Переселение собственников из аварийного жилья программа

Переселение собственников из аварийного жилья программа

Переселение собственников из аварийного жилья программа

Переселение собственников из аварийного жилья программа

Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 23.07.2013 N 240-ФЗ, от 31.12.2017 N 483-ФЗ, от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, — часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 240-ФЗ)

2.3. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

Ч. 3 ст. 16 распространяется на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, возникшие с 01.01.2009 (ФЗ от 17.12.2009 N 316-ФЗ).

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4 — 5. Утратили силу с 1 августа 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на:

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

(часть 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

Переселение собственников из аварийного жилья программа

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 апреля 2020 г. № 15026-МЕ/06 О переселении граждан из аварийного жилищного фонда

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрены обращения государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 19.03.2020 N ОР-03/155 (вх. Минстроя России от 19.03.2020 № 25058/МС) и от 30.03.2020 N ОР-03/185 (вх. Минстроя России от 31.03.2020 N 29583/МС) по вопросам применения положений частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда и сообщается следующее.

Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее -Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

При этом в статье 32 ЖК РФ сохранена действовавшая до вступления в силу Федерального закона N 473-ФЗ гарантия прав собственников на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (части 6, 7 статьи 32).

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения — собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее — меры поддержки).

Таким образом, установленное в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ условие, по мнению Минстроя России, не распространяется на реализацию прав собственника на предоставление жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ.

По вопросу установления различных требований к гражданам, которым могут быть установлены дополнительные меры поддержки, в части 8.1 статьи 32 ЖК РФ и в пункте 3 части 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — Федеральный закон N 185-ФЗ, Фонд ЖКХ) следует учитывать, что ЖК РФ является актом более высокой юридической силы, чем Федеральный закон N 185-ФЗ. Следовательно, положения Федерального закона N 185-ФЗ подлежат применению в части, не противоречащей ЖК РФ.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам-получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Данная норма вступила в силу 28.12.2019. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

В Минстрой России поступают запросы регионов относительно определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Следовательно, по отношению к гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения, не может быть применено ограничение по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, установленное частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона N 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.

Дополнительно сообщаем, что Минстроем России планируется осуществление мониторинга правоприменения различных дополнительных мер поддержки гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации.

По результатам анализа правоприменительной практики и с учетом степени востребованности гражданами дополнительных мер поддержки при переселении из аварийного жилья, Минстроем России при необходимости будут подготовлены соответствующие изменения в законодательство.

М.Б. Егоров

Обзор документа

Региональные власти вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жильем. Граждан, которые приобрели право собственности (кроме наследования) на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право на выплату возмещения за изымаемый объект. Минстрой разъяснил порядок применения данных норм.

В частности, указано, что граждане, которые приобрели квартиру в дар, по договору пожизненной ренты, пожизненного содержания с иждивением после признания дома аварийным, вправе при изъятии объекта претендовать на возмещение исходя из рыночной стоимости имущества.

Как в Подмосковье реализуются программы переселения из аварийного жилья

Аварийный дом в Подольске

Почти миллион человек в Московской области нуждается в переселении из аварийного и ветхого жилья. Это те, кто проживают в бараках, малоэтажных домах, построенных в годы войны, и хрущевках. Системная работа по улучшению условий проживания в Подмосковье ведется в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и инвестиционных соглашений. О том, как идет процесс обеспечения жителей региона современными и комфортными квартирами, читайте в материале портала mosreg.ru.

Программы переселения из аварийного жилья

Аварийную трубу проверили при помощи квадрокоптера в Дедовске

Переселение жителей из аварийного жилья в Подмосковье походит в рамках двух программ: адресной региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2016-2021 годы» и госпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Московской области на 2019-2025 годы». Они финансируются из федерального бюджета, средств консолидированного бюджета Московской области и бюджетов муниципалитетов.

До недавнего времени расселению подлежали только дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. Но в конце сентября 2021 года Президент России Владимир Путин поставил задачу ускорить реализацию программы расселения аварийного жилья. В связи с этим в нее также должны войти дома, признанные аварийными на январь 2021 года.

Сколько аварийного жилья в регионе

Аварийный дом снесли в Талдоме

По информации пресс-службы регионального Министерства строительного комплекса, на конец октября 2021 года общий объем аварийного жилищного фонда в Московской области составляет 14,1 тыс. аварийных помещений общей площадью 628 тыс. квадратных метров. Это 1 262 аварийных дома в 44 городских округах, где проживают более 35 тыс. человек.

Антилидерами по количеству аварийного фонда остаются следующие городские округа: Шатура (108 315,14 кв. м), Сергиево-Посадский (79 878,59 кв. м), Дмитровский (38 117, 35 кв. м), Богородский (24 317,47 кв. м) и Жуковский (23 882,50 кв. м). Некоторые из этих муниципалитетов также являются лидерами по объемам расселения жилых помещений, признанных аварийными и включенных в региональные программы по переселению и нацпроект. Так, до 2025 года в Сергиево-Посадском округе планируется расселить более 55 тыс. кв. м, в Дмитровском – 41,7 тыс. кв. м, в Шатуре – 32,3 тыс. кв. м.

Темпы расселения

Два аварийных дома снесли в Электрогорске

Всего в Московской области в 2019 году в новое жилье переехали 1,8 тыс. человек, в 2020 – 2,8 тыс. человек. В период с 2021 по 2025 год планируется расселить еще 385,6 тыс. кв. м в 41 городском округе. Обладателями современных комфортных квартир за это время станут более 23 тыс. человек.

Так как основной запрос жителей региона – увеличение объемов и темпов расселения, Московская область поступательно наращивает темпы в этом направлении. В 2019 году было расселено 48,5 тыс. кв. м, в 2021 планируется расселить уже более 52,2 тыс. кв. м аварийного жилья, в 2022 – 68,3 тыс. кв. м.

С начала 2021 года фактически расселено более 35,5 тыс. кв. м аварийного фонда. Переехать в новое современное жилье смогли 826 семей – это около 2,1 тыс. человек. До конца года будет расселено еще более 16,5 тыс. кв. м аварийного жилья, в котором проживает около 800 граждан.

В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» не предусмотрено расселение в следующих муниципалитетах: Балашиха, Власиха, Восход, Дзержинский, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Звездный городок, Королев, Котельники, Ленинский, Лотошино, Лыткарино, Молодежный, Протвино, Реутов, Химки, Черноголовка, Шаховская.

Читайте также  Как обменять поврежденные банкноты?

Соцнайм или собственность

Дом для переселенцев из аварийного жилья построят в Дмитровском городском округе

В Московской области в рамках программы переселения из аварийного жилья возводится много новых МКД, также за счет бюджетных средств приобретаются квартиры в строящихся домах и выкупаются жилые помещения на вторичном рынке.

Если квартира находится в соцнайме, то с нанимателем оформляется договор социального найма на новое жилье. Ему обязаны предоставить жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому. Новое жилье должно находиться в черте того же населенного пункта и не может быть менее благоустроенным, чем то, в котором гражданин проживал раньше.

Если жилое помещение в аварийном доме находится в собственности, то с его владельцем может быть оформлен договор мены. Законом предусмотрена возможность предоставления по соглашению с собственником взамен изымаемого жилья другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. То есть взамен старой квартиры государство может предложить жильцам другую. Но если рыночная стоимость предлагаемой квартиры окажется выше рыночной стоимости изымаемого жилья, необходимо будет доплатить эту разницу. Также владелец квартиры при расселении аварийного дома может получить денежную компенсацию за имеющееся у него жилье.

Программа реновации

Чтобы ускорить переселение граждан в комфортные квартиры в Подмосковье, весной 2021 года был запущен подготовительный этап глобальной программы реновации жилья. По информации пресс-службы регионального Министерства жилищной политики, к ее реализации будут привлекаться частные инвесторы. На месте бараков и ветхого малоэтажного жилья в ближайшие годы должны появиться современные многоквартирные дома. На данном этапе в Министерстве готовят большие пакеты документов – мастер-планы, в которых подробно будет описано, какими будут новые дома, с какими фасадами, коридорами, кухнями и остальным обустройством.

По словам министра жилищной политики Московской области Инны Федотовой, очень важно не только построить жилье, но и обеспечить его социальной инфраструктурой. Так как это будет внебюджетное финансирование, то застройщики получат заказы через конкурсы и аукционы.

«Стартует пилот после обсуждения этих вопросов с жителями и с учетом итогов их голосования на «Доброделе». И только после этого уже конкретные какие-то территории мы обозначим и вынесем на аукцион», – сообщила Федотова.

Крыша по выбору

Толкование норм закона высокой судебной инстанцией очень актуально, так как по статистике подобных исков немало по всей стране. Один из них — иск жительницы Якутска к городским чиновникам. В суде гражданка потребовала от местной администрации предоставить ей в собственность жилье взамен того, что идет под снос. Истица рассказала, что многоквартирный дом, в котором она живет, распоряжением администрации города признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Но то жилье, что ей предложили, ее не устраивает. В ответ на иск в суде чиновники рассказали, что администрация просто приняла решение изъятия квартиры истицы, так как все сроки расселения прошли, а женщина не переезжает. Выход, на их взгляд, — выселить. Истица же была уверена, что ей должны выделить «равнозначное занимаемому благоустроенное жилое помещение».

Но городской суд Якутска принял решение не в пользу жительницы аварийного жилья и в иске отказал. Судебная коллегия Верховного суда республики поддержала коллег. Пришлось истице обращаться в Верховный суд РФ.

В Верховном суде РФ спор изучили и с доводами гражданки согласились, так как, по мнению высокой инстанции, в деле «имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений». Нарушения Верховный суд РФ нашел в решениях и городского суда, и в апелляции.

Вот что увидел в материалах дела Верховный суд. Наша героиня купила квартиру в доме в 2014 году. За несколько лет до этого здание было признано аварийным и попало в республиканскую программу переселения. Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.

В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться. Это жилье давалось взамен «подлежащего изъятию для муниципальных нужд» квадратных метров в аварийном доме. Но истица не согласилась переселяться в предложенное жилье. И захотела другую квартиру, оговорив, что жилье хочет «без дополнительной платы». Городской суд, отказывая истице, исходил из того, что предоставление собственникам жилья взамен изымаемого «допускается только по соглашению с органом местного самоуправления». А такое соглашение «достигнуто не было», так как гражданка от предложенного помещения отказалась. Апелляция с формулировкой отказа согласилась. А вот Верховный суд РФ оказался не согласен.

Сначала Верховный суд РФ напомнил жилищные права собственника в доме, который признан аварийным. Об этих правах написано в статье 32 Жилищного кодекса. И там сказано следующее — в случае, когда собственник жилья в аварийном доме «не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором стоит аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждой квартиры в доме».

Возмещение за аварийное жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником.

Верховный суд РФ процитировал еще раз статью 32 Жилищного кодекса, в которой сказано — принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье. Это опять Жилищный кодекс, статья 32.

Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, подчеркивает Верховный суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.

Вывод из всего сказанного Верховным судом РФ такой — наша истица по своему выбору имеет право требовать либо выкупа своего помещения, либо предоставления ей другого жилья в собственность. Истица правильно известила администрацию города, что выбрала способ реализации своих жилищных прав, требуя предоставить другое жилье в собственность. От предложенного жилья гражданка отказалась. Но вот что важно: этот отказ не является отказом от выбранного гражданкой способа реализации жилищных прав «в виде предоставления другого жилья в собственность».

И вот что еще напомнил коллегам Верховный суд: вступил в законную силу отказ Якутского городского суда на иск администрации — принудительно переселить нашу героиню в то жилье, которое предложила администрация.

Вывод: по Закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» у местной администрации «имеется обязанность» предоставить истице в собственность другое равнозначное благоустроенное жилье. Но местные суды при вынесении решения об отказе гражданке в иске эти положения закона не применили, хотя они «подлежали применению».

И еще, в нарушение 196 статьи Гражданского кодекса якутские суды «ошибочно исследовали вопрос о наличии (отсутствии) оснований для внеочередного обеспечения истицы жильем по правилам 57-й статьи Жилищного кодекса, поскольку таких требований истица не заявляла».

Программа переселения из аварийного жилья продвигается темпами сверх планки, установленной национальным проектом — первый замглавы Фонда содействия реформированию ЖКХ

Первый заместитель генерального директора государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Олег Рурин дал оценку выполнения программы расселения аварийного жилищного фонда.

«Это очень масштабная программа. Если оценить ее за весь период, то из аварийного жилья переселены почти 1 млн 300 тысяч наших граждан. Это очень большой объём. Мы постоянно развиваем и совершенствуем механизмы расселения. Сейчас в рамках национального проекта «Жильё и городская среда» расселение тоже идёт достаточно активно», — сказал Рурин во вторник на онлайн пресс-конференции в «Интерфаксе».

По его словам, с 2019 года расселены 233 тысячи человек, проживавших в аварийном жилье площадью 3,9 млн кв м. «Это показатели, которые превышают планку, заданную национальным проектом. На конец года мы должны были расселить 3 млн 300 тысяч кв м. Так что у нас уже есть и запас, и перевыполнение», — сказал Рурин.

Он напомнил, что Президентом РФ поставлена задача по объемам этого года выйти на расселение 130 тысяч граждан. «Если ориентироваться на этот показатель, то у нас уже расселены 97 тыс человек, что соответствует текущему уровню выполнения — 74,6%. С учётом темпов, набранных субъектами РФ по реализации этого проекта, мы ориентируемся на то, что показатель в 130 тыс граждан по итогам года будет достигнут», — отмечает Рурин.

«Это стало возможным за счёт реализации целого комплекса мер, предпринятых в начале этого года. Наиболее существенное влияние оказал запуск механизма ускоренного финансирования программ сверх текущих лимитов финансирования регионов. Мы сделали возможным использование тех кассовых остатков, которые образуются у нас в плановом порядке на конец каждого года», — сказал он.

ПЕРЕДОВИКИ ПО РАССЕЛЕНИЮ

Рурин сообщил, что в настоящее время более 30 российских регионов реализуют программу в ускоренном режиме. «Если говорить о динамике реализации программы в региональном разрезе, то четыре региона программу уже выполнили. Это — Карачаево-Черкессия, Сахалинская область, Санкт-Петербург и Севастополь. По итогам этого года, Кабардино-Балкария, Чечня и Адыгея, а также Саратовская и Магаданская области, также выйдут на завершение программы», — сказал он.

По мнению Рурина, среди этих регионов Саратовская область выглядит особым образом. «Там объективно большие объемы аварийного жилья — более 200 тыс кв м. Реализация этой программы в кратчайшие сроки — достаточно хороший результат», — считает он.

В следующем году ещё 20 регионов планируют выйти на завершение программы. «В этом плане очень помогает Правительство РФ, которое находит возможность сдвижки объёмов финансирования влево. В том году сумма сдвижки составила 50 млрд рублей, в этом году — фонд уже получил 13 млрд. Сейчас рассматривается вопрос о возможности предоставления дополнительных объёмов финансирования до 79 млрд рублей», — сказал Рурин.

ОСОБЕННОСТИ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА

Первый замглавы Фонда отметил, что в 2022 году будет происходить объединение с Фондом дольщиков. «Это влечёт за собой дополнительные мероприятия, которые будут направлены на снижение рисков с тем, чтобы ритмичный ход реализации программы переселения не был нарушен. Напомню, что именно сегодня в Государственной думе в первом чтении рассматривается законопроект об объединении фондов», — сказал Рурин.

Другой важной задачей является развитие института комплексного развития территорий. «Мы имеем возможность предоставлять средства, которые направляются застройщикам по программе переселения из аварийного жилья. Именно в этом году механизм начал запускаться. Утвержден соответствующий закон. И Фондом одобрены две заявки на использование средств — в Марий Эл и Мурманской области», — сказал он.

Планируется, что до конца текущего года ещё восемь регионов подадут в фонд заявки на использование средств.

«Если говорить о перспективах следующего года, то до 30 регионов планируют активно использовать механизмы комплексного развития территорий. При этом следует отметить, что мы говорим о механизме комплексного развития территорий жилой застройки», — сказал Рурин.

Первый замглавы фонда также высказал своё мнение о причине недостаточно активного развития наёмного жилья.

«У нас высокий уровень выкупной стоимости за то жилье в аварийном фонде, которое принадлежит гражданам. Соответственно, потратив деньги на выкупную стоимость, у регионов просто не остаётся ресурсов для того, чтобы инвестировать их в строительство наёмного жилья. Если мы выплачиваем высокую выкупную стоимость, и строим наемное жилье, то фактически удваиваем объём расходов по программе. Это основная причина, которая сдерживает активное развитие наёмного жилья», — сказал Рурин.

Верховный суд объяснил, какое жилье считается равнозначным. И это не то, что вы думаете

В Кемеровской области стоял проклятый старый дом. В 2007 году его официально признали непригодным для проживания. Одну из квартир в этом доме занимала семья из четырех человек, среди них дочь и внук. У них был договор соцнайма на трешку площадью 54,3 м². Это не хоромы, но хотя бы у каждого поколения была своя комната.

В 2016 году им предложили квартиру большей площади, но не трешку, а двушку. Семья решила не переезжать.

Может быть, они сами почитали жилищный кодекс или им кто-то подсказал, но наниматели стали требовать себе трехкомнатную квартиру. Они решили, что равнозначная — это не меньше по площади и с таким же количеством комнат. Но они ошиблись.

На самом деле равнозначная квартира — равная по площади, а не по количеству комнат

Городская администрация не согласилась выделить трехкомнатную квартиру. А жильцы в ответ отказались добровольно выехать из аварийного дома. Администрации пришлось подать в суд, чтобы выселить их принудительно: жить в доме было опасно.

Что сказали суды?

Суды первых инстанций посчитали, что выселить нанимателей в двушку — значит ухудшить их жилищные условия. И новая квартира неравнозначна старой. Они отказали администрации в иске и не разрешили принудительно выселять нанимателей.

А Верховный суд говорит: если в квартире меньше комнат, чем у нанимателей было в аварийном доме, то так можно. Такая квартира всё равно может быть равнозначной. И даже если в старой квартире слишком много жильцов, есть разнополые дети и семья нуждается в улучшении жилищных условий, это тоже необязательно учитывать при выселении.

В жилищном кодексе есть четкое указание, что квартира должна быть равнозначной по общей площади . Это главный аргумент для Верховного суда.

Но ведь у семьи реально ухудшились жилищные условия. Две комнаты не могут заменить три, даже если кухня и ванная больше. Разве это законно?

Это законно. Квартиры при расселении аварийных домов выделяют не чтобы улучшить жилищные условия, а как компенсацию. Главное, чтобы квартира соответствовала требованиям к жилым помещениям. Есть цель переселить людей в безопасное жилье, но нет цели одновременно повысить уровень комфорта, даже если наниматели в этом нуждаются. Для таких случаев бывают другие программы и другие законы.

Общая площадь предоставленной семье двухкомнатной квартиры — 55,87 м², и это чуть больше, чем было. Зато жилая площадь в двушке — 24,85 м², а это на 30% меньше, чем было. И комнат тоже стало меньше.

Но Верховный суд объяснил, что это не ухудшение жилищных условий. По таким основаниям отказать в принудительном выселении нельзя, а других никто не заявил. Теперь дело будут рассматривать заново.

Сейчас на каждом углу трубят про московскую реновацию. Там равнозначные квартиры — это в которых и жилая площадь не меньше, и комнат столько же. Кому верить?

В случае с московской реновацией речь идет не о жилищном кодексе, а о московском законе о допгарантиях. В нем равнозначной считается квартира с такими характеристиками:

  • жилая площадь не меньше;
  • количество комнат такое же;
  • общая площадь больше;
  • находится в том же районе города;
  • отвечает городским стандартам благоустройства.

Пока эти гарантии не действуют. Эта трактовка равнозначной квартиры будет актуальна, только когда вступит в силу федеральный закон. Его пока не приняли, и неизвестно, когда примут и в какой редакции.

Вот что нужно понимать москвичам, которых может коснуться реновация.

  • Если нанимателей будут выселять из аварийного дома на общих основаниях, то могут вместо трешки дать двушку и меньше по жилой площади. А еще могут переселить в другой район. Если жильцы не согласятся переехать, их выселят принудительно. Это законно.
  • Если будут выселять по программе реновации, то вместо трешки дадут трешку, а жилая площадь не уменьшится. Но так будет, только если дом войдет в программу. Если не войдет, но когда-то его снесут, допгарантий может не быть.

В законе о допгарантиях одинаковые условия для нанимателей и собственников. Но этот закон касается только Москвы и не действует в других регионах.

А как на общих основаниях выселяют собственников из аварийных домов? У них такие же условия, как у нанимателей, и можно получить равнозначную по площади квартиру?

По жилищному кодексу с собственниками по-другому. Условие о предоставлении равнозначных по общей площади квартир действует только для договоров соцнайма, но не для собственников.

Если квартира в собственности, а дом признали аварийным, за нее должны выплатить рыночную стоимость, компенсировать убытки, связанные с переездом, и даже упущенную выгоду. Равнозначную квартиру не дают.

Это значит, что квартиру в старом доме оценят по рынку, но этих денег может не хватить на новую квартиру с таким же количеством комнат и такой же жилой площадью. Обменять старую квартиру на аналогичную новую можно только с доплатой. Собственнику дают время договориться с властями по поводу компенсации и переезда, а если не получится, могут выселить принудительно. В законах есть для этого порядок и основания.

Получается, что при выселении из аварийного дома наниматель получит квартиру такой же общей площади, а собственник — только деньги с учетом износа .

Это же несправедливо! Почему наниматели и собственники не в равных условиях?

Такой закон. Квартира, которую государство выделяет по договору соцнайма, по-прежнему принадлежит государству, и бюджет как будто ничего не теряет. А собственникам выплачивают деньги из бюджета, поэтому переплачивать никто не хочет. Выплатят только ту сумму, которую собственник получил бы от любого другого покупателя.

Если в регионе есть адресная программа, могут быть другие условия расселения. Но если такой программы нет или дом в нее не входит, действуют общие правила.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector