Категория граждан освобожденных от уплаты земельного налога

Категория граждан освобожденных от уплаты земельного налога

Категория граждан освобожденных от уплаты земельного налога

Категория граждан освобожденных от уплаты земельного налога

НК РФ Статья 407. Налоговые льготы

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 407 НК РФ

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 378-ФЗ)

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;

(в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира, часть квартиры или комната;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) жилой дом или часть жилого дома;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Льготы пенсионерам по земельному налогу в 2021 году

  • Общая федеральная льгота: за участок какой площади пенсионеры не платят налог на землю
  • Дополнительные налоговые льготы по земле
  • Как пенсионеру оформить льготу в 2021 году
  • Итоги

Общая федеральная льгота: за участок какой площади пенсионеры не платят налог на землю

Федеральные льготы пенсионерам по земельному налогу в 2021 году предоставляются вне зависимости от вида пенсии и места нахождения участка в соответствии с подп. 8 п. 5ст. 391 НК РФ. К этой категории льготников относят и военных пенсионеров, за исключением тех, кто уволен при достижении предельного возраста нахождения на военной службе.

Федеральное законодательство позволяет им получить вычет, то есть не платить налог с одного участка земли (на выбор пенсионера-собственника, когда иное не установлено нормативными актами муниципалитетов), если его площадь не превышает 600 кв. м. (6 соток).

При каком виде владения участком предоставляется федеральная налоговая льгота пенсионерам на земельный налог, смотрите на рисунке:

Полностью освобождены от уплаты земельного налога следующие категории:

  • коренное население Севера, Сибири, Дальнего Востока;
  • граждане, владеющие участком земли по договору аренды, на праве безмездного (срочного) пользования;
  • владельцы участков земли, являющейся имуществом паевого инвестиционного фонда,

ИФНС не уведомляет об уплате налога тех, кто освобожден от него.

Рассмотрим на примере, как предоставляются льготы пенсионерам по налогу на землю.

Два пенсионера — Котов Р. Р. и Рыков Н. С. — много лет выращивают овощи и фрукты на участке 10 соток. Участок, принадлежащий Рыкову Н. С., они поделили пополам. За предоставленное право использования половины участка Котов Р. Р. рассчитывается с собственником земли частью выращенного урожая.

Как будут уплачивать пенсионеры земельный налог на этот участок в 2021 году? Половина участка по площади меньше 6 соток. Можно ли каждому пенсионеру воспользоваться федеральной земельной льготой?

Платить за участок придется с учетом следующего:

  • обязанность по уплате земельного налога целиком лежит на собственнике участка, и только у него есть право на вычет;
  • тот факт, что реально участок используется двумя пенсионерами, для расчета земельного налога значения не имеет.

Таким образом, в 2021 году собственник земли Рыков Н. С. будет уплачивать земельный налог за 2020 год, рассчитанный исходя из площади участка 4 сотки (10 соток 6 соток).

О планах Правительства РФ по сокращению федеральных льгот мы информировали вас здесь.

Дополнительные налоговые льготы по земле

Дополнительная льгота (вычет, сниженная ставка, высвобождение от уплаты) на земельный налог для пенсионеров в 2021 году в добавление к федеральной может быть предоставлена местными властями. Тогда льготы объединяются и предоставляются вместе, но только в пределах одного конкретного муниципалитета. Как пенсионеру узнать об этом?

Способы получения нужных сведений перечислены на рисунке:

Как географическое расположение земельного надела, так и статус пенсионера могут оказывать влияние на величину земельного налога, покажем на примерах:

Два друга-пенсионера — Степанов П. А. и Трифонов А. Г. (оба ветераны Великой Отечественной войны) — живут в нескольких километрах друг от друга. Их земельные участки равны по площади, но относятся к разным территориям:

  • земельный надел Степанова П. А. находится на территории Малопургинского района Удмуртской Республики;
  • земля Трифонова А. Г. расположена в границах города Агрыз Республики Татарстан.

Хотя оба участка по площади одинаковые, земельный налог пенсионеры уплачивают по-разному:

  • Степанов П. А. в 2021 году уплачивает земельный налог с учетом федеральной льготы с площади участка 9 соток (15 ― 6). Местных льгот для этой категории пенсионеров дополнительно не установлено.
  • Трифонов А. Г. по своей земле налог в 2021 году не уплачивает — ветераны войны в этой местности освобождены от земельного налога полностью.

Изменим условия предыдущего примера. Допустим, что друзья-пенсионеры не являются ветеранами войны, но оба имеют статус почетных граждан в своих муниципальных районах. В таком случае ситуация с уплатой земельного налога изменится кардинально:

  • Степанов П. А. освобожден от уплаты— такая льгота предусмотрена для почетных граждан Малопургинского района;
  • Трифонову П. А. придется уплачивать земельный налог — в его районе дополнительной льготы для почетных граждан не установлено. Хотя федеральной льготой (в виде вычета на 600 кв. м) он может воспользоваться.

Примеры показывают, что нюансы местного законодательства могут существенно скорректировать налоговые обязательства пенсионеров. Нужно только знать о своих правах на льготу и своевременно заявить об этом в налоговую инспекцию. Как это сделать, расскажем далее.

Пенсионер вправе заявить льготу за 3 предыдущих года. В этом случае ФНС пересчитает сумму налога за все 3 года.

Узнайте, как оформить возврат переплаты за прошлые периоды, в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, оформите пробный демодоступ бесплатно.

Как пенсионеру оформить льготу в 2021 году

Для получения льготы по земельному налогу пенсионеру необходимо единожды оформить заявление (форма по КНД 1150063) и отправить его в налоговую инспекцию (п. 10 ст. 396 НК РФ). Так он сообщит контролерам, что вышел на пенсию в соответствии с пенсионным законодательством и имеет право на земельные льготы. Документы, подтверждающие право на льготу (пенсионное удостоверение), прилагать необязательно. Налоговики запросят необходимые сведения в соответствующих органах.

Если пенсионер уже подавал ранее заявление для предоставления льготы по другому налогу, к примеру транспортному, то делать это еще раз не нужно. Сведения о льготнике у ИФНС уже есть, поэтому льготу предоставят на основании имеющихся данных.

Если у пенсионера несколько земельных участков, он вправе выбрать, по какому из них желает получить вычет. В п. 6.1 ст. 391 НК РФ предусмотрен уведомительный порядок, с помощью которого пенсионер сообщает налоговым органам о своем желании воспользоваться вычетом по конкретному участку:

  • нужно оформить уведомление (форма по КНД 1150038) и
  • отправить его налоговикам до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого по земельному наделу применяется вычет.

Если пенсионер так и не определился, по какому из имеющихся у него участков он желает получить вычет, контролеры предоставят вычет в отношении земли с максимальной суммой налога.

Если у пенсионера только один земельный участок или для него не имеет значения, по какому из участков будет применен вычет, уведомлять налоговые органы он не обязан (письмо ФНС России от 17.01.2018 № БС-4-21/640@).

Как рассчитывается земельный налог, если участком владели меньше года и его кадастровая стоимость изменялась, узнайте из этого материала.

Итоги

При выходе на пенсию у граждан есть возможность снизить свои обязательства по уплате земельного налога. О праве на льготу им нужно единожды сообщить в налоговый орган, подав заявление. Благодаря федеральной льготе за участки площадью 6 соток и менее пенсионеры налог платить не обязаны. Если земельный надел превышает этот предел, налог уплачивается с оставшейся площади. Муниципальные власти вправе своими нормативными актами устанавливать дополнительные налоговые преференции по земле.

Категория граждан освобожденных от уплаты земельного налога

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 4 июня 2021 г. № БС-4-21/7849@ “О налогообложении земельных участков, составляющих муниципальную казну”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам налогообложения земельных участков, составляющих муниципальную казну, и сообщает.

В соответствии с пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное имущество, включая земельные участки, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога (далее — налог) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.

В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, не могут быть признаны налогоплательщиками налога.

Поэтому если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик налога.

Аналогичная позиция излагалась Минфином России (письма от 18.05.2010 N 03-05-04-02/49, от 21.03.2011 N 03-05-04-02/25, от 21.02.2012 N 03-05-06-02/15).

Учитывая изложенное, пунктом 1 приложения N 3 к приказу ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@ «Об утверждении формы, формата представления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, а также порядка заполнения формы . » (зарегистрирован Минюстом России 13.06.2017, регистрационный N 47018), изданному в целях информационного взаимодействия налоговых органов с органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, предусмотрено, что сведения о правообладателях — муниципальных образованиях — в отношении объектов недвижимого имущества, не предоставленных (переданных) иным лицам на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, в налоговые органы не представляются, за исключением случаев, связанных с предшествующей государственной регистрацией прекращения права частной собственности на земельный участок (земельную долю) или последующей государственной регистрацией возникновения права частной собственности на объект недвижимости.

Согласно пункту 10 статьи 396 Налогового кодекса, представление заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу, рассмотрение такого заявления, направление уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса по результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. В уведомлении о предоставлении налоговой льготы и сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны объекты налогообложения.

Таким образом, заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу может представляться только в отношении земельных участков, являющихся объектами налогообложения.

Настоящее письмо носит исключительно информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук

Обзор документа

Муниципальные образования не платят земельный налог.

Если участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то плательщик земельного налога отсутствует до приобретения этих участков в собственность организациями или физлицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Заявление о предоставлении льготы по земельному налогу может быть подано только в отношении участков, являющихся объектами налогообложения.

Земельный налог для физических лиц в 2021 году

С участков земли физические лица должны платить налог, а иначе будет начисляться пеня и в конечном итоге налоговая через суд взыщет с вас средства.

«КП» рассказывает всю самую важную информацию про земельный налог для физических лиц в 2021 году.

Ставка земельного налога

Ставку земельного налога устанавливает представительный орган муниципалитета. Говоря простым языком, дума или совет депутатов вашего города. Но по закону ставка не может превышать 0,3% или 1,5% от кадастровой стоимости для разных видов объектов. Кадастровую стоимость можно узнать на официальном сайте Росреестра.

Для каких объектов земельный налог в 2021 году не превышает 0,3% кадастровой стоимости:

  • земли сельхозназначения;
  • занятые жилым фондом, инженерной инфраструктурой для него;
  • приобретенные или предоставленные для жилищного строительства;
  • земли для личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

Все прочие виды участков облагаются налогом в 2021 году не более 1,5% кадастровой стоимости. Зачастую, это земли, которые используют для предпринимательства.

Читайте также  Понятие трудовой дисциплины и методы ее обеспечения

Расчет земельного налога

Расчетом земельного налога для физических лиц в 2021 году занимается налоговая. Самостоятельно никаких данных передавать не нужно. Но вы можете проверить свое отделение ФНС. Для этого публикуем формулу для расчета.

Кадастровая стоимость X Размер вашей доли X Налоговая ставка X Коэффициент владения земельным участком, который применяют только если владеете участком не весь год.

Сроки уплаты земельного налога

Льготы на земельный налог

В 2021 году существуют два вида льгот. Первые называются федеральные. По ним земельный налог для физлиц могут не платить представители коренных народов Сибири, Дальнего Востока и Севера, если они используют участок для традиционного образа жизни, промыслов и хозяйства.

Вторые льготы именуют местными. Их определяют законы муниципалитетов. То есть в Челябинске будут свои льготы, в Москве иные, а в Салехарде третьи. Чаще всего к льготникам относят инвалидов, ветеранов, многодетных. Узнать полный список можно в региональных налоговых или получить консультацию по телефону: 8 (800) 222-22-22.

Популярные вопросы и ответы

Уплата налога производится на основании налоговых уведомлений из ФНС, — рассказывает адвокат Юлия Михайлова. — Однако уведомления могут и не приходить. Это может происходить по двум причинам:

  • гражданин зарегистрирован в качестве налогоплательщика в личном кабинете ФНС. В этом случае все налоговые уведомления направляются не в бумажном, а в электронном виде в личный кабинет;
  • размера налога по какой-либо причине настолько мал, что для налоговой убыточно каждый раз направлять уведомления. В таком случае налоговая пришлет их сразу за несколько лет. При этом надо знать, что оплате подлежат налоги только за последние три года.

Оба этих случая абсолютно законны и предусмотрены налоговым законодательством. Третий случай, по которому могут не приходит налоговые уведомления, банален — проблемы с почтой.

Отсутствие налоговых уведомлений не является основанием для неуплаты. Если гражданин понимает, что налоги он платить должен, но извещений почему-то нет, ему необходимо самому принять меры для выяснения суммы к уплате и причины, по которой он не получает извещения. Сделать это можно либо в ИФНС, либо через личный кабинет налогоплательщика.

Пени за просрочку платежа начислять будут только в том случае, если ИФНС докажет, что налоговые уведомления гражданину направлялись, но он их проигнорировал.

Уплата земельного налога за 2020 год

Уплата земельного налога за год производится и организациями, и физлицами и ИП. Как узнать размер налога, в какие сроки его следует уплатить, а также кому предоставляются льготы? Расскажем в нашей статье.

Кто платит земельный налог

Земельный налог уплачивают собственники участков и те, у кого земля находится в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследовании.

В следующих случаях налог платить не нужно:

  • пользование землей оформлено безвозмездно, на определенный срок;
  • участок арендуется по договору;
  • участок освобожден от налогообложения (в соответствии с п. 2 ст. 389 НК РФ).

Для налогоплательщиков предусмотрены льготы:

  1. Федеральные. Перечень организаций, освобожденных от налога, приводится в ст. 395 НК РФ. Также налог не платят коренные малочисленные народы. А для граждан, перечисленных в ст. 391 НК РФ, предусмотрено снижение налоговой базы.
  2. Местные. Устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и законами городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Так, в Забайкальском крае полностью освобождены от уплаты земельного налога инвалиды 1-й и 2-й групп, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды ВОВ, лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В других регионах от налога могут быть освобождены как физические, так и юридические лица. Кроме того, наблюдается снижение налогооблагаемой базы.

В Москве для санаторно-курортных организаций и учреждений здравоохранения предусмотрена льгота 30% — согласно закону города Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74 (в ред. от 01.01.2019). В Екатеринбурге местные власти предоставляют Героям Советского Союза льготу в размере 100 тыс. руб. (решение Екатеринбургской городской думы от 22.11.2005 № 14/3).

Срок уплаты земельного налога

С 2020 года представлять декларацию по земельному налогу не требуется (федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Срок уплаты налога стал единым для всех: он перенесен на 1 марта следующего за отчетным года (федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). То есть организации уплатить налог за 2020 год должны не позднее 01.03.2021 года.

Физические лица и ИП, приравнивающиеся к физлицам, обязаны уплатить налог за 2020 год до 01.12.2021 (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Также в течение налогового периода — года — организации могут уплачивать авансовые платежи по итогам первого, второго и третьего квартала как ¼ часть от годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ). Уплата авансовых платежей предусматривается законами муниципалитета (пп. 2 и 3 ст. 397 НК РФ).

Ознакомиться детально со сроками можно с помощью сервиса ФНС. Необходимо выбрать вид налога и субъект РФ.

Ставки по налогу на землю

Ставки налога в 2020 году не изменились:

  • 0,3% для сельскохозяйственных земель, участков личного подсобного хозяйства, дачных участков; земель для нужд государства, жилищного фонда и инфраструктуры; участков, используемых для обороны страны, безопасности и таможни;
  • 1,5% для остальных земель.

Субъекты вправе устанавливать свои ставки, но не выше принятых на федеральном уровне.

В таблице ниже представлены примеры ставок в Москве и Екатеринбурге.

Расчет земельного налога

Для расчета земельного налога применяется формула:

Земельный налог = Налоговая база × Ставка налога

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2020. Эта информация предоставляется Росреестром по запросу при личном обращении либо на официальном сайте ведомства. Подробнее о налогооблагаемой базе смотрите в ст. 391 НК РФ.

Когда у земельного участка несколько собственников и в отчетном году совершена покупка или продажа земли, формула будет выглядеть следующим образом:

Земельный налог = Кст × Ст × Д × Кв,

Кст — кадастровая стоимость;

Ст — ставка налога;

Д — доля в собственности на землю;

Кв — коэффициент владения участком в месяцах.

Рассмотрим пример расчета земельного налога:

Иванов И. А. приобрел земельный участок для садоводства в Московской области 09.04.2020. Собственность оформили на Иванова И. А., его жену и двоих детей в равных долях. Кадастровая стоимость участка — 2 354 500 руб.

Налоговая ставка составляет 0,3%.

Земельный налог на Иванова И. А. равен:

2 354 500 × 0,3% × 0,25 × 0,75=1 324,41 руб.,

где 0,25 — ¼ доля в собственности, 0,75 — коэффициент владения (9 месяцев / 12 месяцев).

При расчете числа месяцев владения учитывается такая особенность:

  • если участок приобретен до 15-го числа текущего месяца включительно, то этот месяц включается в расчет. Если собственность оформлена после 15-го числа, месяц не учитывается;
  • если земля продана собственником до 15-го числа, то месяц продажи не учитывается для налога. Если же после 15-го числа — учитывается (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Порядок уплаты земельного налога

Организации самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог авансами, если это предусмотрено местным законодательством. Напоминаем, что с 2020 года декларации по земельному налогу организации не представляют.

Что касается ИП и физических лиц, налоговая инспекция рассчитывает для них налог и отправляет уведомление об уплате на почтовый адрес налогоплательщика или в его личный кабинет на сайте налоговой службы или портале «Госуслуги». Налоговое уведомление содержит сумму исчисленного налога, информацию об объекте налогообложения, налогооблагаемую базу, ставку и срок уплаты.

Уведомление направят налогоплательщику до 01.11.2021. Если оно не пришло в этот срок, необходимо обратиться в налоговый орган, узнать сумму налога и перечислить его в бюджет.

За несвоевременную уплату налога в бюджет либо перечисление неполной суммы по причине занижения налогооблагаемой базы или неверного расчета последуют санкции (согласно ст. 122 НК РФ):

  • штраф 20% от суммы налога, если правонарушение неумышленное;
  • штраф 40% от суммы налога, если умышленное.

Чтобы не ошибиться в платеже, проверьте КБК.

Уплата земельного налога за год осуществляется в соответствии с кадастровой стоимостью земли в срок до 01.03.2021 для юридических лиц и до 01.12.2021 — для физических лиц и ИП. Ставки и льготы регламентируются местным законодательством.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Земельный налог для организаций в 2021 году

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданы по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления ошибки, , допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости, или после ее оспаривания: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором ошибочные данные использовались для расчета. То есть пересчитывается база текущего года и прошлых лет, если в них уже применялась ошибочная база;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась в связи с изменением характеристик участка (площадь увеличена, присвоена новая категория земель и пр.): применяйте новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН новых характеристик участка. При расчете налога за текущий год будут использованы две стоимости: до внесения в ЕГРН изменений и после. За прошлый год налог не пересчитывается.

Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц в совместную собственность, налоговая база для каждого будет равной долей кадастровой стоимости.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года — по итогам этих периодов нужно платить авансовые платежи.

Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетные периоды. Если их нет, то налог уплачивается только по итогам года, без авансовых платежей.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Узнать свою ставку вы можете на сайте ФНС России.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, которые входят в состав зон сельскохзяйственного использования населенных пунктов. При этом земли должны фактически использоваться для сельхозпроизводства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для жилищного строительства, кроме используемых в предпринимательской деятельности;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, и земель общего назначения, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • для участков, которые ограничены в обороте и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Дополнительно местные власти могут вводить свои льготы — они будут действовать только на территории соответствующего муниципального образования (города федерального значения). Узнать о них можно на сайте ФНС России.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы.

Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится по пониженной ставке — 0,3 %, если местные власти не установили ставку ниже. Дополнительно применяется повышающий коэффициент:

  • коэффициент 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициент 1, если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • коэффициент 4, если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены авансовые платежи, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ × налоговая ставка × кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю получено до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 16-го числа и позже, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять в ИФНС по месту нахождения налогоплательщика или участка заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@ . Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Когда сдавать отчетность по земельному налогу

По итогам 2020 года сдавать декларацию по земельному налогу организациям уже не надо. В будущем это тоже не понадобится.

Вместо этого налоговая будет присылать организациям сообщение с суммой земельного налога, который рассчитала по собственным данным. Его пришлют в течение полугода после того, как налогоплательщик должен был уплатить налог, поэтому с расчетом налоговой можно только сверяться, а считать придется самостоятельно.

Проверьте, совпадает ли уплаченная вами сумма с расчетом налоговой. Если да, то поводов для беспокойства нет. Если же есть расхождения, то тут несколько вариантов:

  • вы переплатили налог — вы можете зачесть или вернуть излишне уплаченную сумму;
  • вы недоплатили налог — надо погасить недоимку и заплатить пени;
  • налоговая ошиблась в расчетах — в течение 10 рабочих дней надо дать пояснения, подтверждающие правильность вашего расчета.

Если сообщение от налоговой не пришло до 1 сентября, это может означать, что у нее нет данных о ваших земельных участках. В таком случае организация обязана сообщить инспекции обо всех объектах налогообложения по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@ . Она подается до 31 декабря года, в котором должно было поступить сообщение от налоговой. За игнорирование этой обязанности грозит штраф — 20 % от неуплаченной суммы налога.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые с 2021 года стали едиными по всей стране:

  • налог за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector