Ответственность за нарушение пдд при плохой видимости дорожных знаков и разметки

Ответственность за нарушение пдд при плохой видимости дорожных знаков и разметки

Ответственность за нарушение пдд при плохой видимости дорожных знаков и разметки

Какова ответственность водителя за нарушение ПДД, если дорожных знаков и разметки не видно

Привлечение к уголовной или в административной ответственности возможно только при условии доказанности вины правонарушителя или преступника.

Соответственно, недоказанность или отсутствие вины исключает любой вид ответственности. Ниже мы поговорим о формах вины и о том, что может грозить водителю за нарушении ПДД, при условии, что дорожных знаков или дорожной разметки по тем или иным обстоятельствам не видно.

Пределы ответственности

В процессе управления автомобилем водитель должен соблюдать требования дорожных знаков и дорожной разметки. Однако, для соблюдения и того и другого он должен видеть их беспрепятственно. При этом нередко дорожные знаки скрываются листвой деревьев или рекламными щитами, а дорожная разметка может быть стертой либо покрытой грязью и снегом.

Для того чтобы нарушение требований знаков и разметки стало составом административного правонарушения, должно одновременно совпасть два условия:

  • водитель видел или должен был видеть дорожные знак или разметку, однако проигнорировал их;
  • факт нарушения должен быть зафиксирован и доказан.

Верхний пункт из приведенного выше списка акцентирует внимание на том, что водитель либо видит, либо должен видеть знаки и разметку. Это означает, что знаки и разметка должны быть реальными и видимыми.

Справедливости ради следует заметить, что разметка и знаки в большинстве случае дублируют друг друга.

То есть, если стерта разметка, то в поле видимости водителя должен быть соответствующий знак. И в этом случае нельзя требовать исключения ответственности за нарушение дорожной разметки, поскольку, пусть водитель не мог разглядеть стертую дорожную разметку, но обязан был видеть дорожный знак.

Другое дело, когда одновременно невидимы и дорожный знак, и дублирующая его разметка. В этом случае вины водителя быть не может, поскольку он не видел и не мог видеть того, чего в реальности не видно. Соответственно, исключается и привлечение водителя к административной или уголовной ответственности.

Формы вины

Существует две формы вины гражданина: с умыслом и по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если гражданин сознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел его вредные последствия и желал наступления таких последствий или сознательно их допускал либо относился к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если гражданин предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

В обоих случаях гражданин предвидит возможные последствия противоправного деяния, но тем не менее их совершает и поэтому считается виновным в совершении административного правонарушения.

Если говорить о событиях, которые могут произойти по причине нарушения требований дорожных знаков и дорожной разметки, то при условии их «нечитаемости» или «невидимости» исключается и вина водителя, поскольку он не только не имел умысла на совершение правонарушения, но даже не мог предполагать о том, что совершает правонарушение.

Таким образом, будет незаконным любое постановление о привлечении водителя к уголовной или к административной ответственности за несоблюдение ПДД, если:

  • дорожная разметка не видна по любой причине и при этом не дублируется соответствующим дорожным знаком;
  • и дорожная разметка и дублирующий дорожный знак в равной степени не видны или «нечитаемы».

При подобных условиях водитель вправе полагать, что движение осуществляется по общим правилам и на общих условиях.

Лихач за кадром

Суть же проблемы заключается в том, что именно для собственников машин сделано исключение из нерушимого правила презумпции невиновности. То есть в случае вынесения ему штрафа он сам должен доказать, что ничего не нарушал. Практика наказания водителей развивается довольно странным образом, и некоторые инспекторы ГАИ, а также судьи считают, что бремя доказания невиновности при нарушении правил лежит на самом водителе. Однако Верховный суд по-другому посмотрел на эту ситуацию.

Предположим, на фотографии видно, что водитель движется с неправильной стороны от двойной сплошной. Он точно нарушает правила. Или на фотографии видно, как водитель разворачивается через сплошную. Это случаи бесспорные. А вот как быть в ситуациях, когда на фотографиях не видно ничего, кроме самого автомобиля?

Где доказательства нарушения правил? А главное, каких конкретно? Если речь идет о превышении скорости — это показания радаров. А если речь идет о нарушении разметки или знаков? Верховный суд посчитал, что в спорных ситуациях судьи должны изучать все обстоятельства дела.

Такое произошло и с Денисом Асташиным, который получил «письмо счастья» от Центра автоматизированной фотовидеофиксации ГИБДД Самарской области. На снимке машина едет по прямой. А в постановлении указано, что он совершил нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.16 КоАП, то есть поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За что на него наложен штраф в тысячу рублей.

Так как пояснений в письме, что же именно нарушил Асташин, не было, он решил обжаловать это постановление.

Но суд первой инстанции посчитал, что водитель допустил поворот налево в нарушение требований, предписанных дорожным знаком 5.15.1 «Направления движения по полосам». При этом сослался на письменный отзыв инспектора центра.

Инспектор указал, что «на фотоматериале, хранящемся в официальной базе данных, отображено, что водитель допустил проезд из правого ряда налево, проигнорировав требования, предписанные дорожными знаками и разметкой проезжей части дороги».

Также суд указал на обязанность по доказыванию невиновности собственника машины. А он таких доказательств не представил. С судом первой инстанции согласилась и апелляционная. Однако не согласился Верховный суд.

Он отметил, что из представленных в деле фотографий усматривается лишь то, что автомобиль якобы нарушителя движется прямо, пересекая стоп-линию.

Вмененный водителю поворот налево или разворот в неположенном месте или с нарушением правил на снимках не запечатлен.

Кроме того, в постановлении не указано, какое именно нарушение совершил Асташин: требования чего конкретно он нарушил? Какие знаки или какая разметка запрещала ему совершить данный маневр в этом месте дороги? Есть только ссылка на отзыв инспектора ЦАФАП. Также на снимках нет знаков, на которые ссылается автоинспектор.

При этом суд первой инстанции, а также апелляционный не запрашивали дислокацию дорожных знаков и разметки на данном участке дороги.

Кроме того, он не допросил инспектора. А отзыв этого инспектора был приобщен к делу в виде незаверенной должным образом копии. То есть такой документ не может служить доказательством и вообще не мог быть приобщен к делу.

Что же касается исключения из презумпции невиновности, то разбирательство по делу не отменяет необходимость суда выяснить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Одной статьей об исключении необходимости доказывания, кто был за рулем, Кодекс об административных правонарушениях не исчерпывается. Например, есть требования статей 24.1, 26.1 КоАП о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также требования статей 26.2, 26.11 Кодекса о непосредственности исследования доказательств. Так вот они при рассмотрении дела в нижних инстанциях соблюдены не были. А есть еще другие статьи КоАП, направленные на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях. И на это не раз указывал в своих определениях Конституционный суд.

Такое распределение обязанностей по доказыванию факта нарушения правил, как указал Верховный суд, не освобождает ни уполномоченные органы, то есть ГИБДД, ни суды от сбора и предоставления необходимых доказательств нарушения правил.

Верховный суд также напомнил, что любые сомнения в виновности того или иного лица толкуются в пользу обвиняемого.

Но всех этих установленных законом требований не исполнил ни суд первой инстанции, ни апелляционный.

А поэтому Верховный суд отменил все решения нижестоящих судов по этому делу, а также само постановление о штрафе. А производство по делу прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств.

Верховный суд еще раз пояснил, что для решения о нарушении только фотографии еще недостаточно. Необходимо исследовать и другие доказательства. А раз их нет, то трактовать все сомнения следует в пользу обвиняемых. При обжаловании «писем счастья» суды обязаны исследовать все обстоятельства дела.

Понятно, что из-за штрафа в 500 рублей не каждый водитель пойдет жаловаться. Но даже малое количество жалоб должно быть серьезным сигналом местным властям и ГИБДД о том, что у них что-то неправильно работает.

Ответственность водителя за нарушение ПДД, в случае если разметки и дорожных знаков не видно

В некоторых случаях выполнение требований ПДД РФ может оказаться затруднительным ввиду того, что дорожная разметка или знаки не видны по причине неблагоприятных погодных условий или ремонтных работ на дороге. Например, дорожная разметка окажется невидимой под слоем снега или грязи, или же разметка может быть стерта до состояния неразличимости.

В связи с этим интересным представляется вопрос: какова ответственность водителя за нарушение ПДД, в случае если разметки и дорожных знаков не видно по причине плохих погодных условий или иных факторов. Чтобы разобраться в данном вопросе, нам необходимо определиться с понятиями, начиная с понятия административного правонарушения.

Что такое административное правонарушение

Нарушение Правил дорожного движения в основной массе случаев, если данное нарушение не привело, вольно или невольно, к причинению ущерба здоровью или жизни потерпевшего или к другим признакам уголовно наказуемого деяния, предполагает административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

В этом определении можно выделить основные неотъемлемые признаки административного правонарушения:

  • Данное действие или бездействие противоправно, то есть совершено в нарушение требований какого-либо нормативно-правового акта. Если соответствующей нормы в КоАП РФ или в соответствующих административных законодательствах субъектов РФ нет, значит, действие не является противоправным;
  • Действие или бездействие должно быть виновным, то есть обязательно должна быть установлена вина совершившего данное действие или бездействие лица.

Рассмотрим понятие вины подробнее. Какие формы вины существуют в соответствии с законодательством?

Согласно ст. 2.2 КоАП РФ, существует две формы вины: с умыслом или по неосторожности. Умышленное правонарушение совершается гражданином при:

  1. Осознании противоправного характера данного действия или бездействия;
  2. Если гражданин, совершая данное действие или бездействие, предвидел его вредные последствия;
  3. Если гражданин, совершая данное действие или бездействие, сознательно допускал наступление вредных последствий, относился к ним безразлично или желал их наступления.

Правонарушение считается совершенным по неосторожности в случаях, когда нарушитель предвидит возможные последствия своего действия или бездействия, однако же:

  • Или без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение негативных последствий;
  • Или не предвидит наступления вредных последствий, хотя должен и был в состоянии их предвидеть.

Говоря о том какова ответственность водителя за нарушение ПДД, в случае если разметки и дорожных знаков не видно, следует понимать, что независимо от формы вины, с умыслом или без умысла, вина присутствует в обоих случаях, когда гражданин совершает противоправные шаги, поэтому данные действия или бездействие гражданина рассматриваются как административные правонарушения, а гражданин будет считаться виновным. Какова ответственность за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки Вы можете узнать из статьи, опубликованной ранее.

Ответственность при нарушении ПДД при отсутствии видимости разметки

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, привлечь к административной ответственности можно только в том случае, когда вина лица, совершившего действие, установлена. Так же и действие, которое совершает водитель, согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ может рассматриваться как административное правонарушение, только если в действиях водителя есть признак виновности.

Исходя из этого и учитывая возможность таких условий, когда дорожная разметка на дороге не видна вследствие того, что она стерта, занесена грязью или снегом, водитель не может предвидеть значение разметки, которую он не может разглядеть по объективным причинам. Такая же ситуация возможна, если на участке дороги невозможно прочитать дорожные знаки ввиду того, что они сломаны, висят слишком высоко, скрыты листвой деревьев, строениями, занесены снегом, залеплены грязью и т.п. В этих ситуациях водитель не может знать о том, что данный участок дороги регулируется разметкой или дорожными знаками.

Если при этом водитель невольно нарушает требования знаков или разметки, которые он не может увидеть, в этом действии вина водителя объективно отсутствует. Следовательно, действие водителя не может рассматриваться как административное правонарушение и не влечет за собой административной ответственности.

Может ли инспектор оштрафовать за пересечение разметки, которой не видно

Мы уже разбирались в том, какой штраф предусмотрен на пересечение сплошной линии разметки и можно ли завершить обгон через сплошную, выяснив, что поблажек водителю в такой ситуации ожидать не стоит. Сегодня разберем еще одну популярную ситуацию: пересечение сплошной линии разметки, которая по какой-то причине не видна. Причин может быть предостаточно: повреждение и износ самой разметки, осадки, грязь, лужи и так далее. Дают ли все эти обстоятельства возможность оспорить мнение инспектора, остановившего и выписавшего штраф за пересечение сплошной?

Для начала кратко разберемся в правовой стороне вопроса. Нарушения ПДД относятся к административным, а КоАП к фиксации нарушений относится однозначно. Часть 1 статьи 1.5 КоАП указывает, что «лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина», а часть 4 уточняет, что «неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица». Таким образом, при отсутствии видимой разметки и, соответственно, при наличии неустранимых сомнений в виновности водителя ситуация должна толковаться в пользу последнего. Это дает водителям возможность обжаловать штраф в ситуации, когда их вина неоднозначна. Стоит понимать, что речь идет именно об обжаловании полученного штрафа: не нужно спорить с инспектором, пытаясь переубедить его, или отказываться от подписания протокола. Нужно документально зафиксировать свою аргументацию и по возможности приложить максимум доказательств своей невиновности. Давайте разберемся, когда это возможно и как это сделать.

Давайте определимся: когда мы говорим о штрафе за пересечение разметки, обычно речь идет о пересечении одинарной или двойной сплошной линии. Штрафы за такое нарушение довольно суровые: в частности, за обгон через сплошную светит штраф в 5 тысяч или лишение прав на 4-6 месяцев, а при повторном нарушении – лишение на год. Так что если у водителя действительно есть основания считать себя невиновным, ему есть за что побороться.

Но шансы на успех в этой борьбе есть далеко не всегда. Нужно понимать, что штраф, выписанный инспектором, не получится обжаловать, если пересечение сплошной линии разметки было совершено там, где это запрещено не конкретными дорожными знаками, а общими ПДД. Другими словами, если водитель выехал на встречную полосу не просто на трассе в зоне действия знака «Обгон запрещен», а там, где обгон запрещен правилами всегда. Мы собирали полный список зон, где запрещен обгон, давайте их перечислим. Итак, штраф за нарушение невидимой разметки не получится оспорить, если это произошло:

  • на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Кроме того, правила запрещают обгон и на регулируемых перекрестках. И хотя непосредственно на них сплошной линии разметки нет, она есть на выезде и на въезде с перекрестка, так что доказать свою правоту при обгоне на регулируемом перекрестке тоже не выйдет.

Отдельно стоит отметить пункт 9.2 ПДД, который гласит, что «на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения», а «повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой». Если даже при абсолютно нечитаемой разметке движение по дороге осуществляется в два и более ряда в каждом направлении (например, в снегу накатано по две колеи в каждую сторону), обгонять по встречной полосе не стоит: доказать свою правоту в суде вряд ли удастся. Однако если, например, на четырехполосной дороге в условиях снегопада используются лишь две полосы, по которым накатаны колеи, а все остальное дорожное полотно засыпано снегом, то шансы доказать свою невиновность у водителя есть. Правда, заниматься этим придется ему самому.

И еще одно замечание, касающееся движения по участку дороги с нечитаемой разметкой. Обычно в качестве дополнительного аргумента в пользу водителя многие ссылаются на ГОСТ 52289-2004, регламентирующий правила применения дорожных знаков и разметки. В пункте 4.4 этого ГОСТ было указано, что «на участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки». Однако ГОСТ 52289-2004 уже выведен из использования, а из актуального ГОСТ Р 52289-2019 пункт 4.4 полностью исчез.

Если водитель уверен в том, что он не мог предугадать наличие разметки, он вправе оспорить полученный штраф. В момент составления протокола водителю стоит внести в него замечания о дорожной обстановке и указать, что с нарушением он не согласен. Ну а затем нужно обжаловать полученное постановление об административном правонарушении. И вот для этого нужно собрать максимально подробную доказательную базу.

Непосредственно на месте остановки водителю нужно зафиксировать с помощью фото- и видеосъемки обстоятельства нарушения. Самое важное – разумеется, доказательства того, что разметка на участке дороги не видна или отсутствует, а также нет знаков, запрещающих обгон, поворот или разворот. Если знаки есть, но тоже нечитаемы (например, покрыты снегом), их также нужно зафиксировать на фото и/или видео. На камеру должны попасть не только участок дороги, где произошла остановка, но и данные, которые позволят опознать его: таблички с номером километра трассы, названия улиц, номера окружающих домов и так далее. Кроме того, в фото- и видеоматериалах должна быть указана корректная дата съемки. Если автомобиль оборудован видеорегистратором, копию записи обжалуемого нарушения тоже нужно подготовить для предоставления в суде.

Следующий шаг – предоставление собранных доказательств в ходе судебного заседания по делу об административном правонарушении. Суд должен принять во внимание обстоятельства нарушения, и при отсутствии оснований для однозначного установления виновности водителя наказание может быть отменено.

Если инспектор может не разглядеть траекторию движения автомобиля, частично пересекающего сплошную линию разметки под снегом, то камера автоматической фотовидеофиксации нарушений работает практически безошибочно: она ориентируется не по разметке, а по запрограммированным границам полос, так что фактически она «видит» линии в любых условиях. Однако в ГИБДД уже заявляли, что работа дорожных камер в плохую погоду должна либо приостанавливаться, либо контролироваться человеком, а нарушения, зафиксированные камерами при нечитаемой разметке, могут и должны быть обжалованы. Стоит оговориться: речь идет о тех случаях, где нет возможности четко идентифицировать само нарушение: например, если на снимке с камеры не видно ни разметки, ни соответствующего дорожного знака, но зафиксировано пересечение сплошной. Такие нарушения обычно отсеиваются операторами контроля камер, но если вы все же получили подобное постановление, его можно и нужно обжаловать. Правда, стоит понимать, что если на снимке не видна разметка, но виден, например, знак запрета обгона, такое постановление обжаловать не получится.

Какие штрафы за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки в 2021 году

Если не соблюдать требования ПДД, определяющих правила движения по полосам, то можно попасть на штраф от 500 до 2000 рублей или предупреждение, это если речь не идет о движении по встречной полосе или штрафах за неправильную парковку (тогда все гораздо строже).

Знаки, предписывающие направление движения по полосам:

  • Знак 4.1.1 «Движение прямо»
  • Знак 4.1.2 «Движение направо»
  • Знак 4.1.3 «Движение налево»
  • Знак 4.1.4 «Движение прямо и направо»
  • Знак 4.1.5 «Движение прямо и налево»
  • Знак 4.1.6 «Движение направо или налево»

За нарушение требований знаков, указывающих движение по полосам — штраф 500 рублей или предупреждение.

  • Знаки 4.4.1 и 4.5.1, обозначающие пешеходную и/или велосипедную дорожку .

За нарушение — штраф 2000 рублей .

  • За выезд под знак 5.14 на полосу общественного транспорта — штраф 1500 рублей (в Москве и Санкт-Петербурге 3000 рублей).
  • Знаки 5.15.1, 5.15.2 и 6.3.1, 6.3.2, указывающие на направление движения по полосам с возможностью поворота или разворота и движение по полосам на перекрестке — штраф от 1000 до 1500 рублей.
Читайте также  Как оформить развод с гражданином другой страны

Штраф за нарушение разметки может доходить до 5000 рублей , в зависимости от конкретного случая:

За наезд на разделительную линию штраф составит 500 рублей (но инспектор может ограничиться и предупреждением) и еще 1500 рублей, если водитель не заметит нарушения и продолжит по ней двигаться.

При наказании за нарушение правил разметки ПДД не разделяют понятия «пересечение» и «наезд». Наезд на разметку хотя бы одним колесом считается пересечением.

Пересечение сплошной линии разметки или даже наезд на нее колесами квалифицируются не как нарушение правил разметки, а как выезд на встречную полосу и караются штрафом в 5000 рублей или лишением прав от 4-х до 6-ти месяцев.

Если причиной заезда на встречную полосу стала необходимость объезда препятствия, штраф будет, как за нарушение разметки при перестроении — от 1000 до 1500 рублей.

В случае если полосы для поворота или разворота обозначены знаками и разметкой, штраф, например, за поворот со второго ряда будет от 1000 до 1500 рублей.

Что делать, если получил штраф за разметку и знаки

Оплатить со скидкой в приложении Дром Штрафы

С приложением Дром Штрафы можно своевременно отследить назначение штрафа и не пропустить сроки обжалования и оплаты:

  • Как только по штрафу ГИБДД вынесет постановление об административном правонарушении, и он появится в информационной базе, водитель получит уведомление и не пропустит 20-дневный льготный период, в течение которого штраф за страховку можно оплатить с 50% скидкой.
  • Оплатить штраф можно прямо из приложения при помощи привязанной банковской карты буквально в несколько кликов. Благодаря оперативному обмену информацией между платежной системой приложения Дром Штрафы и ГИС ГМП (Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах) вы будете исключены из базы неплательщиков ГИБДД в течение нескольких часов.
  • Пользоваться приложением просто:
  • его можно скачать и для iOS, и для Android
  • для проверки штрафов ГИБДД через официальные источники достаточно двух документов — СТС и прав. При этом вбивать данные СТС вручную не обязательно, достаточно отсканировать.

Оспорить штраф

Оспорить штраф за управление ТС без страховки можно, как и любой другой штраф ГИБДД — в течение 10 дней с даты получения копии постановления о назначении штрафа. Для этого надо подать жалобу в подразделение ГИБДД, выписавшее штраф, или сразу в районный суд.

Оплатить без скидки

На оплату штрафа дается 70 дней, из них в последние 50 дней штраф придется оплатить полностью, вне зависимости от того, находится он на тот момент на обжаловании или нет.

Когда и как можно оспорить штраф за разметку и знаки

Штраф за страховку оспорить, подав на него жалобу в отделение ГИБДД, вынесшее постановление или в территориальный суд в течение 10 дней с даты получения копии постановления.

За подачу жалобы в суд надо будет оплатить госпошлину (за жалобу в ГИБДД ничего платить не надо).

Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону

В России за одно и то же нарушение могут оштрафовать как на 500 рублей, так и на 5 тысяч.

Пленум Верховного суда объяснил водителям, судам и сотрудникам ГИБДД, как правильно штрафовать за нарушения, по каким статьям наказывать и что делать в сложных случаях. Мы уже разобрали две части этого постановления:

В очередном разборе речь пойдет о преимущественном праве, нарушениях при обгоне, выезде на встречную полосу, правилах стоянки и обязанностях после ДТП. Главные судьи страны объяснили нюансы, которых нет в административном кодексе и о которых чаще всего не знают даже инспекторы и суды. Из-за неправильной квалификации водители теряют деньги и права. Вот что нужно знать, чтобы такого не случалось.

За что могут назначить штраф

  • Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
  • Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
  • Выехал на встречную полосу с нарушением правил
  • Обогнал машину, когда это запрещено
  • Нарушил правила остановки и стоянки
  • Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
  • Не выполнил обязанности после ДТП

Преимущественное право движения

Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.

Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.

Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.

Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.

Преимущественное право машин с разметкой и мигалками

Скорой помощи, пожарной охране, полиции, ДПС, спасательным службам и другим автомобилям со специальной разметкой, синими маячками и сиреной нужно предоставлять преимущество при движении — то есть пропускать такие автомобили. Если не пропустить, за это штрафуют по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ — на 5000 Р , а могут и лишить прав на срок до года.

Но нарушением это будет считаться, только когда соблюдаются два условия:

  1. Синяя мигалка и сирена включены одновременно. Если есть только звук или только маячок, этого недостаточно для лишения прав. Маячки другого цвета тоже не в счет.
  2. Маячок и звук включили при выполнении неотложного служебного задания, а не просто чтобы объехать пробку.

Выезд на встречную полосу с нарушением правил

Если водитель выехал на встречную полосу из-за того, что нарушил правила дорожного движения или проигнорировал разметку, его могут оштрафовать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ — на 5000 Р . По той же статье могут лишить прав на полгода. И это не то же самое, что выезд на встречную полосу при объезде препятствия: за такое штраф меньше, а лишение прав вообще не предусмотрено.

Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.

Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.

Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.

Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.

Обгон запрещен

Знак 3.20. Этот знак означает запрет обгона. Если водитель нарушил запрет и выехал на встречную полосу, это нарушение попадет под ч. 4 ст. 12.15 — можно потерять права на полгода. Но для запрета есть исключения: нельзя обгонять любой транспорт, кроме гужевых повозок, велосипедов, мопедов, мотоциклов без прицепа.

Если других запретов кроме знака 3.20 нет, то выезд на встречную при обгоне велосипеда под лишение прав не попадает. Потому что велосипеды обгонять не запрещено. Но будьте внимательны: кроме знака 3.20 бывают другие запреты на обгон, например на пешеходных переходах или опасных поворотах.

Знак 3.20 «Обгон запрещен»

Тихоходный транспорт. Тихоходные транспортные средства тоже можно обгонять, даже если есть знак 3.20, но нет других запретов. Но с этим бывают проблемы: по правилам на тихоходное транспортное средство нужно установить специальный знак — красный треугольник в желтой рамке.

Не все водители соблюдают это условие. Получается, что хотя каток или трактор не могут ехать быстрее 30 км/ч , но без знака их как будто нельзя обгонять.

Верховный суд объявил, что можно. Даже если нет опознавательного знака, но завод-изготовитель установил максимальную скорость не больше 30 км/ч , такой транспорт можно обгонять. Но тут важны именно заводские характеристики. Если транспорт просто едет медленнее 30 км/ч , но мог бы ехать быстрее, обгонять нельзя — чревато лишением прав.

Если вас хотят оштрафовать за выезд на встречную полосу при обгоне асфальтоукладчика — якобы обгон был запрещен, — то можно сохранить права и деньги: ссылайтесь на пункт 15 постановления Пленума. Асфальтоукладчик — тихоходный транспорт, даже если на нем нет красного треугольника.

Опознавательный знак для тихоходного транспорта

Нарушение правил остановки и стоянки

В разделе 12 ПДД описаны правила стоянки транспорта. Например, нельзя оставлять в машине маленьких детей, останавливаться на пешеходном переходе и открывать двери, если это мешает другим машинам. За нарушение этих правил штрафуют по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ — штраф 500 Р .

Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.

Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.

Стоянка и остановка в зоне дорожных знаков, которые ее запрещают, — это повод для штрафа уже не по ст. 12.19, а по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ. Штраф — 1500 Р , для Москвы и Петербурга — 3000 Р . А еще машину могут задержать.

Если машина стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда автомобиль оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя три раза зафиксировать камерой неправильно припаркованную машину и отправить владельцу три постановления. Но если на машине уехали, а потом опять оставили ее под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.

Вред здоровью из-за нарушений ПДД

Если водитель нарушил правила дорожного движения и причинил кому-то легкий или средний вред, его оштрафуют по ст. 12.24 КоАП РФ. За легкий вред придется заплатить до 5000 Р , за средний — до 25 000 Р . Или можно остаться без прав. Ущерб потерпевшему нужно возмещать отдельно.

По этой статье наказывают только водителей. Если правила дорожного движения нарушил пешеход и из-за этого кто-то пострадал, виновника накажут по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ. За легкий и средний вред здоровью можно получить штраф от 1000 до 1500 Р , а не 5 тысяч, как для водителей.

Если в ДТП пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют. Платить деньги в бюджет за вред здоровью придется только в том случае, если по вине водителя пострадал другой человек. Зато водителя могут оштрафовать за нарушение, которое он допустил. Например, за проезд на красный свет или за неисправные тормоза.

Когда по вине водителя причинен вред нескольким людям, протокол все равно один, а в нем указаны все потерпевшие. Если есть и легкий, и средний вред, дела объединяют в одно и назначают наказание по более строгой части статьи 12.24 КоАП РФ, а не несколько штрафов за разные виды вреда здоровью.

Обязанности после ДТП

У водителя, который попал в ДТП, есть обязанности по закону. Например, нельзя пить алкоголь и уезжать с места аварии, нужно установить знак аварийной остановки, оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Кто не соблюдает обязанности, получает штраф по ст. 12.27 КоАП РФ. По этой статье штрафуют только водителей. Для пешеходов, пассажиров и велосипедистов за аналогичные нарушения есть статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Если водитель уедет с места аварии, он может остаться без прав на полтора года. Даже когда никто не пострадал. И даже если нужно было всего лишь заполнить извещение для ОСАГО без вызова полиции: это тоже считается оставлением места ДТП и наказывается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.

Если водитель повез пострадавшего в больницу, а потом не вернулся, это тоже ч. 2 ст. 12.27 КоАП — с лишением прав или административным арестом.

Уезжать с места ДТП нельзя даже тем водителям, которые спровоцировали ДТП, хоть и не столкнулись с другими машинами. Например, водитель подрезал автомобиль с нарушением ПДД, сам никого не задел, но из-за этого маневра столкнулись другие машины. Если нарушитель видел, что случилось ДТП, но уехал, это ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишение прав.

Пить алкоголь и принимать запрещенные вещества после ДТП тоже нельзя. Для нарушителей этого запрета в административном кодексе есть отдельная санкция — по ч. 3 ст. 12.27 КоАП. Чтобы доказать, что водитель выпил после аварии, нужно провести освидетельствование. За отказ от проверки на алкоголь — отдельное наказание. Если от стресса после ДТП или в ожидании инспекторов выпить бутылку пива, можно потерять права на два года и 30 тысяч рублей.

Впереди четвертая часть разбора для водителей. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector