Основные права и обязанности безработного гражданина

Основные права и обязанности безработного гражданина

Основные права и обязанности безработного гражданина

Безработный гражданин: статус, права и обязанности

Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.

Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.

  • Статус безработного в трудовом законодательстве
    • Является трудоспособным
    • Не имеет заработка и работы
    • Ищет подходящую работу и готов приступить к ней
    • Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства
  • Права безработного гражданина
  • Обязанности безработного
  • Государственные гарантии

Статус безработного в трудовом законодательстве

Основной законодательный акт, регулирующий вопросы занятости и безработицы — это ФЗ «О занятости населения в РФ». В ст. 3 этого закона подробно определен статус безработного. Так, им признается гражданин, который одновременно соответствует таким характеристикам:

Является трудоспособным

Очевидно, что лица младше 16 лет или достигшие пенсионного возраста (по старости или выслуге лет), таковыми считаться не могут.

Не имеет заработка и работы

Заработком считаются любые официальные выплаты, связанные с трудовой деятельностью, кроме:

  • выходного пособия;
  • сохраняемого среднего заработка от прежнего работодателя.

Получать эти выплаты и зарегистрироваться в службе занятости бывший работник может в том случае, если произошло увольнение в связи с ликвидацией предприятия или в порядке сокращения численности или штатов. При этом форма собственности бывшего работодателя значения не имеет.

Ищет подходящую работу и готов приступить к ней

Подходящей считается работа, которая соответствует профессиональным навыкам соискателя, состоянию его здоровья и условиям прежней работы (например, по уровню заработной платы). Причем такая работа может носить не только постоянный, но и временный характер.

Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства

Для регистрации требуется предоставить определенные документы с прежнего места работы.

Права безработного гражданина

После регистрации в службе занятости гражданин вправе:

  1. Выбирать новое место работы такими способами:
    • посредством обращения к работодателю напрямую;
    • путем посредничества в этом вопросе государственных органов занятости (на бесплатной основе);
    • при помощи других организаций, которые содействуют поиску работы.
  2. Бесплатно получать в органах занятости информацию (например, об имеющихся вакансиях или действующих курсах обучения).
  3. Принимать добровольное участие в оплачиваемых работах общественного характера.
  4. Получать бесплатную консультацию или услуги по профессиональной ориентации с целью выбора сферы деятельности или дальнейшего трудоустройства.
  5. Использовать возможность профессионального обучения.
  6. Бесплатно получать по направлению от службы занятости следующие услуги:
    • профподготовка;
    • психологическая поддержка;
    • повышение квалификации;
    • переподготовка.
  7. Получать содействие на организацию собственного дела. В этом случае речь идет о единовременном получении всей суммы пособия для организации бизнеса. Для этого необходимо составить и предоставить комиссии на рассмотрение бизнес-план, отображающий главные идеи планируемого дела.

Воспользоваться этими правами могут как ранее не работавшие граждане (например, бывшие студенты), так и соискатели с определенным стажем.

Обязанности безработного

Возникновение прав всегда порождает и наличие некоторых обязанностей. Состоящие на учете в центре занятости граждане должны выполнять следующие требования:

  1. Являться в установленный срок и время в органы занятости для процедуры перерегистрации. При себе нужно иметь определенные документы, а делать это необходимо дважды в месяц.
  2. Совершать активные действия для трудоустройства. Это требование включает в себя обязанность не только рассмотрения предложений от службы занятости, но и самостоятельного поиска работы.
  3. Оформлять в случае заболевания листок нетрудоспособности или справку, если речь идет о другом члене семьи.
  4. Вовремя информировать органы занятости о наступлении событий, вследствие которых теряется право на получение пособия. Это может быть трудоустройство, выход на пенсию, переезд. В противном случае одновременное получение заработка и выплат по безработице считается мошенничеством, за что гражданина могу привлечь к ответственности.
  5. Своевременно являться на переговоры с работодателем по направлению от центра занятости. На это безработному отводится три дня.

В случае невыполнения этих обязательств гражданин может быть привлечен к определенной ответственности или лишен статуса безработного.

Полезная информация для многих матерей, как получить декретные если не работаешь.

Важная информация для беременных — это, безусловно, сведения о сроке выплаты пособий. Узнайте их в нашей статье!

На какой размер пенсии может рассчитывать бывший госслужащий, вы узнаете тут!

Государственные гарантии

Тесную связь с правами безработного образуют и гарантии, которые носят материальный характер и являются мерами социальной помощи государства. Полный перечень таких гарантий и выплат, которые предоставляются безработному, приведен в ст. 28 Закона. К ним относятся:

  1. Пособие по безработице. Это основная выплата, размер которой зависит от прежнего заработка безработного и величины его трудового стажа.
  2. Стипендия, выплачиваемая в течение периода обучения (если направление было выдано службой занятости). Это может быть как профессиональная подготовка, так и переподготовка или повышение квалификации.
  3. Оплата за участие в добровольных общественных работах. Получать такую оплату гражданин может одновременно с пособием.
  4. Бесплатное медицинское освидетельствование, которое необходимо при направлении на учебу.
  5. Материальная помощь безработным, а также членам их семей.
  6. Возмещение расходов, которые связаны с переездом в другую местность для трудоустройства (только для случаев, когда направление на работу было получено в органах занятости).
  7. Возмещение некоторых расходов, которые могут возникнуть во время обучения безработного в другой местности по направлению от службы занятости. Это могут быть расходы на проживание и проезд.

При этом имеет значение труд любого характера: временный, сезонный, на неполный рабочий день, по гражданско-правовому договору. В этом случае перестает выполняться одно из требований к безработному — отсутствие заработка, поэтому данный статус с гражданина снимается.

Основные права и обязанности безработного гражданина

Условия и порядок приобретения гражданином статуса безработного определяются Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Гражданин признается безработным, если он: трудоспособен, не имеет работы и заработка (дохода), зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в цепях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней, не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в цепях поиска подходящей работы, а также представил в орган службы занятости все необходимые документы.

При наличии перечисленных условий решение о признании гражданина безработным принимается органом службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления этим гражданином всех необходимых документов.

Определяя порядок и условия признания граждан безработными, Закон о занятости называет граждан, которые не могут быть признаны безработными. Это граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах занятости от двух вариантов подходящей работы; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы занятости для предложения им подходящей работы; не явившиеся в срок, установленный органами занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также пред­ставившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Однако Закон о занятости предусматривает, что граждане которым правомерно отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы занятости через 1 месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.

Пособие по безработице начисляется с первого дня признания гражданина безработным. Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 % величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

Выплата пособия может быть приостановлена на срок до 3 месяцев в следующих случаях: отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости; явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения; увольнение с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия; отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; самовольное прекращение гражданином обучения по направлению органов службы занятости; нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в случаях: признания гражданина занятым по предусмотренным Законом о занятости основаниям; прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин; переезда безработного в другую местность; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы; назначения пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

О праве граждан на защиту от вынужденной безработицы в период действия на территории их проживания либо местонахождения специальных режимов

Стремительный рост в России заболеваемости коронавирусом (COVID 19) весной 2020 года вынудил государство на принятие ряда мер, направленных на борьбу с его распространением, которых по своему характеру можно отнести к разряду чрезвычайных.

Так, 25 марта 2020 года, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, президентом Российской Федерации был издан Указ об объявлении с 30 марта по 3 апреля 2020 года нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы[i]. Впоследствии, Указом от 02 апреля 2020 года период нерабочих дней был продлён до 30 апреля 2020 года включительно[ii].

Практически одновременно, во многих регионах страны был введён режим повышенной готовности, установлен запрет, за исключением некоторых случаев, покидать места проживания/местонахождения граждан, ограничена предпринимательская деятельность[iii] и предусмотрена административная ответственность за нарушение указанных предписаний[iv].

Данные меры, преследуя цель по остановке распространения коронавирусной инфекции, фактически послужили основанием для введения в отношении большей части населения страны режима «вынужденной домашней самоизоляции».

Вместе с тем, принятие таких решений выявило ряд проблем, требующих внесения изменений в действующее законодательство.

Речь, в частности, идёт о социальных гарантиях индивидуальных предпринимателей, не имеющих наёмных работников, учредителей хозяйственных обществ, одновременно являющихся их единственными участниками, так называемых «самозанятых»[v], а также гражданах, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения в период их вынуждённой самоизоляции. В отличие, например, от работников бюджетной сферы, заработную плату этим категориям лиц выплачивать попросту некому, что при отсутствии в сложившихся условиях возможности заработка, способно оставить их без каких-либо средств к существованию[vi].

К небольшому числу исключений можно отнести лишь названных выше индивидуальных предпринимателей, учредителей хозяйственных обществ, и «самозанятых», застрахованных в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и подпадающих под действие ряда нормативных правовых актов[vii].

Между тем, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст. 7), определив права и свободы человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является прямой обязанностью государства (ст. 2), Российская Федерация добровольно приняла на себя обязательства, в том числе, по обеспечению реализации таких прав, как право на труд и защиту от безработицы (ч.1 и 2 ст. 37), а также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) без какой-либо дискриминации на основании принципа всеобщего равенства (ч. 1 и 2 ст. 19).

Несмотря на то, что ограничение этих и других прав, при определённых условиях допускается (ст. 55 и 56 Конституции РФ), такие действия, в силу приоритета прав человека, определяющих смысл и содержание российских законов, априори не должны приводить к умалению их права на достойный уровень жизни.

Это означает, что государство, вынуждая людей не покидать места своего проживания, как минимум обязано обеспечить тем из них, кто будет лишён возможности осуществлять трудовую деятельность в период действия ограничений, выплату пособий по безработице.

Однако в настоящий момент безработными в России признаются лишь трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка и зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней[viii].

Порядок их регистрации и иные, связанные с этим вопросы, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 891[ix], но, в силу сложившейся обстановки многие центры занятости населения в период действия ограничений весной 2020 года перешли на работу в дистанционном режиме, осуществляя постановку граждан на учёт на основании предоставленного заявления и фотографий необходимых документов по электронной почте[x].

Таким образом, лица, лишённые возможности осуществлять трудовую деятельность, получили возможность обратиться с соответствующими заявлениями о признании их безработными, в порядке, описанном в предыдущем абзаце и претендовать на получение пособия, гарантированного ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации, в том числе, в период их временной нетрудоспособности.

Однако, многие из упомянутых в настоящей статье категорий лиц, за исключением граждан, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения, согласно действующему законодательству относятся к числу «занятых», и не являются ищущими работу и готовыми к ней приступить, поскольку работа или заработок у них уже есть (во всяком случае, были), что, по смыслу ст. 2 и 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 в действующей редакции, возможность признания их безработными без прекращения соответствующей деятельности полностью исключает.

Решение проблемы видится во внесении в ст. 3 вышеназванного закона изменений, позволяющих признавать безработными индивидуальных предпринимателей, не имеющих наёмных работников, учредителей хозяйственных обществ, одновременно являющихся их единственными участниками, так называемых «самозанятых», а также граждан, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения, лишённых работы, заработка и/или возможности трудоустройства в период действия на территории их проживания либо местонахождения режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности, введённого в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[xi], а также режима чрезвычайного положения[xii] без обязательного прекращения ими своей деятельности.

Кроме того, исходя из требований разумности и справедливости, следует установить, что размер пособий в такой ситуации должен выплачиваться в максимальном размере, предусмотренном действующим законодательством[xiii].

Такое предложение видится вполне обоснованным и позволяющим гражданам, не имеющим возможности осуществлять трудовую (предпринимательскую) деятельность, а, следовательно, лишённых возможности реализовать свои, гарантированные Конституцией РФ права на труд (ст. 37), на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34) и достойный уровень жизни (ст. 7), получать хоть какую-то компенсацию за вынужденную безработицу от государства.

Кроме того, возможность признания граждан безработными на основании заявления и документов, поданных им дистанционно, должна быть закреплена законодательно. Отсутствие в действующей редакции Постановления Правительства РФ такого порядка, как показала практика, является его существенным недостатком, нуждающимся в скорейшем исправлении[xiv].

Особую актуальность данный вопрос в настоящее время приобретает в связи с тем, что в последнее время в России наблюдается регулярный прирост заболевших коронавирусом, что вполне может привести к возобновлению, введённых весной 2020 года ограничений.

[i] Указ Президента РФ от 25.03.2020 N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»//»Российская газета», N 66, 27.03.2020.

[ii] Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»//URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения – 02 апреля 2020 г.).

[iii] См., например, Указ губернатора Нижегородской области от 30 марта 2020 года № 43 «О внесении изменений в Указ губернатора Нижегородской области от 13 марта 2020 года № 27»//URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5200202003300004?index=1&rangeSize=1 (дата обращения 02 апреля 2020 г.).

[v] Под термином «самозанятые» в настоящей статье понимаются граждане и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в соответствии с Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 N 422-ФЗ// «Российская газета», N 270, 30.11.2018.

[vi] Сказанное подтверждается опросом, проведённым по заказу СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие», согласно которому более 60% россиян не имеют никаких сбережений, а большинство тех, кто все-таки имеет накопления, истратят их в случае потери работы максимум за полгода//URL: https://www.rbc.ru/economics/31/03/2020/5e7dd7c59a7947c7f63c1e66 (дата обращения 04 апреля 2020 г.).

[vii] Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»// «Российская газета», N 297, 31.12.2006.

Постановление Правительства РФ от 18.03.2020 N 294 «Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина»// «Российская газета», N 61, 23.03.2020.

Постановление Правительства РФ от 01.04.2020 N 402 «Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.04.2020

[viii] Ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»// «Российская газета», N 84, 06.05.1996.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1167-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фазыловой Разиды Николаевны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации».

[ix] Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан»)// «Собрание законодательства РФ», 17.09.2012, N 38, ст. 5103.

[x] Подобного рода информация, например, размещена на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга//URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/kom_zan/news/185788/ (дата обращения – 04 апреля 2020 г.).

[xi] Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»// «Российская газета», N 250, 24.12.1994.

[xii] Вопросы, связанные с введением режима чрезвычайного положения урегулированы Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»//»Российская газета», N 105, 02.06.2001.

[xiii] Размеры пособий в настоящий момент предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 27.03.2020 N 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год»//»Российская газета», N 71, 02.04.2020.

Права и обязанности и статус безработного гражданина

Главным документом нашего государства, а именно – Конституцией РФ, закрепляется право каждого гражданина на труд, свободный выбор определенной профессии, получение желаемого образования и т.д. Несмотря на данные возможности, далеко не у всех получается иметь постоянный источник дохода. Кто-то не может устроиться сразу после окончания учебы, не имея необходимого опыта, в то время как другие сокращаются из организаций и резко теряют регулярный заработок.

В том случае, если гражданин не имеет постоянной работы, он может воспользоваться определенными правами и льготами, которые гарантируются современными законодательными положениями. Одним из таких прав является возможность оформления пособия по безработице. Оно представляет собой небольшую денежную выплату, которая должна помочь человеку «продержаться на плаву» на время поиска подходящего работодателя.

Присвоение статуса и точка зрения действующего законодательства

В соответствии с действующими правилами, далеко не каждый гражданин может претендовать на получение данного вида выплат. Оформить их может следующая категория граждан:

  • трудоспособная часть населения, состояние здоровья которой позволяет заниматься профессиональной деятельностью;
  • граждане, у которых не имеется никаких постоянных либо временных заработков. Физические лица также не должны получать так называемые «серые зарплаты»;
  • люди, заинтересованные поисками нового места работы и готовые взять на себя обязанности, которые будут возложены на них в момент присвоения статуса безработного лица.
Читайте также  Правовые последствия признания гражданина банкротом

Такие строгие правила устанавливаются для того, чтобы гражданин, не желающий работать, не смог регулярно получать деньги от государства и тунеядствовать.

Трудоспособность и значение данного понятия с юридической точки зрения

С точки зрения действующих нормативно-правовых норм, трудоспособность физического лица представляет собой его возможность полноценно заниматься профессиональной деятельностью, без ущерба собственному здоровью. На наличие трудоспособности также может влиять и возраст. Например, если человеку еще не исполнилось 16 лет, он не сможет быть признан безработным гражданином, так как данный возраст отведен государством для прохождения соответствующего обучения.

Что касается иных категорий граждан, которым не может быть присвоен статус безработного лица, сюда можно отнести:

  • пенсионеров, которые уже получают регулярный доход в виде ежемесячных выплат от государства;
  • граждан, которые также вышли на пенсию, но не по причине достижения определенного возраста, а на основании достижения необходимого трудового стажа;
  • физических лиц, которые рано ушли на пенсию, по причине длительной трудовой деятельности в опасных либо вредных условиях.

Безработица и отсутствие постоянного дохода

К безработным гражданам в нашей стране могут быть отнесены следующие физические лица:

  • молодые специалисты, которые недавно окончили свое обучение и не могут найти подходящего места работы по профилю, по причине отсутствия соответствующего опыта;
  • физические лица, которым недавно, по каким-либо причинам, пришлось покинуть последнее место работы и которые не могут найти новую, подходящую организацию;
  • работники, чье увольнение произошло на основании появления особых обстоятельств, например, из-за полной ликвидации организации либо по причине проведения работодателем вынужденных массовых сокращений;
  • сотрудники, которые потеряли свое постоянное место работы, на основании признания работодателя банкротом в судебном порядке.

Все вышеуказанные категории граждан будут обладать законным правом на обращение в уполномоченную организацию, с целью оформления пособия по безработице. При этом в их обязанности будет входить представление всех необходимых документов, для подтверждения факта отсутствия постоянной занятости и дохода.

Поиск нового работодателя и подготовка к трудоустройству

Сам факт постановки безработного лица на официальный учет в Центр занятости вовсе не означает, что теперь гражданину не нужно будет искать будущего места работы. Это все равно нужно будет делать, хотя бы для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойное существование. Что касается специалистов из уполномоченной организации – они также будут активно содействовать поиску подходящей работы для своего клиента. При этом должны учитываться следующие факторы: имеющееся у гражданина образование, существующий стаж и опыт, квалификация и т.д.

Иногда сотрудники Центра занятости могут предложить безработному дополнительные курсы повышения квалификации или получение определенного образования. В таком случае, на время обучения, гражданин будет получать не пособие по безработице, а стипендию, установленную учебным заведением.

Особенности регистрации и постановки на учет

Если самостоятельные поиски подходящего места работы не принесли должных результатов, лучше не тянуть и как можно скорее обратиться в местное отделение Центра занятости. Для этого заинтересованному лицу необходимо будет составить личное заявление, а также предъявить пакет документов, в соответствии с установленным перечнем. К основным бумагам можно отнести:

  • паспорт, для удостоверения личности заявителя;
  • трудовую книжку, в которой будут указаны все важные сведения о профессиональной деятельности человека;
  • документы, подтверждающие наличие определенного образования и уровня присвоенной квалификации;
  • справку о размере заработной платы за последний расчетный период сотрудника, перед увольнением.

Какие возможности будут иметься у безработного?

Встав на учет в Центр занятости, гражданин может существенно расширить свои возможности в отношении поиска подходящего места работы. Помимо постоянного представления специалистами подходящих вакансий, физическому лицу также может быть предложено, например, прохождение компьютерных курсов и т.д. Таким образом, гражданин, совершенно бесплатно, может расширить собственный кругозор, улучшить свои профессиональные навыки в определенной трудовой области и получить новые знания.

В том случае, если гражданин пытался встать на учет и получить статус безработного лица, но ему был выдан необоснованный, по его мнению, отказ, единственным вариантом дальнейших действий станет обжалование этого отказа. Для этого можно обратиться как в вышестоящую инстанцию, например, в федеральное управление службы занятости, так и сразу в судебное учреждение, составив официальный иск.

Какие обязательства будут установлены в отношении гражданина?

Постановка на учет в Центр занятости неизбежно влечет за собой не только приобретение определенных прав, но и установление некоторых обязанностей. Основными из них будут являться:

  • — постоянные посещения Центра занятости, с целью перерегистрации, в соответствии с заранее назначенным специалистом днем и временем;
  • — активное осуществление самостоятельных поисков подходящего места трудоустройства;
  • — обязательное информирование специалистов из Службы занятости о невозможности посещения организации в ранее назначенное время;
  • — посещение всех потенциальных работодателей, кандидатуры которых были выданы безработному лицу специалистами из Центра занятости;
  • — своевременное оповещение уполномоченных сотрудников о нахождении места работы и необходимости аннулирования ранее присвоенного статуса безработного лица.

Какие еще гарантии имеются у безработных?

Гражданам, находящимся в несколько сложной финансовой ситуации, по причине отсутствия постоянного места работы, государство предоставляет следующие гарантии:

— оказание активного содействия в трудоустройстве;

— возможность оказания психологической помощи физическому лицу, если это будет необходимо;

— помощь в получении образования либо в повышении текущих навыков работы и квалификации;

— предоставление возможности бесплатно пройти медицинское освидетельствование, например, если это требуется для трудоустройства в определенную организацию.

Таким образом, отсутствие работы не должно способствовать упадку сил и моральному настрою гражданина. На первое время можно воспользоваться положенными правами и льготами. Главное – знать, куда следует обратиться и как их получить.

Права и обязанности безработного: в центре занятости, пособие.

Многие граждане по тем или иным причинам становятся безработными. Не всегда данный статус приобретается по воле человека. Иногда последнего сокращают или вынуждают уволиться. В связи с этим возникает вопрос: каковы права безработного в России? Подробный ответ будет дан ниже.

Как приобрести статус безработного?

Основным преимуществом, с целью получения которого граждане регистрируются в ЦЗН, является получение соответствующих выплат.

Пособие назначается на несколько месяцев и призвано обеспечить человека минимальным доходом в обозначенном периоде.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.91 №1032-1 под безработным понимается лицо, состоящее на учете в упомянутой выше структуре и не имеющее заработка.

Кроме того, важно соблюсти следующие условия: гражданин ищет место занятости и готов рассматривать предложения специалистов; человек пребывает в трудоспособном возрасте и не имеет существенных ограничений к труду по здоровью.

Стоит помнить, что рассматриваемый статус не приобретается:

  1. Детьми до достижения ими шестнадцатилетнего возраста. С таковыми нельзя заключать трудовой контракт по ч. 1 ст. 63 ТК РФ.
  2. Пенсионерами, получающими отчисления из ПФ РФ.
  3. Соискателями, отказавшимися от двух предложенных вариантов в течение 10 суток после постановки на учет.
  4. Лицами, игнорирующими условия ЦЗН (ежемесячная явка для регистрации и т. д.).
  5. Гражданами, отказавшиеся от посещения центра занятости в первые 10 дней с момента регистрации.
  6. Лицами, осужденными за преступления с мерой воздействия в виде лишения свободы, исправительных работ.
  7. Лицами, представившими заведомо подложную информацию работникам ЦЗН.
  8. Членами производственных кооперативов.
  9. Студентами.
  10. Гражданами, выступающими в роли учредителей коммерческих организаций.
  11. Военными.
  12. ИП.
  13. Людьми, осуществляющими оплачиваемую деятельность по договорам ГПХ.

Указанным выше категориям заявителей будет отказано в регистрационных действиях. Постановка станет вновь возможной только в том случае, если с момента отказа пройдет 30 суток.

Права безработного на учет в центре занятости?

Чтобы приобрести статус, позволяющий получать государственное пособие достаточно следовать алгоритму действий.

Первое – обращение в центр занятости по месту прописки. В соответствии со ст. 3 Закона РФ №1032-1, принятие заявления осуществляется только в том случае, если человек реально желает найти новое место работы.

На втором этапе понадобится принести документацию, свидетельствующую о наличии стажа и образовании (квалификации).

В течение 11 суток с даты приема бумаг соискатель должен быть вызван для подбора вакансий (п. 7, 8 Правил, утв. ПП РФ от 07.09.12 №891).

При отсутствии вариантов органом выносится решение о признании человека безработным.

Днем наделения лица соответствующим статусом является дата, когда заявитель представил полный пакет документов работникам ЦЗН.

К обязательным бумагам согласно Правилам регистрации, утвержденным ПП РФ №891, относятся:

  • паспорт;
  • ИПР для лиц с ограниченными возможностями, свидетельствующей о невозможности исполнять какие-либо функции;
  • документ о завершении трудовой деятельности по предыдущему месту занятости;
  • трудовая книжка, договор ГПХ;
  • акты об образовании;
  • справка о доходах на последнем месте работы за последние 3 месяца.

Оценка предложений производится в соответствии со следующими обстоятельствами:

  • уровень утраченного гражданином дохода;
  • трудовой опыт человека, включая сферы деятельности;
  • состояние здоровья соискателя;
  • близость места жительства заявителя от нанимателя, готового предоставить должность;
  • навыки и образование соискателя.

При отсутствии вакансий, подходящих гражданину, представившему документы, последний приобретает статус безработного.

На что безработный имеет право?

Безработные, получившие соответствующий статус, получают возможность на:

  • консультативную поддержку;
  • предоставление направления на выбранную работу;
  • всестороннюю помощь в трудоустройстве в т. ч. на переквалификацию профобучение;
  • психологическую поддержку;
  • помощь в переезде в иной субъект РФ;
  • выплаты (пособие).

Чтобы получать соответствующие преференции заинтересованное лицо должно выполнять ряд условий.

К таковым относятся:

  • регулярное посещение ЦЗН в установленное время или по вызову;
  • обязательная явка к работодателю по направлениям, выданным центром занятости;
  • сообщение о поиске места занятости поступлении на курсы, регистрации в качестве ИП;
  • изучение всех возможных вариантов трудоустройства.

Те безработные, что исправно выполняют возложенные на них обязанности имеют право на пособие согласно ст. 7.1 Закона РФ №1032-1.

В соответствии со ст. 31 Закона №1032-1 выплаты подразделяются на две части:

  1. Первые полтора года, но не более 12 месячных отчислений. Величина последних определяется с учетом заработка за последний триместр работы.
  2. С полутора до 3-х лет. Аналогично предыдущему пункту включает 12 выплат. Данный срок стоит охарактеризовать с точки зрения минимальных отчислений.

Сумма выплат безработным.

Чтобы получить денежную преференцию от государства гражданину потребуется иметь стаж в 26 недель на протяжении года.

Для работников, осуществлявших профессиональную деятельность на условиях неполного рабочего дня предусматривается перерасчет на полные дни.

Усредненный доход определяется по справкам, выданным за последний триместр по последнему месту работы.

Сами выплаты определяются в соответствии с текущим периодом:

  • 1-3 мес. – 75%;
  • 4-7 мес. – 60%;
  • далее – 45%.

Согласно ПП РФ от 07.11.19 №1426 сумма, выплачиваемая соискателю, должна находиться в диапазоне 1500-8000 рублей.

При недостаточной выработке лицу назначается минимальное пособие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector