Основные тенденции развития земельного законодательства

Основные тенденции развития земельного законодательства

Основные тенденции развития земельного законодательства

Основные тенденции развития земельного законодательства

ЗК РФ Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1 ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Основные проблемы развития земельных отношений в России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.12.2020 2020-12-14

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Валиуллина, Р. Р. Основные проблемы развития земельных отношений в России / Р. Р. Валиуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76503/ (дата обращения: 14.11.2021).

В статье рассматриваются проблемы развития земельных отношений в России как на государственном, так и на муниципальном уровне. В рамках исследования рассмотрены исторические аспекты сложившихся проблем. Одной из основных проблем, поднятых в статье, является недостаточное развитие земельного законодательства.

Ключевые слова: государственное регулирование, муниципальный уровень, нормативно-законодательная база, земельные ресурсы, земельные отношения, земельное законодательство.

Основной целью государства по развитию земельных отношений является максимальный эффект от использования земельных ресурсов. Приоритетные задачи государства определяются решением вопроса по сокращению количества нуждающихся в земельных ресурсах.

На долю государственной и муниципальной собственности приходится 66,62 % всех имеющихся земель сельскохозяйственного назначения, также сюда относится 75,38 % земель населенных пунктов. Однако в частной собственности гражданских лиц находится 28,14 % земель сельскохозяйственного назначения. Учитывая обширные земельные ресурсы государства следует отметить важность оформления эффективного механизма управления земельными отношениями [1, c.33].

Согласно исследованию по вопросам регулирования земельных отношений определяются предпосылки к эффективному использованию земельных ресурсов в России, однако это означает и большое количество нормативных и правовых проблем. В настоящее время одним из важнейших направлений работы муниципальных органов является формирование и развитие рынка земли, способствующего реальному обеспечению права собственности граждан и юридических лиц на земельные ресурсы, доходности земельных ресурсов. Неэффективное использование земельных ресурсов может быть связано с преувеличением роли правовой базы и сведением предпосылок исключительно лишь к вопросам создания нормативно– правовых институтов регулирования земельных отношений, что на практике приводит к игнорированию учета региональных и муниципальных интересов. Анализ показывает недостаточную эффективность управления земельными ресурсами [3, c.49].

Необходимо обозначить, что земельные отношения в плане нормативно– правового регулирования сложились и прошли проверку историческими событиями. В настоящее время использование земельных ресурсов основано на многообразии форм собственности на землю. Основными направлениями по применению земельных ресурсов являются действия по государственному и муниципальному управлению земельными отношениями, обусловленные защитой прав на землю, а также разработкой необходимых механизмов и инструментов, которые способны учесть специфику по применению данного объекта регулирования. Следует отметить проблему в обеспечении баланса публичных и частных интересов при земельных отношениях, а также несовершенство механизмов регулирования по использованию земли в качестве базы для устойчивого социально– экономического развития [2, c.59].

Следует отметить большое количество региональных проблем, в том числе обострение демографических и экологических препон, недостатки по согласованию отраслевого и пространственного развития государства, что предполагает уменьшение доли добывающих по сравнению с высокотехнологичными, инновационными, перерабатывающими производствами, с целью эффективного применения природных ресурсов в традиционных отраслях экономики. Также отмечается важность проблемы охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности, что определяет современные вызовы для разработки механизма по управлению земельными отношениями и гармонизации нормативного законодательства.

Ввиду проведения земельной реформы установились противоречия между региональными и федеральными нормативными правовыми актами по вопросам регулирования земельных отношений, что определено недостаточным информированием субъектов земельных отношений, несовершенством региональной законодательной базы и отсутствием ряда законов, которые регулируют земельные отношения на муниципальном уровне, что определяется необоснованными конфликтами по распределению и перераспределению земель в муниципалитетах, монополизацией административной власти по земельным ресурсам. Перечисленные тенденции в результате ведут к усложнению и увеличению времени процесса и появлению всяческих многоаспектных процедур и правил оформления, что снижает приток инвестиций, также выражается отсутствием налоговых и арендных платежей на землю.

Существенным недостатком государственного регулирования земельных отношений является технический аспект по поддержанию информационных ресурсов по оформлению земельных ресурсов: в настоящее время отсутствует информация по объекту недвижимости после регистрации прав на него и сделок с ним, проводится инвентаризация, а именно государственный технический учет, определяется база для любой операции с земельными ресурсами. Процесс инвентаризации определяется уточнением местоположения границ земельных участков, а также выявлением нерационально применяемых или неиспользуемых, а также используемых не по целевому признаку земельных участков и иных категорий земель. Мониторинг данных земельных ресурсов осуществляется в настоящее время в рамках муниципалитетов, существует только номинально [1, c.38].

В настоящее время также проблемой земельных отношений является неэффективное управление земельно-имущественным комплексом, как на местах, так и в региональном аспекте, и на уровне федерации.

Следует перечислить основные недостатки при развитии земельных отношений в России в целом, к которым относят:

1) отсутствие общей концепции по управлению земельными ресурсами в региональном и местным аспекте,

2) нарушение требований по нормативным регламентам в сфере обслуживания гражданских лиц и предоставления услуг населению,

3) ограничение по предоставлению информационных сведений, что предопределяется в работе с обособленными территориями муниципальных образований,

4) отсутствие систематизации пространственной информации, которая влечет потери по правоустанавливающим и правоудостоверяющим документам,

5) нарушение прозрачности по совершению сделок с недвижимостью.

Согласно изучению нормативно– правовой базы по регулированию земельных отношений в России, следует отметить большое количество недостатков законодательной базы, связанной с управлением земельными ресурсами. Это, как правило, следующие проблемы: проблемы отсутствия правовой полноты и доступности для потребителей при освоении земельных участков, проблемы отсутствия правовой защиты по захвату земель сельскохозяйственного назначения [2, c.63].

Проблемы государственного регулирования земельных отношений на муниципальном уровне определены в основном в проведении контрольных проверок по нарушению земельного законодательства и возмещению задолженности местного бюджета по использованию земельных ресурсов субъектами земельных отношений [3, c.51].

Исходя из изученных недостатков развития земельных отношений в России, следует отметить такие аспекты получения эффекта от использования земель, которые связаны с трансформацией экономической системы, политической системы, а также финансовыми кризисами, разработкой и внедрением новых технологий, иных аспектов, которые влияют на предмет исследования. Существуют проблемы в сфере землеустройства как по состоянию нормативно– законодательная база, так и по развитию земельных отношений на разных уровнях власти, в том числе и муниципалитетов. Устранение данных проблем возможно только в комплексе как со стороны государства в виде программы или проектов, при помощи которых возможно эффективно применять земельные ресурсы страны, так и на уровне муниципалитетов по разграничению и прозрачности работы с данным ресурсом для достижения единой цели дальнейшего наращивания богатства страны.

  1. Гладун Е. Ф. Управление земельными ресурсами: Учебник и практикум / Е. Ф. Гладун. — 2– е изд. — Москва.: Юрайт, 2020. — 160 с. — Текст: непосредственный.
  2. Кондратьева А. В. Земельный вопрос / А. В. Кондратьева // Бюджетный учет. — 2019. — № 3 (171). — С. 58– 63. — Текст: непосредственный.
  3. Макаров И. И. Земельное право: учебное пособие / И. И. Макаров. — Ярославль: ООВО ЧУ «Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)», 2020. — 100 с. — Текст: непосредственный.

2.3. Перспективы развития земельного законодательства 1.

Введение программирования совершенствования земельного законодательства необходимо:

а) через реформирование земельных отношений, посредством которого будет целенаправленно и запрограммированно изменяться земельное законодательство. Так, Законом РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» была поставлена задача поэтапного перераспределения земель в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования земле и формирования многоукладной экономики, что повлечет за собой прогнозируемые изменения в земельных отношениях, поддающихся своевременному правовому регулированию (в настоящее время этот закон утратил силу);

б) через реформирование производственных отношений в сельском хозяйстве, главным средством производства которого является земля, что будет способствовать совершенствованию правоприменительной деятельности по эффективному использованию земельных ресурсов и их охране.

Совершенствование правотворческой процедуры путем расширения демократических начал при разработке и принятии нормативно- правовых актов.

Совершенствование правовой регламентации, содержащейся в нормативно-правовых актах, путем:

устранения излишней мешающей развитию

производительных сил и эффективному использованию земель. Так, упрощен отвод земель путем передачи от центральных органов России всех вопросов по отводу земли в местные органы самоуправления, что облегчает оперативное решение земельных вопросов;

неурегулированности той части общественных земельных отношений, которая в наибольшей степени нуждается в правовой регламентации.

совершенствования формулировок правового регулирования зе-мельных отношений, что совершенствует и систему земельных право-отношений в России. Так, если в прежнем ЗК РСФСР 1970 г. фигурировали лишь природные и зеленые зоны, то новый ЗК РФ 1991 г. ввел новое понятие «земли рекреационного назначения», расшифровав их содержание, что позволяет обеспечить надлежащее целевое использование данной категории земель.

Совершенствование правоприменительной практики путем:

^ введения в земельное законодательство процессуальных правовых норм, обеспечивающих надлежащее применение закона на практике. Например, введение в ЗК РФ процессуального порядка согласования места размещения объекта позволяет, с одной стороны, защитить от волокиты дело о предоставлении земельного участка, а с другой — не ущемить интересы других лиц при отводе земельного участка;

введения стимулов для надлежащего исполнения субъектами земельных правоотношений своих обязанностей. Это могут быть положительные стимулы, влекущие для землепользователей дополнительные блага за надлежащее исполнение ими своих обязанностей. Например, ЗК РФ предусматривает экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель.

Включение в сферу земельно-правового регулирования рыночных отношений: введена плата за землю и мониторинг земель; налоговое стимулирование эффективного использования земель; производители сельскохозяйственной продукции и лица, хозяйствующие на земле, включаются механизм отношений земельной собственности и т.п.

Проникновение земельно-правового регулирования в сферы правового регулирования иных отраслей. Например, включены такие термины, как «хозяйствование на земле», «технологии», «хозяйственная деятельность», нашедшие отражение в ЗК РФ 1991 г., и др.

Проникновение многоотраслевого правового регулирования в сферу земельно-правового регулирования.

Экологизация земельного законодательства представляет собой разработку и совершенствование действующего законодательства в соответствии с объективными потребностями оптимального взаимодействия общества и окружающей среды, составной частью которой яв-

ее уникальный объект — земля (почва), с учетом совокупного действия объективных законов их развития и отражения действия этих законов в механизме действия земельно-правовых норм.

Экологизацией земельного законодательства называется процесс внедрения экологических требований в законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие хозяйственную и иную деятельность, охватывающую* негативное влияние на окружающую среду.

Экологизация как деятельность по внедрению экологических требований охватывает практически все сферы производственной, общественной и бытовой жизни. Это вытекает из приоритета законов развития природы, которые мы должны соблюдать в ходе хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние среды

Экологизация земельного законодательства имеет три основных направления:

а) экологическое правотворчество, выражающееся в разработке и принятии компетентными государственными органами нормативно- правовых актов земельно-правового содержания. Эти акты имеют несколько разновидностей;

экологическая корректировка земельного законодательства. Важным инструментом обеспечения экономической земельно-правовой деятельности являются акты по налогообложению использования земли;

в) экологизация правоприменительной деятельности, выражающаяся в экологизации земельных правоотношений путем применения новейшего земельного законодательства.

Цель экологизации законодательства — насытить правила и нормы проектирования строительства использования земель, сделать эти правила составной частью всей проектировочной, строительной и эксплуатационной деятельности. Формами экологизации являются соответствующие нормативно-правовые акты или нормативные документы, содержащие технические, технико-экономические и другие нормы и правила. К их числу относятся санитарные, строительные, технологи-ческие, градостроительные и т.п. нормативы, утвержденные компетентными органами.

Один из методов экологизации относится к сфере применения норм права, другой — к их созданию. Особенность первого метода заключа-ется в том, что путем применения права экологизируется не сама норма того или иного закона, а то правоотношение, которое возникает в процессе ее выполнения. Суть второго метода экологизации законодательства заключается в создании новых правовых норм или технико-экономических нормативов путем включения в ткань их материи эколо- го-правовых постулатов. Данный метод является основным в экологизации законодательства.

Объектами такого экологического воздействия выступают различные отрасли законодательства, и прежде всего те, которые регулируют хозяйственную деятельность.

Экологизация земельного законодательства, осуществляется путем: внедрения эколого-правовых норм в правовой режим категорий земель. В отличие от ЗК РСФСР 1970 г., предусматривающего шесть категорий земель, ЗК РФ 2001 г. дополнительно предусмотрел такие категории земель, которые обеспечивают экологическое благополучие на территории. Так, земли особо Охраняемых территорий и объектов, предназначенные для обеспечения нормального функционирования природных объектов, позволяют обеспечить сохранность в первозданном виде природные ландшафты и уголки природы и т.п.;

экологизации правового статуса субъектов земельных правоотношений. Например, если хозяйственная деятельность предприятия- землепользователя нарушает установленный режим природопользования, то такая деятельность может быть приостановлена в порядке, предусмотренном законом;

экологизации и средств производства, являющихся

собственностью землепользователей, поскольку собственник при осу-ществлении своего права собственности обязан принимать меры, дотвращающие нанесение им ущерба окружающей среде;

экологизации техники и технологий, внедряемых в сферу землепользования.

С учетом анализа перспектив развития земельного законодательства можно построить следующие прогнозы.

Земельное законодательство будет развиваться в направлении совершенствования рыночных отношений.

В земельно-правовом регулировании будет усиливаться дифференциация правового статуса субъектов земельных правоотношений, поскольку следствием развития рынка в сфере землепользования является появление многоукладной экономики. С интенсификацией землепользования возникает потребность в усилении экологизации земельного законодательства в целях обеспечения экологической безопасности хозяйственной деятельности субъектов земельных правоотношений.

Поскольку в рыночных земельных отношениях ведущая роль принадлежит договорным отношениям, то возрастает и роль земельно-правового регулирования договоров.

Развитие рыночных отношений в сфере землепользования требует обеспечения необходимой свободы, а поэтому земельно-правовая регламентация будет очищаться от излишней детализации при усилении четкой регламентации эколого-правовых нормативов поведения.

Вместе с тем расширение правовой свободы субъектов земельных правоотношений неизбежно должно сопровождаться усилением ответственности за земельно-правовые нарушения, а в структуре этой ответственности наибольший удельный вес должны занимать меры финансового и имущественного воздействия.

Одновременно с указанными направлениями развития земельного

будет совершенствоваться и земельно-правовая регламентация по двум основным направлениям:

а) совершенствование материальных норм права, регулирующих земельные отношения;

б) совершенствование процессуальных норм права, регулирующих порядок реализации материальных земельно-правовых норм на практике.

Все перечисленные направления совершенствования земельного законодательства будут реализовываться одновременно, но, возможно, с различной степенью интенсивности на каждом из этих направлений.

Перспективы развития земельного права

Распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 297-р утверждены Основы государственной политики использования земельного фонда[10] Российской Федерации на 2012 — 2017 годы (далее по тексту – Основы) и дано поручение Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 3-х месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации план мероприятий по их реализации.

Государственная политика Российской Федерации по управлению земельным фондом РФ направлена на создание и совершенствование правовых, экономических, социальных и организационных условий для развития земельных отношений, осуществляется исходя из понимания о земельных участках как об особых объектах природного мира, используемых в качестве основы жизни и деятельности человека, средства производства в сельском хозяйстве и иной деятельности, и одновременно как о недвижимом имуществе с особым правовым режимом.

Согласно утвержденным Основам, целями государственной политики по управлению земельным фондом являются повышение эффективности использования земель, охрана земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны.

Основными задачами государственной политики по управлению земельным фондом являются:

создание условий для организации рационального и эффективного использования земельных участков, включающих в себя учет общественных и отраслевых потребностей, требования устойчивого развития территорий, а также соблюдение гарантий прав участников земельных отношений;

обеспечение охраны природы и окружающей среды, в том числе охраны земель и сохранения объектов культурного наследия;

сохранение и повышение качественного состояния земель;

сохранение статуса особо охраняемых природных территорий как особо охраняемых земель в составе земельного фонда;

обеспечение условий для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, в том числе направленных на защиту прав на недвижимое имущество, а также для снижения административных барьеров и обеспечения налогообложения недвижимости.

Основными направлениями государственной политики по управлению земельным фондом являются, в частности:

совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории;

совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям;

совершенствование порядка образования земельных участков;

совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;

совершенствование порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, включая уточнение оснований для такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий, связанных с изъятием;

Читайте также  Ответственность за непрохождение техосмотра в 2020 году

уточнение случаев и порядка установления ограничений прав собственности на земельный участок без изъятия земельного участка, а также прав ограниченного пользования чужим земельным участком для обеспечения размещения линейных объектов и объектов, связанных с пользованием участками недр, имеющими государственное или муниципальное значение;

Совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории предусматривает в том числе:

определение правового режима земельных участков на основании видов разрешенного использования в соответствии с документами территориального планирования, в том числе создание классификатора видов разрешенного использования земельных участков;

обеспечение защиты от произвольного и (или) необоснованного изменения видов разрешенного использования земельных участков при осуществлении территориального зонирования;

установление допустимого соотношения между основными и вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков; установление порядка определения видов разрешенного использования земельных участков при отсутствии документов территориального планирования.

Совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям предусматривает в том числе:

предоставление земельных участков на торгах, проводимых в общем порядке в виде открытых аукционов; установление перечня случаев льготного предоставления земельных участков (без торгов, по льготной цене или бесплатно и др.), совершенствование порядка передачи земельных участков с одного уровня публичной власти на другой в целях рационального управления землями, в том числе муниципальным образованиям для обеспечения их развития.

Обеспечение гарантий прав на землю и защита прав и законных интересов собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков предусматривают в том числе:

уточнение перечня вещных прав на земельные участки, подлежащих государственной регистрации;

совершенствование порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности, обеспечение дополнительной защиты для собственников земельных участков, права которых были зарегистрированы;

установление порядка учета мнения правообладателя при изменении видов разрешенного использования земельных участков и порядка возмещения убытков, причиненных решениями об изменении видов разрешенного использования или решениями об установлении ограничений прав на землю без согласия правообладателя земельного участка.

Совершенствование порядка образования земельных участков предусматривает в том числе:

определение единого документа, составляемого для целей образования земельных участков, а также требований к его содержанию, разработке, согласованию и утверждению, в том числе в электронном виде;

обеспечение условий для одновременного осуществления кадастрового

учета и регистрации прав на образуемые земельные участки, в том числе принадлежащие нескольким лицам;

установление порядка образования земельных участков с целью устранения недостатков, препятствующих рациональному использованию и охране земель (вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица, невозможность размещения объектов недвижимости).

Совершенствование порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд предусматривает в том числе:

уточнение случаев изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

уточнение порядка выявления и уведомления правообладателей земельных участков о предстоящем изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе особенности такого порядка в отношении лиц, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

установление порядка принятия решений об изъятии земельных участков для государственных нужд, включая определение органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных принимать указанные решения;

определение порядка образования земельных участков, которые предстоит изъять, в том числе принудительно;

установление порядка предоставления земельных участков взамен изъятых;

установление возможности привлечения частных средств для оплаты выкупной цены и убытков, причиняемых изъятием земельных участков;

уточнение порядка оценки изымаемых земельных участков и расположенных на них объектов, установление порядка расчета убытков, причиняемых таким изъятием;

предоставление дополнительных прав правообладателям изымаемых земельных участков (право пользования земельным участком в течение определенного времени после его изъятия, право на предоставление иного недвижимого имущества в зачет стоимости изъятого земельного участка).

Анализ сформулированных в Основах положений позволяет сделать вывод, что в системе государственного управления землепользованием и охраной земель сложилось четкое понимание недостатков земельного законодательства и проблем правоприменения самого широкого спектра. Предполагается совершенствование уже существующих, опробированных институтов земельного и гражданского права, и направления этого совершенствования совершенно адекватны выявленным практикой недоработок и пробелов земельного законодательства.

Для понимания природы недостатков земельного законодательства достаточно обратиться к новейшей истории России: принятие Земельного кодекса РСФСР 1991 г. и его фактическая отмена Указом Президента РФ в 1993 г.[11]; восьмилетнее политическое противостояние в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; принятие компромиссного Земельного кодекса РФ 2001 г.

Революционным представляется провозглашенный в Основах отказ от принципа деления земель по целевому назначению на категории, являющегося краеугольным камнем земельного права России, начиная с 1922 г[12].

Что предлагается взамен отменяемых категорий земель по целевому назначению? Правовой режим земельных участков будет определяться на основании видов разрешенного использования в соответствии с документами территориального планирования.

Но ведь территориальное планирование в качестве отправной точки принимает существующее землепользование, существующую территориальную дифференциацию.

Отмена категорий ставит под угрозу в первую очередь сохранность лесного фонда России. Земли лесного фонда занимают 2/3 территории страны, это определяющий фактор экологического благополучия и постуглеводородной экономики. Вызывает опасение и судьба особо охраняемых территорий.

Представляется, что изъятие ключевого звена иерархически построенного земельного законодательства требует поиска замещающей конструкции, и без коллективной мозговой атаки с привлечением заинтересованных специалистов с целью определения задающих условий разрешенного использования земельного участка не обойтись.

Отказ от принципа деления земель на категории по целевому назначению потребует внесения изменений в ряд законов. Представляется необходимым создание правовых норм, регулирующих определение разрешенного использования земельного участка как ведущего фактора его правого режима.

Земельное право. Краткий курc

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Земельное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет, метод и система правового регулирования
  • 2. История развития земельного права
  • 3. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 4. Принципы земельного законодательства
  • 5. Понятия и виды земельных правоотношений

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Краткий курc предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. История развития земельного права

История прав собственности на землю в России имеет глубокие исторические корни, причем землей владели очень широкие социальные слои населения вплоть до времен Петра Первого, когда началось закабаление крестьян по образцу «просвещенной Европы», и Екатерины Второй, когда это рабство было доведено до абсолюта. Но юридическое оформление земельного права произошло в 1861 г., когда крестьян освободили от крепостной зависимости, и они вошли в число субъектов землепользования. С тех пор земельное право в России определяется как совокупность отношений собственности на землю.

Основных видов собственности на землю было определено два: общественная собственность сельских общин и частная собственность крестьян. Это была первая в нашей стране земельная реформа с изданием свода юридических правил, хотя и далеко не идеальных.

Вторым этапом развития земельного права в дореволюционный период стала Столыпинская реформа 1906–1910 гг., согласно ее постановлениям была ликвидирована общинная собственность на землю и провозглашена только личная собственность крестьян на земельные участки. Упор делался на «крепкого» хозяина, такого как знаменитые американские фермеры, причем предлагались большие льготы по налогам и создавались условия для укрупнения таких хозяйств.

После Октябрьской революции правительством Советской России был принят целый ряд нормативных актов, посредством которых были сформированы устойчивые общественные земельные отношения, какие и были сохранены вплоть до распада СССР в 1991 г. И первым земельным законом этого периода стал Декрет «О земле», принятый ВЦИК 26 октября 1917 г. Несколько страниц текста в один момент изменили всю систему земельных отношений в новом государстве, что привлекло на сторону революции всю массу крестьянского населения, которое составляло абсолютное большинство в стране.

По этому Декрету полностью была отменена собственность помещиков на землю, а сама их земля передавались в распоряжение уездных Советов крестьянских депутатов. Земли самих крестьян конфискации не подлежали, но право частной собственности на землю было отменено, отчуждение помещичьей земли делалось безвозмездно в пользование всех трудящихся. Продажа земли, ее аренда или залог были запрещены. Крестьяне, которые обрабатывали землю своим трудом, получали землю в бессрочное пользование.

Распределение земель велось по установленным нормам. Кроме индивидуального землепользования приветствовались любые общественные его формы. Земельное право СССР ведет свое начало от этого документа.

Следующим важным документом для организации правовых норм для земельных ресурсов России стал Декрет ВЦИК от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли». В нем впервые была проведена классификация земель по категориям:

♦ для культурно-просветительных целей;

♦ для строительства и эксплуатации путей сообщения.

В 1919 г. вышло постановление про основы социалистического земледелия, были основаны совхозы, которым передавались наиболее ценные земли — с ценными многолетними культурами, с применением передовой агрокультуры. Основы землеустройства, введение регистрации и учета землепользовании были введены этим документом. НЭП тоже внес свои коррективы в земельное право, землю разрешили сдавать в аренду, но на срок не более 6 лет и без применения на ней наемного труда, на землях городов была создана подкатегория земель промышленного назначения.

Основы земельного законодательства СССР были приняты в 1968 г., это был первый настоящий Земельный кодекс в стране, в котором четко были разделены земли по категориям и прописаны все разрешения и ограничения для них. Так продолжалось до 1991 г., когда уже РСФСР приняла свой Земельный кодекс, где было провозглашено право частной собственности на землю. Тем самым земельное право претерпело коренное изменение, этот документ дал огромный импульс в деле кодификации земельного законодательства, началась реорганизация колхозов и совхозов, создание единоличных крестьянских хозяйств.

В 2001 г. был принят новый Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ), фундаментальный документ, положивший долгосрочную основу для развития земельных отношений в стране. Развитие земельного права пошло путем интеграции с другими отраслями в природоохранной сфере и стало развиваться в сторону экологического права, хотя выделено в особый статус для этих сторон юриспруденции.

Публикации

  • Новости СРО
  • Публикации
  • Анонсы
  • Реестры СРО
  • Персоналии СРО
  • Законодательство
  • Форум

Важное за неделю

  • 12.11.2021 — Общественность обсуждает проект Стратегии развития стройотрасли и ЖКХ
  • 11.11.2021 — Минстрой готов сотрудничать с Госдумой
  • 10.11.2021 — Законопроект о введении обязательной НОК принят в первом чтении
  • 09.11.2021 — Минстрой предложил поправки к законодательству с возможностью пересмотра краткосрочных контрактов
  • 08.11.2021 — Краткая история одной Стратегии
  • 08.11.2021 — Общественный совет при Минстрое России возглавил рейтинг Общественной палаты РФ
  • 02.11.2021 — На столичных стройках решили отказаться от трудовых мигрантов

Популярное за месяц

  • 25.10.2021 — Законопроект о введении обязательной НОК доработают ко второму чтению (158)
  • 08.11.2021 — Энергоэффективность стройки вернулась в повестку правительства (92)
  • 25.10.2021 — Правительство обновляет Положение о Минстрое (86)
  • 10.11.2021 — Законопроект о введении обязательной НОК принят в первом чтении (81)
  • 25.10.2021 — Минстрой инициировал создание Координационного совета по стандартизации и Ассоциации экспертов России (79)
  • 28.10.2021 — Трудности ТИМ-перехода: удастся ли справиться? (79)
  • 11.11.2021 — В Градкодексе появятся образцовые проектные решения и образцовая проектная документация (69)

Диалог с редакцией

«Основные направления совершенствования земельного законодательства»

5 марта Комитетом по земельным отношениям и строительству были проведены парламентские слушания на тему: «Основные направления совершенствования земельного законодательства». В них приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, производственных и научных организаций.

Вел слушания председатель Комитета по земельным отношениям и строительству Алексей Русских. Открывая слушания, он отметил, что современное российское земельное законодательство нуждается в совершенствовании сразу по нескольким направлениям. В качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед Комитетом, Алексей Русских назвал устранение чрезмерных административных барьеров при предоставлении земельных участков для строительства. По его мнению, «процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не достаточно эффективна, так как, с одной стороны, гражданина или юридическое лицо обязывают пройти установленные законодательством достаточно длительные процедуры по согласованию с различными организациями и органами власти, а, с другой стороны, сама процедура не является прозрачной и создает условия для злоупотреблений на практике».

На решение этой проблемы, по словам А. Русских, направлен проект федерального закона № 43257-4 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации», который в настоящее время дорабатывается Комитетом по земельным отношениям и строительству ко второму чтению. Законопроект закрепляет единые механизмы предоставления земельных участков в собственность или в аренду путем проведения аукциона, за исключением ограниченного числа случаев. Он также обязывает органы государственной власти и местного самоуправления проводить процедуры по продаже или передаче в аренду земельных участков без торгов по заявлениям граждан и юридических лиц, если участки свободны, не обременены правами третьих лиц, не зарезервированы для государственных или муниципальных нужд и т.д.

По словам председателя Комитета, подготовленные поправки к данному законопроекту вводят возможность предоставления земельных участков общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в безвозмездное срочное пользование; уточняют порядок предоставления гражданам и некоммерческим объединениям граждан земельных участков для жилищного и гаражного строительства, ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства; предлагают бессрочный порядок приобретения по льготным ценам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданами–собственниками индивидуальных жилых домов, гаражей, дачных и садовых домов, расположенных на данных земельных участках.

Еще одна проблема, на которую указал Алексей Русских, касается создания условий для поддержки крестьянских или фермерских хозяйств. На ее решение направлен находящийся на рассмотрении Комитета проект федерального закона № 21184-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, М.М. Капурой, В.Н. Плотниковым. Законопроект предоставляет членам крестьянских или фермерских хозяйств возможность строительства жилья для проживания на землях сельскохозяйственного назначения. По мнению Алексея Русских, это позволит повысить уровень жизни членов таких хозяйств и значительно увеличит производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Третья важная проблема, обозначенная А. Русских, связана с реализацией крупных государственных инфраструктурных проектов. Прежде всего, это касается изъятия земельных участков государственными или муниципальными органами власти для строительства таких объектов. «В настоящее время процедура изъятия земель регулируется общими положениями Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации, где права сторон не прописаны надлежащим образом, при этом чаще всего ущемляются права собственников. Кроме того, не определен состав документов, необходимых для изъятия, остаются не ясными полномочия органов власти, четко не прописана сама процедура изъятия участков. В случае, если необходимо изъять не весь участок, а только его часть, порой незначительную, без согласия собственника невозможно разделить земельный участок. В результате органы государственной власти вынуждены выкупать весь участок», — указал на существующие проблемы А. Русских. По его мнению, устранить указанные пробелы и коллизии должен проект федерального закона № 304493-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд», принятый в первом чтении 18 октября 2011 года. Обращая внимания на особую актуальность и значимость данного проекта федерального закона, Алексей Русских отметил необходимость его скорейшей доработки ко второму чтению.

Обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию необходимой инфраструктуры за границами земельного участка в рамках договора комплексного освоения территории в целях строительства жилья эконом-класса предусмотрена проектом федерального закона № 456651-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса». Данный законопроект определяет новые механизмы заключения договоров комплексного освоения территории в целях строительства жилья эконом-класса, которые предоставляют застройщику земельный участок бесплатно с последующей продажей данного жилья застройщиком по фиксированным ценам.

«Указанные законопроекты будут предметом рассмотрения Комитета в текущую весеннюю сессию», — подвел итог своему выступлению А. Русских.

«Земля – это важнейшая часть нашего национального богатства, главное средство производства в сельском хозяйстве. От регулирования земельных отношений во многом зависят результаты использования этого важнейшего ресурса и продовольственная безопасность страны», — обратился к участникам заседания Статс-секретарь — заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Александр Петриков. По его словам, только в мае 2008 года у Министерства сельского хозяйства появились полномочия по нормативно-правовому регулированию земельных отношений в сельском хозяйстве, которые до этого времени были прерогативой Министерства экономического развития Российской Федерации. В настоящее время работа Министерства сельского хозяйства в этой сфере ведется по следующим направлениям: налаживание государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, путем проведения почвенных исследований и космического зондирования сельскохозяйственных земель; ежегодная подготовка для Правительства и всех заинтересованных органов власти доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения; формирование контрольных органов на базе региональных управлений Россельхознадзора, осуществляющих надзор за использованием земель сельскохозяйственного назначения; государственная поддержка оформления земель в собственность для мелких и средних собственников, издержки по землеустройству для которых, зачастую, являлись непосильными; внесение в Правительство Российской Федерации проекта Постановления «О признаках неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения», реализация которого позволит создать реальный механизм перехода земли в руки эффективных землепользователей.

В заключение своего выступления Александр Петриков отметил, что «Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и специально созданный при нем Департамент по регулированию земельных отношений полностью готовы к совместной конструктивной работе с Комитетом Государственной Думы по земельным отношениям и строительству».

По мнению председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадия Горбунова, совершенствование законодательства в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения должно быть акцентировано на нескольких направлениях. Так, в целях гарантирования права собственности, должны быть завершены работы по оформлению прав на земельные участки в рамках «дачной амнистии». В части стимулирования рационального использования земель необходимо введение в Земельный кодекс критерия ненадлежащего использования земель и признаков особо ценных и продуктивных земель. «Эти и другие вопросы требуют скорейшего принятия соответствующих законодательных инициатив. Земельный вопрос сегодня стоит очень остро. Его решение – это наша общая принципиальная задача. Только согласованная совместная работа даст положительный результат», — заключил Геннадий Горбунов.

По итогам обсуждения участники парламентских слушаний выработали ряд предложений и рекомендовали: Государственной Думе и Совету Федерации в приоритетном порядке рассматривать законопроекты, направленные на совершенствование земельного законодательства Российской Федерации; Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, направленного на совершенствование государственного кадастрового учета земельных участков, а также приять меры по повышению эффективности государственного земельного надзора; органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать в кратчайшие сроки и принять законы субъектов Российской Федерации в части бесплатного предоставления находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector