Основы транспортного и гражданского законодательства

Основы транспортного и гражданского законодательства

Основы транспортного и гражданского законодательства

Общие понятия гражданского и транспортного права

Транспортное право как составная часть гражданского права

Определение 1

Под транспортным правом понимают комплексную отрасль права, которая представляет собой совокупность норм права, регламентирующих общественные отношения в сфере транспорта и транспортной деятельности.

Нормы транспортного права сформированы на основе нормативно-правовых актов комплексного транспортного законодательства. В данном случае к нормативно правовым актам относятся различные акты из фундаментальных отраслей права, в том числе и гражданского. Под предметом транспортного права понимается то, на что непосредственно направлено регулирование в данной сфере. Регулирование может быть направлено на следующие аспекты: оказание услуг в транспортной сфере перевозки багажа, транспортировки грузов, причём как в коммерческих, так и в некоммерческих целях; выполнение различных функций и задач с использованием транспорта; эксплуатация путей и сообщений железнодорожного транспорта и так далее.

Рисунок 1. Транспортное право
Замечание 1

Данная отрасль права не считается самостоятельной, так как не обладает самостоятельным предметом и методом правового регулирования, позаимствовав их из гражданского права.

Несмотря на то, что сферой регулирования гражданского права являются, в основном, имущественные отношения, гражданское право регулирует также и транспортные правоотношения, что обусловлено их спецификой.
Связь гражданского и транспортного права

Связь гражданского и транспортного права проявляется в возникновении различного рода правоотношений на пересечении данных отраслей права. Их связь наблюдается в едином методе и способе правового регулирования общественных отношений, так как транспортное право берёт свою основу из гражданского права. В частности, гражданское право регламентирует правоотношение теми методами, которые закреплены в нормах гражданского кодекса. Среди таких методов можно выделить императивный и диспозитивный метод правового регулирования, которые также свойственны и транспортному праву.
При этом отношения далеко не всегда могут быть связаны с имущественными , однако охраняются сферой гражданского и транспортного права. У гражданского и транспортного права одинаковые источники нормативно-правового регулирования, что также отражает специфику данных отраслей права. Под осуществлением гражданских прав понимает процесс реализации этих прав и свобод, которые предоставлены лицу законодательством на основании имеющегося у него субъективного права.
Замечание 2

В транспортном и гражданском праве субъекты права обладают субъективными гражданскими правами и обязанностями, которые обладают неразрывной связью друг с другом. Причём под субъективным правом понимают такое гражданское право, которое предоставляет возможность объектом права вести себя определенным образом.

Общие понятия гражданского и транспортного права

Гражданское и транспортное право содержит ряд общих понятий, то есть того понятийного аппарата, который использует и та, и другая отрасль права. Например, обе отрасли содержат такой термин как правонарушение. Под ним понимается нарушение норм права определённым образом, а именно виновно-совершенное деяние, в результате совершения которого лицо вынуждено терпеть определенные нарушения, выраженные в санкции государства. То есть это своеобразные правоотношения, возникающие между гражданином, нарушившим норма права, с одной стороны, и государством в лице компетентных органов с другой стороны. Регламентация правонарушений в транспортной сфере осуществляется не только нормами Гражданского кодекса РФ, но и нормами иного законодательства. Уголовный кодекс РФ в статья 264 содержит состав преступления, который регламентирует случаи нарушения водителем норм права, а именно правил дорожного движения, которые приводят к резким негативным последствиям, например, нанесению тяжких телесных повреждений человеку, его смерти и так далее. Однако необходимо учитывать, что нормы Уголовного кодекса являются крайними мерами на тот случай, когда нормы иных отраслей права просто не подействовали на нарушителя. Кроме того, правовое регулирование транспортной сферы обеспечено наличием следующего вида транспорта: гражданской авиации; морского и внутреннего водного транспорта; автомобильного транспорта; городского электрического транспорта, в том числе метро; промышленного и дорожного транспорта, находящегося на балансе у физических и юридических лиц. Гражданское право взаимосвязано с нормами торгового транспортного права, в частности, можно найти следующие положения. Например, предусмотрена ответственность за просрочку доставки груза железнодорожным транспортом. В частности, на перевозчика возлагается обязанность уплатить пени за каждый день просрочки. Данная просрочка уплачивается пассажиру в виде компенсации за нарушение его субъективных прав. Однако размер платы не должен превышать стоимость багажа. Это положение, в свою очередь, защищает перевозчиков. В различных отраслях права предусмотрена ответственность за несохранность груза или багажа, доставляемых в определенное место. Между тем перевозчик несет ответственность за сохранность багажа. Если багаж был утрачен или его не достает, то потерпевшему должны быть возмещены стоимость данного товара, а также потерянные денежные средства. Если перевозчик отказывается вернуть соответствующую сумму, можно обратиться к нему с претензиями в соответствии с нормами Гражданского кодекса. В частности, по штрафам и пеням можно обратиться в течение 45 дней, по иным случаем, касающиеся транспорта, с претензиями можно обратиться в течение 6 месяцев. Если мы рассматриваем воздушный транспорт, то здесь срок предъявления претензий также составляет 6 месяцев, что, вероятно, обусловлено спецификой возникающих правоотношений. Таким образом, нормы гражданского и транспортного права имеют не только значительное сходство, но и общее основание и источники правового регулирования, общие методы правового регулирования, что не только сближает данные отрасли права, но и устанавливают основные положения в сфере правового регулирования данных отраслей права.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ
«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

С изменениями и дополнениями от:

21 апреля, 6 ноября 2011 г., 14 июня, 28 июля 2012 г., 3 февраля, 1 декабря 2014 г., 20 апреля, 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 30 октября 2018 г., 18 марта 2020 г., 24 февраля, 11 июня, 2 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 18 октября 2007 г.

Одобрен Советом Федерации 26 октября 2007 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 26

8 ноября 2007 г.

Определены общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Установлены права, обязанности и ответственность перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров и владельцев объектов транспортной инфраструктуры, а также урегулированы отношения, возникающие между ними в процессе осуществления перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Так, урегулированы правоотношения, возникающие при перевозке грузов, пассажиров, перевозке пассажиров и багажа по заказам, а также легковыми такси.

Кроме того, установлен порядок предъявления претензий и исков, определены условия и формы представления документов, обосновывающих претензии. По сравнению с Уставом автомобильного транспорта РСФСР, значительно расширены возможности сторон регулировать правоотношения на основе заключаемых договоров, что соответствует принципам рыночной экономики.

Принятие данного ФЗ будет содействовать социально-экономическому развитию РФ, увеличению конкуренции среди транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей — участников транспортного рынка, а также повысит качество транспортных услуг.

ФЗ применяется к отношениям, связанным с пользованием услугами автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и возникшим после дня вступления его в силу. К отношениям, возникшим до дня его вступления в силу, ФЗ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу. К отношениям, связанным с перевозками для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства РФ о защите прав потребителей.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 14 ноября 2007 г. N 156-157, в «Российской газете» от 17 ноября 2007 г. N 258, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. N 46 ст. 5555

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г., за исключением пункта 2 изменений, вступающего в силу с 1 марта 2022 г.

См. будущие редакции настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2021 г.

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2020 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 386-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ

Изменения вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Транспортное законодательство: основные положения и требования

Транспортная сфера считается связующим элементом в экономике любой страны. Она представляет собой крупный комплекс, охватывающий существующие виды производства, обмена и распределения. Безусловно, отношения, складывающиеся в этой отрасли, не могут оставаться без нормативного регулирования. Сегодня транспортное законодательство в РФ развивается несколько специфичным образом. Рассмотрим далее его особенности.

Общие сведения

Как известно, правоотношения участников гражданского оборота регламентируются ГК. В главе 40 Кодекса определены и урегулированы только самые важные положения, касающиеся перевозки пассажиров и грузов, исполнения прочих обязательств. Соответствующие нормы должны учитываться в действующем в РФ транспортном законодательстве. При этом не имеет значения, присутствуют они в отраслевых правовых актах или нет.

Основы транспортного законодательства

Общие нормы, закрепленные гл. 40 ГК, нашли отражение в таких сравнительно новых нормативных актах, как:

  1. Воздушный кодекс.
  2. Устав железнодорожного транспорта.
  3. Кодекс торгового мореплавания.
  4. Кодекс водного внутреннего транспорта.

Вместе с действующим сегодня в России транспортным законодательством для регулирования правоотношений используются кодифицированные акты, изданные еще в период существования СССР. Речь, в частности, об Уставе автомобильного транспорта. Он применяется только в части, не противоречащей положениям 40-й главы ГК и иных современных правовых актов. Представляется, что его нормы будут сохранять юридическую силу до принятия нового Устава.

Стоит также сказать, что сегодня в структуру транспортного законодательства Российской Федерации включены правовые акты, изданные в развитие действовавших в советское время положений. Так, на практике применяются Правила перевозки пассажиров и грузов с указаниями Госарбитража СССР по вопросам, относящимся к транспортной отрасли.

Особенности системы регулирования

В силу объективных причин в ходе становления и совершенствования транспортное законодательство постепенно складывалось в более-менее четкую совокупность правовых актов, дифференцированных в зависимости от конкретной сферы деятельности. Так, вполне четко обозначены нормы, регламентирующие перевозку грузов морским, железнодорожным, речным, воздушным и иными видами транспорта.

Систему транспортного законодательства составляют горизонтальное и вертикальное звенья. Первая строится на основании горизонтальных связей между компонентами системы. В вертикальной структуре преобладают иерархические связи, возникающие в рамках отношений субординации.

Классификация норм

В зависимости от своего содержания, акты, относящиеся к горизонтальной и вертикальной структурам транспортного законодательства, разделяются на простые и кодификационно-комплексные. К последним относят положения, предметом регулирования которых выступают разнородные публичные отношения. Их регулирование осуществляется с использованием нескольких правовых методов. Примерами актов этого типа можно считать транспортные кодексы и уставы.

Простыми признаются акты, не противоречащие положениям кодификационных норм. Они предназначены для их дополнения, уточнения, конкретизации. К таким актам, к примеру, можно отнести Правила перевозки пассажиров и грузов, действующие для каждого вида транспорта. Они уточнят нормы, закрепленные в уставах и кодексах.

Горизонтальное звено системы

Эту часть транспортного законодательства составляют акты, разнообразные по форме и содержанию. Они регламентируют вопросы, связанные с использованием ТС всех видов (железнодорожного, автомобильного, морского и пр.).

Горизонтальное звено транспортного законодательства формируют федеральные нормативные акты, президентские указы, правительственные постановления. Отдельные виды отношений регламентируются специальными правовыми документами. К ним относят железнодорожное, внутреннее водное и другие законодательства.

Ключевым нормативным актом, однако, является ГК. Глава 40 Кодекса посвящена перевозке пассажиров и грузов. Статьями 784-800 закреплены положения, общие для всех транспортных средств. Законодательством Российской Федерации урегулированы вопросы, касающиеся заключения договоров на оказание транспортных услуг, ответственности за порчу, утрату, повреждение, недостачу грузов, предъявлением претензий, исков и т. д.

Виды общих нормативных актов

В горизонтальном звене законодательства о транспортной безопасности говорится во всех общих нормах. В их числе:

  1. Постановление ВС РСФСР от 1990 г. В нем закреплены неотложные меры по улучшению обеспечения населения общественным транспортом.
  2. Указ президента от 1992 г. Он устанавливает основы обязательного страхования пассажиров.
  3. Указ президента от 1996 г. В нем закреплены положения, касающиеся совершенствования системы госуправления транспортным комплексом.
  4. Постановление правительства от 1992 г. Оно закрепляет положения, связанные с обеспечением господдержки функционирования транспортной отрасли.
  5. Постановление № 184 от 1993 г. В нем закреплены меры, направленные на обеспечение сохранности грузов и усиление борьбы с хищениями.
  6. Постановление № 876 от 1993 г. В нем предусмотрены меры по обеспечению стабильной работы морского, авиационного, автомобильного и речного транспорта. Сегодня этот нормативный акт действует в новой редакции от 1996 г.
  7. Постановление правительства от 1998 г. Согласно этому документу функции надзора за безопасностью гидротехнических судоходных сооружений возложены на Минтраспорта РФ.

Это далеко не полный перечень общих нормативных актов, включенных в транспортное законодательство. Новых правовых документов в структуре достаточно много. Это вполне объяснимо. В современных условиях транспортная отрасль не может функционировать на основании старых правил.

Нормы об отдельных видах ТС

Они стоят обособленно от прочих правовых актов. В число таких норм включены акты, изданные транспортными ведомствами и министерствами в рамках их компетенции. Среди них особое место занимают кодификационно-комплексные положения. В них содержатся нормы не только гражданского права, но и иных юридических отраслей. Примером может являться налоговое законодательство. Транспортный налог, санкции за нарушение обязательств плательщиками и ряд других финансовых вопросов регулируются исключительно НК. Положения, регламентирующие порядок разрешения споров в сфере транспорта, закрепляются процессуальными нормами.

Отраслевые правовые акты

Особое значение имеют уставы и кодексы, закрепляющие специальные требования транспортного законодательства:

  • Устав ж/д транспорта от 2003 года.
  • Кодекс водного внутреннего транспорта от 2001 г.
  • Устав автомобильных ТС от 1969 г.
  • Воздушный кодекс от 1997 г.
  • Кодекс торгового мореплавания (КТМ) от 1999 г.

Специфика применения норм

Как устанавливается во 2-й статье ГК, гражданское право регламентирует договорные и прочие обязательства, иные имущественные правоотношения. Проще говоря, Гражданский кодекс – нормативный акт, имеющий в определенной степени общее значение для правовых положений кодификационно-комплексного типа.

При этом необходимо учитывать, что ГК – отраслевой кодификационный акт, в отличие от Устава ж/д транспорта, Кодекса торгового мореплавания и иных специальных правовых документов, также являющихся кодификационными, но обладающих комплексным характером. В них присутствуют не только гражданско-правовые, но и иные положения, относящиеся к другим юридическим отраслям.

Для Кодекса, регулирующего торговое мореплавание, ГК будет иметь в соответствующей части общее значение. Это вытекает из положений 1-й статьи КТМ. При этом указание, аналогичное этому, в других кодификационных правовых актах отсутствует, хотя фактически они занимают такое же положение ввиду системной и логической связи между ними и ГК.

Вертикальное звено

Как выше говорилось, в его основе лежит иерархическая система норм.

Федеральное законодательство в сфере транспорта является подсистемой гражданского права. Ключевыми его элементами выступают акты, регламентирующие правоотношения, возникающие при использовании всех видов транспорта. Как правило, их издают Федеральное собрание, президент и правительство.

В основе отдельных системных звеньев транспортного законодательства лежат крупные кодификационные правовые акты. Ими являются транспортные кодексы и уставы. Прочие акты, включенные в систему, служат для регулирования более частных вопросов. Они иерархически зависят от более крупных правовых документов, несмотря на то что их принимает и утверждает один и тот же орган власти. Особенно явно это проявляется при анализе построения системы актов, регламентирующих правоотношения на воздушном, железнодорожном и морском транспорте.

Правовое регулирование отношений на железнодорожном транспорте

Ключевым актом в этой сфере признается Устав (УЖТ). Он регулирует отношения, касающиеся перевозки пассажиров и груза, ответственности клиентов и перевозчиков за нарушение действующих правил. Следует, однако, учитывать, что в УЖТ регламентированы далеко не все вопросы, поэтому в дополнение к нему изданы:

  1. Постановление правительства от 1992 г. В нем регламентируются вопросы, связанные с обеспечение соблюдения дисциплины работников ж/д транспорта.
  2. Постановление № 716 от 1993 г. Оно закрепляет вопросы, связанные с обеспечением бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта.
  3. Постановление правительства от 1992 г. В нем предусмотрены меры по повышению безопасности на ж/д транспорте.
  4. Постановление правительства от 1998 г. Этот акт устанавливает порядок реализации мер, направленных на совершенствование структуры ж/д транспорта.
  5. Указ президента от 1996 г., закрепляющий порядок дальнейшего развития железнодорожного транспорта.
  6. Постановление правительства от 1998 г. № 448. Им утверждена концепция структурной реформы системы федерального ж/д транспорта.
  7. Постановление правительства от 1998 г. № 507. В нем закреплены ключевые направления совершенствования госполитики на ж/д транспорте.
  8. Постановление правительства от 1998 г. № 1029. Этим нормативным документом утверждены правила расчета ставок оплаты за использование вагонов, контейнеров, тарифов для исчисления сборов.
  9. Постановление правительства от 1999 г. № 224. В нем закреплены меры по совершенствованию регулирования тарифов на потребляемую ж/д транспортом энергию.

В настоящее время в этой отрасли действует достаточно много нормативных документов. Они регламентируют и развивают отношения, не урегулированные УЖТ.

Водный транспорт

Отношения, складывающиеся в этой сфере, также регулируют разные правовые акты. Ключевым из них признается Кодекс водного внутреннего транспорта. Им регламентируется весь комплекс отношений с потребителями услуг. Кроме Кодекса, вопросы, касающиеся транспортировки грузов на речном транспорте, закреплены и в иных правовых актах. В частности, речь о правительственных постановлениях от 1994 г. № 780 и от 1996 г. № 464.

Особая роль в системе принадлежит Правилам перевозки грузов, багажа и пассажиров. В них урегулированы вопросы, касающиеся безопасности на внутреннем водном транспорте.

Правительственным постановлением от 2003 г. № 72 утверждены Правила предоставления услуг по транспортировке пассажиров, груза и багажа для бытовых (личных) нужд на водном транспорте.

Заключение

Система современного транспортного законодательства представляет собой совокупность нормативных актов, издаваемых органами, уполномоченными на реализацию функций надзора в сфере предоставления услуг по перевозке багажа, грузов и пассажиров всеми видами ТС. Чем совершеннее структура этой системы, тем яснее содержание положений и легче их применение на практике. Это, в свою очередь, повышает эффективность функционирования всей транспортной отрасли в стране.

Транспортное законодательство считается самым стабильным сводом нормативных актов. Его основные положения, регламентирующие правоотношения, касающиеся заключения договоров, предоставления транспорта, ответственности за их эксплуатацию, повреждение, утрату, порчу грузов, предъявления исков и претензий, применяются без особенных изменений достаточно продолжительное время.

Читайте также  Как подтвердить гражданство РФ у несовершеннолетнего ребенка?

Транспортное законодательство

  • Автомобильный транспорт
    • Дополнительное оборудование
    • Запчасти
    • Расходные материалы и тех.жидкости
    • Ремонт АТС
    • Техническое обслуживание АТС
    • Эксплуатация АТС
  • Госрегулирование транспорта
    • Международный
    • Муниципальный
    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ
    • Субъекты РФ
    • Федеральный

Общий обзор законодательства в области транспорта

Основы гражданско-правовых отношений в сфере автомобильных перевозок пассажиров и багажа изложены в трех документах:

Основы гражданско-правовых отношений в сфере автомобильных перевозок грузов изложены в двух документах:

Другие наиболее важные НПА представлены ниже, но перевозчики должны соблюдать и другие нормативно-правовые акты, которые касаются безопасности дорожного движения, правила технической эксплуатации подвижного состава автотранспорта, его техобслуживания и ремонта.

Гражданский кодекс РФ, помимо описания общих начал гражданского законодательства, устанавливает права и обязанности сторон, перевозчика (фрахтовщика) и пассажира (фрахтователя), возникающие в процессе перевозок. Правила перевозок регулируют порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок. Различные виды автомобильных пассажирских перевозок – это регулярные, заказные и таксомоторные перевозки. Для каждого из них существуют определенные законодательные акты, более детально регламентирующие деятельность перевозчиков на рынке.

Регулярные перевозки пассажиров автомобильным и наземным электрическим транспортом (автобусом, трамваем и троллейбусом) регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Они затрагивают множество аспектов организации регулярных перевозок: планирование маршрутов, перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам, порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок и др.

Кроме того, как и другим транспортникам, вышеперечисленным перевозчикам необходимо знать и учитывать еще и целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность дорожного движения и транспортную безопасность, работу транспортных предприятий и деятельность по осуществлению денежных расчетов за оказание услуг.

ГК РФ, помимо описания общих начал гражданского законодательства, устанавливает права и обязанности сторон при перевозке грузов, определяет основные правила подачи транспортных средств, погрузки и выгрузки груза, а также ответственность перевозчика и отправителя за нарушение условий договора.

Уставом автотранспорта, в свою очередь, закрепляются основные положения о заключении договоров перевозки, права и обязанности перевозчиков, грузоотправителей, а также порядок их взаимодействия.

Самым важным специализированным нормативно-правовым актом для сферы автомобильных грузоперевозок является Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Документ содержит основные правила осуществления данного типа перевозок — начиная от порядка заключения договоров, определения массы груза и заканчивая правилами составления актов и претензий в случае нарушения условий договора.

Относительно международной перевозки опасных грузов действует «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ/ADR).

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия на автомобильную перевозку грузов внутри страны не нужна, однако она необходима для международной перевозки.

Конечно, это не исчерпывающий список документов, которыми должны руководствоваться представители сферы автомобильных грузоперевозок. Перевозчики должны соблюдать и другие нормативно-правовые акты, которые касаются безопасности дорожного движения, правила технической эксплуатации подвижного состава автотранспорта, его техобслуживания и ремонта.

Особенности правового регулирования транспортной деятельности в россии Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Штырхунова Наталья Александровна

Транспорт представляет собой единый и сложнейший комплекс специальных сооружений транспортной инфраструктуры, систем управления транспортом , транспортных средств и транспортных организаций. От слаженной работы транспортных организаций зависит эффективное функционирование всех остальных отраслей экономики и жизнедеятельность государства и общества в целом. В статье раскрываются основные положения правового регулирования транспортной деятельности в Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Штырхунова Наталья Александровна

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования транспортной деятельности в россии»

Штырхунова Наталья Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры гражданского и международного права Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru

Natalya A. Shtyrkhunova

candidate of philological sciences,

associate professor of

the civil and international law department,

Admiral F.F. Ushakov Maritime State

правового регулирования транспортной деятельности в россии

Аннотация. Транспорт представляет собой единый и сложнейший комплекс специальных сооружений транспортной инфраструктуры, систем управления транспортом, транспортных средств и транспортных организаций. От слаженной работы транспортных организаций зависит эффективное функционирование всех остальных отраслей экономики и жизнедеятельность государства и общества в целом. В статье раскрываются основные положения правового регулирования транспортной деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: транспорт, транспортное право, транспортная деятельность, источники права, Конституция России, источники транспортного права, законы, подзаконные акты.

transport legal regulation in russia

Annotation. Transport represents an entire and complex system comprising such elements as the specialized transport infrastructure, transportation management and facilities, vehicles, etc., as well as transport organizations. The well-coordinated work of transport organizations has an important role to play in the effective functioning of other sectors of the economy as well as it has the greatest influence on both state and society activity as a whole. In the present paper the basic principles of the legally regulated transport activities in the Russian Federation have been considered.

Keywords: transport, transport law, transport activity, sources of law, the Constitution of Russia, sources of transport law, laws, regulation.

В системе российского права существует целый блок специальных правовых норм, которые непосредственно регулируют организацию и деятельность транспортных организа-. —

вых норм объединяется специалистами в понятие транспортного права. Конституционные основы формирования правового регулирования рассматриваемой экономической отрасли заложены Конституцией РФ в ст. 71, согласно которой в ведении Российской Федерации находятся: федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе. Вопросы создания и деятельности транспортных организаций, регулируются Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в следующем объеме:

— организуется осуществление транспортной деятельности в виде транспортного обслуживания населения такими видами транспорта как,

воздушный, водный, автомобильный (в том чис-), —

ного и пригородного сообщения, а также и железнодорожным транспортом (далее ж/д транс) ;

регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также в виде осуществления регионального государственного надзора за сохранностью

автомобильных дорог регионального и межму-;

осуществления дорожных работ в части автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечивается безопасность дорожного движения на них.

Анализ и разрешение проблем правового регулирования транспортной деятельности представляют особый интерес для различных отрас-, —

го, гражданского, административного и уголовного. Перечень и анализ базовых нормативных правовых актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказа-, —

портных средств в целях осуществления перевозки пассажиров и материальных объектов ( , ), —

ного права включаются: — общественные отношения между транспортными организациями и

их контрагентами, возникающие при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа; — общественные отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и функционированием транспортной инфраструктуры; — общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности (транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, работы по техническому обслуживанию транспортных средств, иные вспомогательные услуги и работы). Также необходимо учитывать отношения, регулируемые гражданским правом, а именно обязательственные отношения в сфере перевозок и оказания транспортных услуг.

модействуют с нормами административного права (административное управления транспортом, лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, обеспечение функционирования транс, —

преступлений на транспорте, уголовная ответ),

(федеральный транспорт и т.д.).

В качестве источника права принято понимать юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения. Важнейшими источниками транспортного права являются федераль-.

транспортного права занимают специализированные транспортные уставы и кодексы, основанные на положениях гл. 40 ГК РФ, принятые в

форме федеральных законов и детально регла-

при обеспечении транспортной деятельности и деятельности транспортных организаций. К числу названных источников транспортного права

относят: Воздушный кодекс Российской Федера-

Федерации; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации; Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации; Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Особенностью перечисленных документов является то, что они носят комплексный характер и воздействуют на определенные виды публичных отношений, возникающих при осуществлении деятельности на различных видах транспорта.

Весьма интересной представляется позиция В.А. Дозорцева [1, с. 25], полагающего, что в подобных комплексных кодифицированных актах не удается выделить общие правовые положения, характерные для единого отраслевого кодекса. Комплексные акты необходимы для достаточно узкой сферы транспортных правоотношений, что, однако не исключает их большого объема и значимости для обширной сферы

транспортные кодексы и уставы не образуют

самостоятельно отраслевой юридической си.

и уставов не образуют единства нормативного правового регулирования осуществления транс. —

акт в виде Транспортного кодекса, что в принципе предлагается и активно обсуждается иссле-.

По нашему мнению, принятие единого кодифицированного акта о транспорте (Транспортного ), —

ним. Нецелесообразность обусловлена тем, что в транспортном праве объем регулируемых отношений столь велик, что, несмотря на их очевидную предметную обособленность и целый ряд единых признаков, объединение в один законодательный акт важнейших из общих положений представляется одновременно и бесперспективным, и лишенным всякого смысла.

Исторически процесс кодификации транспортного законодательства идет по пути подготовки целого ряда законов, регламентирующих специфику отдельных, сложных, межотраслевых функциональных правовых институтов, а именно: железнодорожного, морского, автотранспортного и воздушного права в структуре отрасли транспортного права.

Для законодателя, теоретически возможно, осуществить разработку проекта и последующее принятие такого единого акта о транспорте, однако в такой ситуации управление рассматриваемым массивом законодательства будет сведено всего лишь к установлению только самых общих принципов транспортного права и закреплению перечня законов, которые регламентируют отдельные блоки транспортного права. В конечном итоге это сделало бы единый для транспортного права закон малоэффективным.

Преждевременность такого шага очевидна ввиду того, что, во-первых, регулятивные возможности применения действующих в настоящее время в системе транспортного законодательства кодексов и уставов не исчерпаны; во-вторых, еще не завершено проведение различных государственных экономических реформ, без итоговых результатов которых нецелесообразно проводить работу по кодификации всего транспортного законодательства; в-третьих, в некоторых транспортных отраслях остаются не урегулированными на законодательном уровне многие существенные вопросы организации и функционирования транспортных организаций, а это первоочередная задача для законодателя. Помимо Конституции РФ, Кодексов и Уставов систему источников транспортного права составляют и подзаконные нормативные акты. В системе федеральных подзаконных источников транспортного права наибольшей юридической

силой обладают указы Президента Российской

положения по важнейшим вопросам транспорт.

Подзаконными нормативными актами, входящими в систему транспортного права, являются в

частности, Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и др.

В сфере формирования системы источников транспортного права существенную роль выполняет Министерство транспорта РФ, которому в соответствии с Положением, утвержденным по-

тельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, относительно вопросов регулирования правил перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования и приме,

транспорта: правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов и пр..

транспортного права и его систему необходимо, в качестве вывода, обозначить следующие основные особенности транспортного законода-

1. Дозорцев В А. Один кодекс или два? (Нужен ли Хозяйственный кодекс наряду с Гражданским?) // Вестник гражданского права. 2008. № 4. С. 23-28.

тельства: стабильность отрасли транспортного законодательства; наиболее систематизированная (кодифицированная) отрасль права в российском законодательстве.

Основными задачами в сфере совершенствова— —

дарственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей Транспортной стратегии, являются:

— повышение инвестиционной привлекательности транспортной отрасли, в том числе и за счет

государственно-частного партнерства и совер-

— формирование нормативно-правовой базы, регулирующей коммерческий допуск к транспортной деятельности в области грузовых пере,

среднего предпринимательства в транспортном деле, создание и развитие национальных и интернациональных транспортных компаний;

ных транспортных издержек в цене продукции; — —

Транспортное законодательство: основные положения и требования

Транспортная сфера считается связующим элементом в экономике любой страны. Она представляет собой крупный комплекс, охватывающий существующие виды производства, обмена и распределения. Безусловно, отношения, складывающиеся в этой отрасли, не могут оставаться без нормативного регулирования. Сегодня транспортное законодательство в РФ развивается несколько специфичным образом. Рассмотрим далее его особенности.

Общие сведения

Как известно, правоотношения участников гражданского оборота регламентируются ГК. В главе 40 Кодекса определены и урегулированы только самые важные положения, касающиеся перевозки пассажиров и грузов, исполнения прочих обязательств. Соответствующие нормы должны учитываться в действующем в РФ транспортном законодательстве. При этом не имеет значения, присутствуют они в отраслевых правовых актах или нет.

Основы транспортного законодательства

Общие нормы, закрепленные гл. 40 ГК, нашли отражение в таких сравнительно новых нормативных актах, как:

  1. Воздушный кодекс.
  2. Устав железнодорожного транспорта.
  3. Кодекс торгового мореплавания.
  4. Кодекс водного внутреннего транспорта.

Вместе с действующим сегодня в России транспортным законодательством для регулирования правоотношений используются кодифицированные акты, изданные еще в период существования СССР. Речь, в частности, об Уставе автомобильного транспорта. Он применяется только в части, не противоречащей положениям 40-й главы ГК и иных современных правовых актов. Представляется, что его нормы будут сохранять юридическую силу до принятия нового Устава.

Стоит также сказать, что сегодня в структуру транспортного законодательства Российской Федерации включены правовые акты, изданные в развитие действовавших в советское время положений. Так, на практике применяются Правила перевозки пассажиров и грузов с указаниями Госарбитража СССР по вопросам, относящимся к транспортной отрасли.

Особенности системы регулирования

В силу объективных причин в ходе становления и совершенствования транспортное законодательство постепенно складывалось в более-менее четкую совокупность правовых актов, дифференцированных в зависимости от конкретной сферы деятельности. Так, вполне четко обозначены нормы, регламентирующие перевозку грузов морским, железнодорожным, речным, воздушным и иными видами транспорта.

Систему транспортного законодательства составляют горизонтальное и вертикальное звенья. Первая строится на основании горизонтальных связей между компонентами системы. В вертикальной структуре преобладают иерархические связи, возникающие в рамках отношений субординации.

Классификация норм

В зависимости от своего содержания, акты, относящиеся к горизонтальной и вертикальной структурам транспортного законодательства, разделяются на простые и кодификационно-комплексные. К последним относят положения, предметом регулирования которых выступают разнородные публичные отношения. Их регулирование осуществляется с использованием нескольких правовых методов. Примерами актов этого типа можно считать транспортные кодексы и уставы.

Простыми признаются акты, не противоречащие положениям кодификационных норм. Они предназначены для их дополнения, уточнения, конкретизации. К таким актам, к примеру, можно отнести Правила перевозки пассажиров и грузов, действующие для каждого вида транспорта. Они уточнят нормы, закрепленные в уставах и кодексах.

Горизонтальное звено системы

Эту часть транспортного законодательства составляют акты, разнообразные по форме и содержанию. Они регламентируют вопросы, связанные с использованием ТС всех видов (железнодорожного, автомобильного, морского и пр.).

Горизонтальное звено транспортного законодательства формируют федеральные нормативные акты, президентские указы, правительственные постановления. Отдельные виды отношений регламентируются специальными правовыми документами. К ним относят железнодорожное, внутреннее водное и другие законодательства.

Ключевым нормативным актом, однако, является ГК. Глава 40 Кодекса посвящена перевозке пассажиров и грузов. Статьями 784-800 закреплены положения, общие для всех транспортных средств. Законодательством Российской Федерации урегулированы вопросы, касающиеся заключения договоров на оказание транспортных услуг, ответственности за порчу, утрату, повреждение, недостачу грузов, предъявлением претензий, исков и т. д.

Виды общих нормативных актов

В горизонтальном звене законодательства о транспортной безопасности говорится во всех общих нормах. В их числе:

  1. Постановление ВС РСФСР от 1990 г. В нем закреплены неотложные меры по улучшению обеспечения населения общественным транспортом.
  2. Указ президента от 1992 г. Он устанавливает основы обязательного страхования пассажиров.
  3. Указ президента от 1996 г. В нем закреплены положения, касающиеся совершенствования системы госуправления транспортным комплексом.
  4. Постановление правительства от 1992 г. Оно закрепляет положения, связанные с обеспечением господдержки функционирования транспортной отрасли.
  5. Постановление № 184 от 1993 г. В нем закреплены меры, направленные на обеспечение сохранности грузов и усиление борьбы с хищениями.
  6. Постановление № 876 от 1993 г. В нем предусмотрены меры по обеспечению стабильной работы морского, авиационного, автомобильного и речного транспорта. Сегодня этот нормативный акт действует в новой редакции от 1996 г.
  7. Постановление правительства от 1998 г. Согласно этому документу функции надзора за безопасностью гидротехнических судоходных сооружений возложены на Минтраспорта РФ.

Это далеко не полный перечень общих нормативных актов, включенных в транспортное законодательство. Новых правовых документов в структуре достаточно много. Это вполне объяснимо. В современных условиях транспортная отрасль не может функционировать на основании старых правил.

Нормы об отдельных видах ТС

Они стоят обособленно от прочих правовых актов. В число таких норм включены акты, изданные транспортными ведомствами и министерствами в рамках их компетенции. Среди них особое место занимают кодификационно-комплексные положения. В них содержатся нормы не только гражданского права, но и иных юридических отраслей. Примером может являться налоговое законодательство. Транспортный налог, санкции за нарушение обязательств плательщиками и ряд других финансовых вопросов регулируются исключительно НК. Положения, регламентирующие порядок разрешения споров в сфере транспорта, закрепляются процессуальными нормами.

Отраслевые правовые акты

Особое значение имеют уставы и кодексы, закрепляющие специальные требования транспортного законодательства:

  • Устав ж/д транспорта от 2003 года.
  • Кодекс водного внутреннего транспорта от 2001 г.
  • Устав автомобильных ТС от 1969 г.
  • Воздушный кодекс от 1997 г.
  • Кодекс торгового мореплавания (КТМ) от 1999 г.

Специфика применения норм

Как устанавливается во 2-й статье ГК, гражданское право регламентирует договорные и прочие обязательства, иные имущественные правоотношения. Проще говоря, Гражданский кодекс – нормативный акт, имеющий в определенной степени общее значение для правовых положений кодификационно-комплексного типа.

При этом необходимо учитывать, что ГК – отраслевой кодификационный акт, в отличие от Устава ж/д транспорта, Кодекса торгового мореплавания и иных специальных правовых документов, также являющихся кодификационными, но обладающих комплексным характером. В них присутствуют не только гражданско-правовые, но и иные положения, относящиеся к другим юридическим отраслям.

Для Кодекса, регулирующего торговое мореплавание, ГК будет иметь в соответствующей части общее значение. Это вытекает из положений 1-й статьи КТМ. При этом указание, аналогичное этому, в других кодификационных правовых актах отсутствует, хотя фактически они занимают такое же положение ввиду системной и логической связи между ними и ГК.

Вертикальное звено

Как выше говорилось, в его основе лежит иерархическая система норм.

Федеральное законодательство в сфере транспорта является подсистемой гражданского права. Ключевыми его элементами выступают акты, регламентирующие правоотношения, возникающие при использовании всех видов транспорта. Как правило, их издают Федеральное собрание, президент и правительство.

В основе отдельных системных звеньев транспортного законодательства лежат крупные кодификационные правовые акты. Ими являются транспортные кодексы и уставы. Прочие акты, включенные в систему, служат для регулирования более частных вопросов. Они иерархически зависят от более крупных правовых документов, несмотря на то что их принимает и утверждает один и тот же орган власти. Особенно явно это проявляется при анализе построения системы актов, регламентирующих правоотношения на воздушном, железнодорожном и морском транспорте.

Правовое регулирование отношений на железнодорожном транспорте

Ключевым актом в этой сфере признается Устав (УЖТ). Он регулирует отношения, касающиеся перевозки пассажиров и груза, ответственности клиентов и перевозчиков за нарушение действующих правил. Следует, однако, учитывать, что в УЖТ регламентированы далеко не все вопросы, поэтому в дополнение к нему изданы:

  1. Постановление правительства от 1992 г. В нем регламентируются вопросы, связанные с обеспечение соблюдения дисциплины работников ж/д транспорта.
  2. Постановление № 716 от 1993 г. Оно закрепляет вопросы, связанные с обеспечением бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта.
  3. Постановление правительства от 1992 г. В нем предусмотрены меры по повышению безопасности на ж/д транспорте.
  4. Постановление правительства от 1998 г. Этот акт устанавливает порядок реализации мер, направленных на совершенствование структуры ж/д транспорта.
  5. Указ президента от 1996 г., закрепляющий порядок дальнейшего развития железнодорожного транспорта.
  6. Постановление правительства от 1998 г. № 448. Им утверждена концепция структурной реформы системы федерального ж/д транспорта.
  7. Постановление правительства от 1998 г. № 507. В нем закреплены ключевые направления совершенствования госполитики на ж/д транспорте.
  8. Постановление правительства от 1998 г. № 1029. Этим нормативным документом утверждены правила расчета ставок оплаты за использование вагонов, контейнеров, тарифов для исчисления сборов.
  9. Постановление правительства от 1999 г. № 224. В нем закреплены меры по совершенствованию регулирования тарифов на потребляемую ж/д транспортом энергию.
Читайте также  Добровольный отказ матери от родительских прав

В настоящее время в этой отрасли действует достаточно много нормативных документов. Они регламентируют и развивают отношения, не урегулированные УЖТ.

Водный транспорт

Отношения, складывающиеся в этой сфере, также регулируют разные правовые акты. Ключевым из них признается Кодекс водного внутреннего транспорта. Им регламентируется весь комплекс отношений с потребителями услуг. Кроме Кодекса, вопросы, касающиеся транспортировки грузов на речном транспорте, закреплены и в иных правовых актах. В частности, речь о правительственных постановлениях от 1994 г. № 780 и от 1996 г. № 464.

Особая роль в системе принадлежит Правилам перевозки грузов, багажа и пассажиров. В них урегулированы вопросы, касающиеся безопасности на внутреннем водном транспорте.

Правительственным постановлением от 2003 г. № 72 утверждены Правила предоставления услуг по транспортировке пассажиров, груза и багажа для бытовых (личных) нужд на водном транспорте.

Заключение

Система современного транспортного законодательства представляет собой совокупность нормативных актов, издаваемых органами, уполномоченными на реализацию функций надзора в сфере предоставления услуг по перевозке багажа, грузов и пассажиров всеми видами ТС. Чем совершеннее структура этой системы, тем яснее содержание положений и легче их применение на практике. Это, в свою очередь, повышает эффективность функционирования всей транспортной отрасли в стране.

Транспортное законодательство считается самым стабильным сводом нормативных актов. Его основные положения, регламентирующие правоотношения, касающиеся заключения договоров, предоставления транспорта, ответственности за их эксплуатацию, повреждение, утрату, порчу грузов, предъявления исков и претензий, применяются без особенных изменений достаточно продолжительное время.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector