Когда заканчивается бесплатная приватизация земельных участков

Когда заканчивается бесплатная приватизация земельных участков

Когда заканчивается бесплатная приватизация земельных участков

Бесплатная приватизация земельного участка: кому полагается, как оформляется и до какого года продлена?

Приватизация позволяет перевести земли, находящиеся во владении государства или муниципалитета, в личную собственность. Проведение данной процедуры необходимо для получения гражданином права распоряжаться земельным участком (ЗУ) по своему усмотрению. Законодательством РФ предусмотрена возможность бесплатной передачи ЗУ в частные руки.

  1. Когда началась в России?
  2. С какой целью землю начали переводить в собственность граждан?
  3. До какого года продлена бесплатная процедура?
  4. Что будет после окончания этого срока?

Когда началась в России?

В октябре 2001 года обновлённый Земельный кодекс РФ, который осуществляет регулирование всевозможных земельных правоотношений, был введён в действие. Именно в нём прописано (ФЗ № 137 от 25.10.2001 г. и ФЗ №171 от 23.06.2015 г.), что получить ЗУ во владение можно двумя способами:

  • путём его приобретения;
  • путём приватизации ЗУ, находящегося на балансе государства или муниципалитета.

Следует отметить, что приватизировать можно участки, которые получены в бессрочное пользование или находятся в пожизненном наследовании, а также являющиеся садовыми или дачными (о порядке приватизации земли в садовом товариществе написано тут). Главное их отличие в том, что в доме, построенном на дачном ЗУ, гражданин имеет право зарегистрировать своё проживание.

Закон запрещает оформлять в собственность:

  • наделы, находящиеся в особо охраняемых природных зонах (заповедниках, национальных парках);
  • земли с объектами общедоступного пользования (парки, пляжные зоны и т.п.);
  • изъятые из оборота ЗУ;
  • части водного или лесного фонда.

С какой целью землю начали переводить в собственность граждан?

До проведения в 1990 году земельной реформы (закон «О земельной реформе» от 23.11.1990 г. № 374-1) все земли страны принадлежали государству. При этом граждане платили налог, могли строить дома, другие постройки и оформлять право собственности на них. Однако на этом их возможности и ограничивались.

Земельная реформа, начало которой было положено в 1989 году была направлена главным образом на то, чтобы добиться наиболее эффективного использования земель, а также цель её состояла в повышении производственного и социального потенциала ЗУ нашей страны.

Впервые в истории России земля стала объектом гражданских правоотношений и объектом недвижимости с выходом в 1993 году Указа президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Принятый в 2001 году Земельный кодекс стал завершающим этапом Земельной реформы, сделав приватизацию земли доступной каждому гражданину.

До какого года продлена бесплатная процедура?

Физическое лицо при соблюдении некоторых условий имеет право приватизировать ЗУ бесплатно – но только один раз в жизни. Такая возможность существует благодаря «Дачной амнистии» (не является официальным термином; означает упрощённый порядок оформления участков в собственность) и принятому в 2015 году Федеральному Закону о регистрации недвижимости.

Безвозмездно провести приватизацию могут:

  • граждане, оформившие договор о бесплатном пользовании землёй на срок не менее 6 лет (по прошествии 5 лет возможна приватизация);
  • многодетные семьи, инвалиды I и II групп, военнослужащие, Герои Советского Союза и РФ, ветераны боевых действий и другие категории граждан, попадающие под определённые социальные гарантии;
  • владельцы объектов на ЗУ, а также гаража в гаражном кооперативе, получивших их в собственность до 25.10.2001 г (как приватизировать землю под гаражом?);
  • лица, арендующие данный ЗУ в соответствии с договором, составленным до 25.10.2001 г (как приватизировать землю, взятую в аренду?);
  • лица, получившие землю в бессрочное пользование и имеющие в собственности постройки на ЗУ.

Вновь выделенный участок земли, к которому заинтересованное лицо ранее не имело никакого отношения (не арендовало, не обрабатывало, не возводило какие-либо постройки) бесплатной приватизации не подлежит!

Разберемся, до какого года можно приватизировать землю бесплатно, на основании какого документа этот срок продлен и когда заканчивается. В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. крайний срок, до какого в России физические лица имеют право оформить землю в собственность бесплатно и по упрощённой схеме с минимумов требуемых документов, продлили до конца декабря 2020 года (какие необходимы документы для приватизации ЗУ?). Это относится к землям, предназначенным для ведения сельского хозяйства, огородства и садоводничества (о приватизации земель сельхозназначения читайте тут).

Что будет после окончания этого срока?

Когда закончится срок действия права бесплатной приватизации земли, её можно будет провести только на платной основе (сколько стоит приватизировать ЗУ?). Затраты будут определяться несколькими параметрами:

  • кадастровая стоимость участка;
  • рыночная стоимость аналогичных ЗУ;
  • место расположения участка и другими коэффициентами.

Подводя итог отметим, что государство, заинтересованное в эффективном использовании земель, идёт навстречу своим гражданам, предоставляя (хоть и временную) возможность безвозмездного оформления земельных участков в собственность путём процедуры приватизации.

Однако эта процедура не является обязательной, поэтому каждый гражданин вправе самостоятельно оценить все свои возможности, преимущества и риски – и сделать выбор, прибегать к приватизации своего участка или нет. Главное, успеть это сделать на самых выгодных для себя условиях – до конца декабря 2020 года.

«Дачная амнистия»: как оформить дачную собственность в 2021 году

«Дачная амнистия» снова продлена. У вас еще остается шанс оформить в собственность дачную недвижимость на выгодных условиях.

Содержание

«Дачную амнистию» снова продлили. Вопрос остается актуальным для многих россиян. Рассказываем о нюансах и особенностях, на которые нужно обратить внимание.

Что такое «дачная амнистия»?

Что значит «дачная амнистия»? «Дачная амнистия» на земельный участок или дачное строение – это упрощенный порядок оформления собственности на различные объекты недвижимости: участки, дома, бани, нежилые помещения и т. д. Она действует с 1 сентября 2006 года, но вопрос по-прежнему остается актуальным для многих россиян. Поэтому осенью 2020 года действие закона снова продлили. Таким образом, «дачная амнистия» продлена до 2026 года (закон о внесении изменений – Федеральный закон от 08.12.2020 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

Упрощенный порядок оформления права собственности доступен для тех, кто владеет правами на земельный участок, на котором расположены строения. Оформить здания или участок в собственность можно, предоставив три документа: на право владения участком, технический план на дом и декларация, которую владелец заполняет самостоятельно.

Какие объекты вы можете зарегистрировать

По упрощенной системе можно зарегистрировать уже существующие объекты или здания, которые начали без разрешительных документов строить до 4 августа 2018 года. В данном случае имеются в виду:

  • Жилой дом.
  • Летний дачный дом.
  • Садовый домик.
  • Хозяйственные постройки (баня, сарай, дом под склад).
  • Гараж.

Это должны быть капитальные строения, то есть такие, которые имеют связь с землей (фундамент) и не могут быть перемещены без нанесения им вреда. То есть регистрировать дачный туалет как отдельную постройку не надо. А капитальную баню – требуется.

Как определить, что объект не капитальный? Вот основные признаки:

  • Постройка сборно-разборная.
  • Предполагается, что ей будут пользоваться короткий срок (например, большой тент на участке).
  • Нет фундамента.
  • Нет стационарных коммуникаций.

Обратите внимание на то, что в новую редакцию закона включили и жилые дома, построенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. При этом к жилым домам, подпадающим под «дачную амнистию», предъявляются определенные требования. Высота дома не должна быть более 20 м, максимальное количество этажей – три. Жилые комнаты в регистрируемом объекте должны быть отделены от бытовых, в них требуется наличие возможности поддерживать температуру не менее 18˚C.

Регистрация дома по «дачной амнистии»

Подавать документы необходимо в МФЦ или непосредственно в Росреестр. Сделать это требуется лично – чтобы сразу на месте сотрудник, принимающий заявку, проверил их корректность и наличие всех нужных бумаг.

Необходимые документы для «дачной амнистии»

Как мы уже упоминали, требуется всего три документа:

  • Правоустанавливающий на земельный участок.
  • Технический план на постройку (составляется кадастровым инженером).
  • Заполненная декларация.

Особенности оформления гаражей, бань и хозпостроек

Эти строения должны быть капитальными (то есть с фундаментом). Других серьезных ограничений нет, ни на высоту, ни на этажность. Так как это не те помещения, в которых планируют жить, возможность поддержания в них определенной температуры тоже не требуется.

Стоимость оформления домов по дачной амнистии

При подаче заявки необходимо оплатить госпошлину, которая на момент написания статьи составляет 350 рублей. Другие траты не требуются, если не учитывать расходы на кадастрового инженера. Но важно учитывать вот какой момент: зарегистрировать объект, который нарушает какие-либо нормы или требования, не получится – придется сначала исправлять все несоответствия. А это, конечно, потребует определенных денежных вложений и времени. Поэтому, если вы только планируете строить дом или баню или хотите капитально перестроить какое-либо здание на участке, уделите особенно тщательное внимание тому, чтобы строение соответствовало всем требованиям. Это избавит вас от множества проблем в дальнейшем.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

— приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

— отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

— отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

— приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

— в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Бесплатная приватизация земельных участков: особенности и условия проведения процедуры

Право на бесплатную приватизацию отдельных земельных участков было предоставлено гражданам РФ еще несколько лет назад, однако за этот период далеко не все землевладельцы успели оформить права собственности на данную недвижимость.

В связи с этим программа бесплатной приватизации снова была продлена, на этот раз с крайним сроком до 2020 года. Поэтому стоит рассмотреть условия, на которых реализуется эта программа, и краткий порядок действий для этого.

  • Законодательные основания
  • Кто имеет право и в какой срок
  • Порядок действий и необходимые документы
    • Подготовка необходимых документов
    • Подача документов в уполномоченный орган
    • Ожидание решения
    • Регистрация перехода права собственности

Законодательные основания

Прежде всего, стоит определить, что представляет собой льготная (или упрощенная) приватизация. Под ней понимается процедура по оформлению прав частной собственности на земельный участок, которым гражданин владеет на других правах (а полные права собственности на него находятся у государства или муниципалитета).

Это связано с тем, что владельцы относятся ко льготной категории граждан или используют участок достаточно долго для того, чтобы стать его полноценными собственниками. Очевидно, что безвозмездность этой сделки ограничивает число ее участников только строго определенными в законодательстве категориями.

Изменения, которые непосредственно коснулись вопроса приватизации земельных участков, на законодательном уровне произошли относительно недавно, а именно в 2016 году. Именно с 01.03.2016 года был введен в действие Закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Данный документ отменил некоторые статьи Земельного кодекса и внес ряд изменений в порядок и условия приватизации земли.

В отдельных статьях этого нормативно-правового документа перечислены конкретные основания, когда данная процедура становится возможна, а также необходимые условия для этого.

Кто имеет право и в какой срок

Процесс бесплатной приватизации земельных участков (а также некоторых расположенных на них объектов недвижимости) получил среди граждан негласное название «дачной амнистии» (это касается участков различных садоводческих и дачных товариществ).

В последний раз изменения произошли в 2015 году — тогда возможность оформить в собственность землю была продлена до 2020 года. Для расположенных на них объектов недвижимости (чаще всего это дома) временные рамки несколько меньше — до 2018 года. Стоит отметить, что в законодательстве имеется ограниченный перечень оснований, которые дают право на бесплатную приватизацию земли.

Читайте также  Сроки приватизации земли под частным домом

Данные основания включают в себя:

  1. Наличие у гражданина участка на правах постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. В этом случае обязательным условием является тот факт, чтобы у него также были оформлены права собственности на жилую недвижимость, которая располагается на этом наделе.
  2. Оформление земли в аренду с целью ИЖС или ЛПХ. При этом также имеется условие — участок должен быть оформлен в аренду до введения в действие нового Земельного кодекса (что произошло в 2001 году).
  3. Включение заявителя в состав членов какого-либо садоводческого или гаражно-строительного кооператива. В данном случае процедура приватизации является максимально упрощенной.
  4. Принадлежность землевладельца ко льготной категории. Такие категории устанавливаются на законодательном уровне, причем как на федеральном, так и на региональном.

В частности, к ним могут быть отнесены:

  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • ветераны.

Уточнить информацию о наличии подобного рода льготы или принадлежности гражданина ко льготной территории он может в администрации того населенного пункта, где он проживает (или где расположен тот участок, который он хочет приватизировать).

Также стоит учесть, что существует определенный перечень земель, которые не подлежат приватизации ни при каких условиях. В частности, это земли лесного и водного фондов, общественные, зараженные опасными веществами, имеющие природоохранное значение и т. п.

Порядок действий и необходимые документы

Для реализации права на бесплатную приватизацию участка землевладельцу необходимо, прежде всего, убедиться в наличии у себя оснований для этого. Если данные основания действительно имеются, алгоритм действий будет следующим:

Подготовка необходимых документов

Пакет бумаг включает в себя:

  • заявление (установленной формы документа нет, но образец, как правило, можно получить в органе обращения);
  • паспорт заявителя (копия);
  • документ, на основании которого он владеет участком (например, это может быть договор аренды или акт администрации населённого пункта о выделении земли);
  • правоустанавливающие бумаги на строения, находящиеся на территории надела (при наличии);
  • кадастровый паспорт (предоставляется только при условии, что участок включен в государственный кадастр);
  • выписка из ЕГРП, которая с 2017 года заменила кадастровый паспорт (стоит учесть, что срок ее действия составляет 1 месяц со дня получения).

В зависимости от ситуации могут потребоваться и некоторые другие документы, поэтому их точный перечень стоит заранее уточнить в том органе, куда будет происходить обращение. В случае предоставления копий они должны подаваться вместе с оригиналами или быть заверенными должным образом (то есть нотариально).

Подача документов в уполномоченный орган

Как правило, рассмотрением данного вопроса занимается специальный земельный отдел или департамент органа местного самоуправления. В каждом конкретном населенном пункте этот отдел может носить свое название.

Ожидание решения

Минимальный срок рассмотрения составляет 14 дней с момента подачи заявления, однако в отдельных случаях он может быть и продлен. В случае отказа в приватизации это решение обязательно должно быть обосновано, в случае положительного решения стороны могут переходить к оформлению необходимых документов.

В последней ситуации заявитель получает официальное решение о предоставлении земли в собственность, которое является основанием для дальнейшей государственной регистрации этого права.

Физические лица имеют право оплатить земельный налог через интернет. Пошаговую инструкцию вы найдете в нашей статье.

Предоставление земли в пользование имеет свои особенности. Подробнее читайте здесь.

Регистрация перехода права собственности

Данная процедура является обязательной и осуществляется в специальном органе — Росреестре. Для этого землевладельцу необходимо подготовить и предоставить в регистрационный орган определенный пакет документов и обязательно оплатить государственную пошлину.

По окончании процесса приватизации гражданину будет выдан документ, подтверждающий его права на участок — свидетельство о праве собственности на землю. Именно это свидетельство и будет главным документальным основанием того, что теперь участок находится в его частной собственности. После этого он получает практически ничем не ограниченные (кроме законодательства) права на пользование и распоряжение данным видом недвижимости.

Бесплатная приватизация земли под частным домом и дачных земельных участков: до какого года продлили и кому она доступна?

Частная собственность на землю появилась относительно недавно.

Еще во времена советского союза такое понятие совсем не существовало, все попросту принадлежало государству, которое, позволяло своим гражданам пользоваться ею, не ограничивая при этом такое пользование определенным сроком.

При этом такое право могло быть унаследовано.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Со времен принятия Земельного кодекса гражданам было запрещено передавать земельные участки на неограниченное пользование.

При этом Земельный кодекс позволял гражданам один раз в жизни оформить земельный участок.

Бесплатная приватизация земли под частным домом: до какого года продлили процедуру и кому доступна такая форма оформления земельного участка в собственность? Давайте разберемся.

Кому доступна?

Правом на бесплатное оформление обладают граждане:

  • что подписали договор, предполагающий использование участков без определенного срока, (многие получили участок в качестве наследства);
  • что имеют территорию под домом, где они живут;
  • которые стали обладателями новых наделов, что были им выделена взамен отобранной на пользу государства или общественности;
  • которые имеют специальный социальный статус.

Согласно закону, описывающего процедуру оформления общественного имущества: «Если на приватизационной земле построено капитальное сооружение (законодатель не говорит о незаконных сооружениях), то владельцы участка обязаны купить его или оформить его другим способом».

Данная процедура может быть произведена: без определенной платы, с оплатой, в порядке общей юрисдикции, через судебные инстанции.

Приватизация земельного участка: до какого года продлили?

До 2015 года приватизация в пределах Российской Федерации была разрешена на законодательном уровне и проводилась бесплатно.

Приватизация земли продлена или нет? Сроки, когда закончится приватизация земли, были продлены до конца 2020 года из-за того, что многие жители страны просто не смогли осуществить свое законное право.

Когда заканчивается приватизация дачных участков в России? Срок бесплатного оформления может быть продлен, но только если решение такого плана примут органы местного совета.

Кроме того, законодатель обозначил разные категории, что несмотря ни на что будут оформлены на безоплатной основе: участки, которые находятся в бессрочном пользовании и участки, что были унаследованы.

Отличие от платной процедуры

Законодательный орган выделил платную процедуру для тех, у кого нет оснований для проведения бесплатной услуги. Другими словами, такой процесс — это выкуп земельного участка у государства.

В отличие от классического приобретения площади, эта процедура существенно отличается своей ценовой политикой, так как участок, который находится под вашим домом, будет реализован не по цене рынка, а по кадастровой стоимости.

То есть – в сотни раз дешевле. Окончательная стоимость участка, будет определена, основываясь на экспертизу органов местного самоуправления.

Землю, которая находится на кадастровом учете, можно также оформить в собственность. Если же информация о желаемом участке отсутствует в реестре, то сначала необходимо провести межевание такого участка.

На какие участки распространяется бесплатная процедура?

Земельный кодекс страны указывает, что если территория находится на праве пользователя у владельца или он пожизненно унаследовал этот кусок, оформление будет производиться без взыскания платы.

Для участников различных кооперативов: садоводческого, огороднического и дачного на законодательном уровне прописана более позитивное решение.

Закон «О дачной амнистии» указывает, что участники таких сообществ могут на безоплатной основе провести оформление собственных участков, но перед этим им необходимо подать в органы местного управления обязательный пакет документов.

Для такой процедуры несущественна дата вступления в участники кооператива. Провести оформление по более лояльной схеме участники кооперативов могут до конца 2020 года.

Гражданам разрешено приватизировать все земли?

На законодательном уровне запрещено оформлять такие территории:

  1. Государственные и городские, которые были сохранены на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.
  2. Земли транспортных и магистральных путей, что предназначены для реализации нормальной работы этой отрасли страны.
  3. Те, что были обработаны химическими токсинами или подвергались токсическому воздействию.
  4. Территории общественности (скверы, тротуары).
  5. Те, на которых размещен лесной фонд страны.

Этот список не является исчерпывающим. Приватизировать можно только те участки, что прямо указаны в нормах Земельного кодекса.

Видео-консультация директора юридического агентства De fence на тему приватизации земельных участков

Порядок действий

Регистрационная служба на протяжении 14 рабочих дней обязана изучить пакет документов и принять решение о регистрации или принять решение об отказе в регистрации.

После получения специального регистрационного документа, заявщик направляет свои материалы в земельный комитет. Там он должен заполнить соответствующую форму.

Документы рассматриваются, и на протяжении 7 дней с заявщиком должен быть подписан договор, согласно которому он получает право на оформление.

Если же заявщик не получил право на безоплатную приватизацию, ему предоставляется право оформить землю за определенную плату. Если заявщик согласен на такие условия, он подписывает договор купли-продажи.

Если заявщик подал необходимые документы в орган земельных ресурсов, а тот, в свою очередь, не рассматривает его заявление, и не оформляет с заявщиком договор, то он может подать на государственный орган в суд, заявив о признании действий органов власти таких, что противоречат закону.

Если орган судебной инстанции посчитает требования заявителя законными, то в своем решении он должен указать период, на протяжении которого орган земельных ресурсов должен подготовить проект договора и направить его заявщику.

Документы

Список документов, которые нужно подавать в регистрационные органы, утвержден Приказом Министерства экономического развития страны.

Заявщик подает:

    Копию документа, по которому можно идентифицировать его личность. Если документы будут подаваться от имени предприятия или частного предпринимателя, то удостоверяющий документом станет данные с реестра юридических лиц.

Если документы будут подаваться не заявителем, а его доверенным лицом, то к основным документам должна быть додана доверенность, что подтверждает право доверенного лица представлять заявщика в данных вопросах.
Если на земельном участке размещена недвижимость, то к основному пакету документов нужно подать справку из ЕГРП, в которой будут указаны все права на недвижимость, что расположилась на приватизационной территории.

Если нет сооружения, то в справке регистрационный орган укажет именно эту информацию. Кроме справки в службу, которая занимается приватизацией, нужно подать документ, что подтверждает право собственности на недвижимость.

  • Справку из ЕГРП об отсутствии на земельном участке судебных запретов, которые бы стали причиной отказа в проведении процедуры. В случае отсутствия справки, документы не будут рассматриваться.
  • Паспорт земельного участка с кадастровым номером (справка из земельного реестра). Этот документ необходим для того, чтобы подтвердить кадастровый номер и площадь земельного участка.
  • Все указанные выше документы должны быть поданы одновременно с заявлением, где заявщик указывает:

    • в какой орган подаются документы;
    • детальная информация о человеке, который подает документы;
    • размер территории и ее номер согласно кадастровому реестру;
    • информация, которая позволит «идентифицировать» участок, адрес;
    • категория земли;
    • информация о запретах, на право распоряжаться участком.

    Что такое приватизация и чем она отличается от права собственности?

    На практике довольно часто эти два понятия считают одинаковыми. Это юридическая ошибка и неграмотность.

    Процедура, согласно которой участок перейдет в собственность граждан, может быть реализована не только в виде приватизации, но и в виде подписания определенного гражданского договора.

    В результате оформление – узкий термин и включается в процедуру оформления права собственности.

    Приватизация земли под частным домом

    Приватизация территории под домом может пройти четырьмя различными методами:

    • на бесплатной основе в упрощенном порядке;
    • на бесплатной основе в административном порядке;
    • путем покупки участка;
    • в судебном порядке.

    Если вы владеете документами на право собственности и выданы они в период с 92 по 96 год, то повторно проходить процедуру оформления собственности на участок не нужно. Достаточно просто оформить документ нового образца в органах регистрации.

    Что касается арендованной территории: если договор аренды уже закончил срок своего действия, у арендодателя есть возможность на безоплатной основе «оформить» арендуемую землю.

    Перед приватизацией всё-таки важно четко определить границы. Это связано с тем, что документы советского образца не соответствуют кадастровым планам, площадь таких участков может быть значительно больше, а после проведения процедуры межевания может оказаться, что несколько гектаров принадлежат уже не вам.

    Оформление позволяет человеку реализовать свое законное право на получение участка. Конечно, оформление приватизации требует определенных финансовых затрат, но со временем потраченные деньги и время безусловно окупятся.

    Земля никогда не упадет в цене и станет достойным капиталовложением.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    «Дачная амнистия»: как ей воспользоваться

    Принятый закон продлевает до 1 марта 2026 года срок, в течение которого допускается применение упрощенного порядка оформления гражданами прав на жилые или садовые дома, возведенные на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства.

    О том, как работает закон и почему он важен не только для дачников, но и для горожан, разъясняет Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

    Насколько продлевается «дачная амнистия» и почему было необходимо ее введение?

    «Дачная амнистия» действует уже 14 лет (с 1 сентября 2006 года) и позволила гражданам в упрощенном порядке оформить права почти на 14 млн объектов недвижимости (дачи, земельные участки, жилые и садовые дома, бани и т. д.).

    Из них около 1 млн объектов было зарегистрировано после очередного продления «дачной амнистии» – в 2019 году продлевалась еще на два года.

    Положения «дачной амнистии» об упрощенном порядке закончат свое действие 1 марта 2021 года. После этой даты правообладатели участков будут обязаны руководствоваться уведомительным порядком строительства объектов (вступил в силу 4 августа 2018 года).

    «После 1 марта 2021 года действие указанных положений «дачной амнистии» прекратится и большое количество граждан, которые не оформили свои права на недвижимость, не смогут воспользоваться упрощенным порядком и окажутся в сложной ситуации, которая усугубляется непростой эпидемиологической обстановкой», — подчеркнул Павел Крашенинников.

    Чтобы избавить граждан от таких проблем, и был принят новый закон о продлении «амнистии» еще на пять лет.

    Кто может воспользоваться «дачной амнистией»? Какие документы необходимы для упрощенного оформления собственности? Куда с ними обратиться?

    Основные нормы об упрощенном порядке оформления права собственности касаются жилых и садовых домов, расположенных на садовых (дачных) земельных участках, участках для ИЖС и личного подсобного хозяйства. Оформление прав будет осуществляться при наличии права на земельный участок – на основании технического плана и декларации, составленной правообладателем объекта недвижимости. Все необходимые документы владелец сможет подать в органы регистрации прав самостоятельно.

    Что немаловажно, установлена обязанность органов власти по информированию граждан об изменениях в правилах строительства домов на дачных и садовых участках. Речь идет о разъяснительной работе на местах, поскольку с учетом происходящих изменений разобраться гражданам самостоятельно бывает очень сложно.

    Для исключения случаев строительства на таких участках домов, не соответствующих установленным требованиям к объектам ИЖС, законом предусматривается, что индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определенным Градостроительным кодексом.

    Во сколько обойдется гражданам оформление недвижимости по «дачной амнистии»?

    За государственную регистрацию права собственности гражданину нужно будет уплатить пошлину в размере 350 рублей.

    Что касается цен на кадастровые работы, которые необходимы для подготовки технического плана, то здесь работает бессрочная норма, по которой регионы могут контролировать цены от завышения, устанавливая их максимальный предел. Это касается работ по межеванию земельных участков, предназначенных для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, и расположенных на них объектов недвижимости.

    Какие еще вопросы, важные для граждан, решены в этом законе?

    Также продлевается на пять лет срок действия положений о возможности направления уведомлений о строительстве жилых домов, строительство которых было начато до 4 августа 2018 года (то есть до введения уведомительного порядка). Предложенные нормы послужат мотивацией для граждан к возобновлению строительства жилых домов и позволят без лишних сложностей оформить свои права на строящуюся недвижимость.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector