Как провести экспертизу качества оказания медицинской помощи

Как провести экспертизу качества оказания медицинской помощи

Как провести экспертизу качества оказания медицинской помощи

Как провести экспертизу качества оказания медицинской помощи

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 мая 2017 г. № 226н “Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании”

В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.76 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2013, № 16, ст. 1970; № 20, ст. 2477; № 22, ст. 2812; № 33, ст. 4386; № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1296; № 26, ст. 3577; № 30, ст. 4307; № 37, ст. 4969; 2015, № 2, ст. 491; № 12, ст. 1763; № 23, ст. 3333; 2016, № 2, ст. 325; № 9, ст. 1268; № 27, ст. 4497; № 28, ст. 4741; № 34, ст. 5255; № 49, ст. 6922; 2017, № 7, ст. 1066), приказываю:

Утвердить Порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, согласно приложению.

Врио МинистраД.В. Костенников

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 2017 г.
Регистрационный № 46910

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 16 мая 2017 г. № 226н

Порядок
осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее — экспертиза качества медицинской помощи).

2. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата*(1).

3. Экспертиза качества медицинской помощи основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, ответственности экспертов за проведение и результаты экспертизы.

4. Экспертиза качества медицинской помощи проводится при осуществлении:

1) государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее — государственный контроль);

2) ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее — ведомственный контроль).

5. При осуществлении государственного контроля экспертиза качества медицинской помощи осуществляется при проведении:

1) проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан;

2) проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи*(2).

6. Экспертиза качества медицинской помощи в рамках осуществления государственного контроля проводится аттестованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке*(3) экспертами, привлекаемыми Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) к проведению мероприятий по контролю в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»*(4).

7. Экспертиза качества медицинской помощи в рамках осуществления ведомственного контроля проводится привлеченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими ведомственный контроль, учеными и специалистами (далее — специалисты)*(5).

8. В случае если эксперту, специалисту известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы качества медицинской помощи либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 3 настоящего Порядка, эксперт, специалист сообщает об указанном обстоятельстве в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) или федеральный орган исполнительной власти (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий ведомственный контроль.

9. Эксперты, специалисты при проведении экспертизы качества медицинской помощи обязаны:

1) самостоятельно провести полное исследование представленных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) или федеральным органом исполнительной власти (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющим ведомственный контроль, материалов, дать обоснованное и объективное заключение по результатам экспертизы качества медицинской помощи;

2) точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;

3) не разглашать сведения, которые стали известны в связи с проведением экспертизы качества медицинской помощи, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

4) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи.

10. Срок проведения экспертизы качества медицинской помощи не может превышать срока осуществления государственного и ведомственного контролем, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.

11. При проведении экспертизы качества медицинской помощи эксперт, специалист путем проверки соответствия предоставленной пациенту медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»*(6):

1) выявляет нарушения при оказании медицинской помощи;

2) оценивает своевременность оказания медицинской помощи;

3) оценивает правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

4) оценивает степень достижения запланированного результата.

12. В случае выявления нарушения при оказании медицинской помощи, в том числе несвоевременности оказания медицинской помощи, неправильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, эксперт, специалист определяет их негативные последствия и лиц, допустивших данные нарушения.

13. По результатам оценки степени достижения запланированного результата эксперт, специалист определяет наиболее значимые нарушения, повлиявшие на исход заболевания.

14. По результатам экспертизы качества медицинской помощи экспертом, специалистом, осуществлявшим проведение экспертизы качества медицинской помощи, оформляется экспертное заключение.

15. В экспертном заключении указываются:

1) дата, время и место оформления экспертного заключения;

2) наименование проверяющей организации, органа;

3) основание проведения экспертизы качества медицинской помощи;

4) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности эксперта, специалиста или экспертов, специалистов, проводивших экспертизу качества медицинской помощи;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), присутствовавшего при проведении экспертизы качества медицинской помощи;

6) дата, время, продолжительность и место проведения экспертизы качества медицинской помощи;

7) сведения о результатах экспертизы качества медицинской помощи, в том числе о выявленных нарушениях, об их негативных последствиях и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) степень достижения запланированного результата с указанием наиболее значимых нарушений, повлиявших на исход заболевания;

9) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с экспертным заключением руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении экспертизы качества медицинской помощи, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи.

Экспертное заключение подписывается экспертом, специалистом или экспертами, специалистами, проводившими экспертизу качества.

16. Экспертное заключение прилагается к акту проверки, в рамках которой проводилась экспертиза качества медицинской помощи.

*(1) Часть 1 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 48, ст. 6165).

*(2) Пункты 11 и 12 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 1152 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 47, ст. 6501; 2016, № 38, ст. 5567).

*(3) Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 29, ст. 4142).

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2014, № 26, ст. 3366.

*(5) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2013 г., регистрационный № 28631).

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 48, ст. 6165.

Обзор документа

Урегулированы вопросы проведения экспертизы качества медпомощи (кроме помощи в рамках ОМС).

Закреплены основные процедуры, сроки их проведения. Определен порядок составления экспертного заключения.

В рамках государственного контроля экспертиза проводится аттестованными экспертами, привлекаемыми Росздравнадзором к проверкам, в рамках ведомственного контроля — учеными и специалистами, привлеченными уполномоченными федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Критерии оценки качества медицинской помощи

Автор: Светлана Гаврилова, эксперт-юрист RosCo — Consulting & audit

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. устанавливает возможность проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Экспертиза качества медицинской помощи может производиться в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе:

оценки своевременности оказания медицинской помощи;

оценки правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

оценки степени достижения запланированного результата.

Это следует из положений ч.1 ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Положения ч.1 ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. согласуются с определением понятия «качество медицинской помощи», которое закреплено в п.21 ст. 2 данного закона.

Так, согласно п. 21 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Экспертиза качества медицинской помощи, установленная законодательством РФ, является важным элементом правоотношений в сфере охраны жизни и здоровья, и обеспечивает защиту конституционного права каждого на охрану жизни, здоровья и медицинскую помощь (ст.ст.7, 41 Конституции РФ, ст.ст.18, 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

От экспертизы качества медицинской помощи следует отличать независимую оценку качества оказания услуг медицинскими организациями (ст.79.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

В ст.79.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. сказано, что независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. При этом, ч.1 ст. 79.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. прямо говорит о том, что независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи.

Законодательством РФ установлены критерии оценки качества медицинской помощи (далее – критерии качества).

Критерии качества, как следует из ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., формируются по группам заболеваний или состояний на основе:

порядков оказания медицинской помощи;

стандартов медицинской помощи;

клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Критерии качества утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время критерии качества утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2015 г., регистрационный № 38494).

Однако, с 1 июля 2017 г. этот документ утрачивает силу, поскольку с указанной даты начнут действовать новые критерии качества, утвержденные Приказом Минздрава РФ № 520н от 15.07.2016 г. «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2016 г. Регистрационный № 43170)

Согласно Приказу № 520н от 15.07.2016 г. критерии качества применяются при оказании медицинской помощи:

в медицинских организациях;

а также в иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность,

имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством РФ.

Соответственно, критерии качества, утвержденные Приказом № 520н от 15.07.2016 г., относятся к медицинским организациям независимо от формы собственности и условий оказания медицинской помощи (на возмездной или безвозмездной основе).

Критерии качества применяются в целях оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

В соответствии с Приказом 520н от 15.07.2016 г. критерии качества применяются:

1) по группам заболеваний (состояний);

В частности, критерии качества установлены в отношении следующих групп заболеваний:

критерии качества при некоторых инфекционных и паразитарных болезнях;

критерии качества при болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм;

критерии качества при болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ;

критерии качества при болезнях глаза и его придаточного аппарата;

критерии качества при болезнях уха и сосцевидного отростка;

критерии качества при болезнях системы кровообращения;

критерии качества при болезнях органов дыхания;

критерии качества при заболеваниях органов пищеварения, в том числе болезней полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);

критерии качества при болезнях кожи и подкожной клетчатки;

критерии качества при болезнях мочеполовой системы;

критерии качества при беременности, родах и послеродовом периоде;

критерии качества при симптомах, признаках и отклонениях от нормы, выявленных при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированных в других рубриках;

критерии качества при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин.

2) по условиям оказания медицинской помощи:

в отношении медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях;

в отношении медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара;

в отношении медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях.

Порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи устанавливается законодательством РФ.

В настоящее время такой порядок разработан только в отношении медицинской помощи, которая оказывается в рамках программ обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).

Так, в ч.3 ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. сказано, что экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

В частности, проведение экспертизы медицинской помощи, оказанной в рамках ОМС, регулируется:

Федеральным законом № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (ст. 40 Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи);

Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 (ред. от 29.12.2015) «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2011 № 19614).

Далее, в ч.4 ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. сказано, что экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Между тем, такой порядок в настоящее время находится лишь в проекте.

Так, с целью реализации ч.4 ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., в настоящее время, Минздравом РФ подготовлен проект (по состоянию на 14.12.2016 г.) Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

Как указано в проекте документа экспертиза качества будет проводиться путем проверки соответствия предоставленной пациенту медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи.

Таким образом, в настоящее время, если медицинская помощь предоставлена не в рамках ОМС, а на платной основе, то экспертизу качества помощи можно провести путем обращения к другим консультантам или в Бюро судебно – медицинской экспертизы.

Экспертиза качества медицинской помощи

Экспертиза качества медицинской помощи. Врачебные ошибки

Эксперты группы компаний «Коллегия Русборга» определят соответствует ли оказанная Вам медицинская услуга стандартам медицинской помощи, в том числе по стоматологии и пластической хирургии:

  • имелась ли врачебная ошибка и в чем она выражалась;
  • своевременно ли была оказана медицинская помощь;
  • соответствует ли оперативное вмешательство врача соответствующим методикам;
  • имеется ли причинная связь между операцией (послеоперационным лечением) и неблагоприятным исходом;
  • имелась ли возможность спасения жизни, и многое другое.

Данный вид медицинских экспертиз проводится как по определению суда – судебно-медицинские экспертизы, так и по заявлению гражданина – медицинские исследования или экспертизы качества мед. помощи, в соответствии с имеющимися лицензиями.

Лицензия на судебно-медицинскую экспертизу

Лицензия Министерства здравоохранения Ростовской области на судебно-медицинскую экспертизу ЛО-61-01-006999.
ООО «Ростовский экспертный центр».

Лицензия на экспертизу качества медицинской помощи

Лицензия Министерства здравоохранения Ставропольского края на экспертизу качества мед. помощи ЛО-26-01-005533 от 16.11.2020 года ООО «Южный экспертный центр».

Большинство судебных экспертиз и досудебных исследований проводимых экспертами группы являются медицинскими: военно-врачебными и экспертизами качества медицинских услуг. По этой причине нами накоплен большой опыт проведения данного рода экспертиз. Мы располагаем возможностью привлечения в комиссию врачей-экспертов абсолютно разного уровня от федерального до местного, в зависимости от целей, поставленных заказчиком (судьей, следователем или частным лицом).

Примеры наших работ

Заключение эксперта № 56/16 (по определению суда, дефекты медицинской помощи)
Здесь Вы можете ознакомиться с другими примерами наших работ.

Стоимость

Экспертизы качества медицинской помощи наиболее трудоемкие и дорогостоящие экспертизы. Стоимость любой медицинской экспертизы определяется объемом работ и составом комиссии. В экспертизах качества практически всегда присутствуют эти два фактора: большие объемы – дела состоящие из многих томов, большого количества медицинских карт и авторитетный состав комиссии.

Тем не менее, мы удерживаем стоимость производства данных экспертиз на относительно низком уровне – от 68 000 рублей.

Порядок работы

Экспертиза качества (дефектов) медицинской помощи относится к наиболее сложным и дорогостоящим видам экспертиз. А потому далеко не каждая экспертная организация в состоянии организовать и провести подобную экспертизу.

Для проведения экспертизы качества в нашей группе назначается эксперт-куратор, который отвечает за конечный результат. В зависимости от задач поставленных заказчиком формируется комиссия экспертов, подписи которых будут стоять в работе. Секретарь комиссии подготавливает материал – судебное дело или медицинские документы от клиента для дальнейшего использования врачами. Параллельно идет работа двух команд: эксперта-куратора и врачей-экспертов по узкой специальности (например стоматологов или пластических хирургов) по определению основных выводов работы. После согласования экспертами направления работы (основных выводов) эксперт-куратор приступает к написанию исследовательской части и аргументации выводов. Следующим этапом экспертами согласовываются детальные ответы на поставленные вопросы и аналитический раздел работы. На предпоследнем этапе написанная работа – заключение эксперта или специалиста проходит проверку на соответствие нормативно-правовой базе, наличию ошибок и неточностей. Завершающим этапом с заключением знакомятся руководитель по медицинской части и директор группы, для устранения в случаи необходимости оставшихся ошибок и опечаток. Экспертиза готова. Далее идет организационный этап, формируется дело, подготавливаются все необходимые сопроводительные документы, собирается комиссия экспертов для подписания работы.

Экспертиза качества медицинской помощи

Независимая экспертиза качества медицинских услуг

Пациент независимо от возраста, социального статуса, финансового положения имеет полное право на защиту своих личных интересов через проведение независимой экспертизы медицинских услуг.

Врачебная ошибка, допущенная в ходе назначенного или проводимого лечения, может повлечь необратимую утрату здоровья пациента, а в самых тяжелых случаях – смерть. Зачастую привлечь врача к административной или уголовной ответственности невозможно в силу невозможности доказать, что именно его действия повлекли временную или постоянную утрату здоровья, смерть.

Доказать ненадлежащее исполнение врачами своих профессиональных обязанностей, а также дать оценку их работе и оказываемым услугам можно путем проведения оценки качества оказания медицинских услуг.

Любое решение врача, а также его действия могут быть оспорены. Это право закреплено на законодательном уровне в России.

  • экспертиза качества медицинской помощи
  • экспертиза медицинской помощи
  • оценка качества оказания медицинских услуг

Цель проведения экспертизы качества медицинской помощи – выявить нарушения, возникшие в процессе оказания медицинской помощи, оценить, насколько своевременно и квалифицированно была оказана помощь, правильно ли было выбрано диагностическое обследование, лечение, реабилитация, методы профилактики и насколько был достигнут запланированный результат. Независимая экспертиза качества медицинских услуг является видом контроля качества медпомощи, проводимого в рамках действующего законодательства.

Читайте также  Ответственность за нарушение правил перевозки людей

В приказе Министерства здравоохранения утверждены критерии оценки качества оказания медицинских услуг, формирующиеся по группам болезней, состояний, которые соответствуют порядку оказания медпомощи, стандартов медпомощи, клинико-медицинских рекомендаций по всем вопросам, связанным с предоставлением медицинской помощи.

Порядок проведения экспертизы медицинской помощи описан в еще не принятом Положении Министерства здравоохранения РФ (пункт 4 статьи 64 Закон «Об основах охраны здоровья»).

Воспользоваться правом на проведение экспертизы медицинских услуг может каждый. Для этого необходимо обратиться в Межрегиональный Центр экспертизы и оценки, проконсультироваться с ведущими медицинскими экспертами, непосредственно специализирующимися на проведении медицинских и иных экспертных исследований.

  • Установление факта врачебной ошибки;
  • Оценку качества медицинской помощи;
  • Оценку выбора методики лечения;
  • Экспертиза медицинских услуг;
  • Оценку проведенной реабилитации, восстановления;
  • Возврат денежных средств за некачественное лечение.

Цена экспертизы качества медицинской помощи

Досудебная экспертиза качества оказания медицинской помощи

Судебная экспертиза качества оказания медицинской помощи

Рецензия на экспертизу качества оказания медицинских услуг

Чтобы заказать услугу или получить консультацию, звоните
+7 (495) 771 58 31, пишите info@advokatservis.ru

Цели экспертизы

  1. Оценка правильности манипуляций медицинского работника.
  2. Оценка профессионального уровня медработника или группы медиков, которые непосредственно принимали участие в диагностике, лечении пациента.

Цель проведения судебной экспертизы качества медицинской помощи – выявить нарушения, приведшие к ненадлежащему оказанию медицинской помощи, повлекшие частичную или полную утрату здоровья, ухудшение общего самочувствия, обострение хронических заболеваний и т.п.

Процедура и методы проведения независимой судебной экспертизы качества лечения

Экспертиза качества медицинских услуг – важный аспект в получении физическими лицами надлежащей, квалифицированной помощи со стороны врачебного персонала в частных медцентрах, государственных лечебных учреждениях здравоохранения. Ненадлежащее исполнение врачом своих непосредственных обязанностей является основанием для привлечения его к административной, дисциплинарной, гражданско-правовой, а также уголовной ответственности.

Врач независимо от квалификации и имеющейся категории, должен четко понимать и знать свои права и обязанности, а также права пациента. Иметь представление о том, что в случае ненадлежащего оказания помощи, а именно своих профессиональных обязанностей, пациент имеет полное право провести независимую медицинскую экспертизу врачебной ошибки, привлечь медработника к ответственности в рамках действующего административного, процессуального и уголовного законодательства.

Экспертиза качества медицинской помощи, проводимая на базе «Межрегионального центра экспертизы и оценки», наиболее сложная, ответственная, требующая от экспертов высокой квалификации и профессионализма процедура. В процессе проведения и сбора данных специалисту очень сложно выявить сам дефект оказания медпомощи, а также установить, насколько этот дефект повлиял на исход лечения заболевания. Благодаря высочайшей квалификации и многолетнему опыту работы эксперты МЦЭО дают грамотную и детальную правовую оценку возникшей между врачом и пациентом ситуации, определяют в заключении степень ответственности медицинского работника в отношении к пациенту, устанавливают полную или частичную вину, а также определяют меру ответственности, которая должна наступить как итог.

Нюансы проведения экспертизы медицинской помощи

Трудно однозначно определить, что же является определением качества предоставленной медпомощи. В основном, это соответствие предоставляемых услуг современному уровню, ответственность медработников за свои действия, искоренение коррупции в сфере здравоохранения.

Задачей исследования, под названием экспертиза медицинской помощи, – выявление возможных нарушений, которые произошли во время выполнения врачами своих прямых обязанностей. Также оценивается своевременность оказания помощи, адекватность выбора медицинских средств, приемов и препаратов, точность диагностики, подбор тактики лечения и реабилитации пациентов. Принцип медэкспертизы основан на сравнении приложенных усилий и достигнутых результатов. При этом неуклонно должны быть соблюдены установленные стандарты и практическая целесообразность.

Наша компания проводит экспертизу качества медицинской помощи по всей Москве и области, а также во многих регионах России.

Возможность проведения экспертизы врачебной ошибки позволяет минимизировать факты халатного отношения медицинского персонала к выполнению своих непосредственных (профессиональных) обязанностей, исключить ненадлежащее оказание помощи, применение нехарактерных для заболевания методик диагностики, профилактики, лечения и реабилитации.

Задачи экспертизы качества медицинских услуг, решаемые экспертами МЦЭО

  • выявить факты нарушения при оказании экстренной, амбулаторной, стационарной медицинской помощи;
  • оценить своевременность оказываемой пациенту помощи;
  • установить, насколько правильно были выбраны методики лечения, реабилитации, диагностики, а также профилактики текущих и хронических заболеваний;
  • определить, был ли достигнут результат после проведенных лечебно-диагностических процедур.

Критерии проведения оценки качества медицинской помощи, на которые опираются специалисты МЦЭО

Критерии, используемые специалистами «Межрегионального центра экспертизы и оценки» должны быть:

  • Универсальными.
  • Объективными.
  • Соответствующими установленным стандартам (местного и федерального значения).
  • Доступными для использования.
  • Специфичными.

Помощь в решении вопросов по проведению экспертизы качества медицинской помощи

На улучшение качества оказываемой населению медицинской помощи влияют:

  • мнения потребителей медицинских услуг;
  • результаты исследований, проводимых страховыми компаниями и экспертами. Именно эти два показателя зачастую ложатся в основу проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Благодаря возможности провести независимую экспертизу медицинских услуг, пациенту будет проще доказать допущенные врачебные ошибки, отстоять свои права и законные интересы в судебном порядке. Особенно это важно, если медицинское учреждение, где наблюдалось физическое лицо, не приняло во внимание факт ненадлежащей работы медперсонала и отказалось вернуть деньги за некачественное лечение, в том числе материально компенсировать понесенные моральные издержки.

Документы необходимые для проведения экспертизы качества медицинских услуг

При обращении в МЦЭО пациенту, не удовлетворенному качеством оказываемых ему медицинских услуг, необходимо предоставить следующие документы:

  • амбулаторную карту или ее копию;
  • листы нетрудоспособности или их копии с указанными данными по установленному диагнозу;
  • сведения о назначенном медикаментозном лечении;
  • данные по реабилитационным, профилактическим мероприятиям.

Чтобы заказать и провести экспертизу качества медицинской помощи
звоните +7 495 771-58-31, пишите info@advokatservis.ru

Дипломы и сертификаты наши медицинских экспертов

Если вы пострадали в результате действий работников медицины либо наоборот – по причине их бездействия, существует ряд законных методов получить справедливое возмещение вреда здоровью. Обратившись в суд для отстаивания своих интересов, в обязательном порядке необходимо пополнить доказательную базу результатом экспертизы медицинской помощи. Данное исследование позволит установить истину в вопросе компетентности врачей, с которыми произошел конфликт, а также соответствие их действий закону.

Наш центр медицинских экспертиз предоставляет возможность гражданам получить полностью независимый и профессиональный взгляд на ситуацию. Опытные врачи проведут анализ действий медиков, врачебных предписаний и своевременность оказания помощи. Если в результате экспертизы будут выявлены нарушения, это станет основным доказательством неправомерных действий врачей. Заключение нашего центра является официальным документом, который принимается во внимание и судом, и следствием.

Как провести экспертизу качества оказания медицинской помощи

Общие требования к качеству медицинских услуг

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан оказать потребителю услуг (выполнить работу), качество которой соответствует договору. Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуг (выполнения работ), исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), пригодную для использования в соответствии с этими целями. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге (работе), исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), соответствующую этим требованиям.

Под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (п. 21 ст. 2 Федерального «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Исполнитель обязан предоставлять медицинские услуги, качество, объем и сроки оказания которых должны соответствовать обязательным требованиям, условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Алгоритм действий потребителя

1. Выявление недостатков оказанной услуги

Недостаток услуги — несоответствие услуги предусмотренным законом обязательным требованиям или условиям договора, или целям, для которых услуга такого рода обычно используется, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора.

Существенный недостаток услуги — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

2. Срок предъявления требований, связанных с недостатками оказанной услуги:

— в ходе оказания услуги,

— при принятии оказанной услуги,

— если невозможно обнаружить недостатки при принятии оказанной услуги — в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия оказанной услуги.

В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона исполнитель отвечает за недостатки услуги, на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении услуги, на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия услуги потребителем вследствие нарушения им правил использования результата услуги, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

3. Доказывание факта причинения вреда жизни или здоровью потребителя в результате недостатков услуг

Ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины (ст. 1064 ГК РФ).

Исполнитель услуг должен представить доказательства отсутствия его вины при оказании некачественных медицинских услуг.

Потребитель должен представить доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что исполнитель услуг является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1, Определение Верховного суда РФ от 11 марта 2019 г. N 18-КГ18-253).

4. Ответственность исполнителя

Исполнитель за некачественное оказание медицинских услуг несёт следующую имущественную ответственность:

— безвозмездно устраняет недостатки оказанной услуги;

— уменьшает цену оказанной платной медицинской услуги;

— повторно оказывает услугу;

— возмещает понесенные расходы по устранению недостатков оказанной услуги.

Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги исполнителем не устранены. Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе предъявить требования о возмещении таких убытков, возникших в связи с некачественными медицинскими услугами, как: расходы на усиленное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, включая стоимость проезда (при необходимости не только пострадавшего, но и сопровождающего лица), приобретение специальных транспортных средств, расходы на обслуживание потерпевшего в быту (стирка, уборка жилья и т.п.). Потерпевшему, нуждающемуся в нескольких видах помощи, возмещаются расходы на все виды помощи.

Возмещение вреда здоровью.

Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в полном объеме(часть 3 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, ст. 1064 ГК РФ). Исполнитель может быть освобожден от возмещения вреда в случае, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Компенсация морального вреда .

Право на компенсацию морального вреда имеет потребитель, которому оказаны некачественные медицинские услуги, а в случае его смерти – родственники. Определение Верховного суда РФ от 25 февраля 2019 г. N 69-КГ18-22 — в случае причинения потребителю морального вреда (нравственных и физических страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, в числе которых право гражданина на охрану здоровья, право на семейную жизнь, потребитель вправе потребовать денежной компенсации указанного вред.

Способы восстановления нарушенных прав

1. Предъявление письменной претензии исполнителю в связи с выявленными недостатками оказанных услуг.

2. В случае спора о качестве медицинских услуг проведение независимой экспертизы качества оказанных услуг.

В случае оказания некачественной медицинской помощи, предоставленной по договору о платных медицинских услугах, потребитель вправе обратиться в независимую экспертную организацию, осуществляющую экспертизу медицинских услуг, до обращения в суд с обязательным уведомлением исполнителя услуг о проведении экспертизы. Также потребитель вправе заявить ходатайство о проведении независимой экспертизы платных медицинских услуг при рассмотрении дела в суде.

3.Обращение в суд с исковым заявлением.

В случае оказания некачественной медицинской помощи, предоставляемой в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС):

Потребитель вправе обратиться с жалобой на некачественную услугу в свою страховую организацию либо территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Экспертиза качества медицинской помощи проводится путем проверки (в том числе с использованием автоматизированной системы) соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи, клиническим рекомендациям (протоколам лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, сложившейся клинической практике.

Экспертиза качества медицинской помощи в рамках ОМС проводится экспертом, включенным в единый реестр экспертов качества медицинской помощи. В соответствии с пунктом 11 части 8 статьи 33 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», единый реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи ведет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Тел.: +7 (38822) 6-43-84

Эл. почта:

Формально провести экспертизу качества оказанной медпомощи невозможно

Адвокатам рассказали о настоящем и будущем судебно-медицинской экспертизы

23 октября в Федеральной палате адвокатов РФ прошел дистанционный семинар по повышению квалификации на тему «Судебно-медицинская экспертиза: современное состояние, проблемы, перспективы». С лекцией выступил профессор кафедры судебной медицины Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России, член правления Ассоциации судебно-медицинских экспертов, д.м.н. Иван Буромский. На примерах, в том числе из собственной практики, спикер рассказал о процедурных особенностях производства судмедэкспертизы, типичных ошибках и проблемах, а также ответил на многочисленные вопросы участников семинара. В семинаре также приняли участие члены региональных адвокатских палат.

В начале выступления спикер рассказал о том, что такое судебная медицина и судебно-медицинская экспертиза, а также чем специалист отличается от эксперта. При этом он обратил внимание, что сотрудники полиции термин «насилие» ассоциируют, как правило, с криминалом, хотя это не одно и то же. В частности, насильственной считается смерть, последовавшая в результате воздействия внешних факторов (например, вследствие алкогольной интоксикации, самоубийства и т.д.).

Лектор отметил, что в настоящее время судебные медики не устанавливают утрату профессиональной трудоспособности, факт совершения изнасилования, не проводят медицинское освидетельствование потерпевшего, а также не устанавливают степень алкогольного опьянения. При этом он пояснил, что наличие этанола в крови может быть обусловлено не только приемом спиртосодержащих веществ, но и рядом заболеваний, стимулирующих выработку организмом этилового спирта, а также дефектами хранения и исследования биоматериалов.

На примерах из практики Иван Буромский пояснил, что при проведении экспертизы в отношении живого человека не может участвовать врач, который до назначения экспертизы оказывал данному лицу медицинскую помощь – в противном случае результаты экспертизы могут быть опротестованы. Экспертиза по материалам дела и медицинским документам допустима только в том случае, когда они содержат исчерпывающие данные, необходимые для ее производства.

Освещая процедурные особенности проведения экспертизы, в том числе вещественных доказательств, спикер напомнил про обязательный контроль соблюдения всех принципов доказательной медицины.

В качестве ключевых проблем при проведении судебных экспертиз спикер назвал федеральный принцип организации правоохранительных органов и территориальный принцип медслужбы, отсутствие лицензий, нарушение законодательных норм касательно отвода экспертов, ходатайств о производстве экспертизы в другом экспертном учреждении (что особенно актуально про расследовании «врачебных дел»), самостоятельное включение руководителем экспертного учреждения в состав комиссии специалистов иной специальности или профессии, не являющихся сотрудниками данного учреждения. Также он осветил особенности формирования экспертных комиссий в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве, нюансы проведения комплексных судмедэкспертиз.

Спикер подробно описал, что обязательно должно быть отражено в заключении эксперта. В частности, оно должно содержать описание всех этапов исследования с указанием применяемых медицинских технологий, экспертных методик, характеристик используемого оборудования и материалов, результаты сравнительного исследования образцов и т.д.

Кроме того, были приведены типовые ошибки, которые допускаются при производстве экспертизы. Среди них: использование медицинских документов, изъятых без постановления суда, отсутствие описания экспертных методик, включение в экспертизу непроцессуальных документов (например, актов медицинского исследования), нарушение порядка подписания заключения (оно должно быть подписано конкретными специалистами – членами экспертной комиссии), а также технические ошибки и вероятностный характер выводов.

В отношении приобщения к делу заключения специалиста Иван Буромский рекомендовал адвокатам не забывать о п. 4 ст. 271 УПК РФ, где указано, что суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве свидетеля или специалиста, явившегося в суд по инициативе сторон. Это, подчеркнул он, способ заставить судью выслушать мнение специалиста. При этом спикер добавил, что личное участие последнего в судебном заседании предпочтительно.

Продолжая тему ошибок при производстве экспертизы, спикер отметил, что, определяя давность наступления смерти человека, нередко забывают о том, что методики, таблицы, диаграммы и т.д., используемые для установления давности, применимы к трупу взрослого человека, который находится на открытом воздухе при постоянной температуре окружающей среды. Он пояснил, что труп нередко бывает обнаружен далеко не сразу, условия среды также могут меняться, что в результате приводит к недостоверным результатам.

Опираясь на практические примеры, он привел типичные ошибки в оценке травмы, в том числе черепно-мозговой, при определении степени тяжести причиненного вреда здоровью, а также пояснил, какие аспекты могут указывать на то, что медицинские документы были сфальсифицированы.

Была затронута и тема «ятрогенных преступлений». Иван Буромский напомнил, что как в гражданском, так и в уголовном процессе рассматривается только прямая причинно-следственная связь между недостатком оказания медпомощи и наступившим неблагоприятным исходом. Спикер подчеркнул, что формально провести экспертизу качества, в том числе оказанной медпомощи, невозможно. «Можно лишь говорить о том, соответствует ли лечение критериям оценки качества оказания медпомощи», – отметил он. При этом спикер добавил, что клинические рекомендации, на основании которых должны разрабатываться стандарты оказания медпомощи, будут разработаны только к 2022 г.

В заключение спикер ответил на многочисленные вопросы участников семинара.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector