Ненормативный правовой акт понятие и виды

Ненормативный правовой акт понятие и виды

Ненормативный правовой акт понятие и виды

Правовая документация – нормативные и ненормативные акты

Правовые акты подразделяются на нормативные и ненормативные. Это правотворческая документация, которая оформляется определенным государственным структурным органом – наивысшем органом законодательной власти, исполнительного назначения либо ведомственным учреждением.

В законную силу они вступают после принятия. Действия всех правовых актов обязывают к подчинению всех лиц государства вне зависимости от их статуса или занимаемых должностей.

Нормативный правовой акт – документ, содержащий обязательные правила для граждан и рассчитанный на многократное применение. Такая документация имеет широкое применение и использование во всех сферах жизнедеятельности общества.

  • 1 Общие сведения
  • 2 Подробности
    • 2.1 Нормативные документы служат отражением воли государства
    • 2.2 В чем разница

Общие сведения

Среди преимуществ нормативных актов нужно выделить повышение функции государственной координации и контроля на постоянно изменяющиеся процессы, происходящие в жизни общества, возможность быстрого доведения населению основных идей на законодательном уровне детализированным методом. Нормативные акты можно разграничить по группам, исходя из того, каким субъектом управления они приняты (федеральным, региональным либо местным).

К документам, принимаемым высшими органами власти, на федеральном уровне относятся:

— Конституция страны, принимаемая народом, населяющим государство;

— Законы, в обсуждении и принятии которых участвует Государственная дума;

— Указы, которые принимает президент страны;

— Постановления, принимаемые правительством государства;

— Инструкции, разрабатываемые министерствами государства;

— Международные правовые акты, ратифицированные государством, которыми руководствуются международные организации.

К документам, принимаемым региональными законодательными собраниями на региональном уровне, относятся:

— решения, разрабатываемые органами местного управления;

— корпоративные акты, которые принимают специальные организации местного значения.

Подробности

Нормативные документы служат отражением воли государства

Ими регулируются все сферы жизни: политическая, экономическая, социальная, финансовая и т.д. Очень важно, чтобы граждане были своевременно проинформированы о принятии новых документов.

Ненормативный правовой акт – документ, обладающий правоприменительными свойствами, принимаемый для урегулирования определенного отношения. Действие его направлено на конкретный субъект (либо группу лиц, объединенных каким-либо образом).

Ненормативные акты формируются о определенному образцу для однократного использования. Предназначены они для установления правотворческих норм в связи с конкретными обстоятельствами. Ненормативные документы являются односторонними, так как подготавливаются инициативным способом. Они могут иметь форму предписания, указа, решения.

Стоит отметить, что эти документы могут быть опровержены стороной, чьи права им нарушаются.

Эти виды правовой документации имеют общие правила:

  1. Имеют правотворческие признаки, их утверждают, меняют, могут отменить.
  2. Документальное оформление актов, включающее в себя: тип, название документа, наименование организации, издавшей акт, местонахождения, дата и номер.
  3. Акты нормативного характера составляются в соответствии с уже действующими нормативными документами, а также с положениями Конституции.
  4. Содержание документа должно быть понятно с четкими определениями для наилучшего восприятия и понимания его гражданами.

Государство может требовать от граждан исполнения положений нормативно-правовых актов если они составлены надлежащим образом с применением выше представленных факторов.

В чем разница

Основными различиями между этими документами являются:

  1. Нормативные документы вступают в силу после их принятия органами законодательной власти, а ненормативные подготавливаются представителями исполнительной власти.
  2. Нормативными документами регулируются важные сферы общественной жизни; ненормативная — является вспомогательной, конкретизирующей, то есть она нуждается в юридическом сопровождении.
  3. Нормативные акты являются более значимыми в юридическом смысле, чем ненормативные.
  4. Нормативные акты принимаются высшими органами власти коллективно, ненормативные – индивидуально или коллегиально уполномоченными лицами.
  5. Нормативные акты более структурированы, имеют четкое содержание.
  6. Нормативные акты применяются многократно, их юридическая сила постоянна, а ненормативная документация используется однократно, это, скорее уточнения, актуальные в определенные моменты.

И нормативные и ненормативные документы принимаются для возможности регулирования различные сферы общественной жизни и именно четкое их исполнение может гарантировать порядок и благополучие.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

на временные акты;

акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Понятие и виды правовых актов. Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов

Понятие и виды правовых актов

Правовые акты — это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких-либо юридических последствий.

Общие признаки правовых актов:

  1. исходят от государства, связаны с его властными полномочиями;
  2. являются обязательными для исполнения лицами, к которым они адресованы;
  3. влекут юридические последствия, т.е. влияют на права и обязанности субъектов;
  4. поддерживаются силой государственного принуждения.

Виды правовых актов в зависимости от порождаемых юридических последствий:

  • нормативно-правовые акты (НПА) — направлены на установление, изменение или отмену норм права;
  • акты толкования (интерпретационные) — направлены на разъяснение норм права;
  • акты применения права (или правоприменительные, индивидуально-правовые) — направлены на реализацию предписаний правовых норм.

Необходимо строго различать правоприменительные акты, нормативные акты и акты толкования норм права.

Нoрмативный правовой акт

Нoрмативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Регулирование общественных правоотношений в силу действующего законодательства не может осуществляться правовым актом в форме письма , в отсутствие регистрации соответствующего документа и официального его опубликования (см., напр., Решение Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N ВКАПИ18-20 «О признании недействующим письма МВД РФ от 26.04.2007 N 1/3315, Минобороны РФ от 02.05.2007 N 180/4/1-483, ПФ РФ от 02.05.2007 N ГБ-25-26/4730 «О форме справки, выдаваемой гражданам, имеющим право на одновременное получение двух пенсий, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1»).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы:

  1. законы;
  2. подзаконные акты.
  • Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
  • федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
  • федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
  • законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
  • указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты);
  • постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами);
  • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты (нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации, например, правила внутреннего трудового распорядка).

Правоприменительный акт

Правоприменительный акт — один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Характерные признаки правоприменительных актов:

  1. имеют индивидуально-определенный характер , т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
  2. являются властными и обязательными для исполнения , поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
  3. не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
  4. выступают в качестве юридических фактов , порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
  5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
  6. обеспечиваются государственным принуждением , так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

  • обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
  • иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов

Часто смешивают нормативные и индивидуально-правовые акты.

Действительно, между ними много общего:

  1. оба они носят категоричный и властный характер, поддерживаемый силой государственного принуждения к исполнению имеющихся в них предписаний;
  2. их издает (принимает) строго определенный круг специально на то уполномоченных лиц;
  3. они имеют четкую структуру и атрибутику, нарушение требований которой делает их недействительными;
  4. они напрямую регулируют общественные отношения;
  5. имеют одинаковую направленность на упорядочение отношений, укрепление законности и обеспечения правопорядка и др.

Отличительные черты (характерные признаки) правоприменительного акта указаны выше.

Определение ненормативного правового акта?

Определение ненормативного правового акта?

Ответы на вопрос:

Юрий, ненормативный правовой акт – это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме. Например: решение налогового органа о привлечении к ответственности; предписание антимонопольного органа и т.д.

Ненормативный правовой акт — это документ, содержащий обязательные конкретно-индивидуальные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие), предположительно нарушающие субъективные гражданские права и охраняемые законом интересы.

Мне сейчас требуется не личное мнение — я тоже могу его сформулировать.

Мне требуется ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Естественно, со ссылкой.

Ответы на уточнение:

Юрий Борисович, интернет Вам в помощь.

Здесь Вам, что называется, не тут

Тут дают ответы по юридическим вопросам, возникающим на практике.

Возьмите юридическую энциклопедию, скажем, или учебник по ТГП.

Похожие вопросы

Являюсь студенткой. При прохождении практики задали вопрос, который вызывал у меня затруднения: Какие муниципальные правовые акты относятся к нормативным, а какие к ненормативным? На проектах нормативных правовых актов ставится печать «Нормативный» и они направляются для дальнейшего проведения антикоррупционной экспертизы, поэтому важно уметь правильно определить. Но я не совсем понимаю как. Буду очень благодарна за подробное разъяснение и примеры. Заранее спасибо.

Какие государственные акты считаются нормативными и ненормативными и какие из них подлежат гос регистрации.

1. Что такое нормативно-правовые акты и ненормативной-правовые акты.

2. В чём отличия нормативно-правовых и ненормативной-правовых актов.

3. Приведите пожалуйста примеры нормативно-правовых и ненормативной-правовых актов.

Каким документом дается определение «Нормативный акт» и «Ненормативный акт» В чем их различие?

ПРИДАНИЕ ОБРАТНОЙ СИЛЫ НОРМАМ, УХУДШАЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕ ПОДЧИНЕННОЙ СТОРОНЫ В ПУБЛИЧНОМ ПРАВООТНОШЕНИИ, НЕДОПУСТИМО

Фактическими правовыми последствиями принятия Акта № 2 является привлечение предпринимателя к юридической ответственности за действия, которые он не совершал. Даже если органом МСУ допущены нарушения закона при издании ненормативного акта, риск наступления неблагоприятных последствий от них не может быть возложен на субъект предпринимательской деятельности (постановление Президиума ВАС от 25.04.2006 № 12359/05).

И, как неоднократно указывал Конституционный суд РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния (определение КС РФ от 21.06.2011 № 877-О-О). Совершенно очевидно, что действия органа МСУ, принявшего новый Акт № 2, исправляя допущенные в Акте № 1 ошибки, данные требования нарушают.

Как указано в одном из постановлений КС РФ, исходя из конституционных принципов равенства и справедливости, а также формальной определенности правовых норм, предполагается, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, а также приобретенных прав и обязанностей. Следовательно, недопустимо придание обратной силы правовым нормам, ухудшающим положение подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении. Иное означало бы нарушение общих принципов правового регулирования и правоприменения, вытекающих из частей 1 и 2 ст. 19, ст. 46, ч.1 ст. 54 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ (постановление КС РФ от 21.01.2010 № 1-П).

Приведенная правовая позиция высшей судебной инстанции РФ, на наш взгляд, позволяет трактовать наличие запрета на любое ретроактивное применение правовых публичных норм, ухудшающих положение предпринимателя как стороны в публичном правоотношении. Невозможность придания обратной силы ненормативным публичным актам, ухудшающим положение предпринимателя, в полной мере корреспондирует принципу равенства, как основному началу гражданских отношений в Российской Федерации, изложенному в ст. 1 ГК РФ.

Рассматриваемый принцип запрета на применение обратной силы является межотраслевым, поскольку установлен ст. 54 Конституции РФ. Запрет на придание обратной силы нормам права, создающий условия для ухудшения положения частного субъекта, является одним из критериев общеправового принципа законности.

Необходимым условием легитимности гражданских правоотношений, основанных на принципе равенства, является разумная стабильность гражданских отношений. На наш взгляд, наиболее развернуто этот постулат изложен в правовой позиции КС РФ, сформулированной в определении от 03.02.2010 № 136-О-П. В нем, в частности, говорится, что органы государственной власти и МСУ обязаны учитывать, что изменение ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться так, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Неотъемлемой его частью должны быть правовая определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики. С тем чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, действенности их государственной защиты. То есть они должны быть уверены в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. А отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера будут иметь место только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но их объем уменьшаться не должен.

Резюмируя общий смысл суждений, высказанных в статье, можно сделать вывод, что издание органом МСУ ненормативного правового акта с ретроактивным действием является незаконным, так как нарушает принцип законности и запрет на злоупотребление правом, что влечет для предпринимателя, как заведомо слабой в публичном отношении стороны, незаконное, внесудебное лишение его прав и причиняет вред его законным интересам.

Ненормативные правовые акты: правовой статус

Автор: Ирина РУЗОВА, главный советник отдела конституционного права управления конституционного и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, журнал «Юридический мир», № 7/2019 — 22 Август 2019 .

Понятие ненормативного правового акта закреплено в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон).

Согласно п. 1 указанной статьи ненормативный правовой акт обладает следующими признаками:

1) является официальным документом;

2) имеет установленную форму;

3) принят (издан) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением преду­смотренной законодательством процедуры;

4) не содержит норм права;

5) устанавливает (изменяет или прекращает) обязательные предписания распорядительного и (или) организационного характера в целях применения действующих норм права;

6) может быть принят (издан) в отношении индивидуально определенных лиц;

7) рассчитан на однократное применение.

Сравним в таблице нормативный правовой акт и ненормативный правовой акт:

Нормативный правовой акт

(п. 8 ст. 2 Закона)

Ненормативный правовой акт

(п. 1 ст. 4 Закона)

Перечень видов ненормативных правовых актов закреплен в п. 2 ст. 4 Закона:

Виды ненормативных правовых актов
Распоряжения председателей палат Национального собрания Республики Беларусь
Распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь
Программы, стратегии, концепции, планы мероприятий либо мер по осуществлению какой-либо деятельности
Правовые акты распорядительного и (или) организационного характера, принимаемые в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь
Правовые акты об одобрении проектов международной технической помощи, о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи конкретным гражданам и юридическим лицам
Иные правовые акты, обладающие признаками ненормативного правового акта

Как видно из приведенной таблицы, данный перечень является открытым и предполагает отнесение к ненормативным правовым актам целого ряда иных видов правовых актов, которые обладают признаками, перечисленными в п. 1 ст. 4 Закона.

Так, помимо включенных в данный перечень видов актов, к ненормативным правовым актам будут также относиться решения (требования, предписания) контролирующих органов, решения лицензирующих органов, решения таможенных, налоговых органов, решения органов местного управления и самоуправления, не являющиеся нормативными правовыми актами в силу ст. 19 Закона, решения государственных органов (организаций), принимаемые в рамках осуществления административных про­цедур), и др.

Читайте также  Ограничение правомочий собственника на земельные участки

Несмотря на то что большинство требований Закона не распространяют свое действие на ненормативные правовые акты (п. 2 ст. 10), нормами ст. 47 Закона установлено, что проекты ненормативных правовых актов подлежат обязательной юридической экспертизе, которая должна проводиться юридической службой нормотворческого органа (должностного лица), подготовившего такой акт (абз. 8 ч. 2).

Что касается принятых ненормативных правовых актов, то в соответствии с п. 1 ст. 48 Закона обязательная юридическая экспертиза таких актов Министерством юстиции Республики Беларусь не проводится (ч. 2 п. 1 ст. 48 Закона).

Ненормативные правовые акты вступают в силу со дня их принятия (издания), если в этих актах не установлен иной срок (п.1.7 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.02.2012 № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь»).

Ненормативный правовой акт может быть оспорен в судебном порядке. Дела о проверке законности ненормативных правовых актов рассматриваются судом в порядке, установленном главой 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК). В соответствии со ст. 230 ХПК в случае, если судом будет установлено, что ненормативный правовой акт не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, суд примет решение о признании такого акта недействительным, а также вынесет решение об обязанности соответствующего государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина (ч. 2 и 3 ст. 230 ХПК).

Следует отличать ненормативные правовые акты от ответов государственных органов по обращениям граждан и юридических лиц. Ответы госорганов по обращениям граждан и юридических лиц не обладают статусом ненормативного правового акта. Обжалование таких ответов будет осуществляться в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300‐З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (ст. 20).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector