Как гражданин может обратиться в органы власти?

Как гражданин может обратиться в органы власти?

Как гражданин может обратиться в органы власти?

Права граждан на обращение в органы государственной власти

Права граждан на обращение в органы государственной власти

Важнейшим конституционным правом граждан в сфере государственного управления является право на обращение в органы государственной власти: граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации).

Данная конституционная норма находит свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 59), который вступил в юридическую силу 02.11.2006.

Обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (ст. 4 ФЗ № 59).

Следует отметить, что гражданин реализует право на обращение свободн и добровольно. Осуществление им своего права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 2 ст. 2 ФЗ № 59).

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. Любое взимание денежных средств государственными органами и должностными лицами за прием, регистрацию или рассмотрение обращений в любой форме – незаконно (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 59).

В обращении должна быть указана следующая информация (ст. 7 ФЗ № 59):

— наименование лица или органа, к которому обращается заявитель;

— фамилия, имя и отчество заявителя;

— почтовый адрес гражданина, подающего обращение;

— предельно ясное описание сути обращения;

— дата подачи обращения и личная подпись заявителя.

Обращение гражданина не может быть проигнорировано. Гражданин имеет право получить письменный ответ. А государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, соответственно, обязаны дать своевременный письменный ответ на обращение по существу указанных вопросов.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов не входит в компетенцию данных органов, письменное обращение направляется в течение 7 дней в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителя о переадресации обращения (п. 3 ст. 8 ФЗ № 59).

Своевременность рассмотрения обращения означает соблюдение сроков: 30 дней с момента регистрации обращения, в отдельных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (ст. 12 ФЗ № 59).

Ответ на обращение направляется лично заявителю, за исключением случаев когда в обращении не указан почтовый адрес заявителя, его фамилия и инициалы или если весь текс обращения написан неразборчивым почерком и не поддается прочтению (ст. 11 ФЗ № 59).

Бывают случаи, когда ответы государственных органов не устраивают заявителя или недостаточно понятны ему. В таких случаях гражданин имеет право потребовать разъяснений по существу вопроса.

Должностные лица, в свою очередь, могут прекратить переписку с гражданином, если все ответы на поставленные вопросы были даны повторно. При этом уведомив заявителя о прекращении переписки в письменной форме (ч. 5 ст. 11 ФЗ № 59).

Обращения граждан позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов управления, исправить их ошибки. Обращения выступают и как форма обратной связи, по каналам которых руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности государственных органов и реализации их компетенции. Это гарантирует эффективное и прямое взаимодействие между государством и населением

Как гражданин может обратиться в органы власти?

Все мы время от времени сталкиваемся с ситуациями, в которых необходима помощь государственных органов. Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и их должностным лицам. Кроме того, граждане вправе обращаться к Президенту РФ как к главе государства и в Администрацию Президента РФ. Как правильно обратиться в органы власти, чтобы гарантированно получить ответ и решить свою проблему? Читайте в нашем материале.

Формы, виды обращений и требования к ним

Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа. В двух последних случаях гражданин должен указать наименование органа или ФИО и должность лица, к которому обращается, свои ФИО и почтовый адрес для ответа (либо электронную почту), суть предложения, заявления или жалобы. Также необходимо проставить личную подпись и дату.

Если нужно подтвердить свои доводы, к обращению прикладываются документы либо их копии.

По общему правилу письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Однако если, например, к их компетенции не относится решение вопросов, поставленных в обращении, такое обращение в течение семи дней со дня регистрации переадресуется.

Рассмотрение обращений граждан, в том числе анонимных

Любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица.

Когда гражданин не получит письменный ответ от госоргана:

1) если обращение касается обжалования судебного решения, то оно возвращается гражданину в течение 7 дней со дня регистрации с разъяснением порядка обжалования судебного решения;

2) если в обращении содержатся оскорбления, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, то возможно оставление обращения без ответа сообщение о недопустимости злоупотребления правом;

3) если текст письменного обращения не поддается прочтению, то в течение семи дней со дня его регистрации об этом сообщается гражданину, при условии, что его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

4) если в обращении содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу и обращение признано безосновательным;

5) если ответ по существу не может быть дан без разглашения государственной тайны, то гражданину сообщается о невозможности предоставления в связи с этим ответа.

На анонимные обращения ответ не дается, но обращение направляется в соответствующие госорганы, если гражданин сообщает о противоправном деянии.

Порядок обращения в органы прокуратуры

В органы прокуратуры гражданин может написать обращение, содержащее сведения о нарушении законов. Такое обращение будет зарегистрировано в течение трех дней. В срок от 15 до 30 дней гражданин получит ответ, если предоставленных сведений будет достаточно для разрешения вопроса.

Результатом обращения будет одно из решений прокуратуры: «удовлетворено» (в частности, при принятии мер к частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя); «удовлетворено повторное обращение»; «отклонено», если требования заявителя признаны необоснованными; «разъяснено», если разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении каких-либо просьб либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом; «принято иное решение», если, например, обращение оставлено без разрешения, возвращено заявителю; «направлено» — в случае направления обращения для разрешения в другие прокуратуру, ведомство или соответствующую организацию.

Подготовлено специалистами ГК «Земля-СЕРВИС» по материалам электронного журнала «Азбука права» (СПС КонсультантПлюс).

Разъяснение о порядке реализации права граждан на обращение

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2)​ знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3)​ получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (за исключением рассмотрения отдельных обращений), уведомление о переадресации письменного обращения;
4)​ обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5)​ обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Федеральным законом установлены требования к письменному обращению. Гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.07.2010 N9 227-ФЗ, обращение может быть направлено в форме электронного документа. В этом случае гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Федеральный закон устанавливает сроки регистрации и рассмотрения обращения:
— в течение трех дней с момента поступления обращение должно быть зарегистрировано;
— в течение 30 дней со дня регистрации обращение должно быть рассмотрено, в исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на это лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Федеральным законом установлены также 7-дневные сроки направления, регистрации и рассмотрения письменного обращения, а также в случаях, если рассмотрение данного обращения не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации»:
1.​ В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
2.​ Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
3.​ Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
4.​ Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к установленной ответственности лиц, совершивших правонарушения.
5.​ Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Следующим ключевым законом в указанной сфере правоотношений является Федеральный закон от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции от 09.02.2009 4-ФЗ), установивший определенные гарантии осуществления прав гражданина.
В нем закреплено право гражданина в случае нарушения органами государственной власти и местного самоуправления прав и свобод гражданина, создания препятствий к их осуществлению, незаконного возложения обязанностей или ответственности, обратится с жалобой в суд.
Закон предусматривает возможность подачи жалобы представителем, право подать жалобу по месту жительства гражданина, либо в суд по месту нахождения органа. Суд вправе приостановить обжалуемое решение.
Органы, чьи действия обжалуются, обязаны документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод и получить возмещение вреда, моральных убытков в порядке гражданского судопроизводства. Жалоба рассматривается по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных данным законом.
Кроме указанных федеральных законов особенности рассмотрения обращений устанавливаются и иными законами.
Так, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» относит к исключительной компетенции данного суда разрешение дел, связанных с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Уголовно — процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами РФ определены особенности рассмотрения обращений граждан в судопроизводстве.
Трудовым кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Таможенным и Налоговым кодексами РФ установлен порядок рассмотрения так называемых специальных жалоб.
Особенности рассмотрения обращений в сфере изменения конституционно-правового статуса лиц содержатся в Федеральных законах «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», «Об общественной палате Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и других.
Федеральным законом от 11.07.2011 № 199-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях введена ст. 5.59, предусматривающая административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Право на обращение

Статья 33 Конституции РФ провозглашает:

«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.».

Право граждан на обращение следует рассматривать в органической связи с правом граждан на свободу мнений и слова, а также на участие в управлении делами государством. Обращения для граждан выступают в качестве одной из возможных форм защиты своих прав и интересов, а для органов государственной власти и местного самоуправления — формой обратной связи с населением.

Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлен порядок рассмотрения обращений граждан не только государственными органами, но и органами местного самоуправления. Федеральный закон не распространяется на обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Речь идет о рассмотрении обращений граждан в Конституционном Суде РФ, правоохранительных органах, судах общей юрисдикции, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и др.

Под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение в указанные органы.

Предложение — это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление — это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в госоргане или органе местного самоуправления.

При рассмотрении обращения гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, например, врачебную тайну; 3) получать письменный ответ по существу вопросов, поставленных в обращении, уведомление о переадресации письменного обращения в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к нему документы и материалы либо их копии. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает наименование органа либо фамилию, имя, отчество должностного лица или его должность, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, ставит подпись и дату. В настоящее время, возможен такой вид подачи обращений, как отправка ее через сеть Интернет, что в свою очередь, значительно облегчает процесс подачи самого обращения и получения ответа.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления. Если оно содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органов или должностных лиц, то оно направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий компетентный орган (должностному лицу) с уведомлением гражданина о переадресации его обращения.

В случае, если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц, в их адрес в течение 7 дней направляются копии обращения.

Органы (должностные лица), переадресовавшие обращение, в случае необходимости могут (но не обязаны) запросить у органов (должностных лиц), которым оно было переадресовано, документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.

Направлять жалобу на рассмотрение в орган (должностному лицу), решение или действие (бездействие) которых обжалуется гражданином, запрещается. Если же в соответствии с данным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в орган (должностному лицу), в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие в суд.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, а также с выездом на место; принимает меры по восстановлению или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Указанные органы и должностные лица вправе запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других госорганах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и предварительного следствия. В течение 15 дней после получения запроса требуемые документы (материалы) должны быть предоставлены, за исключением тех, в которых содержатся сведения, составляющие охраняемые федеральным законом государственную, врачебную, коммерческую тайны и для которых установлен особый порядок предоставления.

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления указанных выше запросов в другие органы срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина.

Если обращения гражданина вновь и вновь касаются одного и того же вопроса, на который ему ранее были даны исчерпывающие ответы тем же самым органом или должностным лицом, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, органы власти, руководствуясь вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, письменно уведомив его об этом.

Согласно Федеральному закону разглашение содержащихся в обращении сведений, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина не допустимы. Конфиденциальные сведения, ставшие известными должностным лицам при рассмотрении обращений граждан, не могут быть использованы во вред им, если они могут повлечь ущемление чести и достоинства граждан, использование сведений без согласия гражданина не допускается.

Гражданин по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения.

Если же гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, то расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения, могут быть с него взысканы по решению суда.

Гражданин может обратиться в органы власти не только с письменным, но и с устным сообщением, для чего Федеральным законом предусмотрен личный прием граждан, который проводится руководителями указанных органов и уполномоченными на то лицами. Информация о днях, часах и о месте приема доводится до сведения граждан на информационных досках, сайты органов власти в Интернете.

При личном приеме гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения только в одном случае: если ему ранее дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Читайте также  Ответственность за незаконное пересечение границы российскими гражданами

Конституционное право на обращения граждане могут реализовывать как самостоятельно, так и через представителя. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Прокурор разъясняет

  • 23 декабря 2020, 16:28

Одним из основных правозащитных органов в системе государственной власти являются — органы прокуратуры. Нередко граждане идут в органы прокуратуры, как в последнюю инстанцию.

Какие обращения подлежат разрешению в органах прокуратуры? В какие сроки рассматривается и разрешается обращение? Почему иногда прокуратура не принимает жалобу к своему производству?

Об этом интервью со старшим помощником прокурора республики по рассмотрению обращений и приёму граждан младшим советником юстиции Колодезниковой Марией Борисовной.

Мария Борисовна, здравствуйте! Тема сегодняшнего интервью, пожалуй, актуальна для каждого. С какими обращениями можно идти в прокуратуру?

Прокуратура является надзорным и правозащитным органом. Органы прокуратуры не занимаются предоставлением каких-либо государственных услуг, льгот и гарантий, а надзирают за соблюдением законодательства и прав граждан при их предоставлении. Прокуратура не осуществляет надзор за гражданами, разрешение жалоб на действия граждан находится в компетенции контролирующих и правоохранительных органов.

Мы разрешаем обращения (жалобы, заявления) граждан, предпринимателей и организаций о нарушении закона, их прав, свобод и законных интересов со стороны государственных органов, в т.ч. органов власти, контролирующих и правоохранительных органов, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц. В орган прокуратуры можно обратиться с любым таким обращением.

Какие существуют требования к письменному обращению и что бывает в случае их несоблюдения?

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает куда и к кому обращается, свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, излагает суть обращения, ставит личную подпись и дату. Содержание обращения следует излагать с приведением подробных сведений о лице, допустившем нарушение, месте и времени обстоятельствах совершения обжалуемых действий и т.д.

Обращение может быть подано письменно либо направлено в электронном виде через размещенную на нашем сайте интернет-приемную, по электронной почте и посредством сайта Госуслуг. В таком случае обращение обязательно должно содержать адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ. Гражданин вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Последствия несоблюдения требований к порядку подачи обращений и их оформлению могут быть разными, все этого регламентировано приказом Генерального прокурора № 45.

К примеру, если в обращении не указаны фамилия гражданина или адрес ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, обращение подлежит направлению в государственный орган в рамках его компетенции.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные.

В случае, если текст письменного обращения в силу неразборчивости подчерка или непоследовательности изложения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению куда-либо на рассмотрение, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

По какой причине обращения иногда перенаправляются в другие органы?

Ежегодно в органы прокуратуры республики поступает более 2 0 тысяч обращений, из которых большая половина рассматривается самими прокурорами, а треть обращений направляется по подведомственности в уполномоченные органы и организации.

Помимо органов прокуратуры есть другие органы, которые осуществляют контроль (надзор) за исполнением законодательства в конкретной сфере. К примеру, Роспотребнадзор осуществляет контрольные полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, Государственная инспекция труда осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства, органы внутренних дел выявляют, пресекают и предотвращают преступления, следят за правопорядком и т.д.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в той или иной сфере.

В указанной связи, при поступлении в прокуратуру обращений по вопросам, входящим в компетенцию других органов и организаций и если по существу поставленного вопроса ранее решение ими не принималось (так называемые «первичные обращения»), то прокурор в соответствии с Инструкцией в течение 7 дней с момента регистрации обращения направляет его по подведомственности.

Т.е. в случае, если гражданин или организация обращаются со своей проблемой впервые, то обращение подлежит рассмотрению уполномоченным контролирующим или правоохранительным органом в соответствии с их компетенцией.

Решение о перенаправлении обращения в другой орган и организацию по подведомственности принимается прокурорами строго в соответствии с требованиями ведомственных приказов, которые запрещают подмену контролирующих органов.

К примеру, в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» в тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами субъекта не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, жалоба гражданина, поступившая в органы прокуратуры, подлежит перенаправлению в их адрес. Именно поэтому многочисленные обращения о несогласии с действиями (бездействием) судебных приставов-исполнителей районного (городского) звена направляются для рассмотрения в Управление службы судебных приставов по РС(Я), поскольку граждане и организации, как правило, туда не обращаются до подачи жалобы в органы прокуратуры.

А какие ещё обращения и в какие органы чаще всего перенаправляются?

Анализ поступающих обращений показал, что чаще всего перенаправляются по подведомственности обращения по трудовым, жилищным вопросам и по вопросам исполнения судебных решений.

Так, например, первичные жалобы о нарушении работодателем трудовых прав подлежат направлению в Государственную инспекцию труда по РС(Я), о нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии — в Управление Роспотребнадзора по РС(Я). Жалобы на действия управляющих компаний и застройщиков — в Управление государственного строительного и жилищного надзора по РС(Я), а о несогласии с действиями судебных приставов исполнителей — в Управление службы судебных приставов по РС(Я). Жалобы на действия правоохранительных органов при рассмотрении сообщений о преступлениях, проведении следствия и дознания по уголовным делам в зависимости от категории дела — МВД РС(Я) или СУ СК РФ по РС(Я) и т.д..

Таким образом, в случае, если гражданин или организация только столкнулися с нарушением закона и своих прав им целесообразно обращаться непосредственно в орган, в компетенцию которого входит разрешение его вопроса. Во все названные органы имеется возможность подать обращение через их официальный сайт или через личный кабинет на сайте Госуслуг.

Это позволит избежать временных затрат на пересылку обращения и обеспечит своевременное начало разрешения обращения по существу уполномоченными должностными лицами.

В случае несогласия с ответом руководителя или правоохранительного контролирующего органа его следует обжаловать в прокурору или в суд.

По какой причине обращения, адресованные в прокуратуру республики, порой перенаправляются в прокуратуру района?

Это тоже требование приказа. В соответствии с организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ обращения, решения по которым не принимал нижестоящий прокурор, в 7-дневный срок направляются ему с одновременным уведомлением заявителя.

В тех же случаях, когда речь идёт о несогласии ответами руководителей республиканских органов государственной власти, министерств и ведомства, федеральных территориальных органов, а также о несогласии с ответами самих прокуроров городов и районов, тогда обращения остаются на разрешении в аппарате прокуратуры республики.

Какие сроки предусмотрены законодательством для разрешения обращений? Иными словами – когда заявителю ждать ответ?

Общий срок разрешения обращения гражданина или организации (проведения проверки и дачи ответа) составляет 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлён не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением об этом заявителя.

В случае если для ответа гражданина не требуется проведение проверки и даётся разъяснение правового характера, то ответ направляется в 15-дневный срок.

Как часто обратившиеся в органы прокуратуры лица получают положительный результат?

При разрешении обращения граждан и организаций в органах прокуратуры должна проводиться полная и объективная проверка по всем доводам заявителей. При установлении в ходе такой поверки нарушений законодательства прокуроры принимают комплекс мер прокурорского реагирования с целью восстановления нарушенных прав заявителей и привлечения к ответственности виновных лиц.

Из 9,9 тысяч разрешенных в 2019 году обращений удовлетворено 2 241, т.е. каждое 4. В ходе проверок по этим обращениям выявлено свыше 8 тыс. нарушений законов, в целях устранения которых прокурорами принято 6959 актов реагирования.

В 1 полугодии 2020 года число удовлетворённых жалоб незначительно увеличилось и составило 1091 (1039), их доля от 6 296 (4561) разрешённых составила 17% (23%),

Например, прокуратура республики в ходе проверки по обращениям местных жителей установила, что в результате недостаточного бюджетного финансирования спортсменам, победившим в международных и иных соревнованиях, не выплачены поощрения за 2018 год на сумму 31,4 млн. рублей, а предусмотренных в этих целях на 2019 год средств недостаточно. Органами исполнительной власти республики должные меры по увеличению объемов бюджетных ассигнований не приняты. По внесенному в Правительство РС(Я) представлению перед спортсменами в полном объеме погашена задолженность за 2018 год и произведены выплаты за 2019 год на общую сумму более 50 млн. рублей.

В текущем году по заявлениям граждан проведена результативная проверка по факту умерщвления безнадзорных животных в пункте передержки, по результатам которой в связи с выявленными нарушениями законодательства принят комплекс мер прокурорского реагирования, в т.ч. в отношении начальника Управления ветеринарии г. Якутска возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

ПАМЯТКА «Порядок рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»

ПАМЯТКА

«Порядок рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»

Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» (далее – Закон) – единственный действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан. В статье 33 Конституции РФ закреплено право на обращение. Когда нарушается законодательство о правах и свободах человека и гражданина организацией, то за их защитой лицо может обратиться в органы государственной власти и местного самоуправления.

Какие права предоставлены гражданам действующим законодательством?

Граждане имеют право:

— обратиться как индивидуально, так и в группе с другими лицами (Коллективно); устно на личном приеме, письменно, направив обращение по почте или через Интернет;

— знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если оно не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;

— прекратить рассмотрение обращения по собственной инициативе, подав в орган, куда он направлял обращение, заявление в произвольной форме;

— обжаловать в вышестоящий орган или в суд принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения.

Что необходимо знать, чтобы своевременно получить ответ на свое обращение?

— указать в обращении Ф.И.О., почтовый адрес, по которому он ожидает ответ, или электронный адрес;

— написать текст разборчивым почерком или напечатать его на компьютере, поставить подпись и дату;

— в подтверждение изложенных доводов к обращению можно приложить документы или иные материалы.

Что не допускается указывать в обращении?

— выражать в обращении свои гневные чувства по отношению к какому-либо должностному лицу или деятельности органа в целом, употреблять нецензурные либо оскорбительные выражения, угрожать жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи.

В случае получения такого обращения государственный орган или орган местного самоуправления вправе оставить его без ответа по существу поставленных в нем вопросов.

Какие сроки установлены для рассмотрения обращений граждан?

Регистрация обращений производится в течение 3 дней с момента его поступления.

Установленный срок рассмотрения письменного обращения – 30 дней с момента регистрации обращения в органе. В исключительных случаях этот период может быть увеличен руководителем органа еще на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения гражданин должен быть уведомлен.

Какая ответственность установлена за ненадлежащее рассмотрение обращений граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления?

Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан».

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Куда обращаться гражданам в случае нарушения их прав при рассмотрении обращений?

Обжаловать ответы органов государственной власти или органов местного самоуправления граждане могут в вышестоящую организацию вышестоящему должностному лицу.

В случае нарушения порядка рассмотрения обращения возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ вправе прокурор.

Сроки рассмотрения обращений:

Срок

Действие

статья 59-ФЗ, регулирующая данную обязанность

Примечание.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

часть 2 ст. 8 Закона

Необходимо вести журнал регистрации обращений граждан

Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.

часть 3.1 статьи 8 Закона

С обязательным уведомлением заявителя о направлении обращения для рассмотрения.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

часть 3 ст. 8 Закона

С обязательным уведомлением заявителя о направлении обращения для рассмотрения в другой орган

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

часть 2 статьи 11 Закона

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

часть 4 статьи 11 закона

(если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению).

Орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения

часть 2 статьи 10 Закона

(за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну)

Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

часть 1 статьи 12 Закона

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней.

часть 2 статьи 12 Закона

С обязательным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения обращения!

Перечень контрольных, надзорных и государственных органов, правомочных рассматривать наиболее актуальные обращения граждан.

Государственная жилищная инспекция Вологодской области

осуществляет надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан и юридических лиц в жилищной сфере на территории Вологодской области (включая соблюдения требований по порядку предоставления коммунальных услуг, содержания общего имущества, обоснованности установления, изменения, расчета платы за коммунальные услуги)

Токарев Виктор Васильевич

г. Вологда, Предтеченская ул,
д. 19

тел. 23-01-76 доб. 1120, 1110

факс 23-01-76 доб. 1133

Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области

осуществляет региональный контроль в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, теплоснабжения, коммунальных услуг

Стрижов
Антон Евгеньевич

160012, г.Вологда, Советский проспект, д. 80Б,
тел.: (8172) 23-01-30
fax.: (8172) 23-01-30 доб. 1415
e-mail: tekvo@gov35.ru

Управление Роспотребнадзора по Вологодской области

осуществляет контроль за соблюдением законодательства по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения (вопросы качества воды, продуктов питания, сбора использования, захоронения отходов), а также в области защиты прав потребителей

Кузнецова Ирина Анатольевна

г. Вологда, ул. Яшина, д. 1А

Информационная линия с 9 час. до 13 час. 8-800-200-81-72

Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области

осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере рекламного законодательства, в сфере ценообразования на бензин, лекарства, продукты питания, различные услуги, технологического присоединения к электротеплосетям

Мерзлякова Наталья Валерьевна

г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25,

тел. 72-99-70, факс. 72-46-64

Управление социальной защиты администрации Вологодского района

Занимаются вопросами опеки и попечительства, начисления и выплаты социальных пособий и выплат, выявлением детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, их устройство, социальная помощь гражданам оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, социально опасном положении, инвалидам

г. Вологда, ул. Герцена, д. 63 А, тел./факс 75-01-36

Управление образования администрации Вологодского района

осуществляет контроль за образовательными организациями (школы, детские сады)

Попова Тамара Антоновна

г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 24, тел./факс 72-11-83

ОМВД России по Вологодскому району

Регистрация и рассмотрение сообщений о преступлениях

ВРИО начальника подполковник полиции Хаменев Павел Алексндрович

г. Вологда, Советский проспект, д. 71,

тел. 72-04-00, факс. 75-21-59

Вологодский районный суд

рассматривает земельные споры (признание права собственности, споры по установлению границ), индивидуальные трудовые споры, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда, понуждение к исполнению обязанностей, признание недействительным решений собраний (в том числе общих собраний садоводческих товариществ, собственников многоквартирных домов),

Додул Александр Иванович

г. Вологда, Советский пр., д. 139, тел. канцелярия по гражданским делам: 75-60-87, по уголовным делам: 75-27-43

C 15 января 2016 года Региональная энергетическая комиссия Вологодской области прекратила свою деятельность и присоединилась к Департаменту топливно-энергетического комплекса Вологодской области. Одновременно с 15 января 2016 года Департамент топливно-энергетического комплекса Вологодской области переименован в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области.

Управление социальной защиты администрации Вологодского района будет ликвидировано с 01.03.2016.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector