Новый закон о приватизации земельных участков

Новый закон о приватизации земельных участков

Новый закон о приватизации земельных участков

«Дачная амнистия»: как оформить дачную собственность в 2021 году

«Дачная амнистия» снова продлена. У вас еще остается шанс оформить в собственность дачную недвижимость на выгодных условиях.

Содержание

«Дачную амнистию» снова продлили. Вопрос остается актуальным для многих россиян. Рассказываем о нюансах и особенностях, на которые нужно обратить внимание.

Что такое «дачная амнистия»?

Что значит «дачная амнистия»? «Дачная амнистия» на земельный участок или дачное строение – это упрощенный порядок оформления собственности на различные объекты недвижимости: участки, дома, бани, нежилые помещения и т. д. Она действует с 1 сентября 2006 года, но вопрос по-прежнему остается актуальным для многих россиян. Поэтому осенью 2020 года действие закона снова продлили. Таким образом, «дачная амнистия» продлена до 2026 года (закон о внесении изменений – Федеральный закон от 08.12.2020 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

Упрощенный порядок оформления права собственности доступен для тех, кто владеет правами на земельный участок, на котором расположены строения. Оформить здания или участок в собственность можно, предоставив три документа: на право владения участком, технический план на дом и декларация, которую владелец заполняет самостоятельно.

Какие объекты вы можете зарегистрировать

По упрощенной системе можно зарегистрировать уже существующие объекты или здания, которые начали без разрешительных документов строить до 4 августа 2018 года. В данном случае имеются в виду:

  • Жилой дом.
  • Летний дачный дом.
  • Садовый домик.
  • Хозяйственные постройки (баня, сарай, дом под склад).
  • Гараж.

Это должны быть капитальные строения, то есть такие, которые имеют связь с землей (фундамент) и не могут быть перемещены без нанесения им вреда. То есть регистрировать дачный туалет как отдельную постройку не надо. А капитальную баню – требуется.

Как определить, что объект не капитальный? Вот основные признаки:

  • Постройка сборно-разборная.
  • Предполагается, что ей будут пользоваться короткий срок (например, большой тент на участке).
  • Нет фундамента.
  • Нет стационарных коммуникаций.

Обратите внимание на то, что в новую редакцию закона включили и жилые дома, построенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. При этом к жилым домам, подпадающим под «дачную амнистию», предъявляются определенные требования. Высота дома не должна быть более 20 м, максимальное количество этажей – три. Жилые комнаты в регистрируемом объекте должны быть отделены от бытовых, в них требуется наличие возможности поддерживать температуру не менее 18˚C.

Регистрация дома по «дачной амнистии»

Подавать документы необходимо в МФЦ или непосредственно в Росреестр. Сделать это требуется лично – чтобы сразу на месте сотрудник, принимающий заявку, проверил их корректность и наличие всех нужных бумаг.

Необходимые документы для «дачной амнистии»

Как мы уже упоминали, требуется всего три документа:

  • Правоустанавливающий на земельный участок.
  • Технический план на постройку (составляется кадастровым инженером).
  • Заполненная декларация.

Особенности оформления гаражей, бань и хозпостроек

Эти строения должны быть капитальными (то есть с фундаментом). Других серьезных ограничений нет, ни на высоту, ни на этажность. Так как это не те помещения, в которых планируют жить, возможность поддержания в них определенной температуры тоже не требуется.

Стоимость оформления домов по дачной амнистии

При подаче заявки необходимо оплатить госпошлину, которая на момент написания статьи составляет 350 рублей. Другие траты не требуются, если не учитывать расходы на кадастрового инженера. Но важно учитывать вот какой момент: зарегистрировать объект, который нарушает какие-либо нормы или требования, не получится – придется сначала исправлять все несоответствия. А это, конечно, потребует определенных денежных вложений и времени. Поэтому, если вы только планируете строить дом или баню или хотите капитально перестроить какое-либо здание на участке, уделите особенно тщательное внимание тому, чтобы строение соответствовало всем требованиям. Это избавит вас от множества проблем в дальнейшем.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Гаражная амнистия с 2021 года: кому она подходит и зачем нужна

В России действует уже несколько так называемых амнистий, которые позволяют оформить в собственность дома и земельные участки без значительных затрат и сбора документов. Амнистией называют упрощенный порядок регистрации прав на такие объекты. И вот появилась еще одна — ее прозвали гаражной. Закон уже подписан, но заработает только 1 сентября 2021 года.

Вот какие отношения регулирует этот документ и кому он поможет получить государственную землю в собственность.

В чем суть гаражной амнистии 2021 года

Гаражная амнистия — это упрощенный порядок оформления права собственности на землю под гаражом. При этом собственник гаража получает эту землю бесплатно — он не выкупает ее у государства или муниципалитета, а просто оформляет на свое имя или становится арендатором.

Гаражная амнистия действует с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2026 года.

Выгода владельцев. Они смогут узаконить свою недвижимость и потом распорядиться ею: продать, подарить, оставить в наследство и не бояться сноса. А если земля понадобится государству для строительства дороги или жилья, собственники получат компенсацию.

Выгода государства. Миллионы неузаконенных объектов будут стоять на учете — и на них можно будет начислить налоги на землю и имущество. Еще это важно для благоустройства: зачастую непонятно, кому принадлежат гаражи и кто несет ответственность за порядок на территории и безопасность сооружений.

Как победить выгорание

Кто может использовать гаражную амнистию

Гаражную амнистию смогут использовать владельцы гаражей, их наследники и последующие покупатели.

Но закон подойдет не всем владельцам гаражей с неоформленными правами на участки. Вот варианты, когда можно использовать гаражную амнистию:

  1. участок для гаража был предоставлен какой-то организацией, выделен еще каким-то способом или право возникло по другим основаниям;
  2. участок образован из общей территории гаражного кооператива для размещения гаражей и выделен владельцу гаража.

Основное условие — гараж на этом участке является объектом капитального строительства и построен до 30 декабря 2004 года. Если гараж построили позже, амнистия на такие объекты не распространяется.

Важна дата именно строительства, а не приобретения. Наследники могли получить гараж и после 2004 года, но наследодатель должен был получить участок и построить гараж до конца 2004. А наследникам придется это доказать.

Такое ограничение связано с тем, что потом вступил в силу градостроительный кодекс и с регистрацией права собственности все прояснилось: построили гараж — оформили на него право.

Гараж может быть отдельно стоящим или иметь общие стены, крышу и фундамент с другими гаражами.

Какие гаражи не попадут под амнистию

Упрощенный порядок приватизации земли и регистрации объекта не коснется:

  1. Ракушек. Такие разборные металлические гаражи обычно находятся не на территории кооперативов, и они точно не капитальные. При желании или по необходимости ракушку можно перевезти на другое место — например на дачу.
  2. Пристроек к другим объектам. Не получится узаконить землю под гаражом, который пристроен к дому, магазину или зданию автосервиса.
  3. Гаражей в многоквартирных домах и под землей.
  4. Самовольных построек под снос.

Если не соблюдаются другие условия амнистии — гараж построен после 2004 года или нет подтверждения права на объект, — узаконить участок не получится даже под капитальным строением.

Как оформить право на землю и гараж по амнистии

Для оформления достаточно заявления о предоставлении земельного участка. К нему нужно приложить:

  1. Документы, которые подтвердят выделение земли, законное строительство гаража или его добросовестное использование до 2004 года включительно.
  2. Документ о предоставлении земли гаражному кооперативу, решение общего собрания и выписку из ЕГРЮЛ об этой организации — при наличии. Документы о кооперативе может представить кто-то один из его членов.
  3. Схему расположения участка на кадастровом плане, если не было межевания.
  4. Технический план гаража.

У покупателей или наследников может не быть документа о выделении земли — особенно если это происходило 30 или даже 50 лет назад. Тогда подойдет какое-то подтверждение использования объекта: договор с электросетями, квитанции на оплату коммунальных услуг, документ о технической инвентаризации до 2013 года.

Документы можно подать в орган местного самоуправления, который занимается учетом объектов, или в МФЦ. В этом случае госпошлины не будет: власти сами передадут документы в Росреестр для регистрации прав. Если обращаться туда самостоятельно, нужно заплатить госпошлину — по 350 Р за участок и за гараж.

Постановка участка на кадастровый учет и регистрация права на землю и гараж произойдет одновременно. На все процедуры уйдет около 20 рабочих дней.

Например, в семье есть гараж. Когда-то , в 80-х годах , он достался отцу Ивану, а после смерти отца им пользуется сын Петр. Землю под гараж выделил кооператив, и все построили там одинаковые одноэтажные строения с общими стенами и крышей. Про документы никто не думал, гаражи переходили по наследству, проблем вроде бы не возникало. Но фактически земля под гаражом не была в собственности Ивана, да и Петр тоже не стал ее владельцем. Гараж есть, а документов нет. С 1 сентября 2021 года Петр сможет оформить право собственности на гараж и стать владельцем земли под ним. Такой объект иметь надежнее, а стоит он при продаже дороже неоформленного. Петру нужно только найти документ, по которому его отец Иван получил когда-то этот участок, и доказать, что он наследник отца.

Когда Петр получит документы, он сможет указать гараж в завещании, подарить его своему сыну или продать. И никто уже не снесет этот объект как самовольную постройку.

Что еще урегулировал новый закон

Кроме оформления права на участок и гараж есть еще и такие нормы:

  1. Если до 1 сентября 2021 года построенный и узаконенный гараж оформлен как гаражный бокс, он признается гаражом. Это важно в том числе для налогов. Ничего делать для этого не нужно.
  2. В схемах размещения гаражей власти должны предусматривать участки для стоянки и гаражи для людей с инвалидностью — им места возле дома выделят бесплатно и в первую очередь. Как и пострадавшим из-за аварии на ЧАЭС.
  3. Если участок по амнистии будет предоставлен в аренду, плата за него не может быть больше земельного налога.
  4. Одноэтажные гаражи с общими стенами и крышей признаются отдельными зданиями.

Остались и невыясненные вопросы. Например, как быть с двухэтажными гаражами, если у первого и второго этажа разные владельцы. Непонятно, кто будет владельцем подъездов к гаражам и что делать, если никаких документов не сохранилось.

Что можно сделать до 1 сентября

Пока подавать документы для оформления участков под гаражами рано: по новой процедуре их просто не примут.

Но вот о чем стоит подумать уже сейчас:

  • где документы о выделении участка и о гаражном кооперативе?
  • у кого квитанции на оплату коммуналки за гараж?
  • какие планы на гараж и землю у других наследников?
  • как смотрит на регистрацию прав супруг или супруга?
  • что думают об оформлении соседи по гаражному кооперативу?

Ближе к сентябрю станет известно, как местные власти помогут владельцам гаражей в вашем регионе или населенном пункте. И куда именно обращаться с документами.

Не забудьте, что после регистрации прав начисляются налоги.

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

— приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

— отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

— отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

— приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

— в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Читайте также  Плюсы и минусы приватизации в россии

Новый закон о приватизации земельных участков

Статья 28. Отчуждение земельных участков

1. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением следующих земельных участков:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Абзац утратил силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

(в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4. При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.

Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.

Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

5. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 — 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 18.07.2011 N 214-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.

Исключения из данного правила возможны при установлении на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

7. Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:

лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. При внесении земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ не применяется ограничение, установленное пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

Как приватизировать земельный участок в СНТ или под домом в 2021 году: подробное руководство от юриста

Пользоваться землей и владеть ею — понятия разные. По закону, частная собственность неприкосновенна, а пользователя могут в любой момент попросить вернуть надел под государственные или муниципальные нужды. Чтобы этого не случилось, сотки под частным домом или в садовом кооперативе нужно приватизировать.

Как это сделать правильно? В каких случаях возможна бесплатная приватизация земельного участка? Какие документы собирать и куда обращаться? На эти вопросы журналисту ФАН ответила адвокат Юлия Лотова.

Что такое приватизация земельного участка

Термин «приватизация» означает переход права собственности на недвижимость от государства к человеку. В случае приватизации земельного участка гражданин становится его владельцем, а значит, его права на землю юридически защищены. Он может продать, подарить, завещать свой участок детям или другим родственникам. Может сдать его в аренду и получать доход. А может, не переживая о будущем, построить дом для постоянного проживания или дачного отдыха. Его земля — это его собственность, и как распоряжаться ею, он решает только сам.

При этом у собственника возникают и обязанности. Он должен платить налог за землю, должен использовать ее по целевому назначению и соблюдать права соседей. Но эти нюансы, как правило, несравнимы с фактом владения землей. Приватизация земельного участка в СНТ или под частным домом — требование нынешнего времени. Если возможность выполнить ее существует, это стоит сделать.

«Отдельного закона о приватизации земельных участков не существует, — отмечает адвокат Юлия Лотова. — Процесс регулируется Земельным кодексом РФ, принятым в 2001 году, с изменениями и поправками вступившими в силу в 2020 году. А также другими законами, в том числе о так называемой дачной амнистии, о приватизации государственного и муниципального имущества. Отвечают за передачу земель в собственность гражданам органы государственной власти: местные администрации, сельские советы».

Кто имеет право на приватизацию земельного участка в СНТ и под домом

Приватизировать свои сотки может любой гражданин России, но с соблюдением ряда условий. Если речь идет об участке под частным домом, в котором человек живет и фактически пользуется этой землей, учитывают период владения недвижимостью. Важно, чтобы право собственности на дом возникло до момента вступления в силу Земельного кодекса РФ, то есть до 2001 года.

Если человек получил дом по наследству, учитывается период владения домом наследодателем. То есть родители или бабушка с дедушкой, которые владели этим домом когда-то и от которых он перешел по наследству к детям, должны были оформить его в собственность до момента введения в действие Земельного кодекса РФ.

Приватизировать можно и дачные участки, которые с 2019 года называются садовыми или огородными. Для таких наделов действует упрощенная процедура регистрации, получившая название «дачной амнистии». Главное условие при этом — наличие границ у садового товарищества. Если формирование границ СНТ выполнено не было, заявлять права на землю рано, нужно дождаться завершения процедуры межевания.

С чего начать приватизацию земельного участка

Для начала важно уточнить тип участка, который планируется получить в собственность. Сделать это не получится, если он расположен на территории государственного заповедника или национального парка. Не разрешают отчуждать делянки на особо охраняемых природных территориях и расположенные на расстоянии менее 500 метров до кромки естественного водоема.

Приватизировать можно участок:

расположенный в СНТ, с полученной на него садовой книжкой;

полученный ранее в бессрочное пользование в качестве дачного надела;

закрепленный за человеком по праву пожизненного наследуемого владения;

где находится жилой дом.

Приватизировать также можно делянку в СНТ, которая давно не обрабатывается и считается брошенной. Но сделать это просто по собственному желанию не получится. Предварительно потребуется согласовать свое намерение с председателем СНТ: запросить документы на «ничейный» надел, озвучить свое намерение закрепить его за собой. Решение об изъятии брошенных соток и их передаче другому садоводу принимают на общем собрании товарищества. Если члены СНТ не против, заявитель получит садовую книжку и сможет инициировать процедуру приватизации.

Как приватизировать участок — процедура

«Для начала необходимо подготовить документы, которые подают в местную администрацию, — уточняет адвокат Юлия Лотова. — Для оформления участка под домом необходимы правоустанавливающие документы на дом. В этом качестве могут быть договор купли-продажи или дарения, по которому недвижимость получена в собственность. Также можно приложить свидетельство о праве на наследство, если дом получен по праву наследования или завещанию. К этим документам прикладывают выписку из ЕГРН — она необходима для подтверждения права собственности».

Документы с заявлением для приватизации земельного участка передают в администрацию лично. Также можно воспользоваться порталом «Госуслуги». На портале нужно выбрать услугу «Предварительное согласование земельных участков, собственность на которые не разграничена», заполнить специальную форму, приложить указанный пакет документов и отправить на рассмотрение.

Через некоторое время заявитель получит ответ о решении администрации. Требование могут удовлетворить, тогда заявителю предоставят соответствующее постановление. Но могут и отказать, тогда он получит решение с мотивированным отказом.

Для садовых участков процедура та же, отличается лишь пакет документов, необходимый для рассмотрения. Если процедура формирования границ СНТ завершена, нужно обратиться к председателю товарищества и запросить:

решение собрания членов СНТ;

К этим бумагам нужно приложить документ, который уточняет основания использования надела. Это может быть садовая книжка или правоустанавливающий документ. Подойдет свидетельство, акт муниципалитета, даже выписка из похозяйственной книги. Если этих документов на руках нет, нужно сходить на прием в администрацию и запросить их (или хотя бы уточнить, где их искать). Собранный пакет документов отправляют на рассмотрение и получают ответ — утвердительный или отрицательный.

«Если администрация выносит решение об отказе, нужно обращаться в суд с иском о признании права собственности в порядке приватизации, — отмечает Юлия Лотова. — К сожалению, как правило, добиваться признания собственности на землю людям приходится через суд».

Сколько стоит приватизация земельного участка

По закону, платить ничего не нужно. Гражданин должен стать владельцем соток, которыми уже давно по праву пользуется, абсолютно бесплатно. Но на практике все может оказаться иначе. Если администрация отказала, заявлять законные требования придется уже в суде. А это расходы не только на подготовку документов, но и на юридическое сопровождение, что и определяет стоимость приватизации земельного участка.

Для судебного заседания адвокат рекомендует подготовить бумаги, при рассмотрении которых у суда не окажется оснований отказать истцу. Кроме правоустанавливающих документов на дом нужны квитанции, подтверждающие оплату земельного налога. Пригодятся документы на прежнего владельца, справки из архива о закреплении земли. Суд может назначить землеустроительную экспертизу, чтобы определить границы территории. И за эту экспертизу тоже придется платить истцу. Только получив полное представление о спорном земельном наделе и решение экспертизы, суд может признать право собственности за гражданином.

«В досудебном порядке приватизация бесплатна, а в судебном стоимость юридической помощи варьируется в пределах 150-200 тысяч рублей», — уточнила адвокат Юлия Лотова.

1. Приватизация земельных участков

Правовой центр «Гражданин», предлагает квалифицированные юридические услуги физическим лицам. Возможна поэтапная оплата по ходу ведения дела. Нужна консультация или срочная помощь? Звоните по тел.: 8 (920) 103-94-58 ; 8 (4852) 92-23-62.

— Что такое приватизация земельных участков?

Одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок является приватизация.

Приватизация земельных участков представляет собой передачу государственными или муниципальными образованиями принадлежащего км имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

В результате приватизации граждане и юридические лица приобретают право собственности на земельные участки, которые были ранее им предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.

Приватизация земельных участков осуществляется на основании различных нормативных актов, которые применяются в зависимости от того, какое именно имущество подлежит приватизации.

Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем строений (объектов недвижимости).

В Земельном кодексе РФ термин «приватизация» используется только в некоторых статьях. Например, в статьях о земельном участке, на котором расположены объекты недвижимости, особо охраняемых природных территориях и сельскохозяйственных угодьях (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

— Каковы правовые основания приватизации земельных участков?

Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.

Нормы Земельного кодекса и ФЗ № 178-ФЗ применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).

Приватизация незастроенных (свободных) земельных участков осуществляется в соответствии со статьями Земельного кодекса РФ. В определенных случаях применяются Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также другие нормативные акты.

— Какие основные нормативные акты регулируют приватизацию земельного участка?

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись:

1. Указ Президента РФ от 25.03.1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий».

2. Указ Президента РФ от 14.06.1992 г № 631 «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности».

3. Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.1994 г, утвержденные Указом Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1535.

4. Указ Президента РФ от 14.03.1996 г № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности».

5. Указ Президента РФ от 16.05.1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».

С 27.04.2002 г. приватизация земельных участков; на которых расположены объекты недвижимости, в тоги числе имущественные комплексы, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществляется с 1991 г. бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

✓ Какие земельные участки не могут быть приватизированы?

Приватизации, в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не подлежат земельные участки в составе земель:

— лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;

— зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

— общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.);

— транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах, а также отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральным законом;

— зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Данный перечень земельных участков, которые не под- лежат приватизации, не является исчерпывающим.

В соответствии со ст. 129 и 209 Гражданского кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в той мере, в которой он допускается земельным законодательством. Если в иных федеральных законах содержится запрет на передачу земельных участков в частную собственность, то это свидетельствует и о запрете на приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.

Например, как указано в п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, могут включаться в состав различных территориальных зон земель населенных пунктов и не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами; проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.

Приватизации не подлежат также земельные участки, которые были изъяты из оборота, и земельные участки, ограниченные в обороте, если федеральными законами не установлено иное.

— Какие способы приватизации земельных участков существуют?

Способы приватизации земельных участков перечислены в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В соответствии с данной нормой приватизация земельных участков может производиться путем продажи их на аукционе или конкурсе, продажи посредством публичного предложения или без объявления цены, путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, а также в качестве способа приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости следует признать выкуп соответствующих земельных участков.

Особенности отчуждения земельных участков определены в ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, за исключением следующих случаев:

— отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;

— отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.

В последнем случае с покупателями частей зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, заключаются договоры аренды этого участка со множественностью лиц на стороне арендатора.После приватизации всех частей зданий, строений, сооружений, расположенных на таком земельном участке, собственники этих объектов недвижимости вправе одновременно приобрести (приватизировать) земельные участки в общую долевую собственность.

Размер доли в праве собственности на земельный участок будет определяться пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения, сооружения.

Приватизация земельных участков, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, осуществляется бесплатно.

Вопрос. Собираюсь приватизировать земельный участок. Кадастровый план дачи уже был сделан, но теперь сказали, что он неполный. Неужели нужно делать новый кадастровый план и опять платить?

Такая проблема действительно есть. Дело в том, что сведения об около 90% участков, в том числе предоставлявшихся в советские годы, уже содержатся в кадастре, но описания их границ неоднозначны. При предоставлении такого кадастрового плана, как правило, указывается, что содержащиеся в нем сведения недостаточны для государственной регистрации прав (либо площадь требует уточнения и т п.). В соответствии со сложившейся практикой во многих регионах (в частности, с учетом писем Росрегистрации и Росземкадастра) государственная регистрация прав при предоставлении таких «дефектных» кадастровых планов не проводится (хотя закон специально это не оговаривает). По закону о «дачной амнистии», если в кадастровом плане, который был сделан ранее, содержатся недостаточные сведения о границах участка или о категории участка, гражданину предоставляется справка. В этой справке должен содержаться перечень документов, необходимых для уточнения сведений в кадастровом плане. Далее гражданин для уточнения сведений предоставляет именно эти документы, т. е. не нужно заново проходить кадастровый учет по полной программе, а только в части необходимых сведений; при этом исключается возможная «разводка» граждан землеустроительными организациями относительно работ, в проведении которых отсутствует необходимость.

Вопрос. У меня есть земельный участок, полученный еще в 70-е годы. Я владел им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Зачем нужна приватизация земельного участка? Можно ли оставить все как есть?

После вступления в силу нового Земельного кодекса РФ права граждан на земельные участки, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, требуется переоформить, так как подобные права не предусмотрены новым законодательством.

Каждый гражданин РФ может в соответствии со ст. 20 и 21 Земельного кодекса РФ однократно и бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или собственности до 01.01.2008 г. Что же касается обычных граждан, то ограничений нет. Так что никаких отрицательных последствий от того, что вы не переоформите свои права, якобы нет.

Читайте также  Закон о приватизации земли под частным домом

Так как число граждан, имеющих право переоформить свой земельный участок очень много, ограничения по времени нет. Несмотря на то, что у многих людей возникают проблемы со сбором нужных документов для переоформления, все-таки лучше землю переоформить.

Только когда вы обладаете участком на праве собственности, вы можете в полном объеме осуществлять сделки, распоряжаться им по своему усмотрению. Следует иметь в виду, что с 2001 г. с момента вступления в силу Земельного Кодекса РФ, решения, принимаемые руководителями или общим собранием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих кооперативов, направленные на раздел, передачу, продажу земельных участков, находящихся в их владении, незаконно.

Также стоит отметить, что наследование дачных, садовых, огороднических участков запрещено. Поэтому может возникнуть ситуация, когда право на собственность, расположенные на участке строения перейдет по наследству одному человеку, а право пожизненного наследования участка — к другому.

Вопрос. У меня есть два земельных участка. Могу ли я оба их приватизировать?

Бесплатное приобретение (приватизация) земельных участков возможно лишь один раз.

Если же у вас есть еще один участок, то вы можете:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector