Опрос несовершеннолетнего в суде по гражданскому делу

Опрос несовершеннолетнего в суде по гражданскому делу

Опрос несовершеннолетнего в суде по гражданскому делу

Проблемы участия несовершеннолетних в гражданском процессе

При расторжении брака между родителями детей и разрешении сопутствующих вопросов в судебном порядке весьма актуальной является проблема участия несовершеннолетних в гражданском процессе – точнее, сложности, которые при этом возникают.

С одной стороны, государство предусматривает охрану и защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, а также заботу о его здоровье. Конвенция о правах ребенка гарантирует ему право быть заслушанным в ходе любого судебного заседания, которое затрагивает его интересы. Семейный кодекс РФ также содержит положения, наделяющие ребенка правом быть заслушанным в ходе судебного разбирательства.

С другой – на практике ребенку, как правило, предоставляется право высказать его мнение по вопросам, затрагивающим его интересы. Но действительно ли в заседании ребенок озвучивает именно свое мнение по интересующему суд вопросу?

Например, рассматривается вопрос об определении места жительства ребенка или о лишении отца родительских прав. Если ребенок достиг возраста 10 лет, то в обязательном порядке он приглашается в суд, который спрашивает его мнение по тому или иному вопросу. Хочет ли ребенок давать какие-либо пояснения в заседании, суд в принципе не интересует.

Здесь, конечно, сложно разграничить нежелание ребенка включаться в конфликт и нежелание одного из родителей, чтобы мнение ребенка было услышано, если оно не совпадает с мнением (желанием) этого родителя.

Не первый год занимаясь семейными спорами, я обратила внимание, что чаще всего страдает именно ребенок. Когда взрослые пытаются решить свои разногласия в судебном порядке, обвиняя друг друга «во всех смертных грехах», они забывают, что втягивают в «войну» ребенка. В таких спорах взрослые нередко не стесняются в приемах, а ребенок зачастую становится «разменной монетой»: родители и другие взрослые члены семьи забывают, что должны любить ребенка, заботиться о нем, не вмешивать его в подобные конфликты, чтобы не навредить формирующейся детской психике. По факту же получается, что «на войне все средства хороши».

Допрос в суде становится для несовершеннолетнего дополнительным стрессом. Даже взрослый человек, приходя в суд, ощущает волнение и тревогу. Что же в таком случае чувствует ребенок, оказавшись в незнакомом «пафосном» месте с большим числом незнакомых людей, которые задают ему вопросы и вообще – непонятно чего от него хотят? Ребенок начинает волноваться, теряется, не понимает сути происходящего и мечтает лишь об одном: чтобы все скорее закончилось и его оставили в покое. О каком четко сформулированном мнении именно самого ребенка в такой ситуации может идти речь?

С точки зрения психологов, ребенок уже в 10 лет может выразить свою позицию, дать оценку. Именно поэтому при регламентации допроса несовершеннолетнего законодатель использует данный возрастной критерий. Но, полагаю, не принято во внимание, что достижение ребенком определенного возраста еще не гарантирует его способность действительно сформулировать мнение по конкретному вопросу. Не учтены и второстепенные факторы, имеющие значение: это и психологические особенности развития ребенка, его социальная адаптация, восприимчивость к окружающим и множество других аспектов, влияющих на формирование волеизъявления. Может быть, у ребенка плохое настроение, он переволновался, заболел, а может – у него переходный возраст и он назло всем противопоставляет себя окружающим… Чье мнение в итоге слышит суд и насколько оно объективно? Нередко в итоге это фактически мнение одного из родителей, имеющего большее влияние на ребенка, либо мнение «всем наперекор», если речь идет о подростке. Насколько реализовано в таком случае право ребенка быть услышанным?

Когда решается вопрос об определении места жительства ребенка, то, как правило, суд назначает психолого-педагогическую экспертизу, чтобы выяснить, с кем из родителей с психологической точки зрения предпочтительнее остаться ребенку. Идея экспертизы, на мой взгляд, очень хорошая, но и здесь существует ряд недостатков, на которые обращают внимание и сами эксперты.

Во-первых, эксперт чаще всего проводит психологическое исследование ребенка, не прибегая к изучению иных педагогических аспектов, связанных с его обучением и воспитанием. Также им не запрашиваются и не исследуются характеристики с места учебы ребенка и иная медицинская документация, что, безусловно, влияет на итоговые выводы.

Во-вторых, встреча ребенка с экспертом, как правило, всего одна, в ее ходе проводится ряд тестов, помогающих определить уровень развития ребенка, его отношение к окружающему миру, семье, родителям и пр. Одна встреча и ряд тестов, с моей точки зрения, не могут дать объективную оценку психологических особенностей несовершеннолетнего, определить уровень его тревожности, характер взаимоотношений в семье, отношение к каждому из родителей. Не все дети сразу могут раскрыться перед незнакомым человеком, даже профессиональным психологом. В результате это может привести к необъективности полученных данных.

В-третьих, нередко на таких встречах присутствует мать ребенка, что также влияет на объективность выводов, содержащихся в заключении.

В-четвертых, в некоторых случаях экспертное заключение необъективно. Адвокаты сторон спора, как и суд, не смогут сами оценить выводы эксперта по этому критерию, поскольку у суда не появится оснований для сомнений при наличии у эксперта надлежащих документов, лицензии и пр. Поэтому чаще всего установить необъективность заключения сложно. Но проблема существует, о чем говорят сами специалисты в данной области. Анализируя подобные экспертные заключения, они указывают на их низкий уровень, а порой – на неверную интерпретацию результатов обследования ребенка.

Законодательство также предусматривает необходимость присутствия педагогического работника при допросе несовершеннолетнего свидетеля в гражданском процессе. По моему мнению, педагог, участвующий в судебном заседании, как правило, не выполняет каких-либо функций в плане защиты интересов ребенка. Если говорить о том, что он должен оградить ребенка от агрессии со стороны одного из родителей или обоих, то с этим хорошо справляется суд. Если иметь в виду, что педагог должен помочь ребенку не бояться и сформулировать свое мнение, то на практике это не работает, так как ребенок видит данного человека впервые – непосредственно в судебном заседании – и относится к нему с недоверием. С точки зрения психологии ждать от ребенка обратной реакции непрофессионально. Таким образом, роль педагога в гражданском процессе на практике представляется номинальной.

Таким же номинальным будет и участие адвоката, если обсуждать предложение о предоставлении несовершеннолетним права на бесплатную юридическую помощь адвоката.

Тема внесения изменений в Семейный кодекс РФ, ГПК РФ и Закон об оказании бесплатной юридической помощи в части поправок, предусматривающих предоставление несовершеннолетним адвоката по назначению, периодически обсуждается в СМИ. Однако, на мой взгляд, предоставление адвоката несовершеннолетнему вряд ли достигнет цели, для достижения которой разрабатываются поправки. Что может узнать у ребенка адвокат в судебном заседании, какое мнение выскажет ребенок и действительно ли это его мнение? Те же самые вопросы задает и судья, получает ответы и, исходя из обстоятельств, выносит решение. Адвокат в данном случае будет лишь выполнять функцию наблюдателя и не сможет повлиять на ситуацию, так как не знает ее изнутри. Как в таком случае он будет защищать права и законные интересы ребенка, не представляя его истинного мнения? Адвокат – не профессиональный психолог. К тому же, чтобы ребенок раскрылся, нужно время, которого в судебном процессе нет.

Полагаю, если законодатель действительно беспокоится о здоровье детей, особенно психическом, и желает, чтобы суд, рассматривая подобные споры, услышал именно позицию самого ребенка, необходимо кардинально изменить подход к этому процессу.

В связи с этим представляется более правильным исключить непосредственное участие несовершеннолетнего в судебном заседании, чтобы снизить психологическое воздействие на него. Одновременно необходимо создание экспертных учреждений, которые будут заниматься психологическим обследованием семьи (не только ребенка, а именно семьи: психологической обстановки, отношения каждого из родителей к ребенку, психологического развития ребенка, его отношения к каждому из родителей, насколько развитие ребенка позволяет сделать выводы по поставленным судом вопросам, а также прочих аспектов, которые помогут выявить уровень психологической готовности ребенка оценивать ситуацию и формировать именно собственное, а не навязанное мнение по интересующему суд вопросу). Подобная оценка должна проводиться со всей тщательностью, и приоритетными должны быть интересы ребенка, его психологическое состояние.

Такое обследование должно занимать не меньше месяца – в зависимости от того, как быстро ребенок раскрылся перед экспертом. Эксперт, в свою очередь, должен подходить к этому вопросу не формально, а работать с ребенком, быть заинтересованным в нем, беседовать в игровой форме, а не только проводить тесты, которые покажут уровень развития, социальной адаптивности и прочие психологические характеристики. По итогам обследования эксперт представляет заключение в суд, которое и будет учитываться с точки зрения позиции несовершеннолетнего. Таким образом, уменьшится психологическая нагрузка на неокрепший детский организм.

Проблема создания подобных экспертных учреждений состоит в том, что, во-первых, для этого требуются вложения государства. Во-вторых, необходимо подбирать экспертов, которые будут подходить к этой работе с энтузиазмом, а не просто ставить «галочки» в опроснике, на основании которого будет составлено заключение. Должна быть исключена заинтересованность эксперта при проведении обследования.

Считаю, что создание названной экспертной службы и проведение обследования помогут выявить психологически неблагополучные семьи, а также семьи, в которых может быть применено физическое или психологическое насилие в отношении несовершеннолетнего.

Безусловно, экспертное заключение не должно рассматриваться как основополагающее при решении конкретного вопроса, его следует учитывать в совокупности с другими доказательствами и по возможности исключать непосредственное участие ребенка в судебном заседании.

Как проходит допрос несовершеннолетнего свидетеля?

Процедура ведения гражданских или уголовных процессов допускает участие в них несовершеннолетних. Но правила ведения допроса свидетелей для детей и взрослых различаются. Требуется участие человека, представляющего законные интересы ребенка. Чаще всего это один или оба родителя.

Участие несовершеннолетнего фигуранта в следствии или судебном делопроизводстве может стать для него нелегким испытанием или даже психологической травмой. Чтобы этого не случилось с юным свидетелем или подозреваемым, надо своевременно привлечь хорошего адвоката по защите несовершеннолетних.

Его присутствие на допросах поможет предотвратить возможные нарушения и позволит разрешить ситуацию с минимальным ущербом для психики и будущей судьбы ребенка.

Как можно вызывать несовершеннолетнего на допрос

В гражданских и уголовных процессах дети могут проходить как свидетели. В гражданских делах они также могут быть истцами, в уголовных — потерпевшими, а с 14-летнего возраста — обвиняемыми. При допросах несовершеннолетних нужно придерживаться ряда процессуальных требований.

Для свидетелей по гражданским делам в Кодексе (ГПК РФ) не прописаны возрастные ограничения. При разводах — когда решается, с кем из родителей будет жить ребенок — мнение самого несовершеннолетнего учитывают с 10 лет. В юридической практике допрос свидетелей младше 18 лет чаще всего применяются в делах по:

  • лишению родительских прав,
  • алиментам,
  • усыновлении.

Вызывается на допрос ребенок, как и взрослый, с помощью повестки. Если это несовершеннолетний в возрасте до 16 лет, то его вызывают через законного представителя. Повестку для явки в суд можно адресовать опекуну или родителю, но в ней надо указывать ФИО как взрослого, так и ребенка.

Еще один способ вызова несовершеннолетнего свидетеля на допрос — через администрацию его учебного заведения. В этом случае законным представителем может быть сотрудник школы или интерната. Если родителей нет или они лишены своих прав, а ребенок нигде не учится, тогда представлять интересы несовершеннолетнего может работник опеки.

Если следствие или суд решит, что родитель оказывает отрицательное влияние на ребенка и сам может быть подозреваемым, то допустимо передать повестку, минуя законных представителей, через других взрослых (бабушка, тренер, учитель).

Если следователь дает несовершеннолетнему статус пострадавшего, то он же и решает, кто будет законным представителем в этом деле. Затем нужно вынести постановление, закрепляющего определенное лицо в качестве представителя интересов ребенка. Этот человек должен сопровождать несовершеннолетнего на всех допросах, других судебных и следственных процедурах.

Сопровождение несовершеннолетних на допросах

Возраст, с которого ребенка можно привлекать к допросам как свидетеля, законом не ограничен. Очевидно, что, если малыш еще не умеет говорить, он для этой роли не подходит. Если это дошкольник, который еще толком не владеет речью, то решение о целесообразности допроса должен принять следователь.

При допросах детей следователям и судьям нужно учитывать ряд возрастных психологических особенностей:

  • желание выглядеть лучше в глазах взрослых;
  • стремление не подвести и не выдать друзей;
  • малый жизненный опыт и объем знаний;
  • большая внушаемость;
  • способность быстро забывать события, особенно негативные;
  • стеснительность и повышенная эмоциональная возбудимость.

Все эти специфические черты детской психики могут оказать влияния на достоверность и правильность показаний на допросе.

Если в допросе нет крайней необходимости, то лучше не усугублять эмоциональную травму малолетнего свидетеля преступления напоминанием об увиденных им событиях. Допрос ребенка, если он признан подозреваемым или потерпевшим, проводят во всех случаях, когда для этого есть возможность.

При расследовании половых преступлений на всех допросах детей до 16 лет обязательно должен присутствовать педагог или психолог, вызванный в качестве консультирующего специалиста через учреждение образования.

При допросе свидетеля в возрасте до 14 лет в суде тоже должен присутствовать педагог или детский психолог. Он может задавать вопросы, касающиеся материалов дела или личных обстоятельств несовершеннолетнего. Для 14–16-летнего свидетеля суд также может пригласить педагогического работника, если посчитает, что его участие целесообразно.

Если вас интересует участие детей в делах по выплатам алиментов, прочитайте про это здесь. По вопросам усыновления можно просветиться в этой статье.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Новости

Каковы особенности проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля?

Особенности допроса несовершеннолетнего в административном и гражданском судопроизводстве.
Свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет допрашивают с участием педагогического работника, который вызывается в суд.
В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля (по административным делам — при отсутствии у них заинтересованности в исходе дела). Указанные лица могут с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.
В исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, или может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале. Лицу, участвующему в деле, после возвращения в зал судебного заседания должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы.
Свидетель, не достигший возраста 16 лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания, за исключением случая, если суд признает необходимым присутствие этого свидетеля в зале судебного заседания.

Особенности опроса несовершеннолетнего по делам об административных правонарушениях.
Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания.
При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. Законными представителями несовершеннолетнего являются родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица (организации).

Особенности допроса несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве

Законом не установлено возрастных ограничений для свидетелей. На практике, с учетом возможности малолетних лиц правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и воспроизводить их, минимальный возраст несовершеннолетнего свидетеля может начинаться от трех лет.

По общему правилу свидетель вызывается на допрос повесткой, которая вручается под расписку или передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия вызываемого лица повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку.
Лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызвано обстоятельствами уголовного.
Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не могут быть доставлены к следователю или в суд принудительно.
На практике также часто используется возможность проведения допроса в месте нахождения допрашиваемого, например в школе или дома.

Присутствие иных лиц при допросе.
При проведении допроса с участием несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, либо более старшего возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога. При этом в делах о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно. Для иных лиц старше 16 лет педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя.
Также при проведении допроса вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего свидетеля, однако следователь вправе не допустить его к участию, если это противоречит интересам несовершеннолетнего, при этом обеспечив участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
По общему правилу законному представителю несовершеннолетнего свидетеля предоставляются, в частности, следующие права: заявлять ходатайства (в том числе о применении мер безопасности), приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и иных уполномоченных лиц и органов.
Равно как и совершеннолетние лица, свидетели, не достигшие 18-летнего возраста, вправе пользоваться помощью адвоката и переводчика.

По общему правилу допрос не может длиться непрерывно более четырех часов, при этом для допроса несовершеннолетних установлено сокращенное время (ч. 2 ст. 187, ч. 1 ст. 191 УПК РФ):
в возрасте до 7 лет — не более 30 минут без перерыва, в общей сложности — не более часа в день;
от 7 до 14 лет — не более часа без перерыва, в общей сложности — не более 2 часов в день;
в возрасте старше 14 лет — не более 2 часов без перерыва, в общей сложности — не более 4 часов в день.

Применение видеозаписи или киносъемки в ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля является обязательным, за исключением случаев, если несовершеннолетний либо его законный представитель против этого возражает (ч. 5 ст. 191 УПК РФ).

В допросе в судебном заседании свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и в возрасте от 14 до 18 лет, участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.
При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.
Суд не вызывает несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля для допроса в судебном заседании и оглашает его показания, ранее данные при производстве предварительного расследования, если они были получены с применением видеозаписи или киносъемки, материалы которых хранятся при уголовном деле. Так же как на досудебной стадии, свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, однако им разъясняется необходимость давать правдивые показания.

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей

Ребенок имеет права, предписанные не только национальным, но и международным законодательством.

Защищать права и интересы ребенка должны родители и государство в лице органов власти. За нарушение законных интересов ребенка предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Про то, как осуществляется порядок защиты прав и интересов ребенка читайте ниже.

Нормативно-правовое регулирование

На законодательном уровне защиту прав несовершеннолетних детей обеспечивают следующие нормативные правовые акты:

Ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество, жить и воспитываться в семье, знать своих родителей и проживать совместно с ними, беспрепятственно общаться с родителями и иными родственниками, получать образование, выражать свое мнение, получать содержание от обоих родителей. Защиту прав и законных интересов ребенка обеспечивают родители, государственные органы и суд.

Защита прав и интересов ребенка

Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.

Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.

Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.

Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.

Читайте также  Готовая характеристика с места работы в суд

Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.

Государственные органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

Семейное законодательство устанавливает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений родителей и иных лиц.

Осуществляют защиту прав ребенка от таких злоупотреблений:

  • орган опеки и попечительства;
  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • прокуратура;
  • органы внутренних дел;
  • суд.

Орган опеки и попечительства – это орган, который занимается защитой прав и интересов несовершеннолетнего ребенка от злоупотреблений родителя и ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Данный орган осуществляет защиту имущественных, жилищных и личностных интересов ребенка.

Любое лицо, которому стало известно о возникновении реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего ребенка, должен сообщить об этом в орган опеки и попечительства.

После получения информации о нарушении прав ребенка орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры для защиты прав и интересов несовершеннолетнего.

В функции органа входит не только защита прав ребенка, но и обеспечение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, дача заключения о целесообразности лишения родительских прав, участие в судебных заседаниях по делам о защите прав ребенка и в исполнении решений суда, а также иные функции.

Органы опеки и попечительства вправе посещать семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью.

Защитой прав и интересов ребенка также занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. В их компетенцию входит профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранений причин, способствующих совершению преступлений, помощь в реабилитации детям, которые оказались в тяжелой или опасной для них жизненной ситуации.

Комиссии наделены следующими обязанностями:

  • предъявление в судебный орган искового заявления о лишении и ограничении родительских прав;
  • обеспечение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних детей;
  • в определенных случаях контроль за воспитанием, развитием и содержанием ребенка;
  • иные компетенции.

Прокуратура, как орган по защите прав и интересов ребенка, вправе:

  • подавать в суд исковое заявление о лишении или же ограничении родительских прав, а также иск о восстановлении имущественных или личных прав несовершеннолетнего ребенка;
  • предъявлять в суд постановление об отмене усыновления;
  • присутствовать на судебных заседаниях по делам о защите прав несовершеннолетнего.

Основными направлениями деятельности прокуратуры в сфере защиты прав детей являются:

  • надзор за исполнением законодательства о социальной защите детей, об образовании, об охране их жизни и здоровья;
  • пресечение случаев жестокого обращения с ребенком;
  • другие направления информации.

Органы внутренних дел принимают участие в принудительных мероприятиях, связанных с защитой детей. Например, участвуют в отобрании детей из неблагополучных семей или разыскивают лиц, которые уклоняются от исполнения решения суда.

Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде

В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.

Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.

Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.

В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.

В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).

Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:

  • ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
  • ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
  • ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.

Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.

Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.

К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.

В ходе судебного заседания суд заслушивает мнения сторон, ребенка, если ему исполнилось 10 лет, оценивает представленные доказательства и выносит решение по делу.

Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка

Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.

Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.

За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.

Профессиональная юридическая помощь

В случае возникновения опасной ситуации для физического или психологического здоровья ребенка каждый родитель будет делать все от него зависящее, чтобы защитить его.

В стрессовой ситуации родителю бывает сложно самостоятельно грамотно составить исковое заявление или собрать необходимые документы.

Юристы по семейным спорам компании «Юридическое агентство», обладая необходимыми компетенциями и теоретическими знаниями, помогут Вам защитить права и интересы ребенка.

На очной консультации в компании Вы совместно прорабатываете правовую позицию, после чего юрист составляет исковое заявление, собирает необходимые документы и подготавливает доказательства для предъявления их в суде.

После направления искового заявления в суд, юрист может выступать как представитель по доверенности, защищая родительские права и интересы Вашего несовершеннолетнего ребенка.

Прокурор разъясняет: Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего

Несовершеннолетний имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего осуществляется:

— родителями (лицами, их заменяющими);

— органом опеки и попечительства;

Несовершеннолетний имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Несовершеннолетний вправе обращаться для защиты своих интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Впрочем, даже достигшему возраста 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении или об ограничении родительских прав (исключение — отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет).

Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего — задача прежде всего родителей. Причем раздельное проживание с ребенком не освобождает родителя от обязанности защищать права ребенка.

Не могут осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего:

— лица, лишенные родительских прав;

— граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства;

— лица, признанные недееспособными;

— граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Задача защиты прав несовершеннолетних может быть возложена на опекунов (попечителей), на усыновителя, на администрацию детского воспитательного, лечебного учреждения, учреждение социальной защиты (причем даже в случае временного пребывания ребенка в таком учреждении). Если нет возможности вернуть ребенка в семью, устроить его в другую семью или устроить в одно из детских воспитательных учреждений, то в таком случае права и интересы несовершеннолетнего временно защищает орган опеки и попечительства.

Прокурор защищает права и законные интересы ребенка путем:

— надзора за тем, как они соблюдаются, как правило, управомоченными органами;

— непосредственного участия в делах, связанных с защитой прав детей.

Суд также осуществляет защиту прав несовершеннолетних, рассматривая споры.

Если несовершеннолетний становится дееспособным до достижения 18 лет, то он вправе не только самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе и семейно-правовые, но и защищать себя. Стать дееспособным несовершеннолетний может:

— вступив в брак до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК РФ);

— через эмансипацию, т.е. объявление полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

Семейный кодекс Российской Федерации говорит о злоупотреблении родительскими правами следующее:

ст. 56: ребенок имеет право в случае злоупотребления родительскими правами самостоятельно обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд;

ст. 69: возможность лишения родительских прав в случае злоупотребления ими;

ст. 141: злоупотребление родительскими правами усыновителями — одно из оснований отмены усыновления.

Верховный Суд РФ в Постановлении от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъясняет, что под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.» (абз. 3 п. 11).

Перечень не закрытый если учесть, что вовлечение в проституцию, преступную деятельность и употребление наркотических веществ — преступления. На практике под злоупотреблением родительскими правами понимают такое их осуществление, которое причиняет вред детям, причем данный вид осуществления прав происходит в противоречии с их задачами. Эти задачи определены в ст. 63 СК РФ: родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии, а также обеспечивать получение детьми основного общего образования.

Злоупотребление родительскими правами — это одно из оснований для лишения родительских прав.

Сотрудники органа опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры.

Ребенок имеет право обратиться за защитой не только туда, но и вообще в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних, а также напрямую к прокурору. По достижении 14 лет несовершеннолетний вправе обращаться самостоятельно в суд и быть участником гражданского процесса.

Семейный кодекс РФ устанавливает обязанность должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Это касается не только должностных лиц, но и всех граждан. Все сообщения относительно нарушения прав несовершеннолетних должны адресоваться в органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения ребенка.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Особенности допроса свидетелей в гражданском и арбитражном процессе

Порядок получения показаний свидетелей регламентирован ст. 69, 70, 170, 177 ГПК РФ, ст. 88 АПК РФ.

В зависимости от того, по инициативе какой стороны в суд были приглашены свидетели, различают свидетелей со стороны истца и свидетелей со стороны ответчика.

Свидетелю сначала предлагается в свободной форме рассказать об известных ему фактических обстоятельствах, что вытекает из смысла ч. 2 ст. 177 ГПК РФ. Первой свидетелю задает вопрос та сторона, по инициативе которой он приглашен, затем остальные участники процесса. Судья в гражданском судопроизводстве может задавать вопросы в любое время (ст. 69 ГПК РФ).

Вопросы, как правило, ставятся уточняющего характера относительно свободного рассказа. Не должны задаваться наводящие вопросы, а также вопросы, требующие оценочных суждений, мнений, предположений. Запрет задавать наводящие вопросы содержится в ч. 2 ст. 189 УПК РФ. Это правило распространяется и на гражданский (арбитражный) процесс.

В гражданском процессе правовые основания и порядок допроса свидетелей регламентированы более детально, нежели в арбитражном. Это обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, обязательностью документарной формы закрепления отношений хозяйствующих субъектов. Во-вторых, законодательным ограничением использования свидетельских показаний как источника доказательственной информации при доказывании определенных обстоятельств. Согласно ст. 162 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны в случае спора права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. Статья 68 АПК РФ предусматривает, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут быть подтверждены другими доказательствами. Кроме того, закон в ряде случаев прямо устанавливает средство доказывания того или иного обстоятельства (например, в соответствии со ст. 720 ГК РФ при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков в выполненной работе или их причин должна быть назначена экспертиза).

Закон прямо предусматривает случаи использования свидетельских показаний в арбитражном процессе. В соответствии с ч. 2 ст. 88 АПК РФ арбитражный суд по своей инициативе может вызвать в качестве свидетеля лицо, участвовавшее в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство, либо в создании или изменении предмета, исследуемого судом как вещественное доказательство. Непроведение допроса в качестве свидетелей лиц, например, подписавших документы, может быть одним из оснований для отмены судебного решения.

Свидетель – источник информации о фактических обстоятельствах. В соответствии с ч. 1 ст. 69 ГПК РФ и ч. 4 ст. 88 АПК РФ не являются доказательствами сведения, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности. Свидетель является юридически не заинтересованным лицом, вызываемым в суд для сообщения сведений о непосредственно им воспринятых или сообщенных ему фактах, имеющих значение для дела. Он не является участником материально-правовых отношений и в отличие от лиц, участвующих в деле, не имеет юридической заинтересованности в его исходе.

Свидетелю со стороны истца задаются вопросы, относящиеся к фактическим обстоятельствам, подтверждающим исковые требования. Например, при рассмотрении наследственного спора свидетелю, который, будучи соседом, был очевидцем заботы истца по отношению к наследодателю, могут быть заданы вопросы: какие отношения были между истцом и наследодателем при жизни последнего, в какой форме проявлялась забота истца, как часто его посещал истец и т.п.

Свидетелю со стороны ответчика задаются вопросы, относящиеся к фактическим обстоятельствам, подтверждающим его возражения. Например, если продолжить предыдущую ситуацию, свидетелю со стороны ответчика, родственнику наследодателя, логично будет задать следующие вопросы: было ли ему известно о взаимоотношениях наследодателя и истца, почему наследодатель в своем завещании мог обойти истца и т.п.

Допрос свидетеля, как правило, носит последовательный перекрестный характер. Как отмечалось ранее, он может быть неоднократным, т.е. повторным, дополнительным, сочетаться с предъявлением для опознания лиц, предметов. Может быть проведен шахматный допрос, который целесообразно практиковать при даче противоречивых показаний разными свидетелями, свидетелями и сторонами, свидетелями и другими участниками процесса.

Допрос свидетелей в гражданском (арбитражном) судопроизводстве имеет свои психологические особенности, которые заключаются прежде всего в том, что в условиях гласного судебного разбирательства свидетели должны давать показания по истечении довольно продолжительного времени с момента произошедших событий.

Важнейшими факторами, определяющими достоверность свидетельских показаний, являются: а) способность свидетеля правильно и точно воспринимать наблюдаемые им явления; б) длительность сохранения воспринятого в памяти; в) способность правильно воспроизводить то, что он запомнил. В задачу допроса входит выяснение всех перечисленных факторов для учета их при допросе свидетеля по существу и оценки его показаний.

Необходимо еще раз напомнить, что на правильность и остроту восприятия человеком происходящего явления оказывают влияние субъективные (физическое и психическое состояние в момент восприятия, склонность к внушению и самовнушению, приспособленность органов чувств к действующим на них раздражителям) и объективные (внешние обстоятельства) факторы.

Нужно учитывать и такое свойство человеческой памяти, как забывание, которое зависит от многих причин, в частности от таких явлений, как: а) проактивное торможение, когда забывание события активизируется предшествующей деятельностью, действиями данного лица; б) ретроактивное торможение, когда на предыдущее событие наслаиваются последующие. Это обусловливает необходимость оказывать психологическое воздействие на указанных свидетелей, чтобы побудить их вспомнить забытые ими факты, обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела. Задаваемые вопросы должны быть построены таким образом, чтобы каждый предыдущий вопрос подготавливал последующий, а каждый последующий становился бы логическим продолжением предыдущего, чтобы ответы допрашиваемого воссоздавали полную картину того события, которое он воспринимал.

На показания свидетелей определенное психологическое воздействие в условиях судебного заседания оказывает реакция присутствующей в зале публики. Допрашиваемый всегда думает о возможной реакции зала на его показания, переживает ее. Реакция зала способна сбить допрашиваемого с процесса припоминания, воспроизведения интересующего суд события; она может резко изменить его психологическое состояние. Поэтому рекомендуется особенно осторожно и продуманно ставить вопросы свидетелям, так, чтобы уже сам вопрос не содержал эмоциональной нагрузки, например, не вызывал смеха, веселого оживления в зале, что может восприниматься допрашиваемым как насмешка над ним.

Основными задачами тактики допроса свидетелей являются:

— получение точной и четкой информации об известных им фактах, относящихся к предмету доказывания,

— разоблачение ложных показаний.

Решить эти задачи в рамках процесса довольно сложно в силу следующего:

— ограниченных временных рамок;

— возможности проверки правдивости показаний средствами, которыми располагают субъекты доказывания и судья по материалам данного дела.

В судебной практике свидетель вызывается в суд для того, чтобы подтвердить какое-то зафиксированное в деле обстоятельство. Поэтому допрос свидетеля в процессе обычно занимает 10 – 15 минут.

Работа со свидетелем в суде в рамках современного гражданского (арбитражного) законодательства может существенно совершенствоваться за счет включения в допрос других средств доказывания аналогично тому, как это делается в уголовном процессе (например, проведение предъявления для опознания). Кроме того, в рамках допроса вполне может быть осуществлен судебный эксперимент. В отношении этих средств доказывания в криминалистике подробно разработаны тактические приемы их проведения.

В ситуациях, когда показания свидетелей расплывчаты, неконкретны или противоречат другим источникам информации, очень важно именно в процессе допроса использовать другие средства доказывания для уточнения обстоятельств и проверки правдивости показаний. Если достоверность таких показаний другими средствами проверить невозможно, суд не должен принимать их в качестве доказательств.

Практически допрос свидетеля в суде должен представлять собой комплексное средство доказывания, объединяющее непосредственный опрос допрашиваемого в его различных формах и другие судебные действия, предпринимаемые в рамках допроса, и оценку всей получаемой информации, относящейся к предмету доказывания.

В ходе процесса судебная ситуация может меняться, причем иногда непредвиденным образом, как это имеет место в двух случаях:

— кто-то из участников процесса меняет свои показания относительно тех, которые прогнозировались до судебного разбирательства или уже в процессе судебного разбирательства;

— сторона или другое лицо, участвующее в деле (например, третье лицо, прокурор), заявляет ходатайство о новом источнике информации – о допросе ранее не заявленного свидетеля.

В этих случаях лицо, меняющее свои показания, и так называемый новый свидетель должны допрашиваться особенно тщательно.

В первом случае выясняются причины, мотивы изменения показаний. Важно установить, какие показания (прежние или измененные) правдивы. Измененные показания сопоставляются с другими доказательствами по делу. Если необходимо, должны проводиться повторные допросы других свидетелей, применяться комментирование показаний и другие тактические средства. В случае если прежние показания свидетеля были противоречивы и не подтверждались другими средствами доказывания, а измененные более логичны и вписываются в общую картину фактических обстоятельств, им отдается предпочтение.

Бывает, что свидетель меняет свои показания, так как ранее не осознавал всей ответственности и последствий дачи ложных показаний.

Однако если свидетель меняет свое представление о фактах по существу, ему следует задавать уточняющие вопросы, требующие подробного описания тех моментов, о которых он свидетельствует. Если описание подробностей подтверждается другими доказательствами, это свидетельство в пользу правдивости измененных показаний. Если же показания противоречат другим доказательствам по делу, суд не должен их принимать.

При рассмотрении дел в гражданском (арбитражном) судопроизводстве ответственность за лжесвидетельство возможна только при даче показаний об обстоятельствах, от которых может зависеть решение по иску, жалобе или заявлению. Если заведомо искажаются несущественные факты, от которых не зависит исход дела, это не образует состава преступления, предусмотренного ст. 307 УК РФ.

Читайте также  Гпк доверенность на представление интересов в суде

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector