Подготовка и осуществление систематизации российского законодательства

Подготовка и осуществление систематизации российского законодательства

Подготовка и осуществление систематизации российского законодательства

Систематизация российского законодательства

Проекты ограничения самодержавия, рассматриваемые властью в начале XIX века, существенная реорганизация государственного механизма и повышение его роли в сохранении существовавшего социально-экономического строя актуализировали вопрос упорядочения, систематизации российского законодательства.

Эта проблема существовала с XVIII века. Начиная с Петра I предпринимались попытки создать новое Уложение законов, заменившее бы Уложение 1649 года.

В 1801 году была образована очередная, уже семнадцатая Комиссия для составления законов[40], которая должна была систематизировать, достаточно запутанное, хаотичное российское законодательство.

Деятельность этой Комиссии не могла быть результативной в условиях существенной реорганизации государственного механизма, связанной с проектами ограничения абсолютизма. Их реализация потребовала бы создания нового законодательства.

После окончательного отказа от проведения политических реформ при новом императоре Николае I систематизация законодательства и создание Свода законов, рассматривается как важнейшая задача. Решаться она должна была в специально созданном в 1826 году II отделении СЕИВК. Систематизация законодательства должна была стать подготовительным этапом для создания Свода Законов. При этом руководствовались политико-правовым принципом, выраженным Н.М. Карамзиным, что для России «не надобно новых законов», а нужна инвентаризация, систематизация ранее изданных и распределение их по отраслям.

Если между двумя законами имелось противоречие, то в Свод законов должен был быть включен изданный позже.

Начальником II отделения СЕИВК был назначен известный юрист, экономист профессор Санкт-Петербургского университета М.А. Балугьянский. Он преподавал право Николаю I, который после воцарения заявил своему бывшему учителю, что он «хочет положить в основу государственного строя и управления силу и строгость закона». Законом он считал выраженную в определенной форме волю монарха, а подчинение им гражданским и нравственным долгом подданных. Для того, чтобы они могли выполнять этот долг законы должны быть понятны, систематизированы и содержаться в достаточно доступных Полном собрании и в Своде законов Российской Империи.

Общее руководство систематизацией законодательства и подготовкой Свода законов осуществлял возвращенный из ссылки М.М. Сперанский, получивший право докладывать о проводимой работе императору.

Систематизация законодательства начиналась с Уложения 1649 года, которое стало именоваться Соборным Уложением. Заканчивалось Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗ) указами, изданными императором Александром I в декабре 1825 года.

В 1830 году было издано Полное собрание законов, в сорока томах, содержащих более тридцати тысяч актов, расположенных в хронологическом порядке. Одновременно издается шесть томов приложений в виде хронологических, тематических указателей и иных справочных материалов. Это значительно облегчило пользование этим изданием.

Название Полное собрание законов (ПСЗ) достаточно условное, так как не все законодательные акты, изданные после 1649 года были в него включены. Не были найдены подлинники некоторых актов и публикаторы решили не включать в ПСЗ копии, некоторые акты не вошли в ПСЗ по политическим соображениям. В Полное собрание вошли и некоторые судебные решения, имевшие значение прецедента, акты толкования закона в виде разъяснений Сената как высшего судебного органа Российской Империи.

Работа по составлению ПСЗ продолжалась и после 1830 года. Готовилось второе издание ПСЗ, включавшее законодательные акты, начиная с Манифеста 12 декабря 1825 г. о восшествии на престол императора Николая I.

Составление ПСЗ открывало путь для решения главной задачи — подготовки Свода законов. В него включались только действующие законы, систематизированные по отраслевому принципу. Предлагалось, что законы, включенные в Свод, имеют силу, так как соответствуют законам, вошедшим в ПСЗ. Это не означало, что они должны были быть аутентичными. Допускалась новая редакция, не меняющая сущности, обобщение нескольких законов в один. Главным было сохранение преемственности, политико-правовой, идеологической связи Свода с ПСЗ, т.е. с законодательством феодальной России второй половины XVII-XVIII века. Один из руководителей работ по составлению Свода Законов М.А. Балучьянский признавал, что в отличие от законодательства западноевропейских государств, российское законодательство закрепляет сословный характер общества, правовое неравенство, крепостное право[41]. К середине XIX века это становилось апохронизмом, тормозом социально-экономического развития страны.

При составлении Свода был использован западноевропейский опыт кодификации. Важным принципом при этом было традиционное, идущее от римского права и вошедшее в западноевропейскую теорию и практику деление права на публичное и частное. В соответствии с ним М.М. Сперанский делил законы на государственные и гражданские.

Свод законов был издан в 1832 году, в январе 1833 года рассмотрен Государственным Советом и утвержден императором. Он вводился в действие с 1 января 1835 года.

Свод состоял из восьми отделов, опубликованных в пятнадцати томах. В первый отдел вошли Основные государственные законы, во второй — законы о центральных и местных государственных учреждениях и о государственной службе. Третий отдел, названный «Законы правительственных сил», содержал уставы о повинностях, податях, пошлинах, а также таможенный, лесной уставы и др. Специальный, четвертый отдел содержал все нормативные акты, определявшие права и обязанности сословий. В пятый отдел вошло гражданское законодательство, в шестом содержались кредитный, торговый, пожарный уставы, а также уставы о казенных селениях, о колониях иностранцев в Российской Империи. В седьмой вошли устав благочиния – все законы о полиции, об общественном призрении, уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержании под стражей, о ссыльных. В последнем восьмом отделе содержалось уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

В Манифесте, объявляющим Свод законов действующим источником права, указывалось, что его структура должна остаться неизменной. Все новые законы, уставы вносились в соответствующие отделы и тома Свода. Это означало, что власть не предполагала в ближайшее время издавать законы, существенно менявшие бы правовую систему российского абсолютизма.

Издание Свода законов стало заметным событием в российской общественной, научной, культурной жизни. Участие в создании ПСЗ, Свода законов стало хорошей школой для многих отечественных правоведов. Император Николай I, считавший издание Свода законов главным достижением своего царствования и многие современники надеялись, что наличие систематизированного, хорошо изданного законодательства, уменьшит возможность чиновничества злоупотреблять служебным положением, использовать неразбериху в законах в своих корыстных интересах и повысит доверие общества к государству[42]. Но даже строгое исполнение законов, сохранявших феодальные отношения, феодальные принципы права в середине XIX века не соответствовало потребностям общественного развития.

Свод законов не охватывал всего законодательства страны. В него не вошли местные законы, сохранившие свое действие в Польше, Финляндии, Прибалтийских губерниях, Закавказье после их вхождения в состав Российской Империи.

В Свод не вошли законы, регулирующие организацию вооруженных сил Российской Империи, порядок прохождения воинской службы, определение воинских правонарушений, преступлений, наказания за них, военные уставы. В царствование Николая I особое внимание уделялось укреплению дисциплины в постоянно увеличивавшейся армии. В военном министерства разрабатывались новые уставы, регламентировались права и обязанности военнослужащих. В 1839 г. издается Свод военных постановлений, а в 1851 г. – Свод морских уголовных постановлений.

После издания Свода законов М.М. Сперанский предполагал приступить к следующему этапу кодификации – составлению Уложений. Это предусматривало подготовку новых законов, отражающих потребности общественного развития и включение их в состав Уложений. Но Николай I санкционировал только составление Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Эту работу начал М.М. Сперанский, а после его смерти продолжил и завершил новый начальник II Отделения СЕИВК Д.Н. Блудов.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было утверждено Николаем I в 1845 году, со следующего года вводилось в действие, а в 1857 году с некоторыми изменениями вошло в пятнадцатый том Свода законов. Оно стало по существу первым российским уголовным кодексом.

При подготовке Уложения использовались достижения отечественной и западноевропейской юридической науки и в определенной степени принципы буржуазного права. Но важную черту феодального права – сословность Уложение сохраняло. Назначение наказания во многом определялось сословной принадлежностью правонарушителя. Из одиннадцати разделов Особенной части Уложения о наказаниях уголовных и исправительных девять были направлены на охрану существующего государственного, социально-экономического строя.

Продолжая традицию Соборного Уложения 1649 года, в Уложении о наказаниях … первые разделы посвящены преступлениям против православной веры.

Понятие преступления против веры в Уложении было более широким, чем в Своде законов. В последнем определялось тридцать одно, а в Уложении — восемьдесят преступлений против веры. Наказания за эти преступления были ужесточены.

Важнейшей задачей Уложения было сохранение крепостного права как социально-экономической основы существующего государственного строя. Оно оставляло за помещиками право наказывать своих крепостных, а главное рассматривало неповиновение крепостных крестьян своим помещикам как «восстание против властей, правительством установленных».

Свод законов, Уложение о наказаниях … было максимально возможным изменением российского права, с учетом развития буржуазных отношений в условиях внутренней политики, направленной на сохранение абсолютизма и нерешительности власти приступить к ликвидации изжившего себя крепостного права.

Власть начинала понимать опасность сохранения крепостного права, создавала многочисленные секретные комитеты, в которых искала пути его ликвидации. Но не смогла преодолеть сопротивление помещиков, боялась непредсказуемых для себя последствий отмены крепостничества. Хотя Николай I избрал для себя образцом для подражания Петра Великого, в отличие от него он не смог использовать возможности абсолютистского государства для проведения даже умеренных прогрессивных реформ. Традиционно употребляемые для характеристики периода царствования Николая I выражение «апогей абсолютизма», следует понимать как апогей консервативной политики, углубляющей социально-экономический, политический кризис в стране.

Глава 8. Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Управление систематизации законодательства и анализа судебной практики

Журавлева Елена Михайловна

Начальник Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

Кандидат юридических наук
Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса

Потрашкова Ольга Александровна

Заместитель начальника управления – начальник отдела систематизации законодательства и анализа судебной практики по гражданским делам Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

Михалева Наталия Владимировна

Заместитель начальника управления – начальник отдела систематизации законодательства и анализа судебной практики по делам об экономических спорах Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

Шалумов Михаил Славович

Заместитель начальника управления – начальник отдела систематизации законодательства и анализа судебной практики в области уголовного судопроизводства Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

Литвиненко Анна Владимировна

Заместитель начальника управления – начальник отдела систематизации законодательства и анализа судебной практики в области административного судопроизводства Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

Зимненко Богдан Леонидович

Заместитель начальника управления – начальник отдела международного права Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

Олейник Нина Николаевна

Начальник отдела статистического учета Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

Управление систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда осуществляет в пределах своей компетенции функции по работе с законодательством, анализу и обобщению судебной практики, а также другие функции, предусмотренные федеральными законами, приказами и распоряжениями по Верховному Суду.

Основными задачами Управления являются:

  • систематизация законодательства;
  • обеспечение деятельности Верховного Суда, касающейся его полномочий в области законотворчества;
  • содействие формированию правильной и единообразной практики применения законодательства судами при рассмотрении гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел, отнесённых к компетенции судов, образованных в соответствии с федеральным конституционным законом.

Основными функциями Управления являются:

  • ведение систематизированного учёта законодательства, общепризнанных норм международного права, международных договоров, поддержание их в контрольном состоянии;
  • подготовка отзывов, замечаний и предложений по проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с предметом ведения Верховного Суда;
  • участие в подготовке предложений по совершенствованию законодательства и разработке законопроектов, вносимых Верховным Судом в порядке законодательной инициативы;
  • подготовка ответов по запросам Конституционного Суда Российской Федерации;
  • обеспечение участия в межведомственных рабочих группах по разработке проектов международных договоров;
  • анализ и обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел, отнесённых к компетенции судов, образованных в соответствии с федеральным конституционным законом, в целях выявления вопросов, требующих разъяснений Пленума Верховного Суда;
  • участие в разработке проектов постановлений Пленума Верховного Суда по результатам проведённого изучения судебной практики;
  • подготовка обзоров судебной практики в соответствии с планом работы Верховного Суда и составление информационно-аналитических справок по поручению Руководства Верховного Суда;
  • систематизированный учёт и формирование базы данных судебной практики Верховного Суда;
  • работа над проектами ответов на запросы судов, касающиеся проблем применения судами законодательства;
  • подготовка материалов судебной практики для опубликования, участие в деятельности редакционной коллегии журнала «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации»;
  • анализ и обобщение решений международных межправительственных, в том числе судебных, организаций, содержащих толкование норм международного права, являющихся обязательными для Российской Федерации;
  • сбор данных статистической отчётности и формирование отчётов о результатах деятельности Верховного Суда по рассмотрению гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел, отнесённых к компетенции судов, образованных в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • анализ данных судебной статистики о деятельности судов общей юрисдикции, арбитражных и иных судов, образованных в соответствии с федеральным конституционным законом (далее — судов), во взаимодействии с Судебным департаментом при Верховном Суде;
  • участие в планировании и организации работы семинаров по повышению квалификации судей и работников аппарата Верховного Суда;
  • формирование библиотечного фонда библиотеки Верховного Суда, обеспечение судей и аппарата Верховного Суда нормативносправочными материалами;
  • организация работы музея истории Верховного Суда.

Систематизация российского законодательства

Изменение правовых норм в первой половине XIX века вызывались, с одной стороны, стремлением господствующих сословий сохранить феодально-самодержавные порядки и свои привилегии, а с другой — необходимостью приспособить их к изменяющимся условиям развития капиталистических отношений.

К началу XIX века в России ощущалась необходимость коди­фикации правовых норм. С 1649 г., когда было принято «Соборное уложение», накопилось значительное количество устаревших и противоречивых государственных актов, что затрудняло работу административных и судебных органов.

Попытки кодификации предпринимались неоднократно.

Ещё при ПетреI и Екатерине II начиналась разработка нового Уложения, но по ряду причин все эти намерения упорядочить российские правовые нормы не были реализованы.

В 1804 г. в этих же целях была образована ко­миссия под руководством Михаила Михайловича Сперанского которая подготовила проекты граждан­ского, уголовного и торгового уложений.

Но эти кодификационные акты не были приняты, так как консервативная верхушка дворянства усмотрела в них влияние за­конодательства французской революции и наполеоновской империи.

В 1826 г. Николай I поручил М.М. Сперанскому снова возглавить кодификационные работы, возложенные на II-е отделение Собственной его величества канцелярии.

В сравнительно короткий срок была проделана значительная работа.

Её первым результатом стало многотомное «Полное собрание законов Российской империи» (ПСЗ), заключавшее в себе расположенные в хронологическом порядке законодательные акты от Уложения 1649г. до последних указов императора Александра I.

При составлении ПСЗ выявлялись все прежние нормативные акты, проводилось их сличение, отбор действующих и совсем устаревших.

Николай I, стал настаивать на создании Свода законов, а не нового Уложения. Царь боялся слишком резкого обновления законодательства и порождения беспорядка. Поэтому он согласился только на сокращение дублирующих положений, уточнение формулировок, но только не на изменение содержания законов по существу.

Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826 г.), делами которого фактически ведал М.М.Сперанский.

Из двух воз­можных подходов к кодификации права — сведения существующих законов воедино и без изме­нений или составление нового Уложения — был выбран первый.

Образцом для будущего Свода стал кодекс Юстиниана.

Свод законов должен был состоять из восьми разделов и 15 томов:

1) основные государственные законы (т. I, ч. 1);

2) учреждения: а) центральные (т. I, ч. 2), б) местные (т. II), в) устав о государственной службе (т. III);

3) «законы правительственных сил»: а) устав о повинностях (т. IV), б)устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав таможенный (т. VI), г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. VIII);

4) законы о состояниях (т. IX);

5) законы гражданские и межевые (т. X);

6) уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышлен­ный (т. XI), б)уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заве­дениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностран­цев на территории империи (т. XII);

7) уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспор­тах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступ­лений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (т. XIV);

8) законы уголовные (т. XV).

Подобное разделение законов, по мысли Сперанского, основыва­лось на сосуществовании двух правовых порядков: государственного и гражданского.

Параллельно с работой над Сводом проходила работа по подго­товке хронологического собрания законов. Такие попытки предпри­нимались и ранее, но работа не доводилась до конца.

Второе отделе­ние канцелярии составило свой план работы.

Предполагалось весь правовой материал разделить на два этапа: первый — от Соборного Уложения 1649 г. до 12 декабря 1825 г. (манифеста Николая I), второй — от 12 декабря 1825 г. до текущего момента.

Создание Полного собрания законов было необходимо для рабо­ты над составлением Свода законов и стало подготовительным эта­пом к его изданию. Кроме того, для работы над каждой частью (отраслью) Свода подготавливалась своя историческая справка.

В Собрание вошло более трехсот тридцати тысяч актов.

Для каждой статьи Свода законов составлялся комментарий, но­сивший значение толкования, но не имевший силы закона.

Свод включал только действующие законы, что проверяли специальные ревизионные комитеты при министерствах и главные управления, куда направлялись составные отдельные части Свода. Ревизия окон­чилась в мае 1832г.

10 января 1832 г. Государственный Совет рассмотрел все подго­товленные пятнадцать томов Свода и (56 или 45?) томов Полно­го собрания законов.

Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской империи с 1 января 1835 г.

Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.

В ст. I Основных законов была сформулирована идея самодер­жавной власти: «Император Российский есть монарх самодержав­ный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не толь­ко за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Смертная казнь грозила всякому, кто имел даже умысел на покушение на особу и власть императора.

Царская власть закреплялась как наследственная, наследником признавался старший сын императора (в случае бездетности этого наследника престол мог перейти ко второму сыну императора).

Законодатель различал верховное и подчиненное управление. Органами верховного управления были: Государственный Совет, Комитет министров, канцелярии и двор императора.

К органам подчиненного управления относились Сенат и минис­терства. Сенат провозглашался высшим судебным органом, в его компетенцию входило представление мнений императору о проти­воречии принимаемых законов прежде изданным, надзор за деятель­ностью министров, получение от них объяснений.

«Полное собрание законов Рос­сийской империи» включало 30 920 различных правовых актов, и 6 томов приложений, в которые вошли указатели, книга чертежей и рисунков и т.п.

Впоследствии это издание продолжалось: второе — содержало около 62 тысяч актов правления Николая I и Александра II, в третье — вошли нормативно-правовые акты двух последних императоров, которые принимались до 1913 года.

Одновременно с ПСЗ проводилась работа по составлению «Свода законов Российской империи» (СЗИ).[44]

Она завершилась его опубликованием в 1832 г.

Введение «Свода» в законную силу состоялось 1 января 1835 г.

В него вошли законы, которые действовали в данное время, причём многие нормативные противоречия были устранены, а некоторые из актов подверглись сокращению.

Составители стре­мились сгруппировать законы по отраслям права.

В соответствии с этой системой, 15-ти томный «Свод законов» был разделён на восемь разделов, каждый из которых охватывал от одного до пяти томов.

В дальнейшем «Свод законов Российской империи» неоднократно переиздавался и действовал до 1917 г.

Кодификация российского права имела большое, прогрессивное значе­ние.

Хотя по существу право оставалось феодально-крепостническим, но всё же в новых кодексах в значительной мере учитывались происходящие в жизни общества и государства изменения, в том числе — интересы развиваю­щейся буржуазии.

Были заложены основы главных направлений законода­тельства: государственного, гражданского, уголовного и других, что послужило затем формированию соответственных отраслей права.

Вместе с тем принятые кодексы не были свободны от недостатков: в них содержался ряд архаичных статей, систематизация носила недостаточно чёткий характер, оставались некоторые противоречия и пропуски.

В 1836 г. была продолжена работа по кодификации уголовного права, которая завершилась принятием в 1845 г. «Уложения о наказани­ях уголовных и исправительных».

Читайте также  Заполнить миграционное уведомление о прибытии иностранного гражданина

Систематизация права в России в начале 19 века

На протяжении всей отечественной истории систематизации законодательства отводилось особое значение: огромное количество нормативных актов необходимо было структурировать и привести в единую, согласованную систему.

Причины систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:

    1. рост государственного бюрократического аппарата;
    2. централизация управления;
    3. значительное увеличение числа НПА.

Комиссия составления законов во главе с П.В.Завадовским (с 1801 г.) сменила Уложенные комиссии времён Екатерины Второй, результат работы которых был неудовлетворителен. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства, так как было дано указание привести в порядок существующие нормы права, за чем император наблюдал лично. С 1826 года подготовка Полного собрания законов возложена на Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Фактически комиссию возглавлял М.М. Сперанский — опытный юрист, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 — 1809 гг.

Этапы систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:

    1. сбор всех законов, изданных с момента принятия Соборного Уложения (создание Полного собрания законов);
    2. приведение их в определенную систему (создание Свода законов Российской империи);
    3. издание нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г..

Первым этапом являлось создание Полного собрания законов (наиболее полного сборника законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке). Собрание считается монументальным памятником русского права. Оно вобрало в себя все нормативные акты со времён Соборного Уложения 1649 года вплоть до начала царствования Николая I. Таких актов набралось свыше 50 тыс., излагались они в хронологическом порядке. Впоследствии Полное собрание законов дополнялось текущим законодательством. Таким образом, появилось второе Полное собрание законов Российской империи, включившее в себя акты до 1881 года.

После издания Полного собрания законов Сперанский реализовал второй этап работы — создание Свода законов Российской империи . При его составлении исключались устаревшие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.

В Своде законов материал был систематизирован особым образом. Если ПСЗ строилось по хронологическому принципу, то в Своде нормативные акты излагались в систематическом, а не в хронологическом порядке.

В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное (государственное и гражданское).

Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книгах. В 1885 г. к Своду был добавлен 16 том, включавший в себя процессуальное законодательство.

    1. законы об управлении (органах власти) и государственной службе;
    2. уставы о повинностях;
    3. уставы казенного управления (о податях, пошлинах, питейном сборе);
    4. законы о сословиях;
    5. гражданское законодательство;
    6. уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые, уставы об отраслях промышленности);
    7. уставы благочиния (врачебный устав, уставы о народном продовольствии, общественном призрении);
    8. уголовный закон.

Следующим этапом принято считать разработку Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Она началась сразу после создания Свода законов и производилась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Авторы Уложения помимо российского права изучили проекты многих европейских кодексов.

Проект Уложения был готов к 1844 г. После рассмотрения проекта в Госсовете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие 1 мая 1846 г.

Система российского права, оформленная в первой половине XIX в., действовала до Октябрьской революции.

Систематизация законодательства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Систематизация законодательства – это деятельность, направленная на совершенствование и систематизацию действующих нормативных актов в упорядоченную, внутренне согласованную и единую систему.

Систематизация призвана обеспечить наиболее облегченное восприятие той или иной информации. Так, когда информации оказывается достаточно много, ее изучение в хаотичном состоянии может быть затруднено.Именно поэтому была придумана систематизация, позволяющая разбить большой объем информации на разделы, главы, статьи, используя при этом различные способы и правила.

Цели систематизации законодательства

Законы необходимо систематизировать в определенных целях:

  • сделать законодательство страны доступным для понимания и дальнейшего применения;
  • для удобного использования норм, предписанных гражданам в законе;
  • устранить устаревшие и уже не эффективные правовые нормы;
  • разрешить юридические конфликты и ликвидировать пробелы в законодательстве.

Если законодательство упорядоченно и систематизировано, ориентирование во всей огромной системе нормативных актов будет гораздо проще. Это предоставляет возможность без труда найти нужный акт, ознакомиться с изменениями и коллизиями и т.п.

Способы систематизации законодательства

Для того чтобы систематизировать законодательство принято использовать определенные приемы (способы) систематизации. Теория права предусмотрела несколько таких способов:

  1. Учет – это самый простой из всех способов систематизации, который заключается в упорядоченном внесении информации в журналы, картотеки или в электронные системы (автоматизированный учет).
  2. Электронная систематизация является более современным способом систематизации. Он позволяет хранить информацию, использую при этом такие ресурсы, как «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант», являющихся специализированными компьютерными базами данных. Для группировки нормативно-правовых актов в этих системах используются разные критерии, например, предметно-хронологический.

Инкорпорация – это способ, который заключается в объединении всех нормативно-правовых актов в общие сборники, не меняя при этом содержания и сохраняя их самостоятельность. Основание для объединения в данном случае может быть различным (хронология, тематика актов, в зависимости от органа, издавшего акт и т.п.).

Важно, что содержание нормативно-правовых актов при этом не должно быть изменено, ни полностью, ни в части. Может меняться только внешняя обработка, например, исключение статей, которые потеряли юридическую силу.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Официальная имеет место быть, когда сборник актов утверждается каким-либо уполномоченным органом власти и имеет значение официального источника законодательства. Неофициальная, соответственно, такого значения не имеет.

Также можно выделить инкорпорацию хронологическую и предметную. Хронологическая объединяет акты по принципу их хронологии (даты издания), например, Собрание законодательства Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Система права и система законодательства в Российской Федерации. подробнее . Предметная инкорпорация заключается в объединении актов в соответствии с их тематикой.

Консолидация представляет собой способ, состоящий в том, что разные, но схожие по тематике нормативно-правовые акты объединяются в один. Данный способ используется тогда, когда большой объем нормативно-правовой информации отвечает современным реалиям, но является раздробленным. Когда создается новый акт, все акты, которые действовали прежде, теряют свою юридическую силу. В качестве примера можно привести Указ 1980г. Президиума Верховного Совета СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее «О праздничных и памятных днях», который включил в себя 48 отдельных нормативно-правовых актов.

  • Кодификация – это единственный способ, который предоставляет возможность произвести не только внешнюю, но и внутреннюю переработку законодательства. В данном случае принимается новый кодификационный акт: кодекс, закон и т.д.
  • Систематизация законодательства: понятие и виды

    В статье рассмотрена систематизация законодательства, понятие и виды таких форм правотворчества, как консолидация, инкорпорация и кодификация. Также представлены этапы проведения систематизации и проблемные вопросы регулирования кодификации законодательства.

    Основное понятие

    Понятие систематизации законодательства можно представить в виде целенаправленной деятельности компетентных органов, которая нацелена на совершенствование и упорядочение законодательства с целью удобства применения и использования на практике.

    Понятие систематизации включает несколько форм правовой деятельности:

    • сбор существующих нормативных актов, их размещение и обработка по определённой системе;
    • издание различных сборников и собраний;
    • принятие актов на основе объединения разрозненных норм права, которые были выданы по одному запросу;
    • систематизация законодательства на базе принятия актов, в которых содержатся старые и новые нормы права.

    Признаки и принципы систематизации

    Исходя из функций учреждений, осуществляющих учёт законодательных актов, можно выделить такие принципы систематизации:

    • достоверность информации, основанной на официальных источниках, а также на своевременности фиксации изменений, которые вносились в правовые акты;
    • систематизация законодательства, выражающая полноту информационной базы, обеспечивающей фиксацию справочной информации;
    • удобство использования, которое необходимо для качественного и оперативного поиска правовых сведений.
    • осуществляется правомочными органами, но в практике встречается и неофициальная систематизация;
    • приставляет собой особый вид юридически значимой деятельности;
    • систематизация законодательства по своей природе направлена на создание кодифицированных законодательных актов;
    • объектом деятельности выступает законодательство в виде системы правовых актов;
    • выражается в виде непрерывной деятельности правомочных лиц.

    Системность изначально заложена в правовой природе всех существующих нормативных актов. Систематизация российского законодательства включает такие цели:

    • установление, а также устранение существующих дефектов законодательства;
    • информационное влияние норм права на человеческое правосознание;
    • обеспечение максимального удобства пользования законодательными актами;
    • повышение эффективности действующего законодательства;
    • содействие исследованию и изучению законодательства.

    Систематизация законодательства отличается следующими свойствами:

    • обеспечивает обнаружение и ликвидацию всех несоответствий в нормах права, которые являются устаревшими или противоречащими друг другу;
    • позволяет производить совершенствование действующих норм права, придавать им непротиворечивость и системность;
    • дает возможность быстро ориентироваться в нормативной базе.

    Формы и виды

    Формы систематизации законодательства подразумевают следующее:

    • подготовку и издание различных сборников и собраний нормативных актов;
    • сбор государственными органами, учреждениями и предприятиями действующих правовых актов, их хранение и обработку;
    • подготовку и принятие норм права на базе объединения разрозненных актов;
    • принятие новых нормативных актов.

    Виды систематизации законодательства:

  • Кодификация.
  • Инкорпорация.
  • Консолидация.

    Кодификация

    Этот элемент систематизации представляет собой форму переработки действующих норм права, также он представлен в виде способа упорядочения законодательства, освобождения от устаревших норм.

    Систематизация и кодификация законодательства могут быть нескольких видов:

  • Всеобщая кодификация – принятие определённой серии кодификационных норм, а также создание согласованной системы правовых актов.
  • Межотраслевая кодификация. Допускает объединение норм права не в соответствии с отраслями, а по принципу регулирования всех категорий общественных отношений. Этот вид кодификации ещё называют комплексным, так как он считается дополнительным направлением в кодификационных работах, которые представляют существенное значение для общества.
  • Отраслевая кодификация. Выступает в виде формы систематизации законодательства, которая, по сути, охватывает те или иные отрасли права.
  • Специальная кодификация – издание актов, которые регулируют тот или иной институт права.

    Кодификация. Основные характеристики

    Кодификация имеет ряд отличительных черт:

    • регулирует значительную сферу отношений (трудовые, имущественные, брачно-семейные отношения);
    • кодифицированные акты координируют принципиально важные вопросы касательно общественной жизни, являющиеся нормативной основой того или иного института законодательства;
    • способы систематизации законодательства, выступающие в виде кодификации, рассчитаны на создание стабильных и устойчивых норм, которые направлены на длительный срок воздействия;
    • будучи итогом в совершенствовании законодательства, кодификация представлена в виде сводного акта, упорядочиваемого совокупность всех взаимозависимых друг от друга предписаний;
    • является документом, который включает в себя проверенные жизнью и практикой действующие нормы, обусловленные динамикой жизни общества.

    Инкорпорация

    К способам систематизации законодательства относится инкорпорация. Этот элемент представлен в виде формы систематизации, при которой правовые акты одного из уровней объединяются частично или полностью в издаваемые сборники.

    Инкорпорация представлена в виде постоянной деятельности государственных и других органов для поддержания законодательства в контрольном состоянии, для обеспечения его доступности, снабжения широкого круга субъектов достоверной информацией касаемо законов и нормативных актов действующей редакции.

    Инкорпорация выступает в виде низшего уровня систематизации и является предпосылкой для кодификации. Ее особенность заключается в том, что в правовое содержание актов не вносятся какие-либо изменения, поэтому и содержание таких норм, по сути, остается неизменным. Именно это свойство отличает ее от консолидации и кодификации.

    Классификация

    Виды систематизации законодательства в форме инкорпорации делятся в соответствии с юридической силой, характером размещения и объёмом охваченного материала, а также с методом его обработки.

    Исходя из юридической силы принятых собраний и сборников по субъекту, который производит систематизацию, различают такие виды инкорпорации:

    • Официальная – осуществляется по поручению, от имени или же с санкции уполномоченного органа правотворчества, который одобряет или утверждает подготовленный свод законов. Такое собрание законов наделено официальным характером, а следовательно на его материалы можно ссылаться в случае правоприменительной или правотворческой деятельности.
    • Полуофициальная – издание сборников и собраний законодательства, исходя из поручения правотворческого органа, специально уполномоченными органами. Правотворческий орган не производит официального одобрения и утверждения сборников, поэтому такие нормативные тексты не наделены официальным характером.
    • Неофициальная – осуществляется субъектами, не имеющими специальных полномочий для издания собраний законодательства. Поэтому такой вид деятельности осуществляется только по инициативе самого субъекта, и нормативные акты, соответственно, правовой силой не наделяются.

    В соответствии с характером расположения материала инкорпорация бывает:

  • Хронологической – нормы права расположены последовательно, исходя из даты издания. В таком порядке публикуются подзаконные акты и законы.
  • Систематическая – нормативные акты размещены по тематическим разделам, исходя из содержания. В каждом разделе произведено распределение актов в соответствии с предметным принципом (иными словами, исходя из сфер государственного воздействия).
  • Смешанная – при такой форме систематизации издания законодательных норм сочетаются по предметному и хронологическому принципу расположения материала. Это означает, что разделы собраний составляются тематически, а нормативные акты располагаются в порядке хронологии.

    Инкорпорация также классифицируется на основании объёма охваченного нормативного материала. По такому признаку различают частичную (отраслевую) и генеральную (полную) инкорпорацию.

    Исходя из методов обработки норм права, систематизация бывает:

  • Простой – из нормативных актов исключаются отменённые нормы, а также те положения, срок действия которых истёк.
  • Сложной – из сборников подлежат исключению формально не отменённые, но в то же время утратившие силу акты.

    Результат такого типа систематизации – инкорпорированные сборники, своды, собрания.

    Консолидация

    Способы систематизации законодательства, выступающие в консолидации, представлены в форме нормативного воздействия, при котором действующие нормативные акты подлежат объединению без изменения содержания. В этом случае акты правотворчества объединяются по признаку относимости к одному из видов общественной деятельности. Они подлежат утверждению органом правотворчества в качестве нового источника права, а предшествующие акты признаются утратившими законную силу.

    Субъектами консолидации являются официальные органы правотворчества.

    Стадии

  • Составление плана работы, указываются этапы, цели, необходимые средства для обеспечения такого рода мероприятия.
  • Подбор формы систематизации.
  • Определение объёма предполагаемого нормативного материала, который подлежит обработке.
  • Сбор и обобщение правового материала, а также его регистрация.
  • Освобождение материала от актов, которые были ранее отменены.
  • Составление списков актов, которые фактически не являются действующими, в силу чего подлежат исключению из последующей кодифицированной работы.
  • Утверждение оформленного списка с органами, которые принимали участие в утверждении непринятых актов законодательства.
  • Исключение из текстов действующих норм права вводных частей.
  • Создание алфавитной картотеки.
  • Разработка сборника, в котором будет изложен материал.
  • Установление имеющихся противоречий в законодательстве.

    Проблемы систематизации законодательства

    К основным недостаткам группирования отечественного материала относят следующие:

  • Часть разделов имеет устаревшее деление.
  • Финансовое право недостаточно глубоко разработано, так как не предполагает в своём составе раздела «Бухгалтерский учёт».
  • Классификатор имеет ряд ошибок, например, «Доверительная собственность» –подраздел, который содержится в разделе о собственности (Гражданский кодекс не предусматривает подобного института).
  • Среди форм фактически существующих образований встречаются такие виды организаций, как инофирмы, малые и совместные предприятия, биржи. Все это формы, не предусмотренные действующим Гражданским кодексом.

    Заключение

    В статье была рассмотрена систематизация законодательства, понятие и виды такой юридической деятельности, как кодификация, инкорпорация и консолидация. Основной особенностью систематизации является упорядочение законодательства совместно с его совершенствованием и обновлением. Итоговая цель систематизации – принятие новой, стабильно работающей законодательной системы.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector