О чем налогоплательщик обязан извещать налоговый орган?

О чем налогоплательщик обязан извещать налоговый орган?

О чем налогоплательщик обязан извещать налоговый орган?

Обязанности налогоплательщика согласно ст. 23 НК РФ

  • Кто обязан выполнять требования статьи 23 НК РФ?
  • Какие обязанности для налогоплательщиков предусматривает п. 1 ст. 23 НК РФ?
  • Кого затрагивают положения п. 2 и п. 2.1 ст. 23 НК РФ?
  • Какие обязанности предусматривает ст. 23 НК РФ для российского налогоплательщика, если он приобрел долю участия в иностранной компании?
  • Что нужно знать налогоплательщику об обязанности, предусмотренной п. 5.1 ст. 23 НК РФ?
  • Какая ответственность предусмотрена за нарушение обязанностей ст. 23 НК РФ?

Кто обязан выполнять требования статьи 23 НК РФ?

Большинству из нас рано или поздно приходится платить установленные законодательством налоги и сборы. Физлица — собственники транспорта, земли или недвижимости — ежегодно уплачивают имущественные налоги, а при реализации этого имущества обязаны отчитаться в ИФНС и уплатить налог с полученных доходов.

Юрлица и ИП помимо имущественных уплачивают ряд других налогов и сборов (налог на прибыль или НДФЛ, НДПИ, НДС и др.), а также обязаны отчитываться об этом в налоговые органы. Также работодатели, имеющие наемных работников, начисление и уплату страховых взносов осуществляют по правилам НК РФ.

Об этих и ряде других налоговых обязанностей рассказывает ст. 23 НК РФ. Ниже поговорим об этом подробнее.

Какие обязанности для налогоплательщиков предусматривает п. 1 ст. 23 НК РФ?

Основной обязанностью для всех налогоплательщиков по ст. 23 НК РФ является уплата налогов и страховых взносов (подп. 1 п. 1 и подп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Все налогоплательщики учитываются в налоговых органах с присвоением каждому отдельного ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) — он есть и у физлиц, и у компаний. Обязанность встать на учет в установленных законом случаях предписывает подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Налогоплательщики должны вести учет полученных доходов и объектов обложения налогами (транспорта, недвижимости, земли и т.д.) и страховыми взносами — эта обязанность возложена на них подп. 3 п. 1 и подп. 2 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Также необходимо отчитываться перед налоговиками, подавая налоговые декларации (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ), а по страховым взносам – расчеты (подп. 3 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено представление в налоговый орган по месту жительства ИП, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Если инспекторы посчитают необходимым запросить у налогоплательщика документы, содержащие информацию о том, как он рассчитал и уплатил налог или взносы, предоставить эти бумаги придется, так как эта обязанность предусмотрена подп. 6 п. 1 и подп. 4 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Для плательщиков страховых взносов аналогичная обязанность предусмотрена также в части сведений по застрахованным лицам (подп. 5 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

В случае если контролеры выявят нарушения законодательства о налогах и сборах, налогоплательщик обязан устранить их и выполнить все требования налоговиков, если они не противоречат закону (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Еще одна обязанность налогоплательщика — сохранять в течение 5 лет бухгалтерские и налоговые документы, содержащие информацию о том, как рассчитаны налоги и подтверждающие их уплату (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Для страховых взносов аналогичный срок установлен в большем размере: он равен 6 годам (подп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Важно! Рекомендации от КонсультантПлюс
Законодательство устанавливает сроки хранения документов отдельно для целей налогового учета и для целей бухгалтерского учета. Поскольку один и тот же документ может быть необходим одновременно как для налогового, так и для бухгалтерского учета, нужно учитывать и те и другие сроки. Полагаем, что, если сроки хранения определенного документа для целей налогового и для целей бухгалтерского учета различаются, стоит ориентироваться на более продолжительный срок. Далее мы рассмотрим основные правовые акты, регламентирующие сроки хранения документов для целей налогового и бухгалтерского учета.
Подробно о сроках хранения документов читайте в К+. Пробный доступ к системе бесплатен.

Кроме перечисленных, налогоплательщик несет и иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах, сборах и страховых взносах (подп. 9 п. 1 и подп. 8 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Кого затрагивают положения п. 2 и п. 2.1 ст. 23 НК РФ?

П. 2 ст. 23 НК РФ устанавливает дополнительные обязанности для ИП и организаций, а именно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения (для ИП — по месту жительства) информацию об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10%. Для этого установлен срок — не позднее 1 месяца со дня начала такого участия (подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщать не требуется, если налогоплательщик стал участником хозяйственного товарищества или ООО.

Если налогоплательщик создал на территории РФ обособленное подразделение, об этом тоже требуется сообщить контролерам в течение 1 месяца со дня его создания (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). О создании филиала или представительства извещать не нужно.

Этим же подпунктом предусмотрена обязанность для налогоплательщика сообщать обо всех изменениях, связанных с обособленными подразделениями в части ранее переданных налоговикам сведений. На это отводится всего 3 дня со дня изменения соответствующих сведений.

В случае закрытия обособленного подразделения срок на подачу таких сведений тоже составляет 3 дня (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

П. 2.1 не обошел вниманием физлиц. Если они на основании налогового уведомления уплачивают имущественные налоги и такое уведомление не получено, они обязаны сообщить инспекторам о наличии у них недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Нужно не только сообщить об этих объектах до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, но и приложить копии правоустанавливающих документов. От указанных действий физлицо освобождается, если ему предоставлена соответствующая льгота, позволяющая не платить налог.

Аналогичная обязанность есть и у юрлиц: также до 31 декабря они обязаны направить налоговикам (в инспекцию по своему выбору) сообщение о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, в случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного или земельног налога.

С 08.07.2021 действует новый п. 2.3 ст. 23 НК РФ, который устанавливает обязанность представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.

Подробнее об отчетности по прослеживаемым товарам читайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Какие обязанности предусматривает ст. 23 НК РФ для российского налогоплательщика, если он приобрел долю участия в иностранной компании?

В этом случае он обязан сообщить налоговикам о своем участии, если его доля в иностранной компании более 10% (п. 3.1 ст. 23 НК РФ). Сроки для подачи сведений указаны в ст. 25.14 НК РФ.

Важно! Расчет доли участия в иностранной компании определяется с учетом требований, установленных ст. 105.2 НК РФ.

П. 3.1. ст. 23 НК РФ обязывает также сообщать налоговикам следующую информацию:

  • об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, контроле над ними или праве на доход, получаемый такой структурой;
  • о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

Что нужно знать налогоплательщику об обязанности, предусмотренной п. 5.1 ст. 23 НК РФ?

В соответствии с п. 5.1 ст. 23 НК РФ те налогоплательщики, в обязанность которых входит представление налоговых деклараций в электронной форме, должны осуществлять электронное взаимодействие с налоговыми органами в следующем порядке:

  • В течение 10 дней после возникновения такой обязанности обеспечить возможность получения информации от налоговиков в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Если подобное взаимодействие происходит через представителя налогоплательщика, то на представителя должен быть оформлен соответствующий ключ электронной подписи, а документ, подтверждающий полномочия представителя, необходимо направить в ИФНС в бумажном виде или по ТКС не позже 3-х дней с даты возникновения таких полномочий.
  • Передавать инспекторам квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение 6 дней со дня их отправки налоговым органом.

Если эти обязанности игнорировать, возможно приостановление операций по банковским счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств (ст. 76 НК РФ).

Важно! Отчитываться в электронном виде по налогам обязаны налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ), а также налогоплательщики НДС (в том числе налоговые агенты) и лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ. Отчетность по страховым взносам в электронном виде должны представлять их плательщики, имеющие среднесписочную численность более 25 человек (п. 10 ст. 431 НК РФ).

О процедуре блокировки счетов читайте в публикации «Ст. 76 НК РФ: вопросы и ответы».

Какая ответственность предусмотрена за нарушение обязанностей ст. 23 НК РФ?

Помимо перечисления обязанностей, возлагаемых на налогоплательщиков, плательщиков сборов и страховых взносов, ст. 23 НК РФ (п. 5) определяет, что невыполнение этих обязанностей повлечет законодательно установленную ответственность.

Неуплата или неполная уплата налогов — одно из самых распространенных нарушений, за которое предусмотрен штраф в размере 20% от суммы неуплаченных налогов (п. 1 ст. 122 НК РФ). С 2017 года этот штраф касается и страховых взносов.

Вторым по распространенности является штраф за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) — эта обязанность предусмотрена подп. 4 п. 1 и подп. 3 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Ответственность за это названа в п. 1 ст. 119 НК РФ. В этом случае штраф может составить 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления (но не более 30% от указанной суммы и не менее 1 000 руб.).

Нередки случаи применения санкций по п. 1 ст. 116 НК РФ — за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае штраф составит 10 000 руб. А по п. 2 ст. 116 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий деятельность без постановки на учет, будет обязан уплатить 10% от доходов за всё время такой деятельности (но не менее 40 000 руб.).

И это не исчерпывающий список штрафов при невыполнении обязанностей, предусмотренных ст. 23 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, если налогоплательщик не представил контролерам предусмотренные законодательством о налогах, сборах и страховых взносах сведения (при отсутствии признаков других налоговых правонарушений), ему грозит штраф по 200 руб. за каждый непредставленный документ. А согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление лицом сведений налоговому органу (кроме случаев, описанных в ст. 126) предусмотрен штраф 5 000 руб., при повторном нарушении в течение календарного года — 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Уведомления от ФНС при продаже квартиры

Есть ли законы, которые регламентируют, что ФНС должна уведомлять после продажи квартиры о том, что нужно подать декларацию, что начисляются пени, если срок подачи декларации нарушен?

На основании ст. 217, 217.1, 228, 229 Налогового кодекса РФ физические лица, получившие доходы от продажи имущества, находившегося в их собственности менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, обязаны самостоятельно исчислить сумму налога на доходы физических лиц и представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ в установленный срок.

Доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (п. 2 ст. 217.1 НК РФ).

По общему правилу, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (п. 4 ст. 217.1 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

  1. право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи или близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом РФ;
  2. право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;
  3. право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком – плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением;
  4. в собственности налогоплательщика, включая совместную собственность супругов, на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный объект недвижимого имущества (комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома или доли в праве собственности на жилое помещение) не находится иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение). Этот подпункт введен Федеральным законом от 26.07.2019 № 210-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и применяется с 1 января 2020 г. (письма Минфина России от 23.12.2019 № 03-04-05/100526, от 04.12.2019 № 03-04-5/94269).

Таким образом, продажа квартиры, находившейся в собственности менее трех или пяти лет (в зависимости от времени и оснований ее приобретения), влечет обязанность налогоплательщика по представлению налоговой декларации и уплате НДФЛ.

Следует отметить, что налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 217 НК РФ (за исключением доходов, указанных в п. 60 и 66 ст. 217 НК РФ), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов (п. 4 ст. 229 НК РФ).

На основании налоговой декларации по форме 3-НДФЛ налогоплательщик вправе уменьшить доходы от продажи квартиры:

  • на сумму имущественного налогового вычета при продаже имущества в размере не более 1 млн руб. (согласно пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ);
  • либо на сумму фактически произведенных налогоплательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (согласно пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ).

Вы также можете прочитать подробную статью, размещенную на нашем сайте, где рассказывается обо всех нюансах уплаты налога с продажи квартиры.

Статья 32 НК РФ. Обязанности налоговых органов (действующая редакция)

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц — плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений;

16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.

Читайте также  Как наследуется выморочное имущество?

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.

3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент, плательщик страховых взносов) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Требования, предъявляемые к срокам представления документов

Случаи, при которых ИФНС направляет требование о представлении документов

Случай первый: при проведении камеральной и выездной проверки

В случае инициирования камеральной и выездной проверок, налоговые инспекторы, руководствуясь положениями ст. 93 Налогового Кодекса Российской Федерации, имеют право запросить у плательщика налогов ту или иную документацию.

При проведении камеральной проверки налоговая имеет право затребовать предоставление исключительно тех документов, которые содержатся в перечне, упомянутом в положениях ст. 88 НК РФ:

  • документация, являющаяся подтверждением права на получение тех или иных льгот (п.6 ст.88 НК РФ)
  • документация, подтверждающая право на получение вычета по НДС (п.8 ст.88 НК РФ)
  • счета-фактуры, первичная и не только документация, относящаяся к случаю противоречий, возникших при предоставлении данных, указанных в декларации по НДС и в отчётной документации, принадлежащей контрагентам (п.8.1 ст.88 НК РФ)
  • документация, представляющая собой подтверждение внесения изменений в первоначальные данные, а также в регистры налогового учёта, в которых отражаются показатели, соответствующие ситуации «до» и «после» внесения изменений (п.8.3 ст.88 НК РФ)
  • документация, которая подтверждает обоснованность отражения необлагаемых сумм и применения пониженных тарифов в случае подачи расчёта по страховым взносам (п.8.6 ст.88 НК РФ)

Однако, при исключительных случаях, налоговые инспекторы имеют право в ходе проведения камеральной проверки запросить дополнительную документацию. К исключительным случаям относятся такие, как:

  • проверка декларации, которая была подана членом простого товарищества
  • предъявление вычетов по акцизам
  • оказание каких-либо услуг на территории РФ компанией, зарегистрированной, как иностранный контрагент

В случае, если проводится выездная проверка, представители ИФНС не ограничиваются в правах и могут затребовать немедленное предоставление абсолютно любой документации, если она связана с процедурой исчисления и уплаты налогов за период и по вопросу проверяемого налога (п.12 ст.89 НК РФ).

Случай второй: проведение встречной проверки ИФНС

Налоговые инспекторы имеют право на осуществление запроса документации по плательщику налогов не у самого плательщика, а у его контрагентов. При этом могут быть осуществлены запросы в адрес контрагентов не только первого, но и второго, третьего звена, а также в адрес лиц, располагающих, по мнению ИФНС, необходимой информацией.

Налоговые органы в праве осуществить запрос документации и вне рамок проведения камеральной и выездной проверок, но только в том случае, если они вовлечены в процесс сбора информации о той или иной конкретной сделке. В таком случае порядок действия ИФНС будет несколько иным – налоговый инспектор, которому поручен сбор сведений о сделке, готовит и направляет специальный запрос – поручение в адрес той инспекции, в которой состоит на учёте интересующий проверяющего контрагент или третье лицо, располагающее сведениями о конкретной сделке или плательщике, в отношении которых собирается информация. Далее инспекция, получившая спецпоручение, на его основании формирует требование о представлении документов (информации), которое и направляется указанному лицу (ст.93.1 НК РФ).

ВАЖНО! При оформлении запроса, в него может быть включён перечень абсолютно любых документов, запрашиваемых инспекторами, т.к. по закону при проведении встречной проверки инспекторы ничем не ограничены в своих действиях и могут запросить абсолютно любую документацию, относящуюся к финансовой и иной деятельности плательщика налогов, в отношении которого инициирована проверка.

Форма получения требования ИФНС

Пункт 4 статьи 31 Налогового Кодекса РФ регулирует правила и сроки предъявления требования налоговым органом плательщику налогов. В том случае, когда сдача налоговой отчётности плательщиком осуществляется в электронной форме, требование о представлении документов также должно быть направлено ему через электронный документооборот.

Статьёй 23 (п.5.1) НК РФ закрепляется обязанность налогоплательщика обеспечить себе техническую возможность для получения от представителей ИФНС документации в электронном виде посредством телекоммуникационной связи с помощью того или иного оператора электронного документооборота (ЭДО). С этой целью плательщик налогов обязуется заключить договор с тем или иным оператором ЭДО, а впоследствии получить от него квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Все эти операции необходимо осуществить на протяжении не более, чем 10 дней с момента принятия налогоплательщиком на себя ответственности по сдаче отчётности в электронной форме.

Электронный документооборот обязателен не для всех компаний-налогоплательщиков, а исключительно для тех, среднесписочная численность сотрудников которых выше 100 человек. Отметим, что несмотря на это, предоставление отчётности в электронной форме является обязательным для всех без исключения плательщиков налога на добавленную стоимость, а также для тех компаний, которые являются налоговым агентом по НДС, либо выставляют контрагентам счета-фактуры. Все это приводит к тому, что на практике обязанность использовать электронный документооборот присуща большинству организации и ИП, а следовательно, и получение требований от ИФНС они должны осуществлять исключительно в электронной форме.

Обязанность вести переписку с ИФНС в формате ЭДО от лица налогоплательщика может быть возложена на уполномоченного представителя организации. При таком случае ИФНС необходимо получить от плательщика налогов документ, который является подтверждением прав уполномоченного представителя организации на получение от налогового органа электронного требования, а также иных документов, адресованных данному плательщику налогов (п.5.1 ст.23 НК РФ).

В том случае, когда тот или иной плательщик налогов имеет право на сдачу налоговой отчётности на бумаге, налоговики обязаны направлять ему требования о представлении документов на бумажном носителе посредством пересылки заказным письмом с использованием услуг Почты России или нарочно курьерской службой. При этом отмечается, что такой плательщик освобождается от обязанности обеспечить возможность получать электронных требований от ИФНС через оператора ЭДО.

Форма направления истребованных документов

В Налоговом кодексе отсутствует статья, обязывающая организации-налогоплательщиков, получивших требования в электронной форме, исполнять их исключительно в формате ЭДО, т.е. получив требование о предоставлении информации в электронном виде, организация имеет право подготовить и направить в адрес ИФНС ответ на бумажном носителе. Однако, как показывает практика, получившие требование в формате ЭДО плательщики предоставляют ответные документы также в электронном виде.

Форматные электронные документы и документы на бумажном носителе

Пункт 2 статьи 93 Налогового Кодекса Российской Федерации регулирует порядок подачи форматных электронных документов – согласно положениям данной статьи, посредством ЭДО плательщик имеет право предоставить либо электронную форму документа установленного формата (в частности, счёта-фактуры), либо сканированные копии бумажных документов.

С целью передачи скан-копий бумажных документов они должны быть переведены в определённый электронный формат, который ранее был утверждён положениями приказа Федеральной Налоговой Службы России № ММВ-7-6/16 от 18.01.2017 года. Передача таких документов осуществляется посредством телекоммуникационной связи через оператора ЭДО (электронного документооборота). Обязательным требованием, предъявляемым к таким документам, является наличие подтверждения их усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя.

В том случае, когда плательщик предпочитает воспользоваться своим правом предоставления документации на бумажном носителе, он в личном порядке, или через представителя, или посредством отправки заказным письмом при помощи соответствующей услуги Почты России, направляет в ИФНС заверенные копии документов, составленных на бумажном носителе.

ВАЖНО! В случае предоставления документации по запросу ИФНС на бумажном носители, все листы в обязательном порядке должны быть прошиты и пронумерованы, при этом нотариальное заверение в общем случае не требуется (п.2 ст.93 НК РФ).

Электронные документы «неформат»

Статьи Налогового Кодекса не регулируют способ представления запрошенных налоговиками документов, в том случае, когда они изначально были составлены в электронном формате, но не по установленному формату (например, д оговоры). При этом, согласно положениям Налогового Кодекса Российской Федерации, если так называемые «неформатные» документы после составления были подписаны электронной подписью и переданы контрагенту посредством системы ЭДО, они являются юридически значимыми.

Согласно тексту письма Федеральной Налоговой Службы России № СА-4-7/15871 от 09.09.2015 г., документ, перед тем как он будет передан в налоговый орган, необходимо распечатать и заверить в обычном порядке, сделав отметку о том, что ранее он уже был подписан электронной подписью. После завершения данной процедуры «неформатный» документ может быть предоставлен для ознакомления налоговым инспекторам. Отправка такой документации может быть произведена как посредством заказного письма Почтой России, так и при личном посещении ИФНС налогоплательщиком.

О вызове налогоплательщика для дачи пояснений

Налоговые органы, согласно законодательным нормам, изложенным в подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, наделены полномочиями по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений по вопросам полноты и своевременности начисления, уплаты ими налогов и сборов. Воспользоваться указанным правом фискальные органы могут как в рамках проводимой налоговой проверки, например в целях уточнения позиции проверяемого лица по обнаруженным нарушениям, так и вне рамок проверки при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о получении изучаемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Вызов налогоплательщика (руководителя или представителя по доверенности) в налоговый орган осуществляется на основании уведомления, которое может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), заказным письмом по почте либо вручено представителю лично под расписку.

Необходимо обратить внимание, что в случае направления уведомления в электронной форме по ТКС п. 5.1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика сформировать и отправить в налоговый орган электронную квитанцию о приеме данного уведомления (либо уведомления об отказе в приеме в случае технических сбоев) в течение 6 дней со дня отправки документа налоговым органом. В случае неисполнения данной обязанности в течение 10 дней со дня истечения срока на представление квитанции налоговый орган вправе инициировать приостановление операций по счетам в банке в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 11 мая 2017 г. № АС-4-2/8820).

До недавнего времени вызов налогоплательщика в налоговый орган вне рамок проводимой проверки в основном был связан с назначением в отношении изучаемого лица комиссии по легализации налоговой базы согласно регламенту, закрепленному в Письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Данный регламент служил для налогоплательщиков своего рода инструкцией по взаимодействию с фискальными органами в рамках проводимых комиссий. Однако позднее ФНС России письмами от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183@ «О комиссии по легализации налоговой базы», от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» аннулировала прежний порядок проведения данного мероприятия налогового контроля, оставив только комиссии по проверке правильности порядка формирования налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам. На текущий момент неизвестно, возобновится ли работа комиссий в отношении других налогов, поскольку налоговые ведомства не публикуют информационно-разъяснительную информацию по указанному вопросу.

В настоящее время налоговые органы негласно рассматривают вопросы финансово-хозяйственных операций анализируемых организаций в рамках вызова их представителей в инспекцию по уведомлению согласно подп. 4 п.1 ст. 31 НК РФ, нередко нарушая при этом права налогоплательщиков. Возможно, это связано с тем, что названная норма не содержит закрытого перечня случаев вызова, что налоговые органы толкуют как основание применять эту норму практически по любому поводу. Однако следует учесть, что унифицированная форма уведомления предполагает подробное описание оснований вызова, связанных с уплатой, удержанием налогов и сборов, выявленных обстоятельств нарушения налогового законодательства, проведением налоговой проверки. После отмены комиссий по легализации налоговой базы (кроме НДФЛ и страховых взносов) налоговый орган в описании оснований для вызова налогоплательщика нередко указывает необходимость представления пояснений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, а также его взаимоотношений с определенными контрагентами. В данном случае действия фискального органа не совсем корректны, поскольку за налоговым органом закреплена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а не за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, а это не тождественные понятия. Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствуют правовые основания для вызова налогоплательщика в налоговый орган, так как требование о представлении пояснений по финансово-хозяйственной деятельности не содержит уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, действие которой распространяется на финансово-хозяйственную деятельность вызываемого налогоплательщика.

Однако, несмотря на изложенные противоречивые обстоятельства, судебная практика в отношении аналогичных ситуаций зачастую формируется в пользу налогового органа (например, постановления Пермского краевого суда от 16 ноября 2017 г. по делу № 44-а-601/2017; Курского областного суда от 5 августа 2014 г. по делу № 4-а-256/2014). Как установлено судами, неявка должностных лиц по уведомлению необоснованна, поскольку за налогоплательщиками согласно п. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность по выполнению законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также установлен запрет на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц при исполнении ими их должностных обязанностей. При этом согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в рамках налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах. По результатам рассмотрения материалов дел суды установили законность привлечения должностных лиц налогоплательщиков к мерам административной ответственности в виде штрафа, размер которого предусмотрен в пределах от 2 до 4 тыс. руб.

Не удастся избежать ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ надлежащим образом уведомленным налогоплательщикам, которые не явились в налоговый орган без веских оснований или уважительных причин (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 г. № 08АП-1355/2018 по делу № А81-3222/2017; Пермского краевого суда от 6 октября 2014 г. по делу № 44а-689/2014; Красноярского краевого суда от 25 июля 2014 г. № 4а-509/2014).

Таким образом, несмотря на то что требования налоговых органов о представлении пояснений далеко не всегда обусловлены нормами налогового законодательства, налогоплательщику приходится самостоятельно принимать решение о целесообразности и о последствиях представления либо непредставления разного рода сведений. Если пояснения запрашиваются у него в рамках уведомления о вызове налогоплательщика, отказ от явки в налоговый орган, согласно сложившейся судебной практике, будет рассматриваться как нарушение налогового законодательства. Между тем необходимо учитывать, что отказ от представления пояснений в рамках уведомления о вызове по п. 4 ст. 31 НК РФ не является предметом административного правонарушения, поскольку согласно п. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ дача пояснений – право, а не обязанность налогоплательщика, т.е. у него есть право выбора относительно целесообразности или нецелесообразности представления данных пояснений.

Неправомерные требования налоговых органов

Признание требования налогового органа недействительным. Незаконные требования налоговых органов. Требование налогового органа о предоставлении пояснений или документов.

Статья 93.1 НК РФ выделяет два случая, предоставляющих налоговому органу возможность обязать налогоплательщиков предоставить сведения в виде документов и информации о контрагентах, и определяет условия, при которых обеспечивается законность и исполнимость направления соответствующего требования.

Прежде всего, законодательство позволяет налоговому органу направить требование в период проведения им проверки в отношении контрагента. В этом случае в содержание требования необходимо включить сведения о проводимой проверке.

Во втором случае НК РФ позволяет требовать документы, которые относятся к конкретной сделке. Обязательное условие — в требовании должна быть указана информация, позволяющая идентифицировать сделку, т.е. имеет место обоснованная необходимость в предоставлении сведений.

Если полученное налогоплательщиком требование не отвечает перечисленным условиям, его нельзя признать законным и обоснованным.

Фабула дела:

ООО оспорило в судебном порядке требование налоговой о предоставлении документов (информации) (далее по тексту — требование). У заявителя истребовались расшифровки счетов бухгалтерского учета с указанием ИНН контрагентов, штатное расписание, налоговые регистры, данные бухгалтерского учета.

По мнению заявителя, направленное в его адрес требование недействительно, не основано на положениях НК РФ (не соответствует установленной форме и содержанию), в документе не указано конкретное мероприятие налогового контроля, отсутствуют данные, позволяющие определить какая именно информация запрашивается.

Позиция налогового органа поддержана судебными актами первой и апелляционной инстанций, однако суд кассационной инстанции отменил судебные акты нижестоящих судов, направил дело на новое рассмотрение.

Выводы судов первой и апелляционной инстанции по делу № А40-211149/2018:

1. Оспариваемое требование содержало сведения, являющиеся необходимыми и достаточными для определения запрашиваемой информации, указан ИНН плательщика, в отношении которого необходимо представить документы. Истребование проводилось вне рамок осуществления налоговых проверок, о чем было указано в требовании.

2. Законодательство о налогах и сборах не предусматривает обязанность контролирующего органа указывать документы в точном соответствии с их наименованием, реквизиты этих документов и количество. В требовании можно указать только родовые признаки документов. НК РФ не содержит исчерпывающий перечень документов и информации, которые можно требовать у налогоплательщика.

3. В состав информации входят любые сведения, а документ является материальным объектом, зафиксировавшим определенную информацию, следовательно, понятие «информация» значительно шире, чем понятие «документ».

4. Специалистам контролирующих органов предоставлено право самостоятельно определять объем контрольных мероприятий. Проведение таких мероприятий не зависит от волеизъявления налогоплательщика, только проверяющий инспектор определяет необходимость и достаточность запрашиваемых документов. Если невозможно идентифицировать истребованную информацию, налогоплательщик вправе уточнить, какие сведения он обязан предоставить, или сообщить о невозможности исполнения требования. Непонимание налогоплательщиком того, что у него требует налоговый орган, не является основанием для признания требования незаконным.

Постановление АС Московского округа от 30.04.2019 по делу № А40-211149/2018:

1. Решение должно быть конкретным, его содержание — исключающим возможность неоднозначного толкования.

2. При направлении требования необходимо обязательно конкретизировать мероприятие налогового контроля, с которым связана «обоснованная необходимость» в получении сведений относительно конкретной сделки, представить доказательства наличия такой необходимости, так как полномочия контролирующих органов не являются абсолютными, а должны иметь правовые основания.

3. Из направленного в адрес налогоплательщика требования должно однозначно следовать, что общество обязано представить документы (информацию) на законных основаниях и налоговому органу действительно необходимы эти документы.

4. Требование не было связано с проверкой заявителя, при этом судами не установлено является ли истребование налоговым органом документов (информации) обоснованным, в то время как существенное значение для рассмотрения заявленных требований имеет то, в отношении какой сделки она запрошена.

Комментарии:

1) Выводы кассации, безусловно, обоснованны: если из содержания документа нельзя определить сделку, в отношении которой запрашиваются сведения или документы, то обоснованная необходимость в представлении документов (информации) отсутствует, а само требование нельзя рассматривать как законное и обоснованное.

2) Оценивая правомерность требований по ст. 93.1 НК РФ, судебные органы рассматривают, имеется ли у налогоплательщика возможность идентифицировать сторону по сделке, в отношении которой налоговый орган запрашивает информацию, а также осуществляется ли проверка контрагента.

3) Если из содержания требования невозможно установить о какой сделке идет речь, то оно может быть признано недействительным по причине отсутствия обоснованной необходимости в истребовании документов.

4) Нельзя забывать, что в судебной практике встречаются решения, содержащие выводы, сходные с позицией судов первой и апелляционной инстанций в рассматриваемом деле:

— НК РФ не предусматривает возможность неисполнения требования со стороны лица, которому оно адресовано;

— при проведении проверок налоговый орган имеет право запросить документы (информацию) по всей цепочке движения товара от всех поставщиков;

— налогоплательщику не предоставлено право самостоятельно оценивать, относится ли информация к проверке конкретного налогоплательщика;

— относимость запрашиваемых документов к осуществляемой налогоплательщиком деятельности определяется только должностным лицом.

Однако наличие судебных актов, подобных рассмотренному постановлению кассации, дает надежду на возможность защиты налогоплательщиками своих интересов в случае получения необоснованных требований налогового органа.

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2018 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинации «Арбитражное судопроизводство». Это позволило нам войти в ТОП-50 региональных компаний по всей России в данной номинации.

У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.

Читайте также  Когда прекращается обязанность уплачивать налог на имущество физических лиц?

Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему «Номинальный директор как инструмент для скрытого владения бизнеса» можно посмотреть по ссылке.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector