Нововведения в жилищном законодательстве

Нововведения в жилищном законодательстве

Нововведения в жилищном законодательстве

10 изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2021 г.

С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Ничего нового, но есть нюансы, согласно Правилам запрещено:

  • использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектом (п. 8);
  • хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы (пп. «а» п. 16);
  • использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16);
  • размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы (пп. «в» п. 16);
  • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (пп. «г» п. 16);
  • снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пп. «д» п. 16);
  • проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода) (пп. «е» п. 16);
  • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (пп. «ж» п. 16);
  • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам (пп. «и» п. 16);
  • устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (пп. «к» п. 16);
  • размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров (пп. «м» п. 16);
  • устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение в квартирах (п. 85).

С 1 января истёк срок моратория на взыскание неустойки за просрочку внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капремонт, введённый постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424.

Между тем, неустойка подлежит начислению и взысканию за весь период просрочки, за исключением периода действия моратория. На это указал Верховный суд РФ в обзоре № 2, утв. Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 года.

ТСЖ могут продолжить работу по взысканию задолженности в судебном порядке в отсутствии документов-идентификаторов (ИНН, СНИЛС и т.п.), к которым у них нет законного доступа. Федеральным законом от 29.12.2020 № 468-ФЗ

С 1 января 2021 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424 в отношении ИПУ не прошедших поверку. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку. Показания такого счётчика более приниматься не будут.

Новые правила поверки приборов учета: Знак поверки – это оттиск, наклейка, изображение в электронном документе, которое содержит условный шифр и две последние цифры года нанесения знака поверки.

С 1 января 2021 года, определяется новый порядок поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о такой процедуре. Приказ Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510.

Показания любого счётчика можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от выполнения своих обязанностей.

Внесены изменения в Правила № 354. Так, в пункте 81(2) уточнены даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию, если исполнитель не явился для проведения этой процедуры. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней. В течение всего 2021 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи.

На внеплановые проверки ограничения не продлены, т.е. для их проведения граждане могут писать жалобы в жилищные инспекции.

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с ртутьсодержащими отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314. За сбор и хранение отработавших ртутьсодержащих осветительных приборов в многоквартирных домах до момента вывоза отвечают управляющие домами.

1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2020 № 950. Этим документом ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.

С 1 января 2022 года у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учёта. Однако закон не запрещает устанавливать интеллектуальные приборы учёта ранее установленного срока.

С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.

Теперь органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).

Кузьмин Денис Николаевич (Юрист по вопросам ЖКХ)

Специально для телеграм-канала ЖКХ-24: https://t.me/gkhlaw

Не забывайте подписаться на мой YouTube канал

Что с 1 июля 2021 года изменится в сфере надзора за работой УК и ТСЖ

25.06.2021

Вступит в силу новый закон о проведении государственного надзора и муниципального контроля, в том числе жилищного

1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В этот же день начнёт действовать ещё один Федеральный закон в этой сфере – от 11.06.2021 № 170-ФЗ. Он вносит изменения в многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие работу контрольно-надзорных органов в различных сферах. В документе есть статьи, которые относятся к тем видам надзора, с которым сталкиваются в своей работе управляющие домами, в том числе в области защиты прав потребителей, пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический, в сфере обращения с отходами и защиты персональных данных. Напрямую каждую УО коснутся нормы ст. 67 № 170-ФЗ. В ней приведена новая редакция ст. 20 ЖК РФ и другие изменения, которые корректируют работу трёх видов надзора: государственного жилищного, муниципального жилищного и лицензионного. В ст. ст. 137, 138 № 170-ФЗ приведены те положения, которые начнут действовать не 1 июля 2021 года, а в иные сроки. В том числе это коснётся изменений в статьях ЖК РФ по лицензионному контролю за деятельностью УО.

В ст. 20 ЖК РФ разграничат полномочия госжилнадзора и муниципального жилищного контроля

Согласно ст. 67 № 170-ФЗ, с 1 июля 2021 года мероприятия госжилнадзора и муниципального контроля проводятся согласно нормам Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. В силу ч. 7 ст. 67 № 170-ФЗ, в рамках таких действий не проводятся плановые проверки в отношении жилых помещений. Органы ГЖН следят за соблюдением обязательных требований региональными операторами в порядке, установленном Правительством РФ. Работу органов власти региона и местного самоуправления они проверяют в соответствии с положениями Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ч. ч. 15, 16 ст. 67 № 170-ФЗ). Органы надзора могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений даже в том случае, если такие нарушения были выявлены в ходе мониторинга безопасности – наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 8 ст. 67 № 170-ФЗ). При проведении надзорных мероприятий органы ГЖН, муниципалитеты вправе использовать размещённую в ГИС ЖКХ информацию. Надзорные ведомства разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований для проведения контрольных мероприятий в случаях, если им поступили обращения граждан и организаций о возможных нарушениях обязательных требований. Такие индикаторы нужны для определения необходимости проведения внеплановой проверки. Их применение в конкретной ситуации, по отдельному обращению помогает надзорным органам определить вероятность нарушения обязательных требований. Список типовых индикаторов должен утвердить Минстрой России.

В рамках госжилнадзора не будет проверяться соблюдение УО лицензионных требований

Органы ГЖН в рамках госжилнадзора проверяют, как юридические лица, ИП и граждане соблюдают обязательные требования жилищного законодательства в отношении всего жилого фонда, кроме муниципального. Также они могут проверить работу общественных объединений, некоммерческих организаций, Советы МКД (ч. 19 ст. 20 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). Госжилнадзор проводится органами ГЖН по положению, утверждаемому региональной властью, и согласно общим требованиям, установленным Правительством РФ. Предметом государственного жилищного надзора являются проверки соблюдения требований: к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям в многоквартирных домах; к порядку перевода их в статус нежилых и наоборот, проведению перепланировки; к формированию фондов капремонта; к созданию и деятельности управляющих и обслуживающих организаций; к предоставлению коммунальных услуг в МКД; к перерасчёту платы при оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества; к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и изменению размера платы за это; к ограничению коммунальных услуг; по энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов приборами учёта; к порядку размещения РСО и управляющими домами информации в ГИС ЖКХ; к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; к предоставлению жилых помещений по соцнайму. При этом при проведении госжилнадзора нельзя проверять соблюдение УО лицензионных требований к деятельности по управлению домами. Это входит в компетенцию государственного лицензионного контроля.

Орган муниципального контроля сможет проверять соблюдение требований НПА только в отношении своего жилфонда

В новой редакции ст. 20 ЖК РФ указано, что предмет муниципального жилищного контроля – соблюдение гражданами, юрлицами и ИП тех же обязательных требований, что проверяет госжилнадзор, но только в отношении муниципального жилищного фонда. Проводят такие проверки органы муниципального жилищного контроля в соответствии с положением, которое утверждает орган местного самоуправления. В городах федерального значения такое положение утверждают органы региональной власти. Таким образом, с 1 июня 2021 года в ЖК РФ будет закреплено, что муниципалитет может провести проверку только в отношении своего муниципального жилья. Иные обращения граждан должны обрабатывать органы, которые согласно положению и требованиям Правительства РФ проводят государственный жилищный надзор. Органы ГЖН в свою очередь не вправе проводить свои проверки в отношении муниципального жилья.

В ЖК РФ закрепят перечень случаев для обращения органов ГЖН в суд с заявлением

Отдельно в ч. 12 ст. 20 ЖК РФ будут прописаны случаи, когда органы Госжилнадзора и муниципального контроля вправе обратиться в суд с заявлением:

О признании недействительным решения ОСС или общего собрания членов ТСЖ, кооператива, которые приняты с нарушением требований ЖК РФ.

О ликвидации ТСЖ или кооператива, если они в установленный срок по выданному предписанию не привели Устав в соответствие с законодательством, или были созданы с неустранимыми нарушениями.

О признании недействительным договора управления, оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, если они заключены с нарушениями норм ЖК РФ и не исправлены по выданному предписанию.

В защиту прав и законных интересов жителей МКД по их обращению или неопределённого круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

О признании недействительным договора соцнайма жилого помещения, если он нарушает нормы ЖК РФ и не скорректирован по предписанию в установленный срок. О понуждении к исполнению предписания.

Региональный лицензионный контроль подпадёт под действие нового № 248-ФЗ только с 1 марта 2022 года

Не все положения № 170-ФЗ начнут действовать с 1 июля 2021 года: ряд из них отложены. Так, новая редакция ст. 196 ЖК РФ вступит в силу только 1 марта 2022 года (ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 136 № 170-ФЗ). Она получит новое название: «Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» вместо «Порядок организации и осуществления лицензионного контроля». В новой редакции прописан предмет такого вида контроля: «соблюдение лицензиатами лицензионных требований» (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). И уполномоченный орган вправе проверить в работе УО только выполнение лицензионных требований, предъявляемых к компании. Проводят такие мероприятия в соответствии с положением о лицензировании деятельности по управлению МКД, утверждённым Правительством РФ, и № 248-ФЗ (ч. ч. 1, 3 ст. 196 ЖК РФ). До 1 марта 2022 года, когда эти требования вступят в силу, лицензионный контроль за работой УО проводится в прежнем порядке, согласно нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Будут внесены изменения в НПА о проведении надзорных мероприятий Роспотребнадзором, МЧС и другими ведомствами

В № 170-ФЗ включены 137 статей, которые вносят коррективы в десятки нормативно-правовых актов в области проведения надзорных мероприятий. Рассмотрим несколько изменений, с которыми управляющие домами могут столкнуться в своей работе. Согласно ст. 4 № 170-ФЗ, при проведении госнадзора в области прав потребителей Роспотребнадзор могут давать разъяснения по вопросам применения НПА в области защиты прав потребителей. При этом ведомство уполномочено перепоручить подведомственным госучреждениям консультирование, профилактический визит, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование. В сферу Госпожнадзора входят проверки выполнения организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, на земельных участках, которыми они владеют или пользуются, а также оценка соответствия таких объектов нормам пожарной безопасности (ст. 12 № 170-ФЗ). Предметом санитарно-эпидемиологического контроля являются реализация соответствующих требований, содержащихся в НПА и в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Также санэпиднадзор проверяет, как юридические и физические лица выполняют противоэпидемические профилактические мероприятия, что актуально в условиях усиливающихся мер по борьбе с коронавирусом в России (ст. 41 № 170-ФЗ).

Просмотров: 16439
Дата первого показа: 25.06.2021 09:32:11

Правительство предложило урегулировать понятия таунхауса и многоквартирного дома в законодательстве

7 сентября в Госдуму был внесен законопроект № 1246345-7, которым предусматривается определение понятий «многоквартирный дом» и «дом блокированной застройки» (так называемый таунхаус) в ЖК РФ и ГрК РФ соответственно. Как отмечают авторы проекта, данные изменения необходимы для более точного и полного правового регулирования жилищных и градостроительных правоотношений и возникающих спорных вопросов.

Согласно пояснительной записке, проект закона устранит выявленную по результатам анализа положений законодательства и практики его применения правовую неопределенность, возникающую при отнесении здания к МКД или таунхаусу, определяя, что последний является видом жилого дома. В частности, в ГрК РФ появится определение таунхауса; так, под ним предлагают понимать жилой дом, блокированный с другим жилым домом (домами) в одном ряду общей боковой стеной (стенами) без проемов и имеющий отдельный выход.

При этом в законопроекте указывается, что экспертиза не проводится в отношении проектной документации таунхаусов, если количество этажей в таких домах не превышает трех, а количество всех домов блокированной застройки в одном ряду не превышает десяти и их строительство и реконструкция осуществляются без привлечения бюджетных средств. Также отмечается, что для проведения реконструкции одного из таунхаусов собственнику потребуется согласие правообладателей всех домов в одном ряду.

В пояснительной записке указано, что законопроектом снимается вопрос включения таунхаусов в региональную программу по проведению капитального ремонта, поскольку в соответствии с жилищным законодательством жилые дома не подлежат включению в нее.

Также предполагается внести в ЖК РФ определение многоквартирного дома, под которым планируется понимать здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в п. 1–3 ч. 1 ст. 36 ЖК. При этом подчеркивается, что МКД может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого дома.

Переходными положениями законопроекта предусмотрено, что блок (жилой дом), соответствующий признакам таунхауса, введенный в эксплуатацию на день вступления в силу законопроекта, будет признаваться танхаусом независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании. Авторы законопроекта пояснили, что данное положение предусмотрено с целью определения правового статуса жилых домов, существующих на сегодняшний день и соответствующих признакам таунхауса.

При этом в проекте закона указано, что замена ранее выданных документов или внесение в них изменений, внесение изменений в сведения ЕГРН в отношении блока (жилого дома) с признаками таунхауса не требуются и осуществляются по желанию правообладателей объектов недвижимости. Вступление поправок в силу планируется с 1 марта 2022 г.

Юрист Land Law Firm Юлия Максимкина считает, что законопроект однозначно не поможет устранить пробелы правового регулирования статуса таунхусов, поскольку содержит в себе недоработанные, логически противоречивые нормы. По ее мнению, в первую очередь это связано с тем, что предложенное в поправках понятие «дом блокированной застройки» не имеет строго определенного юридического содержания.

«Для того чтобы правоприменителю собрать все объективные критерии дефиниции воедино, ему необходимо обратиться как минимум к двум нормативно-правовым актам: ГрК и ЖК. Кроме того, осложняется ситуация тем, что в пояснительной записке “дом блокированной застройки” предлагается выделять в качестве вида жилого дома. В то же время законопроект не вносит поправки в ст. 16 ЖК РФ, где могла бы находиться такая классификация жилых домов», – отметила Юлия Максимкина.

По словам эксперта, предложенное законодателем понятие «многоквартирный дом» также не является однозначным, содержит в себе только два «неуверенных критерия»: наличие в здании двух и более квартир и наличие общедомового имущества. Такое понятие легко позволит правоприменителю в процессе толкования нормы отожествить его с термином «дом блокированной застройки», указала Юлия Максимкина. «В таком случае поправки не позволят решить практические проблемы, в частности, возникающие в процессе застройки земельных участков, поскольку застройщикам важно понимать, будет ли назначение построенных объектов недвижимости соответствовать действующему правовому режиму земельного участка», – резюмировала эксперт.

Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников отметил, что введение в ГрК определения понятия домов блокированной застройки, а также других норм, направленных на более четкое регулирование вопросов проектирования и застройки таких объектов, можно только приветствовать, так как объем такого строительства не малый, а ясности в законодательстве не всегда хватает.

Эксперт обратил внимание, что ранее Верховный Суд в п. 5 своего Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета от 30 ноября 2016 г., вынужден был специально разъяснять, что часть жилого дома в виде одного из блоков может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.

Николай Сапожников положительно оценивает указание в законопроекте на необходимость учитывать интересы всех соседей такого объекта – с учетом его особенностей. «Например, четко прописана норма о необходимости получения согласия правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов, а также обязанность соседей, имеющих общие стены, при эксплуатации домов учитывать взаимные интересы», – считает эксперт.

Приветствует Николай Сапожников и предложение об определении понятия МКД: «При этом особо надо обратить внимание на то, что разработчики предлагают прямо указать, что МКД может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома, то есть признак неотъемлемой конструктивной части не может являться определяющим в решении вопроса титула».

Эксперт указал, что предложенное отнесение к общей собственности машино-мест, не принадлежащих отдельным собственникам, очевидно и давно подсказывается практикой. По его мнению, вопрос регулирования домового парковочного пространства является одним из наиболее конфликтогенных в условиях современных городов.

Читайте также  Можно ли разорвать брак за один день или быстрый развод

В целом более четкое разделение и понятий, и регулирования блокированных и многоквартирных домов является требованием практики, заметил эксперт. «Важно, конечно, будет увидеть, каким выйдет окончательный текст, когда он превратится в закон», – резюмировал Николай Сапожников.

Законы о недвижимости: изменения 2021 года

В 2020 году российской Госдумой было рассмотрено и одобрено более полутысячи законов. Часть из них связана с рынком недвижимости и жилищными условиями граждан. Большинство документов, вступающих в силу с 2021 года, — это новые или отредактированные статьи уже действующих законов. Они не повлияют на сферу недвижимости радикально, но узнать о них стоит.

Усиливается контроль над застройщиками

В конце июня 2021 года начинает действовать пункт 6.1 статьи 15.4 Закона об участии в долевом строительстве. Согласно этому пункту, девелоперы должны размещать проектную декларацию в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС) еще до момента заключения первого договора долевого участия (ДДУ). То есть до начала привлечения денежных средств граждан.

Штрафы для девелоперов снова в силе

С 2021 года перестают действовать послабления, которые строительные компании получили во время пандемии вируса COVID-19. Уже с первого января застройщикам снова начисляются проценты и неустойки за нарушения обязательств. Контролирующий орган вновь может подавать в суд заявление о приостановлении строительной компанией привлечения средств дольщиков. А ряд новостроек может в ближайшее время войти в реестр проблемных объектов. Актуальный на 2021 год список таких объектов в Санкт-Петербурге можно посмотреть здесь.

По прогнозам экспертов, отмена моратория на санкции для девелоперов может привести к тому, что уже в первой половине 2021 года около 200 жилых комплексов в разных регионах страны признают проблемными, поскольку задержка их ввода в эксплуатацию превысит 6 месяцев.

Принят закон о комплексном развитии территорий

23 декабря 2020 года Госдума приняла закон, по которому на всей территории страны с 2021 года действует единый механизм, согласно которому в регионах можно осуществлять КРТ при наличии адресных программ реконструкции и сноса многоквартирных домов (МКД). В территорию комплексного развития теперь смогут включать:

  • аварийные и подлежащие реконструкции здания, которые соответствуют федеральным критериям,
  • ветхие постройки в соответствии с критериями, утвержденными региональными властями,
  • индивидуальное жилье, если есть согласие собственников.

Реновация МКД будет проводиться при условии, что «за» проголосует не менее ⅔ собственников квартир. Если же ваш дом уже признали аварийным, здесь можно прочесть советы о том, что делать дальше.

Раньше предполагалось проводить программу только на территориях, застроенных аварийным жильем минимум на 50%. Но теперь количество домов может быть любым. Первые проекты КРТ будут реализованы в 2021 году минимум в 15 регионах.

Новшества в процедуре кадастровой оценки недвижимости

С начала 2021 года действует 9 статья Федерального закона № 237-ФЗ, согласно которой Росреестр теперь будет непрерывно наблюдать за соблюдением закона о кадастровой оценке, а не проводить разовые проверки.

В январе начала действовать в новой редакции и 14 статья того же закона, где уточнены факторы, от которых зависит расчет кадастровой стоимости:

  • год возведения и местоположение строения,
  • серия дома,
  • материал стен,
  • текущее состояние строения.

Также упростилась процедура рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, совершенных при определении кадастровой стоимости. Согласно нововведениям, подать обращение можно в течение пяти лет, а срок ликвидации ошибки сокращен до 45 дней.

Новые правила противопожарной безопасности

С 1 января 2021 года действует Постановление Правительства РФ № 1479. Согласно документу, жителям многоквартирных домов запрещается:

  • хранить любые личные вещи на чердаках, цокольных и технических этажах,
  • закрывать общие балконы,
  • ставить на аварийные окна решетки,
  • оставлять на своем балконе горящие свечи и непотушенные сигареты.

За нарушение правил физлицам грозит штраф в размере до 5 000 рублей.

Онлайн-собрания жильцов

Согласно поправкам, внесенным в Жилищный кодекс, с 1 июля 2021 года регионы должны обеспечить техническую возможность информационных систем жилищно-коммунального хозяйства проводить собрания жильцов многоквартирных домов в режиме онлайн.

Получение льгот на оплату коммуналки

С 2021 года граждане, которые имеют право на компенсации и льготы по оплате коммунальных услуг, не должны предоставлять органам соцзащиты документы, подтверждающие отсутствие долгов по платежам.

Теперь сотрудники соцзащиты будут сами проверять наличие задолженностей посредством системы ГИС ЖКХ.

А отказать в начислении субсидий можно только при условии, если гражданин должен оплатить задолженность за услуги ЖКХ по решению суда. То есть информации о долгах, полученной только от управляющей компании, уже недостаточно.

Тарифы за коммуналку растут

Каждый год в России индексируется плата за комуслуги. В 2021 году тарифы вырастут с 1 июля. В регионах действуют разные индексы повышения: в столице коммуналка подорожает на 4,6%, в Петербурге — на 3,5%. Подробнее о формировании цен на коммунальные услуги в СПб можно почитать тут.

Чтобы не беспокоиться о дорожающей коммуналке, при покупке первичного жилья стоит выбирать новостройку очень высокого или высочайшего класса энергоэффективности — А или А+. В Северной столице к этим классам относятся жилые комплексы «Ultra City», «Энфилд», «Наутилус», «Q-мир» и «Форест Аквилон».

Размер маткапитала увеличился

С января 2021 года при рождении первого ребенка государство предоставляет семьям материальную помощь в размере не 466,6 тыс., а 483,8 тыс. рублей. После рождения второго ребенка родители получают не 150 тыс. руб., а 155,5 тыс. Материнский капитал на второго ребенка для семей, где первый родился до 2007 года, когда денежная помощь от государства еще не предоставлялась, составляет 639,4 тыс. руб.

Посмотрите список новостроек в Санкт-Петербурге, где можно купить квартиру с использованием маткапитала:

С 2021 года маткапитал можно использовать в качестве первоначального взноса и по сельской ипотеке — для покупки жилья в поселке или селе с населением до 30 тыс. человек.

Остаться без крыши: за долги теперь могут забрать единственное жилье

Конституционный суд РФ отчаялся ждать изменений в Гражданском процессуальном кодексе и принял решение, которое может лишить должников единственного дома или квартиры.

Закон № 230 – защита должников от коллекторов

Как закон № 230-ФЗ ограничил деятельность коллекторов? Когда пора обращаться в полицию и что для этого нужно? Как часто банки пользуются услугами коллекторских агентств при взыскании долгов по ипотечным кредитам? Все ответы читайте в статье.

Защита дольщиков усилена – все о 218-ФЗ

В чем суть закона № 218-ФЗ о защите прав участников долевого строительства? Как теперь будут защищены деньги покупателей недвижимости по ДДУ при банкротстве застройщиков? Что изменит закон в деятельности строительных компаний? Все ответы — в статье.

Как завещать недвижимость в соответствии с новым законом

В сентябре 2018 года вступит в силу закон о создании наследственных фондов. О сути принятых к Гражданскому кодексу поправок и о том, как теперь граждане могут завещать недвижимость – читайте в статье.

Нормы жилплощади по закону

Государство предоставляет квадратные метры только в исключительных случаях, попасть в очередь на улучшение условий проживания очень трудно. Но знание норм площади, положенных на человека, по-прежнему актуально.

Налоги, ЖКХ и строительство: новое в законодательстве 2020 года

Налоги

Сокращен срок владения жильем для его продажи без уплаты НДФЛ

Статья 217.1 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 4

С 1 января начали действовать поправки в Налоговый кодекс, согласно которым срок владения единственным жильем, по истечении которого не нужно будет платить НДФЛ, сократился с пяти до трех лет. Раньше это касалось только тех собственников, которые получили недвижимость по договору дарения, в качестве наследства либо по приватизации. Остальным приходилось честно ждать пятилетний срок, чтобы не выплачивать значительную сумму.

Власти полагают, что эта поправка уменьшит количество серых схем, которые применяют физлица в сделках, пытаясь сэкономить на выплате НДФЛ.

Закон окажется на руку и тем 25% переселенцев по программе реновации, которые, согласно статистике Национального агентства финансовых исследований, хотели бы продать полученную квартиру и купить что-то другое по своему вкусу.

Налогообложение будет рассчитываться полностью по кадастровой стоимости

Статья 375 Налогового кодекса РФ. Налоговая база

С января 2020 года Россия окончательно ушла от расчета налога на недвижимость по инвентаризационной стоимости: теперь налог будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости объекта.

Вплоть до 2023 года налог будет начисляться с учетом понижающих коэффициентов (0,2% — 0,4% — 0,6%) и только потом — по 100%-ной кадастровой стоимости. Согласно новым правилам, увеличение все же не будет превышать 10% прошлогодней суммы налога.

Кадастровая оценка назначается по результатам массовой оценки жилья властями. Подробнее о ней читайте здесь .

Эксперты рекомендуют заранее проверить, нет ли оснований для пересмотра кадастровой стоимости недвижимости. Некоторые регионы решили перейти на такую форму расчета ранее (допускалось с 2015 года) — в общей сложности уже 28 субъектов Федерации.

Введение общего порядка для выплаты НДФЛ получателям недвижимости в дар

Статья 210 Налогового кодекса РФ. Налоговая база

С 2020 года в России начал действовать общий порядок определения налогооблагаемой базы по НДФЛ для тех, кто получает недвижимость в дар. Этот налог будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости объекта (по состоянию на 1 января того года, когда за одаряемым было зарегистрировано право собственности на объект).

При этом от уплаты этого налога освобождаются члены одной семьи — близкие родственники (дети, родители, супруги, братья, сестры, бабушки и дедушки). На прабабушек и прадедушек подобное исключение уже не распространяется: даже в случае дарения квартиры правнуку или правнучке придется выплатить 13% кадастровой стоимости жилья.

Защита от мошенничества

Компенсация при признании незаконной сделки по покупке жилья

Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 299 (положения закона о регистрации недвижимости, вступившие в силу с 1 января 2020 года)

Покупатели вторичного жилья получили дополнительную защиту от мошенников. В этом году начал действовать закон о компенсации для случаев, когда сделка по приобретению квартиры признается незаконной. Ранее в таких случаях покупатели оставались почти беззащитными: размер компенсации был ограничен суммой 1 млн рублей.

Согласно закону, обманутые покупатели вправе выбрать в качестве компенсации либо сумму, эквивалентную кадастровой стоимости жилья, либо сумму реального ущерба. При необходимости на виновную сторону допустимо подать в суд.

Сделка будет признана незаконной, если объект недвижимости с криминальной историей или, например, допускает проживание в нем третьих лиц. Разумеется, такие обременения означают неприятные последствия для приобретателей. Гарантия компенсации от государства означает, что они будут сведены к минимуму.

Закон имеет и обратную силу: те, кто лишился купленного жилья ранее, вправе потребовать компенсации через суд в течение трех лет после вступления нового закона в силу.

Начало работы реестра самостроев

ФАУ «РосКапСтрой»

С января 2020 года в России начинает работать Единый реестр объектов самовольного строительства, куда будут вноситься все объекты, называемые в народе самостроем. В реестр включаются объекты, отвечающие следующим критериям:

  • многоквартирный дом;
  • заселен или на этапе строительства;
  • находится на этапе строительства или построен до ноября 2019 года;
  • объект признан самовольной постройкой решением суда.

Чтобы объект попал в реестр, надо обратиться в координационный центр Федерального автономного учреждения «РосКапСтрой». Это могут сделать не только органы власти, но и физлица. Создание подобного перечня носит скорее информационный характер и не является официальным, но свою основную задачу — выявление самостроев — все же выполняет.

На момент публикации реестр находится в стадии разработки.

Строительство и документация

Сокращаются сроки выдачи разрешений на строительство

Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Минстрой России в наступившем году сократил срок выдачи разрешения на строительство с семи до пяти рабочих дней, а срок выдачи градостроительного плана земельного участка — с 20 до 14 рабочих дней.

Предполагается, что эти меры помогут создать общие для всей страны условия, по которым заявители проходят необходимые процедуры. Кроме того, в ведомстве надеются, что это значительно уменьшит число случаев неправомерного требования от заявителей (в частности застройщиков) дополнительных документов и неправомерных отказов в принятии документов.

Другими причинами такого шага Минстрой называет усиленный контроль за качеством оказываемых услуг и шанс на основе единых форматов создать законодательные условия для перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид.

Изменение условий расчета возмещения изъятой недвижимости в Новой Москве

Федеральный закон № 43 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к Москве территорий»

С начала года вступил в силу закон, уточняющий расчет стоимости недвижимости, изъятой для государственных нужд в Новой Москве. Теперь стоимость имущества будет определяться на день, который предшествовал дню принятия решения об изъятии.

По мнению властей, эта мера будет способствовать установлению справедливой и равноценной компенсации собственнику за принудительно изъятую недвижимость. Ранее она определялась в зависимости от цены на день, предшествовавший утверждению документации о планировке территории. Часто это оказывалось не в интересах собственника: когда документация утверждалась до решения об изъятии, цена имущества к моменту изъятия значительно уменьшалась.

Продлена «дачная амнистия» в Крыму

Статья 8-1 Закона Республики Крым № 38-ЗРК

28 декабря 2019 года вышло постановление, согласно которому продлевается упрощенный порядок оформления отдельных объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Крым (для всей остальной страны «амнистию» тоже продлили, но намного раньше). Ранее действовавшая программа должна была завершиться 1 января 2020 года.

Как объяснил глава Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Александр Спиридонов, основные условия оформления жилых и садовых домов остались прежними, хотя минимальные изменения все же есть. Так, исключен вид разрешенного использования «ведение дачного хозяйства». При этом сохранились другие виды — «для индивидуального жилищного строительства», «для ведения личного подсобного хозяйства (в границах населенного пункта)», «ведение садоводства», «индивидуальное гаражное строительство».

«Дачная амнистия» подразумевает, что для оформления документов понадобятся только права на земельный участок и технический план. При этом собственник вправе самостоятельно подать документы в органы регистрации прав.

Аварийность домов будут определять по новым критериям

Жилищный кодекс и закон о Фонде ЖКХ

С 30 декабря 2019 года заработал закон, регулирующий нормы признания жилых многоквартирных домов аварийными. В частности, в законе прописано, что освободившаяся из-под снесенного аварийного дома земля не может быть передана под коммерческую застройку.

Еще одно новшество, которое вступило в силу одновременно с законом: расширены области, куда допустимо направлять средства Фонда содействия реформированию ЖКХ — в том числе на особые социальные выплаты или ипотеку для льготных категорий россиян.

Закон установил особый порядок возмещения за изымаемые квартиры в аварийных домах. Региональные власти вправе оказывать собственникам дополнительные меры поддержки, направленные на обеспечение их жильем при переселении из аварийного фонда.

ЖКХ

Москва начала раздельный сбор мусора

С наступлением 2020 года Москва окончательно перешла на раздельный сбор мусора: теперь бумажные, пластиковые, стеклянные и металлические отходы необходимо выбрасывать в отдельные контейнеры синего цвета для вторичной переработки. Смешанные отходы москвичи продолжат выбрасывать в серые контейнеры. Для всей страны раздельный сбор мусора отложен до 2022 года.

Власти рассчитывают, что при сортировке отходов из специально предназначенных для этого контейнеров объемы мусора сократятся, а доля вторичной переработки вырастет. До сих пор 88% московского мусора вывозили на полигоны.

Предназначенные для вторичной переработки бумага, пластик, стекло и металл должны быть сухими и чистыми — они отправятся на досортировку, где будут подготовлены к переработке. Такие отходы пригодны для изготовления канцелярской и туалетной бумаги, бумажных полотенец, строительных и изоляционных материалов, стеклянных банок и бутылок, ПЭТ-тары и упаковки.

Введение новых правил поверки счетчиков

Федеральный закон от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»

В этом году изменятся и правила поверки счетчиков. Теперь единственным юридически значимым результатом будет считаться запись в реестре Росстандарта (Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений). Бумажные свидетельства о поверке бытовых счетчиков будут носить исключительно второстепенный информационный характер и оформляться только по просьбе их владельцев.

Проверив счетчики, специалист должен в течение суток внести информацию о результатах работы приборов в реестр ФГИС «Аршин» (доступ к ней открыт всем). В разделе «Сведения о результатах поверки средств измерений» владелец счетчика сможет уточнить заводской номер прибора и проверить сведения о нем и о результатах проверки. В реестре будет указана и дата следующей поверки.

Это нововведение вступит в силу лишь 24 сентября 2020 года.

Повсеместная установка «умных» счетчиков

Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 522

С 1 июля 2020 года будут устанавливаться «умные» счетчики электричества в жилых помещениях. Делать это будут сами поставщики энергии. Они же должны заменять приборы по мере истечения срока их эксплуатации. Закон подчеркивает, что поставщикам запрещено включать расходы, понесенные ими на установку счетчиков, в тариф на оплату электроэнергии.

«Умными» называются счетчики, которые самостоятельно передают все показания. При необходимости (например, если образовалась задолженность) они смогут прекращать подачу электричества.

Рост тарифов ЖКХ в 2020 году будет однократным

Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2019 года № 2556-р

В 2020 году рост тарифов на услуги ЖКХ будет однократным и произойдет в июле. Власти обещают, что он не превысит уровня инфляции.

Вместе с тем рост тарифов по стране будет отличаться — он зависит от экономического положения региона. При этом нормативный акт установил верхнюю границу для увеличения (у каждого региона она своя). Заметнее прочих подрастут тарифы в Чечне — на 6,5%. Наименее заметным рост будет для Ненецкого автономного округа (+2,4%), Пермского края и Мурманской области (+3%). В среднем по стране рост тарифов составит около 4%.

Нововведения в жилищном законодательстве

Редакцию Жилищного кодекса РФ изменил Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ , который вступил в силу с отсрочкой в 3,5 года. В Кодексе закреплена возможность заключения прямых договоров между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. Кроме того, уточнены права общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и порядок эксплуатации общего имущества.

Прямые договоры

В Жилищном кодексе РФ появилась новая статья 157.2 ЖК РФ «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» , которая устанавливает для потребителей коммунальных услуг возможность прямого заключения договоров:

  • холодного и горячего водоснабжения;
  • водоотведения;
  • электроснабжения;
  • газоснабжения;
  • отопления;
  • на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами —

непосредственно с организациями, оказывающими соответствующие услуги.

Для этого должны быть выполнены два условия:

    общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме должно быть принято решение, предусмотренное пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ ;

  • разрыв общих договоров, заключенных в соответствии с требованиями, установленными правительством РФ, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и ресурсоснабжающими организациями.
  • Пунктом 2 новой статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация имеет право в одностороннем порядке прекратить договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор в этом случае разрывается независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом. О таком прекращении договора ресурсоснабжающая организация обязана уведомлять как саму управляющую организацию, так и всех собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим заключается «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Такие «прямые» договоры не обязательно должны быть в письменной форме. В пункте 6 данной статьи об этом сказано так:

    Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

    Договор заключается со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно. По нормам новой редакции статьи 161 ЖК РФ , в случае заключения таких «прямых» договоров постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг обеспечивают все равно управляющие организации, которые обязаны, в том числе, обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в предусмотренных законом случаях. Также на управляющие организации и ТСЖ возложена обязанность осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме.

    Читайте также  Какие существуют льготы по оплате проезда детей?

    Общее собрание собственников

    Статья 44 ЖК РФ «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме» дополнена новым пунктом 4.4. В нем сказано, что общее собрание имеет право принять решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с ресурсоснабжающей организацией и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

    В соответствии с новой редакцией статьи 46 ЖК РФ , копия протокола собрания, а также принятого на нем решения подлежат направлению в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут, в соответствии с принятым решением, заключены договоры.

    Плата за за жилое помещение и коммунальные услуги

    Изменился пункт 16 статьи 12 ЖК РФ , регулирующей полномочия органов государственной власти РФ в области жилищных отношений. Теперь в их полномочия также входит:

    • установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
    • определение порядка расчета и внесения такой платы;
    • разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом;
    • решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения;
    • установление порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы.

    По нормам новой редакции статьи 20 ЖК РФ , в функции Государственного жилищного надзора , в том числе, входит проверка обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также надзор за соблюдением предельных индексов изменения размера такой платы.

    В статье 155 ЖК РФ «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» пункты 6.3 и 7.1 утратили силу.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector