Коррупционное правонарушение в рф понятие признаки

Коррупционное правонарушение в рф понятие признаки

Коррупционное правонарушение в рф понятие признаки

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

Прокурор разъясняет

  • Противодействие коррупции
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Противодействие незаконному обороту наркотических средств
  • Защита предпринимателей
  • Обращения граждан
  • Трудовые правоотношения
  • Жилищные правоотношения
  • Служба судебных приставов
  • Охрана природы
  • Права несовершеннолетних
  • Защита прав потребителей
  • Здравоохранение
  • Иное
  • 9 декабря 2020, 08:40

Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, утвержденный Генеральной Ассамблеей ОНН.

Что такое коррупция, коррупционные правонарушения и преступления? Простым гражданам порой нелегко определить являются ли действия коррупцией и насколько они серьёзны. Понятие коррупции закреплено в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее – закон).

Под коррупцией понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в т.ч. совершенное от имени или в интересах юридического лица

Любые действия или бездействия, не содержащие вышеуказанных признаков, коррупционными нарушениями не являются. Коррупционные нарушения могут выражаться в дисциплинарных проступках, административных правонарушениях или коррупционных преступлениях.

Дисциплинарный коррупционный проступок – это действие или бездействие лица, нарушающее законодательство о противодействии коррупции, но не являющееся преступлением или административным правонарушением.

Наиболее распространёнными дисциплинарными проступками являются: неуведомление государственным или муниципальным служащим представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры, правоохранительных органов о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст.9 закона); непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя (непосредственного начальника) о возникшем конфликте интересов либо о наличии заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов (ст.10 закона); непредставление либо представление недостоверных неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного (муниципального) служащего или его супруги (а) и несовершеннолетних детей (ст.8 закона) и т.д.

Так, например, государственный служащий в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не указал сведения о своих расходах на приобретение в отчетном периоде квартиры на сумму, превышающую совокупный доход с супругой за три года, предшествующих покупке.

Административным коррупционным правонарушением является обладающее признаками коррупции действие или бездействие, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) , за совершение которого установлена административная ответственность, но не являющееся преступлением.

КоАП РФ относит к числу коррупционных лишь две статьи: незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в 10-дневный срок (ст. 19.29 КоАП РФ).

Дела о коррупционных административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.

Коррупционными преступлениями являются предусмотренные Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ) общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ, например:

— использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (ст. ст. 285, 286 УК РФ);

— дача или получение взятки (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и т.д.) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (ст. ст. 290, 291 УК РФ);

— мелкое взяточничество, то есть получение, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (ст. 291.1 УК РФ;

— хищение должностным лицом бюджетных средств ( части 3 и 4 ст.159 УК РФ);

— внесение должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ) и др.

Если Вас вынуждают дать взятку или вы уже ее дали, сообщите об этом в полицию, следственный комитет или прокуратуру, способствуйте раскрытию и расследованию преступления. Только в этом случае вы не подлежите административной и уголовной ответственности, в отношении вас могут быть применены меры безопасности с целью охраны ваших прав и свобод (ст. 291 УК РФ, ст. 11 УПК РФ).

Отдел по надзору за исполнением законодательства

о противодействии коррупции прокуратуры края

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

9 декабря 2020, 08:40

9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией

Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, утвержденный Генеральной Ассамблеей ОНН.

Что такое коррупция, коррупционные правонарушения и преступления? Простым гражданам порой нелегко определить являются ли действия коррупцией и насколько они серьёзны. Понятие коррупции закреплено в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее – закон).

Под коррупцией понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в т.ч. совершенное от имени или в интересах юридического лица

Любые действия или бездействия, не содержащие вышеуказанных признаков, коррупционными нарушениями не являются. Коррупционные нарушения могут выражаться в дисциплинарных проступках, административных правонарушениях или коррупционных преступлениях.

Дисциплинарный коррупционный проступок – это действие или бездействие лица, нарушающее законодательство о противодействии коррупции, но не являющееся преступлением или административным правонарушением.

Наиболее распространёнными дисциплинарными проступками являются: неуведомление государственным или муниципальным служащим представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры, правоохранительных органов о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст.9 закона); непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя (непосредственного начальника) о возникшем конфликте интересов либо о наличии заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов (ст.10 закона); непредставление либо представление недостоверных неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного (муниципального) служащего или его супруги (а) и несовершеннолетних детей (ст.8 закона) и т.д.

Так, например, государственный служащий в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не указал сведения о своих расходах на приобретение в отчетном периоде квартиры на сумму, превышающую совокупный доход с супругой за три года, предшествующих покупке.

Административным коррупционным правонарушением является обладающее признаками коррупции действие или бездействие, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) , за совершение которого установлена административная ответственность, но не являющееся преступлением.

КоАП РФ относит к числу коррупционных лишь две статьи: незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в 10-дневный срок (ст. 19.29 КоАП РФ).

Дела о коррупционных административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.

Коррупционными преступлениями являются предусмотренные Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ) общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ, например:

— использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (ст. ст. 285, 286 УК РФ);

— дача или получение взятки (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и т.д.) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (ст. ст. 290, 291 УК РФ);

— мелкое взяточничество, то есть получение, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (ст. 291.1 УК РФ;

— хищение должностным лицом бюджетных средств ( части 3 и 4 ст.159 УК РФ);

— внесение должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ) и др.

Если Вас вынуждают дать взятку или вы уже ее дали, сообщите об этом в полицию, следственный комитет или прокуратуру, способствуйте раскрытию и расследованию преступления. Только в этом случае вы не подлежите административной и уголовной ответственности, в отношении вас могут быть применены меры безопасности с целью охраны ваших прав и свобод (ст. 291 УК РФ, ст. 11 УПК РФ).

Отдел по надзору за исполнением законодательства

о противодействии коррупции прокуратуры края

Новости

Считается, что этот термин мог произойти от двух латинских слов:

  1. Corrumpere, которое переводится как «растлевать».
  2. Corruptio, означает «подкуп, продажность, порчу, разложение или растление».

Понятие коррупции является очень многогранным, отчего существует и несколько определений термина. Самые популярные:

  1. В широком плане под коррупцией понимается злоупотребление должностным лицом, наделенным определенными полномочиями, своим положением против законных интересов общества с целью получения личной выгоды. Она может проявляться как в улучшении материального благосостояния, так и корпоративной монополии и прочем.
  2. Еще к понятию того, что такое коррупция, относится получение взятки, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растраты и другие формы экономической незаконной деятельности должностных лиц.

Такими должностными лицами могут быть:

  • чиновники всех уровней власти;
  • политические деятели;
  • сотрудники правоохранительных и надзорных органов;
  • медики и сотрудники образовательной сферы и другие.
  1. Сложность и системность. Это многогранная проблема вертикально-горизонтального взаимодействия членов общества.
  2. Наличие сговора при подкупе и продажности. То есть это двусторонний или даже многосторонний процесс, выражающийся в преднамеренной договоренности группы лиц в даче взятки и получении после этого определенных выгод и преференций.
  3. Корыстный умысел лиц, вступающий в такое незаконное взаимодействие. Нередко он носит системный принудительный характер, когда мелкие госслужащие, получив взятку, «делятся» этим доходом с вышестоящим начальством.
  4. Использование лицом своих официальных полномочий и возможностей госоргана вне интересов широких общественных масс.
  1. Личная жадность, низкий уровень этической ответственности и отсутствие чувства долга и служения обществу.
  2. Подкупность должностного лица может возникнуть из-за низкой заработной платы и отсутствия возможности самореализации в ведомстве.
  3. Взяточничество возникает и из-за отсутствия системы быстрых и строгих наказаний, общественного порицания и наделения такого лица «плохой» репутацией.
  4. Следующая причина вытекает из предыдущей. В тех странах, где нет отдельного органа с широкими полномочиями по борьбе с коррупцией, и слабо развита система независимых судов, незаконная деятельности среди должностных лиц процветает.
  5. Мошенничеством чиновники могут заниматься и потому, что в государстве не разработана единая система отчетности и прозрачный доступ к информации о деятельности госоргана.

Выделяют три основные формы проявления коррупции по масштабу распространения:

  1. Мелкая. Ее еще называют индивидуальной, бытовой, или несистемной. То есть это повседневные нарушения закона должностными лицами при встрече с общественностью в виде поиска обходных путей решения текущих вопросов под видом законности. Она часто встречается в школах, больницах, муниципалитетах и прочих организациях.
  2. Крупная. Данный вид связанный с большими суммами денег и масштабными делами. Процветает в верхних эшелонах власти при принятии решений государственной важности. Такая деятельность может привести к подрыву общественных, политических и других институтов в масштабе страны.
  3. Системная. Такие преступные схемы возникают в органе или институте во всем государстве из-за несовершенства их организации. Она может быть централизованной и децентрализованной. Например, понятие того, что такое системная коррупция можно рассматривать при монополизации рынка, дискреционных полномочиях чиновников, закрытости деятельности органов власти и прочем.

По направлению деятельности вся коррупция в мире может быть условно разделена на следующие виды:

  1. Административную, возникающую в органах исполнительной власти разного уровня, медицине, образовании и других социальных сферах.
  2. Политическую, при которой взятки даются политическим деятелям для захвата власти, распределения государственных ресурсов по собственному усмотрению и прочем.
  3. Деловую, или коммерческую, при котором подкуп необходим для достижения определенных целей компании или другой коммерческой организации: выход на новые рынки, занятие более выгодных позиций, смена совета директоров и прочее.

В масштабе всего государства злоупотребление властью должностных лиц можно рассматривать как серьезную угрозу благосостоянию общества и развитию страны, которое может проявляться в:

  1. Нерациональном распределении госбюджета и ресурсов, несбалансированном управлении доходами и расходами коммерческих предприятий.
  2. Недополучении казной налогов.
  3. Общем снижении развития экономики и ее частных субъектов.
  4. Снижении качества оказываемых услуг как государственными институтами, так и коммерческими корпорациями.
  5. Ослабление инвестиционной привлекательности экономики страны или ее отдельного региона на мировом уровне.
  6. Увеличении социального неравенства.
  7. Роста уровня безработицы.
  8. Усилении негативных настроений в обществе, приводящих к митингам, демонстрациям и гражданским войнам.
  9. Росте организованной преступности.

Одним из принципов того, как государству противодействовать коррупции, является приоритетность применения мер профилактики. К ним можно отнести:

  1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Это идеологическая работа с широкими массами, направленная на то, что использование служебного положения в корыстных целях неприемлемо и непременно ведет к наказанию, отпечаток которого остается с человеком на всю жизнь.
  2. Антикоррупционную экспертизу всех нормативно-правовых актов и их проектов, принимаемых в стране на разных уровнях.
  3. Предъявление высоких квалификационных требований к кандидатам на должность госслужащих.
  4. Регулярную ротацию кадров в госорганах.
  5. Развитие институтов общественного и парламентского контроля.

Коррупционное правонарушение в рф понятие признаки

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:

  • мошенничество (статья 159);
  • присвоение или растрата (статья 160);
  • коммерческий подкуп (статья 204);
  • злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);
  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);
  • внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);
  • превышение должностных полномочий (статья 286);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);
  • получение взятки (статья 290);
  • дача взятки (статья 291);
  • посредничество во взяточничестве (статья 291.1);
  • служебный подлог (статья 292);
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);
  • подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).

За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность за коррупционные правонарушения

К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях можно отнести такие, как:

  • Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16);
  • Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17);
  • Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20);
  • Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45);
  • Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47);
  • Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50);
  • Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);
  • Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);
  • Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1);
  • Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2);
  • Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);
  • Нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);
  • Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);
  • Использование служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 15.21);
  • Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28);
  • Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29).

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:

  • административный штраф;
  • административный арест;
  • дисквалификация.

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

Статьей 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами, предусмотрены следующие виды взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия за совершение правонарушений, установленных:

  • ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ — за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
  • ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ — за непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

Гражданско-правовая ответственность

Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами:

  • статья 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации — убытки,причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
  • статья 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред,причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Пунктом 3.1. статьи 1081 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено — Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного по основаниям, изложенным в статье 1069, имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

К коррупционным правонарушениям относятся также обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации:

  • ст. 575 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержит запрет на дарение подарков, за исключением обычных, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Отличительные особенности коррупционных преступлений

Адвокат Антонов А.П.

Коррупционные преступления образуют настолько специфическую, и, вместе с тем, разнородную группу, что существует отдельный Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19.03.2009 N 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ» в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ» .

Однако указанная группа преступлений имеет особенности, отличающие их от других преступлений и позволяющие сделать вывод о том, что указанные преступления образуют единую группу:

  1. Специальный субъект совершения преступлений. Как правило, субъектом коррупционных преступлений являются государственные и муниципальные служащие, лица, выполняющие управленческий функции в коммерческих или некоммерческих организациях. Исключение составляют случаи воспрепятствования реализации избирательный прав путем подкупа, дача взятки и коммерческий подкуп. В любом случае, исходя из Перечня преступлений коррупционной направленности, субъект преступления должен быть надлежащим;
  2. Наличие у виновного лица умысла на причинение ущерба интересам государства. Указанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом;
  3. Корыстная направленность. Коррупционные преступления не всегда представляют собой прямое нарушение закона, например, при злоупотреблении своим служебным положением или совершении действий, не входящих в должностные обязанности. Наоборот, совершение коррупционного преступления может характеризоваться формальным соблюдением закона. В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», к ним относятся действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения) .

Второй вид коррупционных преступлений является более латентным, так как формально законные действия должностного лица остаются вне подозрения контролирующих органов. В соответствии с указанным выше Постановлением Пленума Верховного суда РФ, это понимать действия (бездействие), которые совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Однако оба вида коррупционных преступлений объединяет стремление к получению прибыли в виде денежных выплат, предоставления товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершении других незаконных действий в ответ и т.д. Следует отметить, что корыстный мотив может иметь место в отношении не только самого субъекта преступления, но любых третьих лиц .

  1. Объектом преступления являются интересы государства. Необходимо отметить, что любые преступления опосредованно посягают на интересы и благополучие государства, так как нарушают регулируемые им общественные отношения, вследствие чего необходимо восстанавливать правовое положение, существовавшее до совершения преступления. Однако коррупционные преступления, которые по сути своей являются должностными, непосредственным образом посягают на интересы государства;
  2. Незаконный характер получаемой выгоды. В отличие от законного вознаграждения, получаемого государственным служащим (оклада и премии), полученные блага по сути являются незаконными и не могут принадлежать лицу, даже если имеют формальную видимость закона, например, при даче взятки в обмен на повышение оклада или выплату премии . Как указывается в Перечне преступлений коррупционной направленности, должна иметься связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей ;
  3. Использование должностных полномочий в качестве средства совершения преступления. Для совершения заранее оговоренных действий взамен на получение прибыли необходимо обладать определенным властными полномочиями. В случае, если преступление совершает лицо, их не имеющее, оно своими незаконными действиям подталкивает должностное лицо к использованию своих полномочий в противоправных целях .

По общему правилу, преступления коррупционной направленности должны иметь все перечисленные ниже признаки, но есть ряд исключений. К коррупционным относятся преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в силу международно-правовых актов, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

Указанные признаки важны и с уголовно-процессуальной точки зрения, так как они позволяют определить круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу о коррупционном преступлении. Однако они, несмотря на свою точность и полезность для правоприменителя, не являются безупречными: существуют и преступления, хоть и подпадающие не под все признаки, но все равно в силу закона или иных актов относящиеся к коррупционным.

Коррупционные преступления имеют еще одну немаловажную черту: значимость для общества и государства. На уровне законодательства РФ коррупция признана угрозой национальной безопасности, поэтому судам при назначении наказания по такой категории дел необходимо принимать решение наиболее взвешенно. Само по себе совершение преступления коррупционной направленности не означает, что виновному необходимо назначить суровое наказание. В любом случае, необходимо руководствоваться общими началами назначения наказания.

При этом следует помнить, что коррупционные преступления, совершенные сотрудниками правоохранительных органов, государственными, муниципальными служащими, вызывают высокий общественный резонанс, умаляют авторитет государственной власти и подрывают доверие граждан к государственной системе в целом .

Ответственность за коррупционные правонарушения

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:

  • мошенничество (статья 159);
  • присвоение или растрата (статья 160);
  • коммерческий подкуп (статья 204);
  • злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);
  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);
  • внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);
  • превышение должностных полномочий (статья 286);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);
  • получение взятки (статья 290);
  • дача взятки (статья 291);
  • посредничество во взяточничестве (статья 291.1);
  • служебный подлог (статья 292);
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);
  • подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).

За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Об ответственности за преступления коррупционной направленности

03 Августа 2016

Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Существуют следующие формы ответственности за коррупционные правонарушения и преступления:

  • уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности.
  • уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности установлена Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ).

К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, связанные со злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица (глава 23 и глава 30 УК РФ).

За преступления коррупционной направленности УК РФ предусмотрены следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность за коррупционные правонарушения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КРФобАП) устанавливает административную ответственность более чем за 20 правонарушений коррупционного характера (в том числе предусмотренных статьями 7.27, 7.29-7.32, 13.1 1, 13.14, 15.21, 19.28, 19 29 КРФобАП):

  • мелкое хищение (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты),
  • нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков;
  • использование служебной информации на рынке ценных бумаг;
  • нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных);
  • разглашение информации с ограниченным доступом;
  • получение незаконного вознаграждения от имени юридического лица;
  • незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) и другие.

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности могут налагаться и применяться следующие административные наказания:

  • административный штраф;
  • административный арест;
  • дисквалификация.

Как определено Федеральным законом «О противодействии коррупции», коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.

В соответствии с действующим законодательством о вышеизложенном должно быть написано заявление о преступлении, которое представляет собой сообщение о совершенном, либо готовящемся противоправном деяни и, содержащее ходатайство заявителя о привлечении виновного к уголовной ответственности. Законодательство не устанавливает каких-либо жестких требований к форме и содержанию заявлений граждан. Однако такое заявление должно как минимум включать в себя указание на должностное лицо, которому оно адресовано, описание случившегося, ходатайство о привлечении виновного к уголовной ответственности и данные о заявителе. Если сообщение содержит информацию о преступлении, отнесенном федеральным законом к территориальной подследственности другого правоохранительного органа, то все имеющиеся материалы после регистрации направляются по подследственности. При этом на правоохранительный орган, в который поступило первичное сообщение, возлагается обязанность по принятию необходимых мер по предотвращению или пресечению преступления.

Обращаться с заявлением лучше лично, поскольку у сотрудников правоохранительного органа могут возникнуть вопросы, необходимые для проведения первичных проверочных оперативных мероприятий.

По фактам противоправных действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления заявитель может обратиться в прокуратуру района, следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации , в региональное УВД либо УФСБ Ро

Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Читайте также  Ограничение правомочий собственника на земельные участки
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector