Каковы последствия дтп с участием животного?

Каковы последствия дтп с участием животного?

Каковы последствия дтп с участием животного?

ДТП с гибелью животного и помятым авто: кто кому должен?

PinkBadger/ Depositphotos.com

Два интересных дела – оба о «четвероногих» ДТП (в одном инциденте погиб пес, в другом – корова) – были возвращены на пересмотр: в одном деле суд усомнился, что корова есть источник повышенной опасности, а в другом намекнул, что выгул умного зверя, не спуская его с поводка, граничит с жестоким обращением (Определение Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 22-КГ21-1-К5, Определение Седьмого КСОЮ от 22 июня 2021 г. по делу № 8Г-8639/2021[88-9666/2021]).

Так, Седьмой КСОЮ вернул на новое рассмотрение спор по убыткам из-за ДТП, в котором погибла породистая собака (немецкая овчарка, возраст 3 года 8 месяцев) и пострадал легковой автомобиль. Автолюбитель требовал возместить ему стоимость ремонта (иск примерно на 50 тыс. рублей), владелец собаки – ущерб в размере стоимости породистого щенка, возмещение затрат на ветеринарное обслуживание погибшей собаки, расходы на ее выращивание, включающие ее питание, а также компенсацию своих моральных страданий (всего на сумму около 180 тыс. рублей).

Суды первой и второй инстанций сочли, что виноват в ДТП владелец собаки, причем «на 100%»:

  • ГИБДД не стало возбуждать против автолюбителя дело об административном нарушении в области дорожного движения, стало быть, автолюбитель Правил ПДД не нарушал;
  • в момент ДТП овчарка находилась на проезжей части,
  • столкновение произошло на проезжей части дороги в полутора метрах от её края, обочина в месте ДТП имеет ширину 2,5 метра, за обочиной находится лесополоса;
  • в момент ДТП на погибшей собаке ответчика был металлический ошейник, поводка не было;
  • следовательно, именно ее владелец, в нарушение положения Закона об ответственном обращении с животными, допустил неконтролируемое передвижение животного по проезжей части дороги,
  • поскольку сознание собаки полностью неподконтрольно человеку, в том числе её хозяину, то собака (в условиях рассматриваемого ДТП) является для водителя транспортного средства непреодолимой силой, поскольку её поведение непредсказуемо и контролироваться водителем не может в принципе;
  • доказательств же умышленного причинения истцом вреда, то есть намеренного наезда, суду не представлено,
  • следовательно, в результате ДТП ответчику причинен вред именно в результате его же собственной грубой неосторожности. А что же до того, что автомобиль – а не собака – является источником повышенной опасности, то при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя п. 2 ст.1083 Гражданского кодекса допускает полный отказ в возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности, если такой вред причинен не здоровью и не жизни человека.

Однако КСОЮ потребовал пересмотра дела, поскольку:

  • суды нижестоящих инстанций, разрешая спор по существу, установили факт причинения ущерба автомобилю, однако обстоятельства, при которых имело место причинение ущерба владельцу пса, с учетом того, что автомобиль является источником повышенной опасности, не были учтены ни судом первой, ни судом апелляционной инстанций. Между тем, вред от источника повышенной опасности возмещается его владельцем независимо от его вины;
  • кроме того, автомобиль ехал со скоростью движения не более 60 км/ч, после удара проехал на обочину, к экстренному торможению не прибегал. Между тем, согласно п. 10.1 ПДД, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства;
  • делая вывод об отсутствии со стороны истца нарушений ПДД, суд целиком положился на мнение ГИБДД, не проанализировал самостоятельно обстоятельства дела, механизм развития ДТП, действия водителя; не проверил, насколько соответствовали его действия требованиям п. 10.1 ПДД, имел ли водитель техническую возможность в данной дорожной ситуации предотвратить наезд на животное. Суд не обосновал свой вывод со ссылкой на доказательства отсутствия в действиях водителя грубой неосторожности, содействовавшей возникновению вреда;
  • вопрос о распределении степени вины участников ДТП не был предметом исследования судов нижестоящих инстанций;
  • при этом, домашнее животное признается собственностью его владельца, который должен постоянно обеспечивать контроль за его поведением с целью недопущения причинения ими какого-либо вреда здоровью или имуществу других лиц. Вместе с тем, при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности;
  • ввиду этого согласиться и с выводом судов о наличии в действиях владельца пса грубой неосторожности, поскольку этот вывод сделан при неполном исследовании обстоятельств произошедшего ДТП. Отсутствие лишь поводка при выгуле собаки, при наличии ошейника, не свидетельствует, безусловно, о виновности только владельца собаки и наличии в указанных действиях грубой неосторожности.

Напомним, что еще один «проживотный» акт недавно вынес Верховный Суд РФ (определение от 22.06.2021 № 22-КГ21-1-К5) – были отменены акты нижестоящих судов по делу о взыскании убытков от ДТП с участием коровы (животное погибло). В том деле корова также бесконтрольно передвигалась по проезжей части, притом ночью. Этого обстоятельства оказалось достаточно, чтобы признать источником повышенной опасности и саму корову, и взыскать с ее хозяина стоимость ремонта Лады-Самары (иск был заявлен на 113 тыс. рублей) даже с учетом нарушения автолюбителем п. 10.1 ПДД.

Отменяя эти акты, Верховный Суд РФ указал:

  • в п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 № 1 разъяснено, что источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами;
  • учитывая, что это норма не содержит исчерпывающего перечня источников повышенной опасности, суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, вправе признать источником повышенной опасности также иную деятельность, не указанную в перечне;
  • при этом надлежит учитывать, что вред считается причиненным источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основаниях (например, когда пассажир, открывая дверцу стоящего автомобиля, причиняет телесные повреждения проходящему мимо гражданину);
  • признавая корову источником повышенной опасности, суд не указал, в силу чего при наезде автомобиля на корову последняя признана судом источником повышенной опасности. А безосновательный вывод суда о том, что корова по отношению к автомобилю являлась источником повышенной опасности, повлек неправильное применение судом положений ст. 1079 ГК РФ.

ДТП с животными. Ответственность за наезд на животное

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про наезд автомобиля на животное. Вы узнаете, является ли наезд на животное дорожно-транспортным происшествием, а также об ответственности, которая грозит водителю за сбитое животное.

Ежегодно в России тысячи животных оказываются под колесами. В крупных населенных пунктах сбивают в основном домашних животных (собак и кошек). В сельской местности жертвами автомобилей становятся сельскохозяйственные животные (куры, утки, овцы, козы, коровы и лошади). На загородных трассах под колеса попадают дикие животные (зайцы, лисы, косули, лоси, медведи и другие).

Столкновение с мелким животным может пройти почти незаметно для транспортного средства, а вот наезд на тяжелого лося или медведя ведет к значительному повреждению автомобиля и к тяжелым травмам водителя и пассажиров.

Рассмотрим ДТП с участием животных подробнее.

Ниже будут рассмотрены следующие вопросы:

Животные в правилах дорожного движения

В правилах дорожного движения животные не выступают отдельными участниками дорожного движения. Это вполне логично, ведь лося не заставишь выучить ПДД и переходить дорогу по переходу.

В ПДД понятие «животные» встречается всего несколько раз:

  • В пункте 1.2 (понятие «Водитель»);
  • В разделе 25, посвященном движению гужевых повозок и прогону животных;
  • В описании дорожных знаков 1.26 «Перегон скота», 1.27 «Дикие животные», 3.8 «Движение гужевых повозок запрещено».

Данные пункты в основном относятся к прогону сельскохозяйственных животных. Так что если произошел наезд на сельскохозяйственное животное, следует обратиться к разделу 25 ПДД.

Например, мне несколько раз доводилось видеть, как в одной из деревень стадо коров отдыхало прямо на проезжей части. Коровы прилегли прямо на асфальт вблизи опасного поворота. В описанной ситуации в случае ДТП виновником должны признать погонщика животных, который оставил животных без надзора.

Что касается прочих видов животных, то правил дорожного движения для них нет.

Является ли наезд на животное ДТП?

Давайте разберемся, является ли ДТП наезд на животное. Для этого обратимся к понятию дорожно-транспортное происшествие из пункта 1.2 ПДД:

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Итак, очевидно, что наезд на животное происходит в процессе движения транспортного средства по дороге. При этом если автомобиль получает повреждения, то ситуация гарантированно является ДТП.

Если же повреждений автомобиля нет, то следует обратиться к иному материальному ущербу.

Статья 137 Гражданского кодекса РФ:

К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Если животное домашнее и имеет хозяина, то наезд на данное животное является ДТП, т.к. несет материальный ущерб его владельцу. Так что наезд на домашних животных (кошек, собак) или сельскохозяйственных животных (кур, уток, овец, коз, коров, лошадей) является дорожно-транспортным происшествием.

Осталось разобрать вопрос с дикими животными. Обратимся к Федеральному закону «О животном мире». Статья 1:

животный мир — совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

Дикие животные являются составляющей частью понятия животный мир. Статья 4:

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Т.е. наезд на дикое животное (зайца, лису, косулю, лося, медведя, кабана) влечет материальный ущерб для государственной собственности.

Таким образом, наезд на любое животное является дорожно-транспортным происшествием. Естественно, к ДТП не относятся небольшие столкновения, в которых ни автомобиль, ни животное не получили повреждений.

Административная ответственность за наезд на животное

Кодекс об административных нарушениях не предусматривает дополнительной ответственности за причинение вреда жизни или здоровью животных, в отличие от наезда на пешехода. Таким образом наезд на собаку, неожиданно выскочившую под колеса, хоть и будет являться ДТП, но не повлечет административной ответственности.

Однако административная ответственность наступает в случае нарушения водителем других пунктов правил дорожного движения. Например, самый распространенный случай, — это оставление места ДТП. В основном нарушение затрагивает ДТП с участием небольших животных. Многие водители не считают наезд на кошку, курицу или зайца дорожно-транспортным происшествием, поэтому даже не останавливаются. Однако очевидцы, которые запомнили номера автомобиля, вызывают ГИБДД и водитель получает лишение прав на 1 — 1,5 года или административный арест на срок до 15 суток.

В случае ДТП с участием крупного животного (коровы или лося) так просто покинуть место ДТП не удастся, т.к. автомобиль получает серьезные повреждения в ходе столкновения.

Аналогичным образом штраф может быть наложен и на водителя, который до ДТП ехал с превышение скорости. Величина наказания зависит от того, на сколько водитель превысил скорость.

Гражданско-правовая ответственность за наезд на животное

Выше речь шла о том, что наезд на животное не влечет административной ответственности. Однако материальный ущерб, причиненный собственнику животного, придется возместить. Статья 1079 Гражданского кодекса:

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Таким образом, водитель автомобиля будет вынужден возместить ущерб, нанесенный животному.

В случае домашнего или сельскохозяйственного животного стоимость ущерба может быть определена по документам, имеющимся у хозяина.

Что касается стоимости диких животных, то ее нужно рассмотреть отдельно. Она рассчитывается в соответствии с приказом «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам».

В таблице приведены названия диких животных, а также их стоимость с точки зрения государства:

ЖивотноеСтоимость, рублей
Гибрид зубра с бизоном, домашним скотом180 000
Снежный баран100 000
Лось, сибирский горный козел, овцебык80 000
Благородный олень70 000
Медведи, пятнистый олень, лань, туры, сайгак, кабарга60 000
Косули, муфлон, серна, рысь40 000
Кабан, дикий северный олень30 000
Соболь, выдра, росомаха15 000
Барсук12 000
Сурки, бобры, куницы, харза, глухари6 000
Тетерев, фазаны, улары, саджа2 000
Песец, корсак, дикие кошки, норки, зайцы, дикий кролик, гуси, казарки1 000
Утки, рябчик, куропатки, кеклик, голуби, лысуха, вальдшнеп600
Горностай, солонгой, ласка, ондатра, хори, колонок, белки, бурундуки, летяга500
Волк, лисица, шакал, енот-полоскун, енотовидная собака, перепела, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, горлицы200
Кроты, водяная полевка, хомяки, суслики100

Популярные виды животных в таблице подчеркнуты. Обратите внимание, за сбитую лисицу в пользу государства придется заплатить всего 200 рублей. Сумма, прямо скажем, небольшая, поэтому вряд ли из-за нее представитель государства будет обращаться в суд. А вот за сбитого лося придется заплатить 80 000 рублей. Сумма солидная, поэтому соответствующие дела довольно часто доходят до суда.

Выплата возмещения за животное по ОСАГО

У многих водителей возникает вопрос по поводу того, должна ли страховая компания возместить вред владельцу животного, попавшего под колеса.

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»);

страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату;

При наезде на животное его владелец является потерпевшим, а ситуация — страховым случаем. Максимальная выплата по ОСАГО (400 000 рублей) покрывает стоимость любого дикого животного и большинства домашних.

Тем не менее, обратите внимание на тот факт, что стоимость страхового полиса водителя увеличится, т.к. страховая выплата увеличит коэффициент КБМ. Поэтому в случае ДТП с участием животного, стоимость которого не велика, (лисица, заяц и т.п.) имеет смысл возместить ущерб без обращения в страховую компанию.

В завершение хочу отметить, что на дороге нужно соблюдать требования правил дорожного движения и всячески избегать столкновений с животными. Однако животные ведут себя непредсказуемо, поэтому если ДТП все-таки произошло, ведите себя правильно. В первую очередь вызовите ГИБДД и оформите происшествие. Это позволит избежать административной ответственности. При необходимости возместите ущерб владельцу животного.

Также предлагаю Вам посмотреть видео о том, как неожиданное появление птицы на дороге спровоцировало ДТП:

ДТП с участием животных

Что делать, если сбил животное на дороге?

За истекший период 2020 года на территории Республики Татарстан зафиксировано 258 случаев наезда на животных. Необходимо помнить, что животные ведут себя непредсказуемо и от дорожно-транспортного происшествия с животными не застрахован никто. В таком случае водителю необходимо вести себя правильно и выполнить ряд обязательных действий, предписанные пунктами 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения.

В соответствии с пунктом 2.5 ПДД РФ при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 ПДД РФ (знак устанавливается на расстоянии не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов), не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.

В соответствии с пунктом 2.6 ПДД РФ, если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию. Для этого нужно позвонить по телефону «112».

Далее необходимо освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, то в соответствии с пунктом 2.6.1 ПДД РФ, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств. Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.

Каковы последствия аварии для виновника?

Многие задаются вопросом, является ли дорожно-транспортным происшествием наезд на животное. Для этого нужно обратиться к пункту 1.2 ПДД РФ, где прописано, что «дорожно-транспортное происшествие» – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Отсюда следует, что если наезд на животное происходит в процессе движения транспортного средства, при этом причинен материальный ущерб собственнику автомобиля либо собственнику животного (если таковой имеется), и при наличии пострадавших или погибших, то ситуация гарантированно является дорожно-транспортным происшествием.

К дорожно-транспортным происшествиям не относятся небольшие столкновения, в которых ни автомобиль, ни животное не получили повреждений, иначе говоря, не повлекли за собой материальный ущерб.

Кодекс об административных нарушениях не предусматривает дополнительной ответственности за причинение вреда жизни или здоровью животных, в отличие от наезда на пешехода. Таким образом, наезд на животное хоть и будет являться дорожно-транспортным происшествием, но не повлечет административной ответственности.

Однако административная ответственность наступает в случае нарушения водителем других пунктов правил дорожного движения. Самый распространенный случай — это оставление места дорожно-транспортного происшествия. Если вы сбили животное и просто уехали, административная ответственность наступает по ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ «Оставление места ДТП», которая предусматривает лишение права управления транспортными средствами на срок до полутора лет или административный арест до пятнадцати суток.

Если вы не являетесь виновником аварии и при этом автомобиль получил повреждения, на компенсацию можете рассчитывать только при наличии полиса КАСКО. При отсутствии полиса КАСКО для возмещения ущерба, необходимо обратиться в суд, где Вы должны будете доказать халатное отношение хозяина к своему имуществу и отсутствия контроля за ним.

Если наезд произошел на дикое животное, то в данном случае материальный ущерб будет нанесен государственной собственности. По закону собственником диких животных является лесное хозяйство, ответственное за тот или иной участок дороги. В контексте ч.1 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» водитель является «физическим лицом, причинившим вред окружающей среде в результате ее порчи, уничтожения», а значит «обязан возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством». Таким образом, после оформления ДТП сотрудниками ГИБДД, водителю придется выплатить штраф, который назначит лесное хозяйство. В данном случае, лимит по ОСАГО должен будет покрыть этот штраф.

Читайте также  Опекунская семья понятие характеристика

Поддорский муниципальный район

  • Администрация
  • Дума
  • Контрольно-счетный орган

Нередки случаи, когда под колесами транспортных средств оказываются животные. Чаще всего подобные ДТП происходят на загородных трассах. Если столкновение с мелкими животными может пройти почти незаметно для транспортных средств, то наезд на крупного зверя может привести к значительному повреждению автомобиля и к тяжелым травмам водителя и пассажиров.

Так за текущий период 2021 года на территории Старорусского, Холмского и Поддорского районов зарегистрировано 6 подобных дорожно-транспортных происшествий, в которых 2 человека погибло, 3 человека получили ранения:

02.02.2021 в 08:30 на 104 км 300 м автодороги «Яжелбицы — Демянск — Старая Русса — Сольцы» Старорусского района Новгородской области водитель мужчина, 1962 года рождения, управляя личным автомобилем «Шкода Рапид», не выбрал безопасную скорость движения и совершил наезд на животное (косуля), после чего животное погибло. В результате ДТП пострадавших нет, автомобиль получил механические повреждения.

05.07.2021 в 23:15 на 99 км 519 м автодороги «Шимск-Старая Русса-Холм» Поддорского района Новгородской области, трезвый водитель мужчина, 1951 года рождения (полис ОСАГО отсутствует), управляя автомобилем «РЕНО LАGUNА GRАNDТОUR», не выбрал безопасную скорость движения и совершил наезд на животное (лось), перебегавшего проезжую часть предположительно слева направо (животное погибло) с последующим съездом в правый по ходу движения кювет. В результате ДТП водитель получил телесные повреждения. Пассажир, мужчина, 1990 года рождения (находился на переднем пассажирском сиденье справа), получил телесные повреждения, через 6 суток скончался в НОКБ. Второй пассажир, женщина, 1965 года рождения (находилась на заднем пассажирском сиденье слева), получила телесные повреждения, была доставлена в ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ».

20.07.2021 в 20:45 на 61 км 500 м автодороги «Шимск-Старая Русса-Холм» Старорусского района Новгородской области, водитель мужчина, 1997 года рождения, управляя автомобилем «HYUNDAI SOLARIS», совершил наезд на животное (лось) перебегавшего дорогу слева направо, животное погибло. В результате ДТП пострадавших нет, транспортное средство получило механические повреждения.

23.07.2021 в 00:05 на 103 км 600 м автодороги «Шимск-Старая Русса-Холм» Поддорского района водитель мужчина, 1988 года рождения, управляя автомобилем «Рено Логан», не выбрал безопасную скорость движения, не учел дорожные условия и совершил выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, где совершил наезд на животное (лось) с последующим съездом в правый по ходу движения кювет и опрокидыванием. В результате ДТП пассажир автомобиля «Рено Логан» женщина, 1974 года рождения, от полученных травм в результате ДТП скончалась на месте до приезда скорой медицинской помощи. Водитель получил телесные повреждения и был доставлен в хирургическое отделение ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ».

В ПДД РФ животные не выступают отдельным участником дорожного движения. Однако, если наезд на животное все же произошел, то данное происшествие является дорожно-транспортным, т.к. событие произошло в процессе движения по дороге, и транспортному средству причинен материальный ущерб. В этом случае водитель должен вызвать сотрудников ГИБДД. Полицейские проводят комплекс мероприятий по документированию ДТП, а также сообщают в комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области.

У большинства подобных происшествий схожие обстоятельства. Животное неожиданно появляется на проезжей части. Водитель не успевает среагировать, уйти от столкновения, теряет управление. Такие ДТП чаще всего происходят в период миграции диких животных — весной и осенью, но бывают и летом. Места возможного передвижения — дороги, которые граничат с лесными массивами, насаждениями и полями. Чаще всего происшествия случаются в ночное время. Животное пугается света фар и выбегает на проезжую часть.

Некоторые водители к наезду на животных относятся легкомысленно: уезжают или даже пользуются случаем заполучить немного дичи. В частности, это касается происшествий с мелкими зверями или птицами, которые не могут сильно повредить машину, вывести ее из строя. Но такой факт расценивается как оставление места ДТП, и за него ст. 12.27 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» предусмотрена административная ответственность. При обнаружении животного, погибшего на дороге, полиция ведет розыск скрывшихся водителей.

Чтобы избежать негативных происшествий на дороге, нужно строго соблюдать требования Правил дорожного движения. Особенно соблюдать безопасный скоростной режим, чтобы у водителя всегда была возможность снизить скорость и вовремя остановиться. Особо внимательными следует быть в местах установки дорожных знаков «Дикие животные» и «Перегон скота», следуя на данных участках с минимальной скоростью движения.

Я сбил лося. Кто в этом случае должен возмещать ущерб?

Я сбил лося. Точнее, как потом сказали егеря, это была лосиха. Она прыгнула на машину за 20 метров до предупреждающего знака «Дикие животные», который действует 3 километра.

Сотрудники ГИБДД не отобразили этот знак на схеме ДТП. Заявили, что их это не касается, составили определение об отсутствии состава административного правонарушения — и уехали.

По словам егеря, размер ущерба в связи с гибелью лосихи составит 80 000 Р . Егерь сообщил мне, что переживать не нужно: этот ущерб покроет ОСАГО.

В интернете множество статей на эту тему, и одна другой противоречит. Меня интересует правда. Придется ли мне возмещать ущерб за свой счет или все же это относится к выплатам по ОСАГО? Ведь ОСАГО — это страхование именно автогражданской ответственности, и Российская Федерация, как владелец диких животных, в данном случае выступает в роли потерпевшей стороны, а я — виновника. Страховка, на мой взгляд, как раз должна покрывать ущерб, причиненный третьим лицам.

Помогите, пожалуйста, разобраться в этом неоднозначном вопросе. Как мне лучше поступить и что говорить, когда вызовут в суд?

С уважением,
Илья Сергеевич

Я думаю, что до суда дело не дойдет, если у вас все в порядке с полисом ОСАГО. Но даже в случае судебных разбирательств ответчиком, скорее всего, будете выступать не вы, а страховая компания.

Вы все сделали правильно для того, чтобы не покрывать ущерб за сбитое животное из собственного кармана и не лишиться прав: не покинули место ДТП, вызвали сотрудников ГИБДД, зафиксировали произошедшее и дали объяснения по факту происшествия. Тем самым 80 000 Р вы сэкономили. Не забудьте только уведомить о ДТП страховую компанию.

А вот ремонт собственной машины вам придется оплатить из собственного кармана, хотя в ДТП вы и не виноваты. Несмотря на то что дикие животные — это собственность государства, оно не несет ответственности за ДТП с их участием.

Что вообще произошло и кто виноват

С точки зрения правил дорожного движения произошло обычное ДТП. Под ним понимают любое событие на дороге с участием движущегося транспортного средства, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен материальный ущерб.

Тот факт, что в ДТП виноват лось, в этой ситуации роли не играет. Раз сотрудники ГИБДД составили определение об отсутствии состава административного правонарушения, значит, никаких претензий к вам у них не было.

Сотрудники ГИБДД не стали отображать этот знак на схеме ДТП — и они правы. Зона действия знака начинается сразу за ним. Доехать до знака вы не успели, следовательно, в месте, где случилось ДТП, он не действовал. Но даже если бы вы столкнулись с лосем сразу за знаком, это ничего бы не изменило. Знак «Дикие животные» предупреждающий, сам по себе он не обязывает водителя что-либо делать. ПДД не требуют при виде этого знака снизить скорость или остановиться и убедиться, что дорогу не перебегает лось, лиса или страус. Он только предупреждает: такое может произойти, будьте аккуратнее. Каких-либо санкций для водителя за то, что он не снизил скорость при виде этого знака, не предусмотрено.

Административной ответственности за наезд на животное в КоАП нет, а значит, штраф за такое ДТП водителю платить не нужно.

Почему нужно платить, если водитель не виноват

Но возмещать вред все-таки придется. Автомобиль — это источник повышенной опасности, и его владелец ответственен за любой вред, который этот источник опасности причинил.

Потерпевшей стороной в этом случае будет государство, поскольку весь животный мир в пределах территории РФ — это государственная собственность.

С расчетом суммы ущерба тоже никаких проблем нет. Существует методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам. Чаще всего ее используют для расчета не ущерба от ДТП, а ущерба государству от действий браконьеров.

По этой методике самым дорогим окажется ДТП с участием гибрида зубра с бизоном — ущерб составит 180 000 Р . За сбитого лося, сибирского горного козла, овцебыка придется возместить 80 000 Р . Дешевле всего обойдется ДТП с кротом, водяной полевкой, хомяком или сусликом — возместить придется всего 100 Р . Ущерб считается за каждое сбитое животное: если сбить 10 хомяков, придется заплатить 1000 Р .

Р , за кабана — 30 000 Р , за лису — 200 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Эти цены действуют, только если к гибели животных привели непредумышленные действия человека. Например, как в вашем случае: вы сбили лося случайно, поскольку не успели затормозить. В остальных случаях действуют повышающие коэффициенты. Если водитель умышленно хотел сбить животное или незаконно охотился, сумму ущерба умножают на 3. А если в результате умышленных действий погибла самка животного, заплатить придется в 5 раз больше. То есть если бы вы гонялись за этой лосихой на машине, то ущерб составил бы 400 000 Р .

Но вам можно не переживать: сотрудники ГИБДД и егеря не установили в ваших действиях ни умысла, ни вины, и в этом случае повышающий коэффициент равен 1. Если бы вас в чем-то обвиняли, это было бы отражено в документах. Задним числом обвинить вас не получится.

Страховое покрытие по полису ОСАГО — 400 000 Р . В вашем случае его вполне достаточно для возмещения ущерба.

Что будет дальше

Есть два варианта развития событий.

Для первого и оптимального для вас вы все уже сделали: вызвали сотрудников ГИБДД, которые оформили ДТП и составили определение, что вы не виноваты. Представители министерства природных ресурсов и экологии России — егеря, — скорее всего, получили копию этого определения с данными вашего страхового полиса и страховой компании. Дальше они должны обратиться в вашу страховую компанию за выплатами. Это произойдет без вашего участия. Судебное разбирательство в этом случае тоже не требуется. Если страховая компания признает случай страховым и все выплатит, вы об этом, возможно, даже не узнаете.

Второй вариант развития событий менее вероятен, но все же возможен. Страховая компания может не признать случай страховым и откажется что-либо платить. По закону она может отказать в следующих случаях:

  1. Если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, радиации, народных волнений, революций и прочих обстоятельств, на которые невозможно повлиять. Но лось, выбежавший на дорогу из-за ядерного взрыва или революции, — это что-то из области фантастики.
  2. Если страховой случай произошел из-за злого умысла выгодоприобретателя. В этом случае выгодоприобретателем являетесь не вы, а егеря. И страховой компании придется доказывать их злой умысел: что они выгоняли лося на дорогу специально, чтобы вы его сбили, а государство получило выплаты. Сделать это будет непросто. Но даже если представитель страховой компании будет на этом настаивать, доказывать обратное придется не вам.
  3. Если требование о выплате предъявили, но представили не все документы, не обосновали размер возмещения или не доказали, что страховой случай наступил. Но вы не можете претендовать на получение страховки, а значит, и документы представлять не вам, и доказывать что-либо вы не должны.

Этот перечень исчерпывающий, по другим основаниям отказать в выплате не получится. Но бывает, что страховщики не соглашаются на выплаты добровольно, — тогда вопрос решается в суде. Вы в этом разбирательстве будете свидетелем. Даже если это произойдет, придумывать, что говорить в суде, вам не придется. Можно смело рассказывать, как все было.

Почему есть разногласия по поводу того, кто должен возмещать ущерб

В интернете действительно много разных мнений, и позиция авторов этих статей не всегда подкреплена аргументами. Самый надежный аргумент — судебные решения. А суды в таких ситуациях встают на сторону водителя.

Приведу пример. В Костромской области мужчина сбил лося. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области потребовал возместить ущерб животному миру. Мужчина с этим не согласился — пришлось идти в суд.

Про страховую компанию при этом вообще никто не вспомнил. Мужчина доказывал, что лось был маленький, поэтому сумму возмещения нужно уменьшить. После ДТП лось был еще жив, его убили и разделали егеря, а мясо увезли. Да и вообще его вины в ДТП не было — сотрудники ГИБДД это подтвердили. А еще на месте ДТП отсутствовал знак «Дикие животные». Но департамент природных ресурсов с этими доводами не соглашался и требовал, чтобы ущерб возместил именно водитель.

О том, что гражданская ответственность владельца была застрахована, вспомнили только в ходе судебного разбирательства. Судья решил, что владелец автомобиля обязан возместить вред, который причинен источником повышенной опасности, если не докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. А таких доказательств водитель машины не представил. Но его гражданская ответственность была застрахована — полис был приобщен к материалам дела. А раз так, возмещать ущерб должна страховая компания. Ее привлекли в качестве соответчика и взыскали с нее не только ущерб, но и госпошлину в размере 1400 Р . Платить из своего кармана мужчине не пришлось. Страховая компания при этом возражений в суд не представила и судебное решение обжаловать не стала.

А вот другой пример. В Ивановской области водитель тоже сбил лося на дороге. Но его гражданская ответственность не была застрахована и возмещать ущерб ему пришлось из собственного кармана.

Что в итоге

Страховой полис защищает вас даже при ДТП с участием диких животных. Не забывайте его оформлять и продлять.

Главное в ДТП с участием животных — не покидать место ДТП и вызвать полицию, чтобы зафиксировать происшествие.

Платить штраф за сбитое животное не придется, поскольку административным правонарушением это не является. Но вот возместить ущерб государству нужно. Если полис есть, это придется делать страховой компании.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Водитель сбил лося на дороге — как работает ОСАГО в этом случае

По закону машина — средство повышенной опасности, водитель обязан компенсировать любой ущерб, который причинил его автомобиль.

Потерпевшая сторона в случае ДТП с лосем — Российская Федерация. Именно государству принадлежит животный мир в пределах границ. Водитель, сбивший лося, обязан оплатить ущерб, причиненный государству.

Ущерб нужно компенсировать даже в том случае, если на дороге не было знака «Дикие животные». Он предупреждающий и не требует от водителя дополнительных действий, но и не страхует от ответственности.

В статье разберем:

Что делать, если сбил лося

Столкновение с лосем — это ДТП, поэтому и последовательность действий здесь такая же, как при любой аварии:

  1. Немедленно остановиться, включить аварийку и выставить знак аварийной остановки.
  2. Убедиться, что все пассажиры в порядке. Если кто-то пострадал, нужно вызвать скорую, а до ее приезда оказать первую помощь.
  3. Вызвать ГИБДД — даже в том случае, если лось убежал обратно в лес.
  4. Обеспечить безопасность участка дороги. Если лось погиб, лучше его не трогать и постараться как можно заметнее обозначить место аварии.
  5. Оформить ДТП и зафиксировать обстоятельства происшествия.
  6. Сообщить об аварии в страховую компанию.

Сколько придется заплатить за сбитое животное

Такса Минприроды за сбитого лося (или лосиху) — 80 тысяч рублей. При оценке ущерба оценивается, сколько особей пострадали из-за ДТП.

Такса за сбитых животных в России. Водитель должен оплачивать ущерб не только за лося, кабана или другое крупное животное, но даже за зайца или норку. Правда, на практике это редко отслеживается.

Во многих статьях фигурирует другая сумма ущерба за сбитого лося — 40 тысяч рублей. Это старая такса. В 2017 году Минприроды изменил и дополнил таксы за сбитых животных. Сейчас водителю придется оплатить 80 тысяч рублей.

Кроме того, к сумме ущерба могут применяться повышающие коэффициенты (приложение 2 Приказа) — например, за умысел или незаконную охоту сумма ущерба увеличится в 3 раза за лося и в 5 раз — за лосиху.

Как работает ОСАГО, если водитель сбил лося

Если у водителя есть полис ОСАГО, после аварии он вызвал ГИБДД и правильно оформил ДТП, ущерб за сбитое животное покроет страховая компания. Суммы возмещения по ОСАГО вполне хватит на оплату ущерба.

Ремонт машины водителю придется оплатить из своего кармана. Государство не несет ответственности за ДТП с участием диких животных.

Предста­вители Мини­стер­ства природных ресурсов и экологии России получат от ГИБДД сведения о ДТП и самостоятельно подадут требование о возмещении ущерба в страховую компанию. Дальнейшие разбирательства проходят без участия водителя. Пример: решение Арбитражного суда Республики Татарстан. Госкомитет по биоресурсам самостоятельно подал в суд на страховую компанию и добился от нее возмещения.

Водителя могут пригласить в качестве свидетеля, если дело дойдет до суда, но платить ему не придется.

В каком случае водитель сам компенсирует ущерб за сбитого лося

Если полиса ОСАГО нет, или водитель пытался скрыться от ответственности, компенсировать ущерб придется из своего кармана.

К примеру, водитель из Новосибирской области сбил лося на участке трассы, где предупреждающий знак отсутствовал. У него не было полиса ОСАГО. В суде водитель просил отменить взыскание средств, поскольку он «не мог знать, что на дорогу выскочит лось». Однако, суд не принял его аргументы во внимание и оставил взыскание в силе (Решение № 2-63/2019 от 29 мая 2019 г.).

Что будет, если уехать с места ДТП

Если уехать и не сообщить о ДТП в ГИБДД, можно попасть под лишение прав до полутора лет или получить административный арест за оставление места ДТП.

Уезжать нельзя, даже если лось после аварии сам убежал в лес. Животное может погибнуть не сразу, а спустя какое-то время. Егерь обнаружит тушу и подаст заявление в полицию. Водителя найдут и привлекут к ответственности.

Такая ситуация произошла с водителем из Татарстана. Лось убежал в лес, водитель решил продолжить движение и не вызывать ГИБДД. Через какое-то время егерь нашел лося на обочине, от травм животное погибло. Полиция разыскала виновного водителя и лишила его прав на год. Обжаловать это решение в суде не получилось (Постановление Верховного Суда РТ № 4А-1443/2018 от 29 октября 2018 г.)

Что запомнить

При ДТП с лосем водитель в любом случае должен компенсировать ущерб за сбитую особь — от 80 тысяч рублей (по состоянию на 2021 год). Даже если на дороге не было знака «Дикие животные».

Если водитель сбил лося, он должен действовать так же, как при любом дорожно-транспортном происшествии: остановиться, выставить знак аварийной остановки, вызвать ГИБДД и оформить произошедшее. Иначе его могут привлечь к ответственности за оставление места ДТП.

Если у водителя был полис ОСАГО, ущерб государству компенсирует страховая компания. Если полиса не было, или водитель попытался скрыть факт ДТП, ему придется платить самому.

Ремонт собственного автомобиля придется оплатить из своего кармана. Государство не компенсирует гражданам ущерб, причиненный при ДТП с дикими животными.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

Отлично!

Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector