Договор международной перевозки понятие содержание договора

Договор международной перевозки понятие содержание договора

Договор международной перевозки понятие содержание договора

Международная транспортная логистика: как составить договор перевозки?

Логистику международных перевозок регулируют договоры различных видов. Каждый из них имеет свои особенности и регулируется соответствующими законодательными нормами.

Общий порядок взаимоотношений при международных перевозках определяет Гражданский кодекс РФ. Также действует Конвенция о договоре международной перевозки грузов. Это мировой документ, который определяет порядок отношений между участниками сделки в связи с транспортировкой ценностей (на автомобильном транспорте).

Рассмотрим пять вопросов, которые чаще всего возникают у участников международных перевозок.

1. Что необходимо включить в договор международных перевозок?

Чаще всего договор между собой заключают грузоотправитель и перевозчик. Он составляется по образцу установленной формы, состав которой описан в Гражданском кодексе. В договоре следует оговорить:

  • условия приёмки и передачи груза;
  • требования к перечню обязательных документов;
  • обязанности и права;
  • принцип разрешения хозяйственных споров.

Существенными условиями договора перевозки грузов являются предмет соглашения, условия поставки, сроки, оплата и данные участников.

2. Каковы обязательства сторон договора перевозки?

При составлении письменной договорённости между отправителем и перевозчиком у каждого из них формируются обязательства (Таблица 1).

Таблица 1. Обязательства сторон.

Обязательства заказчика

Обязательства перевозчика

Грузоперевозчик отвечает за соблюдение оговорённых сроков, а если во время доставки груз пострадает или будет утерян, ответственное лицо обязано возместить потери в размере его стоимости. Это один из самых существенных аспектов договора.

3. Какие виды договора о перевозках существуют?

Соглашения на международные перемещения грузов дифференцируются по способам перевозки и по особенностям транспортировки ценностей внутри каждого типа. Соглашения могут быть следующих типов:

1) Договор морской перевозки грузов. Участники отношений могут выбрать: на основании законодательства какой страны будет заключаться договор. Соглашение заключается между двумя участникам в письменном виде: получателем груза и грузоотправителем. Договор он может подтверждаться коносаментом или чартером. Коносамент составляют, взяв за основу типовой бланк.

Чартер (или «договор фрахтования») составляется, если грузоотправитель арендует всё судно либо его долю для перемещения груза.

2) Договор воздушной перевозки груза. В данном случае договорное соглашение (авианакладная) заключается с авиаперевозчиком. В соответствии со статьей 104 Воздушного кодекса РФ транспортные услуги могут осуществляться чартером.

3) Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом. В данном случае достаточно накладной. При этом обязательство оформить таможенную документацию принимается работниками железной дороги.

4) Договор перевозки грузов автомобильным транспортом. Отправитель и транспортная организация составляют договорное соглашение о предоставлении услуги по доставке груза из одной страны в другую.

В отдельных ситуациях возможно оформление договора не только в стандартном виде. В качестве договора могут выступать и другие документы (Таблица 2).

Таблица 2. Документы, которые можно приравнять к договору перевозки.

Вид документа

Особенности

Составляется при всех способах перевозки (по форме СМР). Она обязательно должна содержать:

  • дату и номер;
  • реквизиты сторон;
  • наименование, количество и вес груза;
  • условия доставки;
  • данные о перевозчике;
  • подписи и печати сторон.

Накладная всегда должна сопровождать перевозимые ценности.

Составляет перевозчик. В документе указываются данные об объекте и особенностях перевозки.

Составляется перевозчиком. Используется при доставке авиатранспортом или водным транспортом. При этом может быть арендовано или всё судно, или его часть.

4. На каком языке следует составлять договор о международной перевозке?

Официальное соглашение можно составить как на одном, так и на разных языках. Первый вариант имеет место, если страны-участники разговаривают и работают на одном языке. К примеру, если обе стороны владеют английским, договор при согласии можно заключить на одном — английском языке.

При возникновении ситуации несогласия договоры заключаются на разных языках. Например, на русском и французском или на русском и финском.

Договорные соглашения или контракты, которые заключаются при участии международных организаций, следует составлять на официальных языках каждого из юридических лиц.

5. Как можно расторгнуть сделку?

Инициировать расторжение договора международной перевозки может любая из сторон. Вторую сторону договора при этом необходимо письменно уведомить в срок, оговоренный в самом соглашении.

Обычно указывается, что перед расторжением договора следует выполнить все возникшие на тот момент обязательства. Если от соглашения отказывается только одна сторона, участник обязан возместить убытки.

Рекомендуем

На курсе будут рассмотрены все аспекты и сложные вопросы международных перевозок. Курс построен на фактическом материале и реальных ситуациях, возникающих при международных доставках.

Договор международной перевозки груза: понятие

Договоры внутренней и международной перевозки принципиально не отличаются и являются типовыми. Структура договоров одинакова: предмет, юридический признак, стороны, содержание. Существуют и различия между двумя видами договоров. Внутренний договор регулируется источниками национального законодательства, международный – международно-правовыми источниками.

Особенности договора международной перевозки

Международный договор касается только непосредственных участников, где одной стороной является иностранное физическое или юрлицо. Международный договор имеет отдельные условия, касающиеся перевозных платежей, сроков доставки, ответственности сторон. В договоре внутренней перевозки они могут быть одними, а международном договоре совершенно иными. Например санкции, которые применяются при невыполнении обязательств, размер санкций. Различаются и вопросы споров, претензий, исков, сроки их предъявления, юрисдикция. Комплект, прилагающихся к договору обязательных товарно-транспортных документов тоже отличается от приложения к договору внутренней перевозки грузов. Он включает в себя документы, которые должны быть предъявлены пограничным, таможенным, санитарным службам. Такими документами являются: разрешение на проезд по территории иностранного государства, счет-фактура на перевозимый товар, гарантийное обязательство об оплате таможенной пошлины. Оформление такого типа документов входит в обязанности грузоотправителя, перевозчик отвечает за пересечение границы.

Договор международной перевозки грузов является основным документом, закрепляющим права и обязанности сторон, определяющим условия перевозки, содержащим указания перевозчику.

Основными документами являются также накладные, коносамент, транспортный документ, перевозочный документ.

Система транспортных документов при международных перевозках

Существуют две основных системы:

  • накладная при автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозках;
  • коносамент при речных и морских перевозках грузов.

Накладная имеет определенную форму с четким набором реквизитов и обязательным содержанием.

Коносамент может быть составлен капитаном судна и вручен отправителю груза. Накладная, напротив, составляется отправителем груза, а вручается грузоперевозчику. Коносамент подписывается только капитаном, накладная – обеими сторонами. Из этих заключений можно сделать вывод о правовой оценке коносамента и накладной.

Коносамент – товарораспорядительный документ, накладная – товаросопроводительный.

В конвенциях закреплены положения о том, что отсутствие транспортных документов, их неверное оформление или утеря не отражаются на действительности договора международной перевозки. При перевозках воздушным, морским транспортом применяются проформы.

Порядок заключения международного договора перевозки

При заключении таких договоров часто используются генеральные соглашения. Они подписываются при долгосрочных деловых отношениях. В этих соглашениях во всех деталях определяются условия, обязательства при осуществлении перевозок. Кроме подготовки, предъявления груза при пересечении государственной границы, его доставки определяется порядок подачи заявок, условия оформления на таможне, порядок расчетов, форс-мажорные обстоятельства, претензии и арбитраж.

Заявка на перевозку груза включает в себя: количество транспортных единиц, необходимых для перевозки, название и объем груза, график подачи транспорта, его диспозиция по пунктам погрузки.

Если транспортировка груза разовая, действует система подачи заявки-оферты. Перевозчик может дать ответ в письменной форме или подать транспорт по условиям заявки. В Российской Федерации подача транспорта без согласования не так популярна.

Законодательство России четко определяет договор перевозки, в международных транспортных источниках не дается определение договора.

В конвенции ООН о морской перевозке грузов и в некоторых других документах дана дефиниция договора в общем виде.

Договор морской перевозки грузов – договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой.

В договоре отсутствует положение о наличии иностранного элемента.

Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов дает более четкое определение:

Договор смешанной перевозки означает договор, на основании которого оператор смешанной перевозки за уплату провозных платежей обязуется осуществить международную смешанную перевозку.

Тем не менее договор, всеобъемлющего характера о международных перевозках в международном праве отсутствует. Если опираться на пункты национального транспортного законодательства, учесть наличие иностранного элемента, характерное для транспортных перевозок международного уровня, то определение договора международной перевозки грузов должно выглядеть так:

Договор – соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить с пересечением государственной границы вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Договор реален. Его реальность проявляется в том, что стороны заключили договор после достигнутой договоренности по всем условиям с момента получения груза до его передачи.

Факт передачи груза подтверждается подписью перевозчика на транспортной накладной или вручением отправителю коносамента. На этот счет в международных транспортных источниках есть прямые указания. Договор фрахтования или чартера является консенсуальным.

Договор является взаимным, так как предполагает встречные права и обязанности. Есть основные обязанности – доставка груза и дополнительные – забота о грузе, обеспечение его сохранности. Грузоотправитель должен качественно подготовить груз к перевозке: затарить, упаковать, промаркировать, опломбировать, погрузить.

Договор является возмездным, так как грузоотправитель платит за перевозку груза указанную сумму. Условия оплаты закреплены в конвенциях и других документах.

Понятие Договора авиаперевозки

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется: Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»» (далее Правила), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

  • проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
  • бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);
  • бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;
  • бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь, статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка — 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Случаями вынужденного отказа пассажира от авиабилета признаются:

  • отмена или задержка рейса, указанного в билете;
  • изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию;
  • несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
  • несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
  • необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
  • неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
  • а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки, перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа.

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18-ти месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Законодательное регулирование

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае, если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика, ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностранной авиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

Любой потребитель в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров о гражданской авиации);
  • Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (территориальные отделы в административных округах);
  • Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);
  • Органы полиции (противодействие мошенническим действиям).

ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ

§ 1. Общая характеристика договоров международной перевозки грузов и пассажиров

§ 2. Договор международной морской перевозки грузов и пассажиров.

§ 3. Договор международной воздушной перевозки грузов и пассажиров.

§ 4. Договор международной автомобильной перевозки грузов и пассажиров.

§ 5. Договор международной железнодорожной перевозки грузов и пассажиров.

§ 6. Договор международной смешанной перевозки грузов и пассажиров.

Общего нормативного определения договора международной пе­ревозки в каком-либо акте не содержится. Поэтому воспользуемся определением, содержащимся в ГК РФ. Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В соответствии со ст. 786 по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется пе­ревезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. За определенными изъятиями данные определения применимы к международной перевозке.

Особенность международных перевозок состоит в том, что они осуществляются между двумя и более странами. При этом «для признания перевозки международной не требуется, чтобы она фактически осуществлялась по территории двух или нескольких стран: достаточно начать такую перевозку, фактического поступле­ния груза. на территорию иностранного государства (пересечения границы) может и не быть». Например, если груз был утрачен до пересечения границы, то перевозка не перестает считаться междуна­родной. Главное, что место отправления и место назначения, указан­ные в договоре, находятся в разных государствах.

Поскольку международные перевозки осуществляются между двумя и более странами, они регулируются сложным комплексом правовых норм, состоящим из норм международных соглашений, националь­ного законодательства и обычаев, сложившихся в области перевозок.

Первая группа международных соглашений касается условий перевозок.

Подобно национальному гражданскому законодательству, в таких соглашениях устанавливаются: 1) форма договора перевозки; 2) существенные условия перевозок; 3) права и обязанности, а также ответственность сторон — перевозчика и грузоотправителя; 4) претен­зии и иски, включая вопросы юрисдикции (как известно, в России вопросы юрисдикции и исков — сфера процессуального права).

В настоящее время международные соглашения об условиях пере­возок грузов, именуемые также транспортными конвенциями, явля­ются основным источником регулирования международных перевозок. По каждому виду перевозок (морская, воздушная, автомобильная, железнодорожная, смешанная) существует какая-либо «основная» конвенция (иногда и более). Положения транспортных конвенций носят в основном императивный характер, особенно в том, что ка­сается ответственности перевозчика.

Читайте также  Документы необходимые для трудоустройства иностранных граждан

Многие конвенции об условиях перевозок содержат в своем названии слово «унификация». Унификация — это приведение чего-то к единому знаменателю. Унификация в праве — создание единых правил, которых обязаны придерживаться государства в регулировании определенных общественных отношений, как правило, тех, которые связаны с международным торговым оборотом. По мнению А.Л. Маковского, «главное содержание обязательств, принимаемых в отношении друг друга госу­дарствами по международным договорам об унификации права, состоит в обязанности каждого государства-участника договора обеспечить пра­вовое регулирование определенных в этом договоре отношений установ­ленным в нем образом».

Другая группа международных соглашений — договоры об общих принципах сотрудничества между странами по вопросам транс­порта. К этой группе относятся торговые договоры, договоры о тор­говле и мореплавании, соглашения о сотрудничестве в области конкретного вида транспорта. Они ориентированы в основном на межгосударственное регулирование перевозочной деятельности, со­держат положения достаточно общего характера.

Национальное законодательство в области международных пе­ревозок применяется субсидиарно по отношению к международным договорам. Иными словами, внутреннее законодательство подлежит применению к договорам международной перевозки в случаях, когда какой-то вопрос не урегулирован транспортной конвенцией или сама конвенция (ее коллизионная норма) отсылает к национальному законодательству. Наибольшее практическое значение имеют две кол­лизионные привязки — закон страны отправления (в том, что касается предъявления груза к перевозке) и закон страны назначения груза (вопросы, касающиеся выдачи груза, составление актов о недоста­че). О применении национального законодательства в таких конвен­циях говорится, как правило, в связи с возможностью освобождения перевозчика от ответственности или ограничения ее, а также для решения процессуальных вопросов. К примеру: «Суд может на ос­новании постановлений своего собственного закона освободить пе­ревозчика от ответственности в случае, если в причинении вреда виноват отправитель (пассажир). » и т.д. При отсылке к какому-либо внутреннему праву необходимо последовательно применять:

1) спе­циальные нормативные акты, касающиеся международных перевозок;

2) нормы транспортного законодательства;

3) нормы общеграждан­ского законодательства.

Договор международной перевозки признается внешнеэкономи­ческой сделкой: перевозка выполняется за границу, и иностранный элемент в данном случае присущ процессу перемещения, составля­ющему суть транспортной деятельности. Раздел VI части третьей ГК РФ содержит ряд коллизионных привязок, которые применяются к внешнеэкономическим сделкам в случае, если отсутствуют специ­альные коллизионные нормы, содержащиеся в транспортном законо­дательстве. В соответствии со ст. 1210 ГК стороны вправе сами избрать применимое право к их договору международной перевозки. При отсутствии соглашения сторон о применимом праве подлежит применению право перевозчика (п. 3 ст. 1211). При этом в приори­тетном порядке перед нормами ГК РФ и специального транспортного законодательства подлежат применению коллизионные нормы, со­держащиеся в международных соглашениях. Например, в соответ­ствии с п. «е» ст. 11 Соглашения стран СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992г. при отсутствии соглашения сторон о применимом праве применяется право места совершения сделки.

Пункт 2 ст. 1206 ГК РФ содержит норму, которая также связана с перевозкой: возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав по сделке, заключаемой в отношении находя­щегося в пути движимого имущества, определяется по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не предусмотрено законом. Если отношения сторон выходят за рамки транспортных (например, вопросы правопреемства, порядок уступки права на предъявление требований к перевозчику), то необходимо обращение к специальным коллизионным правилам.

Одной из главных целей транспортных конвенций является опре­деление оснований ответственности перевозчика и ограничение ее размера за несохранность груза и просрочку в доставке, а также за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. В большинстве международных соглашений перевозчик несет ответственность при наличии вины, которая предполагается (то есть бремя доказательства отсутствия вины лежит на самом перевозчике). Отечественное зако­нодательство основано на тех же принципах (см. п. 1 ст. 796 ГК РФ). В данном случае имеется изъятие из общего принципа ответствен­ности предпринимателей (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

В большинстве международных соглашений ответственность пере­возчика за несохранность груза ограничивается суммой объявленной стоимости груза. Если стоимость груза не объявлялась, ответствен­ность ограничивается определенной суммой, которая выражается во французских франках. Франки подлежат переводу в национальную валюту по определенной схеме (в зависимости от времени заключе­ния соглашения имеются в виду отсылки либо к старым франкам — франкам Жерминаль (10,31 г золота пробы 0,900) или к франкам Пуанкаре (65,5 мг золота пробы 0,900). Протоколы, принимаемые к конвенциям начиная с 70-х гг. XX в., а также современные транспортные соглашения используют в качестве единицы измерения пре­дела ответственности СПЗ — расчетные единицы МВФ. Согласно транспортным конвенциям ограничивается ответственность перевоз­чика также за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Гражданское законодательство России также ограничивает ответ­ственность перевозчика: при утрате (повреждении) груза — в размере стоимости утраченного (поврежденного) груза, а если стоимость груза объявлялась — в размере объявленной стоимости (п. 2 ст. 796 ГК РФ). Из этих же принципов исходят современные российские транспорт­ные уставы и кодексы.

Установление пределов ответственности сделано в целях защиты интересов перевозчиков от чрезмерных требований со стороны вла­дельцев утраченных (поврежденных) грузов и/или страховщиков. С другой стороны, согласно конвенциям всякое соглашение, отсту­пающее от установленного режима ответственности, в частности ис­ключающее ответственность перевозчика, недопустимо.

Договоры международной перевозки тесно связаны с иными до­говорами, прежде всего с договорами транспортной экспедиции, купли-продажи и страхования.

Так, количество товаров, подлежащих передаче покупателю, обычно определяется по документу, полученному продавцом от перевозчика (накладная, коносамент). Перевозчик отвечает за сохранность товара в количестве, принятом им от продавца. В случае недостачи товара пре­тензию покупатель должен предъявлять непосредственно перевозчику. Продавцу же предъявляются претензии только в случае, когда будет доказано, что перевозчик не виновен в недостаче или имеет место сме­шанная ответственность перевозчика и грузоотправителя.

Согласованные сторонами базисы поставки, традиционно использу­емые в договорах купли-продажи согласно обычаям или ИНКОТЕРМС, влияют на выбор конкретного вида транспорта, а также на распределение между сторонами обязанностей по заключению договора перевозки.

В частности, в сделках на условиях группы F (FCA, FAS, FOB) обязан­ность организации перевозки лежит на покупателе, а по условиям группы С (CFR, GIF, CPT, CIP) — на продавце. Соответственно расходы по перевозке в первом случае несет покупатель, а во втором — продавец (краткая характеристика группы F в ИНКОТЕРМС — «основная перевоз­ка не оплачена», а группы С — «основная перевозка оплачена»). Как отмечается в литературе, в тех странах, где у продавца имеются доста­точные возможности обеспечить морской транспорт, он может предпо­честь CFR или CIF. Если же такая возможность есть у покупателя, он, скорее всего, будет настаивать на выборе FAS и FOB.

Вместе с тем следует подчеркнуть обособленный характер отноше­ний из договоров перевозки и купли-продажи. О.Н. Садиков отмечает: «При урегулировании споров, возникающих из договора внешнеторговой купли-продажи, его участники нередко смешивают отношения купли-продажи и транспортировки и руководствуются при этом правовыми нормами, относящимися к договору перевозки, что не позволяет им надлежащим образом устранять возникшие разногласия».

Международная транспортная логистика: как составить договор перевозки?

Логистику международных перевозок регулируют договоры различных видов. Каждый из них имеет свои особенности и регулируется соответствующими законодательными нормами.

Общий порядок взаимоотношений при международных перевозках определяет Гражданский кодекс РФ. Также действует Конвенция о договоре международной перевозки грузов. Это мировой документ, который определяет порядок отношений между участниками сделки в связи с транспортировкой ценностей (на автомобильном транспорте).

Рассмотрим пять вопросов, которые чаще всего возникают у участников международных перевозок.

1. Что необходимо включить в договор международных перевозок?

Чаще всего договор между собой заключают грузоотправитель и перевозчик. Он составляется по образцу установленной формы, состав которой описан в Гражданском кодексе. В договоре следует оговорить:

  • условия приёмки и передачи груза;
  • требования к перечню обязательных документов;
  • обязанности и права;
  • принцип разрешения хозяйственных споров.

Существенными условиями договора перевозки грузов являются предмет соглашения, условия поставки, сроки, оплата и данные участников.

2. Каковы обязательства сторон договора перевозки?

При составлении письменной договорённости между отправителем и перевозчиком у каждого из них формируются обязательства (Таблица 1).

Таблица 1. Обязательства сторон.

Обязательства заказчика

Обязательства перевозчика

Грузоперевозчик отвечает за соблюдение оговорённых сроков, а если во время доставки груз пострадает или будет утерян, ответственное лицо обязано возместить потери в размере его стоимости. Это один из самых существенных аспектов договора.

3. Какие виды договора о перевозках существуют?

Соглашения на международные перемещения грузов дифференцируются по способам перевозки и по особенностям транспортировки ценностей внутри каждого типа. Соглашения могут быть следующих типов:

1) Договор морской перевозки грузов. Участники отношений могут выбрать: на основании законодательства какой страны будет заключаться договор. Соглашение заключается между двумя участникам в письменном виде: получателем груза и грузоотправителем. Договор он может подтверждаться коносаментом или чартером. Коносамент составляют, взяв за основу типовой бланк.

Чартер (или «договор фрахтования») составляется, если грузоотправитель арендует всё судно либо его долю для перемещения груза.

2) Договор воздушной перевозки груза. В данном случае договорное соглашение (авианакладная) заключается с авиаперевозчиком. В соответствии со статьей 104 Воздушного кодекса РФ транспортные услуги могут осуществляться чартером.

3) Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом. В данном случае достаточно накладной. При этом обязательство оформить таможенную документацию принимается работниками железной дороги.

4) Договор перевозки грузов автомобильным транспортом. Отправитель и транспортная организация составляют договорное соглашение о предоставлении услуги по доставке груза из одной страны в другую.

В отдельных ситуациях возможно оформление договора не только в стандартном виде. В качестве договора могут выступать и другие документы (Таблица 2).

Таблица 2. Документы, которые можно приравнять к договору перевозки.

Вид документа

Особенности

Составляется при всех способах перевозки (по форме СМР). Она обязательно должна содержать:

  • дату и номер;
  • реквизиты сторон;
  • наименование, количество и вес груза;
  • условия доставки;
  • данные о перевозчике;
  • подписи и печати сторон.

Накладная всегда должна сопровождать перевозимые ценности.

Составляет перевозчик. В документе указываются данные об объекте и особенностях перевозки.

Составляется перевозчиком. Используется при доставке авиатранспортом или водным транспортом. При этом может быть арендовано или всё судно, или его часть.

4. На каком языке следует составлять договор о международной перевозке?

Официальное соглашение можно составить как на одном, так и на разных языках. Первый вариант имеет место, если страны-участники разговаривают и работают на одном языке. К примеру, если обе стороны владеют английским, договор при согласии можно заключить на одном — английском языке.

При возникновении ситуации несогласия договоры заключаются на разных языках. Например, на русском и французском или на русском и финском.

Договорные соглашения или контракты, которые заключаются при участии международных организаций, следует составлять на официальных языках каждого из юридических лиц.

5. Как можно расторгнуть сделку?

Инициировать расторжение договора международной перевозки может любая из сторон. Вторую сторону договора при этом необходимо письменно уведомить в срок, оговоренный в самом соглашении.

Обычно указывается, что перед расторжением договора следует выполнить все возникшие на тот момент обязательства. Если от соглашения отказывается только одна сторона, участник обязан возместить убытки.

Рекомендуем

На курсе будут рассмотрены все аспекты и сложные вопросы международных перевозок. Курс построен на фактическом материале и реальных ситуациях, возникающих при международных доставках.

Договор международной перевозки понятие содержание договора

Понятие и виды договоров перевозки

  • Понятие и виды договора перевозки
  • Понятие и виды договоров перевозки груза
  • Содержание договора перевозки груза
  • Виды договоров перевозки: разовый и долгосрочный договор
  • Образец договора морской перевозки груза
  • Договор воздушной перевозки пассажира

Разновидности договоров перевозки груза

Существует два основных вида договоров о перевозки грузов: одноразовые и долгосрочные. Одноразовые заключаются для единовременной доставки какого-либо предмета по указанному адресу. После факта передачи посылки все отношения между перевозчиком и заказчиком завершаются.

Долгосрочные договоры рассчитаны на длительный период времени. Их обычно заключают предприятия, которые не имеют собственного парка спецтехники для транспортировки произведенной продукции. Поэтому они подписывают соглашение с перевозчиками, которые обязуются выполнять доставку товаров по любым указанным направлениям.

Договор оказания услуг по перевозке грузов регламентирует все моменты подобных взаимоотношений. В случае несоблюдения одной из сторон каких-либо пунктов, на нее будут возложены штрафные санкции вплоть до одностороннего расторжения контракта. Поэтому в составлении документа должны принимать участие представители обеих сторон, чтобы достичь полного согласия по всем пунктам. Перевозчик обязуется предоставлять все услуги по договору о перевозке грузов, а заказчик — своевременно оплачивать эти услуги в полном объеме.

Зачем подписывать договор?

Заключение договора о перевозке груза является важным этапом во взаимоотношении подписавшихся сторон. С этого момента заказчик фактически передает свое имущество под контроль перевозчика. Последний обязуется обеспечивать сохранность груза до момента его передачи в пункт назначения. После этого сделка считается завершенной. Ответственность сторон по договору о перевозке грузов в случае невыполнения или не надлежащего выполнения своих обязанностей оговаривается заранее и включается в подписываемые документы. При этом штрафные санкции должны быть равнозначными для обоих участников сделки.

При отказе одной из сторон признавать сою вину можно обращаться в суд, в качестве доказательств представив свой экземпляр контракта. Спорные ситуации очень часто возникают при взаимодействии предприятий с перевозчиками, именно поэтому необходимо тщательно продумывать и согласовывать все условия по договору о перевозке грузов, сколь незначительными бы они не казались на первый взгляд. Это поможет избежать возможных неприятностей в будущем и склонить чашу весов в свою пользу в случае судебного разбирательства.

Содержание договора о перевозке грузов состоит из следующих пунктов: стороны договора, предмет договора, обязанности сторон, ответственность сторон, дополнительные моменты. Документы должны быть подписаны руководителями предприятий с обеих сторон и заверены гербовой печатью. Каждая сторона должна получить свой экземпляр договора. Договор о перевозке груза является подтверждением достигнутых между партнерами соглашений о выполнении определенного вида работ и получении за это соответствующего вознаграждения.

Содержание накладной

Формуляр (бланк) имеет список реквизитов, обязательных для включения в текст накладной.

Так, накладная должна содержать следующие номинации:

  1. наименование юридического лица, имена и фамилии физических лиц – участников договора, включая и получателя груза;
  2. страна, город, место, в которое должен быть доставлен груз;
  3. наименование груза, его характеристики (вес, размер, габариты и т.д.);
  4. цена договора, то есть стоимость, которую грузоотправитель оплатит за перевозку;
  5. разъяснения грузоотправителя по прохождению таможенного контроля;
  6. обязательные ссылки на норму Конвенции и на главенство конвенции для грузоперевозки.

Помимо фиксирования обязательств участников договора, накладная выполняет также роль расписки перевозчика в получении груза.

Существенные условия

Итак, самыми существенными условиями договора перевозки являются:

  • сроки выполнения соглашения. Если водитель не может по каким-либо независимым от него факторам, доставить груз в условленное время, то наложение штрафных санкций не допустимо;

К обстоятельствам непреодолимой силы можно отнести: плохие метеоусловия, военные действия, теракты и так далее. Во всех иных случаях ответственность за невыполнение услуги в регламентированные сроки возлагается на автоперевозчика.

  • цена договора, или сколько и в какие сроки должна осуществляться оплата.

По взаимному согласованию в договоре могут отражаться:

  • время на ожидание погрузки и разгрузки, оплачиваемое дополнительно;
  • маршрут движения транспортного средства. Если данный аспект не оговорен, то считается, что водитель обязан двигаться по кратчайшему маршруту;
  • вид автотранспортного средства, осуществляющего доставку груза. По умолчанию исполнитель договора обязан предоставить автомашину, подходящую по габаритам;

Автомобиль должен быть полностью исправен и находится в чистом виде. По согласованию можно указать конкретный вид транспорта, модель, марку и государственный номер. В этой ситуации заменить автомашину по своему желанию исполнитель договора не имеет права.

  • сохранность груза. В договоре желательно отразить все аспекты, связанные с погрузкой, креплением груза, разгрузкой и указать, кто именно несет ответственность за допуск ошибки в той или иной ситуации.

О грузоперевозках по 20 тонн читайте здесь.

Способы заключения соглашений

Для того, чтобы последовательно и точно изучить все стороны договора его участники разделяют его на несколько частей:

  1. Выдвижение инициативы соглашения.
  2. Подготовка текста договора, редактирование и доработка.
  3. Принятие участниками конвенции текста соглашения. Для многосторонних переговоров достаточно 2/3 согласившихся участников.
  4. Признание текста согласованным, и невозможность последующей корректировки – установление аутентичности.
  5. Подписание сторонами.
  6. Признание субъектами обязательность договора к исполнению, выражение согласия.

Выражение согласия сторонами, участниками, также производится, последовательно начиная от подписания, обмена документами, ратификации, утверждения, принятия, одобрения и заканчивается присоединением. Все стадии должны производиться последовательно обеими сторонами.

Отдельного внимания требует ратификация документа, т.е. вступление его в юридическую силу. Венская конвенция определяет ратификацию, как «согласие государства на обязательность для него договора…».

Эта процедура не является обязательной для исполнения, кроме тех случаев, когда её необходимость указана в самом документе. Множество документов международного образца вступают в силу после подписания сторонами, без ратификации.

Прекращение международных договоров должно быть согласовано всеми сторонами, участвующими в его принятии.

Прекращение должно быть оформлено соответствующим протоколом, составленным на предварительно собранной конференции.

Прекращение может быть осуществлено без инициативы его участников в том случае, если:

  • закончился срок действия;
  • обязательства, указанные в договоре, были выполнены;
  • сократилось количество сторон;
  • возник вооруженный конфликт между сторонами;
  • наступило отлагательное условие.

О «договоре-заявке» как о договоре перевозки груза в Республике Беларусь

Ранее мы уже выяснили, что договор перевозки груза может быть заключен ТОЛЬКО в письменной форме либо путем составления транспортной накладной, коносамента или иного перевозного документа в соответствии с требованиями законодательства.

Является ли «договор-заявка» самостоятельным договором перевозки груза?

Однозначно является, если соответствует требованиям законодательства Республики Беларусь и положениям Конвенции (для международных перевозок).

В теории права существует понятие «существенные условия договора», то есть такие условия сделки или соглашения, без наличия которых договор теряет смысл или является невыполнимым.

Часть 1 статьи 738 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Аналогичное описание договора перевозки груза содержится в статье 37 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», а также в пункте 8 главы 3 Правил автомобильных перевозок грузов.

Следовательно, законодательством Республики Беларусь установлены обязательные условия договора перевозки груза:

1) Наименования перевозчика, отправителя груза и его получателя.

2) Маршрут доставки: место, где груз вверяется перевозчику (место загрузки) и пункт назначения (место разгрузки).

3) Груз, который подлежит перевозке.

4) Плата за перевозку груза.

Следует обратить внимание, что в отличие от положений законодательства Украины сроки доставки груза не предусмотрены законодательством Республики Беларусь как обязательное условие договора. Вместе с тем, на практике отсутствие даты загрузки, сроков доставки и/или даты выгрузки может привести к спору между контрагентами или к конфликтным ситуациям, поэтому рекомендуем эти условия указывать при заключении договора перевозки.

При наличии этих условий в подписанном всеми сторонами письменном документе позволяет говорить о наличии письменного договора перевозки груза.

Как мы уже указывали ранее, положения Конвенции имеют приоритет над положениями национального (внутреннего) законодательства Республики Беларусь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector