Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня вид ответственности

Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня вид ответственности

Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня вид ответственности

Статья 5.22. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования

1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к ст. 5.22 КоАП

Для проведения выборов, референдума избиратель, участник референдума получают бюллетени, которые изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии и являются документами строгой отчетности. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.

Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения.

Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.

Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

Избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.

Объективная сторона правонарушения — действие (выдача бюллетеня).

Субъект правонарушения — член участковой или иной избирательной комиссии, комиссии референдума.

Правонарушение может быть совершено только умышленно, т.к. согласно диспозиции комментируемой статьи такие действия совершаются в целях предоставления возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования.

Статья 5.22 КоАП РФ. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования (действующая редакция)

1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 5.22 КоАП РФ

Комментируемая ст. 5.22 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Объектом правонарушений по ст. 5.22 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с проведением избирательной кампании, подготовкой и проведением референдума.

Объективную сторону правонарушения по ст. 5.22 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся в:

а) выдаче членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ);

б) получении в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 2 ст. 5.22 КоАП РФ);

в) совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 5.22 КоАП РФ).

Порядок проведения голосования установлен ст. 64 Закона N 67-ФЗ, аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах.

Согласно п. 8 ст. 64 Закона N 67-ФЗ бюллетень заполняется избирателем, участником референдума.

Из диспозиции ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ следует, что субъектом правонарушения в первых двух случаях является член избирательной комиссии, комиссии референдума. При этом выдавать избирателям (участникам референдума) бюллетени для голосования имеют право только члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса (п. п. 22, 23 ст. 29 Закона N 67-ФЗ).

Незаконная выдача бюллетеня может быть совершена только умышленно.

Из диспозиции ч. ч. 2 и 3 ст. 5.22 КоАП РФ следует, что субъектом правонарушения является физическое лицо — гражданин, который обратился в избирательную комиссию, комиссию референдума избирательного бюллетеня за получением бюллетеня для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования.

Правонарушение по ч. ч. 2 и 3 ст. 5.22 КоАП РФ может быть совершено только умышленно.

Ответственность за нарушение избирательного законодательства

Ответственность за нарушение избирательного законодательства

За нарушение избирательного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Глава 5 КоАП РФ предусматривает несколько составов административных правонарушений за нарушение законодательства о выборах.

Виновные лица несут ответственность в виде штрафа. Размер штрафа зависит от субъекта правонарушения (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо).

Так, статья 5.10 КоАП РФ предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Агитационный период для политической партии начинается со дня принятия ею решения о выдвижении федерального списка кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе федерального списка кандидатов, начинается со дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации федерального списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться. Агитационный период для кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления кандидатом в окружную избирательную комиссию документов, предусмотренных Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени первого дня голосования.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) любые предвыборные агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, находятся помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 5.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное уничтожение или повреждение информационного материала, относящегося к выборам, либо агитационного материала, размещенного в соответствии с законом, вывешенного на здании, сооружении или ином объекте в период избирательной кампании, либо нанесение надписей или изображений на такой материал, что влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 5.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за подкуп избирателей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц —от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Часть 1 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность члена УИК за выдачу гражданину избирательного бюллетеня для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо за выдачу гражданину заполненного избирательного бюллетеня, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Часть 2 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за получение в УИК избирательного бюллетеня для участия в голосовании вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Часть 3 статьи 5.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает более тяжкий вид ответственности за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.

Так, статья 141 УК РФ воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, общероссийском голосовании, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» -наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Статья 142 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, бюллетеней для общероссийского голосования, открепительных удостоверений — наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Вышеуказанные деяния не являются исчерпывющими.

Статья 5.22 КОАП РФ. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования

1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Комментарии к ст. 5.22 КОАП РФ

Комментируемая ст. 5.22 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Объектом правонарушений по ст. 5.22 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с проведением избирательной кампании, подготовкой и проведением референдума.

Объективную сторону правонарушения по ст. 5.22 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся в:

а) выдаче членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ);

б) получении в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 2 ст. 5.22 КоАП РФ);

в) совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 5.22 КоАП РФ).

Порядок проведения голосования установлен ст. 64 Закона N 67-ФЗ, аналогичными нормами других законов о выборах и референдумах.

Согласно п. 8 ст. 64 Закона N 67-ФЗ бюллетень заполняется избирателем, участником референдума.

Из диспозиции ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ следует, что субъектом правонарушения в первых двух случаях является член избирательной комиссии, комиссии референдума. При этом выдавать избирателям (участникам референдума) бюллетени для голосования имеют право только члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса (п. п. 22, 23 ст. 29 Закона N 67-ФЗ).

Незаконная выдача бюллетеня может быть совершена только умышленно.

Читайте также  Понятие упрощенного производства в гражданском процессе

Из диспозиции ч. ч. 2 и 3 ст. 5.22 КоАП РФ следует, что субъектом правонарушения является физическое лицо — гражданин, который обратился в избирательную комиссию, комиссию референдума избирательного бюллетеня за получением бюллетеня для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования.

Правонарушение по ч. ч. 2 и 3 ст. 5.22 КоАП РФ может быть совершено только умышленно.

Ответственность за незаконную выдачу гражданину избирательного бюллетеня

РФ – это демократическое государство, в котором используется республиканская форма правления, что указывается в первой статье Конституции. Благодаря такому строю обеспечивается равность прав всех граждан, которые могут самостоятельно выбирать на руководящие должности кандидатов путем открытого голосования.

Каждый гражданин имеет право баллотироваться на какие-либо посты независимо от возраста, социального положения, финансового состояния или иных факторов, если у него имеется нужное образование.

При занятии какого-либо поста необходимо осуществлять власть в соответствии с многочисленными требованиями и условиями. Если же какие-либо лица пользуются разными действиями, которые создают препятствие для осуществления избирательных прав россиян, то это является уголовно наказуемым преступлением.

Неправомерное получение бюллетеня

Данное преступление регулируется положениями статьи 142.2. УК. В качестве предмета нарушения выступает незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, которые применяются во время голосования.

К особенностям такого преступления относится:

  • члены комиссии выдают гражданам бюллетени для оставления своего голоса вместо законного избирателя;
  • у некоторых лиц появляется возможность проголосовать дважды или большее количество раз;
  • часть 2 ст. 142.2. УК содержит информацию о мерах ответственности за передачу бюллетеней посторонним лицам, а не избирателям;
  • если такое деяние совершается группой граждан по предварительному сговору или с созданием организованной группы, то это приводит к повышенной ответственности за преступление;
  • в качестве отягчающего обстоятельства выступает наличие прямого умысла, который заключается в приверженности определенной партии и желании незаконным образом помочь кандидату или получить материальную выгоду.

Сведения из Конституции

Основные данные об избирательных правах граждан РФ содержатся в Конституции. К самой значимой информации относится:

  • человек, достигший 18-летнего возраста, может голосовать, выбирая подходящего кандидата на выборах;
  • любой гражданин может стать Президентом страны, если отвечает некоторым требованиям, касающимся его возраста и образования;
  • у всех россиян имеется право на голосование и избрание;
  • люди могут становиться частью избирательной или наблюдательной комиссии, причем для этого не нужно обладать какими-либо особыми способностями или навыками;
  • у любого гражданина имеется право на агитацию за какого-либо претендента;
  • допускается финансировать за счет личных средств всю избирательную гонку или какого-либо кандидата;
  • все граждане могут требовать полный список избирателей от представителей комиссии.

В России голосование проводится тайно, поэтому граждане не должны отчитываться кому-либо о том, за кого они проголосовали. Активное избирательное право представлено возможностью баллотироваться на какой-либо пост. Участие в выборах представлено пассивным правом.

Информация об избирательных правах россиян содержится не только в статьях Конституции, но и в других нормативных актах. К ним относится ФЗ №67, КоАП и УК. На основании ст. 32 Конституции у каждого человека имеется право выбирать какого-либо претендента на пост.

При этом предоставляется возможность становиться участником референдума, касающегося какого-либо важного вопроса для страны. Исключением выступают недееспособные граждане, а также лица, находящиеся в тюрьме или иных исправительных учреждениях.

Какие положения УК защищают права россиян

Существует несколько статей УК, в которых перечисляются наказания для преступников, нарушающих избирательные права граждан. Основные сведения содержатся в ст. 141 УК. По ней предусматриваются меры ответственности за создание препятствий для осуществления избирательных прав или функционирования комиссий. Сюда же относится нарушение тайны голосования.

За такие деяния предусматривается:

  • штраф до 80 тыс. руб., который может заменяться санкцией, которая равна доходу за полгода;
  • суд может назначить наказание в виде обязательных работ на 360 часов или исправительных работ на 1 год.

Во второй части данной статьи перечисляются квалифицирующие признаки, которые влияют на выбранный способ наказания.

К отягчающим обстоятельствам относится совершение преступления группой лиц или использование служебного положение, а также наличие доказательств подкупа, физического принуждения, обмана или угроз. При наличии таких обстоятельств выбирается наказание в виде тюремного срока на 4 года. Это обусловлено нарушением избирательных прав, гарантируемых Конституцией.

Виды ответственности

Если правонарушители без законных оснований выдают бюллетени посторонним лицам или пользуются неправомерно полученным документом, то за эти действия предусматриваются наказания по ст. 142.2 УК.

К основным мерам ответственности относится:

  • Член комиссии выдает гражданину или нескольким лицам бюллетени для голосования без законных оснований, что позволяет людям оставлять свои голоса несколько раз. За такие действия назначается штраф от 200 до 500 тыс. руб. Такой крупный штраф может заменяться зарплатой за период от 18 месяцев до трех лет. Судья при рассмотрении обстоятельств дела может воспользоваться наказанием, представленным принудительными работами на 4 года или тюремным сроком на этот же период.
  • Получение от члена комиссии бюллетеня на незаконных основаниях, что позволяет проголосовать дважды или большее количество раз. За такие действия предусматривается штраф от 100 до 300 тыс. руб., который заменяется зарплатой преступника за срок от 1 до 2-х лет. Судьи часто выбирают в качестве наказания принудительные работы или тюремный срок на 3 года.
  • Если вышеуказанные деяния совершаются группой граждан, по предварительному сговору или организованной группой, то применяются более жесткие меры наказания. К ним относится денежная санкция в размере от 400 до 700 тыс. руб., которая по судебному решению заменяется доходом преступников за срок от 2 до 4-х лет. Иногда судья за такие противоправные действия назначает обязательные работы на период до 480 часов или исправительные работы на срок до 2-х лет. Нередко применяются принудительные работы на 5 лет, а при наличии отягчающих обстоятельств выбирается тюремный срок на 5 лет.

При рассмотрении таких дел судья требует представления доказательств вины конкретных лиц. Для этого используются документы, видеозаписи или аудиоролики. Нередко такие преступления фиксируются обычными гражданами, которые пользуются своими телефонами или видеокамерами на избирательных участках.

Иногда вовсе люди, получающие предложение проголосовать повторно по незаконно полученному бюллетеню, сообщают о таких нарушениях представителям правоохранительных органов.

Случаи нарушения

Ежегодно после проведения голосования суды рассматривают дела, имеющие отношение к нарушению избирательных прав. Некоторые такие случаи относятся к незаконной выдаче или использованию бюллетеней.

Но судебная практика показывает, что обвинительные приговоры выносятся крайне редко, поскольку отсутствуют доказательства преступлений, а также выявляются смягчающие обстоятельства, например, некоторых граждан вводят в заблуждение, а также применяется обман или шантаж.

К наиболее громкому случаю относится учет незаконно заполненных бюллетеней на выборах Президента РФ в 2018 году. Такие преступления были выявлены благодаря качественной системе видеонаблюдения. Обнаружение противоправных деяний привело к тому, что результаты голосования на некоторых участках были отменены.

К еще одному известному случаю относятся выборы губернатора Пензенской области 13 сентября 2020 года. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело, связанное с фальсификацией результатов голосования, поскольку член комиссии подтасовал итоги, для чего для расчета использовались неучтенные и заполненные бюллетени.

Полезное видео

О нарушении избирательного права дополнительная информация в видео:

Заключение

Каждый совершеннолетний гражданин имеет право на активное или пассивное избирательное право, если он представлен дееспособным человеком и не находится в местах лишения свободы. Но иногда права и свободы граждан нарушаются недобросовестными членами избирательной комиссии или другими гражданами.

За противоправную выдачу или использование бюллетеней предусматривается серьезная уголовная ответственность, представленная не только штрафом, но и исправительными или обязательными работами, а также тюремным сроком на срок до 5 лет.

Статья 5.22 КоАП РФ. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме

1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Комментарии к ст. 5.22 КОАП РФ

1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан, правом участвовать в референдуме и, в частности, с установленным порядком голосования на выборах и референдуме.

2. Федеральные законы, регулирующие организацию и проведение выборов и референдумов (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), устанавливают, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других лиц не допускается. Такое требование преследует цель, с одной стороны, исключить возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а с другой — не допустить фальсификации результатов выборов (референдума).

Бюллетень выдается членом избирательной комиссии (комиссии референдума) гражданину, включенному в список избирателей (список лиц, имеющих право на участие в референдуме), по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина.

В случае если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии (комиссии референдума), выдавшему бюллетень, с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного. При выдаче нового бюллетеня для голосования делается соответствующая отметка в списке избирателей, участников референдума, а испорченный бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт.

3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в одном из следующих действий члена комиссии:

а) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, не включенному в списки избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, либо вообще не обладающему избирательным правом, правом участия в референдуме и не включенному в списки избирателей, участников референдума (например несовершеннолетнему), с целью предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, другого участника референдума; проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;

б) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, включенному в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;

в) в выдаче гражданину уже заполненных кем-либо ранее бюллетеней.

4. Субъектом правонарушения по ч. 1 данной статьи является член участковой или иной избирательной комиссии, комиссии референдума.

5. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Имеются в виду цели перечисленных противоправных деяний.

6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в получении гражданином, включенным либо не включенным в список избирателей, участников референдума на данном участке, избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью голосования за других лиц, имеющих право голосования на данном участке. При квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.п.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень. Данное деяние может быть совершено в том числе при предъявлении гражданином чужого открепительного удостоверения.

7. Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи является гражданин, обладающий либо не обладающий правом участия в голосовании на выборах (референдуме), хотя и достигший 16-летнего возраста.

8. Данное деяние может быть совершено только умышленно, с целью незаконно проголосовать вместо другого лица.

9. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector