Этапы приватизации государственного и муниципального имущества

Этапы приватизации государственного и муниципального имущества

Этапы приватизации государственного и муниципального имущества

Аукцион по продаже муниципального имущества

Аукцион — самый распространенный способ приватизации муниципального имущества.

Приватизировать на аукционе можно только то имущество, в отношении которого покупатель не должен выполнить каких-либо условий. Есть и другие важные условия для такой приватизации.

Чтобы провести аукцион, нужно разместить информационное сообщение об этом на своем сайте и на www.torgi.gov.ru.

Неполнота информации в этом сообщении чревата отменой результатов аукциона.

Вместе с заявками участники представляют задатки. Их нужно вернуть проигравшим, а победителю засчитать в счет оплаты.

За нарушения порядка аукциона на любой из его стадий вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Проводите аукцион, чтобы продать (пп. 1 п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 18 Закона о приватизации):

  • недвижимость (кроме земельных участков без зданий);
  • движимое имущество, кроме обращенного в собственность муниципального образования или унаследованного им;
  • доли в ООО;
  • акции, если вы не собираетесь проводить специализированный аукцион.

Все это имущество можно выставлять на аукцион, только если покупатель не должен выполнить в отношении него никаких условий.

Чтобы можно было провести аукцион:

  • имущество должно быть в плане приватизации;
  • решение об условиях приватизации должно предусматривать аукцион в качестве способа приватизации. Решением также определяется форма подачи предложений (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации).

Информационное сообщение об аукционе разместите на своем сайте и на www.torgi.gov.ru

не менее чем за 30 дней до аукциона. На это указано в п. п. 1, 2 ст. 15 Закона о приватизации, п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 909.

Укажите в информационном сообщении следующее (п. п. 4 — 6 ст. 18 Закона о приватизации, п. 6 Положения о продаже государственного и муниципального имущества на аукционе):

  • описание имущества, достаточное, чтобы его идентифицировать (адрес, кадастровый номер, площадь, назначение, этажность и т.д.). Если имущество аварийное, указывайте и этот факт. Неточное описание объекта либо неуказание на то, что имущество аварийное, может привести к тому, что суд признает недействительными аукцион и договор по иску победителя (п. 2 ст. 449 ГК РФ);
  • срок приема заявок (не меньше 25 дней с даты публикации сообщения);
  • размер задатка, который вносят участники аукциона (20% начальной цены);
  • шаг аукциона, то есть величину, на которую участники будут постепенно увеличивать цену предложения (не более 5% начальной цены);
  • порядок внесения и возврата задатков, включая реквизиты счета;
  • указание на то, что сообщение является публичной офертой для договора о задатке;
  • прочие обязательные сведения.

Если не разместить информационное сообщение хотя бы в одном из источников или указать в нем не всю информацию, то суды могут признать недействительными результаты аукциона и договор купли-продажи, заключенный по ним.

В этом случае нужно вернуть деньги покупателю, а имущество в казну (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Принимайте заявки в двух экземплярах. К ним прилагаются документы с их описью. Они должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью претендента-юрлица на каждом листе (п. 2 ст. 16 Закона о приватизации).

На каждом экземпляре заявки поставьте ее номер, а также дату и время принятия. Один верните заявителю. Регистрируйте заявки в журнале приема заявок.

Заявки принимаются в течение всего срока их подачи, который вы указали в информационном сообщении. Заявки, поданные по истечении срока, верните под расписку.

Примите задатки одновременно с заявками. При этом договор о задатке считается заключенным, когда претендент подал заявку и перечислил задаток (п. п. 6 — 9 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Если до конца приема заявок претендент отзовет свою заявку, верните ему задаток в течение пяти дней с даты отзыва. Если он отзовет ее после истечения срока приема, то верните задаток в течение пяти дней после окончания аукциона (п. п. 9, 13 ст. 18 Закона о приватизации).

Рассмотрите заявки в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока их приема. Оформите результаты протоколом о признании претендентов участниками аукциона. В него внесите (п. 11 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе):

  • перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов;
  • перечень отозванных заявок;
  • имена (наименования) претендентов, признанных участниками аукциона и не допущенных к участию в аукционе с указанием оснований отказа.

За неправомерный отказ вас могут привлечь к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, а аукцион признать недействительным. Это означает, что и заключенный на нем договор тоже будет недействительным и придется вернуть деньги покупателю, а имущество в казну (п. 2 ст. 167, ст. 449 ГК РФ).

Обратите внимание, что, если с документами, которые представил заявитель, нет описи, это не основание отказать в допуске, а вот если на документах претендента-юрлица нет печати, отказать можно.

Аукцион с одним участником признается несостоявшимся (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации). В этом случае по своему выбору продавайте имущество посредством публичного предложения либо проводите повторный аукцион (Определение ВАС РФ от 11.01.2007 N 15795/06 по делу N А58-5118/05).

Вручите претендентам уведомление о допуске (недопуске) к аукциону под расписку или заказным письмом. Также разместите информацию об отказе в допуске на www.torgi.gov.ru и на своем сайте. На все это у вас есть один рабочий день с даты оформления протокола о признании претендентов участниками аукциона (п. п. 11 — 14 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Верните задатки в течение пяти дней с даты подписания протокола о признании претендентов участниками аукциона. За просрочку предусмотрены пени (п. 16(1) Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Если у вас аукцион с открытой формой подачи предложений, назначьте из своих работников уполномоченного представителя. Также назначьте или наймите аукциониста (пп. «к» п. 3 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе).

Определяйте победителя по правилам п. 15 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе.

При закрытой форме подачи предложений аукционист не нужен, поскольку участники подают предложения о цене в запечатанных конвертах (п. 3 ст. 18 Закона о приватизации). Победителя в этом случае определяйте по правилам п. 16 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе.

Итоги оформите протоколом в двух экземплярах. В нем укажите итоговую цену. Один экземпляр вручите победителю в день аукциона (п. 16 Положения о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе). За нарушение этих требований вас могут оштрафовать по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

План приватизации на 2020–2022 годы

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2020–2022 годы (далее — ПП, программа) утверждён распоряжением правительства № 3260-р от 31.12.2019 года. Основными целями создания программы заявляются:

  • создание условий для эффективного управления государственным имуществом и отчуждение имущества, востребованного в коммерческом обороте;
  • сокращение доли государства в экономике;
  • привлечение инвестиций, стимулирование развития фондового рынка.

Согласно программе, в ближайшие годы планируется приватизировать 86 федеральных государственных унитарных предприятий, 186 акционерных обществ, доли участия Российской Федерации в 13 обществах с ограниченной ответственностью, а также 1 168 объектов иного имущества государственной казны РФ. Можно предположить, что инвесторов в большей мере заинтересует та часть программы, которая касается продажи долей в акционерных обществах, поскольку это означает, что акции могут быть размещены на фондовом рынке. Хотя условия размещения могут оказаться различными.

Государство полностью планирует выйти из следующих активов:

  • Махачкалинский морской торговый порт,
  • Племенной форелеводческий завод «Адлер»,
  • Новороссийский морской торговый порт,
  • Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт». После передачи его полномочий в части экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней Госфонда России, необработанных алмазов и бриллиантов государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации и реализации представительных партий необработанных природных алмазов сторонней организации.

Сокращение доли участия государства планируется в следующих компаниях:

  • «Современный коммерческий флот» (до 75% плюс одна акция);
  • «Росспиртпром» (до 75% плюс одна акция);
  • «Банк ВТБ» (до 50% плюс одна обыкновенная именная акция), о продаже привилегированных акций речь не идёт;
  • «Кизлярский коньячный завод» (до 50% плюс одна акция).

При этом упоминание компании в программе вовсе не означает строгое обязательство государства продать имущество в установленные сроки — до 2022 года. Конкретные сроки и условия будут определяться в зависимости от рыночной обстановки.

Программа приватизации не ограничивается перечисленными выше компаниями, как уже было сказано, планируются к продаже доли более чем в 180 компаниях — это будут и миноритарные доли, а в некоторых и 100%. Спектр видов деятельности приватизируемых акционерных обществ очень широкий: компании, занятые в издательском деле, сельскохозяйственные предприятия, охотничьи и рыболовные хозяйства и др.

В силу обширности перечня приватизируемых компаний и видов их деятельности можно изложить лишь некоторые соображения по поводу перспектив публичных предложений.

Первое и самое очевидное: вовсе не обязательно акции всех этих компаний будут предлагаться в ходе IPO/SPO на фондовом рынке. Немалая часть может быть продана на аукционах на манер госзакупок. Более того, есть вероятность, что некоторые предприятия изначально будут предполагаться для продажи «в одни руки».

Второе соображение, вытекающее из первого. Почему предприятия могут продавать «в одни руки»? Это вполне логично, если доля государства в нём не превышает 25%, и у акционерного общества уже есть мажоритарный акционер (или группа связанных между собой акционеров) с долей более 75%. Компания и так уже практически подчинена основному акционеру (группе связанных акционеров), государство со своим пакетом мало что может противопоставить, разве только уставом компании предусмотрено наличие «золотой акции». Даже если акции компании будут предложены в ходе IPO/SPO, то это мало даст новым миноритарным акционерам. Практика показывает, что в подобных компаниях интересы таких акционеров не на первом месте, да и делистинг с принудительным выкупом — дело времени. На страницах «Открытого журнала» вы можете почитать материалы про «сундуки мертвецов» (первую, вторую и третью части), чтобы наглядно убедиться в том, как это бывает на практике.

Третье соображение. Не у всех компаний есть перспективы на фондовом рынке. Условно говоря, если уставный капитал общества разделён всего на десять акций, то что предлагать на IPO/SPO? Проходить процедуру листинга и соблюдать требования биржи ради десяти акционеров? Что из себя будут представлять торги этими десятью акциями? Это мы ещё не вспоминаем, что есть законодательные ограничения того, какая компания может считать себя публичной. Наблюдения за бумагами, торгующимися на Московской бирже, показывают, что листинг получают эмитенты, уставный капитал которых разделён более чем на сто тысяч акций. Если вы полистаете список приватизируемых компаний, то увидите, у некоторых компаний выпущено менее тысячи акций.

Общие выводы. Какие компании действительно могут быть предложены инвесторам на бирже? Скорее всего, это будут общества, уставный капитал которых разделён более чем на сто тысяч акций, и доля государства в обществе более 25%. Если из списка исключить компании, которые удовлетворяют этим требованиям, то список будет значительно короче изначально заявленных 186 акционерных обществ.

Сам текст постановления доступен здесь (список акционерных обществ для приватизации начинается с шестнадцатой страницы).

Теория теорией, но, чтобы стать настоящим профи, нужно практиковаться. Начните сейчас — откройте торговый счёт в «Открытие Брокер». А с программой лояльности O. InveStore! вы можете получать бонусы и кэшбек за торговлю на бирже!

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Во времена СССР все объекты недвижимости находились в ведении государства и муниципальных образований. Людям выдавались квартиры бесплатно на ордера на вселение. С распадом Советского союза возникла острая необходимость в пересмотре жилищных и земельных вопросов. После принятия в 1991 году Федерального Закона «О приватизации…» граждане нашей страны получили уникальную возможность — перевести в собственность муниципальное жилье, гараж или садовый участок совершенно бесплатно, как это сделать, давайте разбираться.

Закон

Все сделки по приватизации в Российской Федерации регулируются следующими нормативными актами:

  • ФЗ-№178 от 21.12.2001;
  • ФЗ-№366 от 03.07.2016;
  • ФЗ-№1541-1 РФ от 04.07.1991;
  • Жилищным Кодексом;
  • Земельным Кодексом.

Кто и что может приватизировать

В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

У кого есть правоЧто могут приватизировать
Граждане и индивидуальные предпринимателиЗемлю, жилые и нежилые объекты недвижимости
Юридические лицаЗемельные участки, жилую и нежилую недвижимость
Федеральные и муниципальные объединенияОбъекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее)

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.

Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.

Пример. Гражданин имеет в распоряжении несколько гектаров земли на которой решил выращивать сельскохозяйственную продукцию, а параллельно заниматься охотой и рыбалкой. Как это можно сделать?

Предположим территория находится в ведении муниципального образования. В таком случае можно инициировать приватизацию на основании правоустанавливающего документа, например, договора аренды надела или оставить все как есть и реализовывать задуманное на арендованном участке. Тем более, что согласно действующему законодательству оформить в собственность реку, лес или природоохранную территорию невозможно.

Условия приватизации

Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:

  • оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
  • если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
  • основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
  • временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
  • процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.

Способы приватизации

Существует несколько способов переоформления права собственности:

  • переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
  • приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
  • приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
  • покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
  • получение имущества в форме вклада в уставной капитал.

Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.

Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации имущества:

  • составляется план процедуры;
  • издается акт;
  • осуществляется само переоформление объекта в частную собственность;
  • формируется отчет о проделанной работе.

После подачи заявления с копиями необходимых документов в муниципалитет, последний решает, в чьем ведении находится отчуждаемое имущество, возможно ли передать заявленные объекты и на каких условиях. Все решения с отчуждением объектов государственного и муниципального имущества согласовываются с его собственником и последнее слово остается за ним.

Процедура

  1. Составляется план. Написание документа осуществляется с учетом мониторинга объектов, которые подлежат передаче в частную собственность. Окончательный вариант передается для утверждения Правительству Российской Федерации.
  2. Подготовительный этап. Выбирается вариант приватизации. Согласно 14 статье ФЗ №178, в окончательном решении должны содержаться следующие сведения:
  • об объекте приватизации;
  • о владельце;
  • о выбранном способе;
  • о кадастровой или рыночной стоимости недвижимости;
  • о рассрочке.
  1. Приватизация. Имущество передается в собственность физических или юридических лиц, с последующей государственной регистрацией прав в органе Росреестра.
  2. Отчет о приватизации. Составляется муниципальным образованием и передается Государственной Думе РФ, каждый год до 1 мая. В документе перечисляется приватизированные объекты, описывается способа их приватизации, сроки, расходы и т.д.

Необходимые документы

Перечень документов при различных видах приватизации различен. Такое же условие применяется и при сборе документов физическими и юридическими лицами.

Какие документы необходимы:

  • заявление лица, желающего приобрести имущество;
  • паспорт (для детей до 14 лет свидетельство о рождении);
  • правоустанавливающий документ и технический паспорт на жилое помещение;
  • выписка из ЕГРН;
  • расширенная выписка из поквартирной/домовой книги;
  • справка подтверждающая отсутствие задолженностей перед коммунальщиками;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Дополнительно может понадобятся:

  • письменное согласие на сделку второго супруга;
  • свидетельство о браке или о разводе;
  • разрешение от органа опеки и попечительства на сделку (если участвуют дети);
  • нотариально заверенная доверенность (если от лица инициатора действует его назначенный представитель);
  • финансовые документы (для юридических лиц).

Сроки

Максимальный срок приватизации объектов государственной и муниципальной собственности — 3 месяца, минимальный — 14 дней. Оформление может затянуться еще на несколько месяцев, если потребуется получение разрешения на приватизацию в суде.

Расходы и налоги

При оформлении собственности в обычном порядке физическими лицами уплачивается госпошлина в размере 2000 рублей с каждого участника приватизации.

Если речь идет, об участках земли, подпадающих под «дачную амнистию», плата за регистрацию составит всего 350 рублей.

Расчет государственной пошлины для юридических лиц осуществляется по следующей формуле:

  • 0,1% от стоимости имущества,
  • не более 60 тысяч рублей.

Если осуществляется приватизация унитарного предприятия, то при расчете его цены учитывается весь хозяйственной комплекс. По закону, цена имущества в кадастровой документации не может быть больше рыночной.

После приватизации и получения всех необходимых документов, по истечении налогового года, необходимо заплатить налог, а размере 0,3% от его цены.

Пример расчета налога. После приватизации Смирнова К.О получила в собственность однокомнатную квартиру. Ежегодно женщина обязана платить налог на имущество, величина которого складывается с учетом следующих параметров:

  • облагаемое налогом имущество – однокомнатная квартира (25 квадратных метров);
  • величина налогового вычета — 20 квадратных метров от общей площади жилья при условии, что это единственное жилье налогоплательщика (как в нашем случае);
  • стоимость объекта, согласно кадастровой документации – 980 тысяч рублей;
  • действующая в [current_date format=’Y’] году ставка налога – 0,3%.

С учетом всех факторов за свою жилплощадь Смирнова ежегодно должна платить по 588 рублей. Чтобы избежать начисления штрафных пеней, денежные средства необходимо вносить в бюджет не позднее 31 октября.

Специалисты нашего сайта смогут оказать вам консультативную помощь на безвозмездной основе. Вообще если вы доверите представление своих интересов профессиональному юристу, то он не только соберет все необходимые документы, но и подготовит все требуемые заявления и представит ваши интересы в любой инстанции.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Этапы и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации — урегулированный законом, программой приватизации, а также иными нормативными правовыми актами процесс принятия компетентными органами решений о приватизации в установленные сроки и их исполнения. Указанный процесс представляет собой последовательную совокупность (систему) юридических фактов.

Будучи сложным явлением, порядок приватизации состоит из следующих этапов:

1) первый этап — разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества;

2) второй этап — принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества;

3) третий этап — исполнение решения о приватизации имущества предусмотренным законом способом.

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.

Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.

В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия — сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.

Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

Следующий этап — определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества. Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность.

Стадия исполнения решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества характеризуется следующими действиями государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с принятым решением об условиях приватизации имущества на этой стадии реализуется избранный способ приватизации имущества. Итак, способ приватизации имущества — это предусмотренные Законом о приватизации, решением об условиях приватизации имущества правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

Перечень способов приватизации является закрытым. Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного, муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Подавляющее большинство способов приватизации относятся к продаже государственного или муниципального имущества. И только два способа — исключение (преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ).

Сущность, принципы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
  4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

  1. земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
  2. природные ресурсы;
  3. государственный и муниципальный жилищный фонд;
  4. государственный резерв;
  5. государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
  6. государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  7. культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
  8. государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
  9. имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  10. государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;
  11. акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

  • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
  • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

  • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
  • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
  • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

  • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
  • обеспечивает оценку федерального имущества;
  • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
  • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Читайте также  Порядок рассмотрения искового заявления в районном суде
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector