Граждане пребывающие в запасе до скольки лет

Граждане пребывающие в запасе до скольки лет

Граждане пребывающие в запасе до скольки лет

Преимущества мобилизационного людского резерва

МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ЛЮДСКОЙ РЕЗЕРВ

Граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве (Федеральный закон 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

КОНТРАКТ О ПРЕБЫВАНИИ В РЕЗЕРВЕ

Контракт о пребывании в резерве заключается между гражданином и командиром воинской части письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.

Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года.

Новый контракт о пребывании в резерве может заключаться на срок три года, пять лет либо на меньший срок — до наступления предельного возраста пребывания в резерве.

Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА О ПРЕБЫВАНИИ В РЕЗЕРВЕ

Первый контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, не имеющим гражданства (подданства) иностранного государства:

а) пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу и имеющим воинское звание:

солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, — в возрасте до 42 лет ;

младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта, — в возрасте до 47 лет ;

майора, капитана 3 ранга, подполковника, капитана 2 ранга, — в возрасте до 52 лет ;

полковника, капитана 1 ранга, — в возрасте до 57 лет ;

б) завершившим обучение по программе военной подготовки офицеров запаса в военном учебном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение пятнадцати лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера.

Контракт о пребывании в резерве не может быть заключен с гражданином:

а) имеющим отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации или освобождение от военных сборов;

б) в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд;

в) имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

г) который отказался от прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне либо которому отказано в оформлении допуска к государственной тайне, в случае необходимости его оформления;

д) имеющим гражданство (подданство) иностранного государства.

ОСНОВАНИЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ РЕЗЕРВА

Гражданин подлежит исключению из резерва:

б) по истечении срока контракта о пребывании в резерве;

в) по состоянию здоровья;

г) в связи с лишением его воинского звания;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о наказании в виде лишения свободы или лишения условно;

е) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства другого государства;

ж) в связи с возникновением оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации или освобождения от военных сборов.

Гражданин может быть досрочно исключен из резерва:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с невыполнением им условий контракта о пребывании в резерве;

в) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

г) в связи с поступлением на службу в Следственный комитет Российской Федерации, органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и назначением на должность судьи.

Гражданин, пребывающий в резерве, имеет право на досрочное исключение из резерва:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта о пребывании в резерве;

б) по семейным обстоятельствам:

в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем;

в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого резервист воспитывает без матери;

в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры.

ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЗЕРВИСТОВ

Денежные выплаты гражданам, пребывающим в резерве, состоят из:

а) месячного оклада — 12 % оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части, и размера оклада по воинскому званию;

б) коэффициентов районных (в зависимости от местности);

ежемесячной процентной надбавки за непрерывное пребывание в резерве к месячному окладу:

от 3 до 5 лет — 10 процентов;

от 5 до 10 лет — 20 процентов;

от 10 до 15 лет — 30 процентов;

от 15 до 20 лет — 40 процентов;

20 лет и более — 50 процентов;

в) единовременной денежной выплаты при заключении нового контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве.

В период прохождения военных сборов денежное довольствие резервисту выплачивается как военнослужащему из расчета полного оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию .

Кроме того, при заключении нового контракта резервисту выплачивается единовременная денежная выплата в следующих размерах:

при сроке нового контракта 3 года либо при меньшем сроке нового контракта — до наступления предельного возраста пребывания в резерве – 1 месячный оклад;

при сроке нового контракта 5 лет либо при меньшем сроке нового контракта — до наступления предельного возраста пребывания в резерве — 1,5 месячного оклада.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Организация воинского учёта. Полезная шпаргалка

Система воинского учёта позволяет компетентным органам контролировать каждого военнообязанного на своевременность исполнения воинского долга, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него. Поговорим с вами о том, с чего начать ведение воинского учёта, как его организовать на предприятии.

Каждая организация, не зависимо от вида деятельности, численности сотрудников, форм собственности и организационно-правовой структуры, должна вести учёт военнообязанных и призывников. Так называемая всеобщая обязанность.

Воинский учёт граждан ведётся по месту их работы согласно законодательству Российской Федерации, Положения и методических рекомендаций по его ведению в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте» (далее по тексту — Положение о воинском учёте);
  • Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
  • для работодателей на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.

В статье рассмотрим, как обеспечить воинский учёт в организации. Опишу пошагово все действия. Моя инструкция будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам, а также сотрудникам кадровой службы.

1. Обозначьте ответственных лиц

Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.

Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).

Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников. Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.

Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью. Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте). Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.

2. Определите, какие сотрудники подлежат воинскому учёту

К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.

Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.

К военнообязанным относятся:

  • Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
  • Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
  • Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
  • Женщины с военными полномочиями.

Не относятся к военнообязанным:

  • иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
  • офицеры запаса ФСБ или СВР;
  • женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.

Обратите внимание, что работодателю необходимо вести воинский учёт и на сотрудников, работающих по совместительству — внешних совместителей. На них распространяются все правила. Также обращаю ваше внимание, что отсутствие документов воинского учёта не даёт права отказывать в приёме на работу.

Если выяснилось, что сотрудник не состоит на ВУ, хотя он обязан, работодатель должен в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Эта обязанность появилась с 17.02.2019, в момент вступления в силу ФЗ от 06.02.2019 № 8-ФЗ.

Ещё одна обязанность — направить работника в военкомат для постановки на воинский учёт с направлением Приложение № 4. Форма этого направления утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/19.

3. Подготовьте документы для ведения воинского учёта

Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.

1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года. Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления. Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.

2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.

Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.

Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.

3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).

4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.

5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.

Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.

6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.

Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.

4. Согласуйте документы с военкоматом

Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.

5. Составьте отчётность

Отчитываться в военкомат нужно ежегодно. Есть формы, не предусматривающие конкретной даты по срокам. Срок их подачи зависит от приёма на работу или увольнения, или каких-то других обстоятельств. В таблице представлен список форм и срок их подачи в военкомат.

В следующей таблице я отразила все формы и разбила их по срокам отправки в военкомат для вашего удобства. Можно её сохранить себе и не забывать отчитываться в военкомат.

Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учёта

До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.

Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.

За уклонение от медицинского обследования либо неявка в военкомат без уважительной причины грозит гражданам штрафом до 3 000 рублей. Такой же размер санкций применяется за умышленное повреждение или потерю документов воинского учёта.

Также отмечу, что законодатель увеличил срок исковой давности для нарушений в области воинского учёта с двух месяцев до трёх лет. Соответствующие изменения внесены в статью 4.5 КоАП РФ.

Подведем итоги

В статье я рассмотрела, как организовать в компании ведение общего воинского учёта, что нужно знать об отчётности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учёту.

Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила сверки сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учёта сотрудника, а также обратить внимание на перечень основных нюансов, по которым происходит проверка ведения воинского учёта. Работайте без нарушений!

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.

Читайте другие статьи автора в нашем блоге:

Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2021 году

  • 1 Для чего необходимо бронирование граждан в запасе
  • 2 Кто бронирует граждан в запасе
  • 3 Пошаговая процедура бронирования граждан запаса в 2021 году
  • 4 Ведение специального воинского учета
  • 5 Подводим итоги

Бронирование граждан позволяет обеспечить бесперебойную работу предприятий в период мобилизации. Расскажем, что представляет собой эта процедура и какую отчетность предполагает.

Для чего необходимо бронирование граждан в запасе

Мобилизация — перевод экономики, органов власти, Вооруженных Сил и организаций на работу в режиме военного времени (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Процедура требует привлечения военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):

  • прошедших военную службу;
  • закончивших обучение в военных образовательных учреждениях;
  • освобожденных от службы, но годных к ней в военное время и т. д.

Бронирование — временное освобождение сотрудников от призыва на мобилизацию и мобилизационную подготовку для обеспечения работы предприятия.

Как уволить сотрудника в связи с призывом в армию — узнаете здесь.

Кто бронирует граждан в запасе

Если воинский учет ведут все работодатели, то бронируют работников организации:

  • выполняющие госзаказы;
  • участвующие в выполнении мобилизационных заданий по кооперации;
  • обеспечивающие безопасность РФ и жизнедеятельность населения и др.

Чтобы узнать, обязана ли фирма бронировать сотрудников, необходимо обратиться в территориальную комиссию по бронированию при администрации муниципального образования. Например, в Москве сведения о комиссиях доступны на сайте https://www.mos.ru (вкладка «Территориальные органы власти»).

Такая комиссия предоставит информацию о:

  • порядке бронирования граждан запаса;
  • документах, необходимых для бронирования;
  • перечне должностей и профессий, по которым бронируют работников.

Процедуру бронирования проводит назначенный приказом сотрудник. Специальных требований к ответственному нет: это может быть кадровик, табельщик или ведущий воинский учет работник. Но приказ о назначении ответственного согласовывается с военным комиссаром муниципалитета (п. 22, п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Пошаговая процедура бронирования граждан запаса в 2021 году

Порядок бронирования работников сводится к нескольким этапам.

Шаг 1. Запрос сведений в комиссии по бронированию, которая предоставит информацию по процедуре и список подлежащих бронированию должностей.

Шаг 2. Издание приказа о назначении ответственного за бронирование сотрудника и согласование документа с военкоматом.

Шаг 3. Разработка Плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан запаса (п. 39 Рекомендаций от 11.07.2017).

Допускается дополнение существующего Плана по ведению воинского учета мероприятиями по бронированию с учетом рекомендаций, полученных в территориальной комиссии, т. е. отдельный План по бронированию утверждать необязательно.

План и его изменения согласовываются с военкоматом (п. 37 Рекомендаций от 11.07.2017).

Шаг 4. Составление списка забронированных работников.

Перечень оформляется в свободной форме с указанием ФИО, должности или профессии и заверяется подписью руководителя и печатью. Дополнительно список может утверждать военкомат либо территориальная комиссия по бронированию, поэтому рекомендуется обратиться к ним с готовым перечнем и заодно проверить его.

Шаг 5. Оформление отсрочки от призыва.

Подготовка списка бронированных сотрудников еще не означает предоставление им отсрочки от призыва — работодателю необходимо оформить удостоверения об отсрочке и сделать отметки в личных карточках.

Такие удостоверения признаются БСО и выдаются военкоматом после подачи пакета документов, среди которых:

  • список работников для бронирования;
  • военные билеты;
  • личные карточки и др.

Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя, а при объявлении мобилизации или военного времени передаются забронированным сотрудникам согласно утвержденному плану и ведомости на выдачу удостоверений.

Ведение специального воинского учета

Основные моменты спецучета:

  • если отсрочка аннулирована (например, по истечении срока, на который она предоставлена, или в связи с признанием работника не годным к службе по состоянию здоровья), работодатель обязан сообщить об этом в 5-дневный срок в военкомат (п. 14 Приложения № 17 к Рекомендациям от 11.07.2017);
  • при аннулировании отсрочки отметки в личных карточках аннулируются, а удостоверения сдаются в военкомат для уничтожения;
  • сдача отчетности (п. 35 Рекомендаций от 11.07.2017).

Об ответственности за отказ от ведения воинского учета вы узнаете из статьи.

Основные отчеты по воинскому учету:

Подробнее об отчетных формах читайте этот материал.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Смотрите готовое решение о том, как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (это бесплатно).

Оформление освобождения от работы и выплаты работникам в связи с военными сборами

Оплата военных сборов работнику — обязанность работодателя. Призывнику положено:

  • средний заработок за все дни;
  • компенсация проезда к месту временной службы;
  • командировочные.

Расходы компенсирует Минобороны.

Порядок призыва на военные сборы

Воинская обязанность граждан России предусматривает призыв на военные сборы и их прохождение. Это следует из статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Инициирует проведение сборов глава государства специальным указом, где дополнительно указана численность привлекаемых военнообязанных и их распределение между войсками и формированиями.

В апреле на основании этого документа военкоматы составят списки граждан, которым надлежит явиться для прохождения медицинской комиссии. Повестки и извещения о необходимости явиться в военкомат высылают заранее — не менее чем за 10 дней до начала сборов. Если в организации ведется воинский учет, то уведомление направят работодателю.

По закону, если работник призывается на военные сборы, то работодатель обязан передать ему повестку, а извещение подшить к личному делу. Если работник получит повестку лично, его обязанность — известить руководство о вызове в военкомат. Все эти правила прописаны в постановлении правительства РФ от 29.05.2006. Здесь же имеется образец повестки на военные сборы, который комиссариаты обязаны использовать для призыва на сборы военнообязанных в запасе. Бланк состоит из трех частей — расписки в получении повестки, самой повестки и извещения для работодателя: каждая отрывная часть — для конкретного получателя.

Кого и на сколько призовут на переподготовку

В правилах указано, что подготовка военнообязанного в запасе проводится не чаще 1 раза в 3 года, а максимальная продолжительность учений — 2 месяца. Всего за время пребывания в запасе гражданина разрешено призывать на сборы на период не более 12 месяцев. По закону, ответственность за организацию военных сборов несут военкоматы. Они составляют списки и планируют призыв.

Читайте также  Действия при эвакуации автомобиля

Одновременно ограничен возраст граждан, для которых проводится подготовка:

  • солдат, матросов, мичманов, сержантов, старшин и прапорщиков в запасе, независимо, служили они или только окончили военную кафедру, призывают до 35-50 лет с учетом присвоенного разряда;
  • для младших офицеров подготовку проводят вплоть до 50-60 лет;
  • майоров, капитанов, подполковников и полковников в запасе в комиссариаты вправе вызвать вплоть до 65 лет;
  • высшим офицерам призыв возможен вплоть до 70 лет.

Есть и исключения: они перечислены в ст. 55 закона № 53-ФЗ. Среди них — женщины, сотрудники МВД, Росгвардии, МЧС, ФТС, ФСИН, летно-технический и плавающий составы, студенты, педагоги, многодетные отцы, парламентарии и главы регионов, некоторые иные лица.

Как оформить освобождение от работы на время переподготовки

Работодатель не вправе препятствовать участию работника в подготовке и обязан на какое-то время освободить его от работы. Для этого издают приказ освобождения работника от работы в связи с повесткой в военный комиссариат (см. ст. 170 Трудового кодекса РФ). Но предпринимать что-либо необходимо только после того, как у работодателя появится отрывное извещение к повестке из военкомата о призыве сотрудника. Этот документ:

  • принесет сотрудник, если повестка придет к нему по месту жительства;
  • работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица. В такой ситуации работодатель вручает повестку сотруднику, оставив у себя извещение.

В извещении для работодателя указаны время начала и окончания призывных мероприятий — период, на который придется освободить сотрудника от работы. На основании этого издается приказ об освобождении от труда.

Унифицированного бланка такого приказа нет, оформляется он в произвольной форме. Помимо периода, на который работник получает освобождение от работы, в документе прописывают сохранение подчиненному зарплаты во время прохождения военных сборов, как этого требует законодательство.

При необходимости в приказе решается вопрос о возложении обязанностей временно отсутствующего специалиста на другого сотрудника.

Если период отсутствия приходится на отпуск сотрудника, то, по его желанию, отпуск переносится на другое время или продлевается на время военных сборов. Это предусмотрено ст. 124 Трудового кодекса РФ. Учитывайте, что период прохождения военных сборов засчитывается в «отпускной» стаж специалиста: хотя он в этот период фактически не работал, за ним на это время сохраняется должность.

Отсутствие сотрудника из-за военных сборов отмечается в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23».

В трудовой книжке никаких записей по этому поводу не делают.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как отразить дни прохождения работником военных сборов в табеле, а также подготовили удобный образец приказа об отбытии сотрудника на сборы. Используйте эти материалы бесплатно.

Выплаты призывникам

В ст. 6 закона № 53-ФЗ и п. 25-26 постановления правительства № 333 прописано, как оплачивать работодателю вызов по повестке в военкомат и какие выплаты положены работнику. Призывнику выплачивают:

  • средний заработок за дни отсутствия. Если работник трудится в смену, оплачиваются только рабочие для него дни;
  • расходы по проезду от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
  • расходы по найму (поднайму) жилья;
  • командировочные (суточные).

На деньги сотрудник вправе рассчитывать после того, как предъявит справку из военкомата. В ней указано количество дней, проведенных на военном мероприятии, подлежащих оплате.

Порядок определения компенсации в виде среднего заработка определен в пункте 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 01.12.2004 № 704. Там прописано, сколько платят за военные сборы организации. Расчет среднего заработка производится по общим правилам, поскольку военные сборы в ТК РФ не рассматриваются как исключительный вариант, и специального способа исчисления для них не предусмотрено.

Компенсации организациям

Затраты, связанные с выплатой работнику среднего заработка, иногда существенные. Но работодатель не оплачивает военные сборы из собственных средств, учитывая, что работник в период отсутствия исполняет государственную обязанность. Закон говорит: все расходы компенсирует государство за счет средств федерального бюджета через Министерство обороны.

Фактически выплату производит военкомат, работодателю следует направить документы для возмещения расходов на военные сборы с копиями документов, подтверждающих расходы. Чтобы вернуть деньги, направьте в военкомат письмо в свободной форме, где укажите:

  • данные призывника;
  • период, когда он отсутствовал;
  • размер среднего заработка работника и сумму, которую требуется компенсировать.

Письмо следует оформить на бланке организации, указав реквизиты банковского счета для перечисления компенсации.

Налоги и сборы с сумм, выплаченных работнику за военные сборы

Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Но источник, из которого осуществляется оплата рабочего дня при вызове в военкомат по повестке, — бюджет. Работодатель в этих отношениях — только промежуточное звено: сначала он выплачивает деньги, затем расходы возмещают ему из бюджета. Все выплаченные работнику суммы учитывают в составе расходов на оплату труда, в силу пункта 6 статьи 255 НК РФ, и облагают:

  • НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ, письмо Минфина России от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13);
  • страховыми взносами на обязательное социальное страхование ( гл. 34 части второй Налогового кодекса РФ , письма ПФР, ФСС РФ и Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19 );
  • взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (нормы Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).

Страховые взносы, исчисленные из среднего заработка, учитываются, в соответствии со статьей 264 НК РФ, как прочие расходы организации. В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают в составе внереализационных доходов.

Порядок, как отразить средний заработок сотруднику на время военных сборов в учете, зависит от принятой в работе организации учетной политики. Возможны два варианта отражения таких выплат:

  1. Отнесение на расходы организации в обычном порядке, как и иные выплачиваемые работникам суммы (п. 5, 7 и 16 ПБУ 10/99). В этом случае необходимо сделать следующую проводку: Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.
  2. В связи с тем, что эти выплаты возмещаются из бюджета, возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 ПБУ 10/99). В этом случае бухгалтеру необходимо сделать такую проводку: Дебет 76 Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.

Полученная организацией компенсация за военные сборы не включается в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата за услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности, но это некорректная позиция. Деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, — возмещение расходов, понесенных в связи с выплатой среднего заработка работнику, призванному государством, а не оплата услуги. Потому НДС они не облагаются, что подтверждают и судебная практика, и Минфин.

Ответственность за отсутствие на военных сборах

Если руководство организации не обеспечило своевременную явку работника по вызову военного комиссариата, то к нему применят санкции статьи 21.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей.

Для самого работника ответственность за неявку в военкомат без уважительной причины прописана в статье 21.5 КоАП РФ. Это штраф до 3000 рублей. Кроме того, уклонение от воинских обязанностей — уголовно наказуемое деяние, санкции по которому предусмотрены статьей 339 УК РФ и достигают 7 лет лишения свободы.

Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата приведены в статье 7 закона № 53-ФЗ. Это болезнь призывника, тяжелое состояние здоровья родственников, препятствия, возникшие в результате действий непреодолимой силы, и другие. Производственная необходимость к таким причинам не относится, поэтому работодателю следует обеспечить явку в военкомат, чтобы избежать проблем как для себя, так и для работника.

В каком возрасте снимают с воинского учета

До какого возраста военнообязанные в России :

  • женщины — в зависимости от звания — до 45-50 лет;
  • мужчины — до 45 (рядовые) до 70 лет (высший командный состав).

Это определено статьей 53 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Что такое воинский учет и кто является военнообязанным в России

В России в силу статьи 9 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 27.11.2006 № 719 подлежат учету в военкоматах, органах местного самоуправления и организациях-работодателях:

  • все мужчины от 18 до 27 лет (призывники) и мужчины, отслужившие срочную службу или по контракту (военнообязанные);
  • все военнообязанные женщины, имеющие военно-учетные специальности;
  • граждане, которые не прошли военную службу в связи с освобождением от призыва.

В законах прописано, до какого возраста военная обязанность в России , — зависит от разных факторов: состояния здоровья, звания. Воинский учет — это сбор, систематизация, документирование и контроль всех данных граждан, которых призовут на службу в случае объявления военного положения. Организации обеспечивают документирование на местах и оперативно передают информацию в военкоматы. Пока человек способен нести службу, он подлежит учету, для снятия с него требуются законодательно установленные основания.

Военнообязанными признаются только граждане Российской Федерации (статья 15 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), они подлежат учету. Граждане других стран вправе служить в российской армии по контракту, но они не являются военнообязанными.

Обязанности в запасе

Граждане, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе, находятся под наблюдением военных комиссариатов. Они обязаны выполнять их распоряжения, являться на прохождение медосмотров или на военные сборы, объявленные Верховным главнокомандующим. Обязанность сохраняется до достижения предела, в каком возрасте снимают с военного учета, или перевода в отставку по состоянию здоровья.

В 2021 году призыв на военные сборы объявлен указом президента РФ № 247 от 26.04.2021. Резервистов призовут в ряды Вооруженных Сил и органы федеральной безопасности.

Сборы проводят ежегодно, но одного резервиста призывают не чаще чем один раз в 3 года. Всего на военных сборах военнообязанный суммарно проводит не более 12 месяцев, а за одни сборы — не более 2 месяцев.

Кроме участия в сборах, граждане в запасе обязаны:

  • информировать военкоматы об изменении места жительства, персональных данных и других важных событиях (срок зависит от события);
  • являться по вызову;
  • бережно относиться к военному билету;
  • проходить медицинские осмотры.

Когда снимают с воинского учета

В статье 53 Федерального закона № 53-ФЗ сказано, что при достижении военнообязанными определенного возраста они переводятся в отставку из запаса и снимаются с воинского учета. То, до какого возраста учет в военкомате, зависит от присвоенного гражданину разряда во время прохождения действительной службы в армии. Разряд и звание — разные понятия, которые дополняют друг друга.

Предельный срок пребывания в запасе отличается для женщин и мужчин, даже имеющих одно звание и разряд.

Женщины становятся военнообязанными, если:

  • они закончили военный вуз и получили соответствующую квалификацию и звание;
  • у них есть профильное образование по специальности, подлежащей мобилизации (медики, связисты и т. д.).

Разберемся, до какого возраста в России женщины военнообязанные:

  • имеющие офицерское звание — до 50 л.;
  • рядовые — до 45 л.

У мужчин предусмотрена более детальная градация предельного срока пребывания в запасе. Тут играют роль и звания, и разряды. Рассмотрим, как выглядит таблица из статьи 53 закона № 53-ФЗ:

Из нее видно, до какого возраста в России мужчина военнообязанный:

  • для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов — от 35 до 50 л.;
  • для младших офицеров — от 50 до 60 л.;
  • для майоров, капитанов 3 и 2 ранга, подполковников — от 55 до 65 л.;
  • для полковников и капитанов 1 ранга — от 60 до 65 л.;
  • для высших офицеров 2-го разряда — от 65 до 70 л..

Но то, до какого возраста офицеры в запасе, зависит еще от состояния здоровья. При выявлении хронических заболеваний или установлении группы инвалидности офицера отправляют в отставку досрочно, аналогично поступают с рядовыми. Основанием является заключение медицинской комиссии.

Рассмотрим, граждане каких годов рождения и в каком возрасте перейдут в отставку в ближайшие годы.

Год снятия с воинского учета

Женщины, лет

Мужчины, лет

45

50

50

60

65

65

70

Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы

Офицеры

Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы

Младшие офицеры

Майоры, капитаны 3-го ранга, подполковники, капитаны 2-го ранга

Полковники, капитаны 1-го ранга

До скольких лет гражданин является военнообязанным

Большинство мужчин РФ являются военнообязанными. Но когда-то эта обязанность прекращается. Сколько лет должно исполниться гражданину, чтобы он перестал быть военнообязанным? Ответ на этот вопрос вы найдете в статье.

Кто относится к военнообязанным лицам

Давайте разберемся с тем, кто из граждан относится к военнообязанным. В соответствии с
Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, к военнообязанным относятся граждане, пребывающие в запасе. Указанный документ (Положение о воинском учете) содержит перечень лиц, являющихся военнообязанными.
К ним относятся лица, которые:

  • уволены с военной службы с зачислением в запас;
  • успешно завершили обучение в военных учебных заведениях либо в военных учебных центрах при федеральных государственных вузах и окончили федеральные государственные вузы;
  • не прошли военную службу в связи с освобождением от призыва, предоставлением отсрочек от призыва или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении возраста 27 лет;
  • не подлежали призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет;
  • не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижении возраста 27 лет;
  • уволены с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставлены на воинский учет в военкоматах;
  • прошли альтернативную гражданскую службу;
  • являются женщинами, имеющими определенные военно-учетные специальности.

Есть такое понятие, как воинский учет. Так вот, военнообязанные лица состоят на таком учете. Как только гражданин перестает быть военнообязанным, он снимается с воинского учета.

Снятие граждан с воинского учета производится, когда они достигают определенного возраста.

О том, до скольких лет граждане остаются военнообязанными, мы расскажем в следующем разделе.

Во сколько лет гражданин перестает быть военнообязанным

Количество лет, не достигнув которого гражданин будет оставаться военнообязанным, зависит от присвоенного ему разряда. Так, минимальный предельный возраст пребывания в запасе (до 35 лет) установлен для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов 1-го разряда, а максимальный предельный возраст (до 70 лет) — для высших офицеров 2-го разряда. Женщины, пребывающие в запасе и имеющие воинские звания офицеров, снимаются с воинского учета (то есть перестают быть военнообязанными) по достижении 50 лет, а остальные женщины — по достижении 45 лет.

Более подробная информация о тех количествах лет, при достижении которых граждане, имеющие различные воинские звания, и находящиеся в запасе, перестают быть военнообязанными, приведена в таблице.

Составы запаса (воинские звания)Возраст военнообязанных граждан (пребывающих в запасе), лет
Первый разрядВторой разрядТретий разряд
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманыдо 35 летдо 45 летдо 50 лет
Младшие офицерыдо 50 летдо 55 летдо 60 лет
Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 рангадо 55 летдо 60 летдо 65 лет
Полковники, капитаны 1 рангадо 60 летдо 65 лет
Высшие офицерыдо 65 летдо 70 лет

Прокомментируем данные из таблицы.

В первый и второй разряды включаются военнообязанные до возраста (до стольких лет), который является предельным возрастом пребывания на военной службе для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в мирное время. Таким образом, ключевым при включении военнообязанных запаса в эти разряды является критерий мирного времени, определяющий требования к несению обязанности военной службы.

Военнообязанные, пребывающие в запасе первых двух разрядов, в период мобилизации и военное время подлежат направлению в воинские части постоянной готовности, военнообязанные третьего разряда — в тыловые части и другие вспомогательные подразделения.

Предельное количество лет нахождения в статусе военнообязанного, то есть возраст пребывания в запасе применительно к тому или иному составу военнослужащих указан в графе военнообязанных запаса 3-го разряда.

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду. Те из них, которые имеют воинские звания офицеров, являются военнообязанными до достижения ими возраста 50 лет, а остальные — до достижения ими возраста 45 лет.

Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военкоматом либо иным органом, осуществляющим воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета. После этого он перестает быть военнообязанным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector