Как правильно заполнить решение собственника помещения

Как правильно заполнить решение собственника помещения

Как правильно заполнить решение собственника помещения

Образец листа решения собственника — как заполнить без нарушений.

В этой статье мы подробно расскажем как правильно оформить индивидуальные листы решений на каждого собственника при проведении общего собрания, а также Вы можете скачать образец типового бюллетеня для голосования на этой странице.

Мы актуализируем этот материал по мере выхода поправок или иных документов, связанных с проведением общего собрания. Последняя правка статьи: 27.01.2020 — c учетом всех изменений на эту дату.

Эта статья написана простым и доступным языком на основе нашей практики проведения общих собраний в 6000+ многоквартирных домах России за 2011-2020 гг.

Обязательно ли делать бланк именным и можно ли вообще указывать эти данные сразу в бланке для голосования?
Именной бланк не обязателен, Вы можете передать пустой (в том числе, в шапке) бланк, который каждый собственник будет заполнять собственноручно. По нашей практике, мы настоятельно рекомендуем делать бланки именными, т.к. при самостоятельном заполнении возникает огромное количество ошибок. Люди заполняют площадь и округляют ее, например, «84», хотя в документах она «84,2», также почти всегда есть ошибки при заполнении поля с основанием права собственности либо вообще это поле не заполняется. Собственники даже могут отказываться от голосования, чтобы не искать документы на недвижимость и не заполнять бланки. Гораздо проще собрать листы решений, если собственникам нужно просто проставить галочки и подпись. Обратитесь к нам в «Домсканер» (телефон 8- 800-100-24 -97 — звонок бесплатный), и мы сделаем индивидуальные бланки на каждого жителя Вашего дома.

Скачать пример (образец листа решения) Вы можете внизу страницы. Мы подготовили его в удобном редактируемом формате .doc (Ворд).

Требования к заполнению листов решений содержатся в ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса РФ:

В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».

Дополнительные обязательные требования указаны в Приказе Минстроя РФ №44/пр об оформлении протоколов общих собраний, обязательным приложением которых являются письменные решения собственников.

В подп. «ж» п. 20 приказа указано, что письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, должны содержать:

  • дату их заполнения,
  • сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей,
  • сведения, позволяющие идентифицировать лиц, предусмотренные пунктом 13 Требований, утвержденных этим приказом:

    а) для физических лиц — фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) собственника и (или) его представителя (в случае участия последнего в общем собрании); номер принадлежащего ему на праве собственности помещения (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности; количество голосов, которыми обладает данное лицо; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника (в случае его участия в общем собрании); подпись собственника либо его представителя;

    б) для юридических лиц — полное наименование и ОГРН юридического лица; номер принадлежащего ему помещения (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на помещение; количество голосов; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) представителя собственника; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя; подпись представителя собственника помещения в многоквартирном доме.

    Теперь перейдем к ответам на самые часто задаваемые вопросы относительно заполнения листов решений общего собрания.

    Вопрос: Нужно ли раздавать листы решения при отправке уведомлений о проведении общего собрания собственников?
    Ответ: Нет, это не обязательно, но в уведомлении о проведении Вы обязаны указать когда и где собственник сможет получить лист решения для своего волеизъявления.

    Вопрос: Кто обязан печатать листы голосования?
    Ответ: Листы распечатывает инициатор собрания или инициативная группа. Управляющая компания обязана обеспечить проведение собрания и подготовить документы только если ранее собственники приняли решение о порядке финансирования данных расходов (в договоре управления или иным способом, но на практике в 99% домов такое решение не принималось).

    Вопрос: Могут ли формулировки в повестке вопросов и в листе решения не совпадать?
    Ответ: Изменять повестку вопросов нельзя, но сами формулировки могут быть изменены с позиции совершения действия. Например, формулировка повестки «Принятие решения о выборе состава совета многоквартирного дома». В листе решения может быть следующая формулировка: «Принять решение о выборе в состав совета многоквартирного дома ___________________ (кв. ___), __________________ (кв. ___), ____________________ (кв. ___). При этом важно отметить, что если в повестке вопросов стоит формулировка «Принятие решение о смене управляющей компании» НЕЛЬЗЯ ставить в лист решения формулировку «Принять решение о создании ТСЖ».

    Вопрос: У меня на руках свидетельство о праве собственности с номером АА 112233, а в реестре собственников стоит запись № 77-77/007-77/007/001/2015-266/3, что указывать в листе решения?
    Ответ: Свидетельство у Вас на руках — это бумажка, которая имеет свой номер. Фактически, АА112233 — это номер бумажки, но не номер документа, подтверждающего право собственности. Поэтому правильным будет указание № 77-77/007-77/007/001/2015-266/3.

    Вопрос: Обязательно ли делать бланк именным и можно ли вообще указывать эти данные сразу в бланке для голосования?
    Ответ: Именной бланк не обязателен, Вы можете передать пустой (в том числе, в шапке) бланк, который каждый собственник будет заполнять собственноручно. По нашей практике, мы настоятельно рекомендуем делать бланки именными, т.к. при самостоятельном заполнении возникает огромное количество ошибок. Люди заполняют площадь и округляют ее, например, «84», хотя в документах она «84,2», также почти всегда есть ошибки при заполнении поля с основанием права собственности либо вообще это поле не заполняется. Обратитесь к нам в Домсканер (раздел Контакты) и мы сделаем индивидуальные бланки на каждого жителя Вашего дома.

    Вопрос: Можно ли собирать бланки решений до начала голосования или после его завершения?
    Ответ: Нет, Вы можете только раздать бланки решений общего собрания для ознакомления, но голосовать собственники могут только с даты начала и до даты завершения. Дата на каждом бланке должна быть в интервале от начала до завершения собрания.

    Вопрос: Должен ли я учитывать где-то выданные и принятые бланки?
    Ответ: Обязательной формы для учета законодательно не предусмотрено. На практике, мы рекомендуем вести лист участников общего собрания, в котором отмечать переданные для ознакомления и полученные листы для удобства дальнейшего подсчета. Повторюсь, это не является обязательным.

    Вопрос: Кто должен подписывать бланк за ребенка — собственника квартиры?
    Ответ: За ребенка подписывает его законный представитель (родитель, опекун), мы рекомендуем прикладывать копию свидетельства о рождении.

    Вопрос: Если у человека несколько квартир — может ли он проголосовать только за одну или по-разному за разные?
    Ответ: В такой ситуации собственник голосует за все принадлежащие ему площади (нельзя голосовать выборочно) и голосует одинаково за все помещения.

    Вопрос: Можно ли получить бланк голосования по электронной почте и приложить его к Протоколу?
    Ответ: Нет, все бланки должны быть подписаны собственноручно, приложенный распечатанный бланк влечет за собой риск отмены решения по данному собственнику.

    Как правильно заполнить решение собственника помещения

    Не только законодатели, но и карантинные ограничения, связанные с пандемией коронавируса, внесли коррективы в работу всех УО и сегодня мы делимся с вами информацией как можно провести ОСС законно и при этом без личного присутствия всех собственников помещений.

    Основными нововведениями стали:

    1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уже можно проводить с использованием портала госуслуг.

    Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 16.01.2021 № 9 в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861.

    2. Голосование собственников с помощью ГИС ЖКХ

    Теперь у собственников есть возможность заочного голосования — с использованием системы ГИС ЖКХ (ч.3 ст.47 ЖК РФ) — в формате электронного голосования.

    3. Общие собрания по коммерческим и нежилым помещениям и новые вопросы, которые необходимо согласовывать с собственниками на ОСС

    С 2021 года практически все вопросы, которые касаются размещения коммерции в нежилых помещениях, придется согласовывать с собственниками.

    1) Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме

    Соответственно, решение об использовании общего имущества, а также решение о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.

    2) Перечень вопросов, которые нужно согласовывать с собственниками с 2021 г.:

    • размещение рекламных конструкций, вывесок
    • аренда общего имущества в МКД (в первую очередь, это касается интернет — провайдеров)
    • инженерные коммуникации и многие изменения, связанные с ними (увеличение мощностей, установка кондиционеров, перенос стен и пр.)

    Формы проведения ОСС:

    Общее собрание собственников помещений в МКД ( ч.1 ст.44 ЖК РФ), признаётся органом управления домом. Общее собрание проводится для того, чтобы собственники помещений путем голосования принимали общее решение по злободневным вопросам содержания и управления МКД.

    Общее собрание собственников жилья может быть проведено в трёх формах (ст.44.1 ЖК РФ):

      очное голосование — в присутствии собственников помещений в доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование;

    заочное голосование — если собрание в очной форме не состоялось из-за отсутствия кворума (ч.1 ст.47, ст.47.1 ЖК РФ), то заочное собрание производится посредством опросного листа.

  • очно-заочного голосования — с использованием системы ГИС ЖКХ (ч.3 ст.47 ЖК РФ). Решение об использовании ГИС ЖКХ при проведении ОСС в форме заочного голосования принимается общим собранием собственников помещений (п.3.2 ч.2 ст.44, ч.1 ст.47.1 ЖК РФ).
  • Годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится ежегодно, в течение II квартала года, следующего за отчетным годом, если общим собранием собственников не установлено иное (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ).

    • по инициативе любого из собственников (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ);
    • по инициативе правления ТСЖ (если в доме создано ТСЖ) (п. 8 ст. 148 ЖК РФ);
    • по инициативе управляющей организации (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ);
    • управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иным специализированным потребительским кооперативом по письменному обращению собственников, обладающих не менее чем 10% общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ).

    Пошаговая инструкция по проведению общего собрания с обственников в МКД

    1. Определяем инициатора собрания;

    2. Подготовка документации общего собрания

    Для проведения ОСС потребуются следующие документы:

    • Реестр собственников помещений многоквартирного дома;
    • Сообщение о проведении общего собрания собственников;
    • Бланки решений собственников;
    • Листы регистрации.

    3. Сообщение о проведении общего собрания.

    Оповестить каждого собственника помещения в многоквартирном доме о времени и месте проведения собрания следует не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания. В зависимости от того, какой способ информирования установило общее собрание, можно повесить объявление в подъезде или другом общедоступном месте, вручить уведомление под подпись каждому собственнику или направить заказным письмом (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

    4. Проведение общего собрания по выбранной форме (очная, заочная, очно-заочная).

    В день проведения собрания члены инициативной группы встречают в назначенном месте и в условленное время остальных собственников помещений.

    Голосовать на общем собрании собственник помещения может как лично или через представителя. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и п. 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверена нотариально.

    Сведения о лицах, участвующих в очной части голосования, вносятся в регистрационные листы. Вне зависимости от участия в очной части голосования все собственники голосуют письменно, заполняя бланк решения.

    Бланки решения надо направить или выдать заблаговременно, а также сообщить дату, время и место приема заполненных бланков.

    Обратите внимание.

    Общее собрание не может принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять ее.

    Сведения о времени, дате и месте приема бланков решений, подпись собственника или его представителя. (Бланк решения без подписи считается недействительным и не принимается во внимание при подсчете голосов по результатам голосования).

    Очень важно помнить, что общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании, пропорционально его доле в праве, а именно: 1 кв. м = 1 голос.

    5. Подсчёт голосов и оформление результатов голосования

    По общему правилу решения общего собрания собственников по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников, участвовавших в этом собрании (ч. 1, п. 2 ч. 1.2 ст. 46 ЖК РФ).

    Исключение составляют (п. п. 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 ч. 2 ст. 44, ч. 1, п. 1 ч. 1.2 ст. 46, ч. 1 ст. 136 ЖК РФ):

      принимаемые более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на нем, о наделении совета МКД полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД и решения о создании ТСЖ в одном МКД;

    отдельные решения, принимаемые большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, например, решения о реконструкции многоквартирного дома, о строительстве хозяйственных построек и других зданий, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества МКД, о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами;

  • решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое при наличии в доме более одного подъезда, принимаемые большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании собственников при условии голосования за принятие указанного решения собственниками помещений, расположенных в одном подъезде с переводимым помещением, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников.
  • Счетная комиссия обрабатывает бюллетени и подсчитывает результаты голосования. Как правильно подсчитать голоса вы можете прочитать здесь .

    Состав счетной комиссии определяют собственники на общем собрании. Засчитываются только те голоса, по которым собственник выбрал в письменном решении лишь один вариант ответа. Иначе решения признаются недействительными. Если в повестке несколько вопросов – один некорректный ответ не делает недействительным все решение (ч. 6 ст. 48 ЖК РФ).

    Окончательное решение общего собрания оформляют протоколом с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Требования к протоколу подробно регламентированы Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 года № 937/пр.

    Протокол общего собрания изготавливается в сроки, установленные общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, но не позднее чем через 10 дней после проведения собрания.

    6. Сообщение о результатах собрания

    Окончательное решение общего собрания собственников оформляется в виде протокола с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Инициатор собрания должен обнародовать решения, принятые общим собранием, а также итоги голосования. Для этого нужно разместить сообщение в помещении данного дома, которое определено решением общего собрания и доступно для всех собственников. Уведомить всех собственников необходимо не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (ч.3 ст. 46 ЖК).

    7. Направление протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в надзорный орган

    Порядок передачи копий протоколов общего собрания собственников помещений установлен Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 937/пр.

    Инициатор общего собрания должен предоставить оригиналы решений и протокола ОСС в свою управляющую компанию в течение 10 дней после проведения мероприятия (ч.1 ст.46 ЖК РФ).

    Управляющая организация, правление ТСЖ, ЖСК обязан направить подлинники решений и протоколов ОСС, в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений, в котором проводили общее собрание.

    Подлинники решений, протокола нужно передать в течение пяти дней с тех пор, как их получили от инициатора управляющая организация, правление ТСЖ, ЖК или ЖСК. Вручение нужно оформить таким образом, чтобы можно было подтвердить факт и дату получения документов ГЖИ. Кроме этого, сохраняется обязанность размещения информации об итогах ОСС:

    • на сайте Реформа ЖК
    • на сайте УК, ТСЖ, ЖСК
    • на сайте ГИС ЖКХ

    Инфокрафт: Формула ЖКХ

    Инструкция по проведению общего собрания собственников picture_as_pdf

    Собрания собственников могут быть очередными и внеочередными. Очередное собрание собственников должно проводиться не реже чем раз в год, порядок и периодичность должны быть закреплены в уставе. Внеочередное собрание собственников может быть инициировано любым собственником помещения в МКД или членом ТСЖ.

    Общее собрание собственников и членов ТСЖ может быть проведено в трех формах ( статья 44.1 ЖК РФ ):

    • очное голосование;
    • очно – заочное голосование;
    • заочное голосование.

    Общее собрание собственников (ОСС) начинается с оповещения о мероприятии и созыва всех собственников и членов ТСЖ. Согласно ч.5 ст. 45 ЖК РФ, в извещении о проведении ОСС должны быть указаны:

    • инициатор голосования;
    • форма проведения собрания;
    • дата, место, время проведения собрания или в случае заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
    • повестка дня собрания.

    Подготовка к проведению ОСС и оповещение собственников

    После того как сформулирована повестка дня, определена форма собрания, известно время и место проведения собрания (т.е. должны быть заполнены шаги «Данные об организации» и «Участники голосования». Более подробно смотри в инструкции), следует заполнить всю необходимую информацию для сообщения о проведении голосования на шагах документа «Информация о собрании» и «Список вопросов».

    На шаге «Информация о собрании» – «Основное» заполняется форма собрания, его тип, кворум, а также дата и время проведения собрания или в случае заочного голосования дата окончания приема решений собственников. На вкладке «Место проведения и инициаторы собрания» указывается место проведения собрания или адрес, для приема решений заочной части голосования, а также инициаторы собрания.

    На вкладке «Ответственные лица» указывается председатель и секретарь собрания, а также члены счетной комиссии.

    Список вопросов для повестки дня указывается на шаге «Список вопросов».

    Вопросы для повестки дня могут быть простыми, проголосовать за которые можно «За» или «Против». При наличии подвопросов или вариантов решения для голосования следует выбрать соответствующий переключатель и указать значения.

    «Тип вопроса» необходимо выбрать из тех, что находятся в компетенции ОСС и определены ч.2 ст. 44 ЖК РФ.

    При необходимости можно указать «Представление вопроса», которое будет использовано в печатных формах.

    После того как заполнена вся необходимая информация следует распечатать «Уведомление о проведении общего собрания». Это можно сделать выбрав необходимую печатную форму в подменю «Печать»:

    Оповестить каждого собственника следует не позднее чем за десять дней до даты его проведения ( ч.4 ст.45 ЖК РФ ).

    Подготовка бланков для проведения ОСС

    Для проведения голосования также необходим лист регистрации на собрании и формы решений участников голосования по вопросам повестки дня.

    Установка флага «Заполнять собственников на «Листе регистрации» позволит при печати формы «Лист регистрации на собрании» получить заполненный список участников автоматически.

    На этом шаге также необходимо определить характеристики площадей, которые будут участвовать в подсчете веса и итогов голосования, пройдя по ссылке «Соответствие площадей». Важно! Для корректного расчета кворума и результата голосования, необходимо чтобы все характеристики площадей были указаны, а также имели числовые значения.

    В табличной части участникам голосования можно указать представителя. Важно! Если голосует представитель, то в «Решении участника голосования» должен быть указан номер доверенности, кем и когда она выдана.

    Читайте также  Понятие взятки в уголовном праве

    «Лист регистрации на собрании» и «Решение участника голосования» можно получить в подменю «Печать»:

    Проведение ОСС и оформление результатов

    Решения ОСС по вопросам повестки дня принимаются большинством голосов от общего числа собственников жилья, принимающих участие в собрании ( ч.1 ст.46 ЖК РФ ). Исключение составляют решения, которые принимаются большинством не менее ⅔ голосов, не менее ¾ или единогласно.

    Результаты голосования оформляются на шаге «Подсчет голосов».

    Заполнять результаты голосования можно по всем участникам сразу или по каждому участнику отдельно, для этого нужно выбрать на переключателе «По одному участнику». Данные можно заполнить вручную, а также по кнопке «Заполнить результат голосования».

    Решение ОСС оформляется протоколом ( ч.1 ст.46 ЖК РФ ). Все решения и протокол ОСС должны быть обязательно размещены в ГИС ЖКХ инициатором собрания.

    Протокол можно получить в подменю «Печать» – «Протокол собрания». Протокол содержит дату, место и время проведения общего собрания, подведение итогов, повестку дня, наличие кворума, количество голосов «За», «Против» и «Воздержался» по каждому вопросу. Он должен быть подписан председателем и секретарем общего собрания, а также членами счетной комиссии.

    Инициатор общего собрания должен предоставить оригиналы решений и протокола ОСС в свою управляющую компанию в течение 10 дней после проведения мероприятия ( ч.1 ст.46 ЖК РФ ). Управляющая компания в течение 5 дней с момента получения решений и протокола ОСС должна в установленном законодательством порядке направить их в ГЖИ для хранения в течение 3 лет, в том числе с использованием ГИС ЖКХ ( ч.1.1 ст.46 ЖК РФ ).

    Информирование и размещение результатов ОСС

    Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений. ( ч.3 ст.46 ЖК РФ ).

    Итоги голосования находятся на шаге «Итоги».

    Cлужба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области

    • События
    • Независимая антикоррупционная экспертиза
    • НПА службы
    • Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного жилищного надзора
    • Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного лицензионного контроля
    • Политика обработки персональных данных
    • Ежегодные планы проверок
    • Отчеты о работе
    • Сведения о результатах плановых и внеплановых проверок
    • Результаты проверок органов местного самоуправления
    • Результаты работы
    • Нормативные правовые акты Российской Федерации
    • Нормативные правовые акты Иркутской области
    • Порядок поступления граждан на государственную гражданскую службу Иркутской области
    • Контакты
    • Порядок обжалования решения конкурсной комиссии
    • Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы
    • Документы, необходимые для участия в конкурсе
    • Результаты
    • Сведения о вакантных должностях
    • Конкурсы
    • Образцы заявлений в службу
    • График приема граждан
    • Справочная информация
    • Проекты межевания территорий
    • Профстандарты в сфере ЖКХ
    • Статьи КОАП в сфере ЖКХ
    • Видеоматериалы по вопросам ЖКХ
    • Положение о порядке рассмотрения обращений граждан
    • г. Братск, Братский район
    • г. Нижнеудинск, Нижнеудинский район
    • г. Тулун, Тулунский район
    • Куйтунский район
    • г. Железногорск-Илимский, Нижнеилимский район
    • Усть-Кутский район
    • Иркутск
    • Документы
    • Общая информация
    • Информация для Застройщика
    • В помощь Дольщику
    • Комиссия по вопросам, связанным с исполнением застройщиками своих обязательств перед гражданами
    • План проведения проверок
    • Информация о проведенных проверках
    • Реестр выданных заключений (отказов в выдаче заключений) о соответствии
    • «Дорожные карты»
    • Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля и надзора в области долевого строительства
    • Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Службы в области долевого строительства
  • О нюансах подсчёта голосов на общем собрании собственников

    Виды права собственности на недвижимое имущество

    Прежде чем перейти к подсчёту голосов на ОСС, необходимо определить виды права собственности на помещения в МКД. Поскольку именно от вида права собственности на недвижимое имущество зависит правильность подсчёта голосов на общем собрании.

    Например, если в квартире не один, а несколько собственников, то каждый из них будет обладать правом голоса пропорционально доле в праве общей собственности. Поэтому, если из какой-то квартиры на ОСС присутствовал только один собственник из двух или трёх дольщиков, то нельзя его голос засчитать за всех собственников данной квартиры, если у него нет доверенности от этих собственников. Из-за этого зачастую при неправильном подсчёте голосов может набраться или не набраться кворум, что впоследствии может быть оспорено в суде. В таком случае собрание будет признано недействительным.

    Недвижимое имущество может принадлежать собственникам на праве совместной и общей долевой собственности.

    Согласно ст.244 ГК РФ имущество в собственности двух и более лиц принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество признаётся долевой, если только закон не предусматривает образование совместной собственности на это имущество.

    В соответствии с п.1 ст.245 ГК РФ доли участников в праве общей собственности на недвижимое имущество могут определяться их соглашением или на основании закона. Если размер долей перечисленными способами не может быть определён, то они признаются равными.

    Интересно, что Гражданский Кодекс РФ не уточняет, в каком выражении определяется размер долей в праве общей собственности на недвижимое имущество. Однако из прецедентов правоприменительной практики вытекает точка зрения, которая позволяет выражать доли участников общей долевой собственности на недвижимое имущество и в дробях, и в процентах ( постановление ФАС Московского округа от 07.03.2003 №КГ-А40/944-03 ).

    Аналогичное суждение содержится в п.5.18 Порядка заполнения формы «Сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов» ( Приказ ФНС от 11.02.2011 №ММВ-7-11/154@ ).

    Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество(ограничение, возникновение, переход и прекращение) подлежат госрегистрации в ЕГРП органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( ст.131 ГК РФ ).

    В соответствии с Правилами ведения ЕГРП обязательно указывается размер доли в праве общей собственности ( Приказ Минэкономразвития №765 от 23.12.2003 года ). Эта норма определяет указание размера доли в виде правильной простой дроби.

    На основании этой нормы некоторые суды отменяют решения нижестоящих судебных органов, в которых размер доли в праве на недвижимость указан в процентах ( постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2011 №04АП-3334/07 ).

    Как видно из приведённых выше примеров, указание в договоре размера доли в праве общей собственности в виде процентов иногда приводит к судебным спорам. Поэтому целесообразнее указывать в договоре мены размер долей участников общей долевой собственности в виде правильных дробей.

    Также существует совместная общая собственность в праве общей собственности на недвижимость, когда несколько человек вместе и по своему усмотрению могут пользоваться и распоряжаться имуществом, которое им принадлежит на доверительной основе. Как правило, совместная собственность на недвижимость возникает у супругов ( ст.256 ГК РФ ), если она приобретена в период брака.

    Существует другой вариант совместной собственности на недвижимое имущество, который возникает при приватизации жилплощади совместно проживающими людьми не зависимо от их родственных связей. В бланке договора приватизации есть графа, позволяющая собственникам определить, в какую собственность они хотят перевести свою недвижимость: совместную или долевую.

    Как подсчитать голоса собственников на ОСС

    Подсчёт голосов собственников на ОСС, как мы уже писали выше, зависит от вида права собственности на недвижимое имущество. Рассмотрим подсчёт голосов на общем собрании при голосовании участников общей совместной и долевой собственности.

    Подсчёт голосов на ОСС при общей совместной собственности

    Участники общей совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, вместе владеют и пользуются общим имуществом ( ч.ч.1, 2 ст.253 ГК РФ ). Распоряжаться совместным имуществом может любой из собственников по согласию остальных независимо от того, кем из участников совершается сделка.

    Суды считают, что при подсчёте голосов на ОСС учёту подлежат голоса всех участников общей совместной собственности (при соглашении между ними), если на общем собрании принял участие хотя бы один из них. Таким образом, один собственник на праве общей совместной собственности действует по согласию всех её участников. Поэтому его голос будет считаться как 100% присутствие собственников определённого жилого помещения в МКД.

    Имеется выдержка из Апелляционного определения Самарского областного суда от 11.04.2013 по делу №33-3425/2013 : “Если помещение находится в общей совместной собственности без определения долей у нескольких лиц, то по соглашению между ними их интересы представляет на основании оформленной надлежащим образом доверенности один из собственников, который и подписывает бюллетень (лист) голосования либо каждый собственник».

    Но если между собственниками на праве общей совместной собственности на недвижимое имущество нет соглашения о совместном пользовании и распоряжении имуществом либо доверенности, оформленной надлежащим образом, то голос одного собственника нельзя засчитывать в принятии решения исходя из всей площади квартиры.

    Имеется выдержка из определения Московского областного суда от 12.01.2012 по делу №33-566/2012(33-29450/201 1 : «Из материалов дела явствует, что квартиры: N являются совместной собственностью, при этом в голосовании принимал участие один из собственников указанных жилых помещений, несмотря на это его голос был посчитан, исходя из всей площади квартиры. Между тем голосовавшие лица не имели договоренности, соглашений и договоров друг с другом по управлению общим имуществом, предусмотренных положениям и ст.244 — 247 ГК РФ , а также голосовавшие собственники квартир не имели доверенностей от других собственников, в связи с чем согласно обоснованным выводам суда голосов, участвовавших в голосовании было менее 50%.

    Подсчёт голосов на ОСС при общей долевой собственности

    При подсчёте голосов участников общей долевой собственности количество голосов этих собственников должно соответствовать принадлежащих им долям в праве на жилплощадь. Например, жилплощадь равна 45 кв.м. и на ОСС проголосовал только один из собственников с долей ⅓ данного помещения в МКД. Тогда этот собственник обладает только 15 голосами, которые должны быть учтены при подсчёте голосов.

    Например, Саратовский областной суд в апелляционном определении от 27.07.2012 №33-3710 пришёл к выводу, что из-за отсутствия кворума ОСС признано недействительным для выбора способа управления МКД. Также суд сослался на тот факт, что некоторые участники голосования являются собственниками только по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилплощадь в доме. Но, как выяснилось, при проведении подсчёта голосов на ОСС их голоса были посчитаны без учёта долевой собственности. Это не легитимно и неверно.

    Ещё в одном судебном прецеденте установлено, что при подсчёте голосов на ОСС собственников нескольких жилых помещений их голоса были учтены как единоличных собственников жилых помещений в доме. Но указанные квартиры по данным Росреестра находились в общей долевой собственности. При этом, остальные участники общей долевой собственности в указанных жилых помещениях в голосовании участия не принимали.

    На основании изложенного суд пришёл к выводу, что голоса указанных лиц при подсчёте результатов голосования ОСС должны были быть учтены пропорционально долям проголосовавших собственников в праве общей долевой собственности на жилплощадь ( апелляционное определение Мурманского областного суда от 15.08.2012 по делу №33-2032 ).

    Резюме

    Поэтому очень важно вести правильный подсчёт голосов результатов проведённого общего собрания собственников. От этого напрямую зависит наличие кворума на собрании или его отсутствие. Следовательно, зависит и исход общего собрания собственников.

    Вот почему мы рекомендуем управляющим организациям проверять документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество перед общим собранием, и вносить эти данные в реестр участников ОСС. Тогда вы точно будете знать, какой процент голосов учитывать исходя из площади того или иного помещения. И никаких претензий со стороны собственников или контролирующих органов к вам не возникнет. Собрание и принятые на нём решения будут абсолютно легитимными.

    Как правильно заполнить решение собственника помещения

    Вопросы предоставления информации по запросам собственников часто вызывают много разногласий. Порой это связано с неуемным и неоправданным стремлением потребителя контролировать управляющую организацию путем необоснованного вмешательства в оперативно-хозяйственную и финансовую деятельность. В ситуации с «потребительским экстремизмом» многие собственники стремятся «замотать» управляющую организацию бесконечными запросами о предоставлении информации, обязанность раскрытия которой не следует из закона.

    Общие нормы о предоставлении информации: ГИС ЖКХ

    Ранее большой блок информации раскрывался на сайте «Реформа ЖКХ» https://www.reformagkh.ru/ на основе Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее – Стандарт № 731).

    На основании Постановления Правительства РФ от 29.07.2020 № 1136 Стандарт № 731 признан утратившим силу с 1 января 2021 года. Таким образом, обязанности раскрытия информации на сайте «Реформа ЖКХ» для управляющих организаций больше нет.

    Отказ от Стандарта № 731 был связан с тем, что вся информация стала раскрываться на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

    С 21.07.2014 № 263-ФЗ в ст. 161 ЖК РФ был введен пункт 10.1, который установил, что управляющая организация на базе сайта ГИС ЖКХ https://dom.gosuslugi.ru/ обязана:

    — обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности;

    — об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

    -о порядке и об условиях оказания и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, об их стоимости;

    — о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством их размещения в ГИС ЖКХ.

    Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХданной информации определен Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016.

    Дополнительные требования ЖК РФ и стандарты Правил № 416

    В дополнение к требованиям п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ в 2018 году был дополнен Порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее – Порядок № 416). Им было установлено, что если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать информацию путем размещения на постоянной основе:

    а) на вывесках, расположенных у входа в представительство управляющей организации;

    б) на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

    в) на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации;

    г) на сайте ГИС ЖКХ (п. 31 Порядка № 416).

    Блок этой информации, подлежащий раскрытию, носит общеорганизационный характер (название управляющей организации, часы ее работы, лицензия, образцы документов, тарифы и пр.). Однако в случае изменения указанная информация подлежит раскрытию в течение 3 рабочих дней со дня изменения путем актуализации сведений.

    В случае управления многоквартирным домом ТСЖ, информация раскрывается только на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на сайте ГИС ЖКХ (п. 32 Порядка № 416).

    Кроме того, применительно к ТСЖ, в законе есть ст. 143.1 ЖК РФ, которая устанавливает права членов ТСЖ и иных собственников (не являющихся членами ТСЖ) на ознакомление с рядом документов, в числе которых:

    1) устав ТСЖ, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;

    2) реестр членов ТСЖ;

    3) бухгалтерская (финансовая) отчетность, сметы доходов и расходов ТСЖ на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);

    4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ;

    5) документы, подтверждающие права ТСЖ на имущество, отражаемое на его балансе;

    6) протоколы общих собраний членов ТСЖ, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

    7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов ТСЖ, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

    8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;

    9) иные предусмотренные ЖК РФ, уставом ТСЖ и решениями общего собрания членов ТСЖ внутренние документы.

    Отказываем потребителю в предоставлении информации: опыт судебной практики

    Очень часто потребитель (особенно недобросовестный, стремящийся своими действиями принести вред управляющей организации) понимает закон так, что управляющая организация или ТСЖ обязаны ему предоставлять в письменном виде заверенную копию любого документа, который он запросит. Особенно на эту мысль его наводит абстрактная формулировка из п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ про предоставление сведений об «основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности».

    Здесь в своей работе мы должны исходить из следующего:

    1. «Обеспечить свободный доступ к информации» или «имеют право ознакомиться со следующими документами» – не равняется обязанности предоставления заверенных копий (или любых иных копий документов).

    Ранее в п. 17 Стандарта № 731 была норма о том, что если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, то управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация. Правомерность этой позиции подтвердил в своем решении Верховный Суд РФ от 12.04.2017 г. по делу № АКПИ17-80.

    Похожий вывод приведен в решении Алатырского районного суда Чувашской Республики от 21.01.2020 г. по делу № 2-22/2020 делается вывод о том, что обязанности раскрывать и представлять запрошенную истцом информацию, кроме той, которая была раскрыта в установленном порядке, действующее законодательство не предусматривает.

    Требование о предоставлении информации должно быть выполнимо. Например, в одном из домов житель в суде требовал от ТСЖ раскрывать информацию на вывеске возле офиса ТСЖ. Поскольку офис у ТСЖ отсутствовал (по причине отсутствия денежных средств на его содержание), а судебное решение должно быть исполнимым, суд отказал истцу в удовлетворении его требований (решение Камышинского городского суда Волгоградского области от 03.12.2014 г. по делу № 2-2496/2014).

    1. Запрет на вмешательство в операционную и хозяйственную деятельность.

    Управляющая организация или ТСЖ – это юридические лица, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства. Состав информации, подлежащий раскрытию, прямо установлен в законе. Ни на одно из этих видов юридических лиц не может быть принудительно возложена обязанность отчитываться за каждую конкретную финансовую операцию, направленную на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Управляющая организация – это коммерческая организация, которая занимается бизнесом. А внутри ТСЖ вопросы контроля отнесены на ревизионную комиссию, работающую в рамках полномочий в соответствии со ст. 150 ЖК РФ и уставом.

    Такой подход в работе с обращениями подтверждается судебной практикой.

    Например, в одном из домов житель в суде требовал от ТСЖ предоставить ему все договоры за последние три года, а также первичную финансовую документацию. Суд отказал на том основании, что:

    — нормы ЖК РФ не предусматривают обязанности ТСЖ по предоставлению для непосредственного ознакомления заявителем с документами операционно-хозяйственной деятельности;

    — права истцов на обеспечение доступа к информации не нарушены, так как все истребуемые истцами документы не относятся к документам, которые ответчик обязан предоставлять для ознакомления, поскольку они не отнесены к бухгалтерской (финансовой) отчетности (решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 15.02.2019 г. по делу №2-517/2019).

    В другом решении суд указал, что требования к ЖСК о выдаче договора, заключенного с адвокатом, документы по поводу строительства дополнительного жилого дома рядом с домом ЖК и платежных документов об оплате работ, и др. не относятся к документам финансовой деятельности кооператива, с которыми истец, как собственник жилого помещения, имеет право ознакомиться в соответствии с требованиями ст.143.1 ЖК РФ. Кроме того, суд делает вывод о том, что право на получение информации о деятельности товарищества не возлагает на ТСЖ обязанности по предоставлению собственнику копий документов (решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05.06.2018 г. по делу № 2-1859/2018).

    1. Соблюдение сроков ответа на запросы.

    Для лиц, которые не являются собственниками помещений в многоквартирном доме – срок ответа на запрос составляет 30 календарных дней со дня регистрации запроса (обращения) (с правом продления ответа на запрос на такой же срок по уважительной причине) (п. 37 Порядка № 416).

    Для собственников или пользователя помещения в многоквартирном доме стандартный срок ответа – не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения) (п. 36 Порядка № 416).

    Ряд сведений раскрывается в срок от 1 до 3 дней, однако если эта информация ранее была раскрыта в установленном порядке, необходимо лишь следить за ее актуальностью и подсказывать заявителям, где они с ней могут ознакомиться самостоятельно(п. 34 Порядка № 416).

    Читайте также  Бесплатная медицинская помощь беременным женщинам

    Если заявителем не указано, как именно он хочет получить ответ, рекомендуется отправлять ответ заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы в дальнейшем избежать споров по факту и срокам ответа (хотя есть норма о том, что официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное). Кроме того, ответ на запрос может быть направлен на электронную почту заявителя, через ГИС ЖКХ, а также с нарочным самому собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме (либо через консьержа, если он есть) (п. 35 Порядка № 416).

    Любая управляющая домом организация должна быть заинтересована в раскрытии информации. Тогда споров с собственниками (опасающимися какого-либо утаивания) будет меньше. Но от недобросовестных собственников управляющая домом организация также должна быть защищена всеми способами, которые установлены в законе.

    Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

    Компетенции общего собрания собственников нежилых помещений

    Собственниками нежилых помещений, находящихся в здании торгового центра, являются несколько юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым на праве собственности принадлежат данные нежилые помещения. Планируется проведение внеочередного собрания собственников нежилых помещений в заочной форме с нижеследующей повесткой дня. На данном собрании планируется присутствие части собственников нежилых помещений, обладающих в совокупности 98% голосов от общего числа голосов собственников всех нежилых помещений в торговом центре.

    Повестка дня собрания:

    1. Считать прекращенным с 30 июня 2020 г. договор управления зданием торгового центра с управляющей организацией ООО «У» в связи с истечением срока договора.

    2. О выборе в качестве управляющей организации ООО «П» и заключении с данной организацией договора об управлении зданием торгового центра с 1 июля 2020 г.

    3. Об утверждении текста и существенных условий договора об управлении зданием торгового центра, заключаемого между собственниками нежилых помещений и ООО «П». При этом утверждение условий указанного договора об управлении зданием торгового центра является принятием по каждому пункту договора (без ограничения периода его действия – 5 лет) решения о возмещении затрат на электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, обслуживание систем вентиляции и кондиционирования, потребляемых при содержании общего имущества, решения о возмещении затрат на ремонтные работы систем вентиляции и кондиционирования воздуха, инженерных систем, коммуникаций и оборудования, охрану здания ТЦ, текущий ремонт, клининг (ежедневная влажная и сухая уборка зон общего пользования и расходные материалы, моющие, чистящие и химические средства), сезонное оформление торгового центра, вывоз ТБО.

    4. Об утверждении перечня услуг, оказываемых ООО «П» по содержанию, управлению и обслуживанию общего имущества Торгового центра, и их стоимости на период действия договора об управлении, являющихся приложениями № 1, № 3 к договору об управлении зданием торгового центра, заключаемому между собственниками нежилых помещений и ООО «П».

    5. О принятии решения об использовании общего имущества торгового центра, в том числе о заключении договоров аренды нежилых помещений, договоров на установку и эксплуатацию любых рекламных конструкций, рекламных стендов, с правом ООО «П» передавать объекты общего имущества собственников нежилых помещений торгового центра в пользование (аренду) иным лицам на возмездной основе и на условиях, наиболее выгодных для собственников нежилых помещений торгового центра, и заключать договоры об использовании общего имущества собственников нежилых помещений торгового центра; договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; договоры аренды на условиях, определенных действующим законодательством РФ и настоящим решением, а также с правом ООО «П» направлять полученные доходы от использования (сдачи в аренду) общего имущества торгового центра в полном объеме на свои нужды.

    1. Может ли председателем, секретарем и счетной комиссией на собрании выступать один и тот же собственник?

    2. Обязательно ли в перечне услуг, оказываемых ООО «П» по содержанию, управлению и обслуживанию общего имущества торгового центра, делать расшифровку каждой позиции услуги с их стоимостью или достаточно указать итоговую общую стоимость и стоимость за 1 кв. м каждой услуги?

    3. Можно ли, как указано в п. 4 повестки дня, утвердить перечень услуг, оказываемых ООО «П» по содержанию, управлению и обслуживанию общего имущества торгового центра, и их стоимость на весь период действия договора управления (на 5 лет), или необходимо утверждать по годам?

    4. Может ли ООО «П», как указано в п. 5 повестки дня, доходы, получаемые от использования (сдачи в аренду) общего имущества ТЦ направлять в полном объеме на свои нужды, или ООО «П» может использовать получаемые доходы только на благоустройство и ремонт общего имущества ТЦ?

    Прежде всего отметим, что гражданское законодательство не содержит специальных норм, регулирующих порядок проведения общих собраний собственников помещений в нежилом здании и составление протоколов таких собраний.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector