Отсутствие отопления по причине отсутствия собственника квартиры

Отсутствие отопления по причине отсутствия собственника квартиры

Отсутствие отопления по причине отсутствия собственника квартиры

Куда обращаться, если холодные батареи в квартире

Содержание

Отопительный сезон в России начинается в среднем в конце сентября или первой половине октября. Действительно, в холодное время года без дополнительного обогрева наши жилища становятся, мягко говоря, не слишком комфортными. И любые проблемы с отоплением воспринимаются очень остро. Куда жаловаться, если у вас слишком холодно, и что делать, если в квартире жарко? И как быстро должны отреагировать соответствующие службы? В данной статье вы найдете ответы на эти вопросы.

Как должно быть

После включения отопления должно пройти какое-то время (до пяти дней), чтобы система заработала на полную мощность. Если не соблюдать гидравлические параметры (давление), то произойдет перегрузка и сбои. Поэтому, если ваш дом уже начали отапливать, но ваши батареи продолжают оставаться холодными, не спешите переживать и жаловаться, должно пройти какое-то время. Причины холодных батарей в квартире могут быть различны.

Если прошло больше пяти дней или во всем доме отопление дали, а в вашей квартире нет, значит, произошел какой-то сбой. В этом случае уже необходимо привлекать коммунальные службы. Если очень жарко в квартире в отопительный сезон, это тоже повод обратиться к специалисту.

Какой должна быть температура в квартире?

В Постановлении от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» указывается, что «предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг».

Постановление предполагает лишь незначительные перебои в подаче тепла. Допустимая продолжительность перерыва отопления:

  • не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
  • не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры (18-20 °С);
  • не более 8 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 до +12 °С;
  • не более 4 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 до +10 °С.

Как быстро должны устранить аварию?

Как видно из списка выше, если температура воздуха от 12 °С и выше, решить проблему должны в течение 16 часов; если температура от 12 до 10 °С, то за 8 часов; и за 4 часа, если столбик термометра опустился ниже 10 °С.

Если вы столкнулись с перерывами в отоплении, то вам должны произвести перерасчет платы за соответствующий период. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении свыше допустимой продолжительности суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период.

Куда обращаться, если нет тепла

Куда звонить, если холодные батареи в квартире? В управляющую компанию (УК) или непосредственно поставщику услуг (полезно узнать, какая организация занимается этим в вашем районе). Вы сможете оставить заявку и дождаться приезда специалиста, который на месте оценит обстановку и произведет необходимые ремонтные работы.

Что должен сделать специалист

Специалист проводит осмотр системы отопления и определяет, в чем может быть причина неисправности. Он должен письменно зафиксировать то, что тепло на момент его приезда отсутствует, при этом обязательно указать конкретные показания (температуру). Замеры производятся при помощи шарового термометра.

Также он составляет в двух экземплярах акт, одна копия остается у владельца квартиры. Акт нужен для того, чтобы вы могли обратиться за перерасчетом платы за отопление или защищать свои интересы в суде, если до него дойдет.

Чтобы составить акт, который имеет юридическую силу, необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Никаким образом не влиять на температуру в помещении искусственно. То есть не включать обогреватели и не открывать окна. Должна быть замерена средняя температура в нейтральных условиях.
  2. Необходимо созвать комиссию, которая подтвердит показания замеров.
  3. Важно заранее предупредить управляющую компанию или поставщика услуг о том, что вы планируете делать замеры и составлять акт.

Что делать, если специалист не приехал

Если вы обратились в диспетчерскую службу, а на ваш вызов никто не приехал, необходимо повторить звонок и сообщить о неявке специалиста. Требуйте разъяснений и приезда ремонтника в ближайшее время. Ссылайтесь на то, что в случае отказа или игнорирования ваших требований вы будете жаловаться в организации, контролирующие действия поставщика услуг отопления. Жалоба на холодные батареи в квартире должна быть зафиксирована в диспетчерской службе.

Если проблему с отоплением не могут решить

Если специалист все же приехал, подтвердил отсутствие тепла, вы составили акт, но проблема так и не решилась, необходимо продолжать добиваться справедливости. Подготовьте письменную претензию (если тепла нет во всем доме – коллективную) на адрес администрации. К ней приложите акт об отсутствии отопления, а также копию договора на оказание услуг и квитанции, подтверждающие, что вы оплачивали услуги и не имеете задолженности.

Претензию составьте в письменном виде в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны проставить подпись и день, когда ее приняли в работу). Ответить вам должны в течение 2–3 дней. Зачастую компании стремятся решить все проблемы на этом этапе и не доводить до суда.

Также вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или территориальный отдел жилищной инспекции. Если вы понимаете, что на вашу претензию быстро не ответят, делать это нужно до того, как получили официальный отказ или «отписку». Однако если не желаете затягивать ситуацию, то сообщите исполняющей организации об этом заранее, зачастую это помогает ускорить процесс рассмотрения претензии.

В жилищную инспекцию можно подать жалобу по телефону или через интернет. В Роспотребнадзор вы можете обратиться очно (придя в территориальное отделение) или через интернет.

Финальный шаг в вашей борьбе – обращение в суд. Вам потребуется приложить к иску все доступные вам документы – акты, результаты замеров, квитанции, показания свидетелей, записи о телефонных обращениях (обращениях через интернет), жалобы и претензии, которые вы рассылали ранее. Если не только вы столкнулись с проблемой отсутствия тепла, можно подать коллективное заявление.

Если вы сможете доказать свою правоту, ответчик будет обязан по суду устранить все неисправности и компенсировать вам убытки, которые вы понесли в результате отсутствия отопления. Также будет сделан перерасчет оплаты за отопление.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Можно ли отказаться от центрального отопления в квартире без согласования с теплосетями?

Olga Yatsenko / Shutterstock.com

Согласие теплосетей на отключение квартиры в МКД от централизованного теплоснабжения не требуется. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу по делу об аннулировании разрешения на переустройство: местная администрация разрешила собственнику квартиры в МКД демонтировать батареи центрального отопления и установить вместо них электрообогреватели, а городские теплосети, потерявшие клиента, пытались оспорить это разрешение в арбитражном суде (определение ВС РФ от 20 ноября 2017 г. № 302-КГ17-17007).

Свое недовольство теплосети обосновывали следующими доводами:

  • батареи этой отдельной квартиры являются частью общедомовой системы отопления. Когда собственник этой квартиры снес батареи, он тем самым уменьшил состав общего имущества МКД. А уменьшать это имущество можно только с согласия всех собственников помещений в МКД. Однако этот документ при согласовании переустройства не представлялся;
  • спорная реконструкция системы отопления может нарушить теплогидравлический режим здания в целом и тепловой режим соседних помещений. Из-за чего теплосети не могут обеспечить качественное оказание коммунальной услуги по поставке тепла собственникам смежных квартир;
  • при разработке спорного проекта переустройства не было учтено, что суммарная мощность отопительных приборов должна быть равна или больше, чем теплопотери (во избежание снижения температуры внутреннего воздуха в соседних помещениях). Кроме того, проект подготовлен без получения технических условий, без согласования с энергоснабжающей организацией и энергонадзором. Значит, проект не соответствует требованиям законодательства;
  • на самом деле – фактически – собственник переустроенной квартиры продолжает пользоваться центральным отоплением (за счет теплоотдачи от смежных помещений, а также от магистральных трубопроводов теплоснабжения (стояков), проходящих через спорную квартиру. А денег не платит. Этим он нарушает права и законные интересы теплосетей, которые несут убытки в виде неполученных доходов, которые они могли бы получить при сохранении централизованного теплоснабжения спорной квартиры.

Суды всех трех инстанций встали на сторону местной администрации, и вот почему:

  • закон разрешает переводить квартиру в МКД на автономное отопление, при условии оформления переустройства жилого помещения. Жилищный кодекс устанавливает закрытый перечень документов, который необходимо предоставить для согласования переустройства, и документа о согласии всех остальных собственников в этом перечне нет. Поэтому местная администрация и не могла бы отказать в перепланировке по этому основанию. А главное – батареи в спорной квартире не относятся к общему имуществу МКД, потому что они не обслуживают более одной квартиры и не находятся за пределами квартиры. И не важно, что на этих батареях нет отключающих устройств;
  • теплосети не смогли доказать, что спорное переоборудование системы отопления привело к нарушениям в работе инженерных систем и что демонтаж батарей в спорной квартире не позволяет теплосетям обеспечить качественную поставку тепла в соседние помещения. Кроме того, никто из соседей на холод не жаловался – в деле нет сведений об обращениях жителей дома о нарушениях теплового режима;
  • согласования проекта переустройства с энергонадзором и электросетями и не требуется. СНиП 41-01-2003 и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, на которые сослались теплосети, не распространяются на установку отопительных приборов в жилых помещениях. В то же время разработчик проекта переустройства (специализированная организация) уверяет, что технические решения, принятые в проекте, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм, действующих на территории РФ, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий. Обратного не доказано;
  • теплосети не смогли доказать, что в спорной квартире сохраняется неоплаченное остаточное теплопотребление от плохо изолированных стояков отопления, межквартирных перегородок и плит-перекрытий. Кроме того, в доме стоит общедомовой счетчик тепла, так что теплосети в любом случае получают оплату за все поставленное в МКД тепло;
  • а довод теплосетей о «потере клиента» не свидетельствует о нарушении их прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Требования теплосетей очевидно направлены не на восстановление нарушенного права, а на получение коммерческой выгоды.

ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу теплосетей, не увидел в деле нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на его исход, и отказал в передаче спора на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ

Основания, по которым исполнитель коммунальных услуг делает перерасчёт платы за период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении, изложены в разд. VIII ПП РФ № 354. Их попытался оспорить в Верховной суде РФ собственник доли в квартире, где нет приборов учета. Рассказываем о судебном решении.

Условия перерасчёта при временном отсутствии изложены в ПП РФ № 354

Обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возникает с момента регистрации права собственности на помещение или его долю (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Расчёт платы за коммунальные услуги производится согласно показаниям установленных приборов учёта, а если их нет – исходя из нормативов потребления ресурсов, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Порядок перерасчёта платы за КУ при временном отсутствии потребителя в помещении определён в разд. VIII ПП РФ № 354. Если в помещении установлены индивидуальные приборы учёта, то за время отсутствия проживающих перерасчёт платы за ЖКУ не делается. Потребление ресурсов фиксируется показаниями ИПУ.

Если квартира не оснащена счётчиками, то при непроживании в ней потребителей более пяти полных дней собственник имеет право обратиться к исполнителю КУ за перерасчётом платы (п. 86 ПП РФ № 354). При этом важным условием является отсутствие технической возможности установки в квартире ИПУ, подтверждённой соответствующим актом обследования.

Перерасчёт делается в течение пяти рабочих дней после получения заявления от потребителя и подтверждающих период временного отсутствия документов. Подаётся такое заявление до отъезда или не позднее 30 дней после окончания периода непроживания. К заявлению должна прилагаться копия акта обследования о невозможности установки ИПУ (п.п. 91, 92 ПП РФ № 354).

Такое обследование проводится в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627. Если невозможность установки счётчиков не подтверждена или ИПУ вышел из строя, перерасчёт платы за соответствующие КУ при временном отсутствии проживающих не производится (п. 86 ПП РФ № 354).

Собственник посчитал условия для перерасчёта противоречащими ЖК РФ

С подходом к перерасчёту платы за КУ за время отсутствия, изложенном в ПП РФ № 354, не согласился владелец доли в квартире в многоквартирном доме. В жилом помещении не установлены приборы учёта коммунальных ресурсов, так как об этом не смогли договориться все собственники квартиры. Расчёт платы производится исходя из нормативов потребления.

Поскольку владелец доли не проживает в помещении почти год, он обратился в управляющую организацию с просьбой сделать перерасчёт платы за КУ из-за временного отсутствия. УО отказала собственнику в перерасчёте, сославшись на п. 86 ПП РФ № 354: у заявителя не было акта, подтверждающего невозможность установки в квартире ИПУ.

Собственник посчитал, что перечень оснований для перерасчёта при временном отсутствии, приведённый в ПП РФ № 354, неполный, и обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующими п. 86, первый абзац п. 91 второй абзац п. 92 ПП РФ № 354.

Истец посчитал противоречащими ч. ч. 1,3 ст. 1 ЖК РФ следующие требования ПП РФ № 354:

  • перерасчёт платы при временном отсутствии делается только в отсутствие технической возможности установки ИПУ;
  • сроки подачи заявления на перерасчёт при временном отсутствии ограничены 30 днями после окончания периода отсутствия;
  • к заявлению о перерасчёте должен быть приложен акт обследования на предмет отсутствия возможности установить ИПУ.

Истец утверждал, что данные пункты ПП РФ № 354 нарушают его права и устанавливают принципы неравенства потребителей, что противоречит ст. 1 ЖК РФ. Ведь получить перерасчёт платы за КУ в период временного отсутствия вправе только потребители с актом о невозможности установить ИПУ.

Условия для перерасчёта за период отсутствия способствуют энергосбережению

Верховный Суд РФ, проанализировав указанные пункты ПП РФ № 354 и доводы истца, не согласился с ним. В решении судья подчеркнул, что неиспользование помещения собственником не является основанием невнесения платы за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Верховный Суд РФ не нашёл подтверждения доводам истца, что условие предоставления акта о невозможности установки счётчика противоречит принципам равенства и создаёт преимущества одних потребителей над другими (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

Такое условие, наоборот, способствует исполнению требованийФедерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Указанный Федеральный закон установил, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат учёту с использованием ИПУ (ст. 13 № 261-ФЗ).

Подтверждение невозможности установить ИПУ направлено на то, чтобы потребители переходили на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета. Это способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов. Поэтому собственник, при наличии технической возможности не установивший счётчики, не может ссылаться на их отсутствие, чтобы не оплачивать ЖКУ.

Довод истца о том, что счётчики не установлены из-за отсутствия согласия между собственниками долей в квартире, суд также не принял во внимание. Вп. 1 ст. 247 ГК РФ прописана процедура разрешения споров между владельцами долевой собственности. Пользование долевым имуществом происходит по соглашению собственников долей, а если согласия достичь не удаётся – в судебном порядке.

Поэтому неустановка ИПУ из-за разногласий участников долевой собственности не может служить основанием для перерасчёта платы в период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении. Верховный Суд РФ отказал истцув удовлетворении иска, подтвердив правомерность отказа управляющей организации в перерасчёте.

УО обязана сделать перерасчёт при соблюдении потребителем норм ПП РФ № 354

Верховный Суд РФ подтвердил правомерность применения управляющими организациями и ТСЖ п. 86 ПП РФ № 354, если к ним с заявлением обратился потребитель с требованием сделать перерасчёт за период его отсутствия.

Наличие акта обследования квартиры, который подтверждает невозможность установить приборы учёта, по-прежнему остаётся ключевым условием для произведения перерасчёта за время непроживания заявителя в квартире.

Важно соблюдение заявителем условия о сроках подачи документов: перед отъездом или в течение 30 дней после возвращения в квартиру (п. 91 ПП РФ № 354). Законность данной нормы также подтвердил ВС РФ.

Если требования раздела VIII ПП РФ № 354 соблюдены, то УО или ТСЖ не имеют права отказать потребителю в перерасчёте, который необходимо сделать в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления.

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?

– Отопление обрезали в 2012 году, но мне до сих пор идут квитки, потому что у меня нет акта об отключении отопления. Приставы забирают все инвалидные деньги (я инвалид II группы). Что мне делать?

Отвечает ведущий юрисконсульт компании Est-a-Tet Юлия Дымова:

Необходимо все-таки получить акт об отключении отопления и на этом основании обратиться в управляющую компанию с просьбой сделать перерасчет. В случае, если управляющая компания не будет этого делать самостоятельно, можно будет подать на нее в суд. Если же акт отказываются предоставить, то необходимо вызвать жилищную инспекцию, которая зафиксирует факт отсутствия отопления.

Отвечает адвокат Сергей Головин:

Приставы не могут сами без судебного решения и исполнительного документа забирать Ваши деньги. Скорее всего, в настоящий момент вынесен судебный акт – в большинстве случаев это судебный приказ, он же является исполнительным документом, на основании которого происходит списание. Вам необходимо узнать, кем вынесен данный судебный акт, и после получить его копию. Это можно сделать, если вы обратитесь к судебным приставам или зарегистрируетесь на портале госуслуг.

С момента получения данного документа (если это судебный приказ) в течение 10 дней Вы можете написать заявление об его отмене, и он будет отменен. Если это судебное решение, нужно его обжаловать: при заочном решении необходимо подать в суд, вынесший это решение, заявление с просьбой отменить его. Если это решение в обычном порядке, то тогда подается апелляционная жалоба. В жалобе необходимо указать, что Вы не платите за отопление, так как оно у Вас отключено, и привести доказательства этого. В суд можете пригласить Ваших соседей как свидетелей. После отмены судебного акта в случае, если суд не пропишет в решении, что у Вас отключено отопление, советую оформить надлежащий акт.

Если по каким-то причинам приставы списывают Ваши деньги без судебного акта, то необходимо обратиться с жалобами к вышестоящему приставу, в прокуратуру или обжаловать действия приставов в суде.

Вы также можете взыскать с управляющей организации, на счет которой переводятся деньги, списанные с Вас, деньги за услуги, так как данные услуги по факту Вам не оказывались. Но для этого необходимо запастись любыми доказательствами, что Вам не оказывались услуги отопления: свидетельскими показаниями, к примеру. Впрочем, сначала следует отправить в управляющую компанию претензию. Далее необходимо обращаться в суд, при этом здесь есть одна особенность: в случае если представители УК будут возражать в суде, может быть применена исковая давность, и суд взыщет деньги только за предыдущие три года.

Отвечает адвокат МКА «Яковлев и партнеры» Любовь Иванова:

Для того чтобы надлежащим образом ответить на данный вопрос, необходимо изучить документы: исполнительный лист, по которому производится взыскание, а также основания его выдачи. Кроме того, необходимо уточнить, было ли заявление взыскателя и не нарушен ли срок предъявления исполнительного листа к исполнению.

Вы вправе написать жалобу на действия приставов в порядке подчиненности (старшему приставу на действия пристава, который производит взыскание, главному на старшего и т. п.). Подробнее о форме жалобы, порядке ее подачи Вы можете ознакомиться на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов.

Кроме того, Вы можете подать заявление на имя пристава, где указать, что, согласно ст. 446 ГПК РФ, взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении. И попросить об установлении минимального процента взысканий в размере, например, 20% с пенсии по исполнительным производствам. Ваше заявление должно быть рассмотрено приставом в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления; по результату должно быть вынесено постановление.

Читайте также  Отказали в приватизации квартиры что делать

Однако данные действия – это борьба с последствиями. При отсутствии акта взыскания будут продолжаться. Если у Вас действительно было отрезано отопление, необходимо настаивать на составлении акта. При этом Вам надо будет доказать, что отопление было отключено именно в 2012 году, поскольку в 2015 году Верховный суд РФ (решение ВС РФ от 07.05.2015 №АКПИ15-198) указал, что действующее регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении. Поэтому в составлении акта и последующем пересчете может быть отказано.

Отвечает адвокат, к. ю. н. Юлия Вербицкая:

Вам необходимо немедленно в письменном виде (официально) уведомить теплоснабжающую организацию о том, что в 2012 году Вы отключены от отопления. Если у Вас остались какие-либо доказательства (письменные уведомления, решения об приостановке подачи тепла или данные сотрудников, которые производили отключение), приложите копии данных документов к Вашему письму. Имеющиеся оригиналы сохраните у себя, они Вам могут понадобиться в случае последующей судебной защиты.

Вы вправе потребовать, чтобы представители теплоснабжающей организации осуществили выездную проверку Вашего жилья на предмет отключения от отопления и установили фактическую дату отключения – 2012 год.

Следующий шаг – проведение сверки взаиморасчетов, по которой за период предшествующих трех лет (срок исковой давности) Вы вправе вернуть необоснованно уплаченные Вами денежные средства. В случае получения отказа сделать это добровольно Вам надлежит обратиться в суд, сформулировав соответствующие исковые требования.

Отвечает адвокат, партнер адвокатского бюро Москвы «Нянькин и партнеры» Алексей Нянькин:

Для ответа на Ваш вопрос необходимо понимать, какое жилое помещение Вы занимаете: квартиру в многоквартирном доме или индивидуальный жилой дом. Если речь идет о квартире в многоквартирном жилом доме, то обязанность по оплате услуг отопления не связана с наличием или отсутствием системы отопления, являющейся частью общего имущества собственников многоквартирного жилого дома.

Согласно ст. 153 ч. 1 ЖК РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить платежи за жилое помещение и коммунальные услуги. В ч. 5 cт. 153 ЖК РФ указано, что обязательство по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности и на жилое помещение. Демонтаж приборов отопления в квартире, расположенной в многоквартирном доме, не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиками не потреблялась, поскольку энергия передавалась в дом, где распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом.

Если речь идет об индивидуальном жилом доме, то необходимо исходить из того, что было основанием для отключения отопления. Если отопление отключено в связи с переоборудованием системы отопления на альтернативные источники, то такое отключение является переустройством жилого помещения. Если отключение отопления производилось при отсутствии решения органа местного самоуправления о переустройстве, без составления акта об отключении отопления, то и оснований для перерасчета начисленной платы за отопление нет, а у Вас, как собственника жилого помещения, сохраняется обязанность нести бремя уплаты платежей за тепловую энергию.

В случае, если отопление было отключено из-за аварийного режима работы системы отопления уполномоченными службами теплоснабжающей организации, а у Вас отсутствует акт, который должен был быть составлен в 2012 году, обратитесь к поставщику теплоэнергии за копией акта, после чего заявите о перерасчете начисленной платы с учетом положений ст. 539 и 544 ГК РФ. Системное толкование названных норм позволяет утверждать, что плата оказанных услуг должна производится за фактически принятый абонентом объем услуг.

Что касается вопроса об удержании всех сумм, поступающих Вам в качестве пенсии по инвалидности, то такие действия судебных приставов не могут быть признаны законными. В соответствии с п. 3 статьи 29 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, с пенсии гражданина может быть удержано не более 50% от размера пенсионных выплат. Таким образом, правомерным было бы удержание приставами с Вашей пенсии задолженности в размере не более 50% от начисленных Вам средств.

Следует отметить, что размер удержаний можно уменьшить. Однако на это должны быть документально подтвержденные основания. Например, сложная жизненная ситуация, в которой пенсионер, кроме пенсионных выплат, не имеет иных источников средств к существованию. В данной ситуации гражданин имеет право снизить размер установленного ежемесячного удержания до 30% или даже до 25% от размера пенсии.

Поэтому Вы можете обратиться в службу судебных приставов с заявлением о том, что удержания производятся из пенсии по инвалидности, после чего размер удержаний будет составлять не более 50% от суммы пенсии. Также можно заявить ходатайство в адрес руководителя отдела судебных приставов о снижении размера удержаний до 25% с изложением мотивов (сослаться на тяжелую жизненную ситуацию и иные заслуживающие внимание обстоятельства).

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Споры о плате за отопление помещений МКД без батарей

27 апреля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 16-П, в котором проверил конституционность положений, предусматривающих оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной жильцам многоквартирного дома (далее – МКД) на общедомовые нужды.

Переход жителей МКД на автономную систему отопления вызван рядом ее преимуществ: уменьшением затрат благодаря снижению тепловых потерь и оплате потребляемого количества энергии, возможностью самостоятельно регулировать длительность отопительного сезона и температуру нагрева теплоносителя в межсезонье, наличием горячего водоснабжения в постоянном режиме, снижением вероятности гидравлического удара.

Помимо очевидных преимуществ есть существенный минус в виде вероятности повторного начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, породившего массу судебных споров между собственниками и пользователями помещений в МКД, перешедших на индивидуальное (автономное) отопление, и ресурсоснабжающими организациями (управляющими компаниями).

Анализируя судебную практику (см., например, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 февраля 2016 г. по делу № 33-1312/2016; решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 8 мая 2019 г. (вступило в законную силу 16 августа 2019 г.); Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 7 июня 2019 г. № 308-ЭС18-25891 по делу № А53-39337/2017; постановление АС Северо-Кавказского округа от 23 июля 2020 г. № Ф08-4982/20 по делу № А53-39337/2017), можно выделить две распространенные разновидности подобных споров.

Первая касается МКД, в которых квартиры и нежилые помещения оснащены индивидуальным (автономным) отоплением, а места общего пользования обогреваются за счет централизованной системы теплоснабжения.

При таких обстоятельствах, хотя помещение и является фактически неотапливаемым или отапливаемым за счет индивидуального (автономного) отопления, его собственник (пользователь) также несет расходы на общедомовые нужды, в том числе по оплате тепловой энергии.

Инженерные сети являются составляющей системы теплоснабжения (тепловой сети) МКД, относятся к общему имуществу согласно п. 1 ст. 290 ГК, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ и принадлежат собственникам помещений дома на праве общей долевой собственности.

В расходы на оплату теплоснабжения входят и связанные с этим теплопотери, а также затраты на передачу тепловой энергии по транзитным магистралям системы теплоснабжения дома, проходящим как внутри конкретного жилого помещения, так и в местах общего пользования.

Транспортировка тепловой энергии сопровождается ее потерями технологического характера. Эти потери не являются самостоятельным объектом продажи, поскольку возникают в процессе и в связи с передачей тепловой энергии потребителям. В силу Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. №20-э/2, расходы на оплату тепловой энергии, затраченной на передачу по тепловым сетям (расходы на компенсацию тепловых потерь через изоляцию трубопроводов и с потерями теплоносителей), учитываются в тарифе на услугу по передаче тепловой энергии по тепловым сетям.

В случае когда система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, отказ от услуги индивидуального (внутриквартирного) потребления не прекращает потребление собственником жилого помещения в МКД услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.

В связи с существующими нормами и правилами плата за тепловую энергию на основании ч. 2 ст. 154 ЖК включается в состав платы за коммунальные услуги. Однако несмотря на выводы КС внесение собственниками, демонтировавшими систему отопления на законных основаниях, совокупной платы за отопление без разделения на плату за отопление помещений дома, не оборудованных индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и плату на общедомовые нужды все же не соответствует принципу равенства, установленному ч. 1 ст. 19 Конституции, и требует решения на законодательном уровне.

Вторая разновидность обсуждаемых гражданско-правовых споров характеризуется отсутствием в помещениях и местах общего пользования МКД централизованной теплопотребляющей установки и (или) системы. При этом отопление производится полностью за счет автономной системы.

Обычно переход жильцов на отопление помещений, подключенных к централизованным сетям МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, осуществляется с согласия органов местного самоуправления и с соблюдением нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В этой ситуации очевидно, что жильцы вправе расторгнуть договор теплоснабжения в одностороннем порядке, что допускается ст. 546 ГК. В указанных обстоятельствах Конституционный Суд обоснованно заключил, что положения абз. 3 п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, и формула расчета в приложении № 2 к названным Правилам как не соответствующие Конституции не могут быть применены, поскольку переход жителей МКД на автономное электрическое отопление обусловлен их правом.

Как защитить свои права на качественные услуги ЖКХ: памятка от юриста

Все мы сталкивались с ситуацией, когда в квартире внезапно отключили свет, из крана течет грязная вода или батареи отопления еле-еле греют. Как защитить свои права в этом случае, кто должен все это чинить, а также и компенсировать расходы?

Дома мы проводим очень много времени, и хочется, чтобы обстановка здесь всегда была комфортной и спокойной. Но, к сожалению, иногда происходят аварии, и жильцам приходится решать проблемы с водой, электричеством, отоплением, газом…

Однако мало кто знает, что законодательство достаточно детально урегулировало нормативы оказания коммунальных услуг, и закрепило порядок фиксации оказания некачественных услуг, а также ответственность эксплуатирующей организации.

Главным документом при решении такого рода проблем являются «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Этот документ гласит, что коммунальные службы обязаны предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Что вам должны коммунальщики

  • Нести ответственность за нарушение качества предоставляемых потребителю коммунальных услуг;
  • Вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
  • При поступлении жалобы (заявления, обращения, требования и претензии) от потребителя об обнаружении запаха газа в помещениях либо на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке полученной жалобы и в случае обнаружения утечки газа обеспечить безопасность людей и ликвидацию обнаруженной утечки;
  • Компенсировать вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также прямые и косвенные убытки, связанные с некачественной работой коммунальных сервисов, и моральный вред.

Компенсация за плохую работу коммунальных служб

Каждый потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В случае причинения коммунальными службами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя в первую очередь ими обязательно должен быть составлен акт.

Этот акт должен быть составлен и подписан коммунальщиками не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу!

Причем если вы (как потребитель услуги) не можете подписать данный акт, например по причине отсутствия в занимаемом помещении, то акт должен быть подписан помимо исполнителя двумя незаинтересованными лицами.

Этот документ составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается вам, а второй — остается у исполнителя.

Коммунальщики не вправе без вашего согласия выполнять дополнительные работы и оказывать какие-либо услуги, за которые потом потребуют с вас плату. Если же такие работы (услуги) – все-таки были оказаны без вашего на то письменного согласия, то вы вправе потребовать возврата всей уплаченной суммы.

Как вернуть деньги за некачественные услуги ЖКХ?

Главное: при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги!

Но как определить, что полученные вами коммунальные услуги были ненадлежащего качества?

Снова обращаемся к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Именно в приложении № 1 к данным правилам приведены требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг.

При перерывах работы коммунальных служб размер платы за их услуги пропорционально снижается!

Как это происходит: при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги вы уведомляете об этом аварийно-диспетчерскую службу.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано как в письменной форме, так и устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

Как быстро коммунальщики обязаны отреагировать на вашу заявку?

Время проведения проверки по факту заявленных вами нарушений должно быть назначено не позднее 2 часов с момента получения сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если только с вами не согласовали иное время.

По вопросам ЖКХ тоже можно спорить

Если в ходе проверки между вами и коммунальными службами возник спор относительно факта происходящего, то можно инициировать проверку проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несут коммунальные службы!

Датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являет момент информирования аварийно-диспетчерской службы о факте имеющихся проблем.

После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.

Для этого исполнитель в согласованное с вами время обязан прибыть в помещение, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги.

Как долго можно не чинить?

По каким услугам и как долго коммунальные службы вправе предоставлять услугу ненадлежащего качества?

Холодное водоснабжение

  • Перерыв 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (при аварии)
  • Отклонение состава и свойств холодной воды не допускается
  • Отклонение давления не допускается

Горячее водоснабжение

  • Перерыв 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа подряд
  • Допустимое отклонение температуры в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) — не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3 °C
  • Отклонение состава и свойств горячей воды не допускается
  • Отклонение давления не допускается

Водоотведение (канализация)

  • Перерыв не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно

Электроснабжение

  • Перерыв 2 часа — при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания
  • 24 часа — при наличии 1 источника питания
  • Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока не допускается

Газоснабжение

  • Перерыв не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца
  • Отклонение свойств подаваемого газа не допускается
  • Отклонение давления газа более чем на 0,0005 МПа не допускается

Отопление

  • Перерыв 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца
  • 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры
  • Не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C
  • Не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C
  • Допустимое превышение нормативной температуры — не более 4 °C
  • Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3 °C
  • Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается
  • Отклонение давления не допускается

Мнение авторов Сообщества может не совпадать с официальной позицией организации «Росконтроль». Хотите дополнить или возразить? Можно сделать это в комментариях или написать собственный материал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector