Каковы виды ответственности за нарушение санитарного законодательства

Каковы виды ответственности за нарушение санитарного законодательства

Каковы виды ответственности за нарушение санитарного законодательства

Административная и уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, является Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-­эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно статье 33 Федерального закона № 52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 50 и 51 Федерального закона № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, в том числе о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами.

Главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, имеют право выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по разработке и утверждению государственных санитарно­эпидемиологических правил.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715, дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCoV).

В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 3 руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предписано давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства — больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием. МВД России рекомендовано принимать меры по обеспечению исполнения требований должностных лиц Роспотребнадзора, осуществляющих санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена статьей 6.3 (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) КоАП РФ.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, составляют, в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.

В случае поступления сообщения о событиях, содержащих признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, соответствующая информация с собранными материалами направляется в органы Роспотребнадзора для принятия процессуального решения.

В сложившейся эпидемиологической ситуации возможно применение статьи 6.36 (воспрепятствование оказанию медицинской помощи) КоАП РФ.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия, воспрепятствующие в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской ПОМОЩИ (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.17 КоАП РФ), если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.

Воспрепятствованием могут признаваться любые действия граждан, связанные с противодействием по оказанию медицинской помощи, включая отказ открывать дверь или впускать медицинских работников в помещение для выполнения медицинских процедур (к примеру, медицинского осмотра, госпитализации).

Субъектом правонарушения выступает физическое лицо.

Справочно: полномочия по составлению протоколов о таких административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции) (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ), рассмотрению — исключительно судьи (часть 1 статьи КоАП РФ).

На основании пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.
№ З-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, выражающихся, в том числе в невыполнении законных требований должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль и (или) выполняющих установленные мероприятия по недопущению распространения коронавирусной инфекции (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Невыполнение такого требования сотрудников полиции может квалифицироваться по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 19.4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль) КоАП РФ установлена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Справочно: полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ) по части 1 статьи КоАП РФ наряду с должностными лицами Роспотребнадзора наделены органы внутренних дел (полиция), в пределах задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по указанной норме относится к исключительной компетенции судей (часть 1 статьи 23.3 КоАП РФ).

Объективную сторону правонарушений по части I статьи 19.4 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся в неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора.

Субъектами данного административного правонарушения могут быть граждане и должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения состоит в умысле на неповиновение законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль и надзор.

Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушений законодательства предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, является преступлением, предусмотренным статьей 236 УК РФ. Квалифицированным видом данного преступления согласно части 2 статьи 236 УК является то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Преступление, предусмотренное статьей 236 УК РФ, посягает на общественные отношения по охране здоровья и обеспечению санитарно-­эпидемиологического благополучия населения.

Объективная сторона данного преступления выражается в совершении действий (бездействии), нарушающих санитарно-эпидемиологические правила и повлекших по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека.

Санитарно-эпидемиологические правила установлены нормами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил выражается в совершении активных действий, запрещенных правовыми нормами или предписаниями, либо в бездействии. Например, в неисполнении, ненадлежащем исполнении или уклонении от выполнения возложенных обязанностей, в том числе от карантинных мероприятий, изоляции и госпитализации, либо в несоблюдении ограничений, установленных предписаниями должностных лиц органов государственного надзора.

Уголовное право, исполнение наказания — Прокуратура Иркутской области

Уголовное право, исполнение наказания

  • 28 июля 2020, 09:35

Уголовным законодательством предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (статья 236 Уголовного Кодекса РФ).

Такая ответственность наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, а также смерть одного или более человек.

Санитарно — эпидемиологические правила затрагивают различные сферы деятельности человека, а потому регламентированы специальными нормативными актами. В связи с этим ответственность лица по данной норме закона может наступить только при установлении нарушения им конкретного санитарно-эпидемиологического правила, предусмотренного специальным нормативным актом. Действия либо бездействие лица должны носить неосторожный характер, то есть это может быть небрежность или легкомыслие по отношению к возможным последствиям.

Кроме того, для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы от противоправных действий либо бездействия лица наступили последствия в виде массового заболевания или отравления людей, либо возникла реальная угроза наступления таких последствий.

Ответственность несет только то лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению тех или иных санитарно-эпидемиологических правил.

В зависимости от тяжести наступивших последствий уголовный закон предусматривает наказание в виде штрафа в размере от пятиста тысяч до двух миллионов рублей, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет, ограничения свободы на срок до четырех лет, принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Прокурор отдела
государственных обвинителей Е.В. Демитрович

Прокуратура
Иркутской области

Прокуратура Иркутской области

28 июля 2020, 09:35

Уголовная ответственность за нарушение установленных санитарно-эпидемиологических правил

Уголовным законодательством предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (статья 236 Уголовного Кодекса РФ).

Такая ответственность наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий, а также смерть одного или более человек.

Санитарно — эпидемиологические правила затрагивают различные сферы деятельности человека, а потому регламентированы специальными нормативными актами. В связи с этим ответственность лица по данной норме закона может наступить только при установлении нарушения им конкретного санитарно-эпидемиологического правила, предусмотренного специальным нормативным актом. Действия либо бездействие лица должны носить неосторожный характер, то есть это может быть небрежность или легкомыслие по отношению к возможным последствиям.

Кроме того, для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы от противоправных действий либо бездействия лица наступили последствия в виде массового заболевания или отравления людей, либо возникла реальная угроза наступления таких последствий.

Ответственность несет только то лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению тех или иных санитарно-эпидемиологических правил.

В зависимости от тяжести наступивших последствий уголовный закон предусматривает наказание в виде штрафа в размере от пятиста тысяч до двух миллионов рублей, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет, ограничения свободы на срок до четырех лет, принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Прокурор отдела
государственных обвинителей Е.В. Демитрович

Правительство Амурской области

  • Размер:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗЕЙСКОГО РАЙОНA

  • ПАВОДОК 2021
  • Администрация района
  • Бюджет
  • Всероссийская перепись населения 2021
  • Документы
  • Защита прав потребителей
  • Зейский район
  • Инвестору
  • Информация для населения
  • Информация о ТКО
  • КДН и ЗП
  • Конкуренция
  • Контрольно-счетная палата
  • Налоговые новости
  • Общественные обсуждения
  • Открытые данные
  • Прокуратура
  • Противодействие коррупции
  • Совет народных депутатов
  • Территориальная избирательная комиссия

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗЕЙСКОГО РАЙОНA

Ответственность за нарушение требований санитарного законодательства, направленного на недопущение распространение коронавирусной инфекции

В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции Губернатором Амурской области 27.01.2020 издано Распоряжением N 10-р «О введении режима повышенной готовности»

В соответствии с п.п. 4 п. 7 Распоряжения губернатора Амурской области № 10-р от 27.01.2020 всем лицам, проживающим и (или) временно находящимся на территории Амурской области с 24.04.2020 до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки запрещен вход и нахождение в объектах розничной торговли, предоставления услуг, в общественном транспорте без средств индивидуальной защиты (масок, респираторов).

В соответствии с п.п. 7 п. 11 Распоряжения губернатора Амурской области № 10-р от 27.01.2020 руководителям органов, организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальным предпринимателям (работодателям) необходимо обеспечить контроль за использованием работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), обработкой рук, соблюдением «социальной» дистанции.

Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 20.6.1.

Частью 1 указанной статьи предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории , на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Частью 2 указанной статьи предусмотрена ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, и влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Сотрудниками МОМВД России «Зейский» совместно с работниками территориального отдела Роспотребнадзора и работниками органов местного самоуправления с момента введения режима повышенной готовности на постоянной основе осуществляются рейды по торговым объектам и иным общественным местам с целью выявления фактов нарушений требований санитарного законодательства.

По состоянию на 17.11.2020 сотрудниками МОМВД России «Зейский» по результатам проведенных рейдов выявлено 68 административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения административных протоколов судом вынесено 28 предупреждений, по 31 протоколу назначены штрафы на общую сумму 156 000 рублей. В настоящее время сотрудниками МОМВД России «Зейский» взыскано наложенных штрафов на сумму 53 000 рублей.

Помощник прокурора Зейского района С.П. Парыгин

Ответственность за нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

В соответствии со ст. 55, 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником, т.е. несоблюдения им трудовой дисциплины. К дисциплинарной ответственности за нарушение санитарного законодательства уполномочен привлекать работодатель. За нарушение санитарного законодательства работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения.

Гражданско-правовая ответственность устанавливается за вред, причиненный личности, имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Возмещение вреда здоровью граждан производится исходя из:
• затрат на лечение и восстановление здоровья граждан;
• расходов социального обеспечения и др.

Возможно возмещение и морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда учитывается степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства установлена Кодексом об административных правовых нарушениях РФ.

В главе 6 КоАП РФ сформулировано несколько составов административных правонарушений. К ним относятся:
• нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ)
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 6.5 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ).

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (ст. 6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 8.21, 8.31, 10.1, 10.8, 10.12, 10.14).

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривает вынесение предупреждения либо наложение административного штрафа в размере от 100 до 2000 рублей (для граждан), административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток или наложение штрафа в размере от 5000 до 100 тыс. рублей (для юридических лиц).

Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса РФ.

Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, применяется один из следующих видов наказаний:
• штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• обязательные работы на срок 180 ч;
• исправительные работы на срок до 1 года;
• ограничение свободы на срок до 3 лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок от 6 мес до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Также уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена в следующих статьях Уголовного кодекса РФ:
• ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;
• ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ;

• ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами;
• ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами» — в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.;

• ст. 254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.

За данные виды преступлений, в зависимости от состава и отягчающих обстоятельств, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:
• штраф в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• ограничение свободы на срок до 3 лет;
• лишение свободы до 10 лет (возможно со штрафом или с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на соответствующий срок);
• обязательные работы на срок от 120 до 240 ч;
• исправительные работы на срок до 2 лет.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей

В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Общие положения о гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей установлены ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Так, продавец (изготовитель, исполнитель) за допущенное нарушение прав потребителя несет следующую ответственность:
• уплату неустойки (пени);
• возмещение убытков потребителя в полном объеме;
• исполнение обязательства перед потребителем, даже после возмещения ему всех убытков.

Также возможно возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) законодательства в сфере защиты прав потребителя.

Административная ответственность за нарушение прав потребителей установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Согласно ч. 1 ст. 14,4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1000-1500 рублей; на юридических лиц — 20—30 тыс. рублей.

В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ, обман потребителей [обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман] влечет наложение административного штрафа на граждан и на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублен; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.

Читайте также  Оказание психиатрической помощи без согласия лица

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (статьи 14.1, 14.2, 14.5-14.7, 14.15, 14.16, 19.5. 19.14).

Уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена ст. 238 УК РФ.

Так, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются:
• штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• ограничением свободы на срок до 3 лет:
• лишением свободы на срок до 10 лет (со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового).

Также за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена уголовная ответственность и в других статьях УК РФ (ст. 171.1; ч. 1 ст. 180).

Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, а также защита прав потребителей на потребительском рынке во многом зависят от тесного взаимодействия Роспотребнадзора с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путём разработки и реализации региональных комплексных программ по охране здоровья населения, межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д.

Меры ответственности за нарушение сан. норм

Санитарные правила – это не пустой звук. Лично я считаю, да и многие со мной согласятся, что соблюдение этих норм защищает наше здоровье от различных бактерий, вредных воздействий, исключает возникновение серьезных заболеваний.

Иногда люди совершают подобные нарушения по незнанию или по неосторожности, но есть и такие лица, которые нарушают закон умышлено, и в результате страдают люди. Виды ответственности могут быть разными.

У нас на предприятии к нескольким работникам была применена дисциплинарная ответственность, и им выписали строгий выговор, но никаких существенных последствий их деяние не имело, поэтому они отделались легким испугом.

При более серьезном нарушении и наказание будет намного строже. Давайте рассмотрим вопрос ответственности за санитарные правонарушения, их виды и меры наказания.

Виды ответственности, которые прописаны в законодательстве

Подробные сведения о том, какие виды ответственности предусмотрены за нарушение санитарного законодательства, изложены в ТК РФ (ст.55 и ст. 57). В целом, речь идет о стандартных мерах ответственности, которые действуют и для других типов нарушения. В частности, речь идет о следующих вариантах:

  • административная: 100-2000 рублей – штраф для физ.лиц и 100-500 тыс. рублей – для компаний. Для последних предусмотрена вероятность запрета на ведение деятельности на период до 90 суток;
  • дисциплинарная – виновные лица, трудящиеся на предприятии и нарушившие технологию производства, могут быть отстранены, получить выговор, замечание. Руководитель вправе их уволить;
  • гражданско-правовая – ответственность, предусмотренная в случае причинения вреда имуществу, и выражается в возмещении ущерба;
  • уголовная – предусматривает лишение свободы на срок до 3 лет. О том, в каком случае наступает уголовная ответственность, подробно прописано в ст. 236 УК РФ и в ряде дополнительных положений. Такая мера применяется к самым тяжелым преступлениям, связанным с нарушением сан. норм.

Все виды ответственности за санитарные правонарушения закреплены в отдельных кодексах российского законодательства и являются официальным основанием для применения конкретных мер наказания виновного лица.

Кто имеет право наложить взыскание за нарушение сан.норм

Определяющим при таких обстоятельствах продолжает оставаться такой фактор, как специфика совершенного правонарушения и его место. Две этих характеристики позволяют привлечь гражданина, нарушившего сан. нормы, к ответственности любого уровня, но с учетом тяжести деяния.

Есть категория лиц, которые могут быть привлечь к ответственности другое лицо без обращения в судебную инстанцию. Здесь стоит отметить:

  • работодатели — за нарушение режима труда или порядка производства;
  • главный сан.врач или его зам, которые наделены полномочиями выписывать соответствующее предписание;
  • контролирующие организации (для юр. лиц): СЭС, Роспотребнадзор.

При выявлении нарушений к виновным лицам применяются различные меры, начиная с проверки, в ходе которой устанавливается степень тяжести совершенного преступления.

Общий порядок привлечения к ответственности

Основные функции по наблюдению и контролю в области соблюдения сан.норм установлены для сотрудников Роспотребнадзора. Именно эти специалисты вправе назначать различные проверки и подобные мероприятия.

Внимание! Здесь могут быть организованы как плановые, так и внеплановые проверочные действия.

Последний вариант назначается при поступивших от граждан жалоб по загрязнению окружающей среды. Если деятельность вопросов не вызывает, то плановая проверка может назначаться не чаще раза в два года.

Срок внеплановой проверки может составлять не больше месяца, а по итогам мероприятия составляется специальный протокол.

В документе должны быть зафиксированы все моменты, касающиеся совершенных правонарушений или их отсутствия. Уже на основании данного протокола виновные или должностные лица будут привлечены к ответственности с учетом тяжести правонарушения.

Сколько времени дается на уплату штрафа

Наиболее известным и распространенным показанием сегодня считается штраф. Именно к нему прибегают специалисты вышеуказанного органа, если нарушение не имеет слишком серьезных последствий. Вся подробная информация о сумме штрафа, подлежащего к уплате, и о периоде, в течение которого виновное лицо обязано его уплатить, должна присутствовать в выписанном постановлении.

Важно! Согласно КоАП РФ, штрафная сумма должна быть уплачена виновным лицом в течение шестидесяти суток с момента вступления постановления в законную силу. В отдельных ситуациях предусмотрена отсрочка платежа.

Если деньги по штрафу не поступили, то виновное лицо также может быть привлечено к ответственности, и размер штрафа будет удвоен. Когда у нарушителя нет возможности внести нужную сумму, его могут приговорить к выполнению обязательных работ или к аресту на 15 суток.

Заключение

Подводя итоги изложенному, можно сделать несколько кратких выводов:

  1. За нарушение сан.норм виновное лицо или компания могут быть привлечены к определенному виду ответственности.
  2. С учетом тяжести совершенного деяния определяется степень ответственности и выбирается мера наказания.
  3. Самой распространенной мерой считается выписывание штрафных санкций.
  4. За несвоевременную уплату штрафа размер взыскания удваивается или применяются более строгие меры наказания.

Ответственность за несоблюдение санитарных норм на производстве

Соблюдение санитарных требований на предприятии имеет большое значение. Если установленные законом нормы нарушаются, это может повлечь серьезные последствия — от штрафов до административной и даже уголовной ответственности. Поэтому руководство должно уделять этой сфере работы предприятия достаточно внимания и выделять средства на необходимое техническое обеспечение. Обязанности руководителя регламентируются несколькими документами: законом №52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г., Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», стандартом ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции». Согласно положениям этих документов, руководитель должен обеспечить:

  • соблюдение санитарных норм на производстве;
  • наличие медицинских книжек у персонала;
  • обучение сотрудников, ежегодные проверки их знаний и сдачу санминимума;
  • регулярные проверки соблюдения СанПиН на рабочих местах;
  • при необходимости обеспечить сотрудников санитарной и форменной одеждой;
  • внедрение на предприятии необходимого оборудования, например, санпропускников и бесконтактных моек;
  • дератизацию и дезинсекцию;
  • противоэпидемические мероприятия и контроль за состоянием здоровья сотрудников;
  • наличие аптечек и контроль за их полнотой;
  • санитарно-просветительскую работу.

Ответственность за соблюдение санитарных норм несут и другие сотрудники в рамках своих должностных обязанностей.

Кто контролирует персонал на производстве?

Как правило, контроль за соблюдением санитарных норм осуществляет врач на производстве. Кроме того, важно, чтобы на предприятии был правильно организован допуск персонала в технологические помещения, где к гигиене предъявляются повышенные требования. Сделать это можно с помощью санпропускников, которые позволяют пропускать сотрудников в помещение только после прохождения необходимых гигиенических процедур.

Наряду с регулярным контролем, который осуществляет врач, возможны и проверки Роспотребназдора. Они происходят планово, по установленному графику. Кроме того, на предприятие может прийти и внеплановая проверка, например, если поступила жалоба от потребителя на некачественную продукцию. Также проводятся проверки с целью отследить, устранены ли выявленные ранее нарушения. Организации, которые производят или продают продукты питания, проходят контроль, чтобы получить лицензию, и к ним предъявляются более жесткие требования.

Оборудования для контроля персонала и соблюдения чистоты в производственных помещениях

Какова ответственность за нарушение санитарных норм?

Если сотрудники СЭС, проводя проверку, выявят нарушение, предприятию не избежать ответственности. Состав наказания зависит от нескольких факторов:

  • сфера деятельности (к производителям продуктов, предприятиям общественного питания и другим компаниям, работающим с продуктами питания, предъявляются более жесткие требования, а санкции за их нарушение тяжелее);
  • наличие предыдущих случаев (если подобные нарушения на предприятии выявлялись и ранее, наказание будет строже);
  • последствия нарушений (если был нанесен ущерб здоровью потребителей, может быть возбуждено уголовное дело).

Если нарушение выявлено впервые, контролирующие органы могут ограничиться предупреждением в адрес лиц, по вине которых оно возникло. При втором нарушении последует штраф размером в 20-30 МРОТ для физических лиц, 200-300 МРОТ для юридических лиц. Если в дальнейшем компания не устранит нарушения, штраф возрастет. Впоследствии контролирующие органы могут приостановить деятельность компании, пока она не устранит нарушения.

Например, в Красноярске после проверки была приостановлена деятельность Центрального рынка. Выявив грубые нарушения, контролирующие органы закрыли рынок, пока его работа не будет приведена в соответствие с требованиями нормативных документов. А в июле 2016 года Роспотребнадзор приостановил деятельность молокозавода «ГринВилль», а также обязал его выплатить крупный штраф. За 2016 год в Калужской области за нарушение производственного регламента было оштрафовано двенадцать молокозаводов. Суммарный объем штрафов превысил миллион рублей.

Подобных примеров с административной ответственностью, с временной приостановкой работы предприятий, а иногда и с уголовной ответственностью довольно много, в основном данная информация не разглашается.

При несоблюдении Санитарных норм, Роспотребнадзор может забраковать продукцию. Например, за 2017 год были выявлены нарушения и забраковано 12670 партий мясной продукции, что составило около 270 тонн. В первом полугодии 2018 года было изъято из оборота 150 тонн мясной продукции.

Административная ответственность наступает, в частности, при нарушении следующих видов санитарных норм:

  • требований к эксплуатации зданий, сооружений, транспортных средств;
  • требований к организации питания;
  • правил обращения с опасными веществами и отходами производства;
  • предоставление товаров и услуг с нарушением санитарных правил.

Если вследствие нарушений был нанесен ущерб потребителю или его имуществу, кроме штрафа компании придется уплатить возмещение материального и морального ущерба согласно ГК РФ. Например, в Челябинской области несколько семей пострадали от отравления хлором в бассейне. После судебного разбирательства руководство спорткомплекса вернуло пострадавшим стоимость услуги, а также возместило моральный ущерб.

При несоблюдении санитарных норм, чистоты в помещениях и контроля персонала, в готовую продукцию может попасть все что угодно. Подобные случаи:
— вызывают недовольство покупателей, жалобы которых инициируют внеплановые проверки СЭС и Роспотребнадзора;
— могут привести к эпидемиологическим заболеваниям или даже к смерти — это в свою очередь несет уголовную ответственность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector