Миграция и гражданство

Миграция и гражданство

Миграция и гражданство

Миграционная политика: динамика и последствия миграции, проблемы гражданства и правоприменения

Free2014 / Depositphotos.com

Россия по итогам 2017 года заняла третье место, после США и Германии, по численности мигрантов. По данным МВД России, количество мигрантов в нашей стране достигает сейчас более 10 млн человек, при этом 2,6 млн из них находятся на территории государства нелегально. Об этом сообщил первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями, член ОП Свердловской области, председатель Президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов Владимир Винницкий в ходе проведения круглого стола в ОП РФ на тему миграции.

Эксперт указал на то, что при рассмотрении регулирования миграционных процессов необходимо иметь в виду следующие аспекты:

  • внешняя безопасность страны – этот пункт связан прежде всего с противодействием терроризму;
  • внутренняя безопасность государства – нужно учитывать риски возникновения внутри страны социальных конфликтов на почве национальных или, например, религиозных разногласий;
  • экономическая составляющая – мигранты и вывозят средства из страны, и приносят государству существенный доход;
  • культурный пласт – необходимо поддерживать мультикультурное равновесие в стране;
  • духовно-нравственный аспект – нужно создавать условия для адаптации мигрантов в новой социальной, в том числе духовно-нравственной среде;
  • функционирование института гражданства – речь идет прежде всего о вопросах его приобретения мигрантами;
  • взаимодействие госаппарата с отдельными мигрантами.

По словам Владимира Винницкого, ужесточение время от времени миграционного законодательства в России оправдано, о чем свидетельствуют и статистические данные. Так, доля нелегальных мигрантов от их общего числа в 2015-2016 годах составляла от 33 до 36%, а в 2017 году показатели снизились до 23-25%. В 2017 году сотрудники полиции выявили порядка 1,7 млн административных правонарушений в сфере миграции. Суды вынесли свыше 93 тыс. решений об административном выдворении, при этом в каждом втором случае – в принудительном порядке (ст. 3.10 КоАП). В рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» полицейские в прошлом году задержали около 2,8 тыс. иностранных граждан, преимущественно из стран СНГ, за участие в этнических конфликтах.

Главный эксперт-специалист отдела анализа информационно-аналитического управления Главного управления по вопросам миграции МВД России Александр Пережогин сообщил, что МВД России готовит сейчас обновленный проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации взамен действующей сейчас концепции на период до 2025 года. Разработка нового документа связана преимущественно с необходимость актуализации целей концепции и уточнения ее основополагающих принципов. Так, в перечень ключевых принципов миграционной политики планируют включить защиту национальных интересов и обеспечение безопасности России, защиту интересов граждан России, поддержание межнационального и межрелигиозного мира и согласия в обществе.

Какие документы нужны для получения вида на жительство? Узнайте ответ в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Эксперт также поделился статистическими данными. Так, говоря о динамике миграционных процессов, он указал, что за период в первые шесть месяцев 2017 года в Россию въехало 9,7 млн иностранцев и выехало 7,5 млн, а за первые полгода 2018 года соответствующие показатели составили 9,1 и 7, 3 млн. Из 10 млн находящихся в России иностранцев около 85% – граждане стран СНГ. По последним данным, в 2018 году в России около 536,8 тыс. иностранцев проживают на основании разрешений на временное проживание и около 605 тыс. – на основании видов на жительство.

Руководитель рабочей группы ОП РФ по вопросам миграции и этнокультурной адаптации мигрантов Максим Григорьев обратил особое внимание на вопросы «трудовой» миграции. По его мнению, несмотря на очевидные выгоды для бизнеса от потока мигрантов, необходимо производить замещение кадров на национальные в сферах услуг и розничной торговли, тем более, если будет проведена реформа о повышении пенсионного возраста. Такие изменения пенсионного законодательства повлекут за собой увеличение числа трудоспособного населения за счет старшего поколения.

Председатель комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин отметил некоторые проблемные аспекты миграции с точки зрения приезжающих иностранных граждан. Он указал, например, на проблему социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов и сообщил о подготовке соответствующего проекта федерального закона, который был разработан ФАДН России в мае 2017 года во исполнение поручения Президента РФ. Проектом предусматриваются внедрение в российское законодательство понятий «социальной и культурной адаптации» и «интеграции» иностранцев, определение перечня мер, направленных на это. Проектом устанавливается возможность участия НКО в социальной и культурной адаптации и интеграции иностранцев. Такие организации смогут создавать специальные центры адаптации и интеграции и проводить для иностранцев домиграционную подготовку (например, обучать языку). Сейчас проводится общественное обсуждение этого проекта. Эксперт предложил в начале осени провести по этому поводу в ОП РФ нулевые чтения.

Кроме того, Иосиф Дискин обозначил проблему приобретения российского гражданства высококвалифицированными специалистами в области оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК). Она заключается в том, что для трудоустройства таких специалистов на предприятия ОПК, как правило, требуется оформление допуска к гостайне, однако получить его иностранным гражданам очень трудно (п. 6-7 Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003). В большинстве случаев для этого нужно стать гражданами РФ. При этом процедура приобретения гражданства РФ такими специалистами, хотя и производится в упрощенном порядке, занимает достаточное количество времени. Между тем, потребность в привлечении на работу в ОПК таких сотрудников может быть острой, особенно с учетом того, что их готовы принять на работу и в других странах (Иран, Китай), где уровень заработной платы для них выше, чем в России.

Однако заместитель начальника управления по вопросам гражданства Главного управления по вопросам миграции МВД России Ольга Сокольцова считает еще большее упрощение получения гражданства РФ нецелесообразным, за исключением упрощения процедуры в отношении некоторых конкретных категорий иностранцев. Например, она рассказала, что планируется упростить процедуру для лиц, окончивших с отличием российские вузы, и отменить экзамен по русскому языку для желающих получить гражданство РФ выходцев из Украины и Белоруссии. Она подчеркнула также, что для высококвалифицированных специалистов и так предусмотрен прием в гражданство РФ в упрощенном порядке (п. «и» ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», далее – Закон о гражданстве), и пояснила, что ускорить процедуру именно приобретения гражданства такими лицами будет проблематично, поскольку для этого требуется их выход из гражданства иностранного государства, что в свою очередь осуществляется по внутренним законам такого государства. Эксперт указала на то, что в большинстве случаев высококвалифицированные специалисты могут осуществлять трудовую деятельность в РФ и до приобретения статуса гражданина России (ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Напомним, что перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержден приказом Минтруда России от 13 июля 2015 г. № 446н.

Начальник отдела организации контроля за пребыванием иностранных граждан Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области Константин Павлов рассказал о других насущных проблемах правоприменения. Он указал на то, что сотрудники органов внутренних дел и судьи часто оказываются неспособными разрешить ситуацию справедливо, оставаясь при этом в строгих рамках закона. По его мнению, некоторые нормы миграционного законодательства нуждаются в корректировке. Эксперт отметил, что, если у иностранца есть разрешение на работу в Москве, а он выполнил какую-либо работу (например, покрасил забор) на территории Московской области, то он уже является нарушителем закона и суд обязан его выдворить за пределы России, поскольку ч. 1-2 ст. 18.10 КоАП РФ не предусматривается возможность по усмотрению судьи наложить штраф (пусть и в повышенном размере) без выдворения. Между тем никаких специальных знаков разграничения территорий между субъектами РФ, что особенно актуально для Москвы и Московской области, не установлено, поэтому мигрант может нарушить закон, даже не подозревая об этом и не желая этого. Избежать выдворения можно только если у мигранта есть близкие семейные связи с российскими гражданами (супруг(а), дети, родители), причем в рамках защиты права на частную и семейную жизнь по нормам международного права.

Эксперт также согласился с президентом общероссийской общественной организации «Федерация мигрантов России» Вадимом Коженовым в том, что существует проблема регистрационного учета мигрантов. Причем речь идет не о фиктивной регистрации мигрантов, а о тех мигрантах, которые действительно желают зарегистрироваться, но собственники квартир отказывают им в этом, опасаясь надуманных рисков или просто не желая заниматься регистрацией, но заключая при этом с иностранцами договоры о найме жилья и получая за это деньги.

Президент «Уральской ассоциации беженцев» Людмила Лукашева, опираясь на опыт работы в качестве общественного деятеля по вопросам миграции и гражданства, указала на необходимость, по ее мнению, внесения изменений в Закон о гражданстве. Она считает, что нужно полностью реформировать главу VIII.1 закона, поскольку для лиц, указанных в ч. 1 ст. 41.1 этого закона (бывших граждан СССР, прибывших на проживание в Россию, и их детей или подопечных при определенных условиях), следует максимально упростить процедуру признания их гражданами РФ. По ее мнению, в существующем виде глава противоречит нормам международного права. Эксперт отметила, что с момента вступления в силу для России Конвенции о защите прав человека и основных свобод (то есть с 5 мая 1998 года) из бюджета страны было выплачено более 20 млрд руб. в счет исполнения обязательств по постановлениям ЕСПЧ в отношении беженцев, мигрантов и иных лиц заинтересованных в получении гражданства РФ.

Положение Управления по делам гражданства и миграции

Правила Кабинета Министров № 321.

Рига, 27 мая 2021 года (протокол № 44 § 13)

Положение об Управлении по делам гражданства и миграции издано согласно части первой статьи 16 Закона о государственном управлении.

I. Общие вопросы

1. Управление по делам гражданства и миграции (далее – Управление) является учреждением, находящимся в прямом управлении министра внутренних дел и под его надзором.

2. Целью деятельности Управления является обеспечение отвечающих государственным интересам управления и осуществления процессов миграции, предоставления убежища, определения правового статуса лиц, учёта и документирования жителей.

II. Функции, задачи и компетенция Управления

3. Функциями Управления является осуществление государственной политики и обеспечение развития в следующих сферах:

3.1. миграция и предоставление убежища;

3.2. определение правового статуса лиц;

3.3. учёт и документирование жителей;

3.4. выдача документов, удостоверяющих личность, и проездных документов

4. С целью выполнения установленных функций, Управление:

4.1. осуществляет установленные нормативными актами задачи в сферах миграции, предоставления убежища, определения правового статуса лиц и учёта жителей, а также в сфере выдачи документов, удостоверяющих личность, и проездных документов.

4.2. формирует, поддерживает и развивает информационные системы и электронные услуги, необходимые для осуществления функций Управления.

4.3. анализирует течение процессов миграции, предоставления гражданства, определения правового статуса лиц, учёта жителей, выдачи документов, удостоверяющих личность, и проездных документов, а также проводит исследования в этих сферах и принимает участие в них;

4.4. на основании полученных результатов исследований, указанных в пункте 4.3. настоящего Положения, осуществляет мероприятия по развитию политики сфер, указанных в пункте 3 настоящего Положения.

4.5. разрабатывает проекты нормативных актов и документы планирования развития в сферах миграции, предоставления убежища, определения правового статуса лиц и учёта жителей, а также в сфере выдачи документов, удостоверяющих личность, и проездных документов и предоставляет заключения о подготовленных другими учреждениями проектах нормативных актов и документов планирования развития;

4.6. сотрудничает с учреждениями государственного управления, международными и негосударственными организациями и миграционными службами других стран, организует международные обсуждения и конференции в сферах деятельности Управления, а также участвует в их работе, анализирует опыт Латвийской Республики и других стран в решении связанных со сферами действия Управления вопросов;

4.7. информирует средства массовой информации и общество о работе Управления;

4.8. в соответствии с компетенцией определяет государственные интересы и представляет их в Европейском Союзе и в других международных учреждениях;

4.9. участвует в подготовке и исполнении международных договоров;

4.10. выполняет задачи центральной службы страны-участницы Европейской системы архивирования изображений (FADO);

4.11. выполняет задачи национального контактного пункта:

4.11.1. в сфере административного сотрудничества для осуществления временной защиты;

4.11.2. в обмене информацией и документацией по отношению к держателям синей карты Европейского Союза и членам их семей;

4.12. выполняет задачи государственного контактного пункта:

4.12.1. для связи с Европейским бюро поддержки предоставления убежища по всем вопросам, которые относятся к группам поддержки убежища;

4.12.2. для прямого сотрудничества и обмена информацией между компетентными учреждениями стран-участниц Европейского Союза о предоставлении и лишении международного защитного статуса;

4.12.3. для прямого сотрудничества и обмена информацией между компетентными учреждениями стран-участниц Европейского Союза об условиях въезда и пребывания подданных третьих стран в связи с перемещением в рамках предприятия;

4.12.4. для прямого сотрудничества и обмена информацией между компетентными учреждениями стран-участниц Европейского Союза об условиях въезда и пребывания, связанных с исследовательскими работами, учёбой в вузе, стажировкой, волонтёрской работой и работой приглашённой няни, программами обмена школьников или образовательными проектами;

4.12.5. согласно Регламенту Европейского Парламента и Совета Европы (ES) № 2019/1157 от 20 июня 2019 года об улучшении безопасности удостоверений личности граждан Европейского Союза и документов на пребывание, выдаваемых им и членам их семей, использующих право свободного перемещения.

4.13. выполняет задачи государственного контактного пункта Европейской сети по миграции;

4.14. выполняет задачи компетентного учреждения согласно Регламенту Европейского Парламента и Совета Европы 604/2013 от 26 июня 2013 года, который предусматривает критерии и механизмы по определению страны-участницы ЕС, которая несёт ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении международной защиты подданного третьей страны или лица, не имеющего гражданства, которое подано в какой-либо из стран-участниц ЕС;

4.15. выполняет прочие, установленные нормативными актами задачи.

5. Управление имеет следующие права:

5.1. создавать рабочие группы и включать в их состав также экспертов;

5.2. в случаях, установленных внешними нормативными актами, запрашивать и бесплатно получать от учреждений государственного управления и частных лиц информацию, необходимую для выполнения функций Управления;

5.3. подавать проектные заявки на программы софинансирования Европейского Союза и программы финансирования в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества;

5.4. в установленных нормативными актами случаях предоставлять платные консультации;

5.5. в установленном нормативными актами порядке вести процесс об административном нарушении;

5.6. в установленном нормативными актами порядке издавать административные акты

III. Структура управления и компетенция должностных лиц

6. В состав Управления входят следующие структурные подразделения:

6.1. департаменты и отделы;

6.2. постоянные центральные и территориальные отделения.

7. Структурные подразделения Управления действуют в соответствии с настоящим Положением, регламентом Управления и регламентом соответствующего структурного подразделения.

8. Управлением руководит начальник. Начальник управления является чиновником государственной службы, осуществляющим установленные Законом о государственном управлении функции руководителя учреждения прямого государственного управления.

9. У начальника Управления могут быть заместители.

IV. Обеспечение правомочности деятельности Центра и предоставление отчётов о деятельности Управления

10. Правомочность деятельности Управления обеспечивает начальник Управления. Начальник Управления несёт ответственность за создание и действие системы проверки выполнения решений управления.

11. Изданный административный акт или фактические действия должностных лиц Управления можно оспорить и обжаловать в следующем порядке (если нормативными актами не установлен другой порядок):

11.1. изданный административный акт или фактические действия должностного лица Управления можно оспорить, подав соответствующее заявление начальнику Управления. Решение начальника Управления можно обжаловать в суде.

11.2. изданный административный акт (кроме административного акта, указанного с подпункту 11.1. настоящего Положения) или фактическое действие начальника Управления можно оспорить в Министерстве внутренних дел. Решение министерства внутренних дел можно обжаловать в суде.

12. Управление не реже чем один раз в год предоставляет Министерству внутренних дел отчёт о выполнении функций Управления и расходовании финансовых средств.

V. Заключительный вопрос

13. Признать потерявшими силу правила Кабинета министров № 811 «Положение об Управлении по делам гражданства и миграции» от 3 октября 2006 года («Latvijas Vēstnesis», 2006, № 160; 2008, № 150; 2010, № 40; 2011, № 178).

Премьер-министр
А.К. Кариньш

Министр внутренних дел
С. Гиргенс

Россия для граждан или для мигрантов? Новая концепция вызвала ещё больше вопросов

Вышел президентский перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019–2025 годы. Предлагается скорректировать миграционный режим и реформировать процесс получения гражданства Российской Федерации.

Проблема миграции – это проблема 17-18 млн человек, которые ежегодно прибывают в РФ с совершенно различными целями. Большинство из них приезжают из бедных стран Средней Азии и в религиозно-культурном отношении являются плохо интегрируемыми в наше общество представителями других цивилизаций.

Миграция законная и тем более незаконная порождает неизбежную напряжённость в русском обществе в силу её многочисленности, бесконтрольности со стороны властей и инокультурности стереотипов поведения приезжающих.

В немалой степени мигранты способствуют росту преступности в России, в основном в области всевозможного насилия, наркоторговли и ухода от налогов.

Вести с «миграционного фронта»

Вот только несколько иллюстраций по текущему марту.

Таблица: Телеканал «Царьград»

Список этот может быть продолжен, к сожалению, почти до бесконечности. Проблема перезрела и требует своего разрешения со стороны властей.

Мигранты уходят в «тень»

Нельзя сказать, что власть не замечает проблему. Весь вопрос, насколько принимаемые меры соответствуют размаху миграционных потоков. Способны ли они справиться с преступностью мигрантов? Их сплочённости, коррумпированности с правоохранительными органами, наличию у них лоббистских этнических структур.

Так или иначе, президент во исполнение основной цели миграционной политики (Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622) – «формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации» – отдал целый ряд поручений.

Мигранты стараются избежать сложностей официального оформления на работу. Фото: Александр Авилов/АГН «Москва»

В документе обозначены несколько проблем: «существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы. «, «иностранные граждане, прежде всего приезжающие в Российскую Федерацию в целях работы, часто стремятся обойти существующие сложности в оформлении миграционных статусов уходом «в тень» (нелегальная трудовая миграция) либо путём приобретения статуса временно и постоянно проживающих, а также гражданства Российской Федерации (скрытая временная трудовая миграция)», преступный миграционный элемент уходит от запрета на въезд «путём получения иностранными гражданами новых удостоверяющих личность национальных документов с изменёнными персональными данными».

Никакие частичные улучшения не способны изменить в целом плачевной и опасной ситуации с бесконтрольной миграцией.

Власть пытается улучшить существующую систему контроля миграции. Предполагаемое создание особых «благоприятных условий переселения в Российскую Федерацию и получения, при желании, российского гражданства лицами, владеющими русским языком и близкими нам по ментальности и культуре«, безусловно, положительный момент. Но он может утонуть в коррупционной составляющей сегодняшней системы получения гражданства. Русским людям из Украины, Белоруссии или других стран получить гражданство порой значительно сложнее, чем любому другому мигранту, готовому заплатить несколько сотен тысяч рублей (говорят о 400 тысячах) за российский паспорт.

В России предполагается отказаться от разрешения на временное проживание как от отдельного института. Именно этот миграционный статус даёт возможность массового уклонения мигрантов от получения разрешения на трудовую деятельность, а для русских является дополнительной ступенью, на которой с них взымаются деньги и бесконечные документы. Статус «привилегированных» мигрантов, у которых есть вид на жительство, уходит в прошлое. Их сейчас более 800 тысяч. Из этого числа 230 тысяч человек из Украины, почти 70 тысяч из Азербайджана, около 80 тысяч из Армении, более 30 тысяч из Белоруссии и т.д.

Основным миграционным статусом станет вид на жительство (постоянное проживание). Основные требования: регистрация в единой государственной информационной системе, отсутствие опасных заболеваний, знание русского языка, соблюдение законов РФ и проживание на её территории.

Три вида приема в гражданство

По поводу института гражданства РФ вводится три вида порядка приёма: общий, упрощённый и особый.

Общий порядок понятен, как и раньше.

Упрощённый применяется к лицам, «близким нам в социокультурном отношении» (хотелось бы, чтобы это было именно так), при наличии «позитивных социальных связей» в РФ (родственники), «уязвимого положения» (например гонимые русские из соседних стран). Необходимо также знание русского языка и отсутствие проблем с законом. Здесь интересно, что только «экономические» (бизнес в России) социальные связи теперь не повод для получения гражданства в упрощённом порядке.

Читайте также  Как оформить регистрацию по месту жительства на даче?

При особом порядке решение принимает президент РФ.

Теперь Комиссия по вопросам гражданства при президенте будет рассматривать материалы «об отмене решений о приёме в гражданство Российской Федерации, принятых как Президентом Российской Федерации, так и МВД России, и МИД России», если будет установлено, что получивший гражданство предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения.

Что имеется в виду? Заведомо ложные сведения относятся к тому, что мигрант давал обещание соблюдать законы РФ, а, например, начал торговать наркотиками или заниматься террористической деятельностью. В таком случае, как разъясняется на сайте МВД, «решение о приобретении гражданства Российской Федерации… подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации».

Будут усовершенствованы механизмы обеспечения безопасности в миграционной сфере. Фото: Zamir Usmanov / Globallookpress

Создается унифицированный миграционный режим для долгосрочного пребывания на территории РФ (более 90 дней в году). И он будет применяться, кроме Белоруссии, ко всем странам Евразийского экономического союза. С 1 января 2021 года вводится единая электронная виза.

Будет также проведена модернизация механизмов регулирования трудовой миграции. Теперь предприниматели должны будут «зарегистрироваться в государственной информационной системе и разместить в ней информацию о потребности в иностранной рабочей силе». Сначала будут искаться на эти заявки на работу граждане РФ, а затем эти предприниматели смогут «нанять любого имеющего единый документ иностранного гражданина».

То есть, если, конечно, за этим будут строго следить, граждане РФ будут иметь первоочередное право на эту работу. А потом, если таковые не найдутся, то могут нанимать иностранца. Язык документа, кстати, весьма корявый, неточный и так и просится на дополнительное уточнение.

В поручениях есть позитивная фраза об установлении «защитных мер, среди которых выделяются количественные и качественные ограничения на привлечение иностранных граждан, в том числе самозанятых (по странам, территориям, видам деятельности, профессиям (специальностям), работодателям)». Но расшифровать её в полном объёме пока не представляется возможным. Как будут выглядеть в реальности эти «защитные меры»? Это пока остаётся весьма туманным…

Усовершенствованы будут и механизмы обеспечения безопасности в миграционной сфере. Так право на постоянное проживание и гражданство России будет теперь предоставляться «прежде всего лицам, владеющим русским языком и близким нам по ментальности и культуре». Прямо как с государствообразующим народом в Конституции. Понятно, что подразумеваются русские, но открыто это сказать пока не решаются. Надо бы отправить эти поручения в Конституционный суд, пусть он скажет откровенно, что имеются в виду русские…

Предполагается расширить использование биометрических персональных данных при пропуске через государственную границу России. Интересно в связи с этим введение института «соглашения о лояльности», принятия иностранцами на себя обязательств (например, неучастие в политической деятельности), нарушение которых повлечёт утрату права на проживание в России. Введение особого миграционного статуса «контролируемое пребывание», предусматривающего возложение на иностранного гражданина дополнительных обязанностей (регулярная личная явка, ограничение перемещений, применение дополнительных средств контроля и др.).

Очень вовремя был скорректирован институт запрета на въезд в России. Особенно в отношении категорий иностранных граждан при возникновении эпидемий в иностранном государстве. Это в ситуации распространения коронавируса позволило нашему государству закрыть страну для въезда представителей разных государств, в этом смысле неблагополучных. Теперь в отношении иностранных граждан, у которых выявлены опасные заболевания, можно вводить меры принудительной изоляции.

Поручения, сформулированные президентом, могут отчасти решить наиболее острые проявления проблем миграции. Конечно, если соответствующие органы безопасности будут их выполнять. Но снижение миграционных потоков они не сильно скорректируют. И это останется огромной нерешённой проблемой. Нужно двигаться дальше по сокращению иностранных потоков и поставить законную трудовую миграцию под жёсткий контроль государства.

Трудовая миграция и дарование гражданства: зачем это делается?

Мы продолжаем чересчур легкомысленно относиться к проблеме миграции, что внешней, что внутренней. Нам как-то до сих пор кажется, что эта тема в острой форме проявляет себя где-то там далеко в США и в Европейском союзе. А между тем Российская Федерация в 2021 году, по данным доклада Экономического и социального совета ООН, вошла в топ-5 стран по наибольшему количеству мигрантов. ЭКОСОС считает, что в РФ находится 12 млн мигрантов. И по этому показателю, РФ уступает только США, Германии и Саудовской Аравии. Замыкает пятёрку лидеров Великобритания с 9 млн мигрантов.

Насколько цифра в 12 млн мигрантов объективно отражает ситуацию в РФ сказать сложно, но это ещё более 8% от всего населения нашей страны. Причём мигранты в основном люди трудоспособного возраста. В Российской Федерации в 2021 году насчитывается своего занятого населения на различных работах менее 72 млн. То есть мигранты у нас составляют 16,7% от всего работающего населения страны.

При этом министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков озвучивал недавно следующие данные: количество официально зарегистрированных безработных в нашей стране за период пандемии увеличилось с 727 тыс. до 3,6 млн. Это наши граждане, сидящие без работы официально, а сколько их ещё, не имеющих официального статуса безработных?

Тем не менее, количество приезжающих к нам работать (и не только) не сокращается. За первую половину 2021 года только вставших на миграционный учёт в РФ насчитывается 5,2 млн приезжих. Лидируют в этих людских потоках: Узбекистан — 1.869 тысяч, Таджикистан — 1.073 тысячи, Киргизия — 464 тысячи, Украина — 324 тысячи, Армения — 290 тысяч, Казахстан — 226 тысяч, Белоруссия — 213 тысяч, Азербайджан — 182 тысячи, Молдова — 84 тысячи, Китай — 60 тысяч, Турция — 48 тысяч и далее Туркменистан, Индия, Египет, Вьетнам, Грузия, Афганистан, Сирия и т.д. Большинство из них оседает в Центральном Федеральном округе — 2.443 тысячи (из них 1.372 тысячи в Москву, 606 тысяч в Московскую область), в Северо-Западном Федеральном округе — 713 тысяч (из них 566 в Санкт-Петербург и Ленинградскую область) и далее везде по всей территории страны.

Зачем гражданам России чужая трудовая миграция?

Нас продолжают уверять, что без трудовых мигрантов Россия не сможет экономически развиваться. Мол, у нас и работать никто не хочет и местная рабочая сила у нас дороже… Но ведь наши скромные экономические показатели роста в несколько процентов в год (в лучшем случае) никак не говорят, что миллионы мигрантов как-то принципиально влияют на наши показатели в экономической области.

Реальную прибыль от мигрантов получает очень узкий круг частных бизнесменов. Все же расходы падают на наше государство и наших граждан. Мигранты занимают целые трудовые ниши, выводят заработанные деньги из российского оборота. Параллельно рожают в наших роддомах, занимают места своими детьми в наших детских садах и школах, лечатся в наших поликлиниках, амортизируют транспортную и жилищную инфраструктуру наших городов, пользуются всевозможными госуслугами.

Чем дольше процесс вживания мигрантов в наше общество происходит, тем больше организуются вертикальные структуры мигрантских общин, развиваются криминальные связи и коррупционные взаимоотношения с нашими правоохранителями. Нарастает безработица, обнищание и социальная деградация низкоквалифицированных русских слоёв населения. Сами же мигранты всё больше работают на тех мигрантов, которые стали успешны и уже купили гражданство РФ. Замыкаясь в своих этнических общинах, они всё более становятся автономными сообществами. И перестают быть не только дешёвой, но даже и просто трудовой силой.

Если в России, не дай Бог, к власти однажды придут левые, то как в США, они проведут массовую амнистию для мигрантов, раздадут российское гражданство миллионам среднеазиатов и закавказцев под предлогом интернационализма и того, что это потомки бывших граждан СССР и тогда Россия окончательно потеряет своё русское лицо.

Надо честно отдавать себе отчёт в том, что увеличение за счёт мигрантов мусульманского населения России создаёт неразрешимую проблему для цивилизационной и национальной самоидентификации России. Потеря государствообразующей русской доминанты приведёт РФ к неизбежному распаду с межцивилизационными внутренними конфликтами. Единство России — это государствообразующее доминирование русского народа. Противоположный путь уже прошёл СССР и показал всю недолговечность и нежизнеспособность опоры на интернационалистские мифы.

Многомиллионная «трудовая» экспансия не даёт принципиального роста нашей экономики (если вообще даёт), усиливает социальное напряжение в обществе и ставит под угрозу будущее развитие и единство России. Необходимо кратное уменьшение миграционных потоков в Россию. И налаживание жёсткой системы контроля за сугубо трудовой деятельностью миграции.

Раздача гражданства России

Огромное количество. Из них 184.385 из Украины (вид на жительство имело 105.144), 44.196 из Таджикистана (89.002), 23.293 из Казахстана (41.165), 21.909 из Армении (47.962), 15.282 из Азербайджана (55.315), 15.178 из Узбекистана (80.202), 12.999 из Молдовы (21.166), 12.154 из Белоруссии (32.875), 8.386 из Киргизии (13.782) и т.д. почти из половины стран мира. Возможно, приехавшие из Украины, Белоруссии и отчасти из Молдовы и Казахстана, гражданами РФ становятся в большинстве своём русские, выбирающие Россию своей Родиной по культурно-национальным соображениям родства. Но сотни тысяч в год (656 тысяч в 2020 году) гражданами РФ становятся люди другой культуры, других стереотипов общественного поведения, других религиозных предпочтений. И это не только опасно, но и ущемляет права самих граждан России. Полпроцента в год нам прибавляют новых граждан без всякого с нашей стороны желания. А ведь это размывает не только русский облик РФ, но и постепенно изменяет электоральную картину в стране.

По статье 3 нашей Конституции, вся власть принадлежит народу, то есть всей совокупности её граждан. Это как в акционерном обществе. Если все равны, то у каждого гражданина РФ должна быть равная властная часть. Миграция и получение гражданства существенно «пополняет» нам Верховную власть новыми «акционерами» — совершенно посторонними людьми. Ежегодно в наше «акционерное общество» граждан РФ поступают многие тысячи людей, часто просто коррупционно купившие гражданство за деньги (особенно из нероссийских народов). При этом пополнении почему-то никогда не спрашивают саму Верховную власть, совокупность граждан России. Ведь это размывает у старых акционеров их «властную собственность».

Почему новые граждане не проходят через народную кооптацию, через согласие граждан принять их в своё сообщество? Через кооптацию тех, кто близок большинству Верховной власти по религии, психологии, менталитету, поведению. Почему это делают какие-то бюрократические структуры? Так можно совершенно неузнаваемо и главное незаметно изменить национальный состав страны. Изменить «собственника» страны.

Разве государствообразующая часть Верховной власти голосовала бы за предоставление гражданства сотням тысяч представителей не российских народов?

Предоставление гражданства РФ возможно только тем мигрантам, которые по своему национальному происхождению являются представителями коренных народов РФ. Особо выделяя русских. И самое жесткое требование при предоставлении гражданства — присяга на верность России и её цивилизационной идентичности.

Неплохой казахстанский пример

В Казахстане давно существует программа по переселению казахских репатриантов, так называемых «оралманов». По этой программе в республику переселилось до 1 млн казахов. Это, кстати говоря, около 10% всех казахов. По казахским законам им предусмотрена выплата денежных пособий и компенсация стоимости провоза их имущества и их самих до места нового проживания. Так же им выделяются льготные кредитные займы на приобретение жилья, помощь в трудоустройстве на новом месте, содействие в освоении новой профессии и другие преференции. Существенно сокращены сроки рассмотрения документов не только для получения статуса «оралмана» (пять рабочий дней), но и получения самого казахского гражданства (до одного года).

Где у нас в России подобная государственная программа, рассчитанная на репатриацию русских из стран бывшего СССР, в которых над ними часто просто издеваются?

Можно ли у нас русскому из Киргизии, Казахстана или Украины получить за год гражданство своей Родины и помощь при переселении и льготный кредит на постройку своего жилья? Конечно, у нас эта процедура гораздо сложнее, коррупционней и бюрократичней.

А ведь у русских, кроме России, другой Родины нет…

Отдел по гражданству и миграции УВД администрации Центрального района г.Минска информирует о Правилах пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь (далее – Правила)

Иностранцы, находящиеся в Республике Беларусь, обязаны иметь при себе действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией, другие документы, установленные Законом и настоящими Правилами, которые доказывают, что эти иностранцы временно пребывают или временно либо постоянно проживают в Республике Беларусь на законных основаниях, и предъявлять их по требованию должностных лиц органов внутренних дел Республики Беларусь, органов государственной безопасности Республики Беларусь и органов пограничной службы Республики Беларусь Иностранцы, въехавшие в Республику Беларусь на основании документа, определенного международным договором Республики Беларусь с сопредельным государством о правилах приграничного движения и предоставляющего его владельцу право многократного въезда, выезда и пребывания на приграничной территории Республики Беларусь (далее — разрешение на приграничное движение), не имеют права передвигаться за пределами приграничной территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных таким международным договором

Временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право свободно передвигаться в пограничной зоне в пределах территории, указанной в пропуске, выданном органами пограничной службы, при наличии документа для выезда за границу и пропуска, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь.

Иностранцы, следующие транзитом через пограничную зону в целях пересечения Государственной границы Республики Беларусь и имеющие документы для выезда за границу, имеют право временно пребывать и передвигаться по республиканским автомобильным дорогам, расположенным в пограничной зоне.

Иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь (кроме иностранцев, не подлежащих регистрации в соответствии с Законом), в течение 10 суток обязаны зарегистрироваться в органе регистрации по месту фактического временного пребывания на основании заявления о регистрации или письменного ходатайства принимающей организации. При этом гостиница или санаторно-курортная организация не являются орагнами регистрации.

При перемене места временного пребывания иностранец в течение трех рабочих дней, исчисляемых со дня пребытия на новое место временного пребывания, зарегистрироваться в органе регистрации по новому месту временного пребывания.

Временно проживающий в Республике Беларусь иностранец обязан проживать в Республике Беларусь только по тому месту временного проживания, которое указано в марке «Дазвол на часовае пражыванне».

При перемене места временного проживания временно проживающий иностранец обязан в течение трех рабочих дней, исчисляемых со дня пребытия на новое место временного проживания, обратиться в поразделение по гражданству и миграции по новому месту временного проживания для внесения изменения в марку «Дазвол на часовае пражыванне».

Уполномоченные должностные лица юридического лица или физические лица, ходатайствующие о въезде иностранца в Республику Беларусь, пребывании или проживании в Республике Беларусь, принимают меры по его своевременной регистрации, получению им разрешения на временное проживание, выезду его по истечении определенного ему срока пребывания в Республике Беларусь.

Лица, предоставившие жилое или иное помещение для проживания, транспортное средство иностранцу, удостоверяются в его нахождении в Республике Беларусь в соответствии с настоящими Правилами.

Миграционный контроль за временным пребыванием, временным проживанием иностранцев в Республике Беларусь осуществляется органами внутренних дел во взаимодействии с органами государственной безопасности, органами пограничной службы и Министерством иностранных дел путем осуществления проверки проживания иностранцев по месту временного пребывания либо по месту временного проживания, срока временного пребывания иностранцев или срока действия разрешения на временное проживание, установления возможных оснований для сокращения иностранцам срока временного пребывания, аннулирования разрешения на временное проживание, получения иных сведений, которые могут относиться к их пребыванию в Республике Беларусь

Сотрудники органа внутренних дел, органа государственной безопасности и органа пограничной службы имеют право временно изъять документ для выезда за границу у иностранца, нарушившего настоящие Правила, на срок до рассмотрения вопроса о наложении соответствующего взыскания.

В случае изъятия документа для выезда за границу иностранцу выдается справка, которая подписывается сотрудником органа внутренних дел или органа государственной безопасности либо органа пограничной службы и заверяется печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь.

Эмиграция и иммиграция. Как правильно

К юбилею Сергея Довлатова — писателя третьей волны эмиграции, разбираемся в понятии «эмиграция» и её отличиях от миграции и иммиграции

К 80-му юбилею Сергея Довлатова, который родился в Уфе, долгое время жил в Питере, а в 1979-м эмигрировал в США, мы разбираемся, что такое эмиграция, чем она отличается от иммиграции и какие книги достоверно и честно рассказывают про переезд в другую страну.

преподаватель обществознания ​​в «Фоксфорде»

Что такое эмиграция

Эмиграция — это выезд за границу, ситуация, когда человек или группа лиц по каким-то причинам уезжают в другую страну. Эмиграция, в отличие от долгосрочной поездки за границу, предполагает проживание, работу на новом месте. Эмиграция большого количества специалистов в разных сферах из страны называется «утечкой мозгов». В ходе этого процесса государство лишается учёных, художников, бизнесменов. Это приводит к негативным последствиям для экономики страны и становится причиной «утечки капитала».

Виды эмиграции

  1. Трудовая — с целью заработка.
  2. Политическая — по политическим мотивам. Например, эмиграция белых во время Гражданской войны — белая эмиграция.
  3. Вынужденная — эмиграция, которая происходит не по собственному желанию. Люди, которые вынужденно выезжают из страны, называются беженцами.
  4. Эмиграция по личным мотивам. Такое может произойти, если человек, например, вступил брак с кем-то из другой страны и переехал к нему жить.
  5. Эмиграция с возвращением на родину. В Израиле, к примеру, после войны был принят Закон о возвращении, по которому все евреи, проживающие в других государствах, могли вернуться на родину.

Чем эмиграция отличается от депортации

Эмиграция в большинстве своём добровольная. Депортация происходит, если человек нарушает закон другой страны и его принудительно отправляют на родину. Депортация может произойти по запросу другой страны: если гражданин Китая в Германии совершил преступление и бежал в Россию, то Китай может попросить Россию депортировать его. В России не могут депортировать граждан России — только иностранцев.

Что такое иммиграция

Иммиграция — это въезд в страну. Человек, который уехал из России жить во Францию, в России будет называться эмигрантом, а во Франции — мигрантом. Иммиграция бывает легальной, когда всё происходит по законам страны, куда въезжает человек, и нелегальной — когда переезд происходит против закона. Обычно, если в стране много мигрантов, правительство разрабатывает специальные законы для иммигрировавших людей и вводит специальные социальные программы для адаптации.

А что такое миграция

Миграция — это любые перемещения или переселения как внутри страны (внутренняя), так и за её пределы (внешняя). Существует сезонная миграция: например, в Турции, когда наступает туристический сезон, молодёжь перебирается в крупные города.

преподаватель литературы в «Фоксфорде»

В текстах писателя, который касается темы эмиграции, сложно найти безусловное принятие пространства и культуры. Описания переезда в другую страну довольно трагичны, потому что мир героев и авторов теряет некую целостность. Я не читала текстов, в которых отъезд с родины воспринимался положительно. Хотя иногда эта тема связана с надеждами, смешанными чувствами. Например, у Довлатова:

— Стоило ли писателю эмигрировать?

— Стоило хотя бы потому, что для меня и для многих других оставаться в Союзе было небезопасно. Кроме того, меня и моих друзей не печатали, во всяком случае не печатали то, что было написано искренне и всерьёз. Я уехал, чтобы стать писателем, и стал им, осуществив несложный выбор между тюрьмой и Нью-Йорком.

Писатель в эмиграции

Интервью журналу «Слово»

Что почитать про эмиграцию

Художественная литература

  • В. Набоков. «Дар», «Машенька»
  • Н. Тэффи. «Ностальгия», «Стамбул и солнце»
  • Г. Газданов. «Рассказы о свободном времени»
  • С. Довлатов. «Чемодан»
  • И. Бунин. «Миссия русской эмиграции»
  • Поэзия: И. Северянин, К. Бальмонт, М. Цветаева, Г. Иванов, И. Бродский

Мемуары

  • В. Набоков. «Другие берега»
  • И. Одоевцева. «На берегах Сены», «На берегах Невы»
  • Г. Кузнецова. «Грасский дневник»
  • Н. Тэффи. «Воспоминания»

Научно-популярная литература

  • О. Михайлов. «От Мережковского до Бродского. Литература русского зарубежья»
  • В. Агеносов. «Литература русского зарубежья (1918‒1996)»
  • Сборник статей «Культура русской диаспоры: саморефлексия и самоидентификация»
  • О. Демидова. «Метаморфозы в изгнании. Литературный быт русского зарубежья»
  • И. Каспэ. «Искусство отсутствовать. Незамеченное поколение русской литературы»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector