Как поставить нежилое помещение на кадастровый учет

Как поставить нежилое помещение на кадастровый учет

Как поставить нежилое помещение на кадастровый учет

Как поставить недвижимость на кадастровый учет

1. В каких случаях нужно ставить недвижимость на кадастровый учет?

Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости ( ЕГРН ) о кадастровом учете может понадобиться как само по себе, так и вместе с регистрацией прав на недвижимость.

Только кадастровый учет требуется, если вы:

  • существенно изменили характеристики (например, увеличили площадь) здания, сооружения на земельном участке, который находится у вас в собственности или которым вы пользуетесь на других законных основаниях;
  • снесли расположенное на таком участке здание, права на которое ранее не были зарегистрированы в ЕГРН.

Кадастровый учет с одновременной регистрацией прав на недвижимость требуется, если объект недвижимости:

    был создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее За исключением ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых было выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (например, многоквартирные дома). В этом случае объект ставит на кадастровый учет тот орган государственной власти или местного самоуправления, который выдал разрешение.

«>не числился в ЕГРН либо был образован (например, путем деления участка земли);

  • прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в ЕГРН).
  • Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только регистрация прав на недвижимость.

    Ставить недвижимость на кадастровый учет должен собственник (независимо от того, кто он: гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Если собственник несовершеннолетний, от его лица может выступать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). С 14 лет ребенок может поставить недвижимость на кадастровый учет сам. От лица недееспособных заявление на регистрацию права подают их опекуны. При необходимости можно оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.

    2. Какие документы нужны для кадастрового учета?

    Пакет документов, которые необходимы для постановки недвижимости на кадастровый учет, зависит от того, какой объект недвижимости вы хотите поставить на кадастровый учет — земельный участок, дом, машино-место или что-то еще.

    Чтобы узнать, какие документы понадобятся именно вам, воспользуйтесь специальным конструктором жизненных ситуаций на сайте Росреестра.

    С полным списком документов, которые необходимы для постановки недвижимости на кадастровый учет (как отдельно, так и одновременно с регистрацией прав на недвижимость), можно ознакомиться на сайте Росреестра.

    Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы. За регистрацию прав придется уплатить госпошлину .

    3. Как подать документы на постановку недвижимости на кадастровый учет?

    Подать документы на постановку недвижимости на кадастровый учет можно несколькими способами.

    Лично

    Если недвижимость расположена в Москве, подавать заявление нужно в любой центр «Мои документы», если за ее пределами — подать документы лично вы можете:

    • во Дворец госуслуг по адресу:
    • Москва, Проспект Мира, дом 119, строение 71;
    • в отделения Росреестра по адресам:
    • Москва, Варшавское шоссе, дом 47, корпус 4, этаж 3;
    • Москва, проезд Завода Серп и Молот, дом 10;
    • Москва, Зеленый проспект, дом 20.

    Сотрудники приемной Росреестра, а также работники Дворца госуслуг ведут прием только по предварительной записи. Инвалиды I и II групп, а также инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны при подаче и получении документов обслуживаются без очереди. Записаться можно по телефону: +7 (495) 587-78-55, добавочный 24-15.

    По почте

    Отправить пакет документов можно на адрес территориального органа или офиса Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости или на адрес приема корреспонденции в центральном аппарате Росреестра: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, дом 6/19.

    Онлайн

    Вы можете сформировать электронное обращение с помощью онлайн-сервиса Росреестра для постановки недвижимости на кадастровый учет или для постановки на кадастровый учет одновременно с регистрацией прав. Обратите внимание: на последнем шаге формирования заявления его необходимо подписать усиленной электронной подписью.

    На дому

    Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание». К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.

    Недвижимость поставят на кадастровый учет в течение 5 рабочих дней с момента регистрации заявления и документов Росреестром, а в случае постановки на кадастровый учет на основании карты-плана территории — 15 рабочих дней. Если одновременно с постановкой на кадастровый учет будут регистрироваться права собственности на недвижимость — в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления. Если вы подаете документы в центре «Мои документы», сроки увеличатся на 2 рабочих дня.

    Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом «Проверка исполнения запроса online».

    4. Чем подтверждается кадастровый учет?

    По итогам постановки недвижимости на кадастровый учет вам выдадут выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Она предоставляется в виде подписанного квалифицированной электронной подписью документа, который отправляется на e-mail, либо в виде документа на бумажном носителе, который можно получить по почте или лично в центре «Мои документы». Также вы можете заказать доставку выписки из ЕГРН курьером (услуга платная). Способ получения документа нужно указывать в заявлении при подаче документов на кадастровый учет.

    Сведения, содержащиеся в ЕГРН, считаются актуальными на момент выдачи выписки. Поэтому в дальнейшем для подтверждения нахождения в реестре информации о характеристиках вашего объекта недвижимости может потребоваться новая выписка из ЕГРН.

    Кадастровые паспорта с 2017 года больше не выдаются.

    5. Как проверить, стоит ли моя недвижимость на кадастровом учете?

    Вы можете проверить, стоит ли ваша недвижимость на кадастровом учете, с помощью онлайн-сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Для поиска укажите один из критериев:

    • адрес объекта недвижимости;
    • условный номер (присваивается при государственной регистрации прав на недвижимое имущество);
    • номер права (указан в свидетельстве о государственной регистрации права и выписке из ЕГРН).

    Как поставить нежилое помещение на кадастровый учет

    1. В каких случаях организации самой нужно обратиться за кадастровым учетом недвижимости.
    Поставить недвижимость на кадастровый учет необходимо для того, чтобы зарегистрировать права на нее. Это следует из ч. 4 ст. 1, ч. 4 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости.

    В некоторых ситуациях, для того чтобы провести кадастровый учет и внести сведения в реестр, не требуется участие организации. В других случаях ей нужно подать заявление для проведения кадастрового учета.
    Без участия организации:

    1. ставятся на кадастровый учетсозданные объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию разрешением на ввод в эксплуатацию Созданные объекты недвижимости — это построенные здания, строения, сооружения, в том числе на месте сносимых объектов.

    Разрешение на ввод выдается в случаях, когда требуется разрешение для строительства недвижимости. Это следует из ч. 1 ст. 55 ГрК РФ. В установленных случаях разрешение на строительство не требуется (следовательно, не требуется и разрешение на ввод в эксплуатацию).
    Орган (организация), выдавший разрешение на ввод, должен сам направить заявление о кадастровом учете и необходимые документы в Росреестр;

    1. в реестр вносятся отсутствующие в нем сведения:
    2. о ранее учтенной недвижимости ;
    3. о недвижимости, права на которую возникли до 31 января 1998 г. и не прекращены, при этом кадастровый учет такой недвижимости не проводился.

    Сведения о таких объектах недвижимости вносятся Росреестром при поступлении запроса (межведомственного запроса) о предоставлении сведений. Однако правообладатель может и сам обратиться с соответствующим заявлением .
    Организация должна сама обратиться за кадастровым учетом, в частности:

    1. при создании недвижимости, за исключением случая, когда учет проводится без участия организации. В данном случае кадастровый учет и госрегистрация прав на созданные объекты проводятся одновременно.

    Все помещения (включая помещения общего пользования) и машино-места в созданном здании, сооружении могут ставиться на кадастровый учет:

    • одновременно с учетом такого здания, сооружения.

    Отметим, что при учете многоквартирного дома одновременно ставятся на учет квартиры, нежилые помещения (включая помещения общего пользования) и машино-места в нем ;

    • после регистрации прав собственника на созданное здание, сооружение, если кадастровый учет таких помещений, машино-мест не проводился одновременно с учетом здания, сооружения или они были поставлены на учет без участия организации;
    • образовании объектов недвижимости. Объекты недвижимости (земельные участки, здания, сооружения, помещения, машино-места и т.д.) образуются в случае, например, их разделения, объединения, изменения границ смежных машино-мест.

    Кадастровый учет и госрегистрация прав на все образованные объекты проводятся одновременно, за исключением некоторых случаев . Так, например, при разделе одного объекта недвижимости на три объекта учет и регистрация трех созданных объектов будет осуществляться одновременно;

    1. измененииосновных характеристик недвижимости. Такие изменения происходят, например, в результате реконструкции или капитального ремонта зданий и сооружений;
    2. внесении сведений оранее учтенной недвижимости, если они не внесены Росреестром ранее .

    Во внесении таких сведений может быть отказано по установленным основаниям.

    2. Как оформить заявление о кадастровом учете
    Если кадастровый учет и госрегистрация прав проводятся одновременно, оформляется одно заявление. При этом проставляется знак «V» в графе 3.1 заявления.
    Если проводится только кадастровый учет, необходимо заполнить это же заявление, но знак «V» проставить в графе 3.2.
    В реквизите 5 заявления необходимо проставить знак «V» в соответствующей графе:

    • постановка на учет;
    • учет изменений. При этом также указывается в связи с чем производится учет изменений;
    • внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

    3. Какие документы необходимы для постановки недвижимости на кадастровый учет
    Независимо от того, проводится кадастровый учет одновременно с госрегистрацией или нет, необходимо подготовить комплект документов для госрегистрации.
    В обоих случаях необходимо дополнительно приложить документы, требуемые для кадастрового учета. При постановке на кадастровый учет, учете изменений и внесении сведений о ранее учтенной недвижимости по общему правилу представляются следующие документы, подготовленные в результате проведения кадастровых работ кадастровым инженером:

    1. межевой план.

    Такой документ составляется в отношении земельных участков. Это следует из ч. 1, 2 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости. Требования к межевому плану приведены в ст. 22 указанного Закона. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921;

    1. технический план.

    Он составляется в отношении зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства и единого недвижимого комплекса. Технический план оформляется также на части зданий, сооружений, помещений, единого недвижимого комплекса. На это указано в ч. 1 ст. 24 Закона о госрегистрации недвижимости.
    Требования к такому документу перечислены в ст. 24 названного Закона. Форма технического плана, требования к его подготовке и состав содержащихся в нем сведений утверждены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
    Межевой и технический планы должны представляться на кадастровый учет в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Такие документы можно не представлять, если они находятся на временном хранении в электронном хранилище Росреестра. В этом случае в заявлении необходимо указать идентифицирующий номер документа.

    4. Как подать документы для кадастрового учета
    Как для проведения кадастрового учета вместе с госрегистрацией прав на недвижимость, так и для кадастрового учета без одновременной госрегистрации установлен единый порядок подачи документов.

    5. Когда и какие документы выдаются в подтверждение кадастрового учета
    Кадастровый учет по заявлению организации проводится в следующие сроки.

    СитуацияСроки проведения регистрации, если документы представлены
    в подразделения Росреестра или Кадастровой палатычерез МФЦ
    Проведение кадастрового учета без одновременной госрегистрации прав5 рабочих дней
    (п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации недвижимости)
    7 рабочих дней
    (п. 4 ч. 1 ст. 16 названного Закона)
    Одновременное проведение кадастрового учета и госрегистрации прав10 рабочих дней
    (п. 5 ч. 1 ст. 16 указанного Закона)
    12 рабочих дней
    (п. 6 ч. 1 ст. 16 названного Закона)
    Внесение сведений о ранее учтенной недвижимости5 рабочих дней с момента получения заявления или запроса органом регистрации прав (ч. 5 ст. 69 указанного Закона)

    Кадастровый номерприсваивается каждому объекту недвижимости (в том числе земельным участкам) в результате проведения кадастрового учета. Такой номер не изменяется, не повторяется во времени и на территории РФ. Порядок присвоения кадастровых номеров приведен в Приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877.

    6. Чем удостоверяется проведение кадастрового учета
    Проведение как кадастрового учета, так и госрегистрации прав на недвижимость подтверждается выпиской из ЕГРН .
    Независимо от того, проводились кадастровый учет и регистрация одновременно или нет, подтверждающие документы выдаются организации в едином порядке.

    Кадастровый учет объектов недвижимости

    Государственный кадастровый учет – это внесение сведений в специальный кадастр недвижимости обо всем недвижимом имуществе, его существовании, либо прекращении его существования.

    Кто осуществляет кадастровый учет и зачем он нужен?

    Эту деятельность осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (или Росреестр). Осуществление кадастрового учета необходимо для оформления права собственности на объект недвижимости, а также последующего распоряжения таким объектом (например, продажа или сдача в аренду).

    В каких случаях необходимо осуществлять кадастровый учет?

    Кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимость необходимо осуществлять в случаях:

    Создание объекта недвижимости (например, строительство дома);

    Прекращение существования объекта недвижимости (например, снос дома);

    Реконструкция недвижимости;

    Изменение основных сведений об объекте недвижимости.

    Какие документы нужны для постановки на государственный кадастровый учет?

    К заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости необходимо приложить следующие документы:

    • паспорт;
    • документ, являющийся основанием для кадастрового учета (договор купли-продажи, межевой или технический план, судебные акты или иные документы, установленные законом ? ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июня 2015 года ).

    В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы. Точный список следует уточнять в отделении МФЦ.

    Что такое технический и межевой планы?

    • Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
    • Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.

    Какой порядок подачи документов на кадастровый учет?

    Документы можно подать лично и дистанционно.

    Лично с заявлением и пакетом документов можно обратиться в Росреестрили МФЦ (не зависимо от места жительства или места нахождения недвижимости).

    Дистанционно можно отправить пакет документов почтой или в электронной форме (на сайте Госуслуг или официальном сайте Росреестра в личном кабинете с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи).

    Какая стоимость постановки объекта недвижимости на кадастровый учет?

    Кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется бесплатно.

    Государственная пошлина может взыматься только при одновременной регистрации прав на недвижимое имущество (например, право собственности на построенный дом) и составляет 2 тыс. рублей для физических лиц.

    Какой срок внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости?

    Срок осуществления государственного кадастрового учета – до 10 дней с момента подачи заявления на государственный учет и государственную регистрацию прав.

    До 12 дней – если заявление было подано через МФЦ.

    Какие результаты проведения кадастрового учета?

    В результате проведения кадастрового учета каждому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.

    Документом, подтверждающим проведение кадастрового учета, является выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

    Какими нормативными актами регулируется государственный кадастровый учет?

    Прежде всего государственный кадастровый учет регулируется Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года.

    Об особенностях кадастрового учета подвального помещения многоквартирного дома

    Вопрос: При внесении изменений в МКД выявлено, что подвальное помещение имеет вход с улицы и проход в соседнюю блок-секцию. По всему подвальному помещению проложены инженерные коммуникации, обслуживающие более одного помещения в данном доме (технический подвал), следовательно данное помещение не является изолированным, а также не может быть предметом гражданского оборота. Все подвальные помещения (1-ой, 2-ой, 3-ей очередей) не являются обособленными, или изолированными, поскольку имеет сквозные проходы, и по всему подвальному помещению проходят инженерные, канализационные, кабельные сети, которые обслуживают весь МКД.

    В соответствие с вышеизложенным прошу сообщить следущее:

    1) Требуется ли в данном случае выделять подвальное помещение как самостоятельный объект недвижимости?

    2) Достаточно ли информации, содержащейся в техническом плане здания, для постановки на государственный кадастровый учет подвального помещения в составе общего имущества, или требуется предоставление отдельного технического плана подвального помещения?

    3) Достаточно ли описать такие подвальные помещения в техническом плане здания (указать расположение в графической части технического плана здания; пронумировать и расчитать площадь в текстовой части технического плана здания) в составе общего имущества многоквартирного дома?

    4) В каких случаях предоставляется технический план подвального помещения отдельным документом?

    Ответ: Описанное в Вашем обращении помещение подвального (подземного) этажа, оснащенное инженерными системами /коммуникациями/ и узлами управления ими, не отвечающее требованиям обособленности и изолированности от других помещений в здании, не имеющее самостоятельного определенного функционального назначения и не предназначенное для самостоятельного использования, отвечает всем признакам технического подвала (подполья).

    Правовое положение подвальных помещений определяет статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации или иное оборудование, обслуживающее более одного помещения в данном доме (технические подвалы), а также чердаки и технические этажи являются общим имуществом в многоквартирном доме, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

    Подробный перечень инженерных систем и коммуникаций, входящих в состав общего имущества и расположенных в том числе в технических подвалах (подпольях), приведен в пунктах 5, 6 и 7 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

    Таким образом, право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома принадлежит собственникам помещений, расположенных в таком доме, в силу прямого указания закона, и не требует какого-либо дополнительного подтверждения, то есть регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРН). Поэтому в большинстве случаев регистрация права на общее имущество многоквартирного дома не осуществляется.

    Однако, в целом ряде оговоренных законом случаев (передача общего имущества в аренду, возведение нового общего объекта недвижимости или приобретение общего земельного участка, осуществление реконструкции или строительства дома, введение ограничений использования земельного участка), регистрация права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме может быть осуществлена в соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. В указанных случаях сведения о составе общего имущества многоквартирного дома формируются на основании документа технического учета многоквартирного дома (технического паспорта БТИ), если общее имущество не поставлено на кадастровый учет в соответствии с частью 4 статьи 40 Закона о регистрации (№ 218-ФЗ).

    Сведения об общем имуществе вносятся в ЕГРН при осуществлении кадастрового учета всего многоквартирного дома на основании информации, содержащейся в техническом плане многоквартирного дома. При этом, отдельные элементы или площади общего имущества (чердаки, технические подвалы, технические этажи, лифты, лифтовые и вентиляционные шахты, лестницы и лестничные площадки, колясочные, крыши, стены, перекрытия, балконы, приямки, крыльца и др.) не описываются в техническом плане как отдельные, самостоятельные объекты недвижимости и учитываются как элементы многоквартирного дома. Например, учет технического подвала осуществляется в составе всего здания путем включения поэтажного плана технического подвала в состав графической части технического плана и учета площади подвального (подземного) этажа в площади всего здания.

    Вместе с тем следует отметить, что в границах технического подвала, которые как привило совпадают с внутренними поверхностями наружных стен многоквартирного дома, могут быть расположены и отдельные самостоятельные подвальные помещения.

    Самостоятельное использование таких подвальных помещений в соответствии с их функциональным назначением должно быть определено/подтверждено/ документально (проектной или другой технической документацией на здание, иными учетными или правоустанавливающими документами, например решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о формировании подвального помещения).

    Кроме того, такое помещение должно соответствовать требованиям изолированности и обособленности, предъявляемым к помещениям. Чаще всего формирование такого помещения невозможно без осуществления перепланировки технического подвала, и может сопровождаться выносом инженерных коммуникаций за пределы формируемого помещения (переоборудованием).

    Обращаем внимание, что в таких случаях оформление кадастровых документов для учета подобного обособленного подвального помещения осуществляется в общем порядке, то есть так же, как в отношения любого другого помещения или квартиры, расположенных в цокольном, наземном или надземном этаже многоквартирного дома.

    Читайте также  Как продлить временную прописку гражданину рф

    Учитывая всё вышеуказанное, в отношении направленных Вашим обращением вопросов сообщаем:

    1) в описанном Вами случае выделять подвальное помещение как самостоятельный объект недвижимости не требуется. Это невозможно сделать без соответствующего решения собственников помещений многоквартирного дома, которым должны быть определены границы выделяемого помещения, его функциональное назначение и прочие технические и юридические особенности существования такого помещения;

    2) для осуществления государственного кадастрового учета общего имущества многоквартирного дома, в том числе технического подвала, достаточно сведений, содержащихся в техническом плане многоквартирного дома. Дополнительный отдельный технический план подвального помещения оформлять не требуется;

    3) для целей осуществления кадастрового учета технического подвала, соответствующие сведения в обязательном порядке должны быть внесены в технический план многоквартирного дома. В графическую часть технического плана необходимо включить поэтажный план подвального (подземного) этажа. В текстовую часть технического плана необходимо включить сведения об определении площади подвального (подземного) этажа в соответствии с требованиями приказа Росреестра от 23.10.2020 № П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места», то есть «…в пределах внутренних поверхностей наружных стен…». Никакой нумерации отдельных частей технического подвала и дополнительного расчета площади не требуется. Площадь технического подвального (подземного) этажа следует учесть при определении площади многоквартирного дома;

    4) технический план отдельного самостоятельного подвального помещения (равно как и любого другого помещения /квартиры/, расположенного в многоквартирном доме) оформляется в случае фактического наличия такого отдельного самостоятельного помещения, на основании документов, представленных собственником или правообладателем такого помещения.

    Аналитика Публикации

    Спорные вопросы кадастрового учета части здания, сооружения, помещения, передаваемой в аренду

    Екатерина Иванушкина, Старший юрист Практики «Недвижимость. Земля. Строительство»

    Споры о порядке и условиях регистрации договора аренды части здания, сооружения, помещения (далее также – объект недвижимости) ведутся не первый год, и с каждой новой поправкой и изменением действующего законодательства в данной сфере споры возобновляются с новой силой.

    В частности, возникают вопросы:

    о порядке и основаниях осуществления кадастрового учета части здания, сооружения, помещения, предоставляемых в аренду, и о документах, необходимых и достаточных для такого учета;

    о возможности осуществления кадастрового учета части помещения, которая не обладает признаками обособленности и изолированности.

    Прежде чем перейти к анализу вышеперечисленных вопросов, попробуем разобраться в причинах возникновения споров и в том, какие именно положения об аренде породили дискуссию.

    Как нам видится, основной причиной возникновения споров является различная трактовка Росреестром, Минэкономразвития России и судами положений статьи 607 Гражданского кодекса РФ (об указании в договоре аренды данных, позволяющих определенно установить передаваемое имущество), и норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о государственной регистрации недвижимости) касательно государственного кадастрового учета части объекта недвижимости, а также отсутствие законодательно определенного понятия части объекта недвижимости, в том числе части помещения.

    Вполне обоснованное требование закона в отношении необходимости определить в договоре аренды, что именно является объектом аренды, породило вопрос о том, как обеспечить его соблюдение при предоставлении в аренду не всего объекта недвижимости, а его части (частей), не являющихся самостоятельным объектом недвижимости. При этом Закон о государственной регистрации недвижимости выделяет следующие виды объектов недвижимости: земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс (перечень не является закрытым).

    1. Позиции Росреестра и судов по вопросам о соблюдении требований закона к определению предмета договора аренды, о порядке и основаниях осуществления кадастрового учета части передаваемого в аренду объекта недвижимости

    В вопросе о том, как надлежащим образом описать предмет договора аренды части объекта недвижимости, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) изначально заняла позицию, согласно которой предмет договор аренды части здания, сооружения, помещения определяется, в том числе, посредством составления технического плана в отношении арендуемой части объекта недвижимости, который и будет являться основанием для осуществления кадастрового учета части объекта недвижимости.

    При этом Высшим арбитражным судом Российской Федерации в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» была высказана более демократичная, и на наш взгляд, в большей степени соответствующая потребностям хозяйственного оборота позиция, согласно которой сторонам договора аренды достаточно для определения его предмета составить и представить документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором.

    Стоит отметить, что и после вступления в силу 1 января 2017 года Закона о государственной регистрации недвижимости, суды не перестали применять подход, изложенный Высшим арбитражным судом РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73, в том числе в случаях рассмотрения спора, связанного с соблюдением положений указанного закона (см., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.12.2017 по делу № А24-1588/2017; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2018 по делу № А40-126660/17-1-887; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по делу № А40-61471/17, оставленное в силе Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2018 № Ф05-269/2018; Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 по делу № А41-19485/17, оставленное в силе Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.12.2017 № Ф05-17206/2017).

    Однако с учетом позиции судов о необязательности предоставления технического плана части объекта недвижимости при регистрации договора аренды такой части объекта, возникает вопрос, какой документ будет являться основанием для осуществления кадастрового учета части объекта недвижимости, поскольку в соответствии пунктом 5 статьи 44 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет части передаваемого в аренду здания, сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды.

    По мнению Росреестра, основанием для кадастрового учета части объекта недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости является технический план на соответствующую часть здания. При этом его отсутствие трактуется Росреестром как основание для отказа в осуществлении кадастрового учета, предусмотренное пунктом 5 части 1 статьи 26 указанного закона (не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета).

    В свою очередь, ряд судов признает незаконным отказ Росреестра в регистрации договора аренды части объекта недвижимости на том основании, что для осуществления государственного кадастрового учета передаваемой в аренду части объекта не представлен технический план данной части объекта. При этом основанием для государственного кадастрового учета части объекта недвижимости, по мнению судов, является договор аренды при условии, что в отношении объекта недвижимости, часть которого передается в аренду, осуществлен государственный кадастровый учет и регистрация права (см., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.12.2017 по делу № А24-1588/2017, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по делу № А40-46387/2017, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по делу № А40-61471/17, оставленное в силе Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2018 № Ф05-269/2018).

    2. Позиции Росреестра и судов по вопросам осуществления кадастрового учета части помещения, которая не обладает признаками обособленности и изолированности. Документы-основания учета такой части помещения

    Переходя к рассмотрению вопроса о кадастровом учете части помещения, которая не обладает признаками обособленности и изолированности, необходимо отметить, что на текущий момент судебная практика по данному вопросу пока не сформирована.

    При этом Росреестр не только предъявляет требование о предоставлении технического плана в отношении части помещения для осуществления государственного кадастрового учета при передаче такой части помещения в аренду, но и распространяет на часть помещения требование о ее изолированности и (или) обособленности, ссылаясь на пункт 34 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости.

    Применение требований об изолированности и (или) обособленности, установленных для помещений, являющихся объектами недвижимости (при условии осуществления в отношении них государственного кадастрового учета, как следует из абзаца 3 статьи 130 Гражданского кодекса РФ), к частям помещения, которые формально объектами недвижимости не являются, представляется избыточным и ведущим к существенному затруднению хозяйственного оборота частей помещений в рамках арендных правоотношений.

    Указанное мнение разделяет также Минэкономразвития России, позиция которого по вопросам об осуществлении кадастрового учета части передаваемого в аренду объекта недвижимости, в том числе части помещения, и об основаниях для осуществления такого учета будет рассмотрена ниже.

    3. Позиция Минэкономразвития России по вопросам соблюдения требований закона к определению предмета договора аренды, о порядке и основаниях осуществления кадастрового учета части передаваемого в аренду объекта недвижимости

    В письме от 04.04.2017 № Д23и-1881 Минэкономразвития России указывает, что если предметом договора аренды будет являться не поставленная на кадастровый учет часть поставленного на кадастровый учет помещения, то необходимо одновременное осуществление государственного кадастрового учета такой части и государственной регистрации ее аренды. При этом для осуществления кадастрового учета части помещения необходима подготовка технического плана помещения, содержащего сведения об образуемой части.

    Таким образом, Минэкономразвития России разделяет мнение Росреестра о необходимости осуществления кадастрового учета в отношении части передаваемого в аренду объекта недвижимости. При этом документом-основанием для учета государственный орган считает технический план.

    Данная позиция согласуется с утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 Требованиями к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, а также с формой технического плана, позволяющей отобразить часть объекта недвижимости, которая будет обременена правом аренды.

    В то же время, Минэкономразвития России не разделяет точку зрения Росреестра о том, что часть помещения, передаваемая в аренду, должна соответствовать критериям изолированности и (или) обособленности для целей ее государственного кадастрового учета.

    Так, в письме от 24.08.2017 № Д23и-4942 Минэкономразвития России отмечает следующее:

    Положения пункта 34 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости касательно изолированности и обособленности применяется при осуществлении государственного кадастрового учета исключительно в отношении помещения.

    Требования к обособленности или изолированности части здания, части сооружения, части помещения указанным Законом и приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 не предусмотрены.

    Таким образом, при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием или прекращением существования части здания, сооружения, помещения, на которую распространяются ограничения (обременения) прав, за исключением случая, если одновременно выполнялись кадастровые работы в связи с созданием либо образованием помещения, положение пункта 34 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости не применяется.

    В дополнение к вышесказанному, необходимо отметить, что во избежание приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и в регистрации договора аренды необходимо обеспечить соответствие описания объекта в договоре аренды и в техническом плане, употребляя единую терминологию в отношении передаваемой в аренду части объекта недвижимости (например, часть здания, часть помещения, часть сооружения).

    Как следует из проведенного анализа, на настоящий момент органами государственной власти и судами не сформирован единообразный подход к решению вопросов, связанных с регистрацией договора аренды части объекта недвижимости (части помещения) с учетом норм действующего законодательства. Такая ситуация, с одной стороны, негативно отражается на хозяйствующих субъектах, создавая неопределенность. Вместе с тем, изложенная выше аргументация может быть использован арендаторами и арендодателями для формирования судебной практики, которая в наибольшей степени отвечает потребностям хозяйственного оборота, используя, в том числе, уже имеющиеся в настоящий момент позиции отдельных судов и Минэкономразвития России.

    ФГБУ «ФКП Росреестра» от 16.01.2019 N 10-0023/19 «Для сведения и учета в работе» (вместе с Минэкономразвития России от 23.11.2018 N Д23и-6307 «О рассмотрении обращения»)

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

    КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ»

    от 16 января 2019 г. N 10-0023/19

    ДЛЯ СВЕДЕНИЯ И УЧЕТА В РАБОТЕ

    ФГБУ «ФКП Росреестра» направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 23.11.2018 N Д23и-6307 по вопросу, касающемуся осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на единый недвижимый комплекс.

    И.о. начальника Управления

    действий и качества данных

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 23 ноября 2018 г. N Д23и-6307

    О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

    Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение и сообщает.

    В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

    Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

    В соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ):

    недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс, представляющий собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь, и такие здания, сооружения и иные вещи:

    — либо неразрывно связаны физически или технологически, в том числе линейные объекты (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие);

    — либо расположены на одном земельном участке;

    к единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

    Согласно пункту 1 статьи 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

    В этой связи процедура раздела, выдела объектов недвижимости из состава единого недвижимого комплекса законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

    Учитывая изложенное, необходимо обратить внимание, что принимая решение об объединении нескольких объектов недвижимости в единый недвижимый комплекс, правообладателю таких объектов недвижимости следует учитывать, что к единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах, и соответственно, правовые последствия принятия такого решения.

    Вместе с тем по существу поставленных вопросов отмечаем, что согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о недвижимости) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на единый недвижимый комплекс осуществляются:

    в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса;

    в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 ГК РФ объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и права на которые зарегистрированы в ЕГРН, по заявлению их собственника.

    Учитывая изложенное, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав могут быть осуществлены в том числе в отношении единого недвижимого комплекса, представляющего собой совокупность нескольких объединенных единым назначением и (или) расположенных на одном земельном участке зданий, сооружений, государственный кадастровый учет которых осуществлен в ЕГРН и права на которые зарегистрированы в ЕГРН.

    При этом обращаем внимание, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Законом о недвижимости (пункт 19 части 1 статьи 26 Закона о недвижимости).

    Таким образом, действующим законодательством государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в порядке, установленном Законом о недвижимости, на объекты, не являющиеся объектами недвижимости, не предусмотрена.

    В этой связи, принимая также во внимание положение пункта 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому навесы являются некапитальными строениями, сооружениями, полагаем, что сведения об описываемом в обращении сооружении «навес» не подлежат внесению в ЕРГН и отражению в едином недвижимом комплексе.

    В соответствии с пунктами 20, 50 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 (далее — Требования):

    сведения о едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении входящих в состав такого единого недвижимого комплекса зданий, сооружений на земельном участке их площади и площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого единого недвижимого комплекса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 46 Закона о недвижимости;

    в случае подготовки технического плана единого недвижимого комплекса в разделе «Заключение кадастрового инженера» такого технического плана указываются сведения, характеризующие единый недвижимый комплекс, в том числе в случаях, если единый недвижимый комплекс является таковым, поскольку совокупность составляющих его объединенных единым назначением зданий, сооружений неразрывно связана технологически, указываются сведения о содержании такой технологической связи.

    Таким образом, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 46 Закона о недвижимости, технический план, необходимый для постановки на государственный кадастровый учет единого недвижимого комплекса:

    может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной правообладателем зданий, сооружений, государственный кадастровый учет которых ранее был осуществлен в ЕГРН и права на которые были зарегистрированы в ЕГРН (пункт 2 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости и составу содержащихся в ней сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953);

    должен содержать в разделе «Заключение кадастрового инженера» сведения, характеризующие единый недвижимый комплекс (при этом сведения о содержании технологической связи объединенных единым назначением зданий, сооружений ввиду ее отсутствия не указываются).

    Состав сведений о едином недвижимом комплексе, подлежащих внесению в реестр объектов недвижимости ЕГРН, установлен статьей 8 Закона о недвижимости, пунктом 41 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок). Внесение в реестр недвижимости ЕГРН, а также указание в техническом плане, необходимом для постановки на государственный кадастровый учет единого недвижимого комплекса, «сведений об основной характеристике ЕНК и его координатах» действующими нормативными правовыми актами, в том числе Законом о недвижимости, Порядком, Требованиями не предусмотрено. Особенности подготовки технического плана в отношении единого недвижимого комплекса определены также абзацем девятым пункта 16, пунктом 33, абзацем десятым пункта 34 Требований.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector