Дополнительные гарантии пенсионного обеспечения

Дополнительные гарантии пенсионного обеспечения

Дополнительные гарантии пенсионного обеспечения

Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»

ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

20 мая 2011 года

25 мая 2011 года

1. Гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.

2. Нетрудоспособным членам семей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается страховая пенсия по случаю потери кормильца в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

1 — 3. Утратили силу. — Федеральный закон от 06.03.2019 N 25-ФЗ.

4. Определение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды службы (работы), указанные в настоящем Федеральном законе, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с установлением лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности), а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца на основании документов, необходимых для установления страховой пенсии, перечень которых утверждается в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

5. В случае реализации лицом, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, права на пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности, финансируемые за счет средств федерального бюджета, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, по его выбору периоды службы (работы) (часть периодов), учтенные в соответствии с настоящим Федеральным законом при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента, могут быть включены в выслугу лет (стаж работы) для назначения указанных пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности. В этом случае право на страховую пенсию по старости, страховую пенсию по инвалидности и их размеры пересматриваются в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона и настоящей статьей исходя из периодов службы (работы), не включенных в выслугу лет (стаж работы) для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности.

6. В случае реализации лицом из числа судей, пребывающих в отставке, права на ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное содержание по инвалидности, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, выплата пенсии прекращается.

Объем средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в целях установления страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

4 июня 2011 года

Судебная практика и законодательство — 126-ФЗ О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее — Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее — Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

— сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 — 14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении , если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;

1. При исчислении размера страховой пенсии с учетом суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, предусмотренных пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 3, 6 — 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также периодов, предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», имевших место как до 1 января 2015 года, так и после указанной даты, в порядке, предусмотренном частями 12 — 14 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой пенсии с учетом нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем умножения действующей на день установления страховой пенсии стоимости пенсионного коэффициента на сумму коэффициентов, определяемых за каждый календарный год указанных периодов.

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее — Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

В случаях, когда судья не приобрел право на ежемесячное пожизненное содержание либо утратил его в связи с прекращением отставки, а также по его собственному выбору ему может быть назначена трудовая пенсия по старости или по инвалидности на общих основаниях. Поэтому в целях обеспечения формирования пенсионных прав судей за период исполнения полномочий по должности судьи, когда на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, поскольку на заработную плату судей не начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» был определен порядок преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных ими за период с 1 января 2002 года.

2. Средства федерального бюджета включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на компенсацию выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 — 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», на реализацию прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», а также на обязательное пенсионное страхование.

«2. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, осуществляемой в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 — 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в связи с преобразованием в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» с учетом финансового обеспечения организации доставки указанных пенсий, включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

«2. Средства федерального бюджета включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на компенсацию выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 — 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», на реализацию прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», а также на обязательное пенсионное страхование.

Какие выплаты и льготы положены пенсионерам в 2021 году

Ежегодно государственные и региональные власти устанавливают перечень доплат и льгот для пенсионеров. Ежегодно проводится индексация пенсии и пересматривается размер минимального прожиточного минимума пенсионера. На какие выплаты и льготы могут рассчитывать пенсионеры в этом году, читайте в нашем материале.

Как повлияла индексация на размер пенсии

Пенсионный фонд РФ утвердил перечень единовременных и ежемесячных доплат пенсионерам в 2021 году. В январе проиндексированы страховые пенсии неработающих пенсионеров – 6.3%. Базовая часть выплат увеличена до шести тысяч рублей.

В апреле государство проиндексирует социальные пенсии и выплаты по государственному обеспечению. Их величина пропорциональна размеру прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания.

Пенсионный фонд РФ прогнозирует увеличение среднего размера страховой пенсии до 16 2452 рублей, социальной – до 10 122 рублей. Средний размер доплаты пенсионеру, чей доход ниже прожиточного минимума составит в среднем 2 196 рублей. Размер реальной пенсии может быть ниже. Он зависит от трудового стажа пенсионера, условий труда и правдивости сведений работодателя. Если пенсия не достигает уровня прожиточного минимума, Пенсионный фонд компенсирует недостающую часть.

Ежемесячные доплаты для инвалидов, ветеранов боевых действий, участников ликвидации аварии в Чернобыле будут проиндексированы на уровень инфляции до конца февраля. Доплаты назначаются автоматически.

Выплаты по дополнительному материальному обеспечению для инвалидов, ветеранов узников, вдов участников войны индексация пока не коснется.

Доплата до прожиточного минимума для неработающих пенсионеров

Если размер пенсии не достигает прожиточного минимума, вам доплатят средства, не достающие до прожиточного минимума. Размер доплат зависит от регионального уровня. Федеральный размер минимального уровня жизни – 10 022 рубля. В регионе он зависит от уровня цен. Если в регионе выше федеральный прожиточный минимум, пенсию повысят до него, если выше региональный, то на надбавку субъекта.

Доплату назначают по заявлению пенсионера. Для этого необходимо обратиться в МФЦ или территориальное отделение Пенсионного фонда.

Выплаты пенсионерам с иждивенцами

Доплаты к пенсиям положены гражданам, у которых на иждивении есть нетрудоспособные родственники:

  • несовершеннолетние дети;
  • студенты до 23 лет на очной форме обучения;
  • пожилые родители или супруг(а);
  • родственники с инвалидностью.

Размер доплаты составляет треть фиксированной выплаты от размера страховой пенсии – 2014 рублей. При этом возможно не более трех доплат на трех иждивенцев соответственно.

Чтобы получить выплаты, необходимо обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда и заполнить заявление. К нему обязательно прикладываются подтверждающие документы, например, справка об обучении студента в вузе или документы об опеке над несовершеннолетними внуками.

Выплаты сельским жителям

Повышенный размер пенсий положен гражданам, которые более 30 лет проработали в сельской местности. Доплата составляет четверть фиксированной выплаты от страховой пенсии. В 2021 году – это 1 511 рублей. Доплата назначается автоматически по данным пенсионного отделения.

Прибавки к пенсиям граждан старше 80 лет и инвалидам

Надбавка положена пенсионерам старше 80 лет, а также инвалидам первой группы. Сумма выплат равна двойному размеру фиксированной выплаты от страховой пенсии – 6 044 рубля. Доплата начисляется автоматически, исходя из данных Пенсионного фонда РФ.

Надбавки жителям Крайнего Севера

Повышенные пенсии выплачиваются жителям районов Крайнего Севера или территорий к нему приравненных, а также гражданам, которые длительное время там работали. Важным условием надбавок является общий страховой стаж: 25 лет у мужчин и 20 – у женщин. Период работы в суровых климатических областях должен быть от 15 лет на Крайнем Севере или 20 лет в областях, к нему приравненных.

Фиксированная страховая пенсия увеличивается на половину для работников Крайнего Севера – 3022 рубля и на 30% для местностей, к нему приравненных – 2014 рублей. При этом неважно, сменил ли пенсионер место жительства, доплата начисляется в обязательном порядке.

Доплату же для жителей Крайнего Севера пенсионер выбирает сам. Выплаты возможны за счет районного коэффициента или доплат по льготному стажу. В случае переезда право на доплату сохраняется только в том случае, если у пенсионера есть в запасе необходимый северный стаж.

Компенсация проезда пенсионеров Крайнего Севера к отечественным курортам

Пенсионеры, проживающие на Крайнем Севере или районах к нему приравненных имеют право на компенсацию стоимости билетов к месту отдыха раз в два года. Важно. чтобы место отдыха находилось в пределах России.

До места отдыха можно добраться:

  • плацкартным вагоном;
  • экономклассом самолета;
  • междугородним рейсовым автобусом;
  • речными или морскими судами третьей – пятой категорией.

Чтобы получить компенсацию, необходимо обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда или МФЦ. К заявлению необходимо приложить проездные билеты.

Если вы только планируете отдых, вы можете получить бесплатные билеты. Для этого также обратитесь в Пенсионный фонд или МФЦ. Заполните заявку на получение билетов и приложите к ней документы о предстоящем отпуске, например, бронь в гостинице или путевку в санаторий.

Выплаты членам экипажей и работникам угольно-добывающей промышленности

Для получения надбавки специалистам летных экипажей и угольно-добывающей промышленности необходимо иметь трудовой стаж от 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Размер выплат рассчитывается индивидуально. Он зависит от средней заработной платы в РФ, среднего заработка специалиста, выслуги лет. В прошлом году сумма средней надбавки составила – 7470 рублей для летчиков и 3845 рублей для шахтеров. Размер выплат корректируют каждые три месяца.

Выплаты за особые заслуги

Специальные доплаты предназначены для:

  • Героев СССР и России;
  • Героев труда;
  • Награжденных орденами «За заслуги перед Отечеством», Трудовой славы, за службу Родине;
  • лауреаты государственных премий СССР и России;
  • чемпионы Олимпийский и Паралимпийских игр.

Размер доплат зависит от вышеуказанной категории: 250, 330 и 415% от социальной пенсии. Минимальная надбавка превышает 12 тысяч рублей. Ее получают олимпийские чемпионы.

Выплаты носят заявительный характер. Для ее получения необходимо обратиться в Пенсионный фонд РФ или МФЦ и предоставить документы, подтверждающие право на выплаты.

Какие льготы пенсионерам обеспечит государство в 2021 году

Федеральные льготы для пенсионеров:

  • скидка на оплату ЖКХ (размер зависит от региона);
  • льготные проездные билеты на муниципальный транспорт;
  • частичное возмещение расходов на протезирование;
  • снижение налоговой нагрузки для недвижимости;
  • оплата лекарств по рецепту;
  • бесплатное лечение в санаториях, а также компенсация расходов на дорогу к месту лечения.

Данные льготы доступны для пенсионеров всех субъектов РФ. Кроме того, каждый регион разрабатывает перечень и объем дополнительных льгот для пенсионеров. Узнать о них вы можете в территориальном отделении Пенсионного фонда.

Льготы на оплату ЖКУ

Бонусы по оплате жилищных и коммунальных услуг предоставляются всем пенсионерам с инвалидностью, участникам ВОВ а также гражданам, чей доход не позволяет оплачивать ЖКХ в полном объеме. Скидка положена на услуги:

  • телефонной связи;
  • газоснабжения;
  • электроэнергии;
  • водоснабжения;
  • капитального ремонта многоквартирного дома.

Налоги на недвижимое имущество

Если у пенсионера есть в собственности несколько различных по назначению объектов недвижимости, то он может не платить по ним налоги. Однако если у пенсионера в собственности недвижимость из одной группы, например, две квартиры, то налог он платит по одному из них по выбору.

Льготный или бесплатный проезд на транспорте

Пенсионерам доступны полностью бесплатные или со скидкой проездные билеты на муниципальный транспорт. В некоторых регионах действуют льготы на междугородний проезд в поездах или электричках. Подробную информацию о возможностях льготного проезда в транспорте можно узнать в территориальном отделении Пенсионного фонда.

Лечение в санатории и компенсация проезда до него

Пенсионеры с инвалидностью имеют право на ежегодное бесплатное санаторно-курортное лечение. Проезд до места отдыха и обратно также оплачивается. Узнать о возможностях бесплатного санаторного лечения можно у вашего лечащего врача.

Региональные льготы пенсионерам

Полный перечень и объем льгот определяют местные власти. Количество льгот и групп пенсионеров, которые могут на них претендовать, определяется исходя из возможностей регионального бюджета.

Обычно среди региональных льгот для пенсионеров представлены:

  • скидка на твердое топливо или полностью бесплатное его предоставление;
  • денежные средства, продуктовые наборы, средства первой необходимости для малоимущих пенсионеров;
  • дополнительный отпуск работающим пенсионерам.

Предоставление подобных льгот носит заявительный характер. Вам обязательно необходимо обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ или МФЦ, чтобы заполнить специальную заявку на предоставление помощи.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Недоначисленные по вине пенсионного органа суммы страховой пенсии и выплат к ней предложено индексировать

8 сентября в Госдуму внесен проект изменений в Закон о страховых пенсиях, регулирующих вопросы устранения ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, а также фиксированной выплаты к ней.

Как отмечается в пояснительной записке, в законодательстве определен общий порядок исправления ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате страховой пенсии, а также установлении, перерасчете, индексации фиксированной выплаты к ней (с учетом повышения этой выплаты). В частности, установлено, что излишне выплаченные суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней определяются за период, в течение которого выплата производилась неправомерно, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере пенсионного обеспечения.

При этом законодательство не содержит дополнительных гарантий защиты прав пенсионеров в случае, когда в результате ошибки уполномоченного органа пенсия за определенный период не была начислена.

Законопроектом предлагается установить особый порядок возмещения недополученных пенсионером средств в случае, когда в результате устранения ошибки уполномоченного органа, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, а также установления, перерасчета, индексации и (или) выплаты фиксированной выплаты к пенсии, их размер увеличился – т.е. в отношении данного лица не были полностью выполнены предусмотренные законом обязательства по пенсионному обеспечению.

Так, ст. 28 «Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии» предлагается дополнить ч. 6 о том, что в случае, когда устранение ошибки органа пенсионного обеспечения, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, а также установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к ней (с учетом повышения выплаты) повлекло увеличение размера указанной пенсии или выплаты, пенсионеру дополнительно выплачиваются проценты на сумму недополученных денежных средств, исчисляемые за весь период с момента возникновения права на соответствующую пенсию.

Размер процентов согласно законопроекту при расчете за периоды до 1 января 2016 г. определяется процентной ставкой рефинансирования Банка России, а после 1 января 2016 г. – ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, и не может быть уменьшен. Таким образом, подчеркивается в пояснительной записке, недополученные денежные средства будут не только выплачены, но и проиндексированы.

Там же отмечается, что принятие законопроекта может не потребовать дополнительных расходов бюджета ПФР в случае успешной реализации правительственных мер по повышению производительности труда и повышению квалификации, в том числе среди работников, фонд оплаты труда которых формируется за счет средств госбюджета и внебюджетных фондов.

Действие закона предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Комментируя проект, заместитель генерального директора ООО «Юрист-Медиа» Гульнара Собко оценила его весьма положительно. Однако, по ее мнению, следует не только скорректировать законодательство, регулирующее вопросы ответственности за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, в том числе ее повышения, но и предусмотреть меры ответственности «нерадивых» сотрудников ПФР, вплоть до административной.

Читайте также  Ответственность за нарушение пдд

Кроме того, считает эксперт, необходимо ужесточить порядок и правила принятия на работу в ПФР, а также условия отбора персонала вплоть до объявления конкурса (с учетом образования, опыта работы и личных характеристик).

Предусмотренное проектом положение, согласно которому помимо выплаты указанных пенсий или выплат в размере, предусмотренном законодательством РФ, пенсионерам дополнительно выплачиваются проценты на сумму недополученных денежных средств, эксперт назвала положительной и необходимой мерой. «В случае принятия поправок права российских пенсионеров, безусловно, будут защищены, а компенсация за нарушенное право – гарантирована», – заключила Гульнара Собко.

«К сожалению, в сфере пенсионного страхования компетентными органами зачастую допускаются ошибки в процессе установления или выплаты страховых пенсий, – отметила адвокат АК “Гражданские компенсации” Ирина Фаст. – Действующий Закон о страховых пенсиях предусматривает некоторые правовые механизмы их устранения: например, фиксируется порядок определения излишне выплаченных пенсионерам сумм страховых пенсий. Однако они не являются исчерпывающими. Дело в том, что на сегодняшний день данный закон не защищает пенсионеров, которым вследствие допущенной пенсионным органом ошибки пенсии были начислены не в полном размере или вовсе не были начислены».

Вносимые поправки, по мнению эксперта, обеспечат дополнительные гарантии пожилым людям, столкнувшимся с подобными неприятными ситуациями. Так, помимо выплат пенсий в установленном законодательством размере им также будут выплачиваться проценты на сумму недополученных денежных средств. «Важной ремаркой является и то, что размер процентов будет определяться ключевой ставкой Банка России, что в значительной степени снизит риск возможных инфляционных потерь граждан», – подчеркнула она.

Вступление в силу проекта поправок, считает Ирина Фаст, будет способствовать частичной разгрузке судов, поскольку подразумевается, что пенсионные органы будут в добровольном порядке выплачивать пенсионерам недоначисленные денежные средства и проценты на них.

ДОБРОВОЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.

Многие страны имеют свои системы пенсионного обеспечения, которые различаются по ряду параметров. Например, достаточно широко варьируется возраст, в котором человек получает право на пенсию, средний размер и особенности формирования начислений.

На данный момент в России существует два вида пенсионного обеспечения — обязательное (государственное) и добровольное (инициируется либо работодателем, либо самим гражданином). Отличительной чертой негосударственного пенсионного обеспечения (далее — НПО) от государственного страхования является тот факт, что для заключения договора НПО человеку необязательно иметь трудовой стаж. Добровольное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и реализуется путем заключения договора о негосударственном пенсионном обеспечении (далее — пенсионный договор, договор НПО) с негосударственным пенсионным фондом (далее — НПФ). Добровольное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий выплачиваемых по обязательному пенсионному страхованию и предполагает регулярное перечисление пенсионных взносов в НПФ в течение определенного периода времени и их прирост, за счет инвестиционного дохода.

При этом перечисления пенсионных взносов могут осуществляться как физическими лицами в пользу себя или других физических лиц, так и организациями в пользу своих сотрудников.

Вообще, негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире один из самых важных моментов в компенсационном пакете социального обеспечения сотрудника, наряду с заработной платой, премиями и бонусами за период работы, медицинским страхованием и т.п. В случае реализации на предприятии корпоративной пенсионной программы будущие пенсии в виде пенсионных накоплений фактически являются формой отложенной заработной платы сотрудников. Участие предприятий в пенсионных программах укрепляет доверие сотрудников к работодателю, формирует корпоративный дух, повышает рейтинг предприятия.

Но в России данная форма мотивации сотрудников не достаточно распространена, а посему, сами работники, стремясь увеличить свои накопления к моменту достижения пенсии, ищут наиболее понятные и эффективные способы реализации задуманного, как вариант, с помощью негосударственного пенсионного обеспечения. И это резонно, ведь размер дополнительной пенсии через систему пенсионного обеспечения может достигать 50%-60% заработной платы.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) — дополнительный вид пенсионного обеспечения, которое осуществляется путем заключения договора с негосударственным пенсионным фондом. Главная особенность негосударственного пенсионного обеспечения в РФ, отличающая его от обязательного пенсионного страхования, – добровольный характер обеспечения, а также возможность получения пенсии без трудового стажа. Таким образом, вы можете начать формировать пенсию самостоятельно уже в 18 лет. Система негосударственного пенсионного обеспечения направлена на значительное увеличение размера вашей пенсии. Она предполагает регулярное добровольное перечисление взносов в выбранный НПФ. За счет получаемого инвестиционного дохода Ваша будущая пенсия с каждым годом будет расти.

У каждого человека в силу индивидуальных особенностей характера, размера заработка и возраста разное понимание комфортного и финансово независимого существования по достижению пенсионного возраста. Участие в программе негосударственного пенсионного обеспечения подразумевает выбор вами одного из пенсионных планов. В зависимости от обозначенной вами схемы определяются размеры взноса, периодичность и объем выплат, а также дальнейшие сроки начисления пенсии и, затем заключается договор НПО. Вы можете осуществлять выплаты в пользу себя, своего ребенка, близкого человека. Если же вы являетесь работодателем, то можете осуществлять выплаты в пользу сотрудника. Корпоративная пенсионная программа, по сути, является дополнением к предоставляемым соц. пакетам, а также возможностью стимулирования сотрудников. Это не только увеличивает доверие сотрудников к компании, но и повышает ее рейтинг.

Информация подготовлена специалистами Центра информирования и консультирования граждан ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» с использованием материалов сайта

Пенсионная система России

Социальную политику любого развитого государства составляет ряд правовых и экономических норм, на основании которых гражданам предоставляется материальная поддержка. Пенсионная система в России предусматривает финансовое обеспечение определенных категорий граждан, к которым относятся люди пожилого возраста, недееспособные граждане и некоторые семьи – в случае потери кормильца.

Введение

Размер пособий и число граждан, которые получают социальные выплаты, во многом зависит от экономических возможностей государства и определяется целым рядом факторов: налоговой политикой, уровнем инфляции, демографическими и иными показателями.

Рассмотрим, как устроена российская пенсионная система, виды материального обеспечения, как работают ПФР и негосударственные фонды. Постараемся ответить на вопрос о том, как повысить размер будущего пособия тем, кто сегодня официально трудоустроен. Кратко расскажем о повышении возраста для мужчин и женщин, а также то, в каком направлении будет идти пенсионная реформа в дальнейшем.

Как устроена пенсионная система РФ

Итак, на каком основании и кому выплачивается материальное пособие в современной России? Есть ли отличие в работе государственного и негосударственных пенсионных фондов?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какие сегодня встречаются виды пенсий и какие цели и обязанности есть у ПФР и НПФ.

В России встречается четыре основных разновидности денежных пособий:

  1. Страховая пенсия. Выплачивается гражданину, который признан утратившим дееспособность. Бывает трех видов: по старости, по инвалидности и по потере кормильца. В первом случае пособие получают граждане, которые достигли определенного возраста (как показали последние события, этот показатель может меняться). Пенсия по инвалидности начисляется гражданам с I, II и III группами. По потере кормильца – тем семьям, которые лишились кормильца. Трудовая пенсия (по старости), которая выплачивается после достижения гражданином определенного возраста, формируется за счет взносов работодателей.
  2. Накопительная пенсия. Ее средства хранятся на индивидуальных счетах граждан. Через различные частные компании или Внешэкономбанк (государственную компанию) ее формирует Пенсионный фонд России. НПФ инвестируют средства клиента в ценные бумаги и одну часть полученной прибыли перечисляют себе, а другую – гражданину, который платит взносы. Взаимодействие с негосударственными фондами имеет свои плюсы и минусы. Положительный момент заключается в том, что гражданин сможет накопить больше баллов, а отрицательный – в отсутствии той гарантии, что НПФ еще будет работать, когда гражданин выйдет на пенсию.

Чтобы ответить на вопрос, есть ли отличие в работе ПФР и НПФ, рассмотрим цели и обязанности, которые стоят перед ними. В целом как государственная, так и частные системы решают задачи по выплате средств тем гражданам, которые по закону имеют право на социальные пособия.

Государственный фонд обеспечивает начисление базовой части социальных выплат. В их число входят следующие виды пенсий:

  • по труду. Начисляется гражданам, которые имеют определенный трудовой стаж. Размер выплат зависит от уровня заработной платы в течение всего трудового периода. Одна из разновидностей такой социальной выплаты – пенсия по выслуге лет, которая назначается гражданам, несшим государственную службу, в том числе сотрудникам органов внутренних дел, Вооруженных Сил и пр. Может быть назначена задолго до наступления возраста, когда начинает выплачиваться пенсия по старости;
  • по возрасту. Один из вариантов социальных выплат, когда ежемесячное пособие начисляется гражданину по достижении им определенного возраста. После пенсионной реформы 2019 года мужчины имеют право на пенсию по старости с 65 лет, женщины – с 63 лет (вместо прежних 60 и 55-ти соответственно).
  • по инвалидности. Назначается частично дееспособным и недееспособным гражданам. Ее размер зависит от группы инвалидности. Наибольший размер положен тем, кто полностью зависит от третьих лиц и не может самостоятельно, без постороннего ухода, контролировать себя и передвигаться. Меньшая сумма положена инвалидам второй группы, которые могут работать с использованием различных вспомогательных инструментов. И, наконец, те, у кого есть серьезный недуг, но он не препятствует работе, не связанной с большими нагрузками, будут получать наименьшие выплаты. При этом речь идет о соотношении выплат в отдельном регионе, т. к. в одном субъекте Федерации размер пенсии по инвалидности может в значительной степени отличаться.
  • социальные. Регулярные денежные выплаты, которые назначаются государством и не зависит от трудового стажа. Даже если гражданин не работал официально и не платил необходимые взносы, он будет иметь право на минимальное социальное обеспечение. Правда, пенсия в этом случае будет относительно небольшой.

Государственный пенсионный фонд России контролирует, чтобы плательщики вовремя и в нужном объеме платили необходимые взносы, и направляет средства тем, кто имеет право на социальные выплаты. Все лица, задействованные в пенсионной системе, внесены в базу данных. Ведется учет поступающих в фонд и выплачиваемых средств. Работа ПФР регламентируется ФЗ № 166 – о пенсионном гособеспечении в РФ. На основании действующего законодательство перед ПФР обязан решать следующие текущие задачи:

  • собирать страховые взносы;
  • финансировать выплаты государственных пенсий в РФ;
  • взыскивать с работодателей и тех, кто привел к инвалидности граждан, необходимые суммы для дальнейшей выплаты государственных пенсий;
  • капитализировать собранные средства и привлекать для этого физ- и юрлиц на добровольной основе;
  • предоставлять гражданам необходимую информацию о государственном пенсионном обеспечении;
  • контролировать поступление страховых взносов и правильное расходование средств;
  • организовывать и вести персональный учет застрахованных лиц по различным категориям;
  • вносить в органы законодательной власти предложения по совершенствованию пенсионной системы.

Также ряд задач касается международного и межгосударственного сотрудничества, проведения исследований в области пенсионного обеспечения и страхования.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, как и ПФР, регулируется ФЗ № 166.

На сегодняшний день граждане могут накапливать часть средств будущего социального пособия в различных НПФ. Для этого заключается специальный договор, после чего отчисления работодатель начинает отправлять в негосударственный пенсионный фонд. Каждый НФП должен успешно решать следующие задачи:

  • повышать размер пенсионных выплат гражданам за счет формирования дополнительных накоплений;
  • создавать необходимые условия, чтобы отчисления граждан поступали и использовались в полном объеме;
  • создавать такие условия, чтобы накопления клиентов устойчиво росли, чтобы в итоге уровень выплат был максимально возможным.

Если этого не происходит, клиент может выбрать другую организацию. Ознакомиться с предложениями различных негосударственных пенсионных фондов вы можете на нашем финансовом портале.

Минимальная пенсия для мужчин и женщин в 2019 году

Итак, рассмотрим, на какой размер социального пособия могут рассчитывать граждане России по достижении установленного законом возраста.

Минимальной можно считать пенсию, которая состоит из одной только базовой части и не имеет доплат. При этом если уровень социальных выплат ниже прожиточного минимума, то гражданам может назначаться региональная или федеральная надбавка, которая индексируется каждый год 1 января. Но на такие доплаты могут рассчитывать только неработающие пенсионеры.

Таким образом, как мужчины, так и женщины, имеющие право на пенсионное обеспечение, будут получать ежемесячно средства в размере, превышающем прожиточный минимум в регионе их постоянной регистрации. В связи с последними законодательными изменениями социальные пособия по возрасту выплачиваются мужчинам, достигшим 65 лет, и женщинам – с 63 лет.

Ожидаемые изменения

Начатую в 2019 году реформу пенсионной системы планируется завершить к 2028 году. До этого времени будет длиться так называемый переходный период, в течение которого намечен перерасчет социальных выплат в сторону их увеличения.

Повышение возраста будет происходить постепенно. Это касается и мужчин, и женщин. Увеличение возраста можно представить в виде следующей таблицы:

Кому положена государственная пенсия

В России три основных вида пенсии — страховая, накопительная и государственная. Про страховую и накопительную мы не раз писали. А кто получает государственную пенсию и чем она отличается от остальных?

Пенсия по государственному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, компенсирующая утраченный заработок определенным категориям граждан России. Как и страховая пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Но дополнительно предусмотрена также государственная пенсия за выслугу лет. Она назначается летчикам и космонавтам, военным, пожарным, чиновникам.

Кто получает государственную пенсию

Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.

Пенсия для космонавтов и летчиков

Профессия космонавта перестала быть такой популярной среди нынешнего подрастающего поколения. Нет уже того романтического флера, который был в годы прошлого века. Между тем, люди, которые занимаются экстремальными видами деятельности и приносят пользу человечеству, имеют право на повышенную пенсию и дополнительные выплаты после окончания трудовой деятельности. Речь идет не только о космонавтах, но и о летчиках-испытателях. Им платится пенсия за выслугу лет. Для ее получения летчики и космонавты должны проработать 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины). Пенсия также назначается по инвалидности и по случаю потери кормильца — членам семей, а именно — детям, родителям и супругу (или супруге). Причем тут речь идет не только о космонавтах и летчиках, но и о кандидатах на эти должности — они могут получить инвалидность или погибнуть во время учебы.

По данным Росстата на 1 января 2016 года (более свежих данных Росстат по этой профессии не публикует), пенсия космонавта составляла 446 тыс. руб.

А еще космонавтам и летчикам-испытателям может устанавливаться не только государственная пенсия за выслугу лет, но и страховая пенсия по старости, за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии. Конечно, при наличии условий для ее назначения.

Военная пенсия

Для военнослужащих, за исключением проходивших службу по призыву, пенсия назначается в порядке, предусмотренном специальным законом. Они имеют право на выплаты за выслугу — через двадцать лет после начала службы по контракту. Так, военный, начавший служить по контракту в двадцать лет, в сорок уже может начать получать государственную пенсию.

Также пенсия может быть назначена военным по инвалидности, если они приобрели ее на службе. Их семьи получают пенсию в случае смерти кормильца, причем как проходящего службу, так и уже пенсионера.

Военные пенсионеры получают пенсию из федерального бюджета по линии силовых ведомств — например, от министерства обороны. Но если после выхода на пенсию военный пойдет работать в должности, не относящейся к военной службе, — например, в частное охранное предприятие — то работодатель будет отчислять за него страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования в ПФР. И тогда при определенных условиях военный может получить вторую пенсию.

Вторая пенсия военнослужащим назначается, если они:

  • достигли общеустановленного пенсионного возраста — 60 лет для женщин и 65 для мужчин к 2024 году с учетом переходного периода;
  • набрали определенный стаж на гражданке — 15 лет к 2024 году;
  • набрали пенсионные коэффициенты — 30 к 2025 году;
  • получают военную пенсию.

Пенсия для чиновников

Еще госпенсию за выслугу лет назначают федеральным государственным служащим. Право на нее имеют те чиновники, которые отработали определенное количество лет — этот показатель с 2017 года увеличивается поэтапно с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году.

Государственная пенсия за выслугу лет устанавливается дополнительно к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно. При этом страховую пенсию госслужащие получают по «своему» пенсионному возрасту.

Для госслужащих повышение пенсионного возраста началось в 2017 году. Оно тоже поэтапное, как и для всей России. Мужчины-госслужащие к 2028 году будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины с 2034 года — в 63 года.

Государственная пенсия по старости

Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф. Для них установлен специальный пенсионный возраст. Условия для ее получения зависят от статуса подвергшихся радиационному воздействию и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на подвергшихся радиационному загрязнению территориях, а также от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями таких катастроф.

Те граждане, которые ликвидировали последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в могут выйти на пенсию уже в 45 лет (женщины) и 50 лет (мужчины). А для тех, кто делал это двумя годами позже, пенсионный возраст начинается с 50 и 55 лет соответственно. Максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет.

Кстати, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф россияне могут выбрать, какую именно пенсию они хотят получать — вот эту самую государственную или обычную страховую, на которую они тоже имеют право при выполнении определенных требований — стажа (он постепенно увеличивается, в 2020 году был 11 лет, к 2025 году составит 15 лет) и наличия определенного числа индивидуальных пенсионных коэффициентов (2020 год — 18,6 коэффициентов, к 2025 году — 30). Дело в том, что страховая пенсия может быть больше государственной, которая максимум составит 250% от размера социальной пенсии. Социальная пенсия по старости в 2021 году равняется 5796,76 руб.

Государственная пенсия по инвалидности

Помимо уже перечисленных выше космонавтов, военнослужащих, чернобыльцев и других пострадавших в результате техногенных катастроф граждан государственная пенсия по инвалидности назначается участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и «Житель осажденного Севастополя».

При этом граждане могут продолжать зарабатывать деньги — факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет. Участники ВОВ, награжденные перечисленными выше знаками граждане и те, кто получил военную травму, могут также рассчитывать на вторую страховую пенсию.

Выплаты участникам Великой Отечественной войны, которые получают одновременно страховую пенсию и пенсию по государственному обеспечению, в 2021 году в среднем составляют 42 тыс. рублей.

Социальная пенсия

Социальная пенсия предназначена для нетрудоспособных граждан. Это инвалиды, дети без родителей, малочисленные народы Севера в возрасте и 50 и 55 лет (женщины и мужчины соответственно), а также те, кто не заработал нужное число пенсионных коэффициентов и стажа для получения страховой пенсии.

Если гражданин России не заработал определенное число баллов и коэффициентов, то он не сможет получить страховую пенсию по старости. В этом случае — и если он нигде не работает — по достижении 65 и 70 лет (женщины и мужчины соответственно) он начнет получать социальную пенсию.

В 2021 году социальная пенсия составляет в среднем 10,2 тыс. руб.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector