грант, нужно собрать документы, написать и защитить бизнес-план перед комиссией. Затем — получить деньги и потратить их именно на то, что указано в бизнес-плане, иначе могут быть штрафы.

Субсидия — до 70% расходов после вычета НДС

Субсидия — это возмещение расходов на покупку основных средств. Ее отличие от гранта в том, что предприниматель сначала покупает что-то, а потом получает деньги от государства. То есть субсидия работает так: покупаешь что-то, собираешь подтверждающие документы, получаешь компенсацию расходов.

Субсидия компенсирует до 70% расходов после вычета НДС, точный размер компенсации зависит от оквэдов. Региональные субсидии компенсируют расходы за прошлый год, а районные — за прошлый и текущий.

Что будут компенсировать, тоже зависит от оквэдов:

  • покупку оборудования, механизмов, устройств, транспорта кроме воздушного и личного с амортизационной группой выше второй — большинству видов бизнеса;
  • аренду, мебель, оборудование, инвентарь или что-нибудь еще компенсируют некоторому бизнесу. Чаще это социальное предпринимательство, например салоны красоты, тренажерные залы, учреждения по уходу за пожилыми людьми, дома быта.

Для субсидии тоже нужно собирать документы: договоры, счета-фактуры, накладные, — но не придется составлять и защищать бизнес-план. Главное, чтобы платежные документы были в порядке. Советую собирать все договоры, счета, чеки, даже если предприниматель пока не планирует подаваться на субсидию. Вдруг потом соберется, а восстановить документы через год намного сложнее.

Субсидии бывают разными, и можно выбрать, на какую выгоднее податься. Еще есть оквэды, которые дают больше субсидий. Если есть возможность включить их в дополнительные при регистрации бизнеса, стоит так сделать. Такие оквэды указывают в описании субсидии.

Цветочная мастерская и товары местных мастеров

Ко мне на консультацию приходила владелица цветочной мастерской, она планировала продавать эксклюзивные букеты. Я спросила, планирует ли она продавать что-то еще. Оказалось, что собирается выставлять на продажу товары местных мастеров и проводить мастер-классы.

Товары местных мастеров подходят под ОКВЭД 32.99.8 — Производство изделий народных художественных промыслов, — который часто попадает в списки субсидируемых. Я посоветовала добавить его в дополнительные оквэды.

И всем советую посмотреть, какие виды деятельности чаще всего субсидируются в регионе, и добавить их в дополнительные при регистрации бизнеса.

Возвращать деньги по субсидиям не нужно, а тратить их можно на что угодно. Но есть условие: в течение двух лет присылать отчеты о количестве рабочих мест, налогов и состоянии бизнеса.

Как определить, что выгоднее: грант или субсидия

Итак, чтобы понять: выгоднее получать грант или субсидию, нужно сделать две вещи:

  • посчитать расходы за прошлый или текущий год;
  • сравнить сумму примерно от половины расходов с суммой гранта.

Если сумма примерно половины расходов равна гранту, подавать заявку на него, если меньше или сильно больше — на субсидию.

Чаще всего субсидия оказывается выгоднее гранта при трех условиях:

  • предприниматель закупал новое оборудование;
  • есть сотрудники, за которых платил взносы;
  • платил налоги.

Но в каждой ситуации нужно анализировать расходы, сумму гранта и помнить, что кроме грантов есть субсидии. Например, стоит сходить в администрацию города, отдел экономики или Минэкономразвитие и попросить у них список всех существующих субсидий, чтобы знать о них точно.

Владелица шиномонтажки получила 1,2 млн ₽

Ко мне пришла владелица шиномонтажки, она хотела открыть ИП на сына, чтобы получить грант в 500 000 рублей. Мы начали анализировать ее расходы, оказалось, что за прошлый год она закупала оборудование на 2,4 млн рублей.

Я уговорила ее подавать заявку на субсидию, а не на грант для сына. Она не верила, что сможет получить хоть какие-то деньги, а в итоге получила субсидию в 1,2 млн рублей.

Организация получила грант

Целевые средства в виде грантов учреждают российские или иностранные компании и граждане для проведения различных программ, мероприятий, исследований. О том, как учитывать гранты и какие с них платить налоги, – читайте в статье.

Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме, программ в сфере образования, искусства, охраны природы и т. д. Целью финансирования также может быть награждение лауреатов викторин, конкурсов, олимпиад. Победа в них зависит от того, насколько значима для общества или грантодателя программа, предложенная претендентом, или он сам.

Сколько «стоит» грант

В основе «стоимости» гранта лежит смета расходов на проведение данной программы. При ее составлении нужно обосновать потребность в материальных, трудовых, технических ресурсах, программных средствах и т. д. Зачастую к сотрудничеству необходимо привлечь сторонние организации. Например, если у вас нет «образовательной» лицензии, а в программу заложено обучение участников, или когда необходимо перевозить людей к месту проведения занятий, что также невозможно без лицензии.

Так, например, может выглядеть смета расходов по гранту фирмы, которая планирует обучение сотрудников основам законодательства в области внешней торговли (таблица 1).

Таблица 1. Смета расходов по гранту

Налоги

Налог на прибыль. Имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывают при расчете налога на прибыль. Но только при одновременном выполнении ряда условий (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):
– грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;
– грантодателем является резидент России, иностранная или международная организация из перечня, утвержденного постановлением Правительства России от 24 декабря 2002 г. № 923;
– грант предоставлен для проведения программ в сфере образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (по направлениям СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды. Сюда же входят программы по защите прав и свобод человека, а также проведение конкретных научных исследований;
– грант использован строго по целевому назначению.

Гранты, не удовлетворяющие хотя бы одному из названных требований, облагают налогом на прибыль.

Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета средства гранта считаются подлежащими налогообложению с даты их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

НДС. Гранты не облагают НДС, если их получение не связано с оплатой товаров (работ, услуг). Поэтому входной налог к вычету не принимают. Его списывают за счет средств целевого финансирования.

ЕСН. Поскольку работы по гранту финансируются за счет целевых средств, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Следовательно, можно не начислять ЕСН на зарплату исполнителей целевой программы на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса. Однако это было бы несправедливо по отношению к таким исполнителям. В Минфине России считают, что единый соцналог с их заработка следует начислить (письмо от 8 ноября 2006 г. № 03-05-02-04/172).

Если фирма будет привлекать для выполнения целевой программы людей, работающих по гражданско-правовым договорам, то сможет сэкономить часть ЕСН, уплачиваемую в ФСС.

Налог на доходы физлиц. Организация, которая выдает лауреатам конкурса призы, является налоговым агентом по НДФЛ. Полученный приз, подарок, премию облагают налогом по ставке 13 процентов (письмо ФНС России от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/ 115).

Однако если денежное поощрение выдано для поддержки науки, культуры и т. д. организацией, упомянутой в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2001 г. № 165, удерживать налог не нужно (п. 6 ст. 217 НК РФ).

По окончании года фирма, выдавшая лауреату грант, должна подать в свою налоговую инспекцию сведения о доходах по форме № 2-НДФЛ. Она утверждена приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/706@.

Бухгалтерский учет

Целевые поступления, в том числе гранты, учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». Получение грантов отражают по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Учет использования средств грантов ведут по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами: 20 или 26 – при направлении средств на содержание некоммерческой организации; 83 – при использовании целевых средств на инвестиции; 98 – при использовании коммерческой фирмой бюджетных средств на финансирование расходов и т. п. Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.

В коммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер коммерческой организации должен сделать проводку:
Дебет 86 Кредит 98
– сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов.

По мере начисления амортизации на эти основные средства или нематериальные активы делают записи:
Дебет 20 (25, 26. ) Кредит 02 (05)
– начислена амортизация основных средств (нематериальных активов);
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования включены в состав прочих доходов организации.

После отпуска материально-производственных запасов в производство или использования для нужд организации сделайте проводку:
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.

Аналогичные записи сделайте при начислении заработной платы, единого социального налога и других расходов, покрываемых за счет целевых средств.

В некоммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию средства целевого финансирования списывают так:
Дебет 86 Кредит 83
– средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.

Если средства получены для финансирования текущих расходов, бухгалтер должен отразить их использование так:
Дебет 86 Кредит 20 (26)
– списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности.

Аналитику по счету 86 «Целевое финансирование» формируют по направлению средств и источникам их поступления.

Покажем на примере, как учитывать поступление и расходование гранта на осуществление конкретной программы.

Пример
Завод выиграл грант в сумме 948 400 руб. на ремонт очистных сооружений. За счет этих средств будут профинансированы такие расходы как:
– зарплата ремонтных рабочих (включая ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в сумме 500 000 руб.;
– ремонтные материалы стоимостью 448 400 руб. (в т.ч. НДС – 68 400 руб.).
Бухгалтер завода сделал в учете записи:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86
– 948 400 руб. – отражен грант в составе целевых поступлений;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
– 948 400 руб. – получен грант;
Дебет 60 Кредит 51
– 448 400 руб. – оплачены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 10 Кредит 60
– 380 000 руб. – куплены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 19 Кредит 60
– 68 400 руб. – учтен НДС по материалам;
Дебет 20 Кредит 10
– 380 000 руб. – переданы материалы для проведения ремонта;
Дебет 20 Кредит 70, 68, 69
– 500 000 руб. – начислена зарплата с ЕСН и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ремонтным рабочим;
Дебет 86 Кредит 98
– 880 000 руб. (500 000 + 380 000) – стоимость ремонта очистных сооружений отражена в составе доходов будущих периодов;
Дебет 86 Кредит 19
– 68 400 руб. – списан НДС по материалам за счет гранта;
Дебет 98 Кредит 91-1
– 880 000 руб. – стоимость ремонта включена в состав прочих доходов;

Отчетность по гранту

Прежде всего, за полученный грант надо отчитаться перед грантодателем. Он вправе требовать промежуточных отчетов о выполнении сметы. Если стороны специально это не оговаривали, то отчетность составляют в произвольной форме. Это могут быть, например, распечатки бухгалтерских регистров по 86 счету.

Сам по себе отчет мало чего стоит без подтверждающих документов. Для обоснования получения и оплаты услуг сторонних организаций приложите к отчету копии договоров с соисполнителями, актов выполненных работ, счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату этих работ.

О получении и расходовании средств необходимо поставить в известность и налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций (см. таблицу 2).

Таблица 2. Заполнение листа 07 декларации по налогу на прибыль

А что произойдет, если по итогам проведенной программы у грантополучателя все-таки останутся неиспользованные денежные средства?

Если грантодатель разрешит получателю оставить неиспользованные суммы в его распоряжении, то их придется включить в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль. Поскольку в дальнейшем их будут использовать не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Может получиться и обратная ситуация – перерасход. Тогда грантополучатель вынужден будет сделать доплату за счет собственных средств. Если в этом случае грантодатель откажется компенсировать перерасход, то, по нашему мнению, эти деньги в бухгалтерском учете надо включить в состав внереализационных расходов. Однако в налоговом учете на эту сумму нельзя уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Д. Васильев, главный бухгалтер Фонда ИФРУ

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Получено вознаграждение за счет гранта

Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс. Если нужного документа в комплекте нет — закажите его. Это бесплатно! (сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)

Положением N 922 установлен единый порядок исчисления средней заработной платы. В соответствии с п. 2, 3 данного Положения при расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К ним относятся:

  1. заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам за отработанное время, по сдельным расценкам, за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции;
  2. заработная плата, выданная в неденежной форме;
  3. денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности РФ (субъектов РФ), денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время;
  4. начисленные в редакциях СМИ и организациях искусства гонорары работников, состоящих в списочном составе этих редакций (организаций), и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;
  5. заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления;
  6. заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления;
  7. надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и др.;
  8. выплаты, связанные с условиями труда (в том числе «северные» коэффициенты и надбавки), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу;
  9. вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций;
  10. премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
  11. другие виды выплат по заработной плате, применяемых у соответствующего работодателя.

При расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Гранты — это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583. В силу п. 2(1) указанного Постановления системы оплаты труда работников разрабатываются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности.

Денежные средства, полученные за счет гранта, не предусмотрены трудовым договором и не являются частью системы оплаты труда учреждений. Поэтому мы полагаем, что они не должны учитываться при расчете среднего заработка для выплаты отпускных.

Но существует и другое мнение: если организация-грантополучатель осуществляет выплаты за счет средств грантов физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях, в соответствии с трудовыми договорами, данные выплаты являются частью заработной платы (ст. 129 ТК РФ) и, соответственно, учитываются при расчете средней заработной платы. Если выплаты за счет средств грантов физическим лицам осуществляются в рамках гражданско-правовых отношений, данные выплаты не учитываются при расчете средней заработной платы (Письмо Минтруда России от 15.03.2016 N 17-4/В-107).

Как показывает практика, некоторые учреждения придерживаются второго мнения.

Читайте также  Внесение в свидетельство о регистрации изменения характеристик автомобиля
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector